Экономика и управление территориями
УДК 330.16
ТЕРРИТОРИЯ ПРИТЯЖЕНИЯ СУПЕРМАРКЕТА
Юрий Александрович Голиков
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры управления бизнеспроцессами, тел. (383)210-95-87, е-шаП: kaf.zn@ssga.ru
Лариса Юрьевна Сульгина
Сибирский университет потребительской кооперации, 630087, Россия, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 26, ассистент кафедры бухгалтерского учета НОУ ВПО Центросоюза РФ, тел. (383)315-36-37, e-mail: account@sibupk.nsk.su
Эконофизический подход к рассмотрению процессов, имеющих место при куплепродаже продуктов питания в современных супермаркетах, позволяет сформулировать «физиологический закон» притяжения продавца и покупателя. На основе этого закона разработана методика построения «линий равного притяжения» соседних супермаркетов. Практическое применение этой методики дает возможность установить границы «территории притяжения» супермаркетов.
Ключевые слова: физиологический закон, эконофизика, супермаркет, линия равного притяжения, территория притяжения, продавец, покупатель.
SUPERMARKET ATTRACTION AREA
Yuri A. Golikov
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., Assoc Prof, Department of Business Administration, tel. (383)210-95-87, e-mаil: kaf.zn@ssga.ru
Larisa Yu. Sulgina
Siberian University of Consumer's Cooperation, 630087, Russia, Novosibirsk, 26 K. Marx St., Assistant lecturer, Department of Accounting, tel. (383)315-36-37, e-mail: account@sibupk.nsk.su
Econophysical approach to foodstuffs purchase and sale processes in modern supermarkets makes it possible to formulate “physiological law” of seller - customer attraction. Based on this law the techniques were developed for building the “equal attraction line” for neighboring supermarkets. Practical application of this method allows for establishing boundaries of supermarkets “attraction area”.
Key words: physiological law, econophysics, supermarket, equal attraction line, attraction area, seller, customer.
Пространственные данные, отражаемые в современных геоинформационных системах, содержат четыре интегрированных компонента [1-4]:
- пространственное (координатное) описание объекта;
- семантические свойства и характеристики объектов;
- пространственные соотношения между объектами;
- временная привязка.
114
Экономика и управление территориями
Основная информационная бизнес-задача в геоинформационном кадастре недвижимости - это автоматизированный кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных в пределах определенной территории [5, 6]. Использование информационных технологий позволяет осуществлять прогнозирование развития региональной торговли [7].
В данной работе для описания объектов торговой недвижимости использован эконофизический метод, изложенный в статьях [8-13], при изучении природы взаимодействия потребителя продуктов питания и продавца, которые «тяготеют» друг к другу. Первопричиной такого взаимного влечения является физиологическая потребность человека в пище, которую он, чаще всего, готовит на домашней кухне из продовольственных товаров, приобретенных в магазине.
Аналитически закон можно записать в следующем виде:
F = A ■ Q-L., Н, (1)
Ч
т. е. между продавцом и покупателем продовольственных товаров действует сила взаимного притяжения F, величина которой прямо пропорциональна произведению ассортиментного объема продавца Q на располагаемый доход покупателя Ц и обратно пропорциональна квадрату времени его «похода» за продуктами питания ti .
В формуле (1)
Q
X sku
j=1
ш,
кг,
(2)
где SKUj (Stock Keeping Unit) - идентификатор товарной позиции;
mj - масса i -й позиции;
n - число позиций в ассортименте магазина.
Привлекательность продавца, A (attractiveness)
A = q-S, м / руб., (3)
r ■ l
где q (quality) - среднее качество всех позиций продовольственных товаров,
находящихся в торговом зале магазина; S - торговая площадь, м2;
r =•
DT_
N
- средний ежедневный товарный чек (receipt) одного покупателя,
руб.;
DT (daily turnover of the shop) - ежедневный товарооборот магазина, тыс.
руб.;
115
Экономика и управление территориями
N - проходимость магазина (среднее число «number» ежедневных покупателей), чел.;
l (length) - длина покупательского пути (рис. 1).
Рис. 1. Схема торгового зала супермаркета «Холидей Классик»
Из выражения (3) видно, что привлекательность магазина, предлагающего продовольственные товары высокого качества (q = 1), прямо пропорциональна торговой площади, приходящейся на единицу покупательского пути, и обратно пропорциональна товарному чеку.
Время похода за продуктами питания (ti, с) более точно отражает расстояние, которое покупатель преодолевает из точки местонахождения (дом, работа и т. д.) до продовольственного магазина. Как правило, покупатели идут к розничному продовольственному предприятию не по прямой, а по ломаной линии, огибая встречающиеся на пути препятствия.
Используя выражения (1)-(3), можно рассчитать положение равновозможной точки Конверса [14] на «территории притяжения» потребителя к двум соседним магазинам продовольственных товаров № 1 и № 2, приравнивая в этой точке силы притяжения его к этим магазинам:
F = F2. (4)
Поскольку каждый i -й покупатель направляется в разные магазины за продуктами питания, как правило, с одним и тем же располагаемым доходом (Ii = const), то, подставляя в уравнение (4) выражения (1), (3), получим для значений времени похода покупателя из равновозможной точки Конверса в магазины № 1 и № 2 показатели:
ti 2 = k • ti
i1 -
k = A. Ql
A Q
(5)
116
Экономика и управление территориями
С помощью уравнения (5) можно вычислить не только положение равновозможной точки Конверса (точки безразличия в законе Рейли) [15], но и построить «линию равного притяжения» для покупателей, находящихся на территории притяжения двух соседних магазинов.
Проведем расчет отношений привлекательности и сил притяжения, а также построим линии равного притяжения для пяти супермаркетов, располагающихся вокруг супермаркета (№ 1) в верхней зоне Академгородка Советского района г. Новосибирска. Адреса супермаркетов г. Новосибирска (630090) представлены в табл. 1.
Таблица 1
Номер супермаркета Наименование супермаркета Адрес местонахождения Площадь торго- „ 2 вого зала, S , м
№ 1 Супермаркет сети магазинов «Холидей Классик» ул. Терешковой, 12 725
№ 2 ООО«Сибакадемстройторг- сервис» ул. Ильича, 6 739
№ 3 ООО «Нива», сеть магазинов «Золотая роща» пр. Коптюга, 19 160
№ 4 ООО «Сибакадемторгсервис» пр. Морской, 24 298
№ 5 ООО «Факт», сеть магазинов «Золотая роща» пр. Морской, 26 257
№ 6 ООО ТД «Сибириада» ул. Золотодолинская, 2 288
Супермаркеты относятся к одному ценовому сегменту, имеют близкое ассортиментное число позиций и сопоставимую торговую площадь. Показатели ежедневной работы магазинов представлены в табл. 2.
Таблица 2
Наименование показателя Номер супермаркета
1 2 3 4 5 6
Ассортиментный объем, Q, кг 32 000 30 000 15 000 18 000 19 000 26 000
Дневной товарооборот, DT, тыс. руб. 1 375 1 680 462 350 396 450
Проходимость, N, чел. 2 500 2 800 900 1 000 1 100 1 500
Качество товаров, q 0,97 0,90 0,99 0,98 0,99 0,96
Длина покупательского пути, l, м 119 125 30 56 76 60
Географическое местоположение супермаркетов указано на карте Верхней Зоны Академгородка Советского района г. Новосибирска (рис. 2, окружность соответствует изохроне t = 300 c).
117
Экономика и управление территориями
Рис. 2. Месторасположение супермаркетов
Результаты измерений времени похода за продуктами питания из точки № 1 в супермаркеты № 2-6, представлены в табл. 3.
Таблица 3
Направление движения покупателя Время движения покупателя, t, с
1-2 530
1-3 316
1-4 325
1-5 341
1-6 865
Измерения времени проводились с помощью секундомера, для расчетов взят средний результат. На основании данных табл. 2 выполнен расчет величины среднего ежедневного чека покупателей (табл. 4).
118
Экономика и управление территориями
Таблица 4
Номер супермаркета Расчет величины товарного чека Результат расчета, r, руб.
№ 1 _ DT1 1 375 000 П = N1 = 2 500 550
№ 2 DT2 1 680 000 2 N2 2 800 600
№ 3 DT3 162 000 3 N3 900 180
№ 4 DT4 350 000 4 N 4 1000 350
№ 5 DT5 396 000 5 N5 1100 360
№ 6 DT6 450 000 6 N 6 1500 300
Расчет привлекательности супермаркетов приведен в табл. 5.
Таблица 5
Номер супермаркета Расчет привлекательности, А Результаты расчета, А, м / руб.
№ 1 A qx • 51 0,97 • 785 1 r1 • l1 550 • 141 9,8188 -10"3
№ 2 A q2 • 52 0,90 • 685 2 r2 • l2 600 • 125 8,2200 -10“3
№ 3 A q3 • 53 0,99 • 143 3 r3 • l3 180 • 30 26,2167 •Ю-3
№ 4 A q4 • 54 0,98 • 356 4 r4 • l4 350 • 56 17,000 -10"3
№ 5 A q5 • 55 0,99 • 293 5 r5 • l5 360 • 76 10,6020 •Ю"3
№ 6 A q6 • 56 0,96 • 364 6 r6 • l6 300 • 60 19,4133-10"3
Сравним показатели деятельности супермаркетов. За базу сравнения возьмем величину привлекательности супермаркета № 1. Результаты сравнения представлены в табл. 6.
119
Экономика и управление территориями
Таблица 6
Отношение привлекательностей супермаркетов Расчет относительной привлекательности Результат сравнения
№ 2 к № 1 8,2200 ’ - 0,8372 9,8188 Супермаркет № 2 менее (на 16,28 %) привлекателен, чем № 1
№ 3 к № 1 26-2167 - 2,6701 9,8188 Супермаркет № 3 более (на 167,01 %) привлекателен, чем № 1
№ 4 к № 1 17,000 ’ - 1,8128 9,8188 Супермаркет № 4 более (на 81,28 %) привлекателен, чем № 1
№ 5 к № 1 10-6020 - 1,0798 9,8188 Супермаркет № 5 более (на 7,98 %) привлекателен, чем № 1
№ 6 к № 1 19 4133 ’ - 1,9776 9,8188 Супермаркет № 6 более (на 97,76 %) привлекателен, чем № 1
Положение равновозможной точки Конверса во временном исчислении можно вычислить из уравнения (5) (табл. 7).
Таблица 7
Для супермаркетов Расчет равновозможной точки Конверса
№ 1 и № 2 у 1 30 000 1 t2 = k12 • t1, £ = 0,8372 • = J0,7849 - 0,8859; 12 \ 32 000 ^ Поскольку t12 = t1 +12 = 530 c, то t1 + 0,8859 • t1 = 530 c и t1 = 530 /1,8859 - 281,0 c; t2 = 530 - 281,0 = 249 с
№ 1 и № 3 t3 = £13 • ti. *13 = J2.670! •32^0 = V1,2516 - 1,1188; t13 = t1 +1,1188 • t1 = 316c, t1 = 149,1 c, t3 = 166,9 c
№ 1 и № 4 14 = *14 • t1, k14 = /1,8128 • 18 000 =J1,0197 = 1,0098; 14 У 32 000 t14 = t1 +1,0098 • t1 = 325 c, t1 = 161,7 c, t4 = 163,3 c
№ 1 и № 5 t5 = k15 ^1, = /1,0798 • 19 000 - -v/0,6411 - 0,8007 ; 15 ]j 32 000 t15 = t1 + 0,8007 •t1 = 341c, t1 = 189,4 c, t5 = 151,6 c
№ 1 и № 6 '« = £1« • t6. *16 = Ju>776• ^6000 ^/1,6068 = 1,2676; t16 = t1 +1,2676 • t1 = 865 c, t1 = 381,5 c, t6 = 483,5 c
120
Экономика и управление территориями
Положение остальных точек линии равного притяжения (ЛРП) покупателей во временном исчислении на территории двух соседних супермаркетов можно вычислить по рис. 3 для любой точки Z, находящейся на ЛРП:
П — х — t2 • П — k2 • X — t2
и —л12 ч 5 ^ —л12 л12 *2-
Рис. 3. Нахождение точек линии равного притяжения (точка Z)
Т7 , , t2 — 2t ■ t2
Если k12 < 1, то X12 = ---г-2
12 12 V 1—kf2
Для супермаркетов № 1 и № 2
? если kj2 ^ 1, то X12 — ^ k12 — 0,8859 < 1, поэтому
2 — 2t ■ t1
k12 — 1
X12 =
5302 — 2 ■ 530 ■ t2
1 — 0,7849
280 900 — 1060t2 0,2151
Для построения линии равного притяжения между супермаркетами № 1 и № 2 (ЛРП12) зададим значения времени похода покупателя в интервале от t2 — 0 до t2 — 249 c и вычислим для них значение X12 (табл. 8).
Таблица 8
c 1 142,8 566,0 470,9 415,3 351,0 281,0
^, c 0 200 220 230 240 249,0
Аналогично ЛРП12 строятся линии равного притяжения между супермаркетом № 1 и № 3, 4, 5, 6. Для этого задаются исходные данные в табл. 9-12.
Для супермаркетов № 1 и № 3, k13 —1,1188 > 1, поэтому
121
Экономика и управление территориями
x13 =
3162 - 2 • 316 • t1
V
1,2516 -1
99 856 - 632t1 0,2516
Исходные данные для построения ЛРП13 приведены в табл. 9.
Таблица 9
^ c 630,0 381,7 309,0 265,2 212,6 149,1
t1, c 0 100 120 130 140 149,1
Для супермаркетов № 1 и № 4, k14 = 1,0098 > 1, поэтому:
x14 =
3252 - 2 • 325 • t1
V
1,0197 -1
105 625 - 650 t1 0,0197
Исходные данные для построения ЛРП14 даны в табл. 10.
Таблица 10
х14, c 2315,5 861,6 642,2 497,5 163,3
t4, C 0 140 150 155 161,7
Для супермаркетов № 5 и № 1, k15 = 0,8007 < 1, поэтому:
Х15 =
3412 - 2 • 341 • t5
V
1 - 0,6411
116 281 - 682 t5
0,3589
Исходные данные для построения ЛРП15 представлены в табл. 11.
Таблица 11
c 569,2 366,0 309,8 240,8 189,4
^ c 0 100 120 140 151,6
Для супермаркетов № 1 и № 6, k16 = 1,2676 > 1, поэтому:
x16 =
8652 - 2 • 865 • t1
V
1,6068 -1
748 225 -1730 • t1 0,6068
Исходные данные для построения ЛРП16 приведены в табл. 12.
122
Экономика и управление территориями
Таблица 12
*16 1 110,4 454,6 422,1 381,5
t1 0 360 370 381,5
По данным табл. 8-13 можно построить линии равного притяжения между супермаркетом № 1 и расположенными вокруг него супермаркетами № 2-6 (рис. 4).
Рис. 4. «Территория притяжения» супермаркета № 1
Место расположения супермаркетов на рис. 4 соответствует их географическому нахождению на карте микрорайона (см. рис. 2). Цифры на лучах 1-6 указывают время похода среднего покупателя из точки 1 до точек 2, 3, 4, 5, 6 на местности.
При построении линий равного притяжения между супермаркетом № 1 и супермаркетами № 2-6 мы пренебрегали влиянием на покупателя, находящегося на соответствующей линии равного притяжения (ЛРП), притяжением соседних супермаркетов из-за их удаленности. Это замечание не касается супермаркетов № 4 и № 5, которые расположены очень близко друг к другу (t15 < 10 c),
123
Экономика и управление территориями
и по этой причине их можно рассматривать как объединенный супермаркет № 4-5, который отбирает у супермаркета № 1 два сектора (II + III) территории притяжения (см. рис. 4).
Из рис. 4 видно, что изохрона t = 300 c, построенная вокруг супермаркета № 1, делится линиями равного притяжения О^, O13,014,015 на 5 секторов: ABCD, I, II, III, IV. Видно, что наибольшие потери территории притяжения супермаркет № 1 несет в результате деятельности открывшегося в 2013 г. супермаркета № 3, расположенного внутри нового многоэтажного жилого комплекса (сектор I). Наименьшие потери территории притяжения супермаркета № 1 имеют место в результате работы супермаркета № 2 (сектор IV). Функционирование супермаркета № 6 не оказывает влияния на размер территории притяжения супермаркета № 1 вследствие его значительной удаленности от него (t16 = 865 c). Но из рис. 4 ясно, что если рассмотреть изохрону t = 600 c, то супермаркет № 6 становится серьезным конкурентом супермаркета № 1 в борьбе за покупателя.
Из рис. 4 также видно, что в результате конкуренции со стороны супермаркетов № 2-5 супермаркет № 1 теряет более трети территории притяжения, ограниченной изохроной t = 300 c. ЛРП13 и ЛРП14, ограничивающие территорию притяжения супермаркета № 1 (АВСD), образуют как бы воронку, сужающуюся в направлении дуги BC. Внутри этой воронки, за дугой BC отсутствует влияние конкурентов на работу супермаркета № 1. Это связано с тем, что в данном направлении далее располагаются детские сады и школа и отсутствуют супермаркеты.
Проведенный анализ территории притяжения супермаркета «Холидей Классик», расположенного по адресу г. Новосибирск, 90, ул. Терешковой, 12, позволяет дать следующие рекомендации его менеджерам для увеличения силы притяжения покупателей:
- активизировать применение ценовых скидок и неценовых поощрений покупателей;
- подбирать себе надежных поставщиков высококачественных товаров;
- разблокировать для эксплуатации запасной вход в супермаркет с целью сокращения длины пути покупателей внутри супермаркета;
- предложить покупателям более глубокий ассортимент продовольственных товаров для увеличения проходимости супермаркета.
Практическая реализация предложенных мер позволит увеличить привлекательность супермаркета № 1 и вернуть ему часть территории притяжения, захваченную супермаркетами № 2-5.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карпик А. П. Системная связь устойчивого развития территорий и его геодезическим информационным обеспечением // Вестник СГГА. - 2010. - Вып. 1 (12). - С. 3-13.
2. Жарников В. Б., Ван А. В. Природно-технические системы Приобья как объект кадастра // Вестник СГГА. - 2010. - Вып. 1 (12). - С. 83-93.
124
Экономика и управление территориями
3. Лесных И. В. Начало становления объединению кадастровых инженеров Сибири положено // Вестник СГГА. - 2010. - Вып. 1 (12). - С. 183-185.
4. Креймер М. А. Анализ пространственно-временного континуума в социальноэкономических явлениях // Вестник СГГА. - 2011. - Вып. 3 (16). - С. 113-124.
5. Нитяго И. В. Экономическое будущее Сибири: проблемы и перспективы // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 118-125.
6. Вовк И. Г. Геометрическое моделирование линейных объектов в прикладной геоин-фоматике // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 4 (24). - С. 57-62.
7. Лексакова О. В. Использование информационных технологий в прогнозировании региональной торговли // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 4 (24). - С. 101-110.
8. Голиков Ю. А., Сульгина Л. Ю. Эконоэлектрическая модель рынка // В мире научных открытий. - 2012. - № 6 (30). - С. 235-253.
9. Сульгина Л. Ю. Метод расчета силы взаимного притяжения продавца и покупателей // В мире научных открытий. - 2013. - № 4 (40). - С. 185-193.
10. Голиков Ю. А., Сульгина Л. Ю. Картография рынка микрорайона и реальная власть дуополии // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 1 (21). - С. 79-87.
11. Голиков Ю. А., Сульгина Л. Ю. Эконоэлектрическая модель предприятия и торговой сети // Микроэкономика. - 2013. - № 4. - С. 37-41.
12. Сульгина Л. Ю. Анализ привлекательности продовольственных предприятий розничной торговли // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 4 (24). - 2013. - С. 80-85.
13. Голиков Ю. А., Сульгина Л. Ю. Эконофизический метод оценки конкурентоспособности магазинов // Практический маркетинг. - 2014. - № 3 (205). - С. 21-25.
14. Converse P. D. New Laws of Retail Gravitation // Journal of Marketing, 14; 1949. Р. 94-102.
15. Reilly W. J. The Low of Retail Gravitation // New York. W. S. Reilly, Inc. 1931.
Получено 05.02.2014
© Ю. А. Голиков, Л. Ю. Сульгина, 2014
125