ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Н.С. Лаищецев, магистрант
Научный руководитель: А.В. Федоров, канд. экон. наук, доцент Школа экономики и менеджмента ДВФУ (Россия, г. Владивосток)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10490
Аннотация. Территории опережающего развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток (СПВ) — относительно новые явления для Дальнего Востока. Вместе с тем, они демонстрируют достаточно бурные темпы роста по ряду показателей. На них делается ставка в обеспечении качественно иного уровня развития дальневосточных территорий. В статье даётся оценка роли и основных показателей ТОРов и СПВ, приводятся проблемные зоны в их развитии, анализируются последние законодательные изменения в данной области.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, Дальний Восток, Приморский край, Территория опережающего развития, Свободный порт Владивосток, потенциал, специальные экономические зоны.
Приморский край обладает всеми необходимыми факторами, определяющими его инвестиционную привлекательность: весомый природно-ресурсный потенциал, стратегически выгодное географическое положение, развитая морская транспортная инфраструктура. Необходимость привлечения в экономику региона большего числа иностранных инвестиций обусловлена усилением роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в мировой экономике и политической волей высшего руководства РФ. Приморский край сегодня является форпостом на Дальнем Востоке РФ, опорной территорией для полноценной интеграции РФ в динамичную экономику АТР.
Рост инвестиций является залогом успешного социально-экономического развития региона. Для увеличения инвестиций на территорию любого региона, государство, как аппарат управления территорией, устанавливает различные преференциальные режимы: снижение налоговых ставок, предоставление земельного надела в бесплатное пользование, помощь в получении земли и т.д. При этом налоговые льготы для стимулирования частных инвестиций снижают эффективную среднюю налоговую ставку в среднем на 8,6 процентных пункта [1, 2]. Инвестиции спо-
собны стабилизировать все сферы жизни региона, в том числе такие как уровень занятости населения, структурные и отраслевые показатели региона, повышения качества и уровня жизни людей. Особые экономические зоны не только способствуют увеличению капитала, но и развитию инновационных технологии [3]. Инвестиционная привлекательность региона является ключевым условием повышения интереса и доверия со стороны потенциальных инвесторов. Инвестиционная привлекательность региона определяет перспективы привлечения инвестиций в экономику региона. Внедрение таких режимов как «территории опережающего развития» (ТОР) и «свободный порт Владивосток» (СПВ) на территории Приморского края является стратегически важным инструментом по повышению инвестиционной привлекательности экономики Приморского края. Эффективности функционирования данных режимов на Дальнем Востоке уделяется большое внимание как со стороны представителей государства, так и со стороны коммерческих и общественных структур.
Рост привлечения иностранных инвестиций в экономику Приморского края во многом обусловлен активным продвижением в регионе институтов развития, про-
граммы административных и экономических мер по поддержке инвесторов. К числу подобных механизмов можно отнести территории опережающего социально-экономического развития и свободный порт Владивосток.
Количество резидентов в 18 ТОР, функционирующих на Дальнем Востоке, показало значительный рост (111 резидентов на начало 2017 года, 331 на конец 2017 года и 415 на конец 3 квартала 2018 года). Силами резидентов осуществляются инвестиционные проекты с объёмом инвестиций на сумму 2,3 трлн рублей. Предполагается создание дополнительных 53,7 тыс. рабочих мест. Формирование и развитие на Дальнем Востоке Территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с благоприятными условиями для привлечения инвестиций осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Данной Программой определены объем финансирования из средств федерального бюджета и показатели эффективности реализации проектов ТОСЭР и СПВ.
В рамках данной государственной Программы, подпрограмма 1 «Создание усло-
Таблица 1. Результаты работы ТОР и СПВ
В таблице 1 представлены данные по объему инвестиций, количества создаваемых/созданных проектов и привлекаемых в результате реализации Программы РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» рабочих мест на Дальнем Востоке России.
Несмотря на позитивные показатели по числу проектов, инвестиций и рабочих мест, можно отметить и ряд проблемных зон:
вий для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа» направлена исключительно на развитие ТОСЭР и СПВ и 3 подпрограммы включают целевые индикаторы и показатели, также связанные с проектами ТОСЭР и СПВ, например, создание рабочих мест или привлечение инвестиций. В марте 2017 года в Постановление Правительства № 308 были внесены ряд изменений, касающихся финансирования программы и ключевых показателей ее эффективности. Так, например, объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий по экономическому и социальному развитию Дальнего Востока сократился в целом на 7,63%.
По состоянию на 01.03.2019 объем совокупных вложенных резидентами частных инвестиций в экономику Дальнего Востока составляет 322 млрд. рублей. С учётом фактически вложенных в создание инфраструктуры ТОР средств федерального бюджета мультипликатор использования федеральных средств составил 9,1 рубля частных инвестиций на 1 рубль государственных вложений.
1. Разветвленная сеть созданных с государственным участием структур, финансируемых из бюджетов разных уровней, которые наделены дублирующими функциями и полномочиями по содействию развитию ТОСЭР ДВ и СПВ.
2. Исключение ключевых показателей оценки эффективности в новой редакции государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»:
Проекты Инвестиции (млрд. руб.) Рабочие места
2017 За 9 месяцев 201S % 2017 За 9 месяцев 201S % 2017 За 9 месяцев 201S %
Реализовано S3 140 16S% 157,S 322 204% S333 1S719 224%
Соглашения 643 1222 190% 254S 2 S33 111% 7555S 107502 142%
Заявки 961 1535 159% 3095 3613 116% 9S44S 134090 136%
- Индекс физического объема валового регионального продукта Дальнего Востока;
- Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) по Дальнему Востоку;
- Количество созданных в ДФО территорий опережающего социально-экономического развития, полностью обеспеченных необходимой инфраструктурой;
- Реализация приоритетных инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе, не требующих прямого бюджетного финансирования за счет средств Программы;
- Положительное сальдо миграции по Дальневосточному федеральному округу к 2025 году и т.д.
3. Сокращение значений ключевых показателей Программы:
- Сокращение числа созданных на территориях опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток новых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных рабочих мест;
- Сокращение накопленного объема инвестиций резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток в Дальневосточном федеральном округе (без учета бюджетных инвестиций);
- Сокращение плана поступлений по налогам, сборам и иным обязательным платежам в консолидированный бюджет Российской Федерации с территорий.
4. Предоставление преференций по страховым взносам во внебюджетные фонды не учитывается как расходы государства и не участвуют в формировании показателей оценки эффективности бюджетных расходов [4].
Количество резидентов свободного порта Владивосток в 2019 году также возросло с 432 до 909 представителей - сумма инвестиционных проектов составляет 531 млрд рублей и предполагает создание более чем 54 тыс. новых рабочих мест.
Показатели, приведенные в таблице №1 свидетельствуют об адекватности применяемых мер поддержки развития бизнеса в крае и внедряемых мер и механизмов повышения инвестиционной привлекательности территории Приморского края. Стоит отметить, что реализация намеченных по плану крупных инвестиционных проектов не всегда осуществляется в соответствии с планом-графиком утвержденных мероприятий. Данное обстоятельство может являться доказательством наличия определенных проблем и факторов, сдерживающих формирование благоприятного инвестиционного климата в Приморском крае. К числу подобных факторов можно отнести:
- административные барьеры и политические риски;
- неэффективное пространственное размещение объектов перерабатывающих производств слабо коррелирующее с наличием ресурсов и потребностями внутреннего рынка;
- слабое развитие дорожной инфраструктуры, высокие тарифы на электроэнергию и транспортные услуги [7].
Заключение.
Несмотря на факторы, сдерживающие рост привлечения инвестиций в экономику Приморского края, институты ТОР и СПВ демонстрирует высокую эффективность, а спрос на них показывает устойчивую тенденцию к росту. В этой связи необходимо дальнейшее проведение методической и исследовательской работы, направленной на повышение эффективности использова-
ния данных мер поддержки инвесторов. Библиографический список
1. Alder, S., Lin, S., Fabrizio, Z., 2013. The Effect of Economic Reform and Industrial Policy in a Panel of Chinese Cities. Working Paper No. 207. University of Zurich, Center for Institutions, Policy and Culture in the Development Process, P. 58.
2. Wang, J., 2013. The Economic Impact of Special Economic Zones: Evidence from Chinese Municipalities. Journal of Development Economics, Vol. 101, P. 133-147.
3. Zolt, M.E., 2015. Tax Incentives: Protecting the tax base. Paper for Workshop on Tax Incentives and Base Protection. New York, United Nations, Department of Economic and Social Affairs, P. 45.
4. Синенко, О.А., Проблемы оценки эффективности бюджетных расходов на территориях с особым эконмическим статусом Дальнего Востока / О.А. Синенко // Вестник УрФ. -2017. - У. Серия экономика и управление, - том 16. - С. 803-826.
5. Шигеева, А.С., Инвестиционная привлекательность Приморского края: сдерживающие факторы и пути их устранения / А.С. Шигеева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 7-2. - С. 327-332.
6. Царева, Н.А., Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в Приморском крае / Н.А. Царева // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 1 (54). - С. 981-987.
7. Майбурова, Ю.Б. Особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт. -М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2017. - С. 287.
EVALUATION OF INDICATORS AND PROBLEMS OF TERRITORY DEVELOPMENT WITH SPECIAL ECONOMIC STATUS OF THE FAR EAST
N.S. Laischetsev, graduate student
Supervisor: A.V. Fedorov, candidate economic sciences, associate professor School of economics and management FEFU (Russia, Vladivostok)
Abstract. Territories of Advanced Social and Economic Development (TOR) and Free Port of Vladivostok are relatively new phenomena for the Far East. However, they demonstrate quite rapid growth rates for a many of indicators. These regimes are betting on providing a qualitatively different level of development of the Far Eastern territories. The article assesses the role and main indicators of TORs and PWV, presents problem areas in their development, analyzes the latest legislative changes in this area.
Keywords: investment, investment attractiveness, Far East, Primorsky Krai, Territory of advanced development, Free port of Vladivostok, potential, special economic zones.