Научная статья на тему 'Картография рынка микрорайона и реальная власть дуополии'

Картография рынка микрорайона и реальная власть дуополии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / РЫНОК / НАПРЯЖЕННОСТЬ СИЛОВОГО ПОЛЯ / КАРТОГРАФИЯ МИКРОРАЙОНА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / EKONOELEKTRICHESKAYA MODEL / MARKET / TENSION FORCE FIELD MAPPING NEIGHBORHOOD AND FOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голиков Юрий Александрович, Сульгина Лариса Юрьевна

На основе эконоэлектрической модели рынка предложена формула показателя реальной власти дуополистов, учитывающая картографические особенности городского микрорайона, и проведен расчет этого показателя на примере микрорайона города Новосибирска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAPPING THE MARKET DISTRICT AND THE REAL POWER DUOPOLY

Ekonoelektricheskoy based market model proposed formula rate duopolists real power, taking into account the mapping features of urban district, and we calculated this index for example district of Novosibirsk.

Текст научной работы на тему «Картография рынка микрорайона и реальная власть дуополии»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ

УДК 330.16

КАРТОГРАФИЯ РЫНКА МИКРОРАЙОНА И РЕАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ДУОПОЛИИ

Юрий Александрович Голиков

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск,

ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики землеустройства и недвижимости СГГА, тел. (383)210-95-87, е-шаП: kaf.zn@ssga.ru

Лариса Юрьевна Сульгина

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск,

ул. Плахотного, 10, соискатель кафедры экономики землеустройства и недвижимости СГГА, тел. (383)210-95-87, e-mаil: island5@mail.ru

На основе эконоэлектрической модели рынка предложена формула показателя реальной власти дуополистов, учитывающая картографические особенности городского микрорайона, и проведен расчет этого показателя на примере микрорайона города Новосибирска.

Ключевые слова: эконоэлектрическая модель, рынок, напряженность силового поля, картография микрорайона, продовольственные товары.

MAPPING THE MARKET DISTRICT AND THE REAL POWER DUOPOLY

Yuri A. Golikov

Siberian State Academy of Geodesy, Russia, Novosibirsk 630108, 10 Plakhotnogo St; Ph. D., lecturer of the chair land economics and real estate, tel. (383)210-95-87, e-mail: kaf.zn@ssga.ru

Larisa Yu. Sulgina

Siberian State Academy of Geodesy, Russia, Novosibirsk 630108, 10 Plakhotnogo St; applicant of the chair land economics and real estate, tel. (383)210-95-87, e-mail: island5@mail.ru

Ekonoelektricheskoy based market model proposed formula rate duopolists real power, taking into account the mapping features of urban district, and we calculated this index for example district of Novosibirsk.

Key words: ekonoelektricheskaya model, market, tension force field mapping neighborhood and food.

79

Экономика и управление территориями

Данная работа направлена на практическое использование эконоэлектри-ческой модели рынка для оценки уровня монопольной власти дуополистов на региональном рынке продовольственных товаров. В качестве объекта исследований выбран рынок Правых Чем Советского района города Новосибирска. На территории этого микрорайона в 2011 г. действовали три крупных магазина: «Маяк», «Сибириада» и «Золотая Роща». Их картографическое расположение представлено на рис. 1.

Рис. 1. Картографическое местоположение дуополистов микрорайона Правые Чемы

Из карты микрорайона видно, что магазины располагались на территории Правых Чем парами: «Маяк» - «Сибириада» (МС) и «Сибириада» - «Золотая Роща» (СР) при расстоянии между этими парами RD = 444 м. Такое картографическое местоположение трех крупных продавцов продовольственных товаров объясняется их стремлением «осесть» в двух самых оживленных местах микрорайона рядом с остановками общественного и частного пассажирского автотранспорта. Карта Правых Чем наглядно демонстрирует, что данный микрорайон внутри Советского района можно рассматривать как «малый город», связанный автомагистралями с Академгородком и Левым берегом.

При изучении поведения вышеуказанных пар продавцов на территории малого города их можно считать дуополией, предполагая, что между дуополи-стами отсутствует тайный сговор об уровне цен и объеме продаж продовольственных товаров на местном рынке. Такой вывод подтверждается поведением

80

Экономика и управление территориями

каждого олигополиста, например, разным уровнем скидок цен на одинаковые продовольственные товары.

Рассматриваемая дуополия является дифференцированной, поскольку и МС, и СР продают слабо дифференцированные продовольственные товары, надеясь на то, что покупатели смогут легко идентифицировать товар соперника. Примером может служить выпечка горячего хлеба в магазине МС и продажа его по более низкой цене, чем в СР. Поскольку дуополия не образует картель, то цены на продукты несколько отличаются, но имеют тенденцию к сближению, о чем свидетельствуют прейскуранты цен на продовольственные товары, входящие в состав потребительской корзины. Состав потребительской корзины продовольственных товаров, утвержденный Минздравсоцразвития России на 2011 г., представлен в табл. 1 [1].

Таблица 1

Состав потребительской корзины РФ на 2011 г.

Продовольственные товары (в среднем на одного человека) Единица измерения Объем потребления (трудоспособное население)

в год в месяц

1. Хлебные продукты (хлеб, макароны, мука, крупы, бобовые) кг 126,5 10,54

2. Картофель кг 100,4 8,37

3. Овощи и бахчевые кг 114,6 9,55

4. Фрукты свежие кг 60,0 5,00

5. Сахар и кондитерские изделия кг 23,8 1,98

6. Мясопродукты кг 58,6 4,88

7. Рыбопродукты кг 18,5 1,54

8. Молоко и молоко продукты в пересчете на молоко кг 290,0 24,17

9. Яйцо штук 210 17,5

10. Масло растительное, маргарин и другие жиры кг 11,0 0,92

11. Прочие продукты (соль, чай, специи др.) кг 4,9 0,41

Величина прожиточного минимума в месяц в ценах 2011 г. составляла 7 108 руб.

Таким образом, теоретически, равновесие рассматриваемых дуополистов близко к модели Бертрана, когда каждый дуополист сталкивается на рынке с кривой спроса, совершенно эластичной по цене соперника, так что снижение цены для него остается прибыльным, пока она остается выше предельных затрат [2].

81

Экономика и управление территориями

Кроме дуополии, на рынке продовольственных товаров в Правых Чемах в 2011 г. действовало еще четыре индивидуальных продавца, но их объем продаж за год составил менее 10 %. Поэтому в данной работе мы будем учитывать их влияние просто как уменьшение годового товарооборота дуополии.

Борьба за покупателей по всей территории малого города велась дуополи-стами в основном за счет неценовых факторов, таких, как:

- качество и свежесть продовольственных товаров;

- количество сопутствующих товаров повседневного спроса;

- искусство выкладки товаров;

- объем бытовых услуг и т. п.

При предоставлении бытовых услуг имеет место как конкуренция, так и взаимная заинтересованность владельцев крупных магазинов и частных предпринимателей, оказывающих такие услуги населению. Владельцы таких малых организаций, как аптеки, киоски по продаже мороженого, печатных изданий и канцелярских товаров, фотоателье и швейное ателье, цветочные магазины, центры копирования или оплаты коммунальных услуг и Интернета, отделения коммерческих банков, кафе, пивные бары и т. д. стремятся арендовать помещения у владельцев крупных магазинов или расположиться как можно ближе к ним.

В качестве основного показателя степени реальной власти дуополистов на местном рынке потребительских товаров можно использовать напряженность силового поля [3]. Рассмотрим подробнее структуру и механизм действия этого поля.

Понятно, что чем шире ассортимент ежедневного товарооборота продавца (Q1) и чем выше располагаемый доход потребителя для закупки товаров (71), тем сильнее их стремление друг к другу (взаимопритяжение). Также очевидно, что чем выше цена каждого товара, входящего в ассортиментный набор продавца (т. е. выше стоимость нормативного товарооборота P1) и чем продолжительнее время (^), затрачиваемое потребителем (покупателем) на «поход за продуктами», тем меньше сила притяжения их друг к другу (FJ). Поэтому выражение для силы притяжения продавца и покупателя можно записать в следующем виде:

F = f •

Qi • Ii

V Pi ’

(1)

где f - безразмерный коэффициент, зависящий от картографического местоположения магазина, уровня сервисного обслуживания покупателей, полноты бытовых услуг и т. д.

Напряженность поля рынка товаров можно определить как силу притяжения со стороны товаров продавца, денежной единицы покупателя:

Ei

Ii

Q

ti •

(2)

82

Экономика и управление территориями

р —

Так как величина — = P, т. е. удельной цене ассортимента товарооборота,

Qi

то формулу (3) можно записать в следующем виде:

1

Ei = f ■

(3)

'1 ■ P

Величину

P

PP (purchasing power) в экономической теории называют

1

покупательной способностью денег. Заменяя в формуле (3) P на PP, можно записать выражение для напряженности поля рынка товаров в окончательном виде:

Ei

PP

f----,

U

кг

сутки

(4)

Таким образом, напряженность поля рынка товаров прямо пропорциональна покупательной способности национальной денежной единицы в данном магазине и обратно пропорциональна времени похода за продуктами.

Рассмотрим теперь подробнее каждую составляющую формулы (4).

Среднее время, затрачиваемое ежедневно одним покупателем на приобретение продуктов питания потребительской корзины (похода за продуктами), равно сумме трех составляющих:

'1 'с ^ 'в ^ 'п, (5)

где tc - среднее время сбора покупателя для похода в магазин (туда и обратно);

te - среднее время на выбор и оплату каждым покупателем части продуктов питания из потребительской корзины;

tn - среднее время, затрачиваемое покупателем на преодоление расстояния R от дома до магазина (см. рис. 1).

Продавец влияет на продолжительность tв, исходя из двух соображений:

- с одной стороны, он заинтересован в его сокращении, чтобы через ограниченное пространство внутри торгового зала проходило как можно больше покупателей;

- с другой стороны, он стремится удлинить это время, чтобы подольше задержать покупателя в торговом зале и спровоцировать его на увеличение объема закупаемого продовольствия. Для этого продавцы используют различные методы маркетинга, например, выкладку товаров, презентацию новых продуктов питания, музыку и т. п.

Отметим еще, что основной поток покупателей в магазине наблюдается в часы пик, когда они возвращаются с работы домой, или в дни выдачи заработ-

83

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономика и управление территориями

ной платы (например, «бюджетникам»). Поэтому для уменьшения длительности te продавцы применяют гибкий график работы кассиров, увеличение числа

резервных касс и т. д.

Продолжительность tn зависит от расстояния R от дома покупателя до магазина и от средней скорости покупателя v:

tn = v ■ R . (6)

Кроме того, следует учитывать, что продолжительность времени tn для части покупателей, направляющихся после окончания работы в магазин, сокращается примерно в 2 раза, поскольку они проходят только расстояние от магазина до дома. По данным проведенного нами опроса среднее количество таких покупателей в сутки составляет примерно одну треть. С учетом этого замечания формула (5) будет выглядеть так:

t1 = (3 ■ tn + 3 ■ jr) + te + tc = 6 ■ tn + te + tc . (7)

3 3 2 6

Каждый ценящий свое время покупатель при прочих равных условиях (cetercs paribus) осуществляет выбор продавца, исходя из минимума затрат времени ti. Из карты «малого города» видно, что для самого удаленного от продавца покупателя составляющая tn = 10 минут (по прямой R). При средней скорости пешехода v = 4 км/ч = 66,6 м/мин расстояние, проходимое таким покупателем (по прямой линии), составляет: RMC = RCP = 66,6 ■ 10 = 666 м. Причем, как это видно из карты микрорайона, радиус окружности в 666 м охватывает всех жителей «малого города».

При расчете составляющей времени tn следует также учитывать рельеф местности и длину пути S, которые, конечно, различаются для индивидуальных покупателей. Но, в среднем отклонение длины пути от прямой линии R можно принять равным S = 1,2 ■ R, т. е. реальное время похода за продуктами

для самого удаленного покупателя, проживающего в микрорайоне, составит tn = 1,2 ■ 10 = 12 минут. В этом случае формула для расчета t1 примет вид:

t1 =~2'1, 2 ■ tП ^ tв ^ tс = tп ^ tв ^ tc . (8)

6

Вторая составляющая t1, т. е. время на выбор и оплату товара te (по данным проведенного нами опроса продавцов и покупателей дуополии) составляет в среднем на одного покупателя: в СР - 15 минут, а в МС - 13 минут. Третья составляющая времени t1 по данным опроса покупателей в среднем равна tc = 5 минутам на человека.

84

Экономика и управление территориями

Окончательное выражение для времени t1 можно записать в следующем виде:

- для дуополиста МС: t1uc = tn +13 + 5 = (tn +18), мин;

- для дуополиста СР: t1cp = tn +15 + 5 = (tn + 20), мин.

Определение удельной цены ассортимента ежедневного товарооборота P проводилось по составу потребительской корзины РФ на 2011 г. Q1 (см. табл. 1) и средней стоимости этой корзины Рх (по данным опроса продавцов и покупателей дуополии). Для дуополиста МС: PPMC = ~~ = — = 0,0192 кг и

Pmc 52

РР =

1 1 CP

P

CP

49 = 0,0204 кг. Начальное значение коэффициента f было приня-

то за единицу (f = 1), а влияние неценовых факторов на его увеличение учитывалось следующим образом:

1) наличие бесплатных автостоянок личного транспорта - 0,1;

2) количество остановок общественного и частного автотранспорта - 0,05 на каждый маршрут;

3) степень полноты комплекса бытовых услуг населению - 0 ^0,2;

4) степень полноты сопутствующих товаров повседневного спроса - 0 ^

0,1;

5) уровень сервисного обслуживания покупателей в магазинах (вежливость продавцов, ширина проходов, наглядность выкладки товаров, отсутствие очередей при оплате и т. п.) - 0 ^ 0,2.

По данным проведенного нами опроса покупателей значения коэффициента f составили:

fuc = 1 + 0,1 + 0,05 • 7 + 0,2 + 0,2 + 0,1 = 1,95;

fcp = 1 + 0,1 + 0,05 • 5 + 0,15 + 0,15 + 0,1 = 1,75.

Теперь, используя приведенные выше значения всех составляющих формулы (4), можно вычислить напряженности полей рынка продовольственных товаров каждого дуополиста Еис и ЕСР, воздействующих на покупателей, проживающих или приезжающих на территорию малого города. Такие расчеты выполнены для временных интервалов tп от 1 до 10 минут, т. е. на карте «малого города» их можно изобразить в виде концентрических окружностей с центрами в точках месторасположения дуополистов МС и СР (см. рис. 1).

Расчетный вид формулы (4) для дуополистов:

Еис = f

ис

PP 0 0192

г гмс = 195 •

t

1MC

t

1MC

3,75 -10~2 кг

t1MC ’мин

85

Экономика и управление территориями

а так как 1 мин =

1

24 • 60 1 440

Аналогично рассчитывается ЕСР : ЕСР = fc

1 ^ 1440 • 3,75 • 10-2

сут0к, то ЕМс =—

t1MC

PPnu 51,41 кг

- СР

ср

1CP

1CP

сутки

Результаты расчетов представлены в табл. 2.

54 кг

W’сутки

Результаты расчетов напряженностей

Таблица 2

tn , мин t1CP , мин t1MC , мин Е ^ср■> кг / сутки Е ьмо кг / сутки

0 20 18 2,57 3,00

1 21 19 2,45 2,84

2 22 20 2,34 2,70

3 23 21 2,24 2,57

4 24 22 2,14 2,45

5 25 23 2,06 2,35

6 26 24 1,98 2,25

7 27 25 1,90 2,16

8 28 26 1,84 2,08

9 29 27 1,77 2,00

10 30 28 1,71 1,93

Примечание. Расстояние между дуополистами RD = 466 м покупатель пре., _ 466 0

одолевает с учетом кривизны пути за время (6): tD = 1,2-= 8 мин.

66,6

По данным табл. 2 построен график распределения напряженностей полей рынка продовольственных товаров для каждого дуополиста по времени (рис. 2).

Из графика видно, что максимальная напряженность поля дуополиста МС на ДЕ = 3,00 - 2,57 = 0,43 кг/сутки, выше, чем дуополиста СР. Также видно, что для покупателя, находящегося в точке А, напряженности полей равны ( ЕМс = Еср ), и его выбор (cetercs paribus) определяется погодными условиями, привычками, наличием свободного времени и т. п.

График на рис. 2 наглядно демонстрирует преимущества показателя Е для характеристики силового рыночного поля дуополистов. По его величине всегда можно определить силу, действующую со стороны каждого дуополиста на любого покупателя, собирающегося приобрести продовольственные товары у дуополистов «малого города». Кроме того, рассчитав значение суммарной напряженности силового рыночного поля Е^ = |еМс - Еср\ , можно определить

предпочтения покупателя при выборе им одного из дуополистов.

86

Экономика и управление территориями

Рис. 2. Напряженности полей рынка продовольственных товаров дуополистов

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. http://img.rg.ru/pril/article/63/94/47/korzinen.gif.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика, т. 2: учебник. -СПб.: Изд-во «Экономическая школа», 1999. - 503 с.

3. Голиков Ю.А., Сульгина Л.Ю. Эконоэлектрическая модель рынка // В мире научных открытий. - 2012. - № 6 (30). - С. 235-253.

4. Павленко В. А., Мамонов В.И., Горошко В.В. Критерии определения доминирующей фирмы // Вестник СГГА. - 1999. - № 4. - С. 143-145.

5. Ивасенко А.Г. Меры надзора и способы управления риском концентрации на примере западноевропейских стран // Вестник СГГА. - 2001. - № 6. - С. 203-206.

6. Голиков Ю. А. Экономическое образование и рынок труда в период модернизации // Вестник СГГА. - 2010. - № 1 (12). - С. 157-160.

Получено 13.02.2013

© Ю.А. Голиков, Л.Ю. Сульгина, 2013

87

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.