Научная статья на тему 'Система противодействия идеологии экстремизма и терроризма в современной Российской Федерации'

Система противодействия идеологии экстремизма и терроризма в современной Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1398
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ ЭКСТРЕМИЗМА / ИДЕОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА / EXTREMISM IDEOLOGY / TERRORISM IDEOLOGY / NATIONAL SECURITY / EXTREMISM PREVENTION / TERRORISM PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисин А. Л., Бортников Д. В.

Статья посвящена идеологическому аспекту борьбы с экстремизмом. Подчеркнута необходимость формирования комплексной системы противодействия идеологии экстремизма и интеграции ее в образовательный процесс вузов, а также подготовки и реализации программ дополнительного профессионального образования для профессорско-преподавательского состава по вопросам противодействия идеологии экстремизма. Рассматривается перспектива созднания в вузах Центров противодействия идеологии экстремизма и терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF COUNTERACTING THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE MODERN RUSSIAN FEDERATION

The article focuses on the ideological aspect of the fight against extremism. The need to create an integrated system to counter the ideology of extremism and its integration into the educational process of universities, as well as the preparation and implementation of additional professional education programs for faculty on issues of countering the ideology of extremism was emphasized. The prospect of creating Centers for Countering the Ideology of Extremism and Terrorism in Universities is being considered.

Текст научной работы на тему «Система противодействия идеологии экстремизма и терроризма в современной Российской Федерации»

Система противодействия идеологии экстремизма и терроризма в современной Российской Федерации

А. Л. АНИСИН,

профессор кафедры теории и методологии государственного управления, доктор философских наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

Д. В. БОРТНИКОВ,

слушатель факультета подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

The System of Counteracting the Ideology of Extremism and Terrorism in the Modern Russian Federation

A. L. ANISIN,

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor at the Department of Theory and Methodology of Government (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia).

D. V. BORTNIKOV,

Listener of the Faculty Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia).

УДК 351.752.16:[32.019.57+323.28]

Статья посвящена идеологическому аспекту борьбы с экстремизмом. Подчеркнута необходимость формирования комплексной системы противодействия идеологии экстремизма и интеграции ее в образовательный процесс вузов, а также подготовки и реализации программ дополнительного профессионального образования для профессорско-преподавательского состава по вопросам противодействия идеологии экстремизма. Рассматривается перспектива созднания в вузах Центров противодействия идеологии экстремизма и терроризма.

Идеология экстремизма; идеология терроризма; национальная безопасность; профилактика экстремизма; профилактика терроризма.

The article focuses on the ideological aspect of the fight against extremism. The need to create an integrated system to counter the ideology of extremism and its integration into the educational process of universities, as well as the preparation and implementation of additional professional education programs for faculty on issues of countering the ideology of extremism was emphasized. The prospect of creating Centers for Countering the Ideology of Extremism and Terrorism in Universities is being considered.

Extremism ideology; terrorism ideology; national security; extremism prevention; terrorism prevention.

Экстремистские идеологии и террористическая деятельность являются в современном мире глобальными угрозами первостепенной значимости. При этом с полным правом можно сказать, что Российская Федерация является лидером в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. В то же время вполне очевидно, что если бы эффективное противодействие этим угрозам было уже налажено должным образом, то не пришлось бы и говорить о их наличии. Пресечение деятельности террористических организаций по линии спецслужб имеет серьезные успехи, но вот в профилактике экстремистских проявлений, особенно в противодействии распространению экстремистских идеологий, до сих пор остается много нерешенных задач. Между тем современные информационные технологии в полной мере используются адептами экстремистских идей для пропаганды своих взглядов и привлечения новых сторонников, таким образом актуальность выстраивания системы противодействия идеологии экстремизма определена для нас самой жизнью.

Говоря о преступной сущности обсуждаемых явлений, специалисты дают следующие определения:

1. Экстремизм (от лат. extremus — крайний) — это приверженность к крайностям во взглядах, оценках и позициях, к крайним средствам достижения поставленных целей в деятельности как отдельных лиц, так и социальных групп, связанных национальными, политическими, религиозными или иными идеями.

2. Терроризм (от лат. terror — страх ужас) — это особая форма проявления экстремизма, предполагающая использование запугивания общества, создание в общественном сознании атмосферы страха для достижения каких-либо целей (обычно политического характера). Данное явление представляет серьезную угрозу стабильности общества и государства [8].

Вопросы противодействия идеологии экстремизма и терроризма привлекают внимание научного сообщества и находят свое отражение в монографиях, материалах научных конференций, учебных пособиях [1, 2, 6, 10, 11].

За последнее десятилетие в нашей стране создана обширная законодательная база для противодействия террористической и экстремистской деятельности, а также накоплен богатый практический опыт в этой сфере. Говоря об этой законодательной базе, следует прежде всего указать на Конституцию Российской Федерации, а также на общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные

конституционные законы, кроме того, специально и более предметно эти вопросы регламентируются федеральными законами «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму» , Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации1, Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года2, указом президента «О мерах по противодействию терроризму»3, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, противодействие угрозам экстремистского и террористического характера относится к числу важнейших приоритетов обеспечения государственной и общественной безопасности, и немалая роль при этом отводится совершенствованию правовой базы. Именно в связи с этим не так давно приняты дополнительные меры по противодействию терроризму. Так, в 2016 г. расширен перечень составов преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет (новая редакция ст. 20 УК РФ), а также внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Однако, как было сказано выше, большое значение имеет профилактика преступных действий террористического характера и противодействие экстремистской идеологии. В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. это понятие определено следующим образом: «..."идеология экстремизма (экстремистская идеология)" — система взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов»4.

Первостепенная значимость идеологического аспекта подчеркивается и в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации: первым направлением противодействия терроризму названо его предупреждение (профилак-

1 О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

2 О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

3 3 Стратегия национальнойбезопасностиРоссийскойФедерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 683) // МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2933.

4 КонцепцияпротиводействиятерроризмувРоссийскойФедерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.) // МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2939.

тика) (ст. 12), а первым направлением профилактики — идеологическое противодействие (ст. 13)5.

Главной целью системы противодействия экстремистским идеологиям является снижение уровня вовлечения в террористическую деятельность различных групп населения, в основном молодежи. Очевидно, что в силу возрастных особенностей психики и еще не полной сформированности социальных статусов молодые люди представляют собой удобный объект для применения манипулятивных технологий обработки сознания. Важным фактором, облегчающим вербовку молодежи, является ее глубокая вовлеченность в потребление информации через современные коммуникационные технологии, включая Интернет и социальные сети. Анонимность и использование псевдонимов, широкое применение технологий трансляции информации через множество формально друг с другом не связанных аккаунтов, — существенные черты современного интернет-пространства. Эти технические возможности открывают небывалые перспективы для воздействия на сознание как вербальным, так и невербальным образом. При этом, как и всегда, разрушительная деятельности имеет гораздо более быстрый успех, чем созидательная.

Система противодействия манипулятивным методам распространения экстремистской идеологии должна учитывать все эти факторы и работать, во-первых, адресно, а во-вторых, — на упреждение. Молодежь не представляет собой монолитной социальной группы, она существенно отличается и по уровню образования, и по интересам, и по психологическим типам. В системе образования необходимо формировать методологию и методики просветительской и воспитательной работы на каждом уровне образования, начиная, как минимум, с младших классов школы, и преемственно доводя эту работу до студенческой среды. При этом конкретные методики идейного противодействия экстремистским идеологиям должны учитывать профиль обучения студентов6.

В настоящее время можно констатировать, что определенные позитивные наработки в этом направлении имеются, однако до формирования целостного и комплексного подхода еще далеко. Так, например, вопросы противодействия экстремистским идеологиям предусмотрены в на-

5 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 г. № Пр-2753) // МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/ dokumenty/2633.

6 О мерах по противодействию терроризму: Указ Президента Российской Федерации от15 февраля 2006 года № 116 // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 897.

стоящее время далеко не во всех программах высшего профессионального образования. Наиболее логично включать их в методические материалы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», однако во многих учебниках и учебных пособиях с этим наименованием соответствующие темы пока отсутствуют. Часто подобные разделы пишутся «по шаблону» и в результате имеет место несоответствие предлагаемого материала и методик его подачи психосоциальным особенностям обучающихся .

Разработка и реализация антиэкстремистских компонентов образовательных программ невозможно, конечно, без качественной подготовки преподавателей. Тема сущности экстремистских идеологий и методов противодействия им является новой и малоизученной не только для старшего поколения школьных педагогов и вузовских работников, но и для более молодых преподавателей. В этой связи остро встает вопрос организации их обучения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки для широкого круга профессорско-преподавательского состава образовательных организаций всех видов. Необходимо перевести на уровень школьных и вузовских методик вопросы противодействия вовлечению молодых людей в экстремистские сообщества. При этом речь должна идти и о просветительской деятельности, и о мониторинге настроений учащейся молодежи.

Наличие федеральных нормативных и программных документов, определяющих направления и методы противодействия экстремизму и терроризму не только не отменяет, но, напротив, предполагает разработку региональных программ, конкретизирующих заявленные общие подходы. Более того, целесообразно сделать базой работы по противодействию экстремистским идеологиям каждый отдельный вуз. Образовательные организации высшего профессионального образования имеют все возможности для эффективной деятельности в этом направлении. Прежде всего такие организации являются одновременно и центрами научной мысли, местом активного профессионального общения научно-педагогических кадров и вовлечения в научную деятельность студенческой молодежи. Актуальность научных исследований по проблемам противодействия терроризму и экстремистским идеологиям не вызывает сомнений, а для молодого человека такие исследования, касающиеся мировоззренческих вопросов, несомненно представляют и личный интерес. Очень важно сделать студенческую аудиторию не только и не столько пассивным объектом просветительской и воспитательной работы, а активным

субъектом противодействия экстремизму на идейном уровне. В этой связи целесообразным и перспективным направлением деятельности представляется организация в вузах Центров противодействия идеологии экстремизма и терроризма.

Целью деятельности такого Центра является формирование у обучающихся устойчивых мировоззренческих установок, препятствующих распространению деструктивных идеологий [9]. Достичь этой цели возможно через формирование единой системной стратегии, охватывающей все направления и стороны образовательного процесса в вузе: учебную, воспитательную, методическую, научную работу, организационное, морально-психологическое и информационное обеспечение его деятельности.

Основными задачами, которые должен решать Центр противодействия идеологии экстремизма и терроризма, являются:

— правовое информирование по вопросам профилактики и противодействия экстремизму;

— формирование у обучающихся целостной картины мира и вместе с тем уважительного отношения к иным культурам и иным мировоззренческим системам;

— формирование навыков распознавания ма-нипулятивных технологий общения как вживую, так и в киберпространстве;

— формирование позитивных установок на социально приемлемую личностную самореализацию.

Информационно-аналитическая деятельность Центра предполагает расширение историко-культурного кругозора молодежи, распространение достоверной информации о негативных последствиях деятельности экстремистских организаций, анализ психологических приемов вербовки ими новых членов. Как уже было отмечено, самостоятельная научно-исследовательская деятельность обучающихся открывает большие возможности для активного освоения ими проблематики идейного и мировоззренческого противодействия экстремизму. Важным направлением деятельности Центра может стать также работа по методическому обеспечению проведения различных форм учебных занятий и воспитательных мероприятий, посвященных профилактике экстремистских проявлений. Помимо упомянутой учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», необходимо предусмотреть согласование данной тематики с другими дисциплинами и направлениями работы вуза.

Преподавание тем антиэкстремистской и антитеррористической направленности в рамках курса «Основ безопасности жизнедеятельности»

предусмотрено, как правило, на первом курсе обучения, однако в этот период часто уровень знаний студентов для усвоения этого материала еще не достаточен, отсутствует системная связь с уже имеющимися знаниями. Следует отметить необходимость проработки этих системных связей еще на уровне подготовки основных профессиональных образовательных программ. Важную роль здесь должны играть междисциплинарные связи и последовательность изучения учебного материала [9]. Это же относится и к проведению воспитательных и культурно-массовых мероприятий, они должны быть увязаны и по форме, по содержанию с основным контекстом образовательного процесса.

Выстраивание системы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в современной Российской Федерации находит отражение и в правотворчестве. Так, например, введена уголовная ответственность за следующие виды преступлений:

— за прохождение обучения для осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ);

— организацию и участие в деятельности террористической организации (ст. 205.4 и ст. 205.5 УК РФ);

— совершение и финансирование акта международного терроризма (ст. 361 УК РФ);

— финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ) и за некоторые другие деяния [5].

Однако правотворческой деятельностью профилактика экстремизма и терроризма ограничиваться, конечно, не может, — необходимо серьезная работа с общественным сознанием, выстраивание социальных механизмов противодействия распространению экстремистских идей. Такая работа является первостепенной задачей не только политико-правовой системы, но и гражданского общества, — общественные и религиозные объединения граждан могут и должны играть в этом важную роль.

Как отмечают исследователи, «становление и бурное развитие транснациональной системы Интернет, к которой оказываются неприменимыми все существовавшие доселе механизмы и принципы контроля над информационной средой, обогатило экстремистов разного толка (неонацистов, расистов, скинхедов, шовинистов, религиозных фанатиков) чрезвычайно мощным инструментом пропаганды своих взглядов и мобилизации единомышленников» [6]. Тема информационных войн в последнее время все больше входит в нашу жизнь, и экстремистские идеологии активно используют ее методы, причем в этом случае дистанция от информаци-

онной войны до войны реальной и кровавой оказывается очень мала. На интернет-ресурсах террористических организаций происходит героизация экстремистских идеологий, их противопоставление «испорченному» миру, насаждение резко полярного, «черно-белого» восприятия действительности.

Таким образом, в настоящее время распространение различных форм экстремизма и терроризма является одним из самых серьезных вызовов, с которыми сталкивается современная цивилизация. От того, сможем ли мы дать адекватный ответ на этот вызов, зависит, без всякого преувеличения, будущее человечества. При этом первостепенное значение имеют меры по противодействию экстремистским идеологиям. Это противодействие предполагает опору на следующие принципы7:

7 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности: Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 28. Ст. 4559.

— признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

— законность;

— гласность;

— приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

— приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

— сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, другими организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

— неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Список литературы:

1. Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму: история, современное состояние, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2017.

2. Арчаков М. А. Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия: монография. М., 2019.

3. Бешлык В. Э. Терроризм и его социально-экономические аспекты: монография. Пермь, 2019.

4. Борьба с терроризмом: новые вызовы и угрозы: монография / под ред. В. В. Меркурьева. М., 2019.

5. Власенко В. В. Организация деятельности экстремистской организации: уголовно -правовая характеристика и вопросы квалификации: учебное пособие. Ставрополь, 2019.

6. Духовные основы противодействия идеологии экстремизма и терроризма: учебное пособие / под ред. А. Л. Анисина. Тюмень, 2017.

7. Кафтан В. В. Противодействие терроризму: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2019.

8. Крестина Е. А. Экстремизм и терроризм: концепты, законодательство, проблемы противодействия: учеб. пособие для вузов. Ставрополь, 2017.

9. Назаров В. Л. Профилактика экстремизма в молодёжной среде: учеб. пособие. Екатеринбург, 2018.

10. Новые вызовы терроризма и экстремизма: формы и методы противодействия: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 16 марта 2017 г. / отв. ред. А. И. Быба. Владимир, 2017.

11. Противодействие экстремизму и терроризму: философские, социологические и политологические аспекты: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (22 октября 2018 г.) / ред. С. Ф. Самойлов. Краснодар, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.