Научная статья на тему 'Льготное налогообложение резидентов особой экономической зоны регионального уровня агропромышленного типа'

Льготное налогообложение резидентов особой экономической зоны регионального уровня агропромышленного типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ТИПА / SPECIAL ECONOMIC ZONE OF REGIONAL LEVEL OF AGRO-INDUSTRIAL TYPE / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / DEVELOPMENT OF AGRICULTURE / ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAX RELIEF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Елена Андреевна

Развитием сельского хозяйства заинтересованы во всех странах мира, поскольку именно в этой отрасли находится «ключ» к обеспечению продовольственной безопасности, Россия не исключение. Перспективным инструментом развития отрасли считаем особые экономические зоны регионального уровня агропромышленного типа. Создание данных зон целесообразно начать в регионах с рискованным земледелием, что позволит снизить риск предпринимательской деятельности. Основной задачей государства будет являться проведение протекционистской политики по отношению к предприятиям-резидентам, которая, в первую очередь предполагает сокращение налоговой нагрузки с одновременным стимулированием инвестиционной деятельности. Реализация данной политики возможна по трем основным направлениям: снижение налоговых ставок по налогу на прибыль, если предприятие находится на общем режиме налогообложения, и по единому сельскохозяйственному налогу, если предприятие использует специальный режим; минимизация взносов в социальные фонды; внедрение ускоренной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в производстве. В статье предложены ставки по рассматриваемым налогам с учетом федерального и регионального законодательства, оценивается влияние предоставления налоговых льгот на доходную часть регионального бюджета. Статья выполнена на материалах Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax relief to residents of special economic zone of the regional level of the agro-industrial type

All countries of the world are interested in the development of agriculture since it is the "key" to ensuring food security, and Russia is no exception. Special economic zones of the regional level of the agro-industrial type are promising tools for the development of the industry. It is advisable to create these zones in regions with risky farming because it will reduce the risk of entrepreneurial activity. The main task of the State is to implement protectionist policy towards resident enterprises, which primarily involves reducing the tax burden while simultaneously encouraging investment activities. Implementation of this policy is possible in three main areas, namely, reduction of income tax rates if the enterprise is integrated in a general taxation regime, and reduction of a single agricultural tax, if the enterprise uses a special taxation regime; minimization of contributions to social funds; introduction of accelerated depreciation for fixed assets directly used in production. The article suggests rates for the taxes under consideration, taking into account federal and regional legislation, and assesses the impact of granting tax privileges for revenues of the regional budget. The article is based on materials of Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «Льготное налогообложение резидентов особой экономической зоны регионального уровня агропромышленного типа»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 1 • январь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

льготное налогообложение резидентов особой экономической зоны регионального уровня агропромышленного типа

Ильина Е.А. 1

1 Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, Иркутск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Развитием сельского хозяйства заинтересованы во всех странах мира, поскольку именно в этой отрасли находится «ключ» к обеспечению продовольственной безопасности, Россия - не исключение. Перспективным инструментом развития отрасли считаем особые экономические зоны регионального уровня агропромышленного типа. Создание данных зон целесообразно начать в регионах с рискованным земледелием, что позволит снизить риск предпринимательской деятельности. Основной задачей государства будет являться проведение протекционистской политики по отношению к предприятиям-резидентам, которая, в первую очередь предполагает сокращение налоговой нагрузки с одновременным стимулированием инвестиционной деятельности. Реализация данной политики возможна по трем основным направлениям: снижение налоговых ставок по налогу на прибыль, если предприятие находится на общем режиме налогообложения, и по единому сельскохозяйственному налогу, если предприятие использует специальный режим; минимизация взносов в социальные фонды; внедрение ускоренной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в производстве. В статье предложены ставки по рассматриваемым налогам с учетом федерального и регионального законодательства, оценивается влияние предоставления налоговых льгот на доходную часть регионального бюджета. Статья выполнена на материалах Иркутской области.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: особая экономическая зона регионального уровня агропромышленного типа, развитие сельского хозяйства, льготное налогообложение.

Tax relief to residents of special economic zone of the regional level of the agro-industrial type

Ilyina E.A. 1

1 Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Ezhevsky, Russia

введение

В преддверии 25-го саммита АТЭС Путин В.В. отметил, что «нужно сообща заниматься вопросами продовольственной безопасности. Думать о том, как обеспечить быстро растущую потребность региона в качественных, здоровых продуктах питания. Россия рассчитывает стать ведущим поставщиком экологически чистого продовольствия для наших соседей по АТР и для этого принимаем меры по увеличению

сельскохозяйственного производства, повышению его продуктивности» [9] (Putin).

Действительно, в настоящее время Россия занимает лидирующие позиции в мире по экспорту зерна, растительных масел, рыбы и ряда других товаров, однако проблема обеспечения продовольственной безопасности не решена. Введенное продовольственное эмбарго, в ответ на объявленные санкции, дает «шанс» отечественным сельскохозяйственным предприятиям, однако воспользоваться им препятствует низкий уровень доходности и, как следствие, устаревшее материально-техническое обеспечение, дефицит квалифицированных кадров, недостаток инновационных разработок. Такая ситуация особенно характерна для Сибири и Дальнего Востока.

В этой связи государству необходимо найти рычаги стимулирования сельскохозяйственного производства, посредством создания точек агропромышленного роста, а именно особых экономических зон [4, с. 200] (Ilyina, 2016; p. 200).

Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, который, в первую очередь, предусматривает наличие налоговых льгот как наиболее перспективный инструмент развития производства и территории.

Вопрос оптимизации налогообложения резидентов особых экономических зон является дискуссионным и рассматривается в работах Корень А.В., Татуйко А.В.,

ABSTRACT:_

All countries of the world are interested in the development of agriculture since it is the "key" to ensuring food security, and Russia is no exception. Special economic zones of the regional level of the agro-industrial type are promising tools for the development of the industry. It is advisable to create these zones in regions with risky farming because it will reduce the risk of entrepreneurial activity. The main task of the State is to implement protectionist policy towards resident enterprises, which primarily involves reducing the tax burden while simultaneously encouraging investment activities. Implementation of this policy is possible in three main areas, namely, reduction of income tax rates if the enterprise is integrated in a general taxation regime, and reduction of a single agricultural tax, if the enterprise uses a special taxation regime; minimization of contributions to social funds; introduction of accelerated depreciation for fixed assets directly used in production. The article suggests rates for the taxes under consideration, taking into account federal and regional legislation, and assesses the impact of granting tax privileges for revenues of the regional budget. The article is based on materials of Irkutsk region.

KEYWORDS: special economic zone of regional level of agro-industrial type, development of agriculture, tax relief.

JEL Classification: H21, Q10, R10 Received: 06.12.2017 / Published: 31.01.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ilyina E.A. (ielena17710bk.ru)

CITATION:_

Ilyina E.A. (2018) Lgotnoe nalogooblozhenie rezidentov osoboy ekonomicheskoy zony regionalnogo urovnya agropromyshlennogo tipa [Tax relief to residents of special economic zone of the regional level of the agro-industrial type]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (1). - 45-52. doi: 10.18334/rp.19.1.38690

Чернявской Е.Ю., Крыловой Т.А., Косова М.Е., Ракитиной И.С. Корневой Ж.В., Измайловой Т.Ю., Александровой С.В., Кольцовой Т.А., Пельковой С.В. и других [5, 10, 6, 8, 3] (Koren, Tatuyko, 2015; Chernyavskaya, Krylova, 2016; Kosov, 2015; Rakitina, Korneva, Ismaylova, 2016; Aleksandrova, Koltsova, Pelkova, 2015).

Несмотря на значительное число научных литературных источников в России этот вопрос рассмотрен недостаточно, а, следовательно, вопрос налогообложения резидентов особых экономических зон регионального уровня агропромышленного типа остается открытым. Так, необходимо учесть какой режим налогообложения использует сельхозтоваропроизводитель (общий или специальный), особенности регионального законодательства и др.

Следует отметить, что в условиях дефицита бюджетных средств создавать особые экономические зоны федерального уровня проблематично, поэтому считаем необходимым развитие особых экономических зон регионального уровня, которые должны быть узко специализированы. В связи с этим, целесообразно создать особую экономическую зону регионального уровня агропромышленного типа (ОЭЗ РУ АПТ) - территория, деятельность участников которой ориентирована на развитие высокорентабельных, конкурентоспособных сельскохозяйственных производств и переработку сельскохозяйственной продукции [7, с. 18] (Moskovtsev, Zageeva, 2008; p. 18).

Считаем, что особые экономические зоны регионального уровня агропромышленного типа должны быть в первую очередь созданы в зонах рискованного земледелия, что позволит снизить риск предпринимательской деятельности.

Одним из регионов Российской Федерации, вся территория которого - зона рискованного земледелия, является Иркутская область. В данном регионе производство сельскохозяйственной продукции увеличивается незначительно. Для стимулирования сельскохозяйственного производства была принята к реализации Областная государственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Иркутской области на 2014-2020 гг.», однако об ее результатах говорить пока рано.

В Иркутской области, как и в целом по России, сельское хозяйство относится к отраслям, в которых высока доля обработки и квалифицированного труда, отсутствует возможность реализации произведенной продукции по более высоким ценам и, в этой связи, просто обречены на прекращение своей деятельности или должны

ОБ АВТОРЕ:_

Ильина Елена Андреевна, доцент кафедры финансов и анализа, кандидат экономических наук, доцент (ie1ena17710bk.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ильина Е.А. Льготное налогообложение резидентов особой экономической зоны регионального уровня агропромышленного типа // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 1. - С. 45-52. doi: 10.18334/rp.19.1.38690

заняться укрывательством прибыли от налогообложения путем выплаты заработной платы «черным налом», путем создания подставных фирм-однодневок и обналичивания через них денег посредством заключения фиктивных договоров и так далее, чтобы выплатить сотрудникам приемлемую плату за их труд.

Так, считаем что, одним из приоритетов налоговой политики по отношению к резидентам ОЭЗ РУ АПТ должно стать сокращение налоговой нагрузки с одновременным стимулированием инвестиционной деятельности. Данная политика должна осуществляться по следующим трем основным направлениям (рис. 1).

Первое из них связано со снижением налоговых ставок по налогу на прибыль для предприятий, находящихся на общем режиме налогообложения, и по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) для сельхозтоваропроизводителей, использующих специальный режим налогообложения.

В России ставка по налогу на прибыль составляет 20 %, из них 3 % зачисляется в федеральный бюджет и 17 % (в 2017-2020 гг.) - в бюджет субъектов РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5 % (12,5 % в 2017-2020 гг.). Ставка может быть еще ниже: для резидентов (участников) особых экономических зон и свободных экономических зон (п. 1, п. 1.7 ст. 284 НК РФ).

В Иркутской области по итогам 2016 г. можно отметить, что платежи налога на прибыль организаций выросли на 13,9 млрд руб. или на 48,5 % по сравнению с предыдущим годом. При этом основной прирост сальдированных поступлений приходится на нефтедобывающие предприятия - 5,7 млрд руб., филиалы банков и финансовых учреждений

- 5,49 млрд руб. Кроме того, предприятия остальных видов деятельности, администри-руемые на региональном уровне, также обеспечили рост платежей налога на прибыль

- на 1,06 млрд руб. или на 11,2 %, доля поступлений по налогу на прибыль организаций возросла на 5,5 процентных пунктов. При этом поступления по налогу на прибыль от сельскохозяйственных организаций за 2015-2016 гг. не превысили 167 млн руб., что свидетельствует о незначительной их роли в доходной части регионального бюджета.

Федеральное законодательство предусматривает возможность снижения ставки по налогу на прибыль организаций для резидентов особых экономических зон, поэтому предлагаем условия, аналогичные для организаций-резидентов территории опере-

Направления налоговой политики в рамках ОЭЗ РУ АПТ

-*---■- Снижение налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и ЕСХН 1' Минимизация взносов в социальные фонды --■»- Внедрение ускоренной амортизации

Рисунок 1. Основные направления налоговой политики по отношению к резидентам особой экономической зоны регионального уровня агропромышленного типа Источник: составлено автором.

жающего социально-экономического развития, деятельность которых регулируется Законом Иркутской области от 12.07.2010 №60-03, а именно 0 % в течение первых пяти налоговых периодов и 10 % в течение следующих пяти налоговых периодов.

Единый сельскохозяйственный налог является местным налогом и полностью поступает в местные бюджеты. Ставка по налогу составляет 6 %. В структуре доходной части консолидированного бюджета Иркутской области в 2016 г. доля ЕСХН 6,8 %, что выше на 0,3 процентных пункта аналогичного показателя предыдущего года, при этом поступления снизились на 0,3 млрд руб. и составили 107,3 млрд руб.

Для резидентов-сельхозтоваропроизводителей, использующих ЕСХН, предлагаются аналогичные условия, а именно 0 % в течение первых пяти налоговых периодов и 3 % в течение следующих пяти налоговых периодов.

Считаем, что предлагаемые налоговые льготы являются доступными для региона, поскольку, во-первых, доля поступлений в бюджет по рассматриваемым налогам от сельскохозяйственных предприятий не высока, во-вторых, не все сельхозтоваропроизводители области будут являться резидентами особой экономической зоны регионального уровня агропромышленного типа.

Таким образом, доля налоговых изъятий из прибыли юридических лиц сократится и будет направлена на приращение дохода и инвестиционную деятельность.

Второе направление снижения налоговой нагрузки заключается в минимизации взносов в социальные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования).

Согласно ст. 426 НК РФ тарифы страховых взносов в 2017-2019 годах составляют: на обязательное пенсионное страхование - 22 %; на обязательное социальное страхование - 2,9 %; на обязательное медицинское страхование - 5,1 %. При этом ст. 427 НК РФ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. В связи с тем, что резиденты особой экономической зоны агропромышленного типа будут заниматься производством стратегически важной продукции, считаем целесообразным, создать для них аналогичные условия, как для плательщиков, указанных в подпункте 3 пункта 1 указанной статьи (российские организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий): на обязательное пенсионное страхование -8 %; на обязательное социальное страхование - 2 %; на обязательное медицинское страхование - 4 %.

Данное направление налоговой политики позволит снизить налоговое бремя предприятий, а высвобожденные средства направить на повышение оплаты труда работников, что повысит их заинтересованность и производительность труда.

Третье направление предполагает стимулирование инвестиционной деятельности посредством внедрения ускоренной амортизации по основным средствам, используемым непосредственно в производстве (согласно ст. 259.3 НК РФ повышающий коэффициент составляет не выше 2), в результате чего произойдет не только сокращение налогооблагаемой прибыли на 20-30 %, но и более быстрое пополнение амортиза-

ционного фонда, что позволит частично избежать инфляционного влияния, а также регулярно обновлять и пополнять материально-техническую базу.

Итак, предлагаемые налоговые льготы, в рамках политики протекционизма по отношению к резидентам особой экономической зоны регионального уровня агропромышленного типа, позволят снизить себестоимость производимой продукции, что в перспективе сделает ее более конкурентоспособной как на отечественном, так и на зарубежном рынке. Следовательно, такая политика направлена на импортозамеще-ние, и стимулирование экспорта продуктов питания. В таких условиях произойдет рост товарооборота и рентабельности основной деятельности, это, в свою очередь, вызовет рост поступлений по налогу на прибыль организаций и ЕСХН несмотря на предоставляемые льготы.

Возможность использования ускоренной амортизации создаст благоприятные условия для реинвестирования прибыли резидентами, вследствие чего произойдет увеличение объема производства и количества рабочих мест с достойной оплатой труда. Отсюда следует, что налоговые льготы являются перспективным рычагом создания благоприятных условий и развития сельского хозяйства. Кроме того налоговая политика выступает как косвенный метод государственного регулирования, поэтому не противоречит условиям членства в ВТО.

Заключение

Основным достоинством создания и функционирования особой экономической зоны агропромышленного типа является стимулирование развития сельского хозяйства посредством предоставления налоговых льгот. В результате чего резиденты производят сельскохозяйственную продукцию с меньшими затратами, следовательно, повышается доходность основной деятельности данных предприятий, кроме того производимая продукция становится более конкурентоспособной как на отечественном, так и на зарубежном рынке. Такая политика в рамках одного региона позволяет повысить его продовольственную обеспеченность, а также наладить экспорт производимых товаров.

Кроме того, одним из ключевых достоинств, предлагаемой формы взаимодействия государства и агробизнеса является снижение административного барьера, что, по мнению самих предприятий, не только позволит оперативно решать важные вопросы, но и снизит трансакционные издержки.

Следует отметить, при создании особой экономической зоны достигается синер-гетический эффект который заключается в достижении экономического и социального эффектов, в частности, за счет роста объема производства произойдет увеличение налоговых поступлений, несмотря на предоставляемые налоговые льготы. Социальный эффект заключается в развитии инфраструктуры сельских территорий, создании рабочих мест, росте заработной платы работников, что стимулирует потребление производимой продукции.

ИСТОЧНИКИ:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) федер. закон от 5 августа

2000 г. № 117-ФЗ - Электрон. текстовые дан.// КонсультантПлюс: справ. правовая система

2. О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего

зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков, закон Иркутской области от 12 июля 2010 года N 60-03 - Электрон. текстовые дан.// КонсультантПлюс: справ. правовая система

3. Александрова С.В., Кольцова Т.А., Пелькова С.В. Особенности налогообложения

особых территорий Российской Федерации // Агропродовольственная политика россии. - 2015. - № 9(45). - с. 62-69.

4. Ильина Е.А. Особые экономические зоны регионального уровня агропромышлен-

ного типа // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 12. - с. 200-203.

5. Корень А.В., Татуйко А.В. Налоговое регулирование территорий опережающего со-

циально-экономического развития на Дальнем Востоке // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 5-3. - с. 619-622.

6. Косов М.Е. Экономические зоны России: проблемы и особенности налогового ре-

гулирования // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015.

- № 8-7. - с. 58-65.

7. Московцев В.В., Загеева Л.А. Особые экономические зоны аграрного уровня как

инструмент управления продуктовым рынком // ИнВестРегион. - 2008. - № 4. -с. 17-21.

8. Ракитина И.С. Корнева Ж.В., Исмайлова Т.Ю. Необходимость экономического обо-

снования создания особых экономических зон регионального уровня в условиях глобальных вызовов Российской экономики // Экономика. Налоги. Право. - 2016.

- № 3. - с. 76-83.

9. Путин В.В. XXV саммит АТЭС в Дананге: вместе к процветанию и гармоничному

развитию. Kremlin. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/56023.

10. Чернявская Е.Ю., Крылова Т.А. Особенности налогообложения для резидентов особых экономических зон // Бизнес. образование. право. - 2016. - № 3(36). -с. 126-130.

REFERENCES:

Aleksandrova S.V., Koltsova T.A., Pelkova S.V. (2015). Osobennosti nalogooblozheniya osobyh territoriy Rossiyskoy Federatsii [Peculiarities of taxation of special territories of the Russian Federation]. Agro-food policy of Russia. (9(45)). 62-69. (in Russian).

Chernyavskaya E.Yu., Krylova T.A. (2016). Osobennosti nalogooblozheniya dlya rezidentov osobyh ekonomicheskikh zon [Characteristics of taxation for residents of special economic zones]. Biznes. obrazovanie. pravo. (3(36)). 126-130. (in Russian).

Ilyina E.A. (2016). Osobye ekonomicheskie zony regionalnogo urovnya agropromyshlennogo tipa [Special economic zones of regional level of agro-industrial type]. Journal of Economy and Entrepreneurship. 4(12). 200-203. (in Russian).

Koren A.V., Tatuyko A.V. (2015). Nalogovoe regulirovanie territoriy operezhayuschego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya na Dalnem Vostoke [Tax regulation of territories of rapid socio-economic development in the Far East]. Fundamental research. (5-3). 619-622. (in Russian).

Kosov M.E. (2015). Ekonomicheskie zony Rossii: problemy i osobennosti nalogovogo regulirovaniya [Russian Economic zones: issues and characteristics of tax regulation]. Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoy nauki. (8-7). 58-65. (in Russian).

Moskovtsev V.V., Zageeva L.A. (2008). Osobye ekonomicheskie zony agrarnogo urovnya kak instrument upravleniya produktovym rynkom [Special economic zones of the agrarian level as a tool for managing the food market]. InVestRegion. (4). 17-21. (in Russian).

Rakitina I.S. Korneva Zh.V., Ismaylova T.Yu. (2016). Neobkhodimost ekonomicheskogo obosnovaniya sozdaniya osobyh ekonomicheskikh zon regionalnogo urovnya v usloviyakh globalnyh vyzovov Rossiyskoy ekonomiki [The economic grounds for establishing special economic zones of the regional level in context of global challenges to the russian economy]. Ekonomika. Nalogi. Pravo. (3). 76-83. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.