Территориальные полицейские силы Великобритании:
история и современность
И. В. ВАЖЕНИНА,
адъюнкт* кафедры государственно-правовых
дисциплин
(Академия управления МВД России)
Territorial Police Forces of Great Britain: History and Present
I. V. VAZHENINA,
Adjunct** of the State and Legal Subjects Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 351.74:94(410)
В статье рассматривается система территориальных полицейских сил Великобритании, их создание, структура, юрисдикция и полномочия.
Великобритания, Министерство внутренних дел, полиция, безопасность, территориальные полицейские силы, охрана правопорядка.
The article considers the system of the territorial police forces of the Great Britain, their formation, structure, jurisdiction and powers.
Great Britain, interior Ministry, police, security, territorial police forces, protection of law and order.
Полицейские силы Великобритании традиционно подразделяются на четыре независимых друг от друга формирования: территориальные полицейские подразделения; специальные; подразделения смешанной полиции, основанные на старом законодательстве или обычном праве, и подразделения, не выполняющие функции полиции, однако защищающие закон (Ассоциация старших офицеров полиции Англии, Уэльса и Северной Ирландии)
[7].
Территориальные полицейские силы (Territorial Police Forces) самые многочисленные среди правоохранительных органов Великобритании. Именно на них возложен основной объем полицейских функций. Исторически сложилось, что эти подразделения в Великобритании организованы по территориальному принципу — отдельно для каждой из областей: Англии и Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии.
Так, в Англии и Уэльсе система органов
* Ранее - начальник организационно-зонального отдела следственного управления УМВД России по Курганской области.
** Formerly - Head of the organizational department of the Criminal Investigative Branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the region of Kurgan.
охраны правопорядка была предусмотрена законом «О полиции» 1964 г. и законом «О местном самоуправлении» 1972 г. Закон 1964 г. позволил Министру внутренних дел добиться объединения полиции, в результате чего было создано первое объединенное Полицейское подразделение в Центральной части Англии в 1965 г. Мероприятия, проведенные в 1972 г., привели к формированию 43 отдельных полицейских подразделений с собственным Управлением полиции в каждом графстве.
В то же время в Шотландии, начиная со вступления в силу Закона «О местном самоуправлении» 1890 г. и до 1975 г. не было никаких существенных изменений в структуре полиции, хотя процесс консолидации, установленный законом «О полиции» 1967 г., уменьшил число полицейских подразделений с 49 в 1945 г. до 22 в 1968 г. Закон «О местном самоуправлении» 1973 г. при его реализации в 1975 г. сократил количество таких формирований до 8. С 1999 г. полицейская деятельность была передана в компетенцию Шотландского правительства. В 2013 г. все полицейские силы Шотландии объединили в одно формирование.
Попытки Правительства Великобритании
в течение 1990-х гг. найти политическое решение по предотвращению насилия в Северной Ирландии привели в 1998 г. к подписанию Мирного соглашения. В результате была создана новая структура переходного правительства для Северной Ирландии, состоящая из Ассамблеи Северной Ирландии и исполнительной власти, возглавляемой первым министром, и из представителей главных политических партий Северной Ирландии, которые заключили соглашение о разграничении полномочий.
Одним из аспектов Белфастского (или «страстной пятницы») соглашения стало создание комиссии для изучения будущих механизмов полицейской деятельности в Северной Ирландии. На основе этого решения был создан Совет (Независимая Комиссия по Охране порядка в Северной Ирландии, 1999 г.). Совет рекомендовал создать полицейскую службу Северной Ирландии, контроль за эффективностью деятельности которой будет осуществлять Совет по Охране порядка Северной Ирландии, действующий по образцу Управления полиции (Англия, Уэльс и Шотландия). Законом «О полиции» 2000 г. это предложение было реализовано. Вновь созданный Совет состоял из 19 членов различных политических партий и представителей общественности. Новая полиция начала действовать с 4 ноября 2001 г. Ее особенностью был набор с апреля 2002 г. новых сотрудников, 50 % которых должны составлять католики. В дальнейшем предполагалось сократить количество сотрудников-католиков до 30 %. К началу 2008 г. эта цель была практически достигнута. Число сотрудников составило около 7 500 офицеров и почти 4 000 гражданских служащих.
Таким образом, в тесной взаимосвязи с местными органами самоуправления, в Великобритании было создано 52 полицейских формирования, наибольшее число — 43 в Англии и Уэльсе, где занято в общей сложности 127 478 сотрудников [1] (в ходе реформ и оптимизации штатная численность сокращается: на 2010 г. составляла 143 734 человека, 2011 г. — 139 110, 2012 г. - 134 098, 2013 г. - 129 584, 2014 г. -127 909). В Шотландии и в Северной Ирландии действуют по одному такому формированию.
Принципы организации полиции всех регионов фактически одинаковы. Количество полицейских подразделений и число сотрудников в них устанавливалось в зависимости от числа жителей в административно-территориальных единицах. Учитывались также местные социально-экономические, территориальные, религиозные особенности. Так, штат полиции Большого Манчестера (Greater Manchester) составляет 6 711 офицеров, Кливленда (Cleveland) — 1 391 [3].
Служащие территориальных подразделений полиции имеют полномочия только в рамках своего региона и ограничены в их применении за его пределами. В то же время при проведении плановых крупных мероприятий (Саммит, Олимпиада и т. п.) в другом регионе такие ограничения отсутствуют и сотрудники оказывают содействие в обеспечении общественного порядка [5].
Обычно полицейские подразделения сформированы на уровне административных округов. Руководство каждым формированием осуществляет главный констебль (исключение — Лондон, где Столичную Полицию и Полицию Лондонского Сити возглавляют Комиссары). Главный констебль несет ответственность за общее командование операциями, проводимыми в интересах населения, а также за вверенное ему подразделение на определенной территории перед Министром внутренних дел и уполномоченным по делам полиции.
Одной из особенностей полицейской системы Великобритании является наличие в структуре управления территориальными формированиями полиции Уполномоченных по делам полиции (до 2012 г. полицейской администрации). В каждом районе Англии и Уэльса (графства, города) имеется этот орган управления полицией, который является формой осуществления контроля со стороны населения за полицией на местном уровне. Именно уполномоченные по делам полиции несут ответственность за рациональную и эффективную работу локальных полицейских формирований [1].
Несмотря на подчинение местным властям, контроль за деятельностью полицейских формирований в конечном итоге осуществляют Министр внутренних дел, Государственный Министр по делам Шотландии и Начальник Управления полиции Северной Ирландии, так как именно министры несут общую ответственность за обеспечение эффективной деятельности, осуществляют финансирование, общую координацию и надзор, издают нормативные акты, регулирующие важнейшие вопросы полицейской деятельности.
Министерство внутренних дел, главный констебль и уполномоченные по делам полиции (до 2012 г. — полицейская администрация) работают в тесном взаимодействии друг с другом, обеспечивая тройную систему контроля. Это было сделано для того, чтобы ограничить политическое вмешательство в работу территориальной полиции.
Для выполнения своих функций по охране общественного порядка с учетом местных осо-
бенностей, полицейские формирования включают в себя различные службы и отделы, возглавляемые Суперинтендентами. В каждом полицейском подразделении существуют:
— полиция общественной безопасности, в функции которой входит осуществление патрульно-постовой службы;
— департамент расследования преступлений, функции которого заключаются в расследовании преступлений, поиске и задержании преступников, ведении статистики;
— дорожная полиция, функции которой выражаются в контроле соблюдения правил дорожного движения, патрулировании, расследовании преступлений, связанных с транспортом;
— специальная служба, которая осуществляет профилактику и борьбу с экстремизмом, терроризмом; а также обеспечивает безопасность политических, религиозных, общественных деятелей. Она же расследует дела о незаконном обороте огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. В обязанности сотрудников этой службы входит информирование полицейских других подразделений о потенциальных угрозах общественной безопасности;
— служба применения огнестрельного оружия включает в свой состав должностных лиц, участвующих в операциях, которые требуют применения огнестрельного оружия;
— отдел по борьбе с наркотиками, в функции которого входит наблюдение за лицами, занимающимися наркобизнесом, и проведение целевых рейдов;
— отдел по борьбе с мошенничеством, основная функция которого — расследование экономических преступлений;
— административно-организационный отдел, в компетенцию которого входит широкий круг вопросов обеспечения деятельности полиции;
служба воздушной поддержки (в 34 полицейских формированиях), где имеется 23 вертолета и 4 самолета;
— команды подводного поиска (в 15 полицейских формированиях), которые оказывают значительное содействие в расследовании преступлений и розыске без вести пропавших.
Управление каждого из отделов контролирует работу полицейских станций (участков), к функциям которых относятся профилактика правонарушений и иная полицейская деятельность, осуществляемая на их территории. Каждая станция имеет собственную дежурную часть, отдел уголовного расследования и камеры для задержанных и арестованных. Полицейская станция возглавляется инспектором или сержантом.
Самое крупное полицейское формирова-
ние в Великобритании - Столичная полиция Лондона (Metropolitan Police) — было сформировано в 1829 г. После долгих Парламентских дебатов в результате работы Специального комитета по обсуждению проблем преступности по инициативе премьер-министра был принят Закон о столичной полиции [6]. Это первое оплачиваемое, регулярное полицейское формирование Англии. На момент появления полиция Лондона насчитывала 895 констеблей, 88 сержантов, 20 инспекторов и 8 суперинтендантов. При этом район действия включал центр города в радиусе 7 миль. Первым констеблям лишь показывали маршрут патрулирования, снабдив инструкцией комиссара полиции, в которой говорилось об их обязанности предотвращать преступления и быть вежливыми, выдержанными с людьми и не злоупотреблять властью. Metropolitan police office в Лондоне руководил шеф (commissioner) и его два помощника, назначаемые короной. Надзор за полицейскими органами осуществлял статс-секретарь по внутренним делам.
На сегодняшний день к ведению Столичной полиции относится район Большого Лондона, включая пригороды (площадь — около 2 тыс. кв. км, население примерно 7 млн человек) [8], за исключением находящегося в центре Лондона Сити — делового центра страны, который обслуживается собственной полицией. Численность личного состава лондонской полиции на 31 марта 2015 г. составляла 31 957 сотрудников (имеющих специальные звания) [3].
Девиз Metropolitan Police выражается следующими словами: «Работать сообща, чтобы сделать Лондон самой безопасной столицей в мире». Работа Службы столичной полиции строится на следующих принципах [4]:
— обеспечение присутствия полиции на каждом избирательном округе Лондона;
— борьба с терроризмом и укрепление безопасности;
— разоблачение действий криминальных сетей для снижения ущерба, который они наносят городу;
— обеспечение безопасности транспортных коммуникаций;
— обеспечение сотрудников полиции, партнеров и населения необходимой информацией в случае возникновения такой потребности;
— постоянный контроль со стороны общества за деятельностью полиции;
— улучшение качества обучения сотрудников в области управления.
Структуру Столичной полиции по организационному построению полиции в основном копируют все местные формирования (с учетом
территориальных особенностей, инфраструктуры и численности населения).
Однако имеются и отличительные особенности:
1) наличие должности ресивера (управляющего) района Столичной полиции. В его обязанности входит обеспечение Столичной полиции земельными участками под служебные помещения, выделение зданий, снабжение полиции оборудованием, найм на работу гражданских лиц, ведение финансовых дел.
2) столичную полицию возглавляет Комиссар, подчиняющийся непосредственно Министру внутренних дел, который устанавливает порядок проведения официальных консультаций с членами местных органов власти и Парламента страны в целях выяснения их мнений по ряду вопросов, в отличие от полицейских начальников других формирований, которые выясняют мнение местных властей по бюджетным вопросам путем опроса начальников полицейских служб своего формирования [8].
Основные функциональные департаменты Скотланд-Ярда: административный (департамент «А»), уличного движения и транспорта (департамент «В»), организации и подготовки кадров (департамент «D»), юридический (департамент «L»), секретариат (департамент «S»), департамент службы управления, департамент расследования уголовных преступлений (департамент «С», в английской литературе его называют «CID» — сокращенно от полного названия Criminal Investigation Department) и другие вспомогательные департаменты [8].
В CID насчитывается более 3 тыс. работников. Это наиболее квалифицированные специалисты, которым поручается выявление и расследование наиболее сложных преступлений по всей территории Великобритании. Во главе департамента стоит помощник Комиссара Столичной полиции, который, в свою очередь подчиняется Министру внутренних дел. Департамент расследования уголовных преступлений Столичной полиции имеет достаточно широкие функции, в числе которых особо выделяются функции, направленные на обеспечение экономической безопасности страны. Наиболее опасными преступлениями в экономической сфере занимаются детективы центрального отделения (отделение «С»).
Борьбу с мошенничеством осуществляет специальное отделение «С 6», о размахе деятельности которого свидетельствует тот факт, что половину досье картотеки «индексы методов» бюро уголовной регистрации «С 4» составляют дела о мошенничестве. Незаконный автобизнес контролирует отделение «С 10». В составе де-
партамента расследования уголовных преступлений столичной полиции также выделены подразделения, которые занимаются раскрытием краж, подделок выдающихся произведений искусства и коллекционных почтовых марок. Наряду с государственными преступлениями дела, связанные с внешнеэкономическими угрозами безопасности государства, расследует специальный отдел (Special Branch).
Полицейские силы Англии и Уэльса финансируются из трех источников: Министерства внутренних дел, Департамента по делам общин и местного самоуправления или Национальной ассамблеи Уэльса и части муниципальных налогов.
Министр в своем докладе «О дотациях для полиции (Англия и Уэльс) на 2017—2018 гг.» в соответствии со статьей 46 (2) Закона 1996 г. определил общую сумму дотаций для полицейских целей в размере 7 509 016 194 (включая 4 054 533 651 фунтов стерлингов из бюджета Министерства внутренних дел, 507 388 388 - за счет муниципальных налогов, и 2 762 970 804 из бюджета Департамента по делам общин и местного самоуправления) [2].
Помимо правительственных дотаций и муниципальных налогов полицейские подразделения формируют свой бюджет путем взимания оплаты за обеспечение безопасности при проведении коммерческих мероприятий (спортивных и развлекательных, за исключением благотворительных) и от инвестиций (как процентов, так и дивидендов).
Решение о предоставлении или отказе в субсидировании принимается на основе результатов ежегодной проверки подразделений полиции Инспекторатом МВД, который самостоятельно оценивает результаты их деятельности путем определения уровня преступности, степень террористической угрозы в данном регионе, наличие партнерских отношений между полицией и местным населением и осуществление сотрудничества между полицией и аварийно-спасательными службами. Таким образом, этот независимый орган, подчиненный непосредственно министру внутренних дел, на основе статистических данных, а также мониторинга общественного мнения на инспектируемой территории, выявляет недостатки в деятельности полиции и определяет эффективность осуществления полицейских функций, о чем докладывает Министру. В штат инспекторов, утверждаемый правительством, набирают бывших старших офицеров полиции, в обязанности которых в основном входят консультативные и совещательные функции.
Таким образом, развитие территориальных
полицейских сил Великобритании идет под постоянным контролем органов местного самоуправления. Но в то же время конечные результаты деятельности полиции оцениваются Министерством внутренних дел. Оно осуществляет постоянное инспектирование, устанавливает общие правила организации и деятельности
полицейских подразделений, а также определяет размеры их финансирования. Важной задачей МВД является учет местных особенностей и традиций и обеспечение прав и свобод личности при определении организационной структуры полиции и основных направлений ее деятельности.
Список литературы:
1. Police: Serving the Community. Официальный сайт МВД Великобритании. URL: http://www.homeoffice.gov.uk (дата обращения: 15.09.2017).
2. Отчет «О дотациях для полиции (Англия и Уэльс) на 2017/2018 годы». URL: https:// www.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/588196/Police_ Grant_report_2017-18_Accessible.pdf (дата обращения: 15.09.2017).
3. Официальный сайт Инспекции констеблей Ее Величества. URL: https://www. justiceinspectorates.gov.uk/hmic/data/ valuing-the-police-data/ (дата обращения: 15.09.2017).
4. Полиция зарубежных стран: справочное пособие / В. В. Бачила и др. Минск, 2013.
5. Важенина И. В. Обеспечение прав человека в Великобритании в свете требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод: история и современность // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42).
6. Кацуба Ю. И. Система обеспечения внутренней безопасности Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
7. Клейменов И. М. Полицейские органы Великобритании // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 3 (28).
8. Яковлев К. Л., Яковлева Е. И., Яковлева О. Н. Государственно-правовые основы организации правоохранительных органов зарубежных стран: монография. М., 2011.
E-mail: [email protected]