Научная статья на тему 'Анализ привлекательности продовольственных предприятий розничной торговли'

Анализ привлекательности продовольственных предприятий розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВОЕ РЫНОЧНОЕ ПОЛЕ / MARKET FORCE FIELD / ПРОДАВЕЦ / ПОКУПАТЕЛЬ / МАГАЗИН-КОНДЕНСАТОР / ТОВАРНЫЕ ЗАРЯДЫ / ПРОНИЦАЕМОСТЬ / PERMEABILITY / ЕМКОСТЬ / CAPACITY / ВНУТРЕННЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / INTERNAL RESISTANCE / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / SELLER / CUSTOMER / SHOP-CONDENSER / GOODS CHARGE / APPEAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сульгина Лариса Юрьевна

На основе гипотезы о существовании силового рыночного поля между продавцом и покупателем рассмотрена работа продовольственного магазина, который представлен как конденсатор. Рассчитаны эконоэлектрические показатели магазина-конденсатора: проницаемость для покупателей, емкость и внутреннее сопротивление магазина. Проведено сравнение этих показателей для двух близких по ассортименту и занимаемой площади магазинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FOODSTUFFS RETAILING COMPANIES APPEAL

The hypothesis of market force field between the customer and the seller is applied to analyze the work of the food shop presented as a condenser. Economic-and-electric indices of the shop (condenser) are calculated: customers permeability and the shop capacity and internal resistance. These indices are compared concerning two shops with similar assortment and the floor space.

Текст научной работы на тему «Анализ привлекательности продовольственных предприятий розничной торговли»

Экономика и управление территориями

УДК 330.16, 621.3, 658

АНАЛИЗ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Лариса Юрьевна Сульгина

НОУ ВПО Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации», 630087, Россия, г. Новосибирск, проспект Карла Маркса, 26, ассистент кафедры бухгалтерского учета, тел. (383)315-36-37, e-mail: account@sibupk.nsk.su

На основе гипотезы о существовании силового рыночного поля между продавцом и покупателем рассмотрена работа продовольственного магазина, который представлен как конденсатор. Рассчитаны эконоэлектрические показатели магазина-конденсатора: проницаемость для покупателей, емкость и внутреннее сопротивление магазина. Проведено сравнение этих показателей для двух близких по ассортименту и занимаемой площади магазинов.

Ключевые слова: силовое рыночное поле, продавец, покупатель, магазин-конденсатор, товарные заряды, проницаемость, емкость, внутреннее сопротивление, привлекательность.

ANALYSIS OF FOODSTUFFS RETAILING COMPANIES APPEAL

Larisa Yu. Sulgina

Siberian University of Consumer Cooperation, 630087, Russia, Novosibirsk, 26 Marx Pr., assistant lecturer, Department of Accounting, tel. (383)315-36-37, e-mail: account@sibupk.nsk.su

The hypothesis of market force field between the customer and the seller is applied to analyze the work of the food shop presented as a condenser. Economic-and-electric indices of the shop (condenser) are calculated: customers permeability and the shop capacity and internal resistance. These indices are compared concerning two shops with similar assortment and the floor space.

Key words: market force field, seller, customer, shop-condenser, goods charge, permeability, capacity, internal resistance, appeal.

При исследовании экономических процессов, протекающих в мировом и национальном хозяйстве, авторы научных статей используют методологию физики [1-12]. Гипотеза о существовании силового рыночного поля между продавцом и покупателем [13-15] позволяет рассматривать работу розничных продовольственных магазинов как разрядку заряженного «товарными зарядами» магазина-конденсатора. Одной обкладкой такого конденсатора являются стеллажи торгового зала с товарами, а другой - кассы с деньгами. Эконоэлек-трическими показателями магазина-конденсатора, определяющими его привлекательность, являются емкость, проницаемость магазина для покупателей и его внутреннее сопротивление.

В физике электроемкость плоского конденсатора через его геометрические размеры и параметры среды выражается известной формулой [16]:

80

Экономика и управление территориями

^ S Кл

Сэ ~SSq• _

2

d Дж ’

2

где S - площадь обкладок конденсатора, м ; d - расстояние между обкладками, м;

ос

0 - абсолютная диэлектрическая проницаемость среды между обкладка-

Кл2

ми, Дж х м .

По аналогии можно записать выражение для определения емкости магазина-конденсатора через его геометрические размеры и параметры его внутренней среды:

С = PS •S ед

di Дж’

(1)

где S - площадь стеллажей в торговом зале, занятая товарными зарядами, м2;

dt - расстояние, проходимое в среднем i-м покупателем в магазине, м;

PS (permeability shop) - проницаемость магазина, характеризующая его внутреннюю среду.

Проницаемость магазина-конденсатора аналогична абсолютной диэлектрической проницаемости плоского конденсатора и может быть вычислена по формуле:

PS = —— ——. (2)

P • di wTi Дж х м

Т. е. это среднее количество товарных зарядов qTi со средней ценой P, которое набирает i-й покупатель, проходя расстояние dt от стеллажей до касс и совершая при этом работу по переносу этих товаров, равную wTi. Работу i-го покупателя по переносу корзины с товарами можно рассчитать по известной из курса механики формуле [17]:

wTi = Fi • di , (3)

где Fi - сила, которую покупатель тратит на перемещение набранных товарных зарядов.

В разных магазинах (Х и М) значение р для одного и того же покупателя будет одинаковым при переносе им в корзине одинакового набора товарных зарядов qTi (например, бутылки молока qTi = 1). Отличие магазинов состоит

лишь в длине пути dt , которую ему приходится преодолевать (diX ф diM).

81

Экономика и управление территориями

Целью данной работы является сравнение привлекательности для покупателей двух супермаркетов ТД «Маяк» и «Холидей Классик». Оба торговых предприятия расположены в Советском районе г. Новосибирска, имеют близкий ассортимент продовольственных товаров и площади торговых залов.

Площади торговых залов в обоих супермаркетах имеют прямоугольную форму:

- в ТД «Маяк» она близка к квадрату 21 х 34 = 714 м ;

- в «Холидей Классик» она вытянута и состоит из трех залов размерами 20х 10,25 и кассовым залом 16,25х 6,75, общей площадью 724 м .

Сравним проницаемость «Холидей Классик» (PSx) и ТД «Маяк» (PSM). При сравнении всех показателей магазинов обычно используют их отношения:

PSX = PM . (diM )2

PSM РХ diX

(4)

Цена бутылки молока «Простоквашино» в «Холидей Классик» на 05.11.13 г. составила Px = 45,8 руб., а в ТД «Маяк» PM = 48,6 руб. Проведенные исследования показали, что среднее расстояние, проходимое одним покупателем по торговому залу от входа до стеллажа с молочными продуктами и от стеллажа до касс, в «Холидей Классик» равно 130 м, а в ТД «Маяк» - 40 м.

При таких условиях отношение проницаемостей для покупателей рассматриваемых супермаркетов составит:

PSx = 486 _ (4^)2 = 01 PSM 45,8 «30; ’ ‘

Сравним теперь емкости двух магазинов, используя формулу (1):

Cx = PSx . Sx . diM СМ PSM SM dix

(5)

Для «Холидей Классик» площадь многоярусных стеллажей, занятых това-

22

рами, на 05.11.13 г. составила Sx = 785 м , а для ТД «Маяк»- SM = 1611 м . Тогда:

Сх = 01. ^85 _ _40_ СМ ’ 1611 130

0,015.

И, наконец, проведем сравнение внутренних сопротивлений двух магазинов. Внутреннее сопротивление магазина-конденсатора для покупателей

82

Экономика и управление территориями

(товарных ионов) можно ввести по аналогии с законом Ома для электрических цепей:

U _ W / QT _ W_ Дж

1 qt /1 qT ед2

(6)

N

где W _ X wTi _ N • wTi

i _1

работа, совершаемая N покупателями за время t:

N

t _ z ti _ N • ti,

i _1

где tt - время, которое i-й покупатель в среднем затрачивает на поиск, отбор, перенос и оплату продовольственных товаров в магазине, с; wt - работа, которую покупатель при этом совершает, Дж;

N

QT _ Z qTi _ N • qTi - объем товаров, реализуемых в магазине за сутки, ед.

i _1

После введения средних значений величин wTi, qTi, ti, формулу (6) можно переписать в следующем виде:

R _

N • w-

Ti

(N • qTi )

w

• N • t _—i

2 1 y li 2

qTi

ti.

Подставляя в эту формулу значения wTi из (3), получим окончательное выражение для внутреннего сопротивления магазина:

R _

qT2i

(7)

Отношение внутренних сопротивлений супермаркетов «Холидей Классик» и ТД «Маяк» будет иметь следующий вид:

RX _ diX • liX_

RM diM tiM

(8)

По результатам исследования среднее время, затрачиваемое i-м покупателем на поиск, отбор, перенос и оплату одной бутылки молока, составляет в «Холидей Классик» tiX _ 85 с, в ТД «Маяк» tiM _ 37 с. В таком случае отношение внутренних сопротивлений будет равно:

Rx _ 130 85 _ 747 Rm 40 37 ’ ■

83

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономика и управление территориями

Подводя итоги проведенного сравнения, можно сделать следующие выводы:

1) проницаемость для покупателей продовольственного магазина ТД «Маяк» в 10 раз выше, чем в «Холидей Классик»;

2) емкость продовольственного магазина ТД «Маяк» в 66 раз выше, чем в «Холидей Классик»;

3) внутреннее сопротивление продовольственного магазина ТД «Маяк» в 7,5 раза ниже, чем в «Холидей Классик».

Проведенное сравнение показало, что по всем трем показателям: проницаемости для покупателей, емкости и внутреннего сопротивления, рассчитанным для продаж молока «Простоквашино», «Холидей Классик», - значительно уступает ТД «Маяк». Топ-менеджеры «Холидей Классик» могут улучшить эко-ноэлектрические показатели своего магазина за счет оптимального распределения по площади торговых залов остальных продовольственных товаров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Россер-мл. Дж. Б. Настоящее и будущее эконофизики // Вопросы экономики. - 2009. -№ 11. - С. 76-81.

2. Бурлачков В. К. Экономическая наука и эконофизика: главные темы диалога // Вопросы экономики. - 2007. - № 12. - С. 111-122.

3. Мантенья Р. Н., Стенли Г. Ю. Введение в эконофизику: корреляции и сложность в финансах. - М.: Книж. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 192 с.

4. Голиков Ю. А., Сульгина Л. Ю. Метеорологическая модель мирового производства // В мире научных открытий. - 2012. - № 3. - С. 309-320.

5. Голиков Ю. А., Сульгина Л. Ю. Природа взяток. Эконофизическая модель взаимодействия бизнеса и власти // Российское предпринимательство. - 2011. - Вып. 2. - № 9. -С.170-177.

6. Сульгина Л. Ю. Анатомия и физиология городского хозяйства: Проблемы и аспекты экономического развития России // Сб. матер. Международной научно-практ. конф. «Инженерные, экологические, экономико-правовые и управленческие аспекты развития национальной экономики: проблемы, поиски, решения», Германия, г. Ганновер. - Краснодарский центр научно-технической информации. - 2012. Т. 1. - С. 140-148.

7. Голиков Ю. А., Сульгина Л. Ю. Кристаллографическая модель модернизации отечественной экономики: модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ // Сб. материалов Международной научно-практ. конф. - Краснодар: ЦНТИ, 2012. - Т. 1. - 310 с.

8. Голиков Ю. А., Сульгина Л. Ю. Изменение цены товара под воздействием асимметрии информации // Российское предпринимательство. - 2011. - Вып. 1. - № 8. - С. 142-146.

9. Голиков Ю. А., Сульгина Л. Ю. Эконоэлектрическая модель рынка // В мире научных открытий. - 2012. - № 6 (30). - С. 235-253.

10. Сульгина Л. Ю. Модель силового рыночного поля: «Научная дискуссия: вопросы экономики и управления»: материалы II международной заочной научно-практической конференции. Часть II. - Москва: Изд-во «Международный центр науки и образования», 2012. -С.122-125.

11. Голиков Ю. А., Сульгина Л. Ю. Эконоэлектрическая модель рынка открытой национальной экономики: «Актуальные проблемы экономики современной России»: материалы X Международной научно-практ. конф. - Приволжский научно-исследовательский центр. -Йошкар-Ола: Научно-издательский центр «Коллоквиум», 2012. - С. 17-21.

84

Экономика и управление территориями

12. Голиков Ю. А. Эконоэлектрическая модель рынка развитого капитализма: «Шумпетеровские чтения»: материалы 2-й междунар. научно-практ. конф. - Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2012. - С. 287-290.

13. Сульгина Л. Ю. Метод расчета силы взаимного притяжения продавца и покупателей // В мире научных открытий. - 2013. - № 4 (40). - С. 185-193.

14. Голиков Ю. А., Сульгина Л. Ю. Картография рынка микрорайона и реальная власть дуополии // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 1 (21). - С. 79-87.

15. Голиков Ю. А. Сульгина Л. Ю. Эконоэлектрическая модель предприятия и торговой сети // Микроэкономика. - 2013. - № 4. - С. 37-41.

16. Элементарный учебник физики: в 3 т. / Под ред. Г. С. Ландсберга. - М.: Физматлит. Т. II.: Электричество и магнетизм. - М.: Физматлит, 2011. - 487 с.

17. Элементарный учебник физики: в 3 т. / под ред. Г. С. Ландсберга. - М.: ШРАЙК: В. Роджер, 1995. - Т. I: Механика. Теплота. Молекулярная физика. - 605 с.

Получено 18.11.2013

© Л. Ю. Сульгина, 2013

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.