Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОПЫТА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ОЦЕНКА ОПЫТА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
732
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ЦЕНТРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / БЕЛАЯ КНИГА КИТАЯ / ТЕРАКТ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ / EXTREMISM / TERRORISM / EDUCATION AND TRAINING CENTERS / CHINA’S WHITE PAPER / TERRORIST ATTACK / PATRIOTIC / RELIGIOUS AND CULTURALEDUCATION / LEGAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панасенко Вероника Николаевна

Актуальность: противодействие экстремизму и терроризму по-прежнему остается важнейшим направлением работы правоохранительных органов. Для развития и совершенствования этого направления представляется целесообразным изучение и анализ положительного опыта Китайской Народной Республики. Постановка проблемы: последние несколько лет Владимир Путин на каждой ежегодной коллегии МВД России призывает к борьбе с экстремизмом и терроризмом. Как показывает практика, Китай преуспел в этом направлении. Так, согласно рейтингу стран по уровню терроризма Global Terrorism Index, в 2014 г. Китай был на 25 месте, а в 2019 г. переместился на 42 место. Данный опыт может быть полезен с точки зрения частичного заимствования в законодательство Российской Федерации и практическую деятельность по противодействию экстремизму и терроризму. Цель исследования: определение целесообразности заимствования опыта противодействия экстремизму и терроризму в Китае в российскую практику. Методы исследования: сравнение, описание, изучение документов; методы подбора и анализа литературы по теме исследования. Результаты и ключевые выводы: предлагается заимствование идеи создания центров образования и профессиональной подготовки в российскую практику противодействия экстремизму и терроризму. В действующем российском уголовном законодательстве предусмотрена возможность возложения на осужденного определенных обязанностей - пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию (ч. 1 ст. 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации). По аналогии с этим установлением предлагается закрепить обязательство для определенных категорий лиц пройти обучение в центрах образования и профессиональной подготовки, а также провести градацию таких центров по возрасту и категориям лиц, проходящих обучение и переподготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EXPERIENCE OF COUNTERING EXTREMISMAND TERRORISM IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

He relevance: countering extremism and terrorism remains the most important area of law enforcement agencies ‘ work. To develop and improve this area, it is advisable to study and analyze the positive experience of the people’s Republic of China. The problem statement: over the past few years, Vladimir Putin has called for the fight against extremism and terrorism at every annual Board of the Russian interior Ministry. As practice shows, China has succeeded in this direction. Thus, according to the global Terrorism Index ranking of countries by the level of terrorism, in 2014 China was on the 25th place, and in 2019 moved to the 42nd place. This experience can be useful from the point of view of partial borrowing into the legislation of the Russian Federation and practical activities to counter extremism and terrorism. The purpose of the study: to determine whether it is appropriate to adopt the experience of countering extremism and terrorism in China in Russian practice. The research methods: comparison, description, study of documents; methods of selection and analysis of literature on the research topic. The results and key conclusions: it is proposed to borrow the idea of creating education and training centers in the Russian practice of countering extremism and terrorism. The current Russian criminal legislation provides for the possibility of imposing certain obligations on the convicted person - to undergo treatment for drug addiction and medical and / or social rehabilitation (part 1 of article 72.1 of the Criminal code of the Russian Federation). By analogy with this provision, it is proposed to establish an obligation for certain categories of persons to undergo training in educational and vocational training centers, as well as to classify such centers by age and categories of persons undergoing training and retraining.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОПЫТА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ,

международное сотрудничество

ВЕРОНИКА НИКОЛАЕВНА ПАНАСЕНКО,

ведущий научный сотрудник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право.

ORCID 0000-0001-8656-9940

УДК 343.816

Дата поступления: 30 апреля 2020 г.

Дата принятия статьи в печать: 8 декабря 2020 г.

VERONIKA NIKOLAEVNA PANASENKO,

Candidate of Law, Associate Professor,

Leading Researcher

of the Research Center Department

for Research of Problems of Branch Management

Head of the Department of Educational

and Methodical Work

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: [email protected]

Scientific specialty:

12.00.08 — Criminal Law and Criminology; Criminal Executive Law.

Оценка опыта противодействия экстремизму и терроризму в Китайской Народной Республике

Assessment of the Experience of Countering Extremism and Terrorism in the People's Republic of China

Аннотация

Актуальность: противодействие экстремизму и терроризму по-прежнему остается важнейшим направлением работы правоохранительных органов. Для развития и совершенствования этого направления представляется целесообразным изучение и анализ положительного опыта Китайской Народной Республики.

Постановка проблемы: последние несколько лет Владимир Путин на каждой ежегодной коллегии МВД России призывает к борьбе с экстремизмом и терроризмом. Как показывает практика, Китай преуспел в этом направлении. Так, согласно рейтингу стран по уровню терроризма Global Terrorism Index, в 2014 г. Китай был на 25 месте, а в 2019 г. переместился на 42 место. Данный опыт может быть полезен с точки зрения частичного заимствования в законодательство Российской Федерации

Annotation

The relevance: countering extremism and terrorism remains the most important area of law enforcement agencies ' work. To develop and improve this area, it is advisable to study and analyze the positive experience of the people's Republic of China.

The problem statement: over the past few years, Vladimir Putin has called for the fight against extremism and terrorism at every annual Board of the Russian interior Ministry. As practice shows, China has succeeded in this direction. Thus, according to the global Terrorism Index ranking of countries by the level of terrorism, in 2014 China was on the 25th place, and in 2019 moved to the 42nd place. This experience can be useful from the point of view of partial borrowing into the legislation of the Russian Federation and practical activities to counter extremism and terrorism.

192

и практическую деятельность по противодействию экстремизму и терроризму.

Цель исследования: определение целесообразности заимствования опыта противодействия экстремизму и терроризму в Китае в российскую практику.

Методы исследования: сравнение, описание, изучение документов; методы подбора и анализа литературы по теме исследования.

Результаты и ключевые выводы: предлагается заимствование идеи создания центров образования и профессиональной подготовки в российскую практику противодействия экстремизму и терроризму. В действующем российском уголовном законодательстве предусмотрена возможность возложения на осужденного определенных обязанностей - пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию (ч. 1 ст. 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации). По аналогии с этим установлением предлагается закрепить обязательство для определенных категорий лиц пройти обучение в центрах образования и профессиональной подготовки, а также провести градацию таких центров по возрасту и категориям лиц, проходящих обучение и переподготовку.

Ключевые слова: экстремизм; терроризм; центры образования и профессиональной подготовки; Белая книга Китая; теракт; патриотическое, правовое, религиозное и культурное воспитание.

The purpose of the study: to determine whether it is appropriate to adopt the experience of countering extremism and terrorism in China in Russian practice.

The research methods: comparison, description, study of documents; methods of selection and analysis of literature on the research topic.

The results and key conclusions: it is proposed to borrow the idea of creating education and training centers in the Russian practice of countering extremism and terrorism. The current Russian criminal legislation provides for the possibility of imposing certain obligations on the convicted person - to undergo treatment for drug addiction and medical and / or social rehabilitation (part 1 of article 72.1 of the Criminal code of the Russian Federation). By analogy with this provision, it is proposed to establish an obligation for certain categories of persons to undergo training in educational and vocational training centers, as well as to classify such centers by age and categories of persons undergoing training and retraining.

Keywords: extremism; terrorism; education and training centers; China's white paper; terrorist attack; Patriotic, legal, religious and cultural education.

Проблема экстремизма и крайней его формы проявления — терроризма тревожит умы ученых, политических и общественных деятелей, государственных служащих и граждан. Практически каждая страна (в разной степени) столкнулась с проявлениями экстремизма и терроризма и по-своему пыталась и пытается противостоять этим негативным явлениям.

Изучение зарубежного опыта противодействия экстремизму и терроризму позволит выявить лучшие практики, которые можно адаптировать к условиям российского общества для успешного решения затронутой нами проблемы. В статье мы решили рассмотреть опыт противодействия экстремизму и терроризму в Китайской Народной Республике (далее - КНР).

В Китае очень остро стоял вопрос экстремизма и терроризма в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (далее — СУАР). Значительная часть экстремистов из этого региона - в рядах ИГИЛ и прочих террористических структур в Сирии, в других странах Ближнего Востока [8]. Уйгуры на протяжении многих лет ведут борьбу за независимость, волнения на этниче-

ской почве зачастую приводили к насилию и заканчивались массовыми протестами.

Практически все резонансные теракты в КНР совершаются членами уйгурских экстремистских организаций. В связи с этим Пекин ужесточил контроль за уйгурами, установив по всему региону системы наблюдения и создав «центры массового содержания под стражей» [10].

В СУАР проживает самая большая мусульманская диаспора в КНР (из 21 млн жителей региона 8 млн исповедуют ислам). Власти страны пытаются бороться с распространением радикальных идей.

Анализ информации, опубликованной в Белой книге1 на официальном веб-портале Правительства Китайской Народной Республики, позволил определить ключевые нормативные правовые акты, составляющие правовую основу противодействия терроризму и экстремизму

1 Белая книга Китая // Официальная англоязычная платформа электронных коммуникаций Государственного совета Китайской Народной Республики. URL: http://english.www.gov.cn/archive/ whitepaper/201908/17/content_WS5d57573cc6d0c6695ff7ed6c.html (дата обращения: 10.12.2020).

в СУАР. Их можно классифицировать по форме закрепления следующим образом:

1.1. Нормативные правовые акты общего характера, регламентирующие общие вопросы противодействия преступности в Китае:

— Конституция Китайской Народной Республики;

— Закон о национальной безопасности Китайской Народной Республики.

1.2. Нормативные правовые акты специального характера, непосредственно регламентирующие противодействие терроризму и экстремизму:

1.2.1. Республиканского уровня:

— Уголовный закон Китайской Народной Республики;

— Уголовно-процессуальный закон Китайской Народной Республики;

— Закон Китайской Народной Республики о борьбе с терроризмом.

1.2.2. Регионального уровня:

— Меры Синьцзян-Уйгурского автономного района по реализации Закона Китайской Народной Республики о борьбе с терроризмом и экстремизмом;

— Положение Синьцзян-Уйгурского автономного района о дерадикализации;

— Положение «О борьбе с экстремизмом в Синьцзян-Уйгурском автономном районе».

На некоторых нормативных правовых актах остановимся подробнее.

В конце марта 2017 г. в СУАР был принят «Список мер по борьбе с экстремизмом». В состав китайского «антитеррористического пакета» вошел список под названием «15 проявлений экстремизма», запрещенных на территории автономного района. Среди них — ношение хиджаба и «аномально большой» бороды, публичные отказы от просмотра государственного телевидения, совершение брачных и траурных церемоний по религиозным обычаям, противодействие государственной политике по контролю над рождаемостью, препятство-вание детям посещать государственную школу, намеренное повреждение паспорта, документов о регистрации или китайской валюты. Перечисленные запреты объясняются тем, что «религиозные силы не должны вмешиваться в светскую жизнь населения». Всего в «антитеррористическом пакете» для СУАР содержится 50 пунктов, которые вступили в силу с 1 апреля 2017 г. [1].

В августе 2018 г. был опубликован доклад Комиссии Организации Объединенных Наций по правам человека, в котором указано, что по меньшей мере миллион представителей этнических меньшинств содержится в закрытых лагерях в СУАР. Эксперты комитета ООН выразили обеспокоенность многочисленны-

ми сообщениями о задержании на долгий период времени без вынесения приговоров большого количества этнических уйгуров и других мусульманских меньшинств под предлогом борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом. В свою очередь, председатель администрации СУАР Шохрат Закир заявил, что в районе создана система «учреждений профессионально-технического образования», в которых основной упор сделан на обучении общеупотребительному языку, положениям закона и профессиональным навыкам. По его словам, учреждения предназначены для лиц, оказавшихся под влиянием террористической и экстремистской идеологии, подозреваемых в совершении незначительных правонарушений, которые не предполагают уголовного наказания, или лиц, которые могут быть освобождены от уголовного преследования. Глава района подчеркнул, что в учебных заведениях ведется работа по укреплению «сопротивляемости терроризму и экстремизму» и деэсктре-мизации, а также обеспечивается защита религиозных традиций и привычек представителей разных национальностей [11].

9 октября 2018 г. было опубликовано Положение «О борьбе с экстремизмом в Синьцзян-Уйгурском автономном районе». В данном Положении экстремизм характеризуется как «крайнее проявление религиозных идей, бойкот, вмешательство в повседневную жизнь и общественное мнение», а также как «высказывания и действия, разжигающие ненависть, дискриминацию и пропагандирующие насилие путем искажение религиозных учений» [2].

Официально «лагеря», в которых содержатся уйгуры, называются «центрами профессионально-технического образования» или «центрами перевоспитания» [10].

Со слов находившихся в этих лагерях, пребывание в них негативно отражается на психике людей. Внутри лагеря везде установлены видеокамеры и микрофоны, все просматривается и прослушивается. В ответ на эти обвинения китайские представители указывают на то, что КНР осуществляет в Синьцзян-Уйгурской области образовательные программы, позволяющие местным жителям лучше социализироваться и выбраться из нищеты [7].

Согласно сведениям неправительственной организации «Хьюман Райтс Вотч», осуществляющей мониторинг, расследование и документирование нарушений прав человека, в лагерях доступна базовая медицинская помощь, однако туда отправляют даже серьезно больных, пожилых, подростков, беременных и кормящих женщин. Прошедшие через такие лагеря сообщали о попытках самоубийства и суровых наказаниях за неповиновение [6].

194

В Синьцзяне проводится массовый обязательный сбор биометрических данных, включая образцы голоса и ДНК, а также используется искусственный интеллект и большие данные для идентификации, сортировки и отслеживания по каждому человеку. Такие системы работают как «фильтры», выделяя людей по определенному поведению или характеристикам, которые власти Китая считают опасными.

Вместе с тем неправительственная организация «Хьюман Райтс Вотч» утверждает, что прошедшие обучение в центрах перевоспитания обязаны каждую неделю или даже ежедневно присутствовать на церемонии поднятия флага КНР, ходить на собрания по полит-воспитанию, временами — на занятия по китайскому языку. Содержащимся в центрах перевоспитания необходимо подтвердить свою лояльность Пекину. За пределами лагеря для мусульман тюркского происхождения действуют ограничения на свободу передвижения — от домашнего ареста до запрета выезда за пределы района проживания или за границу. В политлагерях человека наказывают за мирное исповедание религии, при этом на воле ислам настолько жестко ограничивается, что можно говорить о том, что он фактически запрещен. В политлагерях человек находится под наблюдением охраны и не имеет контактов с семьей и друзьями. Дома же за ним наблюдают соседи, чиновники и высокотехнологичные системы электронной слежки, контакты с зарубежьем запрещены [6].

Согласно данным Федерального государственного унитарного предприятия «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)», в 2019 г. Китай официально заявил, что практика борьбы с терроризмом в Синьцзя-не путем организации там центров образования и профессиональной подготовки доказала свою эффективность [4].

Государственный совет Китайской Народной Республики 16 августа 2019 г. опубликовал новую «Белую книгу» по противодействию экстремизму в СУАР. Документ «Профессиональная и образовательная подготовка в Синьцзяне» состоит из шести глав. В первой главе обосновывается необходимость проведения политики профессиональной и образовательной подготовки в СУАР. Во второй главе подробно приводится национальная и международная правовая основа для осуществления подобной работы. В третьей и четвертой главах описываются содержание образовательной программы и меры по защите основополагающих прав обучающихся. В пятой и шестой главах освещаются главные результаты политики и раскрывается опыт властей в противодействии экстремизму в Синьцзяне.

В Белой книге Китая указано, что работа Синьцзяна по организации образования и профессиональной подготовки эффективно устраняет условия, способствующие распространению терроризма и религиозного экстремизма, гарантирует право жителей региона на жизнь, здоровье и развитие, обеспечивает социальную стабильность и безопасность не только в Синь-цзяне, но и во всем регионе.

Согласно Белой книге «центры образования и профессиональной подготовки рассматривают профессиональные навыки как важный инструмент для будущего трудоустройства». Как сообщается в документе, «для лиц, подвергшихся влиянию терроризма и экстремизма, в центрах организованы курсы по изготовлению одежды, общественному питанию, сборке электротоваров, парикмахерским и косметических услугам, ремонту автомобилей, электронной торговле, дизайну и оформлению интерьеров» и ряду других направлений, пользующихся спросом. Отмечается, что некоторые лица проходят обучение по нескольким дисциплинам. В документе подчеркивается, что это поможет им лучше трудоустроиться в будущем [4].

В настоящее время через образовательные центры проходят три категории обучающихся:

1. Первая категория — лица, которых подстрекали, вынуждали силой или обманом участвовать в террористической или экстремистской деятельности, но их личное участие и степень опасности подобного поведения не позволяют квалифицировать его как серьезное преступление.

2. Вторая категория — люди, участвовавшие в террористической или экстремистской деятельности, которая потенциально несла собой угрозу, но в результате их действий не было нанесено реального общественного вреда. Эти нарушители должны признать свои преступления и раскаяться в них, а также дать свое добровольное согласие на прохождение обучения в соответствующих центрах, чтобы освободить себя от уголовного преследования.

3. Третья категория — лица, отбывшие наказание за участие в террористической или экстремистской деятельности, но по тем или иным причинам признанные потенциально опасными для общества и по решению суда отправленные в центр профессиональной и образовательной подготовки в СУАР.

В соответствии с законодательством нарушителям первой и третьей категорий предоставляется помощь и обучение в специальных центрах, в том числе с акцентом на дальнейшее трудоустройство. Вторая категория провинившихся сначала подлежит оценке со стороны органов общественной безопасности, которые могут возбудить уголовное дело. В случае отсут-

ствия основании для уголовного преследования по решению суда им предписывается прохождение профессиональной подготовки и обучения для дальнейшей интеграции в общество.

В результате работы по профессиональной и образовательной подготовке в центрах большинство слушателей «достигли требуемых стандартов с точки зрения владения китайским языком и правосознания и успешно окончили образовательные программы в соответствующих центрах в Синьцзяне. Многие из них нашли работу на различных заводах и предприятиях, основали свой собственный бизнес. Некоторые также продолжили обучение в образовательных центрах более высоких ступеней с целью еще больше улучшить свои будущие перспективы на рынке труда» [9].

На наш взгляд, таким образом власти Китая ведут поступательную работу по изменению социально-экономической среды для профилактики экстремизма и терроризма. С 2016 по 2018 г. в СУАР создано 1,4 млн новых рабочих мест [3].

Согласно сообщению из посольства РФ в КНР, в ходе пребывания в СУАР дипломаты в декабре 2018 г. «посетили центры профессиональной подготовки и воспитания в городе Каши, уездах Хэтянь и Моюй. Эти центры используются в целях профилактики и борьбы с угрозами распространения в регионе идей экстремизма и терроризма» [8].

Исходя из изложенного, следует сделать вывод, что идея патриотического, правового, религиозного, трудового и культурного воспитания приоритетна для системы противодействия экстремизму в Китае.

С момента учреждения политики в сфере профессиональной и образовательной подготовки в СУАР не было зафиксировано ни одного теракта.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональные и образовательные центры в Китае способствуют изменению радикальных взглядов и искоренению экстремизма.

Очевидным остается факт, что Китай преуспел в борьбе с экстремизмом и с крайней его формой проявления — терроризмом. Согласно рейтингу стран по уровню терроризма Global Terrorism Index в 2014 г. Китай был на 25 месте, а в 2019 г. переместился на 42 место [5]. Однако, на наш взгляд, сдерживание экстремизма и терроризма посредством обучения в специальных центрах должно проходить с соблюдением ряда условий. К таким условиям следует отнести:

— обязательное соблюдение прав и свобод человека (в том числе и право исповедать любую религию);

— правовое закрепление оснований помещения лица в центр;

— градация центров: по категориям лиц, проходящих обучение и переподготовку (с учетом их деяний), и по возрасту. Вместе с тем целесообразно предусмотреть центры дневного и круглосуточного (постоянного) пребывания. При этом помещение в круглосуточные центры, на наш взгляд, должно происходить с учетом возраста, пола и состояния здоровья. Не допускать пребывания в круглосуточных центрах несовершеннолетних, женщин, имеющих малолетних или несовершеннолетних детей. При помещении мужчин в круглосуточные центры необходимо учитывать, как это может отразиться на условиях жизни его семьи. Дневное пребывание в центрах, по нашему мнению, допустимо и для несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, для нивелирования их радикальных взглядов.

Очень важно, чтобы центры в конечном итоге были способны изменить экстремистские установки лиц, проходящих в них обучение, иначе может быть достигнут обратный эффект. А для этого необходимо осуществлять качественный подбор кадров для работы в центрах.

Давая заключительную оценку мерам противодействия экстремизму и терроризму в Китае, мы считаем положительной практику страны по созданию центров образования и профессиональной подготовки в целях снижения уровня радикализации. Руководство страны обоснованно видит корни экстремизма в безграмотности и бедности и справедливо делает упор на повышение уровня образования. Настойчивость КНР в этом направлении вызывает бурную критику со стороны зарубежных представителей и СМИ в части жесткости указанных мер. Однако руководство КНР эти обвинения опровергает. Основываясь на сведениях, предоставленных посольством Российской Федерации в Китае, отсутствии конкретных доказательств в обвинениях зарубежных СМИ, а также на официальной позиции Китая, изложенной в Белой книге, мы полагаем, что информация о насильственном содержании в указанных центрах несовершеннолетних, разлучении матерей (помещенных в центр) с детьми, нарушении религиозных прав и свобод и жестоком обращении с лицами, пребывающими в центре, не соответствует действительности.

Положительно оценивая китайский опыт противодействия экстремизму и терроризму, считаем возможным и целесообразным заимствование идеи создания подобных учреждений в российскую практику борьбы с обозначенными негативными явлениями.

В российском уголовном законодательстве предусмотрена возможность возложения на осужденного обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) соци-

196

альную реабилитацию (ч. 1 ст. 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией»). По аналогии с этим установлением, на наш взгляд, целесообразно закрепить обязательство для определенных категорий лиц пройти обучение в центрах образования и профессиональной подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность этих центров должна быть регламентирована отдельным законодательным

Список литературы:

1. Васильев Л. Е. О некоторых аспектах борьбы Китая с силами «трех зол» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-nekotoryh-aspektah-borby-kitaya-s-silami-treh-zol (дата обращения: 19.04.2020).

2. Власти Китая узаконили лагеря перевоспитания мусульман // Коммерсантъ. 11 ноября 2018 г. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3766348 (дата обращения 17.04.2020).

3. Власти КНР рассказали о продолжении борьбы с терроризмом в Синьцзяне // Информационное агентство «Накануне^и». 18 марта 2019 г. URL: https://www.nakanune.ru/ news/2019/03/18/22535869 (дата обращения: 22.04.2020).

4. В Китае заявили, что практика борьбы с терроризмом в Синьцзяне доказала свою эффективность // Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)». 16 августа 2019 г. URL: https://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/6768465 (дата обращения: 23.04.2020).

5. Глобальный индекс терроризма. Гуманитарная энциклопедия: исследования // Центр гуманитарных технологий, 2006—2020 (последняя редакция: 08.02.2020). URL: https:// gtmarket.ru/ratings/global-terrorism-index/ info (дата обращения: 20.04.2020).

6. «Искореняя идеологическую заразу». Репрессии китайских властей против мусульман в Синьцзяне // Хьюман Райтс Вотч. 9 сентября 2018 г. // URL: https://www. refworld.org.ru/docid/5baf7aab4.html (дата обращения: 23.04.2020).

7. Кароль Лучка. «Типичный день состоит из пыток». Будни лагерей в китайском Синьцзяне // Сайт Радио Свободы. 21 марта 2019 г. URL: https://www.svoboda.org/aZ29834019. html (дата обращения: 23.04.2020).

8. Лавров прокомментировал сообщения о «лагерях перевоспитания» в Китае // Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова в Кыргызско-Российском

актом, в котором, по нашему мнению, необходимо предусмотреть цели, задачи, функции, структуру центров образования и профессиональной подготовки, их виды, форму обучения и порядок пребывания (дневное пребывание или постоянное) и др.

Однако этот вопрос нуждается в последующем научном осмыслении и комплексной разработке для трансформации в российское законодательство.

References:

1. Vasil'ev L. E. O nekotoryh aspektah bor'by Kitaya s silami «trekh zol» // Kitaj v mirovoj i regional'noj politike. Istoriya i sovremennost'. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-aspektah-borby-kitaya-s-silami-treh-zol (data obrashcheniya: 19.04.2020).

2. Vlasti Kitaya uzakonili lagerya perevospitani-ya musul'man // Kommersant". 11 noyabrya 2018 g. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3766348 (data obrashcheniya 17.04.2020).

3. Vlasti KNR rasskazali o prodolzhenii bor'by s terrorizmom v Sin'czyane // Informaci-onnoe agentstvo «Nakanune.RU». 18 marta 2019 g. URL: https://www.nakanune.ru/ news/2019/03/18/22535869 (data obrashcheniya: 22.04.2020).

4. V Kitae zayavili, chto praktika bor'by s terrorizmom v Sin'czyane dokazala svoyu effektivnost' // Federal'noe gosudarstvennoe unitarnoe pred-priyatie «Informacionnoe telegrafnoe agentstvo Rossii (ITAR-TASS)». 16 avgusta 2019 g. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panora-ma/6768465 (data obrashcheniya: 23.04.2020).

5. Global'nyj indeks terrorizma. Gumanitarnaya enciklopediya: issledovaniya // Centr guman-itarnyh tekhnologij, 2006—2020 (poslednyaya redakciya: 08.02.2020). URL: https://gtmarket. ru/ratings/global-terrorism-index/info (data obrashcheniya: 20.04.2020).

6. «Iskorenyaya ideologicheskuyu zarazu». Re-pressii kitajskih vlastej protiv musul'man v Sin'czyane // H'yuman Rajts Votch. 9 sen-tyabrya 2018 g. // URL: https://www.refworld. org.ru/docid/5baf7aab4.html (data obrash-cheniya: 23.04.2020).

7. Karol' Luchka. «Tipichnyj den' sostoit iz py-tok». Budni lagerej v kitajskom Sin'czyane // Sajt Radio Svobody. 21 marta 2019 g. URL: htt-ps://www.svoboda.org/a/29834019.html (data obrashcheniya: 23.04.2020).

8. Lavrov prokommentiroval soobshcheniya o «la-geryah perevospitaniya» v Kitae // Vystuplenie Ministra inostrannyh del RF Sergeya Lavro-va v Kyrgyzsko-Rossijskom Slavyanskom uni-versitete imeni B. El'cina v Bishkeke. 4 fevralya

Славянском университете имени Б. Ельцина в Бишкеке. 4 февраля 2019 г. // МИА «Россия сегодня». URL: https://ria.ru/20190204/1550342004. html (дата обращения 21.04.2020).

9. Сизов Г. А. Китай рассказал об опыте противодействия экстремизму // Официальный сайт Российского института стратегических исследований. 11 сентября 2019 г. URL: https://riss.ru/analitycs/61808/ (дата обращения: 23.04.2020).

10. Уэсли Ран, Барановская М. Репрессии против уйгуров в Китае: DW получила новые доказательства. 17 февраля 2020 г. // Русская редакция Deutsche Welle. URL: https://p.dw.com/ p/3XuDu (дата обращения 17.04.2020).

11. «Центры перевоспитания» в Китае — существуют ли они? // Официальный сайт Московского педагогического государственного университета. 5 февраля 2019 г. URL: http://mpgu.su/novosti/centry-perevospitanija-v-kitae-sushhestvujut-li-oni/ (дата обращения 22.04.2020).

2019 g. // MIA «Rossiya segodnya». URL: htt-ps://ria.ru/20190204/1550342004.html (data obrashcheniya 21.04.2020).

9. Sizov G. A. Kitaj rasskazal ob opyte protivodejst-viya ekstremizmu // Oficial'nyj sajt Rossijsko-go instituta strategicheskih issledovanij. 11 sen-tyabrya 2019 g. URL: https://riss.ru/anali-tycs/61808/ (data obrashcheniya: 23.04.2020).

10. Uesli Ran, Baranovskaya M. Repressii pro-tiv ujgurov v Kitae: DW poluchila novye dokazatel'stva. 17 fevralya 2020 g. // Russkaya redakciya Deutsche Welle. URL: https://p. dw.com/p/3XuDu (data obrashcheniya 17.04.2020).

11. «Centry perevospitaniya» v Kitae — sushchest-vuyut li oni? // Oficial'nyj sajt Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universite-ta. 5 fevralya 2019 g. URL: http://mpgu.su/no-vosti/centry-perevospitanija-v-kitae-sushhest-vujut-li-oni/ (data obrashcheniya 22.04.2020).

Для цитирования:

Вероника Николаевна Панасенко. Оценка опыта противодействия экстремизму и терроризму в Китайской Народной Республике // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 191-197.

For citation:

Veronika Nikolaevna Panasenko. Assessment of the experience of countering extremism and terrorism in the People's Republic of China // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 4 (56). P. 191-197.

197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.