Научная статья на тему 'Институциональные условия поддержки предпринимательской деятельности в Ростовской области'

Институциональные условия поддержки предпринимательской деятельности в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND AVERAGE BUSINESS / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ADMINISTRATIVE BARRIERS / ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / SUPPORT OF BUSINESSMEN / ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INFRASTRUCTURE OF ENTERPRISE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абуллаев Ренат Рамисович

В статье рассмотрены основные направления поддержки малого и среднего бизнеса (на примере Ростовской области), связанные с созданием благоприятной институциональной среды действиями властных структур как федерального, так регионального уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional Conditions of Support of Enterprise Activity in Rostov Region

The basic support spheres of small and average business (on an example of the Rostov region) connected with creation the favorable institutional environment which is created by power structures both federal, and regional levels are considered.

Текст научной работы на тему «Институциональные условия поддержки предпринимательской деятельности в Ростовской области»

УДК 338

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Р.Р. Абуллаев

Условия для развития предпринимательской деятельности задаются совокупностью формальных и неформальных институтов. Важным условием деятельности российских предпринимателей является такая особенность российской институциональной среды, как значительная роль государства в экономике. Предпринимательство в российских условиях является не только частной инициативой, но и реализацией государственной экономической политики, что требует гармонизации общественных и личных интересов. Основу механизма согласования интересов должно составлять взаимовыгодное сотрудничество субъектов национальной экономики, объективной предпосылкой которого служит взаимная потребность друг в друге. Государство нуждается в высокоразвитом предпринимательстве, способном обеспечить экономический рост, а предприниматели - в государстве, способном создать благоприятную среду для их эффективного функционирования. Поэтому перспективы развития предпринимательской деятельности связаны прежде всего с благоприятной для согласования интересов институциональной средой, которую создают властные структуры как федерального, так регионального уровней.

Как известно, в России в целом и в Ростовской области - в частности внешняя среда (в основном ее рыночные составляющие) достаточно агрессивна по отношению к малому предпринимательству: в рейтинге условий для предпринимательства Россия опустилась на семь пунктов за 2009 г. и заняла 123- е место среди 183 стран [1]. Государственная поддержка предпринимательской деятельности должна стать амортизационной подушкой, компенсирующей негативное воздействие внешней среды, тем более что помощь мало-

Абуллаев Ренат Рамисович - аспирант кафедры экономической теории Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69.

му бизнесу со стороны государства - широко распространенная международная практика.

В Ростовской области действует более 52 тыс. малых и средних предприятий, объем их продукции в 2011 г. превысил 260 млрд руб., доля в валовом региональном продукте (ВРП) - 11,6 % [2].

Администрация Ростовской области по отношению к предпринимательству выполняет следующие функции:

- создает правовую базу и институциональное обеспечение предпринимательской деятельности;

- формирует ее инфраструктуру;

- стимулирует, поддерживает и координирует предпринимательскую деятельность.

Такие институциональные факторы, составляющие внешнюю среду бизнеса, как политическая ситуация, общехозяйственные и экологические нормы, в меньшей степени -инвестиционный и налоговый климат, не зависят от деятельности региональных властей, более того, деятельность последних сама обусловлена воздействием этих факторов. Сферой деятельности областной администрации, направленной на согласование общественных интересов и частных интересов предпринимателей, является формирование благоприятного предпринимательского климата: создание и обеспечение функционирования инфраструктуры бизнеса, системы подготовки и переподготовки кадров, в определенной степени - формирование налогового климата, системы информирования, обучение и консультирование предпринимателей, поддержка малого бизнеса, инновационной инфраструктуры (инкубаторы, технопарки), инновационного потенциала. Поддержка предпринимателям оказывается и на уровне муниципальных образований: в каждом городском округе и муниципальном районе действует програм-

Renat Abullaev - post-graduate student of the Economic Theory Department at the Rostov State Economic University, 69, B. Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344002.

ма поддержки малого и среднего предпринимательства.

В течение последнего десятилетия в Ростовской области был принят ряд нормативно-правовых актов и реализуются мероприятия, призванные развивать предпринимательскую деятельность. К ним можно отнести:

- областной закон "О поддержке малого предпринимательства в Ростовской области" от 16 июля 1997 г. № 40-3 с;

- областную целевую программу развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 гг.;

- областную целевую программу "Молодежь Дона" на 2006-2010 гг.;

- Концепцию инновационной политики Ростовской области на 2003-2006 гг.;

- областную целевую программу инновационного развития Ростовской области на 2007-2008 гг.;

- региональные конкурсы "Лучший предприниматель Дона", проводимые с 2006 г.;

- областную долгосрочную целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 гг.;

- инвестиционную программу Ростовской области на 2010 г.;

- областную целевую программу поддержки экспорта в Ростовской области на 2009-2010 гг.;

- областную целевую программу "Развитие туризма в Ростовской области" на 2008-2010 гг.;

- семинары, конференции, выставки и т.п. мероприятия, направленные на информационную и организационную поддержку развития малого инновационного предпринимательства.

В рамках областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2014 гг. предусмотрена реализация различных мероприятия по поддержке предпринимательских структур. Программой прогнозируется рост числа малых и средний предприятий (МСП) к 2014 г. на 102,6 %, рост занятых на тех же предприятиях - на 103,6 %, рост объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий - не менее чем на 111 %. Рост этих показателей позволит довести долю продукции, производимой субъектами МСП в объеме ВРП, к 2014 г. до 20,5 % [2].

Совокупность мероприятий Программы можно сгруппировать по трем направлениям: финансовая, имущественная и организационная поддержка предпринимателей. Финансовая поддержка предполагает:

- расширение доступа к финансовым, имущественным, информационным ресурсам;

- предоставление земельных участков для размещения бизнеса;

- функционирование инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Начинающим предпринимателям администрация области оказывает финансовую поддержку. В посткризисный 2009 г. 3400 предпринимателей получили субсидию на организацию собственного дела в службе занятости, т.е. за счет федерального бюджета, в более стабильном 2010 г. - 2772 человека. За счет средств областного и местного бюджетов гранты как начинающие предприниматели в 2009 г. получили 585 предпринимателей (из областного бюджета - 213 человек на 38,5 млн руб., из местных бюджетов -372 чел. на сумму 43,1 млн руб.), в 2010 г. такие гранты получили 261 начинающих предпринимателей на сумму почти 43 млн руб. (из областного бюджета - 170 начинающих на 31,3 млн руб., из местных бюджетов -

91 чел. на сумму 12 млн руб.) [2].

Имущественная поддержка выражается в льготной приватизации объектов государственной и муниципальной собственности. С 1 января 2009 г. субъекты малого и среднего предпринимательства Ростовской области получили право льготной приватизации арендуемого имущества. В 2010 г. было выкуплено 763 объекта общей площадью

92 тыс. кв. м, стоимость которых составила более 1 млрд руб. В то же время опросы предпринимателей показывают, что 34,5 % опрошенных не знают о праве на "льготный" выкуп находящихся в их пользовании нежилых помещений [3].

В соответствии с ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" муниципалитеты получили право утверждать перечни муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего бизнеса, объектам инфраструктуры поддержки бизнеса. Из 463 муниципальных образований Ростовской области лишь в 50 приняты такие перечни и заключены договоры аренды муниципального имущества с 768 предпринимателями [2].

Организационная поддержка предпринимателей в Ростовской области призвана свести к минимуму вмешательство властей в деятельность предпринимателей. Для решения этой всегда актуальной для России проблемы в 1999 г. была создана Межведомственная комиссия по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития малого предпринимательства (МВК). В ее составе предприниматели, представители местной власти и средств массовой информации, что позволяет согласовывать интересы бизнеса и властных структур.

На заседаниях МВК определяются пути решения следующих проблем:

- взаимодействия субъектов малого предпринимательства с природоохранными органами;

- стандартизации и сертификации продукции и услуг и реализации на территории области положений и требований Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании";

- реализации продукции сельскохозяйственных производителей на рынках области;

- совершенствования порядка исчисления платы за земли, используемые для осуществления предпринимательской деятельности;

- доступа субъектов малого предпринимательства к продукции и услугам естественных монополий.

В 1992 г. по инициативе предпринимателей была создана Торгово-промышленная палата Ростовской области - негосударственная некоммерческая организация, объединяющая организации и индивидуальных предпринимателей. С 2002 г. действует региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", защищающее права предпринимателей.

Условиями создания благоприятной для предпринимательской деятельности среды, кроме правовых норм, выступают институты инфраструктуры: банки, центры занятости, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров, высшие и средние учебные заведения, рекламные агентства, аудиторские и консалтинговые фирмы и т.п. организации, обеспечивающие эффективную деятельность рыночных субъектов.

В Ростовской области выстроена инфраструктура поддержки малого бизнеса, включающая более 70 организаций:

- фонды и агентства поддержки малого предпринимательства;

- общественные объединения предпринимателей;

- образовательные учреждения и обучающие программы;

- кредитные кооперативы;

- бизнес-инкубаторы;

- информационно-консалтинговые центры (ИКЦ);

- лизинговые компании;

- технопарки и инновационные центры;

- разовые проекты поддержки.

Через фонды и агентства поддержки малого предпринимательства осуществляется:

- консультирование по актуальным вопросам хозяйственной деятельности и ведению бухгалтерии;

- представительство интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующих органах;

- разъяснение действующего законодательства в форме проведения семинаров, тренингов, мастер-классов;

- разработка тематических методических пособий;

- обучение основам предпринимательской деятельности безработных, военнослужащих, прошедших переподготовку по гражданским специальностям;

- поддержка субъектов малого предпринимательства на начальном этапе их деятельности;

- проведение социологических исследований;

- консультирование в режиме "горячей линии".

Массированная и разнообразная поддержка оборачивается трудностями для предпринимателей, "заваленных" информационным потоком федерального и областного законодательства, внутриведомственными инструкциями и регламентами. Актуализируется задача повышения уровня нормативно-правовой грамотности предпринимателей как фактора успешности бизнеса. В 2010 г. через объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства было оказано свыше 45 тыс. консультаций предпринимателям и гражданам, желающим заняться предпринимательской деятельностью. Департаментом предпринимательства после кризиса 2008 г. реализуется пилотный проект по бесплатному консультированию начинающих и потенци-

альных предпринимателей. В рамках проекта организованы консультационные пункты в муниципальных образованиях, в которых субподрядные организации реализуют поставленные администрацией области цели и задачи консультационной поддержки бизнеса. За первые три месяца его реализации за консультациями обратилось свыше 10 тыс. предпринимателей и безработных граждан, которым было оказано более 25 тыс. консультаций. Опрос, проведенный по результатам первого года работы проекта, позволил выявить проблемы, препятствующие эффективной работе консультационных пунктов:

- недостаток финансовых средств для найма квалифицированных специалистов (39 % опрошенных);

- отсутствие квалифицированных кадров для персонала консультационных пунктов (32 %);

- нехватка узкоспециальных знаний у работающих специалистов (23 %);

- слабая поддержка со стороны органов местного самоуправления (16 %);

- недостаточный интерес предпринимателей к консультационным услугам (15 %) [4].

Больше половины обратившихся в консультационные пункты - безработные жители области, желающие организовать собственное дело. Эти люди вынуждены заняться предпринимательством, но у них не хватает идей для успешного ведения бизнеса, знаний экономических закономерностей, опыта выживания в конкурентной среде. При этом обращение предпринимателей к консультированию мы рассматриваем как средство обратной связи, получения информации о проблемах в этой сфере. Поэтому деятельность консультационных пунктов для оперативного получения консультационной помощи, для анализа и своевременного принятия решений рекомендуется сопрягать с деятельностью областной и муниципальных МВК. В частности, в городах и районах, на территории которых действуют многофункциональные центры, целесообразно размещать консультационные пункты в помещениях действующих МФЦ. Размещение объектов предпринимательской инфраструктуры в разных частях городов приведет только к ухудшению качества предоставляемых ими услуг.

Опрос показал, что почти все обратившиеся в консультационные пункты (93 %) планируют и в дальнейшем обращаться туда.

Востребованность предоставляемых властными структурами консультационных услуг обусловливает необходимость массированного информирования субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях и направлениях консультационной поддержки. Согласно опросу, чаще всего о работе пилотного проекта узнавали из местных газет (25 %), от местной администрации (25 %) и от других предпринимателей (21 %). Для организованной системы информирования предпринимателей на постоянной основе рекомендуется задействовать универсальное средство информации - Интернет, а также адресное информирование. Все консультационные пункты должны иметь свой сайт с интерактивной информацией и перекрестными ссылками. Интернет-формат консультирования позволяет предпринимателю минимизировать трансакци-онные издержки, получать ответ на свой вопрос в кратчайший срок, не выходя из офиса или дома. При этом сокращаются и издержки работы консультационного пункта.

Проблема отсутствия квалифицированных кадров для персонала консультационных пунктов, размещенных в муниципалитетах, отмеченная 32 % опрошенных, объясняется, в первую очередь, недостатком финансовых средств для найма квалифицированных специалистов. Повышение квалификации консультантов (и самих предпринимателей) возможно через образовательную составляющую инфраструктуры поддержки предпринимательства. В Ростовской области она представлена:

- 95 организациями (54 научно-исследовательских, 15 конструкторских, 14 вузов, 12 научно-технических подразделений на промышленных предприятиях);

- 87 государственными и негосударственными высшими и средними профессиональными образовательными учреждениями, 350 образовательными учреждениями подготовки кадров;

- научным центром РАН, ведомственными и межотраслевыми информационными центрами и др. [5].

Бизнес-образование в регионе предоставляется на курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовки, бизнес-тренингах и мастер-классах, на обучающих семинарах. В области реализуется единственная в России Губернаторская программа подготовки управленческих кадров для сферы малого бизнеса. Обучение по про-

грамме осуществляется не только в Ростове-на-Дону, но и в депрессивных территориях области: городах Гуково и Шахты.

Изложенное показывает, что органы власти Ростовской области создали инфраструктуру, обеспечивающую базовые условия для деятельности предпринимателей. Но по данным отчета организации "Опора России" о состоянии предпринимательского климата в российских регионах, Ростовская область находится на последних местах по большинству факторов, составляющих индекс развития МСБ. Хотя на протяжении последних лет регулярно принимались целые пакеты нормативно-правовых актов, нацеленных на поддержку предпринимательства, механизм административной помощи предпринимателей недостаточно эффективен. Предпринимательство стало важнейшим элементом экономики региона, но деятельность предпринимателей требует развития рынка инноваций, капитала и других факторов производства, в регулировании которых особенно велика роль государства. Структура малого бизнеса в регионе устойчиво смещается в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли предприятий, занимающихся производственной деятельностью, наукой и научным обслуживанием.

На наш взгляд, при разработке стратегии развития предпринимательства в регионе необходимо исходить из следующих положений:

1. Государственная поддержка предпринимателей должна быть значительной. Это выступит импульсом дальнейшего развития предпринимательской деятельности за счет внутренних ресурсов и привлечения внешних инвесторов.

2. Формы поддержки должны способствовать развитию инициативы предпринимателей.

При выборе путей поддержки предпринимателей предпочтение должно отдаваться:

- беззатратным мероприятиям, способным изменить текущую ситуацию и дать ощутимый экономический или социальный эффект в будущем;

- низкозатратным и высокоэффективным мероприятиям, дающим экономический эффект в краткосрочном периоде;

- низкозатратным социально значимым мероприятиям, способным изменить психологические ожидания предпринимателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. В рейтинге условий для предпринимательства Россия разместилась между Уругваем и Угандой // Subscribe.ru. Информационный канал. [Электронный ресурс]. URL: http://subscribe.ru/catalog/media/ today, дата обращения: 2010-11-04, 15:39.

2. Малый и средний бизнес Дона. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mbdon.ru.

3. Доклад директора департамента инвестиций и предпринимательства области С.В. Брылева // Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www. donland.ru/Default.aspx?pageid=95418

4. Палагина А.Н. О перспективах формирования в Ростовской области системы консультационного сопровождения субъектов малого и среднего предпринимательства. Выступление на заседании Совета по предпринимательству при Администрации Ростовской области, 29 сентября 2010 г. // Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www. donland.ru/Default.aspx?pageid=92660

5. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www. donland.ru.

24 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.