УДК 338
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Р.Р. Абуллаев
Условия для развития предпринимательской деятельности задаются совокупностью формальных и неформальных институтов. Важным условием деятельности российских предпринимателей является такая особенность российской институциональной среды, как значительная роль государства в экономике. Предпринимательство в российских условиях является не только частной инициативой, но и реализацией государственной экономической политики, что требует гармонизации общественных и личных интересов. Основу механизма согласования интересов должно составлять взаимовыгодное сотрудничество субъектов национальной экономики, объективной предпосылкой которого служит взаимная потребность друг в друге. Государство нуждается в высокоразвитом предпринимательстве, способном обеспечить экономический рост, а предприниматели - в государстве, способном создать благоприятную среду для их эффективного функционирования. Поэтому перспективы развития предпринимательской деятельности связаны прежде всего с благоприятной для согласования интересов институциональной средой, которую создают властные структуры как федерального, так регионального уровней.
Как известно, в России в целом и в Ростовской области - в частности внешняя среда (в основном ее рыночные составляющие) достаточно агрессивна по отношению к малому предпринимательству: в рейтинге условий для предпринимательства Россия опустилась на семь пунктов за 2009 г. и заняла 123- е место среди 183 стран [1]. Государственная поддержка предпринимательской деятельности должна стать амортизационной подушкой, компенсирующей негативное воздействие внешней среды, тем более что помощь мало-
Абуллаев Ренат Рамисович - аспирант кафедры экономической теории Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69.
му бизнесу со стороны государства - широко распространенная международная практика.
В Ростовской области действует более 52 тыс. малых и средних предприятий, объем их продукции в 2011 г. превысил 260 млрд руб., доля в валовом региональном продукте (ВРП) - 11,6 % [2].
Администрация Ростовской области по отношению к предпринимательству выполняет следующие функции:
- создает правовую базу и институциональное обеспечение предпринимательской деятельности;
- формирует ее инфраструктуру;
- стимулирует, поддерживает и координирует предпринимательскую деятельность.
Такие институциональные факторы, составляющие внешнюю среду бизнеса, как политическая ситуация, общехозяйственные и экологические нормы, в меньшей степени -инвестиционный и налоговый климат, не зависят от деятельности региональных властей, более того, деятельность последних сама обусловлена воздействием этих факторов. Сферой деятельности областной администрации, направленной на согласование общественных интересов и частных интересов предпринимателей, является формирование благоприятного предпринимательского климата: создание и обеспечение функционирования инфраструктуры бизнеса, системы подготовки и переподготовки кадров, в определенной степени - формирование налогового климата, системы информирования, обучение и консультирование предпринимателей, поддержка малого бизнеса, инновационной инфраструктуры (инкубаторы, технопарки), инновационного потенциала. Поддержка предпринимателям оказывается и на уровне муниципальных образований: в каждом городском округе и муниципальном районе действует програм-
Renat Abullaev - post-graduate student of the Economic Theory Department at the Rostov State Economic University, 69, B. Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344002.
ма поддержки малого и среднего предпринимательства.
В течение последнего десятилетия в Ростовской области был принят ряд нормативно-правовых актов и реализуются мероприятия, призванные развивать предпринимательскую деятельность. К ним можно отнести:
- областной закон "О поддержке малого предпринимательства в Ростовской области" от 16 июля 1997 г. № 40-3 с;
- областную целевую программу развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 гг.;
- областную целевую программу "Молодежь Дона" на 2006-2010 гг.;
- Концепцию инновационной политики Ростовской области на 2003-2006 гг.;
- областную целевую программу инновационного развития Ростовской области на 2007-2008 гг.;
- региональные конкурсы "Лучший предприниматель Дона", проводимые с 2006 г.;
- областную долгосрочную целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 гг.;
- инвестиционную программу Ростовской области на 2010 г.;
- областную целевую программу поддержки экспорта в Ростовской области на 2009-2010 гг.;
- областную целевую программу "Развитие туризма в Ростовской области" на 2008-2010 гг.;
- семинары, конференции, выставки и т.п. мероприятия, направленные на информационную и организационную поддержку развития малого инновационного предпринимательства.
В рамках областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2014 гг. предусмотрена реализация различных мероприятия по поддержке предпринимательских структур. Программой прогнозируется рост числа малых и средний предприятий (МСП) к 2014 г. на 102,6 %, рост занятых на тех же предприятиях - на 103,6 %, рост объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий - не менее чем на 111 %. Рост этих показателей позволит довести долю продукции, производимой субъектами МСП в объеме ВРП, к 2014 г. до 20,5 % [2].
Совокупность мероприятий Программы можно сгруппировать по трем направлениям: финансовая, имущественная и организационная поддержка предпринимателей. Финансовая поддержка предполагает:
- расширение доступа к финансовым, имущественным, информационным ресурсам;
- предоставление земельных участков для размещения бизнеса;
- функционирование инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Начинающим предпринимателям администрация области оказывает финансовую поддержку. В посткризисный 2009 г. 3400 предпринимателей получили субсидию на организацию собственного дела в службе занятости, т.е. за счет федерального бюджета, в более стабильном 2010 г. - 2772 человека. За счет средств областного и местного бюджетов гранты как начинающие предприниматели в 2009 г. получили 585 предпринимателей (из областного бюджета - 213 человек на 38,5 млн руб., из местных бюджетов -372 чел. на сумму 43,1 млн руб.), в 2010 г. такие гранты получили 261 начинающих предпринимателей на сумму почти 43 млн руб. (из областного бюджета - 170 начинающих на 31,3 млн руб., из местных бюджетов -
91 чел. на сумму 12 млн руб.) [2].
Имущественная поддержка выражается в льготной приватизации объектов государственной и муниципальной собственности. С 1 января 2009 г. субъекты малого и среднего предпринимательства Ростовской области получили право льготной приватизации арендуемого имущества. В 2010 г. было выкуплено 763 объекта общей площадью
92 тыс. кв. м, стоимость которых составила более 1 млрд руб. В то же время опросы предпринимателей показывают, что 34,5 % опрошенных не знают о праве на "льготный" выкуп находящихся в их пользовании нежилых помещений [3].
В соответствии с ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" муниципалитеты получили право утверждать перечни муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего бизнеса, объектам инфраструктуры поддержки бизнеса. Из 463 муниципальных образований Ростовской области лишь в 50 приняты такие перечни и заключены договоры аренды муниципального имущества с 768 предпринимателями [2].
Организационная поддержка предпринимателей в Ростовской области призвана свести к минимуму вмешательство властей в деятельность предпринимателей. Для решения этой всегда актуальной для России проблемы в 1999 г. была создана Межведомственная комиссия по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития малого предпринимательства (МВК). В ее составе предприниматели, представители местной власти и средств массовой информации, что позволяет согласовывать интересы бизнеса и властных структур.
На заседаниях МВК определяются пути решения следующих проблем:
- взаимодействия субъектов малого предпринимательства с природоохранными органами;
- стандартизации и сертификации продукции и услуг и реализации на территории области положений и требований Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании";
- реализации продукции сельскохозяйственных производителей на рынках области;
- совершенствования порядка исчисления платы за земли, используемые для осуществления предпринимательской деятельности;
- доступа субъектов малого предпринимательства к продукции и услугам естественных монополий.
В 1992 г. по инициативе предпринимателей была создана Торгово-промышленная палата Ростовской области - негосударственная некоммерческая организация, объединяющая организации и индивидуальных предпринимателей. С 2002 г. действует региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", защищающее права предпринимателей.
Условиями создания благоприятной для предпринимательской деятельности среды, кроме правовых норм, выступают институты инфраструктуры: банки, центры занятости, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров, высшие и средние учебные заведения, рекламные агентства, аудиторские и консалтинговые фирмы и т.п. организации, обеспечивающие эффективную деятельность рыночных субъектов.
В Ростовской области выстроена инфраструктура поддержки малого бизнеса, включающая более 70 организаций:
- фонды и агентства поддержки малого предпринимательства;
- общественные объединения предпринимателей;
- образовательные учреждения и обучающие программы;
- кредитные кооперативы;
- бизнес-инкубаторы;
- информационно-консалтинговые центры (ИКЦ);
- лизинговые компании;
- технопарки и инновационные центры;
- разовые проекты поддержки.
Через фонды и агентства поддержки малого предпринимательства осуществляется:
- консультирование по актуальным вопросам хозяйственной деятельности и ведению бухгалтерии;
- представительство интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующих органах;
- разъяснение действующего законодательства в форме проведения семинаров, тренингов, мастер-классов;
- разработка тематических методических пособий;
- обучение основам предпринимательской деятельности безработных, военнослужащих, прошедших переподготовку по гражданским специальностям;
- поддержка субъектов малого предпринимательства на начальном этапе их деятельности;
- проведение социологических исследований;
- консультирование в режиме "горячей линии".
Массированная и разнообразная поддержка оборачивается трудностями для предпринимателей, "заваленных" информационным потоком федерального и областного законодательства, внутриведомственными инструкциями и регламентами. Актуализируется задача повышения уровня нормативно-правовой грамотности предпринимателей как фактора успешности бизнеса. В 2010 г. через объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства было оказано свыше 45 тыс. консультаций предпринимателям и гражданам, желающим заняться предпринимательской деятельностью. Департаментом предпринимательства после кризиса 2008 г. реализуется пилотный проект по бесплатному консультированию начинающих и потенци-
альных предпринимателей. В рамках проекта организованы консультационные пункты в муниципальных образованиях, в которых субподрядные организации реализуют поставленные администрацией области цели и задачи консультационной поддержки бизнеса. За первые три месяца его реализации за консультациями обратилось свыше 10 тыс. предпринимателей и безработных граждан, которым было оказано более 25 тыс. консультаций. Опрос, проведенный по результатам первого года работы проекта, позволил выявить проблемы, препятствующие эффективной работе консультационных пунктов:
- недостаток финансовых средств для найма квалифицированных специалистов (39 % опрошенных);
- отсутствие квалифицированных кадров для персонала консультационных пунктов (32 %);
- нехватка узкоспециальных знаний у работающих специалистов (23 %);
- слабая поддержка со стороны органов местного самоуправления (16 %);
- недостаточный интерес предпринимателей к консультационным услугам (15 %) [4].
Больше половины обратившихся в консультационные пункты - безработные жители области, желающие организовать собственное дело. Эти люди вынуждены заняться предпринимательством, но у них не хватает идей для успешного ведения бизнеса, знаний экономических закономерностей, опыта выживания в конкурентной среде. При этом обращение предпринимателей к консультированию мы рассматриваем как средство обратной связи, получения информации о проблемах в этой сфере. Поэтому деятельность консультационных пунктов для оперативного получения консультационной помощи, для анализа и своевременного принятия решений рекомендуется сопрягать с деятельностью областной и муниципальных МВК. В частности, в городах и районах, на территории которых действуют многофункциональные центры, целесообразно размещать консультационные пункты в помещениях действующих МФЦ. Размещение объектов предпринимательской инфраструктуры в разных частях городов приведет только к ухудшению качества предоставляемых ими услуг.
Опрос показал, что почти все обратившиеся в консультационные пункты (93 %) планируют и в дальнейшем обращаться туда.
Востребованность предоставляемых властными структурами консультационных услуг обусловливает необходимость массированного информирования субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях и направлениях консультационной поддержки. Согласно опросу, чаще всего о работе пилотного проекта узнавали из местных газет (25 %), от местной администрации (25 %) и от других предпринимателей (21 %). Для организованной системы информирования предпринимателей на постоянной основе рекомендуется задействовать универсальное средство информации - Интернет, а также адресное информирование. Все консультационные пункты должны иметь свой сайт с интерактивной информацией и перекрестными ссылками. Интернет-формат консультирования позволяет предпринимателю минимизировать трансакци-онные издержки, получать ответ на свой вопрос в кратчайший срок, не выходя из офиса или дома. При этом сокращаются и издержки работы консультационного пункта.
Проблема отсутствия квалифицированных кадров для персонала консультационных пунктов, размещенных в муниципалитетах, отмеченная 32 % опрошенных, объясняется, в первую очередь, недостатком финансовых средств для найма квалифицированных специалистов. Повышение квалификации консультантов (и самих предпринимателей) возможно через образовательную составляющую инфраструктуры поддержки предпринимательства. В Ростовской области она представлена:
- 95 организациями (54 научно-исследовательских, 15 конструкторских, 14 вузов, 12 научно-технических подразделений на промышленных предприятиях);
- 87 государственными и негосударственными высшими и средними профессиональными образовательными учреждениями, 350 образовательными учреждениями подготовки кадров;
- научным центром РАН, ведомственными и межотраслевыми информационными центрами и др. [5].
Бизнес-образование в регионе предоставляется на курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовки, бизнес-тренингах и мастер-классах, на обучающих семинарах. В области реализуется единственная в России Губернаторская программа подготовки управленческих кадров для сферы малого бизнеса. Обучение по про-
грамме осуществляется не только в Ростове-на-Дону, но и в депрессивных территориях области: городах Гуково и Шахты.
Изложенное показывает, что органы власти Ростовской области создали инфраструктуру, обеспечивающую базовые условия для деятельности предпринимателей. Но по данным отчета организации "Опора России" о состоянии предпринимательского климата в российских регионах, Ростовская область находится на последних местах по большинству факторов, составляющих индекс развития МСБ. Хотя на протяжении последних лет регулярно принимались целые пакеты нормативно-правовых актов, нацеленных на поддержку предпринимательства, механизм административной помощи предпринимателей недостаточно эффективен. Предпринимательство стало важнейшим элементом экономики региона, но деятельность предпринимателей требует развития рынка инноваций, капитала и других факторов производства, в регулировании которых особенно велика роль государства. Структура малого бизнеса в регионе устойчиво смещается в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли предприятий, занимающихся производственной деятельностью, наукой и научным обслуживанием.
На наш взгляд, при разработке стратегии развития предпринимательства в регионе необходимо исходить из следующих положений:
1. Государственная поддержка предпринимателей должна быть значительной. Это выступит импульсом дальнейшего развития предпринимательской деятельности за счет внутренних ресурсов и привлечения внешних инвесторов.
2. Формы поддержки должны способствовать развитию инициативы предпринимателей.
При выборе путей поддержки предпринимателей предпочтение должно отдаваться:
- беззатратным мероприятиям, способным изменить текущую ситуацию и дать ощутимый экономический или социальный эффект в будущем;
- низкозатратным и высокоэффективным мероприятиям, дающим экономический эффект в краткосрочном периоде;
- низкозатратным социально значимым мероприятиям, способным изменить психологические ожидания предпринимателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. В рейтинге условий для предпринимательства Россия разместилась между Уругваем и Угандой // Subscribe.ru. Информационный канал. [Электронный ресурс]. URL: http://subscribe.ru/catalog/media/ today, дата обращения: 2010-11-04, 15:39.
2. Малый и средний бизнес Дона. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mbdon.ru.
3. Доклад директора департамента инвестиций и предпринимательства области С.В. Брылева // Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www. donland.ru/Default.aspx?pageid=95418
4. Палагина А.Н. О перспективах формирования в Ростовской области системы консультационного сопровождения субъектов малого и среднего предпринимательства. Выступление на заседании Совета по предпринимательству при Администрации Ростовской области, 29 сентября 2010 г. // Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www. donland.ru/Default.aspx?pageid=92660
5. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www. donland.ru.
24 апреля 2012 г.