Научная статья на тему 'Магазинные кражи в России: направления исследования'

Магазинные кражи в России: направления исследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1229
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и жизнь
Область наук
Ключевые слова
магазинная кража / шоплифтинг / сетевая розничная торговля / криминологический анализ / направления исследования / shoplifting / network retail / criminological analysis / research areas

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

в настоящей статье автор предпринял попытку определить направления криминологического исследования магазинных краж в России. Магазинные кражи присутствуют в каждой розничной торговой сети, что позволяет указывать на формирование феномена шоплифтинга в России. Направлениями криминологического исследования магазинных краж являются криминологический анализ корыстной ненасильственной преступности через призму общества потребления, административная и уголовноправовая характеристика магазинных краж в сетевой розничной торговле в России и комплексная профилактика магазинных краж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHOPLIFTING IN RUSSIA: DIRECTIONS OF RESEARCH

in this article the author made an attempt to determine the directions of criminological research of shoplifting in Russia. Shop thefts are present in every retail trade network, which allows us to point to the formation of the phenomenon of shoplifting in Russia. The directions of criminological investigation of shoplifting are the criminological analysis of mercenary non-violent crime through the prism of the consumer society, administrative and criminal-legal characteristic of shoplifting in the retail network in Russia and the complex prevention of shoplifting.

Текст научной работы на тему «Магазинные кражи в России: направления исследования»

УДК-343.9.01

Лебедь Анна Леонидовна

старший преподаватель кафедры уголовного права юридического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

МАГАЗИННЫЕ КРАЖИ В РОССИИ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

в настоящей статье автор предпринял попытку определить направления криминологического исследования магазинных краж в России. Магазинные кражи присутствуют в каждой розничной торговой сети, что позволяет указывать на формирование феномена шоплифтинга в России. Направлениями

криминологического исследования магазинных краж являются криминологический анализ корыстной ненасильственной преступности через призму общества потребления, административная, и уголовно-правовая характеристика магазинных краж в сетевой розничной торговле в России и комплексная профилактика магазинных краж.

Ключевые слова:

магазинная кража, шоплифтинг, сетевая розничная торговля, криминологический анализ, направления исследования.

Lebed Anna Leonidovna

Senior Lecturer, Criminal Law Department, Faculty of Law, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg)

SHOPLIFTING IN RUSSIA: DIRECTIONS OF RESEARCH

Abstract:

in this article the author made an attempt to determine the directions of criminological research of shoplifting in Russia. Shop thefts are present in every retail trade network, which allows us to point to the formation of the phenomenon of shoplifting in Russia. The directions of criminological investigation of shoplifting are the criminological analysis of mercenary non-violent crime through the prism of the consumer society, administrative and criminal-legal characteristic of shoplifting in the retail network in Russia and the complex prevention of shoplifting.

Keywords:

shoplifting, network retail, criminological analysis, research areas.

В течение двадцати лет развития российского государства после распада СССР и десяти лет развития современной российской торговли Россия находится на первых местах в мировом рейтинге

магазинных краж наравне с США, Китаем, Японией, Испанией, Великобританией, Турцией и другими странами, в которых современные форматы торговли начали развиваться гораздо раньше. Понятие «магазинная кража» условно, поскольку российское уголовное право не содержит её понятия, как и УК РФ соответствующего квалифицирующего признака. Масштабность магазинных краж в современной России позволяет говорить о формировании феномена шоплифтинга (от англ. shop - магазин и lift - кража). Под шоплифтингом необходимо понимать систематическую осознанную противоправную деятельность по совершению хищений товарно-материальных ценностей (товаров) в сетевых розничных магазинах современных форматов1. Причинами роста шоплифтинга в России является переход от традиционной торговли («с прилавка») к торговле с открытой выкладкой товара (самообслуживание), отсутствие признания и уважения частной собственности, отсутствие надлежащей юридической ответственности за совершение кражи из магазина.

Повышение стоимости похищенного имущества для наступления уголовной ответственности с 03.07.2016 г. по ст. 158 УК РФ с 1 000 руб. до 2 500 руб. «развязало руки» магазинным ворам отсутствием уголовной ответственности за мелкие хищения из магазинов. Отсутствие социальной политики, обеспечивающей достойный уровень жизни малообеспеченных слоёв населения (школьники и студенты, пенсионеры, одинокие и многодетные матери и др.) вынуждает последних на совершение магазинных краж. Уверенность в безнаказанности и вседозволенности, надежда на снисхождение и жалость движут магазинными ворами.

Причинами шоплифтинга для конкретного магазина являются проходимость, близость / удалённость к метро, наличие рядом

1 Магазинами современных форматов являются розничные сетевые магазины форматов гипер-, супермаркет, дискаунтеры, «у дома».

школ, высших учебных заведений, формат магазина, состояние преступности района / микрорайона. Среди источников потерь в российском сетевом ретейле шоплифтинг занимает 2-е место (25 %) после персонала (55 %). Наименьшими источниками потерь являются учётные потери (15 %) и поставщики (5 %)2. От обычной кражи шоплифтинг отличается совершением именно в «безликих» многочисленных сетевых магазинах, где совершать кражи доступнее и безнаказаннее. В торговых розничных сетях магазинная кража перерастает в социальный феномен, стиль жизни, доходную профессию, философию потребления и вызов современному обществу потреблению.

Направлениями исследования магазинных краж в России являются, во-первых, криминологический анализ корыстной преступности в обществе потребления, во-вторых, административная и уголовно-правовая характеристика магазинных краж в сетевой розничной торговле в России и, в-третьих, комплексная профилактика магазинных краж.

Криминологический анализ корыстной преступности в обществе потребления указывает на необходимость исследования современной преступности сквозь призму общества потребления. Неравенство возможностей потребления, основанное на неравных социально-экономических статусах индивидов, может вести к преступному потреблению.

Административная и уголовно-правовая характеристика магазинных краж в сетевой розничной торговле представляет криминологический анализ магазинных краж и типологию криминальной активности посетителей. Магазинным вором является посетитель магазина, совершивший незаконное изъятие имущества без оплаты

2 Экспертное мнение относительно процентного соотношения источников потерь получено автором статьи посредством опроса эксперта И.Г. Чумарина (форма - беседа, вопросы) 01.09.2017 г., г. Санкт-Петербург.

товара в торговом зале розничного магазина в отсутствие представителя собственника или посторонних лиц либо в их присутствии, но незаметно и имеющий реальную возможность пользоваться или распоряжаться изъятым имуществом (товаром) по своему усмотрению. Указанные противоправные действия квалифицируются по ст. 7.27 КоАП РФ и ст. 158, 1581 УК РФ.

Магазинные воры подразделяются на две группы: внешние (потребители) и внутренние (персонал). Внешних магазинных воров необходимо классифицировать по мотиву совершения кражи: 1) хищение товара для личного пользования (любители); 2) хищение товара для последующей перепродажи (профессионалы). Внутренними ворами является персонал магазина: штатный и временный (промо-утеры, мерчендайзеры, кассиры на аутсорсинге и др.). Личность традиционного магазинного вора можно типологизировать по ведущему мотиву и степени устойчивости преступной установки.

Под магазинными кражами как видом корыстной ненасильственной преступности необходимо понимать совокупность хищений товаров, совершаемых посетителями в розничных магазинах современного формата. Практическая значимость исследования магазинных воров и способов хищения состоит в разработке подходов к профилактике магазинных краж, поскольку каждая категория магазинных воров имеет собственные мотивы и использует различные способы хищения. Если методы предупреждения кражи вора-любителя достаточно проработаны, то предупреждение кражи вора-профессионала и кражи сотрудника представляет собой сложную комплексную систему профилактических мероприятий, в том числе и на законодательном уровне.

С развитием рынка сетевой розничной торговли в России развиваются и магазинные кражи. Магазинные кражи присутствуют в каждой российской розничной торговой сети. Исследование магазинных краж в России затрудняют отсутствие в полицейских стати-

стических карточках учёта критериев «наименование магазина», «мужчина», «возраст», а также отказы сетевых розничных компаний и охранных компаний в раскрытии информации, отсутствие статистических данных в большинстве розничных торговых сетей.

Учёт зарегистрированной преступности по ст. 158 (выборка по месту совершения преступления «магазин») УК РФ в МВД РФ ведётся с 2001 г., статистика задержаний охранными компаниями - с 2011 г. Если г. Санкт-Петербург является лидером по внедрению розничной сетевой торговли в торговлю несетевую и традиционную и рынок розничной сетевой торговли в г. Санкт-Петербург именуется зрелым, то магазинные кражи в данном регионе характеризуются как присутствующие в каждом розничном сетевом магазине. Выводы, полученные в результате исследования магазинных краж в данном регионе, могут именоваться как полные и систематизированные. Согласно данным ИЦ ГУВД по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области, динамика зарегистрированных краж из магазинов в г. Санкт-Петербург показывает стабильный рост. В период с 2001 г. по 2016 г. магазинные кражи выросли вдвое. В период с 2001 г. по 2016 г. резкий рост магазинных краж зарегистрирован в 2007 г., 2008 г. и 2014 г. В регионе присутствуют районы с максимальной и минимальной криминальной активностью. Каждая социальная группа привлечённых к уголовной ответственности по ст. 158 УК РФ за кражу из магазина стабильно растёт, наибольшей по численности является группа лиц без постоянного источника дохода.

Согласно данным о задержаниях магазинных воров в России на примере популярной федеральной розничной торговой сети, магазинные кражи присутствуют в магазине любого формата. Количество задержаний значительно больше, чем данные о зарегистрированной преступности. Уголовных задержаний существенно меньше, чем административных. В гипермаркетах задержаний больше, чем в супермаркетах. В течение года рост магазинных краж наблюдается

в декабре и в январе, снижение - в летний период (за исключением южных регионов). Дать социальную характеристику лиц, задержанных в магазинах за подозрение в совершении магазинной кражи, на данном этапе невозможно. Общая тенденция для всех регионов -спад уголовных задержаний во второй половине 2016 г. в сравнении с прошлым периодом, что связано с внесением изменений в УК РФ и КоАП РФ от 03.07.2016 г.

Комплексная профилактика магазинных краж, осуществляемая в большей степени собственными силами ритейла (службами безопасности сетей и охранными компаниями), включает в себя профилактику на физическом и техническом уровнях. Профилактические мероприятия направлены преимущественно на предотвращение магазинных краж воров-профессионалов, при этом профилактическая работа ведётся и в отношении краж, совершаемых ворами-любителями. Работа ориентирована на предупреждение магазинных краж, а не на работу по факту совершения кражи из магазина.

Физический уровень комплексной профилактики магазинных краж представляет собой совместную деятельность службы безопасности торговой розничной сети и охранной компании, обеспечивается охранными постами в магазине. В торговом зале и в при-кассовой зоне непосредственные профилактические мероприятия осуществляют частные охранники, стратегия профилактики определяется службой внутренней сети. Технический уровень комплексной профилактики магазинных краж представляет собой совокупность антикражного оборудования в магазине соответствующего формата. Профилактикой магазинных краж является и квалифицированная подготовка частных охранников. Конкретные профилактические меры магазинных краж заключаются в наблюдении за потенциальным магазинным вором с момента прохода в магазин / торговый зал до выхода из кассовой зоны: наблюдение за поведением и одеждой посетителей магазина как в торговом зале,

так и в прикассовой зоне, в зоне камер хранения, наблюдение за поведением групп посетителей, наблюдение за поведением кассиров, определение магазинного вора, выявление и фиксация фактов противоправных действий, действия охраны при выводе посетителя с неоплаченным товаром за кассовую линию, удержание магазинного вора и передача его в полицию.

Превентивный социальный контроль магазинных краж является неотъемлемой частью специального (криминологического) предупреждения магазинных краж и определяется социальной ответственностью сетевых розничных компаний. Сетевые розничные компании обладают мощным антикриминогенным потенциалом не правовой, а социально-экономической направленности для контроля над магазинными кражами. Превентивный социальный контроль над магазинными кражами является системой стимулирования лояльности покупателей по отношению к сетевому ритейлу. Магазины сетевой розничной торговли обеспечивают общество социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости и сопутствующими непродовольственными товарами, следовательно, на сетевую розницу ложится большая ответственность перед обществом и потребителями.

Со стороны государства для поддержания социальной ответственности сетевых розничных компаний перед обществом необходимо налоговое стимулирование (снижение налогового бремени), поддержка ритейла в продвижении в не охваченные сетевым ри-тейлом регионы, участие государства в реализации социальных проектов, инициируемых ритейлом (в т. ч. софинансирование). Социальными обязанностями сетевых розничных компаний являются: реализация качественных продовольственных и сопутствующих товаров, минимальные наценки на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, сдерживание и сглаживание роста розничных цен на социально значимые продовольствен-

ные товары первой необходимости, особенно в период инфляции, экономического кризиса, регулярное проведение акций и распродаж на продовольственные и сопутствующие товары, тематические и сезонные распродажи, антикризисные акции, специальные предложения для различных категорий населения, продажа уценённого бракованного товара, продажа уценённых продовольственных товаров с заканчивающимся сроком реализации, реализация части нераспроданного товара, идущего на возврат, в вечерние часы по минимальной, символической цене, скидки на сезонные продовольственные и сопутствующие товары, реализация социальных и благотворительных проектов, патронаж социальных объектов.

Социальные программы постоянно совершенствуются. Каждая сетевая розничная сеть предлагает собственную программу социальной ответственности, состоящую из гарантии качества товаров, гарантии низких цен, присутствия широкого ассортимента товаров, высокого уровня обслуживания покупателей. Каждая сеть обладает товарами собственного производства (продовольственные и промышленные товары), цены на которые существенно ниже брен-довых аналогов. Сети указывают на участие в жизни местных сообществ. Низкие цены обеспечиваются системой прямых скидок (без карты сети) и картами лояльности (дисконтная карта сети). Малообеспеченные граждане имеют возможность получить различные льготы, скидки и социальные предложения через различные виды программ лояльности и социальные проекты, что помогает снизить уровень напряжения в обществе, в различиях доходов граждан, возможности потребления, что позитивно влияет на статистику магазинных краж.

Таким образом, по мнению автора, направлениями криминологического исследования магазинных краж в России являются криминологический анализ корыстной ненасильственной преступности через призму общества потребления, административная и уголовно-

правовая характеристика магазинных краж в сетевой розничной торговле в России и комплексная профилактика магазинных краж. Анализ генезиса преступности, уголовно-правовая квалификация, статистические данные о зарегистрированной и латентной криминальной активности посетителей, а также социальный контроль над магазинными кражами позволяют определить не только отправные точки исследования феномена шоплифтинга в России, но и возможность прогнозирования их последующего развития и изучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М. : Культурная революция, Республика, 2006. - 268 с.

2. Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль : монография / Я.И. Гилинский. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Алеф-Пресс, 2014. - 574 с.

3. Комлев Ю.Ю. Теория рестриктивного социального контроля : монография / Ю.Ю.Комлев. - Казань : КЮИ МВД России, 2009. - 155 с.

REFERENCES

1. Bodriyar G. Obshestvo potreblenia. Ego mifi i stryktyri [Consumer society. His myths and structures.] Moscow, Cultural Revolution, Republic Publ., 2006. 268 p. (In Russian).

2. Gilinsky Y.I. Kriminologia: teoria, istoria, impiricheskay baza, sochialiniy control [Criminology: theory, history, empirical base, social control]. Saint Petersburg, Alef-Press Publ., 2014. 574 p. (In Russian).

3. Komlev Y.Y. Teoria restriktivnogo sochialnogo kontrola [Theory of restrictive social control]. Kazan, KII of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2009. 155 p. (In Russian).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Лебедь А.Л. Магазинные кражи в России: Lebed A.L. Shoplifting in Russia: directions of

направления исследования / А.Л. Лебедь // research. Zakon izhizn' = Law and life, 2017, vol. 1,

Закон и жизнь. - 2017. - Т. 1, № 2. - С. 38-46. iss. 2, pp. 38-46. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.