Научная статья на тему 'Эконофизические показатели конкурентоспособности розничных продовольственных магазинов'

Эконофизические показатели конкурентоспособности розничных продовольственных магазинов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / РОЗНИЧНЫЙ МАГАЗИН / ТОВАРНЫЕ И ДЕНЕЖНЫЕ ЗАРЯДЫ / ТОВАРНЫЙ КОНДЕНСАТОР / ПРОНИЦАЕМОСТЬ / ЕМКОСТЬ / ВНУТРЕННЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ МАГАЗИНА / ECONOPHYSICAL INDICATORS / RETAIL SHOP / COMMODITY AND MONETARY OF CHARGES / COMMODITY CAPACITOR / PERMEABILITY / CAPACITY / INTERNAL RESISTANCE OF SHOP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голиков Юрий Александрович, Сульгина Лариса Юрьевна

В данной работе на базе регрессионной модели выведены формулы эконофизических показателей розничных продовольственных магазинов. Сравнительный анализ работы двух супермаркетов с применением этих показателей позволил дать практические рекомендации менеджерам по повышению уровня конкурентоспособности магазинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOPHYSICAL COMPETITIVENESS INDICATORS OF RETAIL FOOD SHOPS

In this work on the basis the regression model formulas are derived econophysical indicators of retail food shops. Comparative analysis in two supermarkets using these indicators allows managers to give practical advice to raise the level the competitiveness of shops.

Текст научной работы на тему «Эконофизические показатели конкурентоспособности розничных продовольственных магазинов»

ЭКОНОФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОЗНИЧНЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ МАГАЗИНОВ

Юрий Александрович Голиков

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры управления бизнес-процессами, тел. (383)210-95-87, e-mail: kaf.zn@ssga.ru

Лариса Юрьевна Сульгина

Новосибирский аграрный университет, 630039, Россия, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160, преподаватель кафедры финансов и статистики, тел. (383)267-44-22, e-mail: shelkovnikov1@rambler.ru

В данной работе на базе регрессионной модели выведены формулы эконофизических показателей розничных продовольственных магазинов. Сравнительный анализ работы двух супермаркетов с применением этих показателей позволил дать практические рекомендации менеджерам по повышению уровня конкурентоспособности магазинов.

Ключевые слова: эконофизические показатели, розничный магазин, товарные и денежные заряды, товарный конденсатор, проницаемость, емкость, внутреннее сопротивление магазина.

ECONOPHYSICAL COMPETITIVENESS INDICATORS OF RETAIL FOOD SHOPS

Yuriy A. Golikov

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Associate Professor of the Department of business process management, tel. (383)210-95-87, e-mail: kaf.zn@ssga.ru

Larisa Yu. Sulgina

Novosibirsk State Agrarian University, 630039, Russia, Novosibirsk, 160 Dobrolyubova St., Lecturer, Department of Finance and Statistics, тел. (383)267-44-22, e-mail: shelkovnikov1@rambler.ru

In this work on the basis the regression model formulas are derived econophysical indicators of retail food shops. Comparative analysis in two supermarkets using these indicators allows managers to give practical advice to raise the level the competitiveness of shops.

Key words: econophysical indicators, retail shop, commodity and monetary of charges, commodity capacitor, permeability, capacity, internal resistance of shop.

В основу данной работы положена модель розничного продовольственного магазина (товарного конденсатора), построенная на базе гипотезы о существовании силового рыночного поля между «товарными зарядами» продавца и «денежными зарядами» покупателя [1,2]. Эконофизическими показателями работы магазина, определяющими прохождение через его торговый зал покупателей продовольственных

1

товаров, являются «проницаемость» магазина (permeability of shop) «PS», «емкость» магазина (capacity of shop) «Cs» и «внутреннее сопротивление» магазина (internal resistance of shop) « Rs».

Если электрический конденсатор накапливает электроны на одной пластине и не дает им возможности проникнуть через диэлектрик на другую

пластину, а с неё во внешнюю цепь, то товарный конденсатор, наоборот,

накапливает товарные заряды на торговом оборудовании и обеспечивает проникновение этих зарядов через кассы во внешнюю цепь. Это свойство товарного конденсатора можно назвать проницаемостью магазина.

Емкость товарного конденсатора по аналогии с емкостью плоского электрического конденсатора рассчитывается по формуле [3]:

S ед2

Cs = PS • -, —, (1)

s dt Дж w

где S - площадь торгового оборудования, занятая товарными зарядами (наименованиями разновидностей ассортимента товаров), м2;

d - средняя длина пути, проходимая в торговом зале i -м покупателем при выборе и переносе набора Qi (quantity) товарных зарядов от входа в

торговый зал до касс, м;

PS - проницаемость товарного конденсатора, характеризующая

ед2

движение внутри него покупателей,----------.

Дж • м

Из уравнения (1) вытекает определение емкости:

«Емкость розничного продовольственного магазина CS прямо

пропорциональна произведению проницаемости PS на площадь торгового оборудования S и обратно пропорциональна длине пути покупателя в торговом зале dt.

Проницаемость товарного конденсатора аналогична абсолютной диэлектрической проницаемости электрического конденсатора єє0 и показывает, как далеко проникают вглубь магазина покупатели при наборе товаров, и какую работу при этом они совершают. Проницаемость магазина может быть расчитана по следующей формуле:

PS = & • — • —, (2)

P W

i s

о Qs ед.

где Ps = — - линейная плотность товарных зарядов, —;

dt м

Qs - ежедневный ассортимент товарных зарядов магазина, ед.;

P

P =-^ - средний ежедневный чек (цена повседневного набора товарных

зарядов i - го покупателя), руб.;

Ps (price)- средняя дневная выручка (товарооборот) магазина, руб.;

N - среднее число покупателей в день, ед.;

'Ws = 1 wi - работа, совершаемая каждый день N - покупателями по

i=1

выбору и переносу всех товарных зарядов магазина Qs, Дж.

wt - работа i - го покупателя по выбору и переносу индивидуального набора товарных зарядов, Дж.

Введем в уравнение (2) вместо р обратную ей величину: PPi =1 -

покупательную способность (purchasing power) национальной денежной единицы в данном магазине (в единицах наборов), ед. В этом случае уравнение (2) примет следующий вид:

PS = РРi • ^, (3)

w/ w

т.е. «проницаемость розничного продовольственного магазина прямо пропорциональна произведению покупательной способности рубля в данном магазине Рр на линейную плотность товаров (3s и обратно пропорциональна

работе всех покупателей по выбору и переносу ассортимента товаров W,».

При движении покупателей по торговому залу им приходится преодолевать препятствия, возникающие из-за перекрытия проходов тележками с товарами, встречными покупателями, сотрудниками магазина, заполняющими товарами стеллажи и холодильное оборудование и т.д. Все эти препятствия образуют внутреннее сопротивление Rs, которое практически проявляется в величине времени и работы, затрачиваемых всеми покупателем на выбор и перенос набора товаров.

Поток покупателей, заряженных деньгами и набирающих товарные заряды, можно сравнить с потоком заряженных ионов внутри плоского электрического конденсатора, и записать для потока «товарно-денежных ионов» (покупателей) «Is» аналог закона Ома [4]:

I, = —, (4)

R,

где:

W

us = WL, (5)

Us - «напряжение» в товарном конденсаторе, т.е. «работа W,, которую

совершают N покупателей за сутки по выбору и переносу Q товарных

пж

зарядов магазина», ——.

ед

Из курса физики известно [5], что работу, движущегося с грузом человека, можно вычислить по формуле:

Wi = F • d%, Дж, (6)

где Fi - сила, которую прикладывают мышцы ног каждого из N покупателей

к полу торгового зала. Полы во всех магазинах выполняются из одинакового покрытия, а подошвы обуви покупателей также изготовлены из материалов с близкой шероховатостью поверхности, т.е. сила трения (FТР = - Fi), придающая движение человеку, зависит только от его веса. Для человека с массой mi = 70кг, переносящего средний набор товаров с массой тТ = 5кг

величину Fi = -FTP можно приближенно считать постоянной, равной

м

F = (т + тТ) • g = 75кг • 9,8— = 735Я . Будем считать, что при ежедневном

с

наборе продовольственных товаров каждый покупатель проходит весь путь ^ (рис. 1).

Г астрономия

Г астрономия

Г

1

13,2м

1

3,6м

фрукты

Ц _торговое

[] - кассы [] - проходы

Вход

б)

Рис. 1. Схема торговых залов супермаркетов: а) «Маяк»; б) «Холидей Классик»

При таких предположениях формула (5) примет вид:

и.. =

N • ¥г • йг

а,

(7)

Средний поток товарно-денежных ионов в товарном конденсаторе за

сутки (t = 8,64 • 104 с) равен:

= N ед

“ t ’ с

(8)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из уравнений (4-8) видно, что внутреннее сопротивление товарного конденсатора равно:

и/ //

(9)

т.е. «сопротивление розничного продовольственного магазина Rs прямо пропорционально произведению силы р., движущей покупателя, на время её действия t и обратно пропорционально линейной плотности товаров .

Пользуясь формулами (1, 2, 9) сравним эконофизические показатели работы двух супермаркетов, расположенных в Советском районе г.Новосибирска: Торгового центра «Маяк» (магазин №1), и магазина группы компаний «Холидей Классик» (магазин №2). Показатели работы супермаркетов по состоянию на 1 декабря 2013 года представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели работы супермаркетов

Названия супермаркетов Наименование показателей

S, м2 di, м N, ед. а,, ед. *6 о N.. тО ЗЄ

«Маяк» (№1) 754 169 3080 6024 2303,84

«Холидей Классик» (№2) 775 141 2010 5531 1256,25

Примечание: Обычно в продовольственный магазин за продуктами питания ежедневно отправляется один из членов домохозяйства (покупатель), который закупает продовольственные товары для всего домохозяйства. По сведениям Федеральной службы государственной статистики Новосибирской области (НСО) за 2012 год домохозяйство насчитывает в среднем 2,5 человека [6], поэтому N в таблице обозначает число домохозяйств.

Для сравнения работы супермаркетов рассчитаем отношения эконофизических показателей на основании данных таблицы.

1) Отношение проницаемостей, см. (2):

S1

PSl Д Р-2 Ws

(10)

Д2 _ Qs2 • Лп _ 5531 169

QS1 • ^І2

Р. = Ра_ N2. Р2 Р,2 N

^ _ N • йЛ

N2 • ^І2

6024 141 2303,84 2010

= 1,1005

1256,25 3080 3080 169

= 1,1968

2010 141

= 1.8366.

рс

2 = 1,1005 • 1,1968 • 2,0003 = 2,4189,

РС,

т.е. проницаемость супермаркета «Холидей Классик» в 2,4 раза выше, чем супермаркета «Маяк».

2) Отношение емкостей, см. (1):

С,2_ Р82 С2 dn

СА Р$х ^ dг2

(11)

С* 2 = 2,4189 • 775 • 169 = 2.98

С„ 754 141

т.е. емкость супермаркета «Холидей Классик» в 3 раза выше, чем

супермаркета «Маяк».

3) Отношение внутренних сопротивлений, см. (9):

^2 = Мл_ = = 6024 •141 = 0,9538, (12)

Л.1 &2 Qs2 • da 5531 161 4 7

т.е. внутреннее сопротивление супермаркета «Холидей Классик» на 4,6% ниже, чем супермаркета «Маяк».

Сравним еще величину среднего ежедневного чека (т.е. цену

ежедневного набора товаров среднего покупателя).

о ап п Р2 1256250 .

В магазине №2: Р 2 = —*— =-----------= 625 руб.,

г 2 N2 2010

ЛР „ Р 2303840 _ ^

в магазине №1 Р = —*- =---------------= 748 руб.

г1 N 3080

т.е. размер среднего чека в магазине №2 на 19,68% ниже, чем в магазине №1.

Проведем теперь анализ полученных результатов.

Превышение в 2,4 раза проницаемости магазина №2 объясняется, главным образом, меньшим значением работы покупателей по выбору и переносу ассортимента товаров в этом магазине в течение суток. Заметим, что менеджеры продовольственных магазинов стараются расположить

товары повседневного спроса по внешнему периметру торгового зала, образуя треугольник: вход-товарная группа-касса. Такое расположение товаров заставляет покупателей осмотреть весь торговый зал и совершать незапланированные покупки. Но такое «сознательное» удлинение траектории движения покупателей приводит

к существенному увеличению и снижению проницаемости и емкости магазина, а также росту его внутреннего сопротивления (см. 1, 2, 9).

Емкость магазина №2 превышает емкость магазина №1 в три раза за счет добавления к различию проницаемостей еще и разницы в площадях торгового оборудования супермаркетов. Малое (5%) различие внутренних сопротивлений супермаркетов объясняется близкими значениями их линейных плотностей товаров.

Если считать состав ежедневного набора покупателя в обоих супермаркетах одинаковым (о чем свидетельствует проведенный опрос

покупателей), то меньший (20%) размер среднего ежедневного чека магазина №2 свидетельствует о более низких ценах его продовольственных товаров. Именно это обстоятельство побуждает покупателей магазина №2 увеличивать размер своего располагаемого дохода, затрачиваемого на покупку продовольственных товаров.

Большее количество покупателей супермаркета «Маяк» вызвано скорее не внутренними факторами, которые отражают эконофизические показатели, а внешними. К таковым можно отнести: близость узла пересечения нескольких автомагистралей, наличие крупной автостоянки рядом с магазином, малое количество близрасположенных магазинов-конкурентов и работу на втором этаже супермаркета «Маяк» магазина, продающего промышленные товары для населения.

Супермаркет «Холидей Классик» располагается в глубине микрорайона «Верхняя зона» вдали от автомагистралей, на первом этаже жилого дома, и из-за наличия вокруг него лесного массива не имеет крупной автостоянки для личного автотранспорта.

Результаты проведенного анализа эконофизических показателей супермаркетов позволяют сформулировать следующие рекомендации менеджерам обоих магазинов по повышению их конкурентоспособности.

В магазине №1 следует снизить уровень цен продовольственных товаров, хотя бы повседневного спроса. Для этого, например, можно использовать систему скидок и «желтых ценников», применяемую в магазине №2. Для уменьшения длины пути покупателя в супермаркете «Маяк» нужно найти оптимальный вариант размещения торгового оборудования в торговом зале, что позволит увеличить значения его проницаемости и емкости.

В магазине №2 главной задачей является увеличение глубины ассортимента, а также использование имеющегося резерва, заключающегося в открытии для покупателей законсервированного входа (см. рис. 1) и 2-го кассового зала. Такое мероприятие существенно сократит длину пути покупателей, и позволит повысить проницаемость и емкость супермаркета «Холидей Классик», а также уменьшит его внутреннее сопротивление.

Практическая реализация предлагаемых мер позволит повысить конкурентоспособность обоих розничных магазинов на региональном рынке продовольственных товаров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Голиков Ю. А., Сульгина Л. Ю. Эконоэлектрическая модель рынка // В мире научных открытий. - 2012. - № 6(30). - С. 235-253.

2. Сульгина Л. Ю. Метод расчета силы взаимного притяжения продавца и покупателей // В мире научных открытий - 2013. - №4 (40). - С. 185-193.

3. Элементарный учебник физики в 3-х т. Т. 2. Электричество и магнетизм / Под ред. Г. С. Ландсберга. - М.: Физматлит, 2011. - 487 с.

4. Голиков Ю. А., Сульгина Л. Ю. Эконоэлектрическая модель предприятия и торговой сети // Микроэкономика. - 2013. - № 4. - С. 37-41.

5. Уровень жизни населения Новосибирской области: стат. сб. за 2008-2012 г. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области - Новосибирск, 2013. - 86 с.

6. Элементарный учебник физики: в 3 т. Т. 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика / Под ред. Г. С. Ландсберга. - М.: Физматлит, 2010. - 608 с.

© Ю. А. Голиков, Л. Ю. Сульгина, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.