УДК 343 ББК 67.4
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10283
РОЛЬ СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА
Мурад Насруллаевич МАГОМЕДОВ, преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена идеологии экстремизма и терроризма, которые представляют собой опасное и сложное явление и серьезную угрозу современному обществу.
Автор обосновал роль социальных субъектов, образований гражданского общества — субъектов социально-экономических преобразований, создателей и потребителей как материальных, так и духовных ценностей общества, в противодействии идеологии экстремизма и терроризма.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, идеология, профилактика, гражданское общество.
Annotation. The article is devoted to the ideology of extremism and terrorism, which are a dangerous and complex phenomenon and a serious threat to modern society.
The author justified the role of social actors, entities of civil society — actors of social and economic transformation, creators and consumers, both material and spiritual values of society in countering the ideology of extremism and terrorism.
Keywords: extremism, terrorism, ideology, prevention, civil society.
■ ■ остановка проблемы. Проблемы противо-I I действия идеологии экстремизма и тер-_А_ .Жроризма являются сложными и актуальными. Сегодня экстремизм и терроризм вышли за рамки отдельных стран и трансформировались в глобальную угрозу; боевики-одиночки «переросли» в организованные структуры с большими финансовыми возможностями, современными техническими средствами; они обладают большим потенциалом для совершения диверсионных операций в различных регионах мира.
По мнению специалистов, нынешний экстремизм и терроризм выступают в роли инструмента войны нетрадиционного типа, при помощи которого предпринимаются попытки перестройки геополитической карты мира и изменения границ государств [2; 3; 4; 5].
Цель. Экстремизм и терроризм можно квалифицировать как целенаправленное, идейно мотивированное, системно-организованное психологическое, физическое, идейное и иное
насилие или его угроза для создания в обществе ситуации устрашения и воздействия на органы государственной власти, тем самым понуждая их к выполнению требований экстремистов и террористов [1; 4; 7].
Обоснование. Возникновение идеологии экстремизма и терроризма обусловлено координацией самых различных внутренних и внешних факторов, их причинно-следственной связи, выявление которых позволит «диагностировать» экстремизм и терроризм для того, чтобы определить комплекс мер противодействия им.
В числе главных внутренних и внешних причин формирования «экстремистской и террористической идеологии, как в России, так и в любом другом государстве, выступают [4]:
■ ухудшение социально-экономического положения населения, бедность;
■ значительное имущественное расслоение общества, передел собственности, рост
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020
преступности, коррупция во властных структурах;
■ рост числа безработных, особенно среди молодежи;
■ деятельность националистических и опре -деленной части религиозных организаций, экстремистских группировок, носящих антиобщественный и антигосударственный характер;
■ возникновение и рецидивы военных конфликтов;
■ бесконтрольный, выходящий за преде лы разумной необходимости приток мигрантов из восточных стран;
■ близость к местности, на которой межнациональные и межконфессиональные конфликты происходят наиболее часто;
■ серьезная финансовая, техническая и материальная поддержка экстремистской и террористической деятельности;
■ эпизодическое использование отдельными государствами, олигархами и преступным сообществом возможностей экстремистских и террористических организаций в собственных целях, носящих корыстный и антигуманный характер» [3; 4].
Осуществляя борьбу с экстремизмом и терроризмом, органы государственной власти наибольшее предпочтение отдают физическому подавлению участников этих группировок, оставляя без должного внимания профилактические меры. Однако практика правоохранительной деятельности показывает, что «физическое насилие не обеспечивает полноценного решения данной проблемы. Экстремизм и терроризм репродуцируются вновь и вновь вследствие остающихся в неизменном виде социально-экономических условий, вдохновителей, каналов распространения идеологий и лиц, попадающих под их влияние» [1; 2; 4].
Для успешного противостояния экстремистской и террористической деятельности необходимо, прежде всего, устранить объективные социально-экономические причины, порождающие данное явление. И ключевую роль здесь следует отвести «всем социальным субъектам, образованиям гражданского общества — субъектам социально-экономических преобразований, создателям и потребителям как материальных, так и духовных ценностей общества» [4; 5].
Как известно, важнейшим социальным институтом гражданского общества является семья. Именно здесь происходит первичное воспитание добродетели, миролюбия, сострадания. На пле-
чи родителей ложится и обязанность контролировать поведение детей для удержания их от экстремистской и террористической деятельности.
Однако большое негодование вызывает тот факт, что нынешние родители воспитательную функцию выполняют весьма инертно, занимаясь воспитанием детей время от времени. И мотивация здесь очевидна: главной заботой современных родителей выступает желание одеть и накормить ребенка. Нужно также принимать во внимание «ненормированный рабочий день родителей, остается мало времени на общение с детьми, ввиду чего непосредственные родительские обязанности делегируются воспитательным и образовательным учреждениям» [4].
По этой причине носителями основной нагрузки по идейному воспитанию подрастающего поколения выступают субъекты таких звеньев института гражданского общества, как образовательные учреждения — преподаватели высших и средних учебных заведений, учителя школ и колледжей, которые оказывают влияние «на все структурные элементы мировоззрения обучающихся, в том числе знания, убеждения, ценности, принципы жизнедеятельности и общежития» [4].
Со стороны обучающих «транслируется целостная мировоззренческая система знаний и духовных ценностей, которые формируют убеждения, принципы жизнедеятельности и общежития».
Учебно-воспитательную деятельность здесь целесообразно строить путем комплексного использования всех ее многообразных форм — лекций, семинаров, тестов, конференций, «круглых столов», способствующих формированию антитеррористического мировоззрения.
В рамках внеучебной (внеаудиторной) деятельности целесообразны такие формы, как «различные виды кружков научного и художественного творчества, спортивных секций, которые дают возможность педагогам понять круг интересов, ценностных ориентаций своих воспитанников, осуществлять непосредственное влияние на их поведение, мировоззрение и создавать плодотворные условия для их самореализации и всестороннего развития» [4].
Вместе с тем «для формирования стойкого иммунитета к идеям экстремизма и терроризма следует организовывать встречи подрастающего поколения с известными и уважаемыми людьми — учеными, спортсменами, политиками, религиозными деятелями, деятелями культуры и искусства и проч., которые смогут вызвать у мо-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020
лодежи интерес к позитивным жизненным ценностям» [4].
Выводы.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что противодействие экстремизму и терроризму является важнейшей задачей государства для обеспечения собственной безопасности и безопасности своих граждан. И важнейшая роль здесь принадлежит как в целом гражданскому обществу, так и отдельным его институтам — семье, учебно-воспитательным учреждениям, религиозным и иным организациям.
Библиографический список
1. Абазов А.Б. Анализ и задачи ОВД по предупреждению и пресечению экстремистских действий в современной России // Пробелы в рос. законодательстве. 2018. № 3. С. 101—102.
2. Бечелов З.Ш., Абазова М.В., Курманова М.К. Противодействия современному терроризму // Актуальные проблемы и приоритетные инновационные технологии развития АПК региона: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. преподавате-
лей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2015. С. 325-327.
3. Битов A.A. Профилактика религиозного экстремизма в образовательных организациях России // Пробелы в рос. законодательстве. 2018. № 3. С. 363-365.
4. Васильев B.A., Сорокин О.В. Противодействие идеологии терроризма со стороны субъектов гражданского общества // Вестник Моск. гос. лингвистического ун-та. 2012. № 644. С. 121-138.
5. Камергоев Б.М. Проблемы противодействия молодежному экстремизму в сети Интернет // Проблемы экономики и юрид. практики. 2019. № 3. С. 67-69.
6. Кипров H.A. Актуальные вопросы реформирования государственного управления Российской Федерации в области борьбы с экстремизмом и терроризмом // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 56-59.
7. Шогенов Т.М. О некоторых вопросах распространения экстремистских материалов с использованием сети Интернет // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 5. С. 160-162.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Физическая культура
Курс лекций
Малейченко Е.А. и др. Физическая культура. Лекции. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 159 с.
ISBN 978-5-238-02982-5
Рассматриваются основные темы курса «Физическая культура»: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика); профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Предусматривается овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020