МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ КОНТУРОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ТЕРРИТОРИЯХ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ*
Мезенцева Е.С.
Сформированы институциональные контуры развития малого бизнеса по управленческим округам Свердловской области. Сформулированы перспективные направления развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса по территориям Свердловской области на основе проведенного сравнения развития отдельных институтов, входящих в институциональный контур развития малого бизнеса территории, и стратегические направления взаимодействия малых предприятий с элементами институциональных контуров.
Значительную роль в развитии современной экономики в целом, и в инновационной сфере в частности, призван играть малый бизнес (МБ). Положение малых предприятий (МП) в значительной мере определяется внешней средой. В совокупности важнейших для малого бизнеса элементов внешней среды (конкурентов, ресурсных и сбытовых рынков, экономической конъюнктуры, экологии и др.) особое место занимают институциональные. Система институтов должна предоставлять возможность экономическим субъектам действовать в рамках установленных правил с минимальными затратами. Сложившаяся институциональная среда в разных регионах России имеет существенные особенности, влияющие на развитие малого бизнеса. Такую среду в значительной мере определяют институты государственной и муниципальной поддержки этого бизнеса на уровне субъекта РФ.
Для исследования влияния институциональных факторов на развитие малого бизнеса продуктивным, по мнению O.A. Романовой и H.H. Беспамятных [1], является использование концепции институциональных матриц, разработанной в рамках исследований Новосибирской экономико-социологической школы. Согласно определению С. Кирдиной, институциональная матрица - это устойчивая, исторически сложившаяся система базовых институтов, регулирующих экономическую, политическую и идеологическую подсистемы общества [2]. Таким образом, экономические, политические и идеологические институты определяют три грани конкретного типа общества. Указанное понятие стало сущностной основой формирования регионального институционального контура малого предпринимательства - это наиболее существенные типы экономической, политической и идеологической деятельности в сфере малого бизнеса, обладающие высоким потенциалом саморазвития, способствующие интеграции малого бизнеса в сети тесно взаимосвязанных промышленных и инновационных систем, позволяющие соотнести эти типы деятельности с приоритетными целями социально-экономического развития региона [1]. Указанными авторами был сформирован такой контур применительно к Свердловской области в целом. По нашему мнению, в силу существенных различий в уровне развития малого бизнеса на различных территориях области весьма актуальным является конкретизация и сравнение институциональных контуров малого бизнеса отдельных управленческих округов Свердловской области.
Исследование выполнено при поддержке Гранта молодых ученых и аспирантов УрО РАН.
При рассмотрении более низкого уровня в территориальной структуре большее значение приобретают местные (муниципальные) институты. В политической сфере - это органы местного самоуправления; в идеологической - нормы и правила (культура) деловых отношений, характерные для данного территориального сообщества. Наибольший интерес представляет экономическая составляющая институционального контура, которая является наиболее развернутой. Она включает в себя следующие крупные элементы, оказывающие влияние на малый бизнес: финансовая система, правовая система, налоговая система, крупный бизнес, инфраструктура поддержки.
Остановимся подробнее на организациях инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В Свердловской области функционируют следующие институты.
Государственные и муниципальные организации поддержки малого предпринимательства:
• Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области;
• Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства;
• Свердловский венчурный фонд;
• Свердловский областной центр производственной кооперации малого и крупного бизнеса;
• Электронная биржа инновационных проектов и технологий Свердловской области;
• сеть муниципальных фондов (в 36 городах области);
• информационно-консультационные центры (в 8 городах).
Негосударственные организации:
• организации, оказывающие услуги по сертификации (Уральский филиал Академии стандартизации, метрологии и сертификации);
• другие сервисные организации (Фонд «Уральский учебный научный Центр инновационного бизнеса»; ОАО «Научно-технический парк - Бизнес-инкубатор «Уральские технологии»);
• бизнес-инкубаторы, технопарки (6 ед.).
Как можно заметить, в области представлен довольно широкий спектр различных организаций, в том числе институты, ориентированные на инновационный бизнес как наиболее перспективный сектор малого предпринимательства и экономики региона в целом. Большая часть из них находится в областном центре - г. Екатеринбурге. Кроме того, необходимо здесь же отметить организации финансовой инфраструктуры, работающие с субъектами малого предпринимательства. Прежде всего, это организации, оказывающие банковские услуги. В том числе 10 банков, имеющих соглашения о сотрудничестве со Свердловским областным фондом поддержки малого предпринимательства.
Имеет место неравномерность развития инфраструктуры в муниципальных образованиях, которая вызвана не только неравномерностью развития самого малого бизнеса, но и отношением к этой проблеме администраций и местных объединений предпринимателей. Хотя по количеству организаций инфраструктуры поддержки МБ округа находится в примерно одинаковом положении, очевидно, что территориально эти институты концентрируются ближе к областному центру (см. табл.). В таблице в скобках жирным шрифтом указано наличие организаций инфраструктуры поддержки: муниципальный фонд (МФ),
Таблица
Состав управленческих округов Свердловской области и наличие в них институтов поддержки малого бизнеса
Восточный управленческий округ Горнозаводской управленческий округ Западный управленческий округ Северный управленческий округ Южный управленческий округ Екатеринбургская агломерация
МО г. Ирбиг и Ирбитское МО (МФ+ИКЦ; СБ, СКВ, УТБ) г. Нижний Тагил (МФ; ЦР МБ СБ, К МБ, СКБ, УТБ, СК, 24) т.о. Первоуральск (МФ+ИКЦ; ЦР МБ СБ, КМБ, СКБ) г.о. Краснотурьинск (МФ; СБ, УТБ) МО г. Каменск-Уральский и Каменский г.о. (МФ; СБ, КМБ, СКБ, УТБ, СК, СГБ, ВУЗ) МО «г. Екатеринбург» (МФ + БИ; все банки, в т.ч. ЦР МБ СБ, ЦР МБ СКБ, ЦУ МБ СК)
МО г. Алапаевск и Алапаевское МО (МФ; СБ, СКБ, УТБ) т.о. Верх-Нейвинский (СБ) Артинский г.о. (СБ) г.о. Верхотурский (МФ) Асбестовский г.о. (МФ; СБ, СКБ, СГБ) Арамильский г.6, (СБ, СКБ)
Артемовский г. о. (МФ; СБ, СКБ, СК) Верхнесалдинский г.о. (МФ + БИ; СБ, СКБ, СГБ) Ачитский г.о. (СБ) Волчанский г.о. (МФ; СБ) Белоярский г.о. (МФ; СКБ) Березовский г.о. (МФ; СБ; УПБ)
Байкаловский м.р. (ИКЦ; СБ) г.о. Верхний Тагил (МФ; СБ) Бисертский г.о. (СБ) Гаринский г.о. го. Богданович (МФ; СБ, СКБ, УТБ) Режевской г.о. (МФ+БИ; СБ, СКБ)
Камышловский го. и Камышлов. м.р. (СБ, СКБ) г.о. Верхняя Тура (СБ) г.о. Верхняя Пышма (МФ+ИКЦ; СБ, УТБ, СК) Ивдельский г. о. (МФ; СБ) го. Верхнее Дуброво Сысертский г.о. (СБ, СКБ)
Пышминский г.о. (СБ) Горноуральский г.о. г. 6. Депярск (ИКЦ; СБ) г.о. Каргшнск (МФ + БИ; СБ, УТБ) г.о. Заречный (Технопарк; СБ, СКБ)
Слободо-Туринский м. р. (СБ) Кировградский г.о. (МФ; СБ) го. Красноуфимск и МО Красноуфимский округ (МФ; СБ, СКБ, ВУ З УТБ) Качканарский г.о. (МФ; СБ, СК) Малышевский г.о. (СБ)
Таборинский м. р. (МФ; СБ) Кушвинский г.о. (СБ, УТБ) Полевской г.о. (СБ, СКБ, УТБ) г.о. Красноуральск (СБ, УТБ) г.о. Рефтинский (СБ, СКБ, СГБ)
Тавдинский г.о. (МФ; СБ, ВУЗ) Невьянский г.о. (МФ; СБ) г.о. Среднеуральск (МФ; СБ, УТБ) г.о. #Й Лесной» (СБ, УТБ) го. Сухой Лог (МФ; СБ, СГБ)
Талицкий т.о. (СБ, УФ) г.о. Нижняя Салда (СБ) Нижнееергинский м.р. (МФ; СБ) Нижнетуринский г.о. (МФ; СБ, СКБ УТБ) МО «Поселок Уральский»
Тугулымский г.о. (МФ; СБ) Новоуральский г.о. (МФ; СБ; СК) г.о. Ре в да (МФ; СБ, УТБ, УПБ) Новолялинский г.о.
Туринский г.о. (ИКЦ; СБ, СКБ) го. ЗАТО Свобо дный г. о, Староуткинск г.о. Пелым (СБ)
пос. Зайково (ИКЦ) пос. Лёвиха (ИКЦ) Шалинский г.о. Североуральский г.:о. (МФ; СБ)
Серовский г.о. (МФ; ЦР МБ СБ; СКБ, ВУЗ, УТБ)
Сосьвинский г.о. (ИКЦ)
информационно-консультационный центр (ИКЦ), бизнес-инкубатор (БИ), технопарк. Кроме того, указаны названия банков-партнеров Областного фонда, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве при реализации различных форм финансовой поддержки МБ: Сбербанк РФ (СБ), включая Центры роста малого бизнеса Сбербанка РФ (ЦР МБ СБ), банк «Северная казна» (СК), включая Центр услуг малому бизнесу «Северная казна» (ЦУ МБ СК), СКБ-Банк (СКВ), включая Центр развития малого бизнеса СКБ-Банка (ЦР МБ СКВ), Свердловский губернский банк (СГБ); ВУЗ-банк (ВУЗ); Банк24.ру (24), Уралтранс-банк (УТБ), Уралприватбанк (У 11Б), Коммерческий банк Уралфинанс (УФ).
Также различен перечень услуг, предоставляемых субъектам предпринимательства данными структурами. Практически всеми структурами поддержки во всех округах предоставляются:
- финансовые услуги, финансирование проектов, микрофинансирование;
- консультационные услуги, юридические услуги, исследование рынка, информационные услуги;
- обучение предпринимателей;
- проведение конкурсов, стажировок;
- офисные услуги, предоставление офисных помещений;
- работа над созданием позитивного имиджа предпринимательства.
Следующие услуги предоставляются лишь частью муниципальных фондов:
- материально-техническая поддержка (в 6 городах);
- микролизинг, система поручительств (в 13 городах всех округов);
- рекламно-издательская деятельность (во всех округах в отдельных городах);
- участие в формировании инфраструктуры поддержки (в 7 городах всех округов, кроме Южного);
- оказание услуг бухгалтерии (в 5 городах).
Кроме перечисленных основных услуг в отдельных организациях также встречаются следующие услуги:
- финансовое посредничество, предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества, финансовый лизинг (г. В. Тагил, г. Верхотурье);
- аренда транспорта и офисного оборудования (В. Тагил и Верхотурье);
- сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества, предоставление посреднических услуг при оценке нежилого недвижимого имущества и управление недвижимым имуществом (г. В. Тагил);
- внешнеэкономическая деятельность в установленном действующим законодательством порядке (г. Карпинск, г. Новоуральск);
- предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу (г. В. Тагил);
- представительство интересов и защита прав субъектов малого предпринимательства в органах государственной власти и органах местного самоуправления (г. Североуральск).
Институциональный контур функционирования и развития малого бизнеса МО г. Екатеринбурга, как муниципального образования с наиболее высоким уровнем развития данного сектора и областного центра, определяющего политику развития малого бизнеса на всей территории области, представлен на рис. 1.
Особенности формирования институциональных контуров развития малого бизнеса
Федеральные органы власти
(исполнительная и законодательная власть) Органы власти субъекта Федерации (исполнительная и законодательная власть) Областной координационный экспертный совет по развитию малого предпринимательства ^
Комитет по развитию малого и среднего^ предпринимательства Свердловской ^ области >
Администрация города: л?
Отдел производства потребительских ^ товаров и малого
предпринимательства ^
Комитет промышленной политики & развития предпринимательства ^ Совет по малому предпринимательству при Главе Екатеринбурга Контролирующие организации Политические партии
Система ценностей
Обеспечение достойного уровня жизни
Независимость положения
Накопление капитала
Мотивация к инициативной (предпринимательской) деятельности
Нормы и правила (культура) деловых отношений
Экономические
Рис. 1. Институциональный контур функционирования и развития инновационного
малого бизнеса МО г. Екатеринбург
В силу ограниченности информации о бюджетной системе поддержки МБ и об особенностях налоговых режимов для МП по городам и районам Свердловской области, а также признания особой важности кредитных институтов и организаций инфраструктуры поддержки, главной функцией которых также является финансовая помощь МП, основное внимание при формировании институциональных контуров в экономической их составляющей было уделено именно этим организациям инфраструктуры. Пример такого институционального контура изображен на рис. 2, представляющем Северный управленческий округ. На рисунке приведена схема взаимодействия составляющих экономической сферы институционального контура с малым бизнесом: организации инфраструктуры поддержки, услуги, предоставляемые ими МП, а также бан-ки-партнеры, имеющие как собственные программы кредитования МБ, так и участвующие в 3 формах совместной с фондами финансовой поддержки МП.
Наиболее эффективной структурой является Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства, который совместно с муниципальными фондами и банками-партнерами оказывает финансовую поддержку субъектам МБ, особенностью которой является разделение рисков, а также льготы для предприятий, работающих в приоритетных отраслях и на территориях со сложными условиями хозяйствования.
На основании анализа управленческих округов на предмет развития в них малого бизнеса и инфраструктуры его поддержки можно сделать следующие выводы и сформулировать стратегические направления развития данной сферы.
Северный управленческий округ. Развитие малого предпринимательства округа сдерживают несовершенство государственной и муниципальной системы поддержки малого предпринимательства, низкие платежеспособность населения и потребительский спрос, неоправданные административные барьеры, слабая кооперация малого и крупного предпринимательства, отсутствие развитых традиций предпринимательства и низкое качество предпринимательской среды. В крупных городах округа действуют муниципальные фонды и отделения некоторых банков-партнеров Областного фонда. Кроме того, в г. Карпинск функционирует бизнес-инкубатор.
Значительная индустриальная база, сложившийся инфраструктурный комплекс, квалифицированные и профессиональные кадры, активизация агропромышленной и инвестиционной деятельности являются надежной основой дальнейшего развития экономики Северного управленческого округа. Одним из важнейших направлений дальнейшего социально-экономического развития Северного управленческого округа является усиление социальной направленности развития экономики, прежде всего развития пищевой и легкой промышленности, торговли, бытового обслуживания, жилищного строительства и социальной инфраструктуры.
С учетом государственной политики переноса центра тяжести по поддержке малого предпринимательства на региональный и муниципальный уровни в Северном округе планируется существенное развитие муниципальной инфраструктуры поддержки МБ: будут созданы во всех муниципальных образованиях муниципальные фонды развития предпринимательства, сеть бизнес-инкубаторов, информационных, консультационных и образовательных структур, центр инновационного бизнеса и технопарк в составе технополиса "Лесной".
Кредитование текущей деятельности; банковского счета (овердрафт); вне-шнеэкон. деятельности; инвестиционной деятельности; вексельное кредитование; займы в драг, металлах; проектное финансирование
Кредит универсальный;
кредит перспективный; кредитная линия, овердрафт
Финансовая система
Кредитование МБ по системе ЕБРР (5 программ)
Овердрафт, микрокредит; мини-кредит индивидуальный;
миникредит инвестиционный; кредитная линия (мини)
Отделения или
доп.офисы Сбербанка РФ (в 11 населенных пунктах)
Отделения или
доп.офисы Уралтрансбанка (6)
Отделение банка «Северная казна»
Отделения СКБ-банка (2)
Отделение ВУЗ-банка
Микрокредит; миникредит
Инфраструктура поддержки МП
Предоставление обеспечения
£
Льготные кредиты
(7 территорий со сложными условиями хозяйствования)
Компенсационные займы
Муниципальный фонд поддержки МП г. Краснотурьинска
Фонд поддержки МП МО Верхотурский уезд
Фонд «Волчанский фонд поддержки МП»
Ивдельский специализированный
фонд поддержки МП лесопромышленного комплекса
Фонд поддержки МП МО г. Карпинск
Фонд поддержки МП МО «г. Качканар»
Нижнетуринский муниципальный фонд поддержки МП
Муниципальный фонд поддержки МП г. Североуральска
Серовский фонд поддержки МП
Бизнес-инкубатор фонда поддержки МП МО "г. Карпинск"
Информационно-консультационный центр, пос. Сосьва
Услуги:
Финансирование проектов
Финансовое посредничество
Микрофинансирование
Предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества
Микролизинг
Финансовый лизинг
Материально-техническая поддержка
Система поручительств
Аренда транспорта и офис, оборудования
Консультационные услуги
Обучение предпринимателей
Проведение конкурсов, стажировок
Предоставление офисных помещений
Юридические услуги
Исследование рынка
Рекламно-издательская деятельность
Офисные услуги
Информационные услуги
Оказание услуг бухгалтерии
Участие в формировании инфраструктуры _поддержки_
Работа над созданием позитивного имиджа предпринимательства
Рис. 2. Экономическая сфера институционального контура развития малого предпринимательства (МП)
Северного управленческого округа Свердловской области
Горнозаводской управленческий округ. Округ обладает достаточными предпосылками для дальнейшего развития малого предпринимательства: богатыми полезными ископаемыми, наличием крупного промышленного и научно-технического потенциала, развитым инфраструктурным комплексом, квалифицированными кадрами. В округе работают 6 муниципальных фондов и бизнес-инкубатор муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Верхнесалдинского района. Можно отметить слабое покрытие территории банковскими организациями.
Развитие МП промышленного профиля округа связано с производственной кооперацией с крупными предприятиями машиностроения и металлообработки, находящимися в процессе конверсии. Хорошие перспективы у МП, имеющих высокотехнологические производства и работающих в сотрудничестве с предприятиями с высоким инновационным потенциалом, в том числе перспективным является взаимодействие в рамках кластера «Титановая долина». Целесообразно придать дальнейший импульс развитию социально-значимых отраслей за счет развития местной сырьевой базы и реконструктивных мероприятий на предприятиях.
Западный управленческий округ отличается высоким уровнем развития как малого бизнеса, так и инфраструктуры его поддержки, но только на территориях крупных городов. Развитие МП товаропроизводящего профиля округа связано с производственной кооперацией с крупными предприятиями черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, лесной и деревообрабатывающей промышленности, строительной индустрии. Достаточные масштабы сельскохозяйственного сырья, близость потребителей готовой продукции, выпуск современной упаковки на промышленных предприятиях округа создают благоприятные предпосылки для опережающего развития непосредственно малыми предприятиями миниперерабатывающих производств.
В дальнейшем в Западном округе в большинстве муниципальных образований будут созданы муниципальные фонды развития предпринимательства, сеть бизнес-инкубаторов, информационных, консультационных, инновационных и образовательных структур, филиалов и представительств областных объединений предпринимателей.
Восточный управленческий округ является депрессивной территорией с точки зрения развития малого бизнеса, однако там имеются потенциальные возможности и резервы для более широкого его развития, вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность, в связи с низкой занятостью населения. Развитие МП промышленного профиля округа связано с кооперацией с крупными предприятиями по производству комплектующих изделий при изготовлении подъемно-транспортного оборудования, систем железнодорожной автоматики, оборудования для горной и металлургической отраслей, нефтегазового комплекса.
МО г. Екатеринбург. В сфере малого предпринимательства города намечено опережающее развитие специализированной инфраструктуры содействия в развитии субъектов малого предпринимательства. Предусматривается расширение сети бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационных центров и других организаций, предоставляющих информационные, консультационные и образовательные услуги. Опережающее развитие в Екатеринбурге получит создание офисной инфраструктуры, реконструкция и строительство специализированных, оснащенных на высоком профессиональном уровне офисных площадей (офисные здания и комплексы, пресс-холлы, деловые и выставочные центры), соответствующих мировым стандартам, для обслуживания деловых кругов. Перспективное устойчивое развитие малого предпринимательства
Особенности формирования институциональных контуров развития малого бизнеса
предполагает рост потребности этой сферы в менеджерах, квалифицированных специалистах среднего звена. Удовлетворить эту потребность предусматривается за счет системы непрерывного образования, создания единого городского пространства дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров на протяжении всего периода функционирования бизнеса, подготовки по специальным программам руководителей малых предприятий.
Таким образом, проведенный анализ эффективности развития малого бизнеса и анализ институциональной среды по территориям Свердловской области позволил сформировать институциональные контуры малого бизнеса по управленческим округам, характеризующие взаимосвязанные основные виды экономической, политической и идеологической деятельности в области малого и среднего предпринимательства. Наличие сформированных автором институциональных контуров развития малого бизнеса позволяет оценить институциональную среду по округам, проводить компаративный анализ основных институтов поддержки малого бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Романова O.A., Беспамятных H.H. Региональный институциональный контур развития малого предпринимательства // Вестник УГТУ-УПИ. 2008.
2. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000.