Научная статья на тему 'ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В КИТАЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ'

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В КИТАЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Право»

1190
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ В КИТАЕ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС КИТАЯ / THE CRIMINAL CODE OF CHINA / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / CRIME / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / COUNTER-TERRORISM / ТЕРАКТ / ATTACK / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / TRANSNATIONAL CRIME / РЕФОРМА / REFORM / ПОЛИЦИЯ / POLICE / CRIME IN CHINE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хуан Даосю

В статье рассматривается актуальная для современного Китая проблема борьбы с преступностью террористического характера, что является одним из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности китайского государства. В настоящее время террористические преступления в Китайской Народной Республике становятся более организованными, многообразными и трансграничными, что существенно подвергает угрозе общественную безопасность в стране и бросает вызов уголовной юстиции. Общественная опасность криминального терроризма и экстремизма в Китае характеризуется тем, что совершенные преступления насильственного характера отличаются идеологией религиозного экстремизма. Средствами совершения преступлений являются в основном холодное оружие и взрывные устройства, при этом органы государственной власти, в том числе полиция, являются главными объектами терактов, а органы общественной безопасности редко получают информацию о терактах заблаговременно. В статье также отмечается, что терроризм в Китае тесно связан с зарубежными террористическими организациями и часто финансирован ими. В связи с этим Правительство Китая предпринимает активные шаги в сфере противодействия терроризму как в организационно-правовом плане, так и в сфере китайского уголовного законодательства. Так, 12 ноября 2013 г. при ЦК КПК был образован Совет государственной безопасности, являющийся органом по принятию решений высшего звена в области государственной безопасности и координационной структурой, обладающей наивысшим авторитетом и ответственной за осуществление единого планирования внутренней и внешней ситуации государственной безопасности. Реализация же стратегических и оперативных задач в сфере борьбы с терроризмом возложена на специальные элитные полицейские антитеррористические бригады «Барс» и «Сокол». В статье также отмечается, что рост террористической деятельности в современном Китае обусловливает изменение китайского уголовного законодательства. Вносимые редакционные поправки в Уголовный кодекс Китая предусматривают более строгие наказания за многие преступления против общественного порядка, кроме того, китайский законодатель криминализировал финансирование теракта. Между тем, автор статьи отмечает, что национальное законодательство отстает от действительности, так как до сих пор не принят Закон о борьбе против терроризма, как это сделано в других государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORIST CRIME IN CHINA AND STRUGGLE AGAINST TERRORISM

In the article the actual problem for modern China to combat crime of a terrorist nature, which is one of the priorities in the national security of the Chinese state is discusses. Currently terrorist crimes in the China are becoming more organized, diverse and cross-border, which greatly endangers public security in the country and challenges of criminal justice. The criminal social danger of terrorism and extremism in China is characterized by the fact that violent crimes related whith ideology of religious extremism. Means of committing crimes are mainly edged weapons and explosives. The public authorities, including the police, are the main targets of terrorist attacks, while the public security organs rarely get information about terrorist attacks in advance. In the article it is also noted that terrorism in China is closely linked with foreign terrorist organizations and are often funded by them. In this regard, the Government of China is taking active part in struggling against terrorism in the organizational terms, and in the Chinese criminal law. For this reason, November 12, 2013 at the Central Committee of the Communist Party of China was formed National Security Council, which is the decision-making body in the field of national security and coordination structure, which has final authority and responsibility for planning a single internal and external situation of national security. Implementing of strategic and operational objectives in the fight against terrorism lies with on special elite police anti-terrorist brigade «Bars» and «Falcon». In the article it is also noted, that the increase in terrorist activities in modern China causes changes in the Chinese criminal law. Editorial amendments inserted to china's Criminal code provide stricter penalties for many crimes against public order, moreover, Chinese law has criminalized the financing of a terrorist attack. Meanwhile, the author notes that the national legislation lags behind of the reality, as the Law on the fight against terrorism has not been adopted yet, as it was done in other states.

Текст научной работы на тему «ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В КИТАЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ»

16. Incident Summary. Available at: http://www.start.umd.edu/gtd/search/ IncidentSummary.aspx?gtdid=19961107001 (accessed 20 July 2014).

17. Incident Summary. Available at: http://www.start.umd.edu/gtd/ search/IncidentSummary.aspx?gtdid=200108090007 accessed 20 July 2014).

18. Incident Summary. Available at: http://www.start.umd.edu/gtd/search/ IncidentSummary.aspx?gtdid=200510010002 (accessed 20 July 2014).

19. Incident Summary. Available at: http://www.start.umd.edu/gtd/search/ IncidentSummary.aspx?gtdid=200210120005 (accessed 20 July 2014).

20. Incident Summary. Available at: http://www.start.umd.edu/gtd/ search/IncidentSummary.aspx?gtdid=200210120004 (accessed 20 July 2014).

21. Law on combating criminal acts of terrorism. UNDOC. Available at: https://www.unodc.org/tldb/showDocument.do?documentUid=2927 (accessed 20 July 2014).

22. Resolution 1438 (2002) Adopted by the Security Council at its 4624th meeting, on 14 October 2002. Available at: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UND0C/GEN/N02/638/47/PDF/N0263847.pdf?0penElement (accessed 20 July 2014).

23. Understanding Civil War. Vol. 2. Eds. P. Collier, N. Sambanis. Washington: World Bank Print, 2005. 350 p.

24. World Population Prospects The 2012 Revision, UN. New York, 2013. Available at: http://esa.un.org/unpd/wpp/Documentation/pdf/WPP2012 HIGHLIGHTS.pdf (accessed 20 July 2014).

Хуан Даосю - профессор Политико-юридического университета Китая, председатель Научно-исследовательского центра российского права, г. Пекин, КНР. E-mail: daoxiuhuang@aliyun.com

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В КИТАЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ

В статье рассматривается актуальная для современного Китая проблема борьбы с преступностью террористического характера, что является одним из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности китайского государства. В настоящее время террористические преступления в Китайской Народной Республике становятся более организованными, многообразными и трансграничными, что существенно угрожает общественной безопасности в стране и бросает вызов уголовной юстиции. Общественная опасность криминального терроризма и экстремизма в Китае характеризуется тем, что совершенные преступления насильственного характера отличаются идеологией религиозного экстремизма. Средствами совершения преступлений являются в основном холодное оружие и взрыв-

ные устройства, при этом органы государственной власти, в том числе полиция, являются главными объектами терактов, а органы общественной безопасности редко получают информацию о терактах заблаговременно. В статье также отмечается, что терроризм в Китае тесно связан с зарубежными террористическими организациями и часто финансирован ими. В связи с этим Правительство Китая предпринимает активные шаги в сфере противодействия терроризму как в организационно-правовом плане, так и в сфере китайского уголовного законодательства. Так, 12 ноября 2013 г. при ЦК КПК был образован Совет государственной безопасности, являющийся органом высшего звена по принятию решений в области государственной безопасности и координационной структурой, обладающей наивысшим авторитетом и ответственной за осуществление единого планирования внутренней и внешней ситуации государственной безопасности. Реализация же стратегических и оперативных задач в сфере борьбы с терроризмом возложена на специальные элитные полицейские антитеррористические бригады «Барс» и «Сокол».

В статье также отмечается, что рост террористической деятельности в современном Китае обусловливает изменение китайского уголовного законодательства. Вносимые редакционные поправки в Уголовный кодекс Китая предусматривают более строгие наказания за многие преступления против общественного порядка, кроме того, китайский законодатель криминализировал финансирование теракта. Между тем, автор статьи отмечает, что национальное законодательство отстает от действительности, так как до сих пор не принят Закон о борьбе против терроризма, как это сделано в других государствах.

Ключевые слова: преступность в Китае, терроризм, экстремизм, борьба с преступностью, противодействие терроризму, Уголовный кодекс Китая, теракт, транснациональная преступность, реформа, полиция.

Huang Daoxiu, professor of Political-Legal University of China, the Head of Scientific-research Center of Russian Law, Beijing, PRC. E-mail: daoxiuhuang@aliyun.com

TERRORIST CRIME IN CHINA AND STRUGGLE AGAINST TERRORISM

The article discusses the problem of dealing with a most challenging issue for the modern China - crimes of a terrorist nature, which have become a top priority issue in provision of the country's national security. Nowadays, the terrorist crimes in the China are becoming more organized, diverse and cross-border, which greatly endangers public security in the country and challenges its

system of criminal justice. The criminal social danger of terrorism and extremism in China is characterized by the fact that violent crimes are related to the ideology of religious extremism. Cutting weapons and explosives are the most common means of committing crimes. The public authorities, including the police, are the main targets of terrorist attacks, while the public security bodies rarely get information about terrorist attacks in advance. It is also emphasized that terrorism in China is closely linked to foreign terrorist organizations and is often funded by them. In this regard, the Government of China is actively struggling against terrorism both in the organizational terms, and in the Chinese criminal law. For this purpose, the National Security Council was formed on November 12, 2013 within the Central Committee of the Communist Party of China to become the decision-making body in the field of national security and coordination, with the final authority and responsibility for planning the internal and external situation of national security. Implementation of strategic and operational objectives in the fight against terrorism lies within special elite police antiterrorist brigades called «Leopard» and «Falcon».

The increase in terrorist activities in modern China causes changes in the Chinese criminal law. Editorial amendments to Chinese Criminal Code stipulate stricter penalties for many crimes against public order; moreover, Chinese legislators have criminalized the financing of a terrorist attack. Meanwhile, the author notes that the national legislation falls behind the reality, since the Law on the fight against terrorism has not been adopted yet, unlike in many other countries.

Keywords: crime in Chine, terrorism, extremism, crime, counter-terrorism, the Criminal Code of China, attack, transnational crime, reform, police.

В течение последних десятилетий Китай, как и Россия, глубоко обеспокоен эскалацией криминального терроризма, который представляет угрозу безопасности государства и территориальной целостности, стабильности общества, жизни и имуществу граждан Китая, а также развитию дружественных отношений между государствами и осуществлению основных прав и свобод человека и гражданина.

Китайские террористы в сговоре с зарубежными террористическими организациями постоянно усиливают свою преступную деятельность в Китае. На территории Восточного Туркестана действует множество террористических организаций. Среди них: «Исламское движение Восточного Туркестана», «Исламская освободительная организация Восточного Туркестана», «Всемирная уйгурская молодежная конференция», «Информационный центр Восточного Туркестана». На счету террористических организаций Китая - подготовка многочисленных терактов. К их числу можно отнести взрыв автобуса в г. Кашгаре, диверсии против военнослужащих и гражданских лиц, учиненные в 1992 и 1997 гг. в г. Урумчи, в результате чего по-

гибло около 50 человек. Расширяя географию своей деятельности, террористы добрались даже до Пекина, взорвав там несколько пассажирских автобусов. Кроме того, не бездействуют и уйгурские эмигрантские организации. Они активно ведут антикитайскую пропаганду за рубежом посредством доведения до ряда западных стран ложных сведений о массовых нарушениях прав национальных меньшинств в КНР, и в особенности в Синь-цзян-уйгурском автономном районе КНР (далее - СУАР).

В настоящее время террористические преступления, с учетом высокой степени их организованности, многообразия, межграничного характера и масштабности последствий, стали новыми вызовами обществу Китая в целом и уголовной юстиции в частности.

6 мая 2014 г. в Пекине была опубликована первая Синяя книга по государственной безопасности «Исследовательский доклад о государствен*

ной безопасности Китая (2014)» . Согласно этому документу, на фоне терактов в мире, в 2013 г. на территории КНР в очередной раз была зафиксирована активная террористическая деятельность, а кроме того появились ее новые особенности. В докладе также отмечается, что районы, в которых происходят теракты, расширяются, главными объектами атак становятся правительственные структуры, военные и полиция.

В докладе подчеркивается, что вслед за расширением интересов Китая и выходом их за пределы страны усиливается угроза международной безопасности, а терроризм в эпоху глобализации наносит все больший вред китайцам, живущим за рубежом.

С другой стороны, под влиянием международной террористической деятельности участились теракты и на самой территории Китая. Согласно официальным сообщениям и открытым материалам, в 2013 г. в СУАР произошло около 200 терактов [3], самыми тяжкими из них были 10 террористических актов (табл. 1).

В 2014 г. террористические налеты на простых людей достигают нового уровня. Так, 6 мая этого года в г. Гуанчжоу на железнодорожном вокзале религиозные экстремисты ранили ножами 6 пассажиров. 30 апреля на железнодорожном вокзале г. Урумчи террористы совершили взрывы и ножами убили 3 человека, ранили 16 человек. Теракт, который произошел в городе Куньмин 1 марта, потряс все мировое сообщество: религиозные экстремисты убили 29 безоружных пассажиров, ранили больше 140 человек. Тибетские сепаратисты совершили теракты и в других районах.

Синяя книга о государственной безопасности «Исследовательский доклад о государственной безопасности Китая (2014)» была составлена Научно-исследовательским центром стратегии и безопасности Института международных отношений и издана Издательством литературы общественных наук. О ее издании громко сообщили все средства массовой информации Китая.

Таблица 1

Теракты в Китае в 2013 г. [4, с. 93-94]

Дата Место Средства совершения преступлений Объекты терактов Число погибших и раненых

23.04 СУАР холодное оружие, взрывные устройства должностные лица, полиция 15 погибших, 2 раненых, 6 тер. убито, 8 задержано

26.06 СУАР холодное оружие, бензин орган полиции, местное правительство, стройка 13 погибших, 17 раненых, 11 тер. убито

18.07 СУАР холодное оружие, бензин, взрывные устройства орган полиции 3 погибших, 14 тер. убито

30.07 СУАР грузовики, холодное оружие жители 6 погибших 1 тер. убит

31.07 СУАР холодное оружие жители 4 тер. убито

20.08 СУАР взрывные устройства жители 15 тер. убито

28.10 Пекин бензин, холодное оружие, автомобили площадь Тяньаньмэнь 5 тер. в машинах погибло

16.11 СУАР холодное оружие орган полиции 9 тер. убито

15.12 СУАР холодное оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, самодельные ружья жители, орган полиции 2 погибших 14 тер. убито, 2 задержано

30.12 СУАР холодное оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, самодельные ружья орган полиции 8 тер. убито

Криминальный терроризм и экстремизм в Китае имеют следующие особенности: 1) совершаемые преступления насильственного характера отличаются идеологией религиозного экстремизма и терроризма; 2) средствами совершения преступлений являются в основном холодное оружие и взрывные устройства в условиях строгого контроля над оружием в стране; 3) органы государственной власти, в том числе полиция, являются главными объектами терактов; 4) органы общественной безопасности редко получают информацию о терактах заблаговременно; 5) террористические налеты, совершаемые группами из Туркестана, расширяются за пределы

СУАР; 6) терроризм в Китае тесно связан с зарубежными террористическими организациями и финансируется ими.

В Синей книге подчеркивается, что, поскольку террористические налеты порождаются в основном факторами международного характера, довольно сложно предотвратить подобные инциденты только опираясь на внутренние силы. Зарубежные религиозные представители уже нацелили свой взор на разные сферы китайского общества. Религиозное проникновение призвано подорвать социалистические убеждения. Общей чертой терактов в Китае является их религиозная подоплека. До совершения нападения террористы получают наставления, смотрят видеоролики о распространении религиозного экстремизма, изучают информацию террористического характера, сами распространяют идеологию религиозного экстремизма. «Религиозное проникновение уже создало опасную угрозу для современной идеологической безопасности Китая, нанесло вред государственной безопасности страны, в связи с этим необходимо соблюдать повышенную бдительность», - отмечено в Синей книге.

12 ноября 2013 г. при ЦК КПК был образован новый орган - Совет государственной безопасности, председателем которого является Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин. Совет государственной безопасности стал органом высшего звена по принятию решений в области государственной безопасности, координационной структурой, обладающей наивысшим авторитетом. Он осуществляет единое планирование внутренней и внешней ситуации государственной безопасности. Совет государственной безопасности выполняет четыре функции: 1) утверждает и осуществляет стратегию государственной безопасности; 2) продвигает правовое строительство государственной безопасности, в том числе путем разработки Закона о государственной безопасности, который будет регулировать отношения в области внутренней политики, обороны и внешних связей; 3) устанавливает политический курс государственной безопасности; 4) изучает вопросы, связанные с государственной безопасностью, и координирует деятельность органов государственной власти в обеспечении государственной безопасности. Мы уверены, что создание и функционирование Совета государственной безопасности повысит эффективность борьбы против терроризма.

9 апреля 2014 г. года Генсек ЦК КПК Си Цзиньпин, будучи председателем Центрального военного совета, выступил во время инспектирования Академии полицейского спецназа при Народной вооруженной милиции Китая, где он наблюдал за учениями сотрудников вооруженной полиции, включая моделируемую миссию по борьбе с воздушными пиратами. В ходе инспекционной поездки Си Цзиньпин преподнес новое знамя Штурмовому Отряду «Сокол», элитной полицейской антитеррористической бригаде вооруженной полиции. Генеральный секретарь призвал членов данного отряда

усилить тренировки, все время пребывать в состоянии повышенной готовности, воспитывать антитеррористические силы мирового класса.

В Китае действуют и другие антитеррористические подразделения, самым известным из которых является «Барс», или «Снежный барс». Штурмовой отряд «Снежный барс» Народной вооруженной полиции Китая базируется в Пекине и имеет статус государственного антитеррористического подразделения. С момента своего формирования в 2002 г. его военнослужащие более 90 раз принимали участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выполняли другие экстренные служебно-боевые задачи. Среди них - обеспечение безопасности визитов в Китай глав иностранных государств, Пекинского саммита, Пекинской Олимпиады, китайско- форума, охрана посольств КНР в Ираке и Афганистане. «Барс» славится и в России, так как он отлично проявлял себя в китайско-российских совместных антитеррористических военных учениях «Мирная миссия», «Содружество-2007» вместе с отрядом спецназа внутренних войск МВД РФ «Витязь» и спецподразделением ФСБ «Альфа».

Антитеррористические силы имеют свою организационную структуру. В каждом военном округе Китая (их всего семь) существует свой, подчиненный командованию округа полк специального назначения (3 батальона, общей численностью около 1000 чел.), при этом на каждом уровне есть собственное подразделение спецназа: корпус - батальон (всего 18 батальонов, по 300-400 человек каждый), бригада - рота (около 120 чел.), взвод (30-40 чел.). Эти полки носят такие имена, как Северо-восточный тигр, Волшебный меч Востока, Летящий дракон, Ночной тигр, Ястреб, Острый меч южного Китая [2]. Уровень подготовки этих полков является высоким, и оснащение, безусловно, - по последнему слову техники.

Уголовный кодекс КНР (в редакции 1997 г.) в статье 120 предусматривает, что «организаторы и руководители террористических организаций -наказываются лишением свободы на срок 10 и более лет или пожизненным лишением свободы; активные участники террористических организаций -наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет; другие участники террористических организаций - наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, арестом или надзором. Лица, упомянутые в части первой настоящей статьи, совершившие убийство, взрыв, захват заложника и другие преступления, - наказываются в соответствии с положениями о назначении наказаний по совокупности преступлений».

В 2011 г. в целях усиления наказания за преступления, связанные с терроризмом, обеспечения государственной безопасности, а также безопасности жизни людей и собственности, поддержания общественного порядка в Уголовный кодекс Китая вносятся определенные дополнения и изменения, была принята Поправка 3 в УК КНР, которая состоит из 9 статей. Поправка предусматривает более строгие наказания за такие преступления

против общественного порядка, как поджог, затопление, взрыв, а также распространение ядовитых и радиоактивных веществ, кража, грабеж стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний или иных опасных веществ. Кроме того, в УК КНР появилась статья 120-1, которая предусматривает уголовную ответственность за финансирование теракта: «Лица, оказывающие финансовую помощь террористической организации или лицам, занимающимся террористической деятельностью, - наказываются лишением свободы на срок до 5 лет, арестом, надзором или лишением политических прав и дополнительно - штрафом; при отягчающих обстоятельствах -наказываются лишением свободы на срок 5 лет и более и дополнительно -штрафом либо конфискацией имущества.

К организациям, совершившим преступления, упомянутые в части первой настоящей статьи, применяется штраф, а несущие непосредственную ответственность руководители организаций и другие непосредственно ответственные лица - наказываются в соответствии с частью первой настоящей статьи».

Поправка 7 в УК КНР внесла изменения в ст. 191 УК, повысив наказания за такие деяния финансирования и содействия террористической организации или террористической деятельности, как: 1) предоставление финансового расчетного счета; 2) содействие в обращении имущества в денежные средства или в денежные векселя; 3) содействие в переводе денежных средств путем перевода со счета на счет или путем использования иных способов расчета; 4) содействие в переводе денежных средств за границу; 5) утаивание и сокрытие иными способами источников и характера доходов, полученных преступным путем.

После опубликования Поправки 3 в УК КНР Высшая прокуратура и Министерство общественной безопасности КНР приняли совместное Постановление о решительной борьбе против террористической деятельности. На основании указанных нормативных актов были усилены меры борьбы с террористическими организациями, базирующимися в СУАР. В результате предпринятых антитеррористических действий были ликвидированы 18 террористов, задержаны 17, обнаружено большое количество оружия [1].

КНР в той или иной форме является участницей 12 международных конвенций против терроризма. В 2009 г. Китаем была подписана Конвенция ШОС против терроризма. КНР как ответственный член мирового сообщества принимает активное участие в борьбе против терроризма в разных регионах мира.

Вместе с тем внутринациональное законодательство Китая в сфере борьбы с терроризмом еще весьма далеко от совершенства. Здесь еще существуют слабые звенья и проблемы, которые нуждаются в разрешении.

Как всем известно, после терактов 11 сентября 2011 г. в США был принят PATRIOT Act, в Великобритании - Anti-terrorism, Crime

and Security Act 2001-2002, в Германии, Японии и многих других странах мира тоже приняты свои законы против терроризма. В России в 2006 г. был принят Федеральный закон о противодействии терроризму. В Китае же до сих пор нет специального закона о борьбе против терроризма. Народные депутаты, юристы и общественность выражают сильное желание создать закон КНР против терроризма. Насколько нам известно, юристы интенсивно работают над проектом такого Закона, он будет представлен во Всекитайское собрание народных представителей на рассмотрение в ближайшем будущем.

В УК КНР и многих актах органов государственной власти употребляются такие термины, как террористические организации, террористические преступления. Беда, однако, заключается в том, что в нормативных предписаниях Китая до сих пор отсутствует единое и общезначимое определение терроризма и террористической организации [6]. Это отрицательно влияет на судопроизводство по уголовным делам и, тем самым, на эффективность борьбы против терроризма. Именно поэтому теракты как особые разновидности преступной деятельности в уголовном законе Китая и в судебной практике не отличаются от обычных преступлений [5].

Изменения в законодательные акты в последние годы были внесены в основном в нормы материального права. Китайские юристы между тем предлагают перейти к более широкому, всеохватывающему, комплексному подходу в сфере борьбы с современным терроризмом, включая создание особого производства по уголовным делам о терроризме, регламентацию подсудности таких дел, разработку правовых механизмов международного сотрудничества в борьбе против терроризма, а также совершенствование информационного обеспечения такой борьбы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жэньминьжибао. - 2007. - 8 января.

2. Ifeng.Com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.ifeng. com/mil/2/detail_2010_07/12/1757335_2.shtml. - Кит.

3. Ислам Каримов провел переговоры с членом Политбюро ЦК КПК Мэном Цзяньчжу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.mail.ru/inworld/uzbekistan/politics/15456571/.

4. Исследовательский доклад о государственной безопасности Китая [Синяя книга о государственной безопасности]. [Beijing], 2014. - C. 93-94. - Кит.

5. Чжан Сюй. Наказание и предупреждение терроризма // Китайская прокуратура. - 2004. - № 4. - Кит.

6. Jiao Bingji. The tactics of criminal justice at the fight against terrorism / Jiao Bingji, Du Miao // The Beijing Pedagogic University Herald. The Social science Chapter. - 2008. - № 5.

REFERENCES

1. Jengmangjibao, 2007, January 8.

2. Ifeng.Com. Available at: http://news.ifeng.eom/mil/2/detail_ 2010_07/12/1757335_2.shtml (aeessed 20 July 2014).

3. Islam Karimov provel peregovory s chlenom Politbyuro TsK KPK Menom Tszyan'chzhu [Islam Karimov held talks with a member of the political Bureau of the CPC Central Committee by Meng Jianz]. Available at: http://news.mail.ru/inworld/uzbekistan/polities/15456571/ (accessed 20 July 2014).

4. The National Security Blue Book of State Safety. Research report on the national security of China. [Beijing], 2014, pp. 93-94.

5. Jang Xiua. The punishment and terrorism prevention. Chinese prosecution, 2004, no 4.

6. Jiao Bingji, Du Miao. The tactics of criminal justice at the fight against terrorism. The Beijing Pedagogic University Herald. The Social science Chapter, 2008, no 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.