Корень Андрей Владимирович, Татуйко Александр Викторович НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ .
УДК 336.025
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
© 2017
Корень Андрей Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Татуйко Александр Викторович, магистрант Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected] @mail.ru)
Аннотация. Диспропорции в экономическом развитии регионов России приводят к снижению предпринимательской активности отдельных территорий. При этом проблема повышения предпринимательской активности на Дальнем Востоке в настоящее время стоит особенно остро. Одним из инструментов повышения предпринимательской активности на уровне отдельных территорий является совокупность региональных налоговых льгот. Целью статьи является изучение действующих инструментов налогового стимулирования предпринимательской активности на Дальнем Востоке. В статье исследуются льготные режимы налогообложения для резидентов ТОР и Свободного порта, осуществляющих предпринимательскую деятельность на Дальнем Востоке. Даётся оценка привлекательности налоговых льгот для предприятий, планирующих открытие новых производств. В статье рассматриваются успешные налоговые реформы, реализация которых привела к ускоренному экономическому росту и повышению предпринимательской активности в отдельных регионах. Анализируется связь между созданием региональных налоговых льгот и последующим формированием благоприятного инвестиционного климата. Получены выводы о целесообразности налогового стимулирования через предоставление комплексных налоговых льгот на основе особых режимов налогообложения, использование которых возможно лишь на определённых территориях. Появление новых возможностей в использовании льготных налоговых режимов позволяет перенаправить инвестиции на Дальний Восток из более развитых регионов России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ключевые слова: налоговое стимулирование, налоговая политика, предпринимательская активность, региональная экономика, экономический рост, инвестиции, налоговые льготы, социально-экономическое развитие, территории опережающего развития, свободный порт, резидент, режимы налогообложения.
THE IMPLEMENTATION OF TAX INCENTIVES FOR BUSINESS ACTIVITY IN THE FAR EAST
© 2017
Koren Andrey Vladimirovich, candidate of economical science, associate professor of the chair of economics Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, st. Gogolya, 41, e-mail: [email protected]) Tatuyko Alexander Viktorovich, master Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, st. Gogolya, 41б e-mail: [email protected])
Abstract. Imbalance of economic development of individual regions of Russia leads to a decrease in the entrepreneurial activity of individual territories. At the same time, the problem of increasing entrepreneurial activity in the Far East is currently particularly acute. One of the tools to increase entrepreneurial activity is a set of regional tax incentives. The purpose of the article is to study the current instruments of tax incentives for entrepreneurial activity in the Far East. The article explores preferential tax treatment for residents of the Territory of Advanced Development and the Free Port, which carry out entrepreneurial activities in the Far East. The article assesses the attractiveness of tax incentives for enterprises planning to set up new production sites. The article reviews successful tax reforms accelerated economic growth and increased entrepreneurial activity in certain regions. The relationship between the implementation of regional tax incentives and the subsequent formation of a favorable investment climate is analyzed. Obtained conclusions about the tax incentives' feasibility by providing the comprehensive tax benefits on the basis of special taxation treatment to be applied in certain areas. The new opportunities of preferential tax treatment allow to redirect investments to the Far East from more developed regions of Russia and countries of the Asia-Pacific region.
Keywords: tax incentives, tax policy, entrepreneurial activity, regional economics, economic growth, investment, tax incentives, social and economic development, the territory of priority development, free port, resident, tax regimes.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Известно, что приоритетной целью любого государства является обеспечение устойчивого роста его экономики. В свою очередь это приводит к улучшению качества жизни его граждан и является важным показателем уровня экономического развития страны. Важнейшим элементом экономического роста является предпринимательская активность.
Проблема повышения предпринимательской активности как всей страны в целом, так и отдельных её регионов в настоящее время представляется крайне важной. Изучение причин низкой активности бизнеса позволяет выявить все препятствия, обуславливающие существенную дифференциацию темпов экономического роста между отдельными регионами. Подобные различия могут быть исследованы за одинаковый период между отдельно взятыми территориями, а также за разные временные отрезки.
Исследование экономически развитых стран позволяет понять и выделить ключевые факторы и условия необходимые для повышения предпринимательской активности. В результате появляется возможность определить ключевые направления государственной политики,
обеспечивающие достижение ускоренного экономического роста в необходимом территориальном образовании [1, с. 36].
Решение проблемы низкой предпринимательской активности связано с реализацией принципов эффективной налоговой политики, согласно которым именно налоги выполняют главную регулирующую функцию в экономике. При этом налоговая политика РФ должна соответствовать актуальным экономическим трендам, когда развитие удалённых и малозаселённых территорий невозможно без качественно проработанных налоговых режимов [2, с. 64].
При этом проблема повышения предпринимательской активности на Дальнем Востоке в настоящее время является особенно актуальной. Одним из инструментов повышения предпринимательской активности на уровне отдельных территорий является разработка особой совокупности налоговых льгот, использование которых возможно лишь в отдельных территориально-административных образованиях.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Корень Андрей Владимирович, Татуйко Александр Викторович НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ...
Вопросы региональной налоговой политики и действующие инструменты налогового стимулирования на уровне регионов подробно рассмотрены в трудах Лыковой Л.Н. и Савиной О.Н. [3, с.112; 4]. Оценка эффективности региональной налоговой политики, её взаимосвязь с инвестиционной привлекательностью и налоговым потенциалом региона проводится в работах Радченко С.М. и Гираева В.К. Учёные дают оценку влияния налоговых льгот на приток капитала в регион, а также прогнозируют оценку выпадающих доходов бюджета [5, с. 224; 6]. Подробные исследования возможностей развития предпринимательской деятельности в дальневосточном регионе отражены в трудах Жарикова Е.П. и Горчакова В.В. [7, с. 15; 8, с.28]. Модели, методы и инструменты налогового стимулирования, а также оценка стимулирующего воздействия специальных налоговых режимов были подробно рассмотрены в работах Абашевой Н.С. и Мандрощенко О.В. [9; 10].
Тем не менее, проблема повышения предпринимательской активности в отдалённых регионах России остаётся по-прежнему актуальной. Большинство учёных сходятся во мнении о положительном влиянии налоговых льгот на развитие Дальнего Востока. При этом вопрос наиболее эффективных комбинаций налоговых ставок и вычетов для резидентов особых экономических зон остаётся открытым. Остаётся дискуссионным вопрос целесообразности введения практически аналогичных режимов налогообложения для резидентов ТОР и Свободного порта.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью статьи является изучение действующих инструментов налогового стимулирования предпринимательской активности на Дальнем Востоке. Необходимо последовательно рассмотреть инструменты, способные обеспечить экономический рост государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Для достижения данной цели необходимо провести краткий анализ последних изменений налогового законодательства, а также условия, формирующие благоприятный налоговый климат на территории Дальнего Востока.
При этом материалы исследования смогут быть использованы для более глубокого анализа и конкретизации предложений по увеличению объемов налоговых субсидий, а качественное администрирование налоговой системы РФ и использование современных инструментов налоговой политики позволят создать все необходимые условия для повышения предпринимательской активности на Дальнем Востоке.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В соответствии с требованиями текущей налоговой политики РФ необходимо создание особых финансовых условий в виде частичных налоговых льгот для участников крупных инвестиционных проектов, осуществляемых на территории страны. Основной целью налоговых реформ является ускоренное развитие внутренней инфраструктуры, создание благоприятного инвестиционного климата и рост предпринимательской активности. В качестве одной из задач данной налоговой реформы принято выделять снижение общей налоговой нагрузки для будущих инвесторов и лиц, занятых в реализации долгосрочных инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока [11, с. 362; 12].
При этом система администрирования налоговой нагрузки должна способствовать уменьшению уровня издержек, возникающих при использовании особых налоговых режимов для резидентов зон с особым экономическим статусом.
Дальний Восток РФ обладает высоким экономическим потенциалом, реализация которого открывает крайне перспективные возможности для привлечения отечественных и зарубежных инвесторов. Именно рост предпринимательской активности обеспечивает высокие темпы роста экономики макрорегиона. Таким обра-
зом, вопросы ускоренного развития Дальневосточного федерального округа привлекают к себе все большее внимание со стороны экономистов.
Первоначально, в качестве попытки налогового стимулирования экономики региона, одним из направлений в развитии Дальнего Востока было объявлено об учреждении территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР), основным преимуществом которых был заявлен льготный налоговый режим, позволяющий уменьшить себестоимость производимой продукции, повысить доходы и рентабельность, а также значительно увеличить прибыль [13].
На сегодняшний день в Дальневосточном федеральном округе действует 16 ТОРов, где по данным на начало 2017 года зарегистрировано 143 резидента, а общая сумма заявленных инвестиций составляет порядка 462 млрд. рублей [14]. Наиболее важным показателем является совокупный объем отчислений от реализации всех инвестпроектов в консолидированный бюджет РФ. По отдельным подсчетам за следующее десятилетие он составит порядка 250 млрд. рублей.
Переходя к особенностям налогообложения в рамках ТОР, следует отметить, что резидентом ТОР может стать только та организация, объем капиталовложений которой будет превышать 500 тыс. рублей. В свою очередь, получив статус резидента, организация приобретает право на использование в течение 5 лет «нулевых» ставок по земельному налогу и налогу на имущество, стандартные ставки по которым составляют 1,5% и 2,2% соответственно [15].
В отношении налога на добычу полезных ископаемых для резидентов ТОР установлен специальный понижающий коэффициент, размер которого равен нулю. Однако самой существенной и ощутимой льготой для резидентов ТОР является льготные ставки налога на прибыль организаций. Размеры данных ставок регламентированы ст. 284.4 НК РФ. Важной особенностью данной льготы является тот факт, что она начинает действовать лишь с момента получения прибыли в качестве резидента ТОР.
Одной из важных преференций для резидентов ТОР можно назвать существенно сниженные страховые тарифы во внебюджетные фонды. Общая ставка страховых взносов составит 7,6%, что в 4 раза ниже стандартного страхового тарифа.
Необходимо помнить, что применение указанных льгот ограничено во времени и распространяется на первые 10 лет с даты постановки на учет в качестве резидента ТОР, однако результаты налогового стимулирования трудно переоценить. Значительное снижение тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды позволит сделать существенные шаги по решению проблемы «черных» заработных плат на предприятиях среднего и малого бизнеса. Таким образом, налоговый режим будет способствовать легализации заработной платы, а также росту отчислений НДФЛ в региональные и муниципальные бюджеты.
Первые положительные результаты за достаточно короткое время функционирования ТОРов можно наблюдать уже сейчас. В настоящее время основными инвесторами являются российские организации. Тем не менее, ряд крупных компаний из стран Азиатско-Тихоокеанского региона уже выразили собственное намерение получить статус резидентов ТОРов [16].
Так, компания Baoli Bitumina Singapore, занимающая лидирующие позиции в мире по производству современных битумных материалов, на данный момент уже является резидентом ТОР «Хабаровск». В рамках данного инвестпроекта планируется вложить около 750 млн. долларов для возведения на территории Хабаровского края высокотехнологичного завода по производству битумных изделий. Кроме того, в планы компании входит реконструкция и полное переоборудование наиболее крупных дальневосточных портов для обеспечения бес-
Корень Андрей Владимирович, Татуйко Александр Викторович жонжт^кш
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ... науки
препятственной и наименее затратной транспортировки нефти и газа [17].
Китайские организации также готовы инвестировать порядка 114 млрд. рублей в нефтеперерабатывающие заводы в Комсомольске-на-Амуре и около 300 млн. рублей в металлургический и кирпичный заводы в Якутском ТОР «Кангалассы». Японской компанией JGC при содействии администрации Хабаровского края был возведен тепличный комплекс «Джей Джи Си Эвергрин» (после полной реализации стоимость инвестпроекта оценивается в 2,5 млрд. рублей). Еще одна японская компания Sojitz Corp находится в стадии переговоров по поводу реализации собственных проектов в угольной области и в сфере обеспечения инфраструктуры аэропортов Дальнего Востока. По самым оптимистичным прогнозам, объем инвестиций может составить порядка 10 млрд. рублей [18].
Для резидентов территории Свободного порта Владивосток (СПВ) основные налоговые льготы идентичны льготам резидентов ТОР. Основные различия двух «налоговых» режимов заключаются в следующем: резиденты СПВ имеют право на использование облегченного таможенного режима, однако для получения статуса резидента Свободного порта предусмотрен значительно больший объём инвестиций [19]. Также резиденты СПВ имеют разрешение на привлечение иностранной рабочей силы без дополнительных ограничений. В глобальном плане СПВ ориентирован на развитие международных партнерских отношений, в то время как ТОР способствуют, прежде всего, развитию внутреннего рынка страны.
Однако важно отметить, что в соответствии с утверждёнными Правительством критериями отбора резидентов СПВ получить соответствующий статус может только компания, реализующая новый инвестиционный проект или планирующая осуществлять совершенно новый вид предпринимательской деятельности, а объем её капиталовложений должен превышать 5 млн. рублей.
Подобная трактовка подразумевает, что организация-резидент обладает возможностью либо заявить новый вид предпринимательской деятельности, либо реализовать совершенно новый инвестиционный проект на основе уже существующего вида деятельности. В связи с этим на территории края ряд действующих крупных организаций претендуют на статус резидента СПВ, проводя модернизацию производства [20].
Таким образом, действующим предприятием, претендующим на получение статуса резидента СПВ, льгота по налогу на прибыль организаций, предусмотренная п. 1.8 ст. 284 НК РФ, может быть получена только в том случае, если компания будет реализовывать новый ин-вестпроект, или же ей будет осуществляться деятельность, попадающая в область применения льгот [21].
Однако, при таких обстоятельствах, по-прежнему остается не совсем понятным обязательное условие о доле доходов (не менее 90%), при исполнении соглашений об осуществлении деятельности резидента СПВ [22]:
- либо в соглашении отражается прежняя деятельность в объеме нового инвестпроекта (данное условие не противоречит НК РФ, так как оно гарантированно приносит 100% доходов от заявленной деятельности в объеме нового инвестпроекта);
- либо это означает, что доходы от деятельности в рамках нового инвестпроекта обязаны составлять не менее 90% от суммарных доходов предприятия, что фактически не представляется возможным, особенно на начальных этапах запуска инвестпроекта.
При этом в первом случае следствием будет выпадение налоговых поступлений в налоговых периодах после заключения соглашения по сравнению с уровнем предыдущих налоговых периодов.
Во втором же случае не ясен механизм ведения раздельного учета, а правовая конструкция делает невоз-268
можным применение льготы, поскольку на начальных этапах запуска нового инвестиционного проекта выход на долю доходов не менее 90% практически невозможен. При таком подходе реальный эффект от налогового стимулирования предпринимательской активности не достигается.
По ожидаемым итогам года количество организаций-резидентов СПВ составит более 100. На начало 2017 года было принято 96 официальных заявок с итоговой суммой инвестиций порядка 165 млрд. рублей. Подавляющее большинство из имеющихся заявок - это российские организации, однако, среди них заявлен и японский проект по возведению экспортного угольного порта. По самым оптимистичным прогнозам, стоимость данного инвестиционного проекта составит более 60 млрд. рублей [23]. Таким образом, этот инвестпроект составляет треть от всех имеющихся на данный момент заявок.
Дополнительного рассмотрения заслуживают инструменты налогового стимулирования, коснувшиеся представителей малого бизнеса. Индивидуальные предприниматели, основная деятельность которых осуществляется в социальной, научной и производственных сферах, а доходы от которой составляют не менее 70% от совокупных доходов, применяя упрощенную или патентную системы налогообложения, получили право воспользоваться налоговыми каникулами.
Данная налоговая реформа действует на всей территории Российской Федерации, включая территорию Дальнего Востока в течение периода с 2015 по 2020 года. Вопрос применения налоговых каникул закреплен за региональными властями. По решению законодательных органов власти субъектов РФ и после вступления законов в силу, начиная с 2015 года индивидуальные предприниматели, отвечающие необходимым требованиям, получают право на применение налоговой ставки в размере 0% с даты их государственной регистрации и постановке на налоговый учет в качестве плательщиков УСН и ПСН.
Важной деталью является тот факт, что данная преференция действует непрерывно в течение двух лет для физических лиц, которые впервые зарегистрировались в качестве ИП, начиная с 2015 года, или же ИП, перешедшие на УСН или ПСН в первые 2 года с момента регистрации.
В продолжение темы налогового стимулирования предпринимательской активности нельзя не отметить ряд мер, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства. Согласно правительственному распоряжению № 98-р от 27.01.2015 «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» органам власти субъектов РФ предоставлено право уменьшать ставку по УСН с 6% до 1%. При этом налогоплательщики, которые применяют ЕНВД последний год, имеют право уменьшить ставку единого налога с 15% по 7.5%. Что касается налогоплательщиков, работающих на патенте, то по данному распоряжению для них был значительно расширен список видов деятельности, а размер возможного годового дохода по патенту уменьшен с 1 млн. рублей до 500 тыс. рублей.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Стимулирующая функция налогов успешно реализуется на Дальнем Востоке посредством создания льготных налоговых режимов ТОР и СПВ. Использование данных льгот становится эффективным лишь на отдельных территориях, имеющих значительный потенциал роста предпринимательской активности. Задачи по созданию благоприятного налогового климата и привлечению потенциальных инвесторов являются важнейшими элементами успешной реализации налоговых реформ, направленных на развитие Дальнего Востока и рост количества новых предприятий.
Корень Андрей Владимирович, Татуйко Александр Викторович
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ...
Количество новых предприятий, использующих льготные налоговые режимы в дальневосточном регионе, показывает стабильный прирост даже в условиях общей экономической стагнации производства в РФ. Данное обстоятельство подчёркивает высокую эффективность инструментов налогового стимулирования и создаёт предпосылки для дальнейшего роста предпринимательской активности в регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Корнева Е.В., Кравченко Н.Р., Пашук А.М. Инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности как фактор повышения предпринимательской активности Приморского края // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 3 (26). С. 34-38.
2. Александрова С.В., Кольцова Т.А., Пелькова С.В. Особенности налогообложения особых территорий Российской Федерации // Агропродовольственная политика России. 2015. № 9. С. 62-69.
3. Лыкова Л.Н. Налоговая политика и возможности экономического роста: региональный аспект // Федерализм. 2016. № 1 (81). С. 107-120.
4. Савина О.Н. Региональная налоговая политика в условиях развития инновационной экономики: теоретический аспект // Налоги и налогообложение. 2013. № 12. С. 897-905.
5. Радченко С.М. Региональная налоговая политика с позиции эффективности формирования налогового потенциала территории // Налоги и финансовое право. 2011. № 7. С. 222-226.
6. Гираев В.К. Региональная налоговая политика в контексте стимулирования инвестиций // Налоги и налогообложение. 2014. № 2. С. 124-137.
7. Жариков Е.П. Новые возможности и реалии развития экономики дальневосточного региона // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2015. № 1 (34). С. 9-23.
8. Горчаков В.В. Свободный порт Владивосток: проблемы становления и перспективы развития // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2015. № 4 (73). С. 26-30.
9. Абашева Н.С. Налоговое стимулирование как приоритет налоговой политики государства // Вестник марийского государственного университета. Серия: сельскохозяйственные науки. Экономические науки.
2015. Т. 4. № 4. С. 59-64.
10. Мандрощенко О.В. Особенности налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне // Инновации и инвестиции. 2016. № 1. С. 5-9.
11. Водопьянова В.А., Изергина К.Е. Налоговые льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2016. № 6-2. С. 361-364.
12. Какаулина М.О. Налоговая нагрузка и экономический рост в регионах Дальнего Востока // Пространственная экономика. 2013. № 2. С. 49-64.
13. Фищенко К.С. Предпосылки и условия создания территорий опережающего развития // Вопросы экономики и управления. 2017. № 1 (8). С. 123-128.
14. Стихиляс И.В., Кривошапова С.В. Проблемы эффективного функционирования территорий опережающего развития в Приморском крае // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-6. С. 1273-1277.
15. Корень А.В., Татуйко А.В. Налоговое регулирование территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке // Фундаментальные исследования. 2015. № 5-3. С. 619-622.
16. Корнейко О.В., Линь Ц. Оценка инвестиционной привлекательности Приморского края для иностранного инвестора // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управле-
ние. 2016. № 2 (25). С. 28-34.
17. Капранова Л.Д. Новые финансово-экономические механизмы в стратегии развития Дальнего Востока // Управленческие науки. 2016. № 3. С. 45-54.
18. Гаврилова Д.А. Особенности льготных налоговых режимов на территории Приморского края // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 10-2. С. 283-286.
19. Конвисарова Е.В., Литвин А.А. Предпосылки создания режима свободного порта во Владивостоке // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-2. С. 352355.
20. Петечел Т.А., Бударина Е.К. Налоговые преференции свободного порта Владивосток // Архивариус. 2016. Т. 1. № 4 (8). С. 83-90.
21. Красова Е.В., Ма И. Свободный порт Владивосток: условия развития, перспективы, риски // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.
2015. № 6 (42). С. 108-122.
22. Рябунькина А.А., Пономарев О.В. Правовые аспекты налогового регулирования инвестиционной активности резидентов на территории Свободного порта «Владивосток» // Экономика и предпринимательство.
2016. № 12-1 (77-1). С. 238-241.
23. Леженина Т.В., Нгуен К.Х. Второй восточный экономический форум: анализ новых инвестиционных проектов // Экономика и управление. 2016. № 8 (130). С. 40-44.
Статья поступила в редакцию 06.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.