Научная статья на тему 'Террористические акты против духовенства Забайкальской епархии (1921-1922)'

Террористические акты против духовенства Забайкальской епархии (1921-1922) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕПАРХИЯ / DIOCESE / ДУХОВЕНСТВО / CLERGY / ПОКУШЕНИЕ / ATTEMPT / ПРИХОЖАНЕ / PARISHIONERS / АРЕСТ / ARREST / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / МИЛИЦИЯ / POLICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Косых Владимир Иванович

Актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнений, поскольку до настоящего времени отсутствуют более или менее полные исследования вопроса. Период Дальневосточной республики упоминается как время, когда государство без особого уважения относилось к церкви и духовенству, однако при этом отсутствовала детализация: до каких пределов относилось неуважение представителей государства и части населения к жизни и здоровью духовенства. Подобное упоминается, например, в 1923 и 1937-1938 годах. В статье автор анализирует трудную ситуацию, которую власти Дальневосточной республики создали в 1920-1922 годах для Забайкальской епархии. Это время можно охарактеризовать как постоянно усиливающееся давление со стороны Республики по отношению к руководству, духовенству, прихожан епархии. Иного не ожидалось: правительство ДВР полностью продублировало декреты СНК РСФСР относительно религии, церкви (в нашем случае православной) и верующих, которые старались выполнять, приспосабливая документы к местным условиям. В статье рассматриваются только случаи организации и проведения террористических актов против православного духовенства в 1920-1922 годах. Автор полагает выделить наличие психологического давления на клирика, особенно в сельских приходах: здесь более жёстко относились к членам причтов, отсутствовала правовая культура населения, клирики оказывались без должной юридической защиты со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Косых Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terrorist Acts against the Clergy of the Transbaikal Diocese (1921-1922)

The relevance of the topic chosen by us is not in doubt, since to this day there are no more or less complete studies of the issue. The period of the Far Eastern Republic is mentioned as a time when the state did not respect the church and the clergy without special respect, but there was no detail at all: to what extent was the disrespect of representatives of the state and part of the population to the life and health of the clergy. This is mentioned, for example, in 1923 and 1937-38. In the article, the author analyzes the difficult situation, which the authorities of the Far Eastern Republic created in 1920-1922 for the Transbaikal diocese. This time can be characterized as the constantly increasing pressure from the Republic towards the leadership, the clergy, the parishioners of the diocese. It was not expected otherwise: the FER government completely duplicated the decrees of the Council of People's Commissars of the RSFSR concerning religion, the church (in our case the Orthodox Church) and believers who tried to do it adapting the documents to local conditions. The article deals only with cases of organizing and conducting terrorist acts against the Orthodox clergy in 1920-1922. The author believes that there is psychological pressure on the clergymen, especially in rural parishes: here the members of the clergy were harsher, there was no legal culture of the population, the clerics were rendered without due legal protection by the state.

Текст научной работы на тему «Террористические акты против духовенства Забайкальской епархии (1921-1922)»

http://www.zabvektor.com ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853

УДК 27 (571.55)

DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-4-119-124

Владимир Иванович Косых,

кандидат исторических наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: klichca85@yandex.ru

Террористические акты против духовенства Забайкальской епархии (1921-1922)

Актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнений, поскольку до настоящего времени отсутствуют более или менее полные исследования вопроса. Период Дальневосточной республики упоминается как время, когда государство без особого уважения относилось к церкви и духовенству, однако при этом отсутствовала детализация: до каких пределов относилось неуважение представителей государства и части населения к жизни и здоровью духовенства. Подобное упоминается, например, в 1923 и 1937-1938 годах. В статье автор анализирует трудную ситуацию, которую власти Дальневосточной республики создали в 1920-1922 годах для Забайкальской епархии. Это время можно охарактеризовать как постоянно усиливающееся давление со стороны Республики по отношению к руководству, духовенству, прихожан епархии. Иного не ожидалось: правительство ДВР полностью продублировало декреты СНК РСФСР относительно религии, церкви (в нашем случае - православной) и верующих, которые старались выполнять, приспосабливая документы к местным условиям. В статье рассматриваются только случаи организации и проведения террористических актов против православного духовенства в 1920-1922 годах. Автор полагает выделить наличие психологического давления на клирика, особенно в сельских приходах: здесь более жёстко относились к членам причтов, отсутствовала правовая культура населения, клирики оказывались без должной юридической защиты со стороны государства.

Ключевые слова: епархия, духовенство, покушение, прихожане, арест, церковь, милиция

Введение. В 1921 и 1922 годах Забайкальская епархия пережила ряд шокирующих актов в виде покушений на жизнь её клириков. Не следует думать, что население Забайкальской области всё и сразу воспылало ненавистью к православной церкви и духовенству. На наш взгляд, негативизм, позже переросший в острую неприязнь, продиктовало Временное правительство, уравнявшее все конфессии России.

Свою лепту внесла ситуация после Октября 1917 года, когда последовали декреты СНК РСФСР, укрепившие позиции атеистов и им сочувствующих. Они стали своеобразным призывом к населению без особого уважения относиться, в частности, к православной религии, церкви, духовенству. Усугубила положение Гражданская война, когда среди белых и красных сражались друг против друга верующие.

В Дальневосточной республике (ДВР) после окончания Гражданской войны неприязнь властей, бывших партизан и населения определялась наличием в армии атамана Семёнова военного духовенства, в ряды которого влилась часть местного приходского, сотрудничества его с контрразведкой, участия в карательных акциях против населения. По этой причине известная часть забайкальцев, включая атеистов, представителей власти, коммунистов, считали епархию сгустком контрреволюции, пособником белоэмигрантов.

Кроме того, ДВР в конце 1922 года готовилась к вхождению в РСФСР безрелигиозной территорией, поэтому руководство её не особо стремилось защищать гражданские права духовенства епархии. В 1920 году это почувствует на себе епископ Забайкальский и Нерчинский Мелетий, в 1922 году - сменивший его в Чите викарный епископ Селенгинский Софроний. Указанной проблемой в той или иной степени занимались историки и исследователи Русской православной церкви в разные годы. Ими было проанализировано положение церкви в Советской России и Дальневосточной Республике в 1921-1922 годах [1-5; 11-13; 15; 16].

Наша статья подготовлена на основе материалов фонда Р-422 (Забайкальский епархиальный совет) Государственного архива Забайкальского края, впервые вводимых в научный оборот автором, и публикаций из официального органа епархии «Забайкальский церковно-общественный вестник», выходившего в Чите в 1921 и 1922 годах (раздел «Епархиальная хроника»). В целом эти материалы в известной степени дают характеристику часто невыносимых условий службы и жизни духовенства епархии.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили принципы историзма и объективности. Принцип историзма позволил проанализировать основные тенденции во

© Косых В. И., 2018

119

взаимоотношениях между властями, силовыми структурами и населением ДВР и епархией на фоне движения Республики в сторону РСФСР, атеизации известной части общества. События излагаются в хронологической последовательности. Принцип объективности заключается в сопоставлении круга источников, что позволило рассмотреть события во взаимосвязи и совокупности.

Проблемно-хронологический, сравнительно-исторический методы позволили проанализировать динамику уровня ненависти в ДВР по отношению к духовенству, что приводило к террористическим актам в 1920-1922 годах. Применение комплекса указанных методов дало возможность изучить вышеуказанный процесс в Республике в указанное время.

Результаты исследования и их обсуждение. Можно полагать, что до покушений физических сначала производились покушения психологического характера. Уместно привести следующий пример. 21 ноября 1921 года общее собрание верующих с. Шун-дуя в составе 140 чел. обсуждало случай об анонимном письме, подброшенном командиром 3-го эскадрона территориальных войск М. Бузунова местному священнику Н. Титову с угрозой расправиться, если последний не покинет с. Шундуя. Уместно привести это послание в оригинале: «Ой ты поп что ты ожидаеш если хочешь быть живым удирай в Гродеково [к белым - В. К.] забирай свои манатки что бы не было остатка. А не бросит это поп то придётся лишится жизни поп кадило забирай в Гродеково удирай и мало растиря-еш марш». Священника собрание оправдало, протокол направило в епархиальный совет, прося о помощи1.

Интересно, что и коммунистической ячейки с. Шундуя пришлось провести своё расследование по факту подложного письма М. Бузунова. На собрании последний подтвердил, что он «писал анонимную записку и напишет другую», поскольку коммунист не должен бояться правды. Ячейка постановила копию протокола «отправить в Госполитохра-ну через уком»2.

Забайкальский епархиальный совет 27 декабря 1921 года направил официальное прошение в главный штаб войск ДВР о содействии «в ограждении личной безопасности священника Николая Титова», требуя к Шун-дунской комячейке «надлежащего уважения к законам ДВР»3.

1 ГАЗК. - Ф. Р-422. - Оп. 2. - Д. 549. - Л. 88, 88 об.

2 Там же. - Л. 89.

3 Там же. - Л. 87.

В ноябре 1921 года верующие г. Нерчинска пригласили для чтения лекций (их планировалось 14) читинского протоиерея К. Коро-нина. Мероприятие посещало большое количество верующих, лектору пришлось отвечать на множество вопросов. Правда, лекций протоиерей прочитал всего 8, и тому нашлась причина: видимо, кому-то не нравилось, что местные верующие активно их посещали.

Вечером 9 ноября группа нерчинских священников (И. Знаменский, В. Яковлев, Н. Прокопьев, Т. Силинский) провожала протоиерея К. Коронина после лекции на квартиру. По словам протоиерея, какие-то мужчина и женщина стреляли по ним «почти в упор, -в 4-5 шагах». Клирики не пострадали, хотя у священника В. Яковлева оказалась простреленной шуба.

После такого шокирующего происшествия слушатели из числа духовенства и мирян единогласно (кроме одного) высказались за скорейшее прекращение лекций, «чтобы не навлекать смертельной опасности на лектора и на других» (было высказано предположение, что террористы «могли бросить бомбу в собор во время лекции, - в том случае были бы десятки жертв»). Что касается цикла лекций, собрание отметило: главная цель лекций -«утверждение в вере братьев» - достигнута, «духовное банкротство неверия обнаружилось резко», ничего против доводов протоиерея К. Коронина «отрицатели религии» не представили. Лекции прошли «при огромном религиозном подъёме аудитории». Правда, «очень мало было учащейся молодёжи», хотя присутствовали даже «инославные христиане».

Епархиальный совет 17 ноября принял решение известить о террористическом акте в Нерчинске министра внутренних дел ДВР Е. Матвеева. Последний 30 ноября сообщил просителям, что дал распоряжение компетентным органам разобраться с происшедшим4.

Ждать пришлось долго: только 4 февраля 1922 года секретарь министра внутренних дел А. Максимов ответил, что «по делу нападения неизвестными на группу священников во главе с протоиереем К. Корониным на улице г. Нерчинска, начальником Нерчинской уездной милиции произведено дознание, каковым виновных не обнаружено, означенное дознание направлено судебно-следственным властям на прекращение»5. Вероятно, МВД слишком оказалось перегружено борьбой с криминальной обстановкой в Республике, отказалось заниматься еще и разбиратель-

4 Там же. - Л. 91-92 об.

5 АЗК. - Ф. Р-422. - Оп. 2. - Д. 549. - Л. 34-35.

ством с покушением на духовенство: «все живы и слава богу!».

К сожалению, покушения на жизнь клириков продолжались. Так, 17 февраля 1922 года в с. Шахтама местный житель Белоусов тремя выстрелами из револьвера убил священника И. Чурсинова. Убийца явно выслеживал свою жертву: священник после окончания исповеди говеющих направился для напутствования к больному. К чести сотрудников милиции они арестовали Белоусова [10].

Подобный случай оказался отнюдь не последним: 20 апреля в с. Илим неизвестный расправился с местным священником Н. Прокофьевым [6]; 15 апреля в с. Александровский Завод едва не погиб благочинный 7-го округа протоиерей Г. Писарев. В рапорте епархиальному совету он отметил, что вечером накануне Пасхи возвращался из церкви домой, заметив, что за ним следуют двое. Едва протоиерей добрался до своего дома, злоумышленники «бросили в него бомбу-гранату», которая, по его словам, «разорвалась со страшной силой». Вероятно, судьба хранила протоиерея: он не пострадал, милиция приняла «все меры предосторожности и охраны» его личности [7].

Своё печальное место в этом ряду занял священник Воскресенской церкви Черновских копей (под Читой) И. Голубцов. Ещё 28 июля 1921 года его арестовали сотрудники Читинской ГПО (Госполитохраны) ДВР. Благочинному 1-го округа протоиерею В. Счастневу сразу же объявили, что во время Гражданской войны священник якобы выдал семёновцам крестьян с. Татаурово Читинского уезда. Последних тут же якобы обвинили «в политической неблагонадёжности» и часть из них расстреляли. Епархиальный совет 12 августа просил председателя народного суда ДВР рассмотреть дело священника и передать его «на поруки прихожан»1.

Власти рассуждали по-своему, и священник И. Голубцов несколько месяцев провёл в Читинской областной тюрьме. После освобождения его душевные мытарства не закончились, поскольку он не единожды получал предупреждения, что ему «рано или поздно угрожает то, что ныне уже свершилось» [его убийство - В. К.]. Доброжелатели советовали священнику совершенно искренне и обоснованно сменить приход, на что он неизменно отвечал: «Если и уйду, то кто же будет в таком бедном приходе; а к опасностям он притерпелся» [14].

1 АЗК. - Ф. Р-422. - Оп. 2. - Д. 549. - Л. 6-6 об.,

7-8.

В первый день Пасхи 16 апреля 1922 года священник И. Голубцов к 17 часам вечера обошёл с крестом дома прихожан и зашёл к попечительнице Черновской церкви М. Гро-шевой. Через некоторое время сюда же «в нетрезвом виде» ввалился местный милиционер Г. Волков. По словам священника, страж порядка, «вынув револьвер, стал угрожать мне, что он имеет право лишить меня жизни, дабы я более не ходил со крестом и не опутывал людей». Хозяева вступились за священника, вывели милиционера из дома, пресекая его попытки вырваться из их рук.

Позднее, 28 апреля, милиционер Г. Волков повторил свою угрозу в адрес священника уже в присутствии псаломщика П. Пень-кова. Попечительница Черновской церкви М. Грошева сообщила о действиях милиционера его начальству, которое, судя по всему, никак не прореагировало. Встревоженный епархиальный совет ходатайствовал перед руководством МВД Республики «сделать соответствующее распоряжение» по этому делу и уведомить о последствиях2. Последнее привело к тому, что 9 июня, когда священник И. Голубцов возвращался с кладбища на телеге в пос. Черновские копи, неизвестный трижды выстрелил в него [14].

Печальный мартиролог Забайкальской епархии на этом не закончился: 28 июля 1922 года в пос. Новоберёзовском, что находился в шести верстах от г. Верхнеудинск, неизвестные преступники задушили полотенцем настоятеля местной Спасской церкви иеромонаха Иринарха. Причина преступления оказалась весьма тривиальной: убили, чтобы ограбить. К чести милиции, убийц арестовали [10].

В конце 1921 года, 31 декабря, священник Шивиинской Христорождественской церкви Н. Поздняков направил в епархиальный совет извещение, что в приходе атеисты затаили на него злобу. Причинами этого являлось преподавание священником закона бо-жия в местной школе, проведение приходских собраний, организации протестов против захвата местными властями приходских домов. По его словам, «враждебные церкви силы» начали уже «принимать меры к устранению меня с пути, намеченной им цели»3.

На третий день Рождества 1922 года вечером неизвестный бросил в окно дома священника Н. Позднякова бомбу, которая, разорвавшись, ранила его дочь, мужчину и женщину, «всех не тяжело. Есть надежда на

2 ГАЗК. - Ф. Р-422. - Оп. 2. - Д. 549. - Л. 95-96.

3 Там же. - Л. 80.

выздоровление». Естественно, что «страха ради иудейска», священник Н. Поздняков, стремясь обеспечить безопасность себе и семье, просил епархиальный совет перевести его в более спокойный приход. Совет разрешил священнику с семьёй перебраться к церкви с. Богдановка, одновременно прося МВД и ГПО ДВР назначить расследование террористического акта1.

Не оставили неизвестные террористы и монашек. Так, 18 февраля 1922 года настоятельница Читинского женского Покровского монастыря игуменья Анастасия рапортовала епархиальному начальству о террористическом акте на монастырской заимке Улутай в ночь на 12 февраля. Примерно в час ночи в общежитие сестёр «была брошена бомба, разорвавшаяся с страшной силой на расстоянии 1 арш. от кровати сестры Лидии Булгаковой». К счастью, никто из сестёр от взрыва не пострадал, хотя швейная машинка под кроватью М. Булгаковой и моток ниток под подушкой оказались повреждёнными. Кроме того, пол, стёкла окон, стены, потолок и печи «были испорчены», равно как и икона Спасителя. В ту же ночь вторая бомба влетела в кухню, где ночевал ветеринарный фельдшер. Уцелел от взрыва и он, хотя интерьер строения пострадал.

27 февраля епархиальный совет по печальной уже привычке просил МВД Республики разобраться с двойным покушением на жизнь обитателей монастырской заимки. Министерство 13 мая ответило следующим образом: «Никаких существенных данных к обнаружению злоумышленников, совершивших это преступление, не обнаружено»2.

Поздним вечером 30 января 1922 года в окно дома священника Ботовской Успенской церкви П. Протопопова выстрелил неизвестный. Пуля попала пострадавшему в голову, фельдшер местного приёмного покоя М. И. Морозов установил следующее: «Пуля попала в область затылочной кости, поражение лёгкого характера, с повреждением кожи и верхнего слоя мышц». Неизвестный злоумышленник стрелял из засады с расстояния примерно в 15 метров на свет лампы в то время, когда священник, его жена, дочь и учитель С. Г. Литвинцев ужинали.

Члены Ботовского волостного комитета направили следователю участка Восточно-Забайкальского судебного округа и начальнику 6-го участка милиции прошение разобраться с покушением на священника3. Священник П. Протопопов, «из боязни дальнейших слу-

1 ГАЗК. - Ф. Р-422. - Оп. 2. - Д. 549. - Л. 78-81 об.

2 Там же. - Л. 32-32 об., 33, 97.

3 Там же. - Л. 85-85 об.

чаев покушения, покинул Ботовский приход и переехал пока к дочери в посёлок Рарко-во Сретенского прихода». Благочиннический совет 4-го округа предоставил ему вакантное место священника церкви в с. Суханово4.

По полной программе нелюбовь к себе со стороны населения испытал священник церкви с. Шелопугино Н. Ракулин. Первый случай оказался едва ли не анекдотичным, хотя священнику вряд ли пришлось смеяться. Дело в том, что при крещении младенца он, согласно церковной традиции, дал ему имя из словаря христианских имён. Однако родителям это имя не понравилось, хотя священник отказался давать младенцу имя, желательное отцу и матери. Дело закончилось тем, что власти арестовали священника [8].

На этом злоключение его не закончилось: 22 марта 1922 года настоятель Ше-лопугинской Покровской церкви священник И. Павлов сообщал епархиальному совету о возвращении его коллеги Н. Ракулина в приход. Правда, спокойная его служба продолжалась меньше недели: неизвестный решил расправиться со священником изощрённым способом, подвесив бомбу к входной двери в дом. К счастью, взрыва не последовало. Дабы спасти клирика, епархиальный совет 19 июня 1922 года перевёл его к приписной церкви на станции Маккавеево [9].

Позже, 6 июля 1922 года, священник И. Павлов снова известил епархиальный совет, что дома - его и священника Н. Ракули-на в ночь на 8 мая (день Иоанна Богослова) обстреляли. Злоумышленники стреляли с улицы из браунинга дважды по окнам дома И. Павлова, трижды - Н. Ракулина. Можно полагать, что их просто старались напугать, если считать только «отверстия в окнах и тревогу в семействах обоих квартир». Приходской совет направил в волостное правление прошение о возбуждении разбирательства по поводу покушений, однако последнее внимания на это обратить не соизволило5.

Заключение. Как видно, духовенство Забайкальской епархии довольно трудно существовало в условиях буферной ДВР, о которой авторитетный в крае читинский священник Ф. Титов однажды заявил: «Конституция республики приемлема, однако жизнь при ней невыносима»6. С включением ДВР в состав РСФСР Забайкальская епархия в лице руководства, духовенства, верующих лишилась последней надежды на нормальное существование.

4 Там же. - Л. 84 об.

5 Там же. - Л. 63-65 об., 66-66 об., 67.

6 Там же. - Д. 689. - Л. 7.

Список литературы

1. Абросенко К. П. Религия на службе контрреволюции в Сибири. Иркутск: Иркут. обл. изд-во, 1938.

65 с.

2. Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М.: Изд-во полит. лит, 1991. 400 с.

3. Василевский В. И. Забайкальская белая государственность. Чита: Поиск, 2000. 140 с.

4. Васильева О. Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917-1927 гг. // Вопросы истории. 1993. № 8. С. 32-52.

5. Дулов А. В. Русское православие: очерк истории. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2000. 421 с.

6. Епархиальная хроника // Забайкальский церковно-общественный вестник. 1922. 16 апр. С. 4.

7. Епархиальная хроника // Забайкальский церковно-общественный вестник. 1922. 30 апр. С. 4.

8. Епархиальная хроника // Забайкальский церковно-общественный вестник. 1922. 4 июня. С. 4.

9. Епархиальная хроника // Забайкальский церковно-общественный вестник. 1922. 25 июня. С. 4.

10. Епархиальная хроника // Забайкальский церковно-общественный вестник. 1922. 27 авг. С. 4.

11. Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М.: Наука, 1975. 205 с.

12. Кашеваров А. Н. Государство и церковь: из жизни взаимоотношений советской власти и Русской православной церкви. 1917-1945 гг. СПб.: СПбГТУ, 1995. 138 с.

13. Нейтман М. Л. К контрреволюционной деятельности церкви в Забайкалье // Вопросы истории Сибири. 1979. С. 129-135.

14. Очевидец. Убийство и похороны священника Черновских копей о. Иоанна Голубцова // Забайкальский церковно-общественный вестник. 1922. 9 июля. С. 4.

15. Православие в Забайкалье: история и современность. Чита: Экспресс-изд-во, 2004. 69 с.

16. Терновая И. И. Иркутская епархия в годы политических репрессий 1920-1930 гг. // Из истории Иркутской епархии: сб. науч. ст. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1998. С. 101-107.

Статья поступила в редакцию 10.02.2018; принята к публикации 15.03.2018

Библиографическое описание статьи_

Косых В. И. Террористические акты против духовенства Забайкальской епархии (1921-1922) // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 4. С. 119-124. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-4-119-124.

Vladimir I. Kosykh,

Candidate of History, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: klichca85@yandex.ru

Terrorist Acts against the Clergy of the Transbaikal Diocese (1921-1922)

The relevance of the topic chosen by us is not in doubt, since to this day there are no more or less complete studies of the issue. The period of the Far Eastern Republic is mentioned as a time when the state did not respect the church and the clergy without special respect, but there was no detail at all: to what extent was the disrespect of representatives of the state and part of the population to the life and health of the clergy. This is mentioned, for example, in 1923 and 1937-38. In the article, the author analyzes the difficult situation, which the authorities of the Far Eastern Republic created in 1920-1922 for the Transbaikal diocese. This time can be characterized as the constantly increasing pressure from the Republic towards the leadership, the clergy, the parishioners of the diocese. It was not expected otherwise: the FER government completely duplicated the decrees of the Council of People's Commissars of the RSFSR concerning religion, the church (in our case - the Orthodox Church) and believers who tried to do it adapting the documents to local conditions. The article deals only with cases of organizing and conducting terrorist acts against the Orthodox clergy in 1920-1922. The author believes that there is psychological pressure on the clergymen, especially in rural parishes: here the members of the clergy were harsher, there was no legal culture of the population, the clerics were rendered without due legal protection by the state.

Keywords: diocese, clergy, attempt, parishioners, arrest, church, police

References

1. Abrosenko, K. P. Religion in the service of counter-revolution in Siberia. Irkutsk: Irkutsk. obl. izd-vo, 1938. (In Rus.)

2. Alekseev, V. A. Illusions and dogmas. M: Izd-vo politicheskoj literatury, 1991. (In Rus.)

3. Vasilevskiy, V. I. Transbaikal white statehood. Chita: Poisk, 2000. (In Rus.)

fyMaHMTapHbm BeKTop. 2018. T. 13, № 4

4. Vasil'eva, O. Yu. The Russian Orthodox Church and Soviet power in 1917-1927. Question of history, no. 8, pp. 32-52, 1993. (In Rus.).

5. Dulov, A. V. Russian Orthodoxy: an essay on history. Ulan-Ude: IPK VSGAKI, 2000. (In Rus.)

6. The diocesan chronicle. Zabaikalsky church-public bulletin. 16 (3) Apr. 1922. (In Rus.).

7. The diocesan chronicle. Zabaikalsky church-public bulletin. 30 (17) Apr. 1922. (In Rus.)

8. The diocesan chronicle. Zabaikalsky church-public bulletin. 4 June (22 May). 1922. (In Rus.)

9. The diocesan chronicle. Zabaikalsky church-public bulletin. 25 (12) June. 1922. (In Rus.)

10. The diocesan chronicle. Zabaikalsky church-public bulletin. 27 (14) Aug. 1922. (In Rus.)

11. Zybkovec, V. F. The nationalisation of monastic assets in Soviet Russia (1917-1921). M. Nauka, 1975. (In Rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kashevarov, A. N. State and Church: from the life of the relationship between Soviet power and the Russian Orthodox Church. 1917-1945. SPb: SPbGTU, 1995. (In Rus.)

13. Nejtman, M. L. To counter-revolutionary activities of the Church in Transbaikalia. Questions of the history of Siberia. 1979: 129-135. (In Rus.)

14. Ochevidec. Murder and funeral of a priest Chernovskih kopey Ioanna Golubcova. Zabaikalsky church-public bulletin. 9 July (26 June). 1922. (In Rus.)

15. Orthodoxy in Transbaikalia: history and modernity. Chita: Ehkspress-izdatel'stvo, 2004. (In Rus.)

16. Ternovaya, I. I. Irkutsk diocese in the years of political repressions of the 1920-1930s. From the history of Irkutsk diocese. Irkutsk: Izd-vo IGU, 1998: 101-107. (In Rus.)

Received: February 10, 2018; accepted for publication March 15, 2018

Reference to the article_

Kosykh V. I. Terrorist Acts against the Clergy of the Transbaikal Diocese (1921-1922) // Humanitarian Vector. 2018. Vol. 13, No. 4. PP. 119-124. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-4-119-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.