Научная статья на тему ' Территория опережающего развития как фактор инвестиционной привлекательности и ускоренного развития экономики для улучшения жизни населения'

Территория опережающего развития как фактор инвестиционной привлекательности и ускоренного развития экономики для улучшения жизни населения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
284
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
территория опережающего развития / социально-экономическое развитие / резидент / фактор развития и привлекательности / налоги / бизнес / научно-техническое развитие / экономический рост / новая индустриализация / инвестиционная привлекательность территории. / territory of advancing development / socio-economic development / resident / factor in the development and a􏰃rac􏰂veness / taxes / business / scien􏰂fic and technical development / economic growth / new industrializa􏰂on / investment a􏰃rac􏰂veness of the territory

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ананичева Екатерина Павловна, Киевская Елена Сергеевна

Статья подготовлена на актуальную тему, поскольку в условиях перехода страны на инновационный путь развития необходимо повысить инвестиционную привлекательность регионов. Под местными условиями специально выбранной территории понимается комплекс особенностей: месторасположение, инфраструктурное обустройство, режимы преференций. В статье приводится понятийный аппарат, анализ и общая характеристика территорий опережающего развития, их правового обеспечения и функционирования. В результате анализа выделены преимущества создания таких зон как для деятельности резидентов, так и для развития территории в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ананичева Екатерина Павловна, Киевская Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The territory of advanced develop- ment as a factor of investment attractiveness and accelerated develop- ment of the economy to improve the lives of the population

The ar􏰂cle prepared on the topic, since the country’s transi􏰂on to an innova􏰂ve path of development it is necessary to enhance the investment a􏰃rac􏰂veness of the regions. Under the local condi􏰂ons specially selected territory refers to the set of features: loca􏰂on, infrastructural arrangement, regimes of preferences. The ar􏰂cle provides analysis of the terminology of areas of advancing development, legal support of crea􏰂on and func􏰂oning of areas of advancing. The dynamics of the prac􏰂cal implementa􏰂on of areas of advancing development in the regions of Russian. The analysis highlighted the benefits of crea􏰂ng such zones for the ac􏰂vi􏰂es of residents and for development of territories as a whole.

Текст научной работы на тему « Территория опережающего развития как фактор инвестиционной привлекательности и ускоренного развития экономики для улучшения жизни населения»

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

УДК 332.3 001: 10.24411/2587-6740-2019-14054

ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Е.П. Ананичева, Е.С. Киевская

ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия

Статья подготовлена на актуальную тему, поскольку в условиях перехода страны на инновационный путь развития необходимо повысить инвестиционную привлекательность регионов. Под местными условиями специально выбранной территории понимается комплекс особенностей: месторасположение, инфраструктурное обустройство, режимы преференций. В статье приводится понятийный аппарат, анализ и общая характеристика территорий опережающего развития, их правового обеспечения и функционирования. В результате анализа выделены преимущества создания таких зон как для деятельности резидентов, так и для развития территории в целом.

Ключевые слова: территория опережающего развития, социально-экономическое развитие, резидент, фактор развития и привлекательности, налоги, бизнес, научно-техническое развитие, экономический рост, новая индустриализация, инвестиционная привлекательность территории.

Земельные ресурсы — главное национальное достояние любого государства, и от того, как они используются, зависит благосостояние всей страны в целом. Российская Федерация имеет огромный земельный фонд, который, к сожалению, не всегда рационально используется. Существенная концентрация как основного населения, так и экономики, находится в центральной части России, а именно в крупных городах и районных центрах. Некоторые регионы Российской Федерации, находящиеся на значительном удалении от них, практически не освоены.

С целью привлечения инвестиционного потока, коммерческой деятельности, рабочей силы, улучшения экономического положения конкретно взятого малозаселенного региона государством было принято решение о создании специальных экономических зон, которые будут наделены определенными привилегиями. Таким зонам дали название «Территории опережающего развития» (ТОР).

Территория опережающего развития (полное название «Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации») — это экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения. На таких территориях государством установлен особый правовой режим для осуществления предпринимательской деятельности. Функционировать территория опережающего развития может до 70 лет, но при необходимости срок ее существования может быть продлен.

Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ регламентировал и определил право-

вой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях [1]. Принятие этого закона требовало внесения определенных дополнений и поправок в Кодексы Российской Федерации, среди которых: Гражданский, Земельный, Градостроительный, Лесной, Трудовой, а также иные статьи законов (о местном самоуправлении, о лицензировании, об обязательном страховании иностранцев, прибывших на работу и др.) [2].

Количество ТОР в России неуклонно растет. На данный момент в их перечень входит 85 субъектов, в которые входят не целые субъекты, а их отдельные районы (города, технопарки). Для каждого района, которому присваивается статус ТОР, составляется отдельный нормативный акт. С 31 марта 2018 г. территории опережающего социально-экономического развития — ТОР, ТОСЭР можно создавать в любых муниципальных образованиях любого региона Российской Федерации.

Территория может быть лишена статуса ТОР, если регион улучшил свое экономическое развитие. Также Законом регламентировано право прервать существование ТОР в случаях, когда район представляет опасность для здоровья граждан Российской Федерации, небезопасен для окружающей среды или пагубно действует на культурные объекты; для улучшения степени подготовленности страны к защите от внешней агрессии, увеличения обороноспособности; если по прошествии трех лет с момента признания района территорией опережающего развития не было привлечено ни одного инвестора.

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что население дальних регионов сокращается. Это связано, безусловно, с удаленностью от центральной части России и более сложными условиями проживания. Тер-

ритория опережающего развития направлена, в первую очередь, для решения данной проблемы. Данный государственный проект создан для того, чтобы найти крупных инвесторов и коммерсантов для реализации бизнеса на существенно выгодных условиях, создания рабочих мест, улучшения инфраструктуры.

Для привлечения бизнесменов и стимулирования коммерческой деятельности внутри этих территорий, притока финансовых ресурсов в ТОР и дальнейшего развития региона, государством предусматриваются следующие льготы:

Налоги на прибыль, на имущество

Для резидентов ТОР ставка налога в течение 5 лет в федеральный бюджет с деятельности, которая ведется на территории опережающего развития, равна 0%, а платежи в региональный бюджет не превышают 5% итогового заработка в казну своего региона. В последующие 5 лет минимальная ставка налога на прибыль составляет уже 12%, что, тем не менее, является ниже стандартной ставки в 20%, которая предусмотрена в остальной части России.

В течение 10 лет устанавливается понижающий коэффициент налога на добычу полезных ископаемых в ТОР, который составляет от 0 до 0,8. По истечении этого срока данный коэффициент фиксируется на уровне 1.

От налогов на имущество и землю организации, находящиеся на территории опережающего развития, освобождены, в то время как средняя ставка этих отчислений для других налогоплательщиков составляет 1,5% по всей России. Весь объем льгот касательно налогов внутри ТОР указан в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 176.1 — возврат НДС; ст. 284, п. 1.8, ст. 284, п. 4 — нулевая процентная ставка НДС; ст. 427 — снижение взносов по страховке). Льготный налог на имущество для инвесторов ТОР регламентируется законодательством субъектов страны.

6 -

НЧТЕРМТЮМЬ АСШСШПтАЬ ЮШМАЬ № 4 (370) / 2019

www.mshj.ru

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Таблица

Результаты деятельности ТОР в Дальневосточном федеральном округе РФ (2015-2017 гг.)

£

Абсолютное отклонение

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. (+;-)

2016/2015 2017/2016

Количество привлеченных резидентов 21 111 217 +90 +106

Фактически привлеченных инвестиций, млрд руб. 0,222 30,778 46 +30,556 +15,222

Создано новых предприятий н/д 15 44 - +29

Количество созданных рабочих мест н/д 1942 3500 - +1558

Инвестиции в ТОР, млрд руб. 0,222 30,778 46 итого 77

Численность населения ДФО России, тыс. человек 6211,021 6194,969 6182,679 итого 18588,669

НДС

Резиденты ТОР имеют право на ускоренный порядок возмещения НДС. С момента подачи пакета документов на эту процедуру и до непосредственного возмещения НДС деньги из бюджета поступят на счет компании в течение 11 рабочих дней. Для бесперебойного соблюдения процедуры, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня подачи декларации представляет в инспекцию заявление с указанием реквизитов банковского счета. Гарантией выступает договор поручительства с управляющей компанией ТОР. Это акционерное общество, которое назначает Правительство РФ. Страховые взносы

Для резидентов ТОР почти в 4 раза снижена ставка отчислений во внебюджетные фонды. Их размер снижен до 7,6% против 30%, которые действуют в остальных регионах Российской Федерации. В качестве уточнения: 6% — в Пенсионный фонд России; 1,5% — в Фонд социального страхования; 0,1% — в Фонд обязательного медицинского страхования). Действуют данные льготы в течение 10 лет, начиная через месяц после получения статуса резидента. Но воспользоваться пониженными тарифами могут только те страхователи, которые зарегистрировались в ТОР не позднее трех лет со дня ее создания [1].

Сокращение сроков проверок на предприятии и экспертиз

Сроки проведения всевозможных проверок и экспертиз на предприятиях внутри ТОР заметно сокращены. Плановая проверка на предприятии должна проводиться не более 15 дней; экологическая экспертиза объектов инфраструктуры — не более 45 дней.

Большинство ТОР в настоящее время находится в Дальневосточном федеральном округе, поэтому все внеплановые проверки и экспертизы должны заранее согласовываться с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

Иные льготы и преференции Среди еще одних дополнительных и существенных льгот можно выделить следующие:

• получение разрешительной документации на капитальное строительство резидентом ТОР происходит не позднее 40 дней с момента подачи соответствующей заявки;

• строительство инфраструктуры финансируется из бюджета;

• внутри территории опережающего развития действует режим свободной таможенной

зоны. Резиденты имеют право на беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение и использование иностранных товаров внутри ТОР, а также на безналоговый реэкспортный вывоз оборудования или товаров;

• подключение резидентов ТОР к инфраструктуре является приоритетным;

• от резидентов ТОР не требуется получения специального разрешения на привлечение в качестве рабочей силы иностранных сотрудников.

Количество резидентов, запущенных предприятий, рабочих мест, объем привлеченных инвестиций растет. Результаты деятельности территорий опережающего развития, инвестиции в ТОР (на примере ДФО), численность населения ДФО РФ за период 2015-2017 гг. представлены в таблице [3].

Рассматривая ТОР как механизм экономического роста, мы должны иметь в виду не только макроэкономическое развитие в целом, но и отраслевое, например, реиндустриализацию и технологическое лидерство России. Также при стимулировании экономического роста в регионах и выборе механизмов поддержки хозяйствующих субъектов следует сделать акцент, в первую очередь, на научно-техническом развитии [6].

Как свидетельствуют выводы современных теорий хозяйственной системы, ростр регионов, за счет связности их хозяйственных комплексов, межрегионального взаимодействия, приводит к образованию мультипликативного и синергети-ческого эффектов в макромасштабе. Эти эффекты связаны с тем, что, во-первых, темпы роста на макроуровне будут испытывать тенденцию к ускорению, а во-вторых, этот рост приобретет более устойчивый характер [4].

Анализ социально-экономической ситуации внутри территорий опережающего развития подтверждает, что на территории Российской Федерации они имеют значительную тенденцию к развитию — создаются новые предприятия, рабочие места, увеличиваются объем инвестиций и валовой региональный продукт, повышается имиджевая составляющая данного места. Это приводит к безусловному улучшению качества жизни в этих регионах и сокращению оттока населения. Однако, по нашему мнению, таких территорий должно быть больше, что позволит улучшить экономическое и социальное развитие неосвоенных земель, предотвратит отток населения и ускорит рост валового регионального продукта.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // Российская Газета — Федеральный выпуск. № 6571 (299). 31 декабря 2014 г.

2. Андреев В.А. Выявление организационных и функциональных моделей территорий опережающего развития в Российской Федерации // Российской предпринимательство. 2016. Т. 17. № 5. С. 631-644.

3. Адушев М.Н. Влияние создания территорий опережающего развития на социально-экономическую ситуацию на Дальнем Востоке Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2018. № 7. С. 44-50.

4. Бодрунов СД. Территории опережающего развития — важнейшее условие экономического роста России (на примере Уральского региона). // Управленец. 2018. Т. 9. № 1. С. 2-6.

5. Заусаев В.К., Бурдакова Г.И., Кручак Н.А. Территории опережающего развития: работа над ошибками // ЭКО. 2015. № 2. С. 76-86.

6. Землеустроительное обеспечение реализации государственных программ и приоритетных национальных проектов по развитию АПК и других отраслей экономики: монография / под общ. ред. С.Н. Волкова. М.: Изд-во ГУЗ, 2017. 568 с.

7. Папаскири Т.В., Ананичева Е.П. Территориальная организация агротехнопарков в системе «наука-образование-производство»: монография / под ред. Т.В. Папаскири. М.: Изд-во ГУЗ, 2013. 256 с.

8. Силин Я.П., Анимица Е.Г. Российская модель новой индустриализации: к постановке проблемы // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. № 5 (73). С. 44-53.

9. Папаскири Т.В., Ананичева Е.П. Стратегии устойчивого развития сельских территорий и повышения уровня жизни сельского населения: проблемы и решения // Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2014. С. 383-385.

10. Папаскири Т.В., Шутова О.В. Теория и практика разграничения земель по формам собственности на территории поселений: монография. М.: Форум, 2005. 155 с

11. Харчекова Е.В. Привлечение инвестиций в экономику региона с помощью территорий опережающего социально-экономического развития // Архитектура финансов: иллюзии глобальной стабилизации и перспективы экономического роста: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (4-6 апреля 2017 г.). СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. C. 461-463.

12. Улицкая Н.Ю., Акимова М.С., Кокорева Т.П. Территория опережающего социально-экономического развития как фактор развития территории и привлекательности для резидента // Стратегия бизнеса. Электронный научно-экономический журнал. 2017. № 10 (42).

13. https://ipprosto.info/journal/vse-pro-territorii-operezhayushhego-razvitiya/ (дата обращение: 26.03.2019).

Об авторах:

Ананичева Екатерина Павловна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землеустройства, tep_07@mail.ru Киевская Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, директор Центра коммуникаций и медиатехнологий, ORaD: http://orcid.org/0000-0001-6738-342X, alena_kievskaya@mail.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 4 (370) / 2019

AGRARIAN REFORM AND FORMS OF MANAGING

THE TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT AS A FACTOR OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS AND ACCELERATED DEVELOPMENT OF THE ECONOMY TO IMPROVE THE LIVES OF THE POPULATION

E.P. Ananicheva, E.S. Kievskaya

State university of land use planning, Moscow, Russia

The article prepared on the topic, since the country's transition to an innovative path of development it is necessary to enhance the investment attractiveness of the regions. Under the local conditions specially selected territory refers to the set of features: location, infrastructural arrangement, regimes of preferences. The article provides analysis of the terminology of areas of advancing development, legal support of creation and functioning of areas of advancing. The dynamics of the practical implementation of areas of advancing development in the regions of Russian. The analysis highlighted the benefits of creating such zones for the activities of residents and for development of territories as a whole.

Keywords: territory of advancing development, socio-economic development, resident, factor in the development and attractiveness, taxes, business, scientific and technical development, economic growth, new industrialization, investment attractiveness of the territory

References

1. Federal Law of December 29, 2014 No. 473-FZ "About the territories of advanced socio-economic development in Russian Federation". Rossijskaya gazeta = Russian gazette — Federal issue. No. 6571 (299). December 31, 2014.

2. Andreev V.A. Detection of organizational and functional models of the territories of advanced development in Russian Federation. Rossijskoj predprinimatelstvo = Russian business. 2016. Vol. 17. No. 5. Pp. 631-644.

3. AdushevM.N.The impact of the creation of territories of advanced development on the socio-economic situation in the Far East of the Russian Federation. Fundamentalnye issledovaniya = Basic research. 2018. No. 7. Pp. 44-50.

4. Bodrunov S.D. The territories of advanced development are the most important condition for Russia's economic growth (on the example of the Ural region). Upravlenets = Manager. 2018. Vol. 9. No. 1. Pp. 2-6.

5. Zausaev V.K., Burdakova G.I., Kruchak N.A. The territories of advanced development: work on mistakes. EKO = ECO. 2015. No. 2. Pp. 76-86.

About the authors:

6. Land management as a method to ensure the implementation of state programs and priority national projects for the development of agriculture and other sectors of economy: monograph. Under general editorship S.N. Volkov. Moscow: Publishing house of the State university of land use planning, 2017. 568 p.

7. Papaskiri T.V., Ananicheva E.P. The territorial organization of the agrarian-technical parks in the "science-education-production" system: monograph. Edited by T.V. Papaskiri. Moscow: Publishing house of the State university of land use planning, 2013. 256 p.

8. Silin Ya.P.,AnimitsaE.G. Russian model of new industrialization: to the formulation of the problem. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = News of the Ural state economic university. 2017. No. 5 (73). Pp. 44-53.

9. Papaskiri T.V., Ananicheva E.P. The strategy for the sustainable development of rural areas and improvement of living standards of the rural population: problems and solutions. Problems of formation "value reference points" in rural youth education: proceedings of the International scientific

and practical conference. Tyumen: State agrarian university of the Northern Trans-Urals, 2014. Pp. 383-385.

10. Papaskiri T.V., Shutova O.V. The theory and practice of delimitation of the lands by the forms of ownership, in the settlements: monograph. Moscow: Forum, 2005. 155 p.

11. Kharchekova E.V. Attracting investment in the region's economy with the help of territories of advanced socio-economic development. Architecture of finance: illusions of global stabilization and prospects for economic growth. Proceedings of the VIII International scientific and practical conference (April 4-6, 2017). Saint-Petersburg: Publishing house of the St. Petersburg state university of economics, 2017. Pp. 461-463.

12. Ulitskaya N.Yu., Akimova M.S., Kokoreva T.P. Territory of advanced socio-economic development as a factor in the development of territory and attractiveness for the resident. Strategiya biznesa = Business Strategy. Electronic scientific and economic magazine. 2017. No.10 (42).

13. https://ipprosto.info/journal/vse-pro-territorii-operezhayushchego-razvitiya/ (date of the address: 26.03.2019).

Ekaterina P. Ananicheva, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of land administration, tep_07@mail.ru Еlena S. Kievskaya, candidate of economic sciences, associate professor, director

of the Center of communications and media technologies, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6738-342X, alena_kievskaya@mail.ru

tep_07@mail.ru

OOlOll 101001 010111

OOlOll

Digital

Agroindustry Forum

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦИФРОВОЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ФОРУМ

2 0 19

Щ 21 СЕНТЯБРЯ 2019 ® МОСКВА - ЦЕНТР ЦИФРОВОГО ЛИДЕРСТВА SAP

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РШ

ШОНД РАЗВИТИЯ ЦИШРОВОЙ

экономики

СОВЕТ ПО РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИШРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ТИП РШ

СОВЕТ ПО РАЗВИТИЮ

ВНЕШНЕЙ

ТОРГОВЛИ

FORUM.DICITAb/ACRO / AGRD@FORUM.DIGITAL / +79092009527

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 4 (Э70) I 2019

www.mshj.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.