Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА В ИНДОНЕЗИИ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА В ИНДОНЕЗИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

195
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ В ИНДОНЕЗИИ / TERRORISM IN INDONESIA / ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIME / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / TERRORIST ORGANIZATIONS / ПРИЧИНЫ ТЕРРОРИЗМА / DETERMINANTS OF TERRORISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дремлюга Роман Игоревич

В статье рассматриваются криминологические характеристики терроризма в Индонезии. Исследуются основные показатели преступности террористического характера и динамика терроризма по отношению к мерам борьбы с преступностью, предпринимаемым государством, а также показываются различия между терроризмом в Индонезии и мировыми тенденциями развития терроризма. Изучаются и сравниваются статистические данные относительно структуры терроризма. Раскрываются особенности и детерминанты этого вида преступности. Анализируется влияние уголовного права и политических мер на динамику терроризма в Индонезии. Поскольку официальные данные о терроризме в Индонезии довольно фрагментарны и противоречивы в данном исследовании используется довольно популярный источник среди западных ученых - Глобальная база данных терроризма. В статье рассматривается деятельность террористических организаций Джемаа Исламия и движение за свободу Аче, совершивших наибольшее количество нападений в стране. Проводится сравнительный анализ терактов, совершенных этими группами, а также их методы и цели. Отмечается, что индонезийский терроризм имеет ярко выраженный религиозный характер. Большинство жертв терактов в Индонезии являются следствием религиозного терроризма, который более опасен для гражданского населения, чем для властей. Индонезийский терроризм не является однородным и его можно разделить на две большие группы. К первой группе относится терроризм, имеющий религиозную основу, вторую группу составляет сепаратистское движение террористического характера. Оба вида терроризма отличаются друг от друга - они имеют совершенно разные цели и методы террористических атак, разную динамику и характер причиненного ущерба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF TERRORISM IN INDONESIA

The article concerns criminological characteristics of terrorism in Indonesia. Researched basic indicators of crime of terrorism and their dynamics in relation to the crime struggle measures undertaken by the state. Given description of acts of terrorism by non-state research groups. Showed the differences between dynamic of terrorism in Indonesia and world trends. Studied and compared the statistics relating to the structure of terrorism. Uncovered features and determinants of this type of crime. Analyzed the impact of criminal law and political measures on dynamics of terrorism in Indonesia. Since official data on terrorism in Indonesia is quite fragmented and inconsistent, in this study a quite popular tool among Western scholars is used ? Global Terrorism Database. Examined the activities of terrorist organizations Jemaah Islamiyah and the Movement for a Free Aceh who committed the highest number of attacks in the country. Performed comparative analysis of the terrorist attacks committed by these groups, as well as their methods and goals. It seems that the Indonesian terrorism has a bright religious character. Most of the victims of terrorist attacks in Indonesia ? it is the result of religious terrorism, which is often more threatening the civilian population than the authorities. Indonesian terrorism is not homogeneous, and it can be divided into two large groups. The first is terrorism, having religious soil, terrorism and the second is separatist movement terrorism. These two blocks are so different that they have entirely different goals and methods of terrorist attacks, different dynamics and nature of the damage caused.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА В ИНДОНЕЗИИ»

Дремлюга Роман Игоревич - кандидат юридических наук, доцент кафедры международного, публичного и частного права, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток. E-mail: [email protected]

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

*

ТЕРРОРИЗМА В ИНДОНЕЗИИ

В статье рассматриваются криминологические характеристики терроризма в Индонезии. Исследуются основные показатели преступности террористического характера и динамика терроризма по отношению к мерам борьбы с преступностью, предпринимаемым государством, а также показываются различия между терроризмом в Индонезии и мировыми тенденциями развития терроризма. Изучаются и сравниваются статистические данные относительно структуры терроризма. Раскрываются особенности и детерминанты этого вида преступности. Анализируется влияние уголовного права и политических мер на динамику терроризма в Индонезии. Поскольку официальные данные о терроризме в Индонезии довольно фрагментарны и противоречивы, в данном исследовании используется довольно популярный среди западных ученых источник - Глобальная база данных терроризма. В статье рассматривается деятельность террористических организаций Джемаа Исламия и движение за свободный Аче, совершивших наибольшее количество нападений в стране. Проводится сравнительный анализ терактов, совершенных этими группами, приведены их методы и цели. Отмечается, что индонезийский терроризм имеет ярко выраженный религиозный характер. Большинство жертв терактов в Индонезии являются следствием религиозного терроризма, который более опасен для гражданского населения, чем для властей. Индонезийский терроризм не является однородным, и его можно разделить на две большие группы. К первой группе относится терроризм, имеющий религиозную основу, вторую группу составляет сепаратистское движение террористического характера. Оба вида терроризма отличаются друг от друга - они имеют совершенно разные цели и методы террористических атак, разную динамику и характер причиненного ущерба.

Ключевые слова: терроризм в Индонезии, преступность, террористические организации, причины терроризма.

* Научные результаты получены в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации, задание № 29.763.2014/К.

Roman I. Dremluga, Cand. Sci (Law), Associate Professor of International, Public and Private Law Department, Far Eastern Federal University, Vladivostok. E-mail: [email protected]

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS

*

OF TERRORISM IN INDONESIA

The article is devoted to criminological characteristics of terrorism in Indonesia, basic indicators of terrorist crimes and their dynamics in relation to the anticrime measures taken by the state. It also shows the difference between the terrorism in Indonesia and global terrorism, compares the statistics relating to the structure of terrorism, reveals the features and determinants of this type of crime and analyzes the impact of criminal law and political measures on the dynamics of terrorism in Indonesia. Since official data on terrorism in Indonesia is quite fragmented and inconsistent, the present research relies on a popular tool among Western scholars - the Global Terrorism Database. The authors also reviewed the activities of the terrorist organizations such as Jemaah Islamiyah and the Movement for a Free Aceh, which committed the majority of attacks in the country, and performed a comparative analysis of the terrorist attacks committed by these groups, as well as their methods and goals. It seems that the Indonesian terrorism has an obvious religious character. The majority of the victims of terrorist attacks in Indonesia are the result of religious terrorism, which is often more dangerous for the civilian population than it is for the authorities. Indonesian terrorism is not homogeneous, and it can be divided into two large groups. The first group involves religion-based terrorism and the second group is based on separatist movements. These two groups are completely different with entirely different goals and methods of terrorist attacks, different dynamics and nature of the damage caused.

Keywords: terrorism in Indonesia, crime, terrorist organizations, the determinants of terrorism.

Наверное, для изучения терроризма нет более подходящей страны, чем Индонезия. На настоящий момент это страна с четвертым по численности населением мира, достигнувшим отметки в 250 млн человек [24]. При этом на территории данного государства, площадь которого является 14-й в мире, проживают более чем 300 народностей. Индонезийцы проживают на более чем 17 500 островах, многие из которых не имеют инфраструктуры и цивилизованных условий для жизни. Через воды, находящиеся под юрисдикцией государства, проходят стратегические морские пути Юго-Восточной Азии, которые уязвимы для пиратских и террористических атак.

* Scientific results obtained in the framework of the state task of The Ministry of education and science of Russian Federation, the task № 29.763.2014 / K.

Политическая обстановка в стране крайне нестабильна, так как Индонезия пережила не один политический кризис, вооруженные смены правительства, борьбу за независимость некоторых входящих в ее территорию областей, в том числе выход из ее состава Восточного Тимора в 2002 г.

На Индонезийском курортном острове Бали в 2002 году прогремело три взрыва, в результате которых было убито 202 и ранено 209 человек. Данное событие имело настолько сильный резонанс, что нашло отражение в резолюции Совета безопасности ООН [22]. Было выявлено, что организацией, ответственной за теракт, является «Джемаа Исламия» (Jemaah Islamiah), которая включена ООН в число международных террористических организаций. Некоторые из координаторов и исполнителей терактов были задержаны только в 2012 году [В]. По некоторым источникам, участники этой террористической организации проходили обучение в лагерях подготовки Аль-Каиды [11].

Представляется, что опыт, накопленный Индонезией в ходе интенсивной борьбы с терроризмом, крайне интересен для изучения и анализа. Более того, Индонезия, наверное, является пока единственной страной в мире, спектр мер по борьбе с терроризмом которой варьируется от уступок до ввода крайне жестких мер. Анализ и учет Индонезийского опыта борьбы с терроризмом, различных моделей антитеррористической деятельности по предупреждению и пресечению терроризма был бы полезен для выработки национальной стратегии по борьбе с терроризмом.

Так как официальные данные по терроризму в Индонезии достаточно разрозненны и противоречивы, в своем исследовании мы используем достаточно популярный среди западных исследователей инструмент - Глобальную базу данных терроризма. Эти сведения на протяжении многих лет собирались Национальным консорциумом изучения терроризма и реагирования на терроризм (The National Consortium for the Study of Terrorism and Responses to Terrorism [5]), на сегодняшний день этот сайт является наиболее популярным среди исследователей ресурсом для анализа структуры и динамики преступлений терроризма во многих странах мира.

Представляется, что определение террористического акта в Глобальной базе данных терроризма отличается от принятого в российском уголовном праве. Под террористическим актом понимается любое применение или угроза применения принуждения или насилия лицами, действующими не от имени государства в целях достижения политических, экономических, религиозных или социальных целей посредством страха, принуждения или запугивания (англ. the threatened or actual use of illegal force and violence by a non-state actor to attain a political, economic, religious, or social goal through fear, coercion, or intimidation). Хотя это определение и незнакомо российскому уголовному праву, оно очень схоже с определением, данным в Индонезийском Законе по борьбе с преступными актами терроризма [21]. Со-

гласно определению Глобальной базы данных терроризма и Закона по борьбе с преступными актами терроризма, например, убийство или похищение высокопоставленного чиновника с целью посеять панику и страх среди населения, будет расцениваться как террористический акт, что расходится с точкой зрения Российского УК.

Следует отметить, что динамика совершаемых терактов достаточно любопытна. Скачкообразное увеличение количества совершенных терактов не раз сменялось быстрым падением (рис. 1). Согласно данным GTD (Global Terrorizm Database - Глобальная база данных терроризма) [5] первый пик количества террористических актов приходится на 1996 г. (65 инцидентов). Некоторые авторы отмечают, что в это время начался политический кризис [10], который в сумме с кризисом экономическим (1997-1998) привел к смене власти в Индонезии. Кроме того, именно на этот год приходится всплеск активности борцов за свободу Восточного Тимора, так они совершили ряд терактов 24 декабря [12;13], 7 [16],13 [15] и 15 [14] октября и т.д.

120

Рис. 1. Количество террористических актов, совершенных на территории Индонезии в 1970-2013 гг.

Второй пик количества терактов и попыток терактов приходится на 2001 г. (106 инцидентов). Отметим, что одной из явных причин волны терроризма в Индонезии в начале двухтысячных годов является экономический кризис. Кроме того, около половины инцидентов приходится на деятельность Движения за свободный Аче. В 2001 г. организация начала перегруппировку и изменила методы борьбы с открытой конфронтации на «тотальный террор».

С 2010 г. можно наблюдать непрерывный рост количества терактов, по нашему мнению, это можно объяснить сменой методов работы джихадист-

ского терроризма. Как отмечают некоторые авторы, главный стратегический ресурс джихадистов - экстремистская идеология в сочетании с уникальной, гибкой структурно-организационной моделью, позволяющей осуществлять эффективную координацию не с помощью прямого контроля из определенного центра, а путем общих стратегических целей и установок, и обеспечивающей жесткую дисциплину и внутреннюю интеграцию даже на микроуровне отдельных ячеек [7, с. 82]. Против терроризма с такой сетевой децентрализованной структурой уже «не работают» широкие полномочия правоохранителей и жесткие карательные меры, устранение одной ячейки не меняет ситуацию, так как отсутствует иерархия, отсутствует единый центр управления.

12,000 " 10,000 ■ 8,000: 6,000 -4,000 ■ 2,000 -

Рис. 2. Количество террористических актов, совершенных по всему миру в 1970-2013 гг.

Если взять общемировую статистику, приведенную в Глобальной базе данных терроризма, то в те годы, когда в Индонезии пик, во всем мире наблюдается спад активности террористов (рис. 2). Это свидетельствует о том, что терроризм в Индонезии имеет свои особенности и зачастую не детерминируется теми же причинами, что и в глобальных масштабах.

Всего в статистике приводится 620 случаев терактов в Индонезии с 1970 г. по декабрь 2012 г. Если разграничить теракты по способу совершения (рис. 3), то большая часть приходится на теракты, совершенные посредством взрыва бомб, - 235 случаев (37,9%), на втором месте - вооруженное нападение - 216 случаев (34,8 %).

250 200 150 10 0 50 ? =54 216

99 1

У У у- " У ** ¡Г <1 1 / / ¿Р / / / А •Г

Рис. 3. Методы осуществления терактов в Индонезии

Если сравнивать с общемировыми данными, то согласно Глобальной базе данных терроризма на долю взрывов приходится 46,4% (52 584 случаев), а на долю вооруженных нападений - лишь 26,8 % (30 306), то есть Индонезийские данные существенно расходятся с общемировыми. Возможно, большое количество открытых военных конфликтов, как, например, длительный конфликт в Восточном Тиморе до того, как он получил независимость, борьба за независимость в провинции Аче (ЛсеЬ) до заключения мирного соглашения и получения ею автономии в октябре 2005 г., а также повстанческая борьба в регионе Ириан Джая (Западная Новая Гвинея) привели к доступности стрелкового оружия среди населения, а также существованию в стране хорошо вооруженных и экипированных групп.

Так как стрелковое оружие и устойчивые вооруженные формирования достаточно нередки для Индонезии, то вооруженное нападение там более распространено, чем во всем мире. Чтобы подтвердить это предположение, достаточно сравнить данные по Индонезии с другими странами: так, например, в Соединенных штатах Америки, где нет открытых конфликтов с применением оружия, вооруженные нападения составляют лишь 9,1 % терактов, а в Руанде, где долгое время была гражданская война и сохранялся открытый вооруженный конфликт, вооруженные нападения достигают 39%. Представляется, что это форма совершения преступлений терроризма чаще всего проявляется в странах с открытым вооруженным противостоянием.

Так как в уголовном законодательстве Индонезии и в Глобальной базе данных терроризма используется более широкое понятие теракта, чем в Российском уголовном праве, то убийства с целью достижения политических, экономических, религиозных или социальных результатов посредст-

вом страха, принуждения или запугивания также относятся к терактам. Убийство становилось способом теракта в 13,3% (15 095) случаев по всему миру и лишь в 5% (31) - в Индонезии. 5,6% терактов связаны с похищением людей согласно общемировым данным и 4,7% - в Индонезии.

В 167 (26,9%) случаях мишенью террористов становились гражданское население или частная собственность, а в 148 (23,9%) случаях - религиозные деятели или учреждения. Последняя цифра лишний раз подтверждает религиозную направленность Индонезийского терроризма, так как в Глобальной базе данных терроризма зарегистрировано всего 2 791 таких случая по всему миру, что лишь 2,47% от общего числа зарегистрированных случаев. Отличие от общемирового показателя характерно для терроризма во многих мусульманских странах, например, Ирак - 4,4%, Иран - 7,5%, Саудовская Аравия - 7,1%, но криминологические данные Индонезии по религиозным деятелям и организациям в качестве цели теракта существенно отличаются даже от этих стран (рис. 4).

Рис. 4. Цели терактов в Индонезии

Организаций, ответственных за теракты на территории Индонезии, достаточно много, но их можно разделить на два основных типа - это про-мусульманские и сепаратистские движения (религиозный и политический

терроризм). Представляется, что без подробного рассмотрения деятельности этих организаций криминологическая характеристика терроризма в Индонезии была бы неполной, так как динамика количества терактов коррелирует с активностью изучаемых террористических групп.

При этом отметим, что цифра по гражданскому населению в качестве объекта атаки практически совпадает - 24,4 % (27 620 случаев). Полиция была мишенью террористов в 82 случаях (13,2%), а вооруженные силы - в 54 случаях (8,7%). Что касается общемировых данных, то это 13,2% (14 968) и 12,8% (14 534). То есть, если полиция в Индонезии становится объектом атак так же часто, как и во всем мире, то военные - гораздо реже. Отметим, что в Индонезии долгое время был чрезвычайный режим, опирающийся на военную верхушку, и военные обладали гораздо большими полномочиями для ответных мер и расследования террористических актов.

Что касается жертв, то большинство терактов, отмеченных в Глобальной базе данных терроризма, с 1970 г. были без погибших - 353 случая (56,9 %), в 209 случаев было от 1 до 10 погибших (33,7%). И только 2,9% случаев это теракты с большим, чем 10, числом погибших. Сравнивая с данными по мировому терроризму, отметим, что в 50,6% случаев также обходилось без погибших, то есть данная цифра не слишком отличается от Индонезийской (рис. 5).

0; 353

■: 1-10; 2 1 09

нет данных; 8 11-50; 15 51-100; 1 101; 2

Рис. 5. Количество погибших в терактах Индонезии (в каждом столбце: слева - число погибших в теракте, справа - число терактов)

Если говорить о происламских организациях, то это - Антикоммунистическое подразделение (Anti-Communist Command), Фронт защитников Ислама (Front for Defenders of Islam), Джамаа Исламия (Jemaah Islamiya (JI)), Команда Джихад (Komando Jihad), Группа моджахедов Малайзии

(Kumpulan Mujahidin Malaysia), Ласкар-джихад (Laskar Jihad), Моджахед КОМПАК (Mujahideen KOMPAK (Crisis Management/Prevention Committee)).

Наиболее известные освободительные: Движение за свободный Аче (Free Aceh Movement (GAM)), Движение за свободу Папуа (Free Papua Movement (OPM)), Движение за свободу Южных Моллукских островов (South Maluku Republic (RMS)).

Наиболее активной и «кровавой» является Джамаа Исламия (Jemaah Islamiya (JI)), которая подозревается в причастности более чем к 57 терактам на территории Индонезии за последние 10 лет, от их рук по приблизительным оценкам пострадало более 1000 человек и около 300 человек погибло (рис. 6). Например, они ответственны за взрывы на курорте Бали в 2002 г., в которых погибло 202 человека, 300 было ранено [19; 20], или в 2005 [18], где было 25 убито, около 100 ранено. Бомба использовалась в 100 % случаев, в которых подозревалась данная организация.

42 35

14

:

-1 ■ 11' ■ 1111 ■ 11 ■ 11111 ■ 111111111

^ ^ «Д^ »<£> ^ ^ ^ ^

Рис. 6. Динамика количества терактов, совершенных террористической организацией Джамаа Исламия

Джамаа Исламия переводится как «Исламское общество». Целью развязанного ими террора является стремление сделать ислам стержнем политического устройства. В своей программе они намереваются превратить Индонезию в шариатское государство с последующим созданием «нового азиатского халифата», куда вошли бы Индонезия, Малайзия, Бруней, Сингапур, южные части Филиппин, Таиланда и Мьянмы. Усама Бен Ладен первым выдвинул проект создания всемирного халифата по законам шариата. Основателями организации Джамаа Исламия являются два имама - Абдолла Сункгар и Абу Бакар Башир. Свою деятельность они начинали с налаживания пиратской ра-

диостанции, проповедующей идеи ислама бедным и ученикам их собственной школы-интерната. Девизом этой школы являются слова Башира: «Смерть на пути Аллаха - наше самое высокое призвание» [9].

Прорелигиозный характер организации отражен и в целях, выбираемых террористами, несмотря на то, что самые известные теракты были совершены против гражданского населения, в 38 (66,7%) случаях мишенью были религиозные деятели или учреждения. Правительство или органы власти выбирались в качестве предназначения теракта только в 6 (10,5%) случаев.

Среди освободительных организаций, совершающих теракты, наиболее продуктивным до 2005 г. являлось Движение за свободный Аче (Free Aceh Movement (GAM)). После подписания мирного договора с Индонезией и получения достаточной политической, культурной и экономической свободы региона от метрополии, Движение за свободный Аче заявило о роспуске военных подразделений.

Так как Движение за свободный Аче было немногочисленным и не могло вести открытую конфронтацию с правительственными войсками, оно использовало специальную стратегию, в реализацию которой входил и тотальный террор на территории провинции.

Одной из целей Движения за свободный Аче было провоцирование негативного общественного мнения в регионе в отношении центральной власти. С помощью террористических актов против правительственных структур, армии и полиции провоцировались репрессивные меры в отношении гражданского населения; так, полиция и армия, для того чтобы найти повстанцев, сжигали целые деревни, пытали людей и таким образом увеличивали круг недовольных Индонезийской властью. Кроме того, повстанцы с помощью террористических актов пытались дестабилизировать работу государственных структур в провинции, причем речь шла не только об офисах государственных служб. Так, например, Движение за свободный Аче сжигало школы и убивало школьных преподавателей [23, p. 50-51].

Отметим также, что террористические акты часто были направлены против заселяемых правительством яванцев, в которых повстанцы находили угрозу, так как местное население могло стать меньшинством. Кроме того, Движение за свободный Аче боялось, что «не ачехцы» будут организованы правительством в силы милиции, как это было сделано в Восточном Тиморе.

Из открытых источников известно, что организация ответственна за как минимум 117 терактов на территории Индонезии (рис. 7). Отметим, что получению автономии способствовал всплеск террористической деятельности. Как уже говорилось выше, освободительное движение предпочитает для совершения терактов огнестрельное оружие (58 терактов - 49,6%) гораздо чаще, чем взрывные устройства (45,2%).

Возможно, это вызвано тем, что повстанцы не хотели больших жертв среди мирного населения, так как им необходимо было привлечь на свою

сторону как можно больше поддержки. Огнестрельное оружие позволяет более точно выбрать мишень, не причитая вреда посторонним людям.

Рис. 7. Динамика количества терактов, совершенных террористической организацией Движение за свободный Аче

Действительно, статистические данные подтверждают это предположение, несмотря на большее количество терактов, в них погибло гораздо меньше людей. По сведениям Глобальной базы данных терроризма, среди их терактов нет таких, в которых погибло более 50 человек, и всего 2 теракта, в которых погибло более 10 человек. Причём в одном из них, нападении на плантацию и расстреле 31 человека, вина повстанцев из Движения за свободный Аче так и не была доказана [17].

Целью Движения за свободный Аче было также склонение на свою сторону международных организаций и получение поддержки мирового сообщества, поэтому значительные жертвы среди гражданского населения или иностранных граждан им были не выгодны. Так, в терактах на Бали, совершенных организацией Джамаа Исламия, погибли преимущественно иностранные граждане, что вызвало негативную реакцию всего мирового сообщества. Движение за свободный Аче, напротив, не раз привлекало поддержку организаций по защите прав человека, проделывая очень умелую операцию. Согласно данным некоторых исследователей, они организовывали лагеря беженцев и сгоняли туда мирное население с целью инсценировать гуманитарный кризис, после привлечения зарубежных массме-диа они позволяли беженцам вернуться в свои дома [23, р. 51].

Отметим также, что политические меры, предпринятые правительством Индонезии, были достаточно эффективны, так как количество совершаемых в Аче терактов сократилось до нуля; и наоборот, активные репрессивные меры только способствовали активизации террористической активности.

После получения автономии Движение за свободный Аче больше не совершает терактов, одним из условий мирного соглашения между повстанцами было разоружение и прекращение террористической деятельности. Пример региона Аче показал, что с сепаратистским терроризмом можно эффективно бороться только последовательными политическими мерами, а репрессии только провоцируют новую волну терактов.

Говоря о причинах и детерминантах Индонезийского терроризма, нельзя не выделить одну из характерных особенностей. Представляется, что Индонезийский терроризм имеет яркую религиозную окраску. По крайне мере, большинство жертв - это результат именно религиозного терроризма, который зачастую больше угрожает гражданскому населению, чем представителям власти.

Эксперты считают, что сегодня исламский терроризм приобретает черты политико-религиозного конфликта, противоборствующими сторонами которого являются: развитый либерально-демократический, модернистский Запад - с одной стороны, и мусульманский мир - с другой. Кроме того, среди исполнителей террористических акций преобладают люди, принявшие ислам, сторонники ваххабизма, получившие распространение во многих странах мира, в том числе в Европе. Данное обстоятельство имело особое значение для России в связи с развитием ситуации на Северном Кавказе, где до недавнего времени не было ни одной террористической группировки, которая изначально имела бы религиозные мотивы совершения преступлений. Это свидетельствует о «заражении» экстремистской, религиозной идеологией, распространяемой со стороны государств Арабского Востока. Спецслужбами был опубликован в печати доклад, из которого следует, что в любой мусульманской общности носителей фундаменталистской идеологии насчитывается до 5%. Примерно 3% из их числа готовы к участию в акциях терроризма [3, с. 32]. Отметим, что наметившийся в последнее время «поворот» в сторону США и Австралии спровоцировал недовольство среди мусульманского населения Индонезии, так как США расценивается как «негласный враг» всего мусульманского мира. Более того, недовольство политическим сближением с западным миром является идеологическим посылом многих террористических организаций, действующих на территории Индонезии.

Реализация исламской концепции миропорядка, как гарантия достижения мира, справедливости тем или иным радикальным движением, сопряжена с применением и пропагандистских, и террористических методов. Использование последних для обеспечения торжества своей нации (под

прикрытием религии) и/или религии (под прикрытием интересов нации), реализация националистических и религиозных идей за счет подавления, запугивания, уничтожения и других, и себе подобных в рамках как этноса, так и религии национальных и религиозных групп, реализация исламского проекта миропорядка, связанная с подавлением несогласных ее принять, и составляет сущность этнорелигиозного терроризма как политического явления [6, с. 54]. Например, как упоминалось выше, одной из целей Джамаа Исламия является создание «нового азиатского халифата», куда вошли бы Индонезия, Малайзия, Бруней, Сингапур, южные части Филиппин, Таиланда и Мьянмы.

Некоторые авторы более категоричны в своих заявлениях, считая ислам основной продуцирующей мировой терроризм силой. Так, С.В. Иванеев говорит о том, что современный мир потрясают многие негативные явления, несовместимые с принципами гуманизма и прогрессивными идеалами нынешней цивилизации. Среди таких негативных явлений заметное место занимают экстремизм, фундаментализм и терроризм, выступающие в облачении ислама. За последние десятилетия мир не раз содрогнулся от пиратских акций тех, кто под покровом защиты «истинной веры пророка» совершили неслыханные злодеяния против человечества. Немало пострадала от них и Россия, наш многонациональный народ. Эти формы хорошо известны. Они вызывают законный гнев и единодушное осуждение всех честных граждан страны. Но осуждать можно сколько угодно, без эффекта пресечения этого зла, важно обнажить те скрытые силы, которыми оно двигается [1, с. 20]. Хотя автор не разделяет мнения о том, что ислам и терроризм - это тождественные понятия, как показал анализ, цели большинства террористических групп, действующих на территории Индонезии, так или иначе связаны с религией, будь то создание единого халифата на территории стран Юго-Восточной Азии или война против неверных. Даже терроризм, основанный на сепаратизме, иногда напрямую связан с религиозными противоречиями. Так, создание Движения за свободу Южных Моллукских островов во многом вызвано тем, что на островах преимущественно проживают христиане, которые испытывают притеснения со стороны остального, преимущественно мусульманского, населения Индонезии. В регионе Аче, независимости которого долгое время добивалась организация Движение за свободный Аче, проповедуют более консервативные формы ислама, особенно негативно выступая против трансформации Индонезии в светское государство. То есть, как и во многих других регионах, исламский фактор является одной из решающих детерминант терроризма.

Одними из ключевых факторов, продуцирующих терроризм, являются также социально-экономические. Так, из криминологического анализа видно, что всплески террористической активности приходились на годы экономических или политических кризисов в Индонезии.

Несмотря на определенные успехи и экономический рост последних лет, социальными проблемами в стране продолжают оставаться бедность и безработица. В 2012 г. количество официальных безработных в Индонезии составило 6,1% от численности работающего населения (в 2011 г. - 6,6%). В 2012 г. минимальная заработная плата рабочих в среднем по стране составила 1 023,8 тыс. индонез. рупий (порядка 106,6 долл. США). Самая высокая минимальная заработная плата была в провинции Западный Калимантан (1 327,5 тыс. индонез. рупий, или 138,2 долл. США), а самая низкая - в провинции Западная Ява (720 тыс. индонез. рупий, или 75 долл. США). При этом доходы индонезийцев, занятых в неформальном (теневом) секторе, который составляет значительную часть экономики страны, не поддаются учёту и зачастую гораздо ниже доходов в формальном секторе (так, например, заработная плата подённого рабочего за 12 часов погрузочно-разгрузочных работ может составлять 20 тыс. рупий, или 2,1 долл. США). Несмотря на определенные успехи экономического развития Индонезии, уровень жизни продолжает оставаться очень низким. Численность населения, живущего за чертой бедности, составила в 2012 г. порядка 28,6 млн человек (около 11,5% всего населения) [4].

Нельзя не отметить и политический фактор: Индонезия, являясь четвертым по населению и 14-м по территории государством мира, до сих пор не держит под контролем многие регионы страны. Восточный Тимор, наиболее отдаленный от столицы регион, вышел из-под контроля государства и после продолжительной освободительной борьбы стал независимым. Похожая ситуация складывается и в регионе Аче, который не так отдален, тем не менее его население также не считало центральную власть эффективной и активно боролось за независимость, получив в результате автономию. В настоящее время мусульманское население крайне недовольно демократизацией государства. Например, одной из причин сепаратистских настроений жителей региона Аче было несоответствие политики государства консервативному исламу, который там проповедовался.

Индонезия является унитарной республикой президентского типа, и ее политическое устройство не предназначено для управления таким многонациональным, многоязыковым, полиэтническим народом. На официальном Индонезийском языке говорит и читает чуть более половины населения (см., например: Country Profile: Indonezia, December 2004. URL: http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/profiles/Indonesia.pdf). Так как вся территория страны до Второй мировой войны была голландской колонией, можно сказать, что объединение народов и территорий Индонезии было достаточно искусственным. Теперь же, получив независимость от колонизаторов, народы постепенно понимают, что их мало что объединяет. На настоящий момент, по крайней мере, три региона Индонезии пытаются получить независимость: Аче, Западная Гвинея и Молуккские острова, не считая Восточный Тимор, который уже вышел из-под индонезийской власти.

Подводя итоги криминологической характеристике Индонезийского терроризма, отметим, что он не однороден, и его можно разделить на две больших группы. Это терроризм, имеющий религиозную почву, и терроризм сепаратистских движений. Эти два блока настолько различны, что имеют совершенно разные цели и способы терактов, разную динамику и характер причиненного вреда. Динамика Индонезийского терроризма чаще обусловлена политическими решениями и ситуацией, чем общемировыми тенденциями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванеев, С. В. Экстремизм, фундаментализм и терроризм под флагом ислама // Военно-юридический журнал. - 2010. - № 12. - C. 18-23.

2. Материалы пленарного заседания 58 сессии Генеральной ассамблеи ООН. A/58/PV.8. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации объединенных наций - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/58/plenary /indone.pdf.

3. Медов, М. У. Терроризм в Российской Федерации и Западной Европе: основные причины и условия распространения // Российский следователь. - 2012. - № 20. - C. 30-33.

4. Обзор состояния экономики Индонезии [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/id/ about_id/eco_id/

5. START (National Consortium for the Study of Terrorism and Responses to Terrorism) [Electronic resourse]. - Access: http://www.start.umd.edu/about/ about-start.

6. Станкевич, Г. В. Терроризм под исламским прикрытием // Общество и право. - 2011. - № 3. - С. 53-57.

7. Степанова, Е. А. Исламистский терроризм сегодняшнего дня: глобальный и локально-региональный уровни // Индекс безопасности. -2007. - № 1 (81), т. 13. - С. 66-89.

8. Теракты на Бали в 2002 году: хроника событий и расследование [Электронный ресурс] : РИА Новости. - Режим доступа: http://ria.ru/ spravka/20121012/770789985.html#ixzz2pywsKG5U.

9. Фролова, М. А. Деятельность исламской экстремистской организации «Джамаа Исламия» в Юго-Восточной Азии [Электронный ресурс] // Центр изучения отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. - Режим досту па: http://ru.apircenter.org/archives/286.

10. Heryanto, A. State Terrorism and Political Identity in Indonesia : Fatally Belonging / Ariel Heryanto. - New York, 2006. - 256 p.

11. Indonesia 2012 Crime and Safety Report: Jakarta [Electronic resourse] // United States department of state bureau of diplomatic security. - Access: https://www.osac.gov/pages/contentreportdetails.aspx?cid=12027.

12. Incident Summary [Electronic resourse]. - Access: http://www. start.umd.edu/gtd/search/IncidentSummary.aspx?gtdid=199612240008.

13. Incident Summary [Electronic resourse]. - Access: http://www. start.umd.edu/gtd/search/IncidentSummary.aspx?gtdid=199612240007.

14. Incident Summary [Electronic resourse]. - Access: http://www. start.umd.edu/gtd/search/IncidentSummary.aspx?gtdid=199611150007.

15. Incident Summary [Electronic resourse]. - Access: http://www.start. umd.edu/gtd/search/IncidentSummary.aspx?gtdid=199611130013.

16. Incident Summary [Electronic resourse]. - Access: http://www. start.umd.edu/gtd/search/IncidentSummary.aspx?gtdid=199611070010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Incident Summary [Electronic resourse]. - Access: http://www. start.umd.edu/gtd/search/IncidentSummary.aspx?gtdid=200108090007.

18. Incident Summary [Electronic resourse]. - Access: http://www. start.umd.edu/gtd/search/IncidentSummary.aspx?gtdid=200510010002.

19. Incident Summary [Electronic resourse]. - Access: http://www. start.umd.edu/gtd/search/IncidentSummary.aspx?gtdid=200210120005.

20. Incident Summary [Electronic resourse]. - Access: http://www. start.umd.edu/gtd/search/IncidentSummary.aspx?gtdid=200210120004.

21. Law on combating criminal acts of terrorism [Electronic resourse] // UNDOC. -Access: https://www.unodc.org/tldb/showDocument.do?documentUid=2927.

22. Resolution 1438 (2002) Adopted by the Security Council at its 4624th meeting, on 14 October 2002 [Electronic resourse]. - Access: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N02/638/47/PDF/N0263847.pdf?0penElement.

23. Understanding Civil War. Vol. 2 / ed. by P Collier, N. Sambani. - Washington : World Bank Print, 2005. - 350 p.

24. World Population Prospects The 2012 Revision, UN. New York, 2013 [Electronic resourse]. - Access: http://esa.un.org/unpd/wpp/Documen tation/pdf/WPP2012_HIGHLIGHTS.pdf.

REFERENCES

1. Ivaneev S. V. Ekstremizm, fundamentalizm i terrorizm pod flagom islama [Extremism, fundamentalism and terrorism under the banner of Islam]. Voenno-yuridicheskii zhurnal, 2010, no 12, pp. 18-23.

2. Materialy plenarnogo zasedaniya 58 sessii General'noi assamblei OON. A/58/PV.8. [Proceedings of plenary session 58 UN General Assembly session. A/58/PV.8. The United Nations]. Available at: http://www.un.org/ ru/ga/58/plenary/indone.pdf (accessed 20 July 2014).

3. Medov, M. U. Terrorizm v Rossiiskoi Federatsii i Zapadnoi Evrope: osnovnye prichiny i usloviya rasprostraneniya [Terrorism in Russia and Western Europe: the underlying causes and conditions of propagation]. Rossiiskii sledovatel', 2012, no 20, pp. 30-33.

4. Obzor sostoyaniya ekonomiki Indonezii [Review of the Indonesian economy]. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii. [The Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/id/about_id/eco_id/ (accessed 20 July 2014).

5. Official website organization START (National Consortium for the Study of Terrorism and Responses to Terrorism). Available at: http://www.start.umd.edu/about/about-start (accessed 20 July 2014).

6. Stankevich G. V. Terrorizm pod islamskim prikrytiem [Terrorism under the guise of Islamic]. Obshchestvo ipravo, 2011, no 3, pp. 53-57.

7. Stepanova E. A. Islamistskii terrorizm segodnyashnego dnya: global'nyi i lokal'no-regional'nyi urovni [Islamist terrorism today: global and regional levels locally]. Indeks bezopasnosti, 2007, no 1 (81), vol. 13, pp. 66-89.

8. Terakty na Bali v 2002 godu: khronika sobytii i rassledovanie [Terrorist attacks in Bali in 2002: chronicle of events and investigation]. RIA Novosti. Available at: http://ria.ru/spravka/20121012/770789985.html # ixzz2pywsKG5U (accessed 20 July 2014).

9. Frolova, M. A. Deyatel'nost' islamskoi ekstremistskoi organizatsii «Dzhamaa Islamiya» v Yugo-Vostochnoi Azii [The activity of Islamic extremist organization "Jamaa Islamiya in South-East Asia]. Tsentr izucheniya otnoshenii v Aziatsko-tikhookeanskom regione Activities of the Islamic extremist organization «Jamaa Islamiya» in Southeast Asia [Center for the Study of relations in the Asia-Pacific region]. Available at: http://ru.apircenter.org/archives/286 (accessed 20 July 2014).

10. Heryanto Ariel. State Terrorism and Political Identity in Indonesia: Fatally Belonging. New York, 2006. 256 p.

11. Indonesia 2012 Crime and Safety Report: Jakarta. United States department of state bureau of diplomatic security. Available at: https://www. osac.gov/pages/contentreportdetails.aspx?cid=1202 (accessed 20 July 2014).

12. Incident Summary. Available at: http://www.start.umd.edu/gtd/search /IncidentSummary.aspx?gtdid=199612240008 (accessed 20 July 2014).

13. Incident Summary. Available at: http://www.start.umd.edu/gtd/search/ IncidentSummary.aspx?gtdid=199612240007 (accessed 20 July 2014).

14. Incident Summary. Available at: http://www.start.umd.edu/gtd/search/ IncidentSummary.aspx?gtdid=199611150007 (accessed 20 July 2014).

15. Incident Summary. Available at: http://www.start.umd.edu/gtd/search/ IncidentSummary.aspx?gtdid=199611130013 (accessed 20 July 2014).

16. Incident Summary. Available at: http://www.start.umd.edu/gtd/search/ IncidentSummary.aspx?gtdid=19961107001 (accessed 20 July 2014).

17. Incident Summary. Available at: http://www.start.umd.edu/gtd/ search/IncidentSummary.aspx?gtdid=200108090007 accessed 20 July 2014).

18. Incident Summary. Available at: http://www.start.umd.edu/gtd/search/ IncidentSummary.aspx?gtdid=200510010002 (accessed 20 July 2014).

19. Incident Summary. Available at: http://www.start.umd.edu/gtd/search/ IncidentSummary.aspx?gtdid=200210120005 (accessed 20 July 2014).

20. Incident Summary. Available at: http://www.start.umd.edu/gtd/ search/IncidentSummary.aspx?gtdid=200210120004 (accessed 20 July 2014).

21. Law on combating criminal acts of terrorism. UNDOC. Available at: https://www.unodc.org/tldb/showDocument.do?documentUid=2927 (accessed 20 July 2014).

22. Resolution 1438 (2002) Adopted by the Security Council at its 4624th meeting, on 14 October 2002. Available at: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UND0C/GEN/N02/638/47/PDF/N0263847.pdf?0penElement (accessed 20 July 2014).

23. Understanding Civil War. Vol. 2. Eds. P. Collier, N. Sambanis. Washington: World Bank Print, 2005. 350 p.

24. World Population Prospects The 2012 Revision, UN. New York, 2013. Available at: http://esa.un.org/unpd/wpp/Documentation/pdf/WPP2012 HIGHLIGHTS.pdf (accessed 20 July 2014).

Хуан Даосю - профессор Политико-юридического университета Китая, председатель Научно-исследовательского центра российского права, г. Пекин, КНР. E-mail: [email protected]

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В КИТАЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ

В статье рассматривается актуальная для современного Китая проблема борьбы с преступностью террористического характера, что является одним из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности китайского государства. В настоящее время террористические преступления в Китайской Народной Республике становятся более организованными, многообразными и трансграничными, что существенно угрожает общественной безопасности в стране и бросает вызов уголовной юстиции. Общественная опасность криминального терроризма и экстремизма в Китае характеризуется тем, что совершенные преступления насильственного характера отличаются идеологией религиозного экстремизма. Средствами совершения преступлений являются в основном холодное оружие и взрыв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.