ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ
ретроспектива
И. В. ВАЖЕНИНА,
адъюнкт* 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о
праве и государстве.
УДК 351.74:94(410)
I. V. VAZHENINA, Adjunct** of the 3rd Faculty (Training Research and Teaching Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
Scientific speciality: 12.00.01 — Theory and History of Law and State; History of Doctrines about Law and State.
Охрана правопорядка в Великобритании в XVIII - начале XIX в.
Law Enforcement in Great Britain in the XVIII -Early XIXth Centuries
В статье рассматривается реформирование системы охраны правопорядка в Великобритании в XVIII - начале XIX в., которое привело к созданию профессиональной полиции в 1829 г. История возникновения и становления полиции Великобритании рассматривается как череда реформ, приспосабливающих силы обеспечения правопорядка к постоянно меняющемуся социуму, к новым сложным и разнообразным задачам и вызовам, поставленным самим обществом. Одним из способов устранения слабых мест в сложившейся веками системе охраны правопорядка было использование частных сыщиков.
Великобритания, полиция, патруль Боу-стрит, частный детектив (сыщик), расследование, безопасность, охрана правопорядка.
The article considers the reforming of the law enforcement system in Great Britain the XVIII -early XIXth centuries, which led to the establishment of professional police in 1829. The origins of police in Great Britain is considered as continuum of reforms, which adapted policy forces to constantly changing society, to the new difficult and different tasks and challenges set by the society. One of the means of addressing the weakness in age-old policy was usage of private detectives.
Great Britain, police, patrol of Bow Street, private detective, investigation, security, law enforcement.
Поиск оптимальных форм противодействия преступности актуализировал комплексное изучение организации деятельности полиции Великобритании в ее историческом развитии, исследование факторов, которые привели к возникновению одной из наиболее эффек-
тивных и уважаемых во всем мире полицейских структур современности.
В Англии после сочинений У. Блекстона не существовало цельного системного труда о полицейском праве и управлении. Поэтому при изучении английского права управления
* Ранее - начальник организационно-зонального отдела следственного управления УМВД России по Курганской области.
** Earlier - Head of Organization and Zone Investigation Department of the Kurgan region of the Ministry of the Interior of Russia.
184
и полиции исследователям начала XX в. приходилось пользоваться, главным образом, трудами Р. Гнейста, французских ученых — А. Бат-би, Г. Бартелеми, М. Ориу; российских ученых — А. Д. Градовского, В. Ф. Дерюжинского, И. Е. Андреевского, Н. X. Бунге, В. М. Гессе-на, Н. Гартунга, М. А. Филиппова, М. Ковалевского, М. Свешникова и других, которые расширили горизонты современной правовой науки.
После 70-х гг. XX в. значительный шаг в изучении полицейских органов сделали такие ученые того времени, как Б. С. Крылов, В. В. Князев, Г. С. Меркулов, Я. М. Бельсон. Однако, основываясь на представлении о классовой роли полицейского аппарата в карательном механизме Великобритании, они не смогли избежать идеологизированного подхода в освещении его деятельности и развития, сосредоточиваясь на критике реакционной сущности буржуазной полиции.
Работы последних десятилетий Д. Бишопа, Б. Вайнбергера, Б. Годфри, С. Девиса, П. Джойса, П. Кинга, П. Лоуренса, Д. Мортона, Э. Пор-рита, П. Роулингса, А. Сандерса, Ф. Сандерса, Д. Хэй, Р. Шторха, К. Эмсли, Б. Эштона и других зарубежных исследователей внесли существенный вклад в изучение деятельности полиции Великобритании и ее истории.
Современные российские исследователи Ю. Е. Аврутин, И. А. Андреева, Т. В. Апаро-ва, О. И. Бекетов, А. В. Быков, Д. В. Васильев, М. Ю. Васьков, К. С. Вельский, А. В. Губанов, Д. О. Ежевский, А. К. Киселёв, И. М. Клейменов, А. А. Кобозев, И. Ф. Колонтаевская, И. И. Мушкет, Ю. П. Соловей, А. А. Тесля, Т. А. Хашем, К. Л. Яковлев и другие осуществляют в основном компаративистское изучение полицейских учреждений европейских государств, обращаясь в той или иной степени к историческому полицейскому опыту. Большинство из них, ссылаясь на учебное пособие Б. С. Крылова [2], констатируют, что на протяжении многих лет в Великобритании отсутствовало понятие «полицейские силы» (вплоть до начала XIX в.), а обязанность охраны порядка возлагалась на гражданское общество. Но в целом история английской полиции исследована в отечественной историко-правовой науке фрагментарно, не уделено внимание различным видам общественной и неформальной деятельности, в частности сыщиков полицейского суда, практически не затрагивался вопрос о влиянии глубоких социально-политических трансформаций английского государства и общества в XVПI—XX вв. на ее развитие.
Промышленная революция, которую переживала Великобритания в XVIII в., привела к увеличению числа городских жителей, расши-
рению «городского дна», бывшего важным источником формирования преступного мира.
Разорение деревень приводило к оттоку сельского населения в города. Эти люди уже перестали быть крестьянами, но еще не стали горожанами. Многие представители этой социальной, маргинальной среды решали свои проблемы, нарушая порядок, совершая преступления. Рост преступности становился все более значимым социальным явлением, на которое должны были отреагировать власти и общество Великобритании. Многие современники рассматривали преступность как стихийное явление, бороться с которым может и должна только армия.
Но время, необходимое для перемещения войск из казарм на улицы, и громоздкая процедура, требующая судебного решения, через которую они могли бы быть развернуты, в соответствии с Законом «О предотвращении беспорядков и буйных собраний, а также более быстрое и эффективное наказание бунтовщиков» 1714 г.1, часто обеспечивали нарушителям выигрышные позиции. Попытки заменить военных волонтерскими организациями, которые включали кавалерию2, не стали эффективным средством защиты от преступности. Правоохранительная деятельность почти целиком оставалась в руках частных лиц и местных общин, а большинство чиновников в тот период исполняли свои функции по совместительству, осуществляя роль помощников частных лиц, не получая за это жалованья. Власть и общество осознавали необходимость создания иной, невоенной силы для поддержания общественного порядка.
Несмотря на то что старая система охраны правопорядка (ограниченная констеблями, сторожами и обязанностью членов местных общин задерживать преступников и доставлять в суд) была не в состоянии справиться с преступностью того времени и решить проблемы правопорядка в английских городах, существовало ее значительное противодействие коренному реформированию. Для этого существовало несколько причин, в том числе спорадический характер преступлений и беспорядков, которые не могли оказывать постоянного давления на правительство, чтобы то приступило к проведению реформ.
Некоторые исследователи, например Дуглас Хэй [5], объясняли стремление сохранить данную систему охраны правопорядка желанием
1 Раздел 10 (2) и часть III приложения 3 к Закону «Об уголовном праве» 1967 г. (Criminal Law Act 1967) отменили для Англии и Уэльса Закон «О предотвращении беспорядков и буйных собраний, а также более быстрое и эффективное наказание бунтовщиков» от 1714 г. (The Riot Act) (см.: Национальный архив законодательства Великобритании. URL: http://www.legislation.gov.uk./ukpga/1967/58/contents (дата обращения: 05.04.2018)).
2 Кавалерия британских добровольцев, образованная в 1761 г., первоначально состояла в основном из йоменов, которые стали частью британской территориальной армии в 1907 г.
создавать и поддерживать у низших сословии привычку почитать правителей и подчиняться им, которая, конечно же, правящему классу позволяла поддерживать господствующее положение, а местным элитам — сохранять контроль над своими собственными территориями. Кроме того, озабоченность местных элит опиралась на понимание того, что вновь созданная полиция будет находиться под контролем центрального правительства (как это имело место во Франции), а централизованный контроль приведет к злоупотреблениям, в частности подрыву «прав и свобод» английского народа. Другие видные специалисты, Питер Кинг [7, с. 27] и Джон Лангбейн [8, с. 98], считали, что система не являлась средством обеспечения контроля элиты над обществом, а использовалась и контролировалась «средними слоями», составлявшими большинство населения, предоставляя тем самым широкие полномочия по принятию решений простым людям.
Возражения против создания в Англии полиции во французском стиле были особенно очевидны, когда в результате бунта Гордона в 1780 г. правительство Уильяма Питта в 1785 г. выдвинуло законопроект для обеспечения единой системы охраны порядка в Лондоне, во главе которой должны были стоять три наемных комиссара. Критике подверглись полномочия, предоставленные тем, которые должны были быть назначены на должности полицейских в рамках новых соглашений, а также характер контроля, который должен был осуществляться над новой силой. В связи с этим оппозиции со стороны Лондонского Сити (который был недоволен тем, что в соответствии с этими предложениями был включен в остальную часть Лондона, поскольку подрывался его статус самоуправления) удалось блокировать данный законопроект. Одновременно был выдвинут ряд передовых инициатив, которые стремились не заменить, а поддержать систему охраны правопорядка, которая складывалась веками.
Одним из способов устранения ее слабых мест было использование частных сыщиков. Роль частных детективов, или «внештатных охотников на воров» [11], состояла в том, чтобы обеспечивать возвращение похищенного товара и (или) привлекать преступников к ответственности. Услуги охотников на воров оплачивались либо средствами жертвы преступления, либо наградой, предлагаемой правительством в связи с раскрытием тяжких преступлений (например, разбоя) [9]. Это была практика, которая укоренилась в конце XVIII в. Таким образом, охотники на воров заполнили собой свободную нишу, поскольку в обязанности констеблей не входили расследование правонарушений и судебное преследование преступников.
Тем не менее это приводило к существенным злоупотреблениям. Охотники на воров могли организовать кражу товаров и затем безопасно получить оплату за их возвращение. Вымогательство денег у вора в качестве платы за то, чтобы не передавать его властям, также стало источником их дохода. Особым злоупотреблением являлось посредничество между вором и жертвой, вследствие которого обеспечивалось возвращение похищенного имущества в обмен на плату [10, с. 39—41]. Эта ситуация была учтена в Законе Джонатана Уайлда, принятом в 1717 г. Он был назван в честь печально известного охотника на воров Джонатана Уайл-да. Тяжким преступлением, караемым смертной казнью, Закон признавал деяние, когда для получения награды обеспечивали возврат похищенного под предлогом помощи владельцу, но в отношении вора не возбуждалось уголовное дело [6, с. 6]. Кроме того, на деятельность охотников на воров оказали негативное влияние полномочия, данные судьям в течение 30-х гг. XIX в., позволяющие отказывать им в получении вознаграждения.
Хотя деятельность частных сыщиков часто влекла за собой серьезные злоупотребления (что можно рассматривать как нежелательный аспект), ее нельзя признать совершенно неэффективной в борьбе с преступной деятельностью. Современники считали, что после применения Закона Джонатана Уайлда в 1725 г. гораздо меньше сыщиков было привлечено к ответственности [10, с. 43]. Считается, что охотники на воров были предшественниками осведомителей.
Система частных сыщиков была дополнена в XVIII в. теми, кто финансировался за счет государственных средств, а именно отдельными магистратами своих собственных констеблей, принятыми на службу в дополнение к приходским констеблям. Важным примером этого было формирование сыщиков полицейского суда, организованное братьями Филдингами, — главными мировыми судьями в Лондоне на Боу-стрит в период с 1748 по 1780 г. Роль сыщиков полицейского суда заключалась в раскрытии преступлений, зарегистрированных в офисе магистрата. Первоначально эта должность оплачивалась за счет средств, полученных от поимки преступников (которые передавались правительству для того, чтобы добиться их осуждения), а затем с помощью финансирования из бюджета государства. Особая роль сыщиков в развитии охраны правопорядка состояла в том, что они работали вне контроля приходов, на территории которых осуществляли свои полномочия. Эта модель широко распространилась по всему Лондону (за исключением Лондонского Сити) в рамках положений Закона «О судьях
186
Мидлсекс» 1792 г.3, в результате чего были созданы и укомплектованы семь полицейских отделений, оплачиваемых судьями, которые руководили небольшим числом полицейских, получающих зарплату.
Первое полицейское формирование при главном уголовном полицейском суде на Боу-стрит в Лондоне было создано в 1748 г. судьей-магистратом (и писателем) Генри Филдин-гом. Современники отмечали, что он выделялся среди коллег судей полным бескорыстием и серьезным отношением к делу. Известный английский писатель Уильям Мейкпис Теккерей в своей характеристике Филдинга как человека отмечал, что у него «удивительная природная любовь к правде, самая смелая и инстинктивная антипатия к лицемерию... Один из самых мужественных и светлых характеров. он не поддается никакой лести, питает отвращение ко всему бесчестному, добросовестно исполняет свои общественные обязанности.» [3, с. 6].
Г. Филдинг подобрал шесть человек, которые вошли в историю как первые сыщики. Их называли «люди мистера Филдинга», позже они получили прозвище «Bow Street runners» [1] («бегуны с Боу-стрит», но не за то, что бегали и ловили преступников, а потому что постоянно находились в состоянии «боевой готовности» при необходимости незамедлительно задержать преступника или обеспечить охрану важной персоны). Официально они назывались «служащими» соответствующего магистрата. В их обязанности входило вручение судебных предписаний, личный сыск и др.
Появление сыщиков с Боу-стрит и в литературе, и в действительности вызвало огромный интерес: их считали гениями сыска, хотя в начале XIX в. расследования были довольно примитивными. Эти служащие совмещали функции дознавателей, следователей, экспертов и оперуполномоченных, они осуществляли допросы свидетелей, розыск, преследование и задержание преступников. Каждый из них, благодаря длительной практике, приобретал немалую сноровку и опыт работы, в результате чего один сыщик мог заменить несколько констеблей. Сыщик с Боу-стрит вселял ужас в преступников. Отличительными признаками сыщиков были знакомые каждому красные жилеты, за цвет которых их прозвали «малиновками» («red breasts»). Эти должностные лица носили при себе небольшой короткий жезл c позолоченной коронкой наверху, удостоверяющий их полномочия, и были вооружены пистолетами и наручниками.
3 Закон «О судьях Мидлсекс» от 1792 г. (Middlesex Justices Act, 1792) // Национальный архив законодательства Великобритании. URL: http://www.legislation.gov.uk (дата обращения: 05.04.2018).
Всего было десять таких служащих, которые работали под руководством двух опытнейших сыщиков Таунсенда и Сэйера. Они брались за расследование любого чрезвычайного происшествия. Это были сыщики высшего класса, благодаря длительному опыту и профессиональному чутью.
В начале XIX в. жалованье сыщиков составляло 11,5 шиллингов4 в день. В случае их вызова за пределы города клиенту необходимо было платить им по гинее5 в день плюс дорожные расходы — 14 шиллингов в день. В случае ограбления банка или крупной торговой фирмы сыщикам полагалось дополнительное значительное денежное вознаграждение. Ради такого заработка в провинции сыщики с радостью оставляли свои столичные обязанности.
Сэр Ричард Берни, руководивший службой в 1821 г., заявлял, что его сыщики с Боу-стрит — лучшие из всех возможных. Подарки и вознаграждения за их работу хотя и ожидались, но специально никто не настаивал на их получении. Окончательный расчет с сыщиками производился после оплаты заинтересованных лиц, и если этих денег было недостаточно, само ведомство Боу-стрит принимало меры, чтобы служащий из-за поездки не потерял в жаловании. На Боу-стрит гордились, что из всех действовавших полицейских управлений здесь всегда «платили за все».
Современники отмечали, что визит сыщика к потерпевшему можно было сравнить с визитом первоклассного врача при его вызове к тяжело больному.
После смерти Генри Филдинга в 1754 г. должность главного судьи занял его брат Джон Филдинг, который был слепым, по одним историческим источникам — с 19 лет, по другим — с детства, однако к концу своей карьеры способен был опознать по голосу около 3 000 воров. Именно Джон Филдинг внес значительный вклад в реформирование системы охраны правопорядка, за что от короля Георга III получил в 1771 г. рыцарство и титул сэра. В 1763 г. он добился разрешения в качестве эксперимента организовать при суде на Боу-стрит пеший патруль, в зону действия которого попадал не только Лондон, но и его окрестности.
Патруль состоял из 18 отрядов («parties»), каждый во главе с «вожатым» («conductor»): тринадцать сельских отрядов патрулировали главные дороги, ведущие к столице, и встречались друг с другом в заранее назначенных местах, а пять городских — следили за порядком на ули-
4 Денежная единица Великобритании - фунт стерлингов, 1 фунт = 12 шиллингов, 1 шиллинг = 20 пенсов. В XIX в. средней стоимости мясной обед в ресторане можно было получить за 2 шиллинга 6 пенсов.
5 1 гинея = 21 шиллинг.
цах города [4]. В связи с достигнутыми положительными результатами пеший патруль с целью защиты путешественников от разбойников на основных дорогах вблизи Лондона дополнили конным, который состоял всего из 8 хорошо вооруженных и экипированных человек и быстро доказал свою эффективность, но был распущен в связи с отказом казначейства оплачивать расходы на его содержание.
В 1772 г. именно Джон Филдинг впервые начал периодически размещать печатные объявления по розыску преступников с описанием их внешних данных. Они сопровождались обращением: «Ловите, граждане! Вознаграждение ваше». В основе же этого лежал обычай (держи вора!) [12, с. 82—86] по возложению обязанности на граждан объявлять о совершенном преступлении и преследовать виновного.
В 1805 г. в связи с участившимися разбоями на дорогах, ведущих к Лондону, вновь прибегли к весьма практичному способу борьбы с ними, вернув «конный патруль Боу-стрит». Сэр Ричард Форд, который был тогда главным магистратом, лично участвовал в его операциях. Патруль был одет в оригинальную униформу: кожаная шляпа, синий двубортный мундир с желтыми металлическими пуговицами, синие брюки, сапоги и неизменный ярко-красный жилет; вооружен кортиком, пистолетом и дубинкой. На эту должность набирали бывших кавалеристов с жалованием 28 шиллингов в неделю. К 1828 г. отряд составлял 54 патрульных и 6 инспекторов. Такое небольшое объединение контролировало все дороги, ведущие в столицу. Затраты на их содержание не превышали 16 000 фунтов в год, что при чрезвычайно эффективном исполнении ими своих обязанностей было оправдано.
Патруль собирался в дозор в 5 или 7 часов вечера, в зависимости от времени года, и объезжал свой маршрут протяженностью 5—10 миль до полуночи или позже, а затем отправлялся домой. Проезжающих в экипажах или верхом предупреждал о своем присутствии, громко объявляя: «Патруль Боу-стрит». Часто происходили стычки с разбойниками, и производились аресты. За действия этого подразделения лично нес ответственность один из магистратов Боу-стрит, в подчинении которого они находись и от которого непосредственно получали инструкции. Численность объединения за все время существования не превышала 80 человек. Их действия в целом носили профилактический характер. В основном полицейское формирование при главном уголовном полицейском суде на Боу-стрит в Лондоне полагалось на помощь сыщиков с Боу-стрит, которые занимались расследованиями преступлений.
К 1829 г. в Лондоне имелось несколько не связанных друг с другом полицейских под-
разделений: в Сити была дневная полиция и ночной дозор под контролем муниципальных властей; Вестминстер имел в распоряжении 80 констеблей, выбранных из жителей, ведущих торговлю, и небольшое число полицейских, получающих жалованье; Темзенское полицейское управление в составе 90 человек защищало собственность и поддерживало порядок на реке Темзе; Боустритское управление отвечало за весь Лондон (за исключением Сити) и подразделялось на конный и пеший патрули. Кроме того, продолжали существовать ночные стражники — «Чарли», находившиеся на содержании приходов. «Эти разрозненные полицейские силы не смогли справиться ни с одним из 8 бунтов, произошедших в Лондоне с той поры, как умер сэр Джон Филдинг, до 1829 года, и для подавления наиболее серьезных из них пришлось прибегать к помощи армии» [4].
В этих условиях создание эффективной полиции стало крайне необходимым. В 1829 г. после долгих Парламентских дебатов, в результате работы Специального комитета по обсуждению проблем преступности по инициативе премьер-министра был принят Закон «О столичной полиции»6, ставший правовой основой формирования регулярной полиции Великобритании. Однако, несмотря на наличие ряда соответствующих законодательных актов и настоятельные рекомендации Королевской комиссии, учрежденной Министром внутренних дел того времени лордом Джоном Расселом в 1839 г., создание единой национальной полиции, возглавляемой комиссарами столичной полиции, откладывалось на неопределенное время. Лишь принятый в 1856 г. Закон «Об окружных и районных органах полиции»7 обязал все местные власти создавать полицейские подразделения, финансируемые за счет местных налогов.
Таким образом, историю возникновения и становления полиции Великобритании можно рассматривать как череду реформ, приспосабливающих силы обеспечения правопорядка к постоянно меняющемуся социуму, к новым сложным и разнообразным задачам и вызовам, поставленным самим обществом. Все вышеописанное представляет не только научный интерес. Проведенный анализ становления полиции в Великобритании показывает, что попытки сэкономить на охране правопорядка не приводят к положительному эффекту. В связи с этим при проведении реформ полиции в со-
6 Закон «О столичной полиции» от 1829 г. (Metropolitan Police Act, 1829) // Национальный архив законодательства Великобритании. URL: http://www.legislation.gov.uk./ukpga/Geo4/10/44/contents (дата обращения: 05.04.2018).
7 Закон «Об окружных и районных органах полиции» от 1856 г. (County and Borough Police Act, 1856). URL: https://onlinelibrary.wiley. com/doi/abs/10.1111/j.1467-9299.1956.tb01501.x (дата обращения: 05.04.2018).
временной Российской Федерации, в том числе направленных на «оптимизацию» и сокращение штатной численности отдельных подразделений, нужно учитывать, что они могут привести к дестабилизации ситуации в государстве, когда органы правопорядка не смогут выполнить свои функции перед угрозой «цветных революций». Вопросы, касающиеся причин преступности, наилучших способов борьбы с нею, характера и целей наказания, вызывавшие раз-
ногласия в XVIII-XIX вв., по-прежнему актуальны. Опыт прошлого говорит о том, что общественные альтернативы государственным полицейским органам, созданным в XIX в., существуют. Наша полиция - это та форма охраны правопорядка, что была выбрана из многих вариантов в конкретный исторический период. Значение же взаимодействия населения с полицией в обеспечении порядка и законности очевидно как в прошлом, так и в настоящем.
Список литературы:
References:
1. Джадж Г. Всемирная история. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. М., 2003.
2. Крылов Б. C. Полиция Великобритании: основные черты организации и деятельности. М., 1974.
3. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. Коротко об авторе. Ногинск, 2014.
4. Чернов С. Бейкер-стрит и окрестности. URL: http://svetozarchernov.221b.ru/books/baker_ police.html (дата обращения: 05.04.2018).
5. Hay D. Property, Authority and the Criminal Law. In Albion's Fatal Tree: Crime and Society in Eighteenth Century England. N. Y., 1975.
6. Joyce P. Policing — Development and Contemporary Practice. L., 2011.
7. King P. Decision-Makers and Decision-Making in the English Criminal Law 1750-1800 // Historical Journal. 1984. March.
8. Langbein J. Albion's Fatal Flaws // Past and Present. 1983. Feb.
9. Lenman B, Parker G. The State, the Community and the Criminal Law in Early Modern Europe. In Crime and the Law: The Social History of Crime in Western Europe Since 1500. L., 1980.
10. Morton J. Supergrasses and informers and Bent Coppers. L., 2002.
11. RawlingsP. Policing before the Police, in T. New-burn (ed.), Handbook of Policing (2nd edition). Cullompton, Devon, 2008.
12. Styles J. Print and Policing: Crime Advertising in Eighteenth Century Provincial England. In Policing and Prosecution in Britain, 17501850. Oxford, 1989.
1. Dzhadzh G. Vsemirnaja istorija. Oksfordskaja il-ljustrirovannaja 'enciklopedija. M., 2003.
2. Krylov B. S. Policija Velikobritanii: osnovnye cherty organizacii i dejatel'nosti. M., 1974.
3. Filding G. Istorija Toma Dzhonsa, najdenysha. Korotko ob avtore. Noginsk, 2014.
4. Chernov S. Bejker-strit i okrestnosti. URL: http://svetozarchernov.221b.ru/books/baker_ police.html (data obrashscenija: 05.04.2018).
5. Hay D. Property, Authority and the Criminal Law. In Albion's Fatal Tree: Crime and Society in Eighteenth Century England. N. Y., 1975.
6. Joyce P. Policing — Development and Contemporary Practice. L., 2011.
7. King P. Decision-Makers and Decision-Making in the English Criminal Law 1750—1800 // Historical Journal. 1984. March.
8. Langbein J. Albion's Fatal Flaws // Past and Present. 1983. Feb.
9. Lenman B, Parker G. The State, the Community and the Criminal Law in Early Modern Europe. In Crime and the Law: The Social History of Crime in Western Europe Since 1500. L., 1980.
10. Morton J. Supergrasses and informers and Bent Coppers. L., 2002.
11. Rawlings P. Policing before the Police, in T. New-burn (ed.), Handbook of Policing (2nd edition). Cullompton, Devon, 2008.
12. Styles J. Print and Policing: Crime Advertising in Eighteenth Century Provincial England. In Policing and Prosecution in Britain, 1750— 1850. Oxford, 1989.
188