МУНИЦИПАЛИТЕТ : ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Победин А. А.
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления Уральского института управления -филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66, к. 503, [email protected]
УДК 332.1(470.54)
ББК 65.049(2 Рос-4Све)
Цель: Анализ социально-экономического развития муниципальных образований Свердловской области и выявление региональных зон опережающего социально-экономического развития
Методы: В ходе исследования использованы методы типологизации, статистического анализа, картографический метод. Использована авторская методика выявления зон опережающего социально-экономического развития региона.
Результаты: Автором проведен сравнительный анализ социально-экономического развития муниципальных образований Свердловской области, рассмотрены проблемы дифференциации муниципальных образований по количеству жителей, среднемесячной заработной плате, обороту организации и ряду других показателей. Выявлены центры концентрации населения Свердловской области, зоны притяжения трудовых ресурсов, проведена группировка муниципальных образований по уровню и динамике оборота организаций, объема инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли. Выявлены и охарактеризованы три зоны опережающего социально-экономического развития Свердловской области.
Научная новизна: Научная новизна публикации заключается: в апробации авторской методики выявления и анализа территорий с опережающим социально-экономическим развитием с применением статистического и картографического анализа; выявлении зон опережающего социально-экономического развития Свердловской области с обоснованием основных факторов, инициирующих экономический рост, и ключевых экономических проблем.
Финансирование. Статья написана при поддержке гранта РГНФ № 14-12-66016 «Пространственные сдвиги в экономике региона (на примере Среднего Урала)».
Ключевые слова: территориальная дифференциация, социально-экономическое развитие муниципальных образований, центры концентрации населения, зоны притяжения трудовых ресурсов, зоны опережающего социально-экономического развития, районирование, старопромышленный регион.
TERRITORY OF OUTRUNNING SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF SVERDLOVSK REGION
Pobedin A. A.
o
Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Department of Economics and Management of Ural Institute of
Management-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), of. 503, 66, 8 marta
^ St., Yekaterinburg, 620990, [email protected]
ï a
CD to
[S Purpose. Analysis of the socio-economic development of the Sverdlovsk region's municipalities and identification
© of outrunning socio-economic development' areas.
Победин А. А.
Methods. The study used the typology method, statistical analysis, cartographic method. Author's technique was used to identify areas of outrunning the social and economic development of the region.
Results. The author carried out a comparative analysis of the socio-economic development of the Sverdlovsk regions' municipalities, the problems of municipalities' differentiation by number of inhabitants, the average monthly wage, organizations' turnover and a number of other indicators. Author identified Sverdlovsk region' centers of concentration of population, the zone of attraction of labor resources, held group of municipalities in the level and dynamics of organizations' turnover, the volume of investments into fixed capital, retail turnover. Three zones of outrunning social and economic development of the Sverdlovsk region were identified and characterized.
Scientific novelty. Scientific novelty of the publication is: in the author's testing methodology for the identification and analysis of areas with the priority social and economic development with the use of statistical and cartographic analysis; identifying areas of outrunning social and economic development of the Sverdlovsk region to justify the main factors initiating economic growth, and key economic problems.
Funding. The work was supported by the grant of the Russian Foundation for Humanities N 14-12-66016 «Spatial shifts in the economy of the region (on the example of the Middle Urals)».
Key words: territorial differentiation, socio-economic development of the municipalities, the centers of concentration of population, areas of manpower attraction, zone of outrunning social and economic development, zoning, old industrial regions.
Социально-экономическое развитие Свердловской области и входящих в её состав муниципальных образований обусловлено комплексом взаимосвязанных факторов, среди которых особе место занимает уникальное географическое положение региона на стыке европейской и азиатской частей страны. Через регион проходит множество транзитно-транспортных путей, направленных как по оси запад-восток, так и в меридиональном направлении, соединяя Север страны (в том числе нефтегазовые районы Тюменской области) с Южным Уралом, Казахстаном и средней Азией. Исторически Свердловская область специализировалась на отраслях, необходимых для освоения восточных и северных регионов (Сибирь, Полярных Урал, Казахстан), кроме того здесь осуществлялась переработка ресурсов других регионов, прежде всего, восточных, и наконец, постоянно росла роль области в оказании транспортно-логистических услуг, услуг связи, взаимном обеспечении энергетических связей с соседними регионами.
Свердловская область занимает важнейшее место в экономике Российской Федерации и Уральского федерального округа. По данным на 2014 год [1] область, занимая 1,1 % площади РФ (11 % УРФО), обеспечила 3 % суммарного ВРП РФ (21 % по УРФО). На территории области проживают 3 % населения страны, по объему потребительских расходов на душу населения регион на 30 % превышает общероссийский показатель (и на 17 % показатель по УРФО), правда среднемесячная заработная плата в Свердловской области составляет лишь 93 % процента от аналогичного показателя по РФ (79 % от показателя по УРФО). На территории Свердловской области производится 5 % всей промышленной продукции обрабатывающих производств РФ (40 % от объема УРФО).
В составе Свердловской области 94 муниципальных образования, среди которых 68 городских округов, 5 муниципальных районов, 16 сельских поселений и 5 городских поселений. Сельские поселения и городские округа являются частью муниципальных районов, поэтому в рамках настоящего исследования отдельно не рассматривались. Также пришлось исключить из исследования муниципальные образования со статусом
закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), так как по данным территориям ограничен доступ к статистической информации. В Свердловской области 4 ЗАТО: города Лесной и Новоуральск, посёлки Свободный и Уральский. Таким образом настоящее исследование охватывает 69 муниципальных образования Свердловской области - 5 муниципальных районов и 64 городских округа. В настоящем исследовании расчёты проводились на основании данных, опубликованных в сборнике «Социально-экономическое положение городских округов муниципальных районов Свердловской области» [2, 3], а также Базы данных показателей муниципальных образований, размещенной на официальном сайте Росстата [4].
В Свердловской области проживает 4320,7 тыс. человек, однако распределено население по муниципальным образованиям крайне неравномерно (см. рис. 1). В 9 муниципальных образованиях проживает менее 10 тыс. человек, основная масса территорий (55 муниципальных образований) характеризуется численностью населения от 10 до 100 тыс. человек (в 11 из них население не превышает 25 тыс., в 20 - от 25 до 50 тыс., в 16 - от 50 до 75 тыс., и только в 8 - от
Победин А. А.
20
« = =
я В
I 15
а
ю
15
X
3
X -
4
¡5 10 s
я =
=
с й
>• 5
о 5 -
=
Ч
с
И
11
20
16
1 1 ■ ■
1 10 100 1 000 10 000 население, тыс. чел.
Рис. 1. Распределение муниципальных образований Свердловской области по численности населения в 2014 г
75 до 100 тыс. человек). В Свердловской области всего 5 муниципальных образований с численностью населения более 100 тысяч - это Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск и Серовский городской округ, на их территории проживает 52 % населения Свердловской области (см. табл. 1). Среди этих муниципальных образований также наблюдается крайне высокий разрыв по численности населения -в столице региона - Екатеринбурге - проживает 33,8 % населения области.
Перечисленные в таблице 1 муниципальные образования являются локальными центрами социально-экономического развития, определяя распределение населения по территории области. На карте (см. рис. 2) отчетливо выделяются четыре центра притяжения населения, определяющие пространственный каркас региона: Екатеринбургский, Нижнетагильский, Каменск-Уральский и Серовский (см. рис. 3). Крупнейшим и определяющим развитие области в целом является Екатеринбургский центр концентрации населения, включающий кроме Екатеринбурга, прилегающие муниципальное образования: Первоуральск, Ревда, Полевской, Сысертский гор. округ, Верхняя Пышма, Березовский, а также примыкающие к ним Асбестов-ский и Артемовский городские округа. Обратим внимание, что выделенный центр концентрации населения выделялся по двум признакам - территориальная
смежность и численность населения свыше 50 тыс. человек. Таким образом, эта группа территорий не рассматривается как состав Екатеринбургской агломерации, для включения в которую применяется иная методика. Общая площадь Екатеринбургского центра концентрации населения - 1,9 тыс. кв. км. Вторым по занимаемой площади является Серовский центр концентрации населения, включающий в свой состав Серовский гор. округ и Краснотурьинск, при занимаемой площади 420 кв. км. Серовский центр концентрации населения занимает последнее место по общей численности населения - 170,6 тыс. человек. Симметрично относительно основной оси Екатеринбургского центра концентрации населения (на расстоянии около 100 км от Екатеринбурга) расположены Нижнетагильский центр концентрации населения и Каменск-Уральский центр концентрации населения, включающих в свой состав лишь по одному муниципальному образованию (соответственно, Нижний Тагил и Каменск-Уральский).
Центры концентрации населения Свердловской области объединяют 65 % населения области, т.е. наблюдается значительный отрыв территорий по численности населения, к тому же центры концентрации населения расположены неравномерно по территории региона - основная часть населения проживает в юго-западной части области. Отмеченная особенность оказывает определяющее влияние на социально-экономическое развитие региона - муниципальные образования, концентрирующие основную часть населения, получают значительные преимущества. В этой связи, сравнение муниципальных образований по абсолютным значениям показателей будет только подчеркивать диспропорциональное размещение населения. Поэтому, при возможности, в дальнейшем мы будем
Таблица. 1. Муниципальные образования Свердловской области с численностью населения свыше 100 тыс. чел.
Наименование муниципального образования Численность населения на 2014 г., чел. Доля от населения Свердловской области, %
муниципальное образование «город Екатеринбург» 1 461 372 33,8
г. Нижний Тагил 360 086 8,3
г. Каменск-Уральский 172 749 4,0
городской округ Первоуральск 149 279 3,5
Серовский городской округ 106 775 2,5
6
3
8
3
0
Победин А. А.
Таблица 2. Центры концентрации населения Свердловской области
Центр концентрации населения Включаемые муниципальные образования Численность населения, тыс. чел. Доля от населения Свердловской области, %
Екатеринбургский Екатеринбург, Первоуральск, Ревда, Полевской, Сысерт-ский городской округ, Верхняя Пышма, Березовский, Асбестовский и Артемовский городские округа 596 48,3
Нижнетагильский Нижний Тагил 123 8,3
Каменск-Уральский Каменск-Уральский 4,0
Серовский Серовский городской округ, Краснотурьинск 42,7 3,9
Численность населения, чел. | I от 500 ООО до 1 500 ООО (1) В от 100 000 до 500 000 (4) от 50 000 до 100 000 (8) | I от 20 000 до 50 000 (32) | | от 0 до 20 000 (22)
Красноуфимский г.о.
Рис. 2.
Численность
населения
муниципальных
образований
Свердловской
области. 2014 г.
Победин А . А .
Численность населения, чел.
| I 1 000 000 | I 500 000 | I 100 000
"Каменск-Уральский центр .концентрации населения
Рис. 3. Центры концентрации населения в Свердловской области
средняя заработная плата ниже 25 000, а вот выше 30 тыс. получают работники только в 13 муниципалитетах. Самая многочисленная группа муниципальных образований характеризуется уровнем заработной платы от 20 до 25 тыс. рублей, в эту группу вошли такие территории как Верхотурский, Асбестовский, Режевской городские округа, Карпинск, Кушвинский городской округ и др. В четырех муниципальных образованиях уровень средней заработной платы не превышает 20 тыс. руб., это такие территории как Туринский городской округ, Махневское муниципальное образование, Верхняя Тура и Красноуфимский округ. Только три муниципальных образования оказались в группе с наиболее высоким уровнем оплаты труда - от 40 до 45 тысяч рублей, такой уровень оплаты труда в Екатеринбурге, Заречном и Пелыме.
В целом по области, территории, где среднемесячная заработная плата превышает 25 тыс. рублей можно охарактеризовать как относительно благополучные (по анализируемому показателю), напротив, в муниципальных образованиях, демонстрирующих средний уровень заработной платы ниже 25 тыс. рублей следует констатировать неблагоприятные условия для трудовой деятельности населения, эти территории будут постоянно сталкиваться с угрозой миграции трудовых ресурсов в районы с более высокими возможностями.
использовать для сравнения показатели, соотнесенные с общей численностью населения (в пересчете на 1 жителя, 1000 жителей и т.д.).
Помимо концентрации населения, одним из факторов, определяющих социально-экономическое развитие муниципальных образований является уровень заработной платы. Повышение уровня заработной платы означает рост рынка труда, увеличение спроса на работников, что является прямым следствием успешного экономического развития. С другой стороны, увеличение доходов населения приводит к росту потребительского рынка, способствуя развитию предпринимательства.
По уровню заработной платы муниципальные образования Свердловской области существенно отличаются (см. рис. 4).
Средний уровень заработной платы по Свердловской области в 2014 году составил 27 608 рублей. Как видно на рис. 4, в группу муниципальных образований с размером среднемесячной заработной платы близкой к общеобластному значению показателя (от 25 до 30 тыс. руб.) отнесено только двадцать территорий, среди которых Верх-Нейвинский городской округ, Краснотурьинск, Североуральский и Полевской городские округа. В 36 муниципальных образованиях
35
« а
£ 30
¡с с
м я
£ 25
с
к
3 20 ч
я С
а
£ 15 №
10
15
20
25
40
45
среднемесячная начисленная заработная плата, тыс. руб.
Рис. 4. Распределение муниципальных образований Свердловской области по среднемесячной заработной плате. 2014 г.
5
0
Победин А. А.
Территории с показателем среднемесячной заработной платы, близким к среднеобластному уровню и выше, расположены компактно и характеризуются, как правило, смежными границами. Условно такие группы муниципальных образований можно условно назвать «зонами притяжения трудовых ресурсов». Если же муниципальное образование с уровнем заработной платы выше 25 тыс. руб. не входит в такую зону, отнесем его к «локальным центрам притяжения трудовых ресурсов». При таком подходе в Свердловской области можно выделить четыре зоны притяжения трудовых ресурсов и три локальных центра (см. рис. 5).
В Северную зону притяжения трудовых ресурсов (далее ЗПТР) вошли Пелым, Североуральский и Ивдельский городские округа. Данная территория характеризуется наиболее суровыми для области климатическими условиями. Кроме того, повышенный уровень заработной платы в этой ЗПТР связан с отраслевой спецификой размещенных на данной территории предприятий, в том числе транспортировкой газа и обслуживанием газокомпрессорных станций. Северная ЗПТР занимает территорию 27 тыс. кв. км., что составляет 15 % территории Свердловской области. В Северной ЗПТР проживает 68,5 тыс. человек. Серов-ская ЗПТР включает Серовский гор. округ и Красно-турьинск, полностью совпадая по территории с Серов-ским центром концентрации населения, выделенным ранее. Площадь Серовской ЗПТР - 1,1 тыс. кв. км., здесь проживает 172,4 тыс. человек. Повышенный уровень заработной платы в этой зоне связан с высокой концентрацией населения и наличием крупных предприятий обрабатывающей промышленности, таких как Серовский завод ферросплавов, Серовский механический завод, Металлургический завод им. А. К. Серова (входит в состав холдинга УГМК). Качканарско-Вер-хесалдинская ЗПТР объединяет Качканарский, Нижнетуринский, Верхнесалдинский городские округа, Крас-ноуральск и Нижнюю Салду. Повышенный уровень заработной платы в данной ЗПТР обусловлен наличием крупных и успешно функционирующих предприятий, таких как Качканарский горно-обогатительный комбинат (в составе Evraz Group), входящий в пятерку крупнейших предприятий по добыче и переработке руды, и Корпорация ВСМПО-АВИСМА, производящая более 90 % титана в России, поставляющая свою продукцию крупнейшим авиастроительным и машиностроительным компаниям, в числе которых Boeing, EADS, Embraer, UTAS, Messier-Bugatti-Dowty и др. Площадь Качканарско-Верхесалдинской ЗПТР - 6,2 тыс. кв. км., на этой территории проживают 159,1 тыс. чел. Екатеринбургская ЗПТР, самая крупная по количеству муниципальных образований, включает в себя Кировград-ский, Невьянский городские округа, Верхний Тагил, Верхнюю Пышму, Среднеуральск, Первоуральск,
гКаменск-Уральский ЦПТР
Прирост трудовых ресурсов в 2010-2014 гг., %
1=1 от-10до-5(4) И от-5до0(1) □ от0доЗ(2)
ЦПТР - центр притяжения трудовых ресурсов ЗПТР - зона притяжения трудовых ресурсов
Рис. 5. Территории притяжения трудовых ресурсов Свердловской области
Ревду, Полевской и Сысертский городские округа, Екатеринбург, Заречный, Березовский и Белоярский городские округа, Богданович, Сухой Лог, Рефтинский и Артемовский городские округа. Определяющим для данной ЗПТР является развитие Екатеринбурга и его спутников. Площадь зоны - 20,4 тыс. кв. км., здесь проживают 2,3 млн. человек., т.е. 54 % населения всей Свердловской области. Нижнетагильский, Каменск-Уральский и Красноуфимский ЦПТР, как и Серовская ЗПТР, характеризуются повышенным уровнем заработной платы благодаря повышенной концентрации населения и наличию крупных предприятий, однако в отличии от ЗПТР локальные ЦПТР не способны повысить уровень зар. платы в сопредельных территориях хотя бы до среднеобластного значения.
В целом можно выделить три фактора, определяющих повышенный уровень заработной платы в рассмотренных ЗПТР и ЦПТР:
1. Концентрация населения. Все центры концентрации населения, выделенные ранее (см. таблицу
Победин А. А.
2 и рис. 3) характеризуются более высоким уровнем средней заработной платы, однако высокая плотность населения обеспечивает повышения доходов только в пределах соответствующих муниципальных образований, существенно не влияя на уровень заработной платы в сопредельных территориях.
2. Географическое положение, т.е. приближенность к определенной ресурсной базе, инфраструктурным объектам, ключевым транспортным и торговым центрам, климатические особенности. Данный фактор особенно заметно проявляется относительно Северной и Екатеринбургской ЗПТР.
3. Наличие крупных предприятий, обеспечивающий высокую динамику экономического развития и формирующих спрос на трудовые ресурсы.
Отметим также, что мы назвали территории с уровнем средней заработной платы равной или выше среднеобластного уровня зонами и центрами притяжения трудовых ресурсов лишь условно, исходя из того, что повышенный уровень заработной платы является индикатором устойчивого спроса на рынке труда, однако это не означает, что отмеченные ЗПТР и ЦПТР обязательно характеризуются положительным миграционным приростом, поскольку динамика населения зависит не только от уровня дохода, но и от множества других факторов. К сожалению, динамика численности занятых в экономике по выделенным ЗПТР и ЦПТР свидетельствует, что повышенного уровня заработной платы недостаточно для привлечения дополнительных трудовых ресурсов (см. рис. 5), из выделенных ЗПТР и ЦПТР только Екатеринбургская ЗПТР и Красноуфимский ЦПТР характеризуются в период 2010-2014 гг. повышением количества занятых в экономике, в остальных территориях количество занятых снизилось, на что, кроме прочих факторов, повлияла общая демографическая ситуация в регионе, а также тенденция оттока населения из малых и средних городов в крупные и крупнейшие, данные факторы не являются уникальной особенностью Свердловской области, а действуют в большинстве регионов РФ, отражая общероссийские проблемы.
Ранее отмечалось, что значительное влияние на экономическое развитие региона в целом и отдельных муниципальных образований оказывает наличие и стабильность экономической деятельности предприятий различных отраслей экономики. Общий объем отгруженных товаров, произведенных на предприятии, объем выполненных работ и оказанных услуг, объем проданных товаров, приобретенных для перепродажи, а также проданного сырья, материалов, топлива, приобретенных ранее с для производственных целей, объединяется показателем «оборот организаций». Поскольку данный показатель является одним
из немногих экономических показателей, доступных в российской муниципальной статистике, используем его для анализа экономической дифференциации муниципальных образований Свердловской области.
Для снижения влияния концентрации населения (этот фактор анализировался отдельно) показатель оборота организаций был рассмотрен в душевом выражении. Однако даже при таком расчете дифференциация по обороту организаций среди муниципальных образований Свердловской области довольно значительна (см. рис. 6).
В 54 муниципальных образованиях Свердловской области (80 % от числа анализируемых) оборот организаций составил в 2013 году менее 500 тыс. руб. на одного жителя. Наиболее низкие значения данного показателя в Таборинском муниципальном районе (2,1 тыс. руб.) Гаринском городском округе (5,3 тыс. руб.), Мах-невском муниципальном образовании (7,6 тыс. руб.). В 12 муниципальных образованиях душевой оборот организаций достиг значения от 500 тыс. до 1 млн. Среди этих территорий Первоуральск (508,5 тыс. руб.), Березовский городской округ (531,0 тыс. руб.) и Крас-нотурьинск (567,6 тыс. руб.). Только в трех муниципальных образованиях Свердловской области оборот организаций превысил значение 1 млн. руб. на 1 жителя. Это такие территории как Верхнесалдинский городской округ (1003,6 тыс. руб.), Рефтинский городской округ
Победин А. А.
(1885,9 тыс. руб.) и Верхняя Пышма (2550,6 тыс. руб.). Отметим, что в тройку лидеров по данному показателю не вошла столица Свердловской области - в Екатеринбурге оборот организаций в 2013 году составил 753,6 тыс. рублей на 1 жителя.
Как уже было отмечено в отношении других показателей, муниципальные образования с более высокими значениями оборота организации имеют четкую локализацию в пределах области. Однозначно выделяются три зоны, характеризующиеся оборотом организаций выше 250 тыс. на 1 жителя: Екатеринбургская, Качка-нарско-Верхесалдинская и Серовская. Серовская включает Североуральский, Серовский городские округа, Краснотурьинск. Качканарско-Верхесалдинская объединяет Нижнетуринский и Качканарский городские
округа, Красноуральск, Верхнесалдинский городской округ и Нижний Тагил. Екатеринбургская, самая многочисленная, включает в свой состав следующие муниципальные образования: Сухой лог, Богданович, Реф-тинский, Асбестовский и Березовский городские округа, Верхнюю Пышму, Среднеуральск, Верхний Тагил, Первоуральск, Заречный, Екатеринбург, Полевской городской округ, Ревду и Нижнесергинский муниципальный район. Несколько особняком расположен Каменск-Уральский, тяготеющий к Екатеринбургской зоне.
Из выделенных территориальных зон Екатеринбургская не только наиболее крупная по площади и количеству муниципальных образований, но и обладает самой высокой динамикой по рассматриваемому показателю (см. рис. 8). Если в муниципальных
Оборот организаций в 2013 г., тыс. руб. на 1 жителя
Н от 1 000 Д° 3 000 (3)
^ от 750 до 1 000 (5)
И от 500 до 750 (7)
| | от 250 до 500 (9)
| | от 0 до 250 (43)
Верхняя Пышма (г.о.)
Первоуральск (г.о.) Красноуфимск (г.о.)
Красноуфимский о.
Нижнесергинский м.р.
Волчанский г.о. Краснотурьинск (г.о.) /
Серовский г.о.
Нижнетуринский г.о. Качканарский г.о. Верхнесалдинский г.о.
Нижний Тагил
Рефтинский г.о. Каменск-Уральский (г.)
Сысертский г.о. ЕКАТЕРИНБУРГ
Рис. 7.
Оборот организаций в муниципальных образованиях Свердловской области.
Победин А . А .
образованиях Серовской зоны относительный прирост оборота организаций на 1 жителя не превышает 15 % за период 2009-2013 гг., а в Качканарско-Верхесалдин-ской - не превышает 45 %, то в отдельных территориях Екатеринбургской зоны прирост больше 60 %.
Продолжая рассматривать экономические показатели развития муниципальных образований, перейдем к показателю «инвестиции в основной капитал». Росстат РФ определяет данный показатель как «совокупность затрат, направленных на строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада, насаждение и выращивание многолетних культур» [1, с. 862]. Поскольку объем инвестиций может быть
Екатеринбургская
Относительный прирост оборота организаций в 2009-2013 гг., %
| | от60до75(2) ^ от 45 до 60 (7) от30до45(7) □ от15до30(2) | | от 0 до 15 (5)
Рис. 8. Относительный прирост оборота организаций на 1 жителя в Серовской, Качканарско-Верхесалдин-ской и Екатеринбургской зонах
неравномерным по годам, а вложения прошлых лет оказывают значимое влияние на текущую деятельность предприятий, для анализа будем использовать суммарный объем инвестиций в основной капитал за 5 лет (2009-2013 годы). Распределение муниципальных образований Свердловской области по данному показателю представлено на рис. 9.
Основная часть муниципальных образований Свердловской области по рассмотренному показателю (суммарный объем инвестиций в основной капитал за 2009-2013 годы) входят в группу с диапазоном значений от 1 до 10 млн рублей (39 территорий). В 16 муниципальных образований за пять лет объем инвестиций не превысил 1 млн. руб., что свидетельствует о крайне низкой инвестиционной активности. Среди территорий с минимальным значением данного показателя оказались Махневское муниципальное образование (38,3 тыс. руб.), Пелым (56 тыс. руб.), Староуткинск (127,5 тыс. руб.). В 13 муниципальных образованиях суммарный объем инвестиций превысил 10 млн. рублей, причем по Екатеринбургу он составил 1 790 млн. рублей.
Географически в Свердловской области, как и в отношении предыдущих показателей, четко просматриваются три зоны, значительно опережающие сопредельные территории по объему инвестиций в основной капитал: Екатеринбургская, Качканар-ско-Верхесалдинская и Серовская. Состав Серовской
Победин А. А.
и Качканарско-Верхесалдинской зоны аналогичен результатам зонирования по обороту организаций, проведенного ранее (см. рис. 10). В состав Серов-ской вошли Североуральский, Серовский городские округа, Краснотурьинск, в состав Качканарско-Вер-хесалдинской - Нижнетуринский и Качканарский городские округа, Красноуральск, Верхнесалдинский городской округ и Нижний Тагил. Немного изменился состав Екатеринбургской зоны, к которой отнесены Ирбитское муниципальное образование, Артемовский городской округ, Сухой лог, Богданович, Каменск-Уральский, Режевской городской округ, Рефтинский городской округ, Асбестовский городской округ, Асбе-стовский городской округ, Березовский городской округ,
Невьянский городской округ, Верхняя Пышма, Сред-неуральск, Верхний Тагил, Первоуральск, Заречный, Белоярский городские округа, Екатеринбург, Сысерт-ский и Полевской городские округа, Ревда и Нижнесергинский муниципальный район. Основными центрами привлечения инвестиций выступили Екатеринбург, Нижний Тагил и Серов, распространяя свое влияние на всю выделенную зону. Зоны повышенного с повышенным уровнем инвестиционной активности в общей сложности занимают только 22 % территории Свердловской области, что означает, что оставшиеся 78 % территории региона практически не участвуют в инвестиционных процессах, следовательно, там доминирую процессы экономической стагнации и ожидать на этих
Объем инвестиций в основной капитал в 2009-2013 г., тыс. руб.
н от 50 000 до 2 000 000 (3)
Д от 20 000 до 50 000 (5)
ГУ\ от 10 000 до 20 000 (5)
| | от 5 000 до 10 000 (8)
| I от 2 500 до 5 000 (8)
| | от0до2 500 (38)
Нижнетуринский г.о.
Верхняя Тура г.о. Кушвинский г.о.
Каменский г.о.
Красноуфимскийо. Полевскойг.о.
ЕКАТЕРИНБУРГ
Рис. 10.
Суммарный объем инвестиций в основной капитал в муниципальных образованиях Свердловской области за 2009-2013 гг.
Победин А. А.
территориях экономического роста можно лишь при существенном изменении основных социально-экономических факторов, определяющих территориальное развитие. Прежде всего, необходимым является формирование новых центров привлечения инвестиций, повышающих привлекательность вложений в экономику этой части региона.
В Свердловской области ежегодно проводится комплексная оценка инвестиционной привлекательности мун. образований региона в соответствии с методикой, утвержденной в Приказе Мин. экономики Свердловской области «О проведении комплексной оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований в Свердловской области» от 13 марта 2014 № 23. В соответствии с указанной методикой, основанной на показателях инвестиционных паспортов муниципальных образований, территории региона делятся на следующие группы: территории роста, территории стабильного развития, территории потенциального развития, территории ограниченного развития [6].
По результатам 2013 года к территориям роста, которые развиваются темпами выше среднеобластных и имеют развитую бизнес-инфраструктуру, резервы потребляемых мощностей, необходимые для развития земельные и природные ресурсы, отнесены Красноту-рьинск, Качканарский городской округ, Красноуральск, Нижний Тагил, Невьянский, Режевской и Артемов-ский городские округа, Ирбит, Верхняя Пышма, Сухой
Лог, Екатеринбург и Каменск-Уральский. Как можно заметить, большинство указанных территорий расположено в Екатеринбургской зоне развития, а остальные - в Качканарско-Верхесалдинской и Серовской зонах, выделенных нами выше.
К сожалению, рассмотреть все социально-экономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие муниципальных образований региона, не представляется возможным, однако еще на одном необходимо акцентировать внимание - это оборот розничной торговли, рассмотренный нами в душевом выражении (см. рис. 11, рис. 12).
Разрыв между крайними значениями показателя достаточно высок - в Староуткинске душевой оборот розничной торговли в 2013 году составил всего 26,7 тыс. на 1 жителя, а в Рефтинский городском округе - 928 тыс. Однако сформировалась достаточно крупная группа муниципальных образований со значением данного показателя намного выше минимального значения - в 49 муниципальных образованиях душевой оборот розничной торговли составил от 50 до 100 тыс. рублей (в этой группе такие территории, как Верхняя Пышма, Кушвинский, Невьянский городские округа, Красноуральск, Бисертский городской округ, Крас-ноуфимск, Краснотурьинск, Полевской, Серовский и Березовский городские округа и др.), еще в 14 - от 100 до 160 тыс. (Богданович, Североуральский городской округу, Среднеуральск, Первоуральск, Ирбит,
14
« 12
х я й о
10
м
я &
ю о и
3
№ о
Л О
4 я с а
я £ 6
I
10
100
оборот, тыс. руб. на 1 жителя
1000
Рис. 11.
Распределение муниципальных образований Свердловской области по обороту розничной торговли. 2013 г.
2
0
Победин А . А.
Оборот розничной торговли в 2013 г., тыс. руб. на 1 жителя
Н от 500 Д° 1 000 С1) 1=1 от 250 до 500 (2) \7\ от 100 до 250 (14) | | от 50 до 100 (29) | | от 0 до 50 (21)
Краснотурьинск (г.о.)
Серовский г.о.
Нижнетуринский г.о.
Рефтинский г.о. Каменск-Уральский (г.)
Красноуфимский о. Полевской г.о.
ЕКАТЕРИНБУРГ
Рис. 12.
Душевой оборот розничной торговли в муниципальных образованиях Свердловской области в 2013 г.
Качканарский и Асбестовский городские округа, Сухой Лог, Камышловский, Нижнетуринский, Арамильский городские округа, Нижний Тагил, Заречный городской округа и Каменск Уральский). Однако превысили среднеобластной уровень (220 916 рублей) только три муниципальных образования - Екатеринбург (468,3 тыс. руб.), Новолялинский городской округ (498,3 тыс. руб.) и Рефтинский городской округ (928 тыс. руб.).
Отметим также, что географически территории с повышенным значением показателя (более 50 тыс. руб. на 1 жителя) не столь плотно локализованы, к в отношении ряда других показателей, рассмотренных ранее. Екатеринбургская зона, как и ранее, выделена достаточно четко, однако состав её расширился,
а две другие зоны (Качканарско-Верхесалдинская и Серовская) фактически объединились в одну. Ряд территории, ранее не отнесенных не к одной из территориальных зон, также демонстрируют душевые значения оборота розничной торговли выше 50 тыс. - к примеру, такие муниципальные образования как Туринский, Тавдинский городские округа, город Ирбит. Очевидно, что здесь определенное влияние оказывают такие факторы как межмуниципальное выравнивание с помощью бюджетных методов и перераспределение доходов между муниципальными образованиями за счет трудовой миграции.
В таблице 3 объединены результаты выделения территорий Свердловской области, опережающих
Победин А. А.
Таблица 3. Объединенные результаты зонирования территорий Свердловской области по различным показателям
Муниципальное образование Концентрация населения Уровень среднемесячной заработной платы Оборот организаций Объем инвестиций в основной капитал Комплексная оценка инвестиционного потенциала Оборот розничной торговли
Первоуральск да да да да да
Ревда да да да да да
Полевской да да да да да
Сысертский городской округ да да да да
Верхняя Пышма да да да да да да
Березовский городской округ да да да да
Асбестовский городской округ да да да
Артемовский городской округ да да да да да
Серовский городской округ да да да да да
Краснотурьинск да да да да да да
Нижний Тагил да да да да да
Каменск-Уральский да да да да да
Пелым да
Североуральский городской округ да да да да
Ивдельский городской округ да да
Качканарский городской округ да да да да да
Нижнетуринский городской округ да да да да
Верхнесалдинский городской округ да да да да
Красноуральск да да да
Нижняя Салда да
Кировградский городской округ да да
Невьянский городской округ да да да да
Верхний Тагил да да да да
Среднеуральск да да да да
Екатеринбург да да да да да да
Заречный городской округ да да да да
Белоярский городской округ да да да
Богданович да да да
Сухой Лог да да да да
Рефтинский городской округ да да да
Красноуфимск да да
Нижнесергинский муниципальный район да да да
Ирбитское муниципальное образование да
Режевской да
Ирбит да
Волчанский городской округ да
Карпинск да
Сосьвинский городской округ да
Гаринский городской округ да
Новолялинский городской округ да
Кушвинский городской округ да
Алапаевское муниципальное образование да
Туринский городской округ да
Тавдинский городской округ да
Алапаевск да
Верхнейвинский городской округ да
Бисертский городской округ да
Артинский городской округ да
Арамильский городской округ да
Победин А . А.
Североуральский г.о.
Волчанский г.о.
Краснотурьинск (г.о.)
Серовский г.о.
Нижнетуринский г.о.
Количество признаков (зонирование)
О 0(18) О 1(19)
■ 2(3) И 3(6)
■ 4-6(21)
Качканарский г.о.
Верхнесалдинский г.о. Кушвинский г.о. Нижняя Салда (г.о.) Нижний Таг Кировградский г.о
Кировградский г.о.
Ачитский г.о. Красноуфимск (г.о.)
Камышловский м.р.
Ревда г.о.
Артинский г.о. Нижнесергинский м.р. / Деггярск г.о. Красноуфимскийо. Полевскойг.о.
Среднеуральск (г.о.) хКаменск-Уральский (г.) ЕКАТЕРИНБУРГ ' Сысертский г.о.
Рис. 13.
Объединение
результатов
зонирования
территории
Свердловской
области по
различным
показателям
социально-
экономического
развития
сопредельные муниципальные образования по отдельным признакам.
В итоге проведенного анализа, учитывая данные наших предыдущих исследований [7], на территории Свердловской области можно выделить три зоны экономического развития: Екатеринбургскую, Качканар-ско-Верхесалдинскую и Серовскую. Для включения муниципального образования в определённую зону использовались следующие критерии: географическое расположение и опережающие результаты экономического развития хотя бы по двум из рассмотренных признаков. Перечень муниципальных образований, включенных в одну из зон экономического развития, представлен в таблице 4.
Серовская зона экономического развития характеризуется ограниченным отраслевым составом (металлургия и ряд добывающих производств), меньшей плотностью населения и более суровыми климатическими условиями по сравнению с другими территориями области. Ядро социально-экономического развития данной зоны - Серовский городской округ, специализирующийся на металлургическом производстве. Ключевыми экономическими центрами являются города Серов, Краснотурьинск, Североуральск и Ивдель. Ключевыми отраслями, определяющими социально-экономическое развитие, являются черная и цветная металлургия. Центром черной металлургии является Серов, основными предприятиями которого
Победин А. А.
Таблица 4. Зоны экономического развития Свердловской области
Зона экономического развития Муниципальные образования Отраслевая специализация
Серовская Краснотурьинск, Серовский городской округ, Североуральский городской округ, Ивдельский городской округ Черная металлургия, цветная металлургия, горнодобывающая промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность
Качканарско-Верхесалдинская Нижний Тагил, Качканарский городской округ, Нижнетуринский городской округ, Верхнесалдинский городской округ, Красноуральск Черная металлургия, цветная металлургия, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, химическая промышленность
Екатеринбургская Верхняя Пышма, Екатеринбург, Первоуральск, Ревда, Полевской, Артемовский городской округ, Каменск-Уральский, Сысертский городской округ, Березовский городской округ, Верхний Тагил, Среднеуральск, Заречный городской округ, Сухой Лог, Асбестовский городской округ, Невьянский городской округ, Богданович, Рефтин-ский городской округ, Нижнесергинский муниципальный район, Кировградский городской округ Черная металлургия, цветная металлургия, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, химическая промышленность
являются Металлургический завод им. А. К. Серова и Серовский завод ферросплавов. Развитие цветной металлургии связано с предприятиями Краснотурьин-ска и Североуральска - Богословский алюминиевый завод (Краснотурьинск) и его основная ресурсная база -Североуральский бокситовый рудник (Североуральск). Экономика Серовской зоны экономического развития тесно интегрирована в общероссийский и мировой рынок, ключевые предприятия подконтрольны крупным российским и международным корпорациям: УГМК (Металлургический завод им. А. К. Серова), РУСАЛ (Богословский алюминиевый завод, Североуральский бокситовый рудник), ЕЯЫС (Серовский завод ферросплавов, Серовский завод металлоконструкций). Интеграция в мировую экономику, помимо очевидных преимуществ (доступ к рынкам, инвестиционные ресурсы и др.) несет с собой немало проблем - при ухудшении макроэкономической конъюнктуры решения принимаются за пределами Свердловской области и слабо согласуются с интересами населения. Так последние несколько лет на рынке алюминия эксперты констатируют перепроизводство продукции, приводящее к снижению цен. Данная проблема напрямую коснулась Краснотурьинска и Североуральска, поскольку РУСАЛ снизил объемы производства именно на уральских предприятиях. Значительная проблема для экономики Серовской зоны - развитие электроэнергетики, поскольку именно высокая стоимость электроэнергии снижает рентабельность заводов Северного Урала. Экономика северных городов крайне уязвима не только к макроэкономическим процессам, но и решениям федеральных органов власти. Примером может
служить введение акцизных сборов на спиртосодержащую продукцию в 2000 годы, резко снизившая конкурентоспособность Ивдельского гидролизного завода (крупнейшего предприятия города с сорокалетней историей), что привело к банкротству и закрытию предприятия, оставив без работы около тысячи человек и резко ухудшив экономическую ситуацию в городе.
Качканарско-Верхесалдинская зона экономического развития, как и Серовская, специализирована на традиционных отраслях промышленности Свердловской области - черной, цветной металлургии, а также машиностроении и химической промышленности. Крупнейший экономический центр как данной экономической зоны, так и области в целом - Нижний Тагил. Как и для Серовской зоны, для Качканарско-Верхесалдин-ской зоны экономического развития характерна узкая специализация ведущих экономических центров (цветная металлургия в Качканаре, Красноуральске и Верхней Салде, черная металлургия в Качканаре и Нижнем Тагиле). Особенностью данной зоны является тот факт, что собственниками ключевых предприятий являются не только крупнейшие негосударственные холдинги (Evraz Group S.A. - Нижнетагильский металлургический комбинат и Качканарский ГОК [8], УГМК - Красноураль-ский медькомбинат [5], ПАО «Т плюс» - Нижнетуринская ГРЭС, но государство (Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», 100-процентный пакет акций которого принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Нижнетуринский машиностроительный завод «Вента», принадлежащий Госкорпорации «Росатом»). Соответственно предприятия данной зоны имеют доступ не
Победин А . А.
только к частным инвестициям, но и к средствам, выделяемым на государственные инвестиционные проекты. Еще одна особенность - наличие мощных электроэнергетических мощностей (Нижнетуринская ГРЭС), снижающих проблемы с доступом к электроэнергии для энергоемких металлургических предприятий. Предприятия Качканарско-Верхесалдинской зоны экономического развития имеют прямой выход на мировой рынок и тесные связи с ведущими мировыми компаниями (в т.ч. Корпорация ВСМПО-АВИСМА). Несмотря на значительный промышленный потенциал, опора на традиционные отрасли, часть предприятий которых столкнулись с нисходящей стадией жизненного цикла, приносит значительное количество рисков и высокую чувствительность к колебаниям макроэкономической конъюнктуры. Однако происходит поиск новых очагов экономического роста - образована особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Титановая долина» (Верхнесалдинский гор. округ), резиденты которой могут получить значительные преференции развития (в том числе снижение налога на
Литература:
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. М., 2014. 652 с.
2. Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Свердловской области за 2009-2013 годы. Часть 1: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по свердловской области. Екатеринбург. 2014. 229 с.
3. Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Свердловской области за 2009-2013 годы. Часть 2: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по свердловской области. Екатеринбург. 2014. 146 с.
4. База данных показателей муниципальных образований [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/bd_munst/munst.htm (дата обращения 01.07.2015).
5. Уральская горно-металлургическая компания (официальный сайт) [электронный ресурс]. URL: http://www.ugmk. com/ru/ (дата обращения 21.06.2015).
6. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности муниципальных образований Свердловской области [электронный ресурс]. URL: http://invest.midural.ru/ pages/74 (дата обращения 06.07.2015).
7. Тургель И. Д., Победин А. А., Трофимова О. М. и др. Оценка потенциала саморазвития муниципальных образований: теория и практика. Екатеринбург, 2012. 212 с.
8. Официальный сайт компании Евраз [электронный ресурс]. URL: http://www.evraz.com/ru/ (дата обращения 03.07.2015).
прибыль, бесплатное подключение к инфраструктурным сетям и др.).
Наиболее крупная из выделенных зон экономического развития - Екатеринбургская (по общей площади территории, по доле населения области, по количеству муниципальных образований). Основным центром и ядром экономического развития данной зоны является Екатеринбург. Основная особенность Екатеринбургской зоны - переход к полифункциональной экономике, правда завершился данный переход только в самом Екатеринбурге. Соответственно, помимо промышленности, драйверами экономического развития данной зоны являются транспорт и логистика, оптовая и розничная торговля, наука и образование, а также ряд других отраслей третичного и четвертичного секторов. Екатеринбургская агломерация, включающая помимо Екатеринбурга ближайшие города-спутники, является одним из крупнейших центров концентрации населения, с развитым потребительским рынком, более благоприятной ситуацией на рынке труда, более высоким уровнем жизни населения.
References:
1. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2014: Stat. collect. / М: Rosstat, 2014. 652 p.
2. Socio-economic situation of the city and municipal districts of the Sverdlovsk region in 2009-2013. Part 1: Stat. collect. / the Territorial Department of the Federal Statistics Service of the Sverdlovsk region. Yekaterinburg. 2014. 229 p.
3. Socio-economic situation of the city and municipal districts of the Sverdlovsk region in 2009-2013. Part 2: Stat. collect. / The Territorial Department of the Federal Statistics Service of the Sverdlovsk region. Yekaterinburg. 2014. 146 p.
4. Database of municipalities' performance [e-resource]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm (date of reference 01.07.2015).
5. Ural Mining and Metallurgical Company [e-resource]. URL: http://www.ugmk.com/ru/ (date of reference: 21.06.2015).
6. Integrated assessment of investment attractiveness of the municipalities of the Sverdlovsk region [e-resource]. URL: http://invest.midural.ru/pages/74 (date of reference: 06.07.2015).
7. Turgel I. D., Pobedin A. A., Trofimova O. M., Ruchkin A. V., Shemetova N. K. Assessing the potential of self-development of municipalities: theory and practice. Yekaterinburg: Russian Academy of National Economy and Public Administration Publishing, 2012. 212 p.
8. Official website of EVRAZ Company [e-resource]. URL: http://www.evraz.com/ru/ (date of reference: 03.07.2015).