УПРАВЛЕНЕЦ № 3/43/ 2013
Государство • Регионы • Жизнеобеспечение
^ пьянковА Светлана Григорьевна
Кандидат экономических наук
институт экономики Уральского отделения ран 620014, рФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Тел.: (343) 362-16-37 E-mail: silen [email protected]
Ключевые слова
монопрофильные территории
стратегия
схема
институты развития
Стратегические подходы к выбору и формированию институтов развития монопрофильной территории
Аннотация
Выбор комплекса мер, направленных на стратегическое развитие монопрофильных территорий, непосредственно определяет получаемый результат. В статье представлен обзор действующих институтов развития монопрофильных территорий в Свердловской области, предложены стратегические подходы к эффективному развитию институциональной среды.
JEL classification
Rll, Ol8, O43
Исторической особенностью территориального формирования Российской Федерации является значительная доля монопрофильных городов. Стратегические ориентиры развития данных городов во многом определяют тенденцию и целевые показатели развития как монопрофильного города, так и субъектов Российской Федерации в целом.
В своей монографии В.С. Бочко,
Э.В. Пешина и П.Е. Анимица указывают, что «стратегическое развитие на муниципальном уровне активизирует и актуализирует роль органов местного самоуправления по решению социально-экономических вопросов развития территории, формирует и развивает инновационное мышление работников представительной и исполнительной ветвей власти, создает основу для внедрения в процессы управления прогрессивных идей и механизмов. В случае отсутствия элементов долгосрочного планирования в управлении муниципальным образованием его развитие во многом становится хаотичным, а управление лишь реагирует на изменение внутренних и внешних факторов; субъектом управления при этом будет являться не аппарат администрации, а случайный процесс» [1. С. 24-25].
В целях решения проблем моногородов (таких как дефицит средств местного бюджета, низкая инвестиционная активность предприятий, высокая доля занятости на градообразующем предприятии, недостаток трудовых ресурсов, несоответствие предложения образовательных услуг потребностям работодателей и т.д.) на уровне руководства администраций муниципалитетов и регионов определяются стратегические задачи развития монопрофильных территорий.
В частности, в Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 гг. установлено, что модернизация монопрофильных территорий направлена на [4. С. 60]:
• снижение уровня регистрируемой безработицы в монопрофильных муниципальных образованиях в 2 раза;
• увеличение доли экономически активного населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса монопрофильных территорий, в 1,3 раза;
• снижение доли градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров в среднем на 10%.
Одним из ключевых механизмов, направленных на достижение установленных целевых показателей развития моногородов Свердловской области, является формирование следующих институтов развития [5. С. 161-164]:
1) корпорация развития Среднего Урала (создается с целью поддержки инвестиционных проектов на стартовом этапе - разработка бизнес-плана, проектно-сметной документации и прохождение экспертизы, оказание инвестору содействия по снятию ресурсных ограничений, участие в создании инфраструктурных объектов и реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере);
2) инвестиционный фонд Свердловской области (его цель - расширить бюджетную поддержку инвестиционной деятельности, выступая гарантом серьезности намерений власти в отношении привлечения инвесторов);
3) особые экономические зоны регионального уровня (промышленно-производственная особая экономическая зона «Титановая долина» - высокотехнологичное производство на базе ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (г. Верхняя Салда), портовая особая экономическая зона «Уральский трансконтинент» на территории, прилегающей к аэропорту «Кольцово»);
4) территориально-производственные кластеры (по производству медицинской техники, металлорежущего оборудования, автомобилестроению, приборостроению);
5) технопарки (функционирует 3 индустриальных и 7 научно-технологи-
Single-Industry Territories: Strategic Approaches to Selection and Formation of Development Institutes
ческих технопарков, разработаны концепции, бизнес-планы, осуществляются организационно-финансовые мероприятия по созданию еще 10 технопарков);
6) сеть испытательных лабораторий и центров (создается с целью обеспечения возможности проведения независимых испытаний высокотехнологичной продукции. Наличие в них большой измерительной базы, использование новейших методов испытаний позволят предприятиям высокотехнологичного сектора экономить средства на приобретение оборудования для испытаний и проверок).
В отношении монопрофильной территории под институтом ее развития автор понимает совокупность организаций, формальных норм и правил, создаваемых с участием государства, реализующих механизм стратегического устойчивого социально-экономического развития и снижения внутренних и внешних рисков среды монопрофильной территории.
По данным Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства на сегодняшний день в регионе в целях повышения диверсификации монопрофильных городов организована следующая инфраструктура институтов развития, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства:
• 4 муниципальных бизнес-инкубатора (например, в моногороде Верхне-салдинский городской округ в бизнес-инкубаторе размещено 16 субъектов малого предпринимательства. Специализацией бизнес-инкубатора является предоставление в аренду офисных помещений начинающим предпринимателям на льготных условиях);
• 43 муниципальных фонда поддержки малого предпринимательства (в том числе во всех моногородах Свердловской области: Асбест, Верхнесалдинский городской округ, Волчанский городской округ, Каменск-Уральский, Качканарский городской округ, городской округ
Краснотурьинск, городской округ Крас-ноуральск, Нижний Тагил, Полевской городской округ, городской округ Ревда, городской округ Среднеуральск, Серов-ский городской округ). В соответствии с уставными документами специализация фондов направлена на предоставление микрокредитов субъектам малого и среднего предпринимательства, на оказание консультационной, информационной поддержки и на организацию обучающих программ. В частности, в течение 2012 г. муниципальными фондами поддержки малого и среднего предпринимательства организовано проведение обучения по развитию предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций (по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, маркетинга и продвижения бизнеса, юридическим вопросам), которое прошли 6673 субъекта малого и среднего предпринимательства.
Исходя из анализа услуг, предоставленных муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства в 2012 г., автором установлено, что от общего объема услуг, оказываемых фондами региона, доля услуг в фондах моногородов составляет 31,3% (см. таблицу). В фондах моногородов наибольшую долю составляют: бухгалтерские услуги
- 67%, консультационные услуги - 21%, офисные услуги - 7%.
На рис. 1 представлено распределение по сферам деятельности получателей финансовых форм поддержки за
2012 г.
Из рис. 1 видно, что наибольшую поддержку получили следующие сферы деятельности: производство - 36,6%, услуги
- 24,8%, торговля - 20,8%.
По данным Министерства экономики Свердловской области субъектами малого и среднего предпринимательства -получателями всех видов поддержки -в 2012 г. создано 6 155 рабочих мест, сохранено 21 945 рабочих мест.
Анализ эффективности предоставленных в 2012 г. финансовых форм поддержки
► Svetlana G. PYANKOVA
Cand. Sc. (Ec.)
Institute of Economics
(Ural Branch of the Russian Academy
of Sciences)
620014, RF, Yekaterinburg, ul. Moskovskaya, 29 Phone: (343) 362-16-37 E-mail: silen [email protected]
Key words
single-industry territories
strategy
scheme
development institutes
Summary
Identifying a set of measures aimed at strategic development of single-industry territories directly determines the result obtained. In the article the author provides a overview of operating development institutes of single-industry areas in Sverdlovsk oblast, suggests strategic approaches to effective development of the institutional environment.
JEL classification
R11, O18, O43
UPRAVLENETS № 3/43/ 2013
УПРАВЛЕНЕЦ № 3/43/ 2013
62 Государство • Регионы • Жизнеобеспечение
Услуги, предоставленные муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства в 2012 г. [3]
Организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Арендные услуги Бухгалтерские услуги Консультационные услуги офисные услуги финансовые услуги Юридические услуги Итого
Асбестовский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства 16 5192 420 241 28 100 5997
фонд поддержки малого предпринимательства города Каменска-Уральского 0 381 591 100 0 281 1353
Некоммерческая организация - фонд «Полевской центр развития предпринимательства» 0 22 579 99 0 5 705
фонд «Верхнесалдинский центр развития предпринимательства» 198 3698 1677 1596 30 4 7203
Нижнетагильский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства 0 10438 2164 72 122 166 12962
Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства Муниципального образования город Качканар 0 657 1062 177 129 13 2038
Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства города Краснотурьинска 50 3586 1037 310 9 618 5610
Итого услуг в моногородах 264 (1%) 23 974 (67%) 7 530 (21%) 2 595 (7%) 318 (1%) 1 187 (3%) 35 868 (100%)
Итого услуг во всех фондах Свердловской области 845 67 161 26 124 14 771 1 086 4 592 114579
Доля оказанных услуг в моногородах от общего объема услуг в муниципалитетах Свердловской области, % 31,3 35,7 28,9 17,6 29,3 25,9 31,3
субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим инновационную деятельность, показал, что [2]:
1) выручка инновационных компаний, получивших поддержку, увеличилась на 23,1% к уровню 2011 г. и составила 2 715,281 млн р.;
2) объем налогов, уплаченных инновационными компаниями, получившими поддержку, составил 147,905 млн р. (170,7% к уровню 2011 г.);
3) инновационные компании, получившие поддержку, инвестировали в основные средства 210,826 млн р. (110% к уровню 2011 г.).
В 2013-2015 гг. в целях улучшения значений целевых показателей социальноэкономического развития Свердловской области запланировано финансирование мероприятий областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2011-2015 гг. [2]:
1) количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области увеличится до 202,3 тыс. ед. к 2015 г., с учетом численности субъектов малого и среднего предпринимательства на текущий момент;
2) доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и
организаций увеличится до 33% к 2015 г.;
3) в 2015 г. к реализации проектов малого и среднего предпринимательства будет привлечено внебюджетных средств, средств частных инвесторов, средств иных не запрещенных действующим законодательством РФ источников
0,4 млрд р.;
4) доля оборота малых и средних предприятий (без индивидуальных предпринимателей) в общем обороте организаций Свердловской области возрастет к 2015 г. до 34,0%;
5) в Свердловской области ежегодно будет создаваться не менее 2 500 вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также одним из механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства является участие в реализации программы развития монопрофиль-ных городов.
Министерством регионального развития Российской Федерации определены три города Свердловской области (Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Асбест), которые, например, в течение 2010 г. за счет финансирования из бюджетных и внебюджетных источников достигли следующих результатов [2]:
Нижний Тагил - предоставлено 89 грантов (в том числе за счет средств областного бюджета - 11), обучено 1787 чел., выдано 105 поручительств, предоставлено 5 компенсаций;
Каменск-Уральский - предоставлено 167 грантов (в том числе за счет средств областного бюджета - 7), обучено 2430 чел., выдано 78 поручительств, предоставлено 6 компенсаций;
Асбест - предоставлено 11 грантов (в том числе за счет средств областного бюджета - 6), обучено 491 чел., выдано 30 поручительств.
Новым механизмом поддержки с
2013 г. стала реализация областной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области» на 2011-2015 гг., в рамках которой предоставляются субсидии резидентам технопарков на возмещение затрат, связанных с производством и реализацией инновационной продукции, на условиях 50/50.
На сегодняшний день в реестре технопарков состоит ЗАО «Управляющая компания «Химический парк Тагил» (ОАО «Уралхимпласт» - 4 млрд р., 1336 чел.) [2].
В целях равномерного развития мо-нопрофильных территорий, эффективного вложения бюджетных средств необходимо исследовать институциональную среду городов.
Институциональному развитию монопрофильных городов будет способствовать разработка Схемы формирования институтов развития на территориях Свердловской области на долгосрочный период, которая будет включать установленные целевые пока-
■ Производство ■ Торговля
■ Сельское хозяйство ■ Прочее
■ Услуги
Рис. 1. Получатели финансовых форм поддержки по сферам деятельности, тыс. р. [3]
Рис. 2. Механизм формирования институтов развития
затели развития каждого монопрофиль-ного города, описание институционального строения развития моногородов и выбора новых институтов развития, «дорожные карты» формирования институтов развития, ответственных за каждый этап реализации Схемы, оценку эффективности функционирования институтов развития и т.д.
Автор считает, что при формирования институтов развития важно комплексно учитывать стратегические ориентиры федерального, регионального и местного уровней, а также мнение населения и бизнеса.
При разработке указанной Схемы предлагается учитывать механизм взаимосвязей, представленный на рис. 2.
Сотрудничество триады «власть -бизнес - местное сообщество» будет являться источником эффективного выбора, формирования, финансирования и функционирования институтов развития монопрофильныхтерриторий.
Рассмотрение институционального строения монопрофильных территорий, фильтрация действующих институтов развития и создание новых, изменение подхода к формированию источников финансирования мероприятий являются стратегически важными и актуальными действиями для устойчивого социальноэкономического развития монопрофильных территорий и регионов Российской Федерации в целом.
Источники
1. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофиль-ного города / Е.Г. Анимица (рук. авт. кол.), В.С. Бочко, Э.В. Пешина, П.Е. Анимица; под науч. ред. А.И. Татаркина, М.В. Фёдорова. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2010.
2. Официальный Интернет-ресурс Министерства экономики Свердловской области. Режим доступа: http://me.midural.ru/
3. Официальный Интернет-ресурс Свердловского областного фонда поддержи малого предпринимательства. Режим доступа: http://sofp.ru.
4. Программа социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 гг. Екатеринбург, 2010.
5. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г. (основные положения). Екатеринбург: М-во экономики и труда Свердловской области, 2008.
References
1. Animitsa Ye.G., Bochko V.S., Peshina E.V., Animitsa P.Ye. Conceptual approaches to development of a strategy for a singleindustry territory. [Kontseptualnye podkhody k razrabotke strategii razvitiya monoprofilnogo goroda]. Yekaterinburg, USUE Publ., 2010.
2. Ministry of Economics of Sverdlovsk oblast (Ministerstvo ekonomiki Sverdlovskoy oblasti). Available at: http://me.midural.ru/
3. Sverdlovsk Regional Small Business Support Foundation (Sverdlovskiy oblastnoy fond podderzhki malogo predprinimatelstva). Available at: http://sofp.ru.
4. The program of socio-economic development of Sverdlovsk oblast for the period 2011-2015. [Programma sotsialno-ekonom-icheskogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti na 2011-2015 gg.]. Yekaterinburg, 2010.
5. The strategy of socio-economic development of Sverdlovsk oblast for the period until 2020. [Strategiya sotsialno-ekonomich-eskogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti na period do 2020 g.]. Yekaterinburg, 2008.
UPRAVLENETS № 3/43/ 2013