DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_8_765 УДК 343
ПОДРОСТКОВЫЙ ТЕРРОРИЗМ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Жамборов Анзор Анатольевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, е-mail: amv_@mail.ru
Курманова Марина Келлетовна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры механизации сельского хозяйства, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, е-mail: amv_@mail.ru
В статье раскрываются причины возникновения подросткового терроризма. Установлено, что сеть Интернет является одним из ключевых факторов, активизирующих рост экстремизма и терроризма. Обилие сайтов, на которых может зарегистрироваться любой желающий, выступает средоточием пропаганды экстремистских и террористических идей. Сделан вывод о том, что главным аспектом противодействия террористической угрозе остается профилактика.
Ключевые слова: подростковый терроризм; радикализм; социальные сети; насильственные действия; профилактика; противодействие.
UDC 343
TEENAGE TERRORISM: CAUSES AND WAYS TO COUNTER
Zhamborov Anzor Anatolievich,
PhD in Law, Associate Professor of the Department of Fire Training, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_@mail.ru
Kurmanova Marina Kelletovna,
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Agricultural Mechanization, Kabardino-Balkarian State Agrarian University Named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: amv_@mail.ru
The article reveals the causes of teenage terrorism. It has been established that the Internet is one of the key factors activating the growth of extremism and terrorism. The abundance of sites on which anyone can register is the focus of propaganda of extremist and terrorist ideas. It is concluded that prevention remains the main aspect of countering the terrorist threat.
Keywords: teenage terrorism; radicalism; social networks; violent actions; prevention; opposition.
Технический прогресс и развитие информационных технологий постоянно выступают источником экстремистской и террористической провокации. Сеть Интернет является одним из ключевых факторов, активизирующих рост экстремизма и терроризма. Обилие сайтов, число которых растет с каждым днем, на которых беспрепятственно может зарегистрироваться любой желающий, вы-
ступают средоточием пропаганды экстремистских и террористических идей. Однако, как отмечают правоохранители, подобный информационный контент засекречивается и требует приложения значительных усилий для их поиска. Экстремистские высказывания в больших количествах также публикуются на личных страницах в социальных сетях пользователей. При этом многие из них
трудно обнаружить, а владельцев данных ресурсов сложно заподозрить в противозаконной деятельности, поскольку транслируемый контент напрямую не содержит агитации [7; 8].
Виртуальным мир сегодня наиболее предпочтителен для молодого поколения пользователей сети Интернет. Специалисты отмечают, что после нескольких месяцев виртуальной жизни молодежь начинает терять навыки социализации и испытывать трудности коммуникации, в то время как в социальной сети выступают лидерами мнений. В реальный мир они выходят с неустойчивой психикой, агрессивно реагируют на внешние факторы, дело доходит и до убийства. Ситуа -ция осложняется тем, что никаких сожалений большинство из них по этому поводу не испы -тывают, поскольку уверены в правильности своих действий - врагов надо уничтожать. Несмотря на то, что Федеральная служба безопасности РФ борется с данной проблемой, снизить ее вредоносное воздействие пока не удается. На месте закрывающихся интернет-ресурсов появляются новые, еще более засекреченные.
Популярность социальных сетей обусловлена рядом факторов: во-первых, они являются новым форматом функционирования СМИ в Интернете; во-вторых, слабоконтро-лируемы со стороны правоохранительных органов; в-третьих, обладают высоким мобилизационным потенциалом; в-четвертых, технологичны и мультимедийны; в-пятых, позволяют оперативно разместить информацию, в том числе с места событий; в-шестых, формируют общественное мнение; в-седьмых, способствуют созданию сообществ по интересам.
Массовому использованию современных медиа способствовала пандемия COVID-19, когда они стали единственным инструментом коммуникации между людьми. Однако здесь проявились и негативные тенденции, в числе которых на передний план вышел экстремистско-террористи-ческий аспект, а именно возникновение новых форм терроризма. Терроризм стал войной XXI века, детерминировав угрозу мирового масштаба.
Сегодня мы являемся свидетелями того, что многие государства демонстрируют бессилие перед проблемой терроризма. Это
подтверждается массой гибелью ни в чем не повинного гражданского населения, порождением экономических и социальных проблем в государстве, а также появлением нового вида терроризма - подросткового - как результата потери контроля над подрастающим поколением из-за постоянных межгосударственных конфликтов и споров.
Рассматривая причины роста экстремизма и терроризма, следует также отметить немаловажную роль снижения преемственности поколений, ослабление патриотизма среди молодого поколения, представители которого открыто демонстрируют отвращение к власти и законам. Они считают, что власть диктует им неприемлемые правила будущей жизни и всеми силами старается притеснить интересы граждан. Поэтому страх за свою дальнейшую жизнь побуждает молодежь идти против системы, пытаясь тем самым реализовать свои амбиции, которые выливаются в агрессию и различные агитации. О них начинают писать, говорить, с ними борются. И таким образом, становясь объектом внимания, молодежи начинает казаться, что они диктуют правила и становятся значимыми людьми в обществе. Обуславливая невозможность смириться с современными реалиями, молодежь пытается создавать свои.
Все чаще новостные ленты сообщают о массовых беспорядках, учиненных молодежью, о совершении ими различных видов преступлений, в том числе террористических актов. Обороты набирает также подростковый терроризм социальных сетей. Сеть Интернет в последние годы все больше подвергается радикализации, в эту идеологию вовлекается большое число подростков и молодежи, а отсутствие сложного планирования при осуществлении террористических атак позволяет практически всем желающим принимать в них участие.
Самым молодым осужденным террористом на сегодняшний день является 15-летний британец, который проявил особый интерес к изготовлению бомб, собрал многочисленный материал о терроризме и транслировал свои высказывания в социальных сетях. На момент совершения данных преступлений ему было 13 лет.
Для подросткового терроризма характерна принципиально новая структура и под-
ход. Если в недавнем прошлом террористов можно было отследить в сети по принадлежности к определенной террористической ячейке, отдающей приказы к действию, и впоследствии выявить различные элементы одной цепочки, то современные террористы выступают в роли «одиноких волков», не под -чиняющихся ничьим приказам и не принадлежащие какой-либо террористической организации или группировке. Так, на странице одной групп радикально настроенных подростков в Facebook один из участников именовал себя «первым белым террористом-смертником» [2; 4-6].
Отягчающим обстоятельством выступает то, что случайные акторы террористических действий, с одной стороны, статистически предсказуемы, а с другой - индивидуально непредсказуемы, и, таким образом, налицо «стохастический терроризм». На практике происходит следующее: широкой огласке придается деятельность «одиноких волков», совершающих противоправные действия с целью преднамеренного разжигания насилия одного актора, из-за чего у данной категории преступников появляется чувство уверенности в своих действиях.
В числе главных причин, обусловивших разрастание подросткового терроризма, следует назвать период самоизоляции, домашнего обучения и одиночества молодых людей. Пытаясь влиться в реалии современной действительности, подростки массово оказались в виртуальном пространстве и стали жертвами идеологии ИГИЛ и ультраправых взглядов. Предикторами данных идеологий выступает радикализм, в процессе которого происходит переход от насильственных форм выражения мнений к насильственным действиям. А принимая во внимание, что на сегодняшний день нет четких границ данного понятия, то и тема остается дискуссионной [3; 4; 10].
Социальные сети, такие как YouTube и Twitter (ранее Facebook и Instagram, которые с марта 2022 года признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ) осуществляют блокировку пользователей, распространяющих призывы к насилию. Однако появление приложения TikTok стало местом миграции заблокированных в других приложениях пользователей. Позже модераторы TikTok выступили с заявлением о запрете
любых учетных записей, продвигающих террористическую идеологию и начали блокировку аккаунтов с публикациями террористического контента, также были удалены многочисленные видео с изображениями трупов, боевиков, их маршей, женщин, называющих себя «гордыми джихадистками». Платформа ШТок оказалась самой популярной из всех существующих для подростковой аудитории [2; 8; 9].
Помимо интернет-условий еще одной причиной проявления террористических установок у подростков являются насмешки сверстников, вызывающие такие деструктивные эмоции, как гнев, злость и ненависть, которые могут привести к неблагоприятным последствиям. Об этом свидетельствуют множественные случаи расстрела одноклассников и сверстников притесняемым членом коллектива. Это лишний раз подтверждает, что в силу возраста, психофизиологических особенностей и легкой внушаемости подростки ищут ярких ощущений и не могут самостоятельно принять верные решения, становятся легкой добычей для вовлечения в террористическую деятельность.
К распространению и насильственному насаждению деструктивной идеологии побуждает именно идейная составляющая, с которой и нужно начинать борьбу, чтобы противодействовать данным явлениям. Главным аспектом противодействия террористической угрозе остается профилактика. В качестве основных принципов построения антитеррористической профилактической работы следует отметить целесообразность и адресность мероприятий, исполнители которых наделяются обязанностью обеспечить целевое их выполнение в контексте реализации профилактики вовлечения подростковой аудитории в террористические организации.
Эффективному разрешению указанного вопроса может способствовать объединение усилий государственных органов федеральной и региональной власти, органов местного самоуправления и антитеррористических комиссий, направленное на реализацию ряда профилактических мероприятий:
- размещение рекламных баннеров, содержащих информацию о целесообразности гармоничных межэтнических и межкультурных взаимоотношений;
- проведение разъяснительной работы в образовательных организациях с учащейся молодежью, направленной на воспитание толерантности, освещение сущности терроризма и его общественной опасности;
- разъяснение положений об административной и уголовной ответственности за совершение подобных преступлений;
- организация просмотров тематических фильмов, посвященных укреплению толерантности;
- организация тематических встреч с сотрудниками правоохранительных органов по вопросам профилактики терроризма;
- привлечение религиозных организаций к участию в работе, направленной на повышение правовой культуры, правосознания и
гражданской ответственности подрастающего поколения;
- организация социальной поддержки семьям, в которых имеются лица, вовлеченные в террористическую деятельность;
- проведение работы по профилактике ложных сообщений об актах терроризма [1; 4; 9].
В свете изложенного следует отметить, что борьба с подростковым терроризмом требует такого же внимания, как и с другими формами и разновидностями его проявления. В данной ситуации во главу угла нужно ставить тот факт, что субъектами подобных преступлений выступает психологически уязвимая социально-демографическая группа - подростки, являющиеся будущим нашей страны.
Список литературы_
1. Абазов А.Б. Профилактические меры по противодействию радикализму и экстремизму в молодежной среде // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 2. № 5. С. 168-171.
2. Бураева Л.А. Об актуальных проблемах противодействия молодежному экстремизму в глобальной сети // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 5. С. 29-33.
3. Гедгафов М.М. Экстремизм и терроризм как угроза современному обществу // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 2. С. 69-72.
4. Жамборов А.А. Современный терроризм и экстремизм как потенциальная угроза безопасности государства // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 3. С. 32-36.
5. Магомедов М.Н. Борьба с экстремизмом и терроризмом: новые вызовы и угрозы // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 2. С. 65-68.
6. Полтавцева О.Н. Новые медиа и глобальные угрозы современности // Общество, экономика, право: актуальные вопросы и векторы развития: моногр. Петрозаводск, 2021. С. 85-100.
7. Таков А.З. Интернет как фактор распространения экстремизма в молодежной среде // Образование и право. 2021. № 6. С. 336-340.
8. Тарчоков Б.А. Противодействие распространению экстремизма в сети интернет // Образование и право. 2022. № 1. С. 186-189.
9. Хажироков В.А. Основные детерминанты возникновения и распространения молодежного экстремизма в современных условиях // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 4. № 3. С. 70-73.
10. Хачидогов Р.А. Профилактика деструктивного влияния терроризма и экстремизма на современную молодежь // Лучшая педагогическая работа 2021: сб. ст. Междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза, 2021. С. 57-60.
References_
1. Abazov A.B. Preventive measures to counteract radicalism and extremism in the youth environment. Journal of Applied Research. 2021. Vol. 2. No. 5. pp. 168-171.
2. Buraeva L.A. On the actual problems of countering youth extremism in the global network. Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 5. pp. 29-33.
3. Gedgafov M.M. Extremism and terrorism as a threat to modern society. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 2. pp. 69-72.
4. Zhamborov A.A. Modern terrorism and extremism as a potential threat to state security. Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 3. pp. 32-36.
5. Magomedov M.N. The fight against extremism and terrorism: new challenges and threats. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 2. pp. 65-68.
6. Poltavtseva O.N. New media and global threats of modernity. Society, Economics, Law: topical issues and vectors of development: monogr. Petrozavodsk, 2021. pp. 85-100.
7. Takov A.Z. The Internet as a factor of the spread of extremism in the youth environment. Education and law. 2021. No. 6. pp. 336-340.
8. Tarchokov B.A. Countering the spread of extremism on the Internet. Education and Law. 2022. No. 1. pp. 186-189.
9. Khazhirokov V.A. The main determinants of the emergence and spread of youth extremism in modern conditions. Journal of Applied Research. 2021. Vol. 4. No. 3. pp. 70-73.
10. Khachidogov R.A. Prevention of the destructive influence of terrorism and extremism on modern youth. The best pedagogical work 2021: collection of International scientific research. competition. Penza, 2021. pp. 57-60.