ЭКОНОМИКА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ: АНАЛИЗ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Комарова О.В., Онищук Н.М.
В статье проводится анализ уровня развития малого и среднего бизнеса в г. Ниж-ннем Тагиле в Свердловской области, дается оценка уровню развития системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в данном муниципальном образовании, сформулированы направления совершенствования муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса.
STATE SUPPORT OF THE SMALL BUSINESS
AT THE LOCAL LEVEL: ANALYSIS AND WAYS OF IMPROVEMENT
O.V. Komarova, N.M. Onischuk
The paper analyzes the level of development of small and medium-sized enterprises in Nizhny Tagil, Sverdlovsk region. It assesses the level of development of the state support system for small and medium-sized businesses in the given municipal unit. The guidelines for improvement of small and medium-sized businesses support are formulated here.
Мировой опыт подтверждает, что малое и среднее предпринимательство (МСП) -важная составляющая рыночной экономики, без которой не может быть гармоничного общественного развития. Данный сектор экономики во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Многочисленные проблемы малого бизнеса и необходимость формирования условий развития предпринимательства свидетельствуют о необходимости его государственной поддержки.
Современная система поддержки малого бизнеса является гибкой самонастраивающейся системой, однако должна иметь и четкие законы построения и эволюции. Задачей нашего исследования являлось рассмотрение формирования системы государственной поддерждки МСП на местном уровне.
Приведем ключевые теоретические положения, на которых основывается наше исследование. Институциональная структура государственной поддержки МСП - сово-
купность способов воздействия специфических институтов более низкого уровня на субъектов МСП и общих институтов, определяющих ограничения поведения данных субъектов в рамках определенной сферы деятельности. Базовая структура института и институциональной структуры государственной поддержки МСП выделена в работе О.В. Комаровой [1]. В нее входят нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие МСП, государственный аппарат, инфраструктура и программы поддержки МСП. Соотношение между элементами институциональной структуры отражено на рис. 1.
При этом роль составляющих институциональную структуру элементов неравнозначна на различных уровнях управления. Так, на федеральном уровне существенную роль играет нормативно-правовая база как стержень позиции государства по отношению к МСП, а наличие федеральной инфраструктуры способствует только размыванию и нецелевому использованию выделенных на государственную поддержку МСП средств.
Комарова О.В., Онищук Н.М.
Рис. 1. Взаимосвязь элементов структуры института государственной поддержки и их влияние на МСП
Роль инфраструктуры повышается по мере приближения к субъектам МСП, т.е. на местном уровне.
Базируясь на теоретико-методологическом подходе анализа институциональной структуры государственной поддержки МСП, система поддержки малого и среденего бизнеса на местном уровне будет иметь свои специфические черты. В частности, нормативно-правовая база (постановления главы местной администрации, решения городской думы или собрания) проецирует федеральное и региональное законодательство и в меньшей степени является инициативным, программа поддержки МСП должна отражать особенности развития территории и включать наиболее значимые инструменты: Государственный аппарат (наличие в структуре местной администрации отдела по работе с МСП) является координирующим и обязательным началом и инфраструктура -наличие широкого спектра организаций, содействующих развитию МСП, например, фонда поддержки МСП, общественного совета, торгово-промышленных палат, ассоциаций, бизнес-сообществ и др.
Исходя из выделенных особенностей формирования институциональной структуры государственной поддержки МСП, можно заключить, что ключевую роль в развитии МСП на местном уровне играет именно инфраструктура: государственная, рыночная,
общественная, поскольку именно инфра-структра является наиболее близкой к малому и среднему бизнесу, во многом образует среду его существования. Наиболее общая теоретическая модель институциональной структуры на местном уровне представлена на рис. 2.
Целью нашего исследования является анализ муниципального уровня поддержки малого и среднего бизнеса, который мы провели на примере г. Нижнего Тагила по данным Администрации г. Нижнего Тагила [2].
В Нижнем Тагиле активно развивается сфера малого и среднего предпринимательства. Основные показатели развития сектора МСП в г. Нижнем Тагиле приведены в таблице 1.
Анализ показывает, что численность сектора МСП растет, при этом ключевую роль играет самозанятость, т.е. развитие индивидуального предпринимательства. В целом рост числа субъектов МСП весьма незначителен - 1,1%. Однако численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства весьма велика и приближается к 25% от общей численности занятых в экономике города, темпы прироста занятых в секторе МСП составили 7,1%. Доля оборотов МСП в общем объеме оборота розничной торговли и общественного питания снизилась, что свидетельствует о насыщении данного вида деятельности. В целом
Администрация города (отдел развития МСП)
Муниципальный
фонд поддержки МСП
Бизнес-инкубатор
Финансовый центр поддержки МСП
Коммерческие банки
Юридические и консультационные фирмы
Учебные заведения ВПО и СПО
Участие в программе государственной поддержки МСП
Совет по развитию МСП
Торгово-промышленная палата (отделение)
Городское отделение ОПОРы России
Рис. 2. Модель институциональной структуры государственной поддержки МСП
на местном уровне
Таблица 1
Основные показатели развития МСП в г. Нижнеи Тагиле
Показатель Год Темпы прироста, %
2010 2011
Всего субъектов МСП, из них: 14959 15126 1,1
Малых и средних предприятий 3740 3810 1,9
Индивидуальных предпринимателей 11219 11316 0,9
Численность занятых в МСП, тыс. человек 42,2 45,2 7,1
Доля занятых в МСП от общей численности занятых в экономике города, % 22,2 24,2 -
Доля МСП в общем объеме оборота розничной торговли и общественного питания, % 62 58
развитие МСП в г. Нижнем Тагиле можно охарактеризовать положительно.
С 1999 года в Нижнем Тагиле действует Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства (МФПМП). Здесь созданы все условия для предоставления субъектам малого и среднего предпринима-
тельства разнообразного спектра услуг: работают Центр охраны труда, Информационно-консультационный центр, Центр производственной кооперации, «телефон доверия». Также продолжает развиваться Центр консультаций и согласований для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Комарова О.В., Онищук Н.М.
Таблица 2
Основные показатели предоставления финансовой поддержки Нижнетагильским МФПМП за 2010-2011 гг.
Показатель Год Темпы прироста,%
2010 2011
Грантов начинающим предпринимателям:
единиц 89 169 89,9
тыс. рублей 24487 39618,0 61,8
Компенсаций по лизинговым договорам:
единиц 5 80 1500
тыс. рублей 1940 33445,7 1624
Микрокредитов:
единиц 48 110 129,2
тыс. рублей 1541,7 44833,9 2808,1
Поручительств гарантийного фонда:
единиц 105 135 28,6
тыс. рублей 66331,5 111775,1 68,5
Субсидий за участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях:
единиц 10 36 260,0
тыс. рублей 67,8 971,7 1333,2
Активно работает Совет по развитию малого и среднего предпринимательства.
При размещении муниципального заказа доля заключенных контрактов и сделок с субъектами МСП за 2010 - 2011 гг. в стоимостном выражении составила 11% от общего объема закупок для муниципальных нужд.
В рамках выполнения Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ организована работа по реализации преимущественного права приватизации арендуемого муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. За 20102011 гг. заключены договоры купли-продажи муниципального имущества с 11 8 субъектами МСП на 145 объектов недвижимости общей площадью 37 939,7 кв. метров. К 2011 году снизилось и количество субъектов, участвующих в программе, и количество объектов, что свидетельствует о насыщении потребностей субъектов МСП.
В Нижнем Тагиле принята долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил на 2010-2012 гг.», утвержденной постановлением Администрации города. За 2010-2011 гг. осуществ-
лен комплекс мероприятий по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории города.
Организованы маркетинговые исследования в сфере малого и среднего предпринимательства. В рамках исследований проведена оценка состояния предпринимательской среды, оценена инвестиционная привлекательность отраслей малого и среднего бизнеса, разработаны отраслевые стратегии развития малого и среднего предпринимательства. Проведен анализ развития системы поддержки малого и среднего бизнеса, подготовлены предложения по ее совершенствованию.
Одной из важнейших проблем развития МСП является доступ к финансовым ресурсам. Как правило, программы поддержки предпринимательства предусматривают расширение доступа малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам. Основные показатели деятельности МФПМП по финансовой поддержке приведены в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что финансовая поддержка, осуществляемая в рамках государственной поддержки МСП, за 2010-2011 гг.
существенно возросла, что способствует укреплению малого и среднего бизнеса. В частности, активно используется новая форма поддержки - гранты начинающим предпринимателям, их число увеличилось на 89,9%, а общая сумма выделенных государством средств выросла на 61,8%. Наибольший рост отмечен по компенсации лизинговых договоров, микрокредитов и субсидирования выставочно-ярмарочной деятельности. Наименьший прирост показывает использование гарантийного фонда - соответственно 28,6% и 68,5%. Данный факт свидетельствует о необходимости обеспечения гибкости в применении финансовых инструментов для поддержки МСП.
Для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров организованы тренинги и семинары. Результаты поддержки в сфере обучения представлены в таблице 3.
Данные таблицы показывают востребованность данного вида поддержки со стороны не только предпринимателей, но и
общества. Также следует отметить разнообразие семинаров и тренингов, проводимых Муниципальным фондом. Кроме указанных в таблице видов обучения, в 2010 году по договору с Нижнетагильским МФПМП в учебных заведениях (Нижнетагильский государственный профессиональный колледж, Нижнетагильский горно-металлургический колледж, Нижнетагильский торгово-экономический колледж) на курсах «Основы предпринимательского дела» обучен 931 человек; в 2011 году проведена сессия стратегического планирования с участием представителей Администрации города и предпринимательского сообщества, в этом мероприятии принял участие 41 человек.
Муниципальный фонд активно оказывает информационную и консультационную поддержку, основные показатели которой представлены в таблице 4.
За 2010-2011 гг. наблюдается рост оказываемой консультационной поддержки субъектам МСП, растет число вовлекаемых организаций (18 организаций участвовало в консультировании в 2010 г., 19 - в 2011г.).
Таблица 3
Основные показатели обучения предпринимателей Нижнетагильским МФПМП за 2010-2011 гг.
Показатель Год Темпы прироста,%
2010 2011
Обучение начинающих предпринимателей по программе «Начни свое дело», чел. 329 399 +21,3
Тренинги в рамках «Дней малого и среднего бизнеса», чел. 232 157 -32,3
Семинары и тренинги НТМФПП, чел. 127 313 +146,5
Таблица 4
Основные показатели информационной и консультационной поддержки предпринимателей Нижнетагильским МФПМП за 2010-2011 гг.
Показатель Год Темпы прироста,%
2010 2011
Информационно-консультационная поддержка МФПМП 2044 3778 84,8
Центр консультаций и согласований для субъектов МСП
отработано рабочих дней 50 51 2,0
принято человек 3197 3349 4,8
предоставлено консультаций 3586 3969 10,7
Комарова О.В. Следует отметить активность фонда в вовлечении объектов рыночной инфраструктуры к предоставлению информационных и консультационных услуг.
В соответствии с действующим законодательством Администрацией города ведется реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей муниципальной поддержки. За 2010 год в реестр включено 59 субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана консультационная поддержка на общую сумму 61,32 тыс. рублей. За 2011 год в реестр включено 172 субъекта малого и среднего предпринимательства, которым оказана консультационная поддержка на общую сумму 99,8 тыс. рублей.
В рамках реализации программы поддержки МСП в г. Нижнем Тагиле проводятся выставки-ярмарки в соответствии с планом Администрации города. Так, в 2010 году было проведено 9 выставок-ярмарок, в 2011 году - 10 выставок-ярмарок и 45 сельскохозяйственных ярмарок во всех районах города.
Традиционно проводится конкурс на «Лучшую организацию малого и среднего бизнеса на территории города». Главная задача конкурса - выявление и поощрение социально-ответственных организаций малого и среднего бизнеса, эффективно работающих в современных экономических условиях. В 2010 году в конкурсе приняли участие 26 организаций МСП, в 2011 году - 45, что свидетельствует о росте доверия государственным и муниципальным программам поддержки МСП, а также повышает
, Онищук Н.М.
престижность работы и значимость малого и среднего бизнеса для экономики города.
В целях повышения роли малого и среднего предпринимательства в социальной и общественной жизни города организована деятельность Совета по развитию малого и среднего предпринимательства. В 2010 году состоялось 2 заседания Совета, на которых рассмотрено 8 вопросов, в 2011 году проведено 3 заседания Совета, рассмотрено 12 вопросов.
Как показывает таблица 5, расходы на выполнение муниципальной программы поддержки МСП возросли более чем в 2,5 раза, при этом в 2010-2011 годах произошло изменение структуры расходуемых средств: доля средств федерального бюджета выросла с 31,5% до 53,6%, в абсолютном выражении расходы федерального бюджета выросли почти в 4 раза; доля средств областного бюджета сократилась с 66,9% до 45,8%, но в абсолютном выражении выросла более чем в 1,5 раза; расходы бюджета города сократились во всех измерениях: доля расходов местного бюджета сократилась с 1,6% до 0,5%, в абсолютном выражении снижение составило 24,3%.
Такая динамика говорит о централизации финансовых средств на поддержки МСП. С одной стороны, такая тенденция является положительной: как правило, местные бюджеты не могут обеспечить достойный уровень ни собственных доходов, ни, соответственно, расходов на поддержку МСП и федеральный и областной бюджеты выступают как компенсирующие по отношению к местному бюджету. С другой стороны, по-
Таблица 5
Расходы на осуществление программы поддержки МСП Нижнетагильским МФПМП за 2010-2011 гг.
Источник средств Год Темпы прироста,%
2010 2011
тыс. рублей % к итогу тыс. рублей % к итогу
ВСЕГО 109106,4 100,0 253726,88 100,0 132,5
Федеральный бюджет 34362,7 31,5 136108,17 53,6 296,1
Областной бюджет 72948,0 66,9 116258,58 45,8 59,4
Бюджет города 1795,7 1,6 1360,13 0,5 -24,3
скольку расходы в рамках федеральных и региональных бюджетов регламентированы, то формируется весьма стандартизованная система поддержки, что не учитывает возможности развития определенных муниципальных образований.
Рассмотренная система поддержки малого и среднего бизнеса на примере города Нижний Тагил оценивается нами как развитая, поскольку имеются практически все элементы институциональной структуры поддержки МСП, которая, на наш взгляд, является доминирующей в структуре развития МСП. Однако в данной системе можно выделить ряд недостатков. Во-первых, это отсутствие связи между субъектами государственной и рыночной инфраструктуры, слабое вовлечение последних в оказание услуг по поддержке МСП. Во-вторых, неполнота и несбалансированность инфраструктуры поддержки, хотя именно в этом направлении ведется активная работа, например, создание бизнес-инкубатора. В-третьих, неразработанность связей между государственной и общественной инфраструктурами поддержки МСП.
Основным направлением развития институциональной структуры государственной поддержки МСП в г. Нижнем Тагиле является обеспечение полноты и сбалансированности развития МСП, поэтому инфраструктуру поддержки следует дополнить и включить в нее аналитический центр, финансовый центр и учреждения системы образования. Каждый из этих элементов будет способствовать повышению эффективности поддержки малого и среднего бизнеса, в частности:
- создание аналитического центра направлено на повышение согласованности действий инфраструктуры и наибольшее удовлетворение потребностей предпринимательского сектора;
- организация финансового центра может способствовать снижению трансакционных издержек в процессе поиска финансовых ресурсов малыми и средними предприятиями;
- вовлечение в систему поддержки МСП учебных заведений осуществляется с целью развития инновационного бизнеса и повышения доступности образования для предпринимателей.
Таким образом, формирование институциональной структуры государственной поддержки МСП в г. Нижнем Тагиле должно опираться на следующие ключевые моменты:
- институциональная структура государственной поддержки МСП должна опираться на общественный интерес и активную связь между бизнесом и государством;
- развитие институциональной структуры в г. Нижнем Тагиле невозможно без изменения всего института государственной поддержки МСП на всех уровнях управления.
Надо заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике должна стать долговременным направлением структурной политики, обеспечивающей органическое соединение воспроизводственных и рыночных процессов в российской экономике, реализацию современной стратегии инновационного развития, поскольку именно малые и средние предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области МСП, могут стать основой развития инновационного потенциала во многих отраслях, обеспечить гибкость производственной структуры экономики и стать основой устойчивого среднего класса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комарова О.В. Институт государственной поддержки малого предпринимательства и его развитие в России. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. 128 с.
2. Малое и среднее предпринимательство в Нижнем Тагиле [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntagil.org/business/