ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
УДК 341.1
правовые вопросы обеспечения общественной безопасности полицейскими органами великобритании
© Бакаева Анита Геннадьевна
студентка, Саратовская государственная юридическая академия.
В статье рассматриваются структура и организационно-правовые основы полиции Великобритании, а также её цели, направленные на обеспечение общественной безопасности. Особое внимание уделяется Британской столичной полиции, Агентству по борьбе с особо опасной организованной преступностью и Британской транспортной полиции.
Ключевые слова: полиция Великобритании, английская полиция, Британская столичная полиция, Агентство по борьбе с особо опасной организованной преступностью, Британская транспортная полиция.
Вм
д
»механизме государственного принуждения центральное место занимает система органов, уполномоченных публичной властью на осуществление соответствующих функций. К их числу относятся и органы полиции, деятельность которых направлена в большей степени на обеспечение общественной безопасности своего государства.
Административная реформа, проводимая в России в последние годы, затронула и органы внутренних дел. Изменилось их наименование, прошла аттестация должностных лиц, усовершенствовалась организация их деятельности, были уточнены полномочия. Разумеется, в процессе проведения государственных реформ необходимо не только учитывать накопленный опыт функционирования того или иного органа, но и принимать во внимание различные аспекты деятельности аналогичных органов в других государствах.
Особый интерес вызывает полиция такого государства, как Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, включающего территории Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Как известно, именно там «бобби» (так часто называют полицейских) не только задерживают преступников, следят за порядком, защищают права и свободы, но и с лёгкостью подскажут туристу дорогу, если тот заблудился, или доведут до пункта назначе-
ния. Полицейские в Англии всегда отличались дружелюбностью и гостеприимством.
В Британии «полицейский аппарат развивался в тесной взаимосвязи и под непосредственным руководством местных органов самоуправления, но при сохранении инструментов контроля за конечным результатом деятельности полиции со стороны министра внутренних дел страны» [1, с. 36].
История английской полиции относится ко времени Саксонских королей, когда существовала некая организация, имевшая частично добровольный характер и призванная раскрывать преступления, наказывать правонарушителей, следить за порядком. До 30-х гг. XIX в. Великобритания не имела организованной полицейской системы. В Англии и Уэльсе существовали местные суды. Судьи назначали одного или нескольких констеблей для каждого города и сельского прихода. Констебли назначали заместителей и помощников для охраны правопорядка.
В столице Великобритании, в самоуправляющихся частях города, полиция создавалась муниципальными, а иногда даже приходскими властями. Сформированные таким образом полицейские отряды действовали исключительно под полным контролем местных властей. «Полицейское управление в Англии резко отличается от порядков, принятых во всех прочих
государствах; будучи совершенно независимым и самостоятельным, оно подчиняется только местным советам и представителям органов местного самоуправления», - отмечал ещё в XIX в. князь Васильчиков [2, с. 241].
Среди отдельных полицейских сил Лондона особое положение занимала полиция Боу-Стрит1, которая явилась ядром Столичной полиции. В настоящее время за её деятельность отвечает министр внутренних дел. Такое положение обусловливалось тем, что Лондон являлся не только местом пребывания монарха, парламента и правительства, но одновременно и общественно-политическим центром Великобритании [3, с. 21, 25, 32].
В 1829 г. Роберт Пил (именно из-за его сокращённого имени английских полицейских называют «бобби» и по сей день), ввёл в действие законодательный акт, образующий Metropolitan Police Force - Орган Столичной Полиции (далее - Столичная полиция, Служба столичной полиции), а также ведущий к принятию всеобщей системы для всей страны. Итак, история Столичной полиции датируется 1829 г. В настоящее время её офис находится в Нью Скотланд-Ярде, рядом с Английским парламентом [4, с. 4].
Вначале в британских органах полиции работало всего два комиссара. Они имели в своём распоряжении меньше трёх месяцев для того, чтобы наметить планы работы, рекрутировать необходимых людей и найти жильё для них. Ими была разработана структура полицейских сил, которая сохранилась, по большей части, до наших дней, а также введена базовая система патрульно-постовой службы.
На протяжении почти 90 лет организация английской полиции и методы её работы оставались без существенных изменений. Начало ХХ в. ознаменовало собой резкое увеличение применения новых средств расследования преступлений Скотланд-Ярдом, который вскоре обогнал по технической оснащённости аналогичные службы Европы и США.
В большинстве стран существует своя национальная полиция, которая контролируется центральным управлением и характеризуется строгой иерархической подчинённостью снизу доверху. В Британии система полицейских органов возглавляется Управлением Министерства внутренних дел. В каждой из 52-х территорий Соединённого Королевства имеется отдельное полицейское подразделение и полицейский орган - комитет местных муниципальных советников и судей.
Все сотрудники английской полиции должны получить определённый уровень профессиональной квалификации в образова-
1 Боу-Стрит - одна из главных улиц в центре Лондона.
тельном учреждении и пройти интенсивную подготовку. В полиции Великобритании также существует иерархия чинов: после начальника полиции идёт его помощник, затем главный инспектор, старший полицейский офицер, сержант полиции и констебль. Примечательно, что в полицейских органах работает порядка 10% женщин. Полицейским помогают так называемые констебли специального поручения - представители общества, работающие за полицейских на добровольной основе несколько часов в неделю.
Каждое полицейское подразделение имеет свой отдел уголовного розыска. Его членами являются сыщики, не одетые в специальную униформу. Полицейские в униформах, которых можно встретить на улицах Лондона, - это инспекторы дорожного движения. Они следят за тем, чтобы водители подчинялись правилам парковки, не превышали скорость, избегали неаккуратного управления транспортными средствами и вождения в нетрезвом состоянии.
Обязанности полиции разнообразны: начиная от оказания помощи в случае дорожно-транспортного происшествия и заканчивая охраной правопорядка и поиском утраченного имущества [4, с. 4].
Полицейским Англии официально разрешено носить с собой дубинки, перцовые аэрозоли, газовые баллончики, исключительно в определённых ситуациях офицерам выдаётся огнестрельное оружие. Это правило берёт своё начало в XIX в., когда формировалась английская Столичная полиция. В то время полиция не была вооружена, отчасти для того, чтобы подавить общественные страхи и протесты, касающиеся вооружённых органов [5, с. 56].
В целом число сотрудников полиции, уполномоченных носить огнестрельное оружие, резко упало, поскольку полицейский не должен внушать страх. В 1992 г. Столичная полиция сократила количество полицейских, которым разрешено носить огнестрельное оружие до 20%, а в настоящее время чуть меньше 7000 сотрудников (1 из 20) полиции на государственном уровне имеют право применять огнестрельное оружие [6].
В Соединённом Королевстве силы правопорядка в основном организованы на уровне административных округов. В Англии и Уэльсе они называются полицейскими силами Министерства внутренних дел (Home Office police forces). Всего в Соединённом Королевстве насчитывается 52 полицейских формирования: 43 - в Англии и Уэльсе, 8 - в Шотландии и 1 -в Северной Ирландии.
В настоящее время Лондон подразделяется на четыре района, каждый из которых
Информационная безопасность регионов. 2012. № 1(10)
возглавляет главный констебль (полицейский). Ему подчинены старшие полицейские офицеры, которые поделены на группы от 500 до 1000 человек. Далее по званию следуют инспекторы, сержанты и констебли.
Одной из крупнейших служб в Лондоне является Служба столичной полиции. Её можно назвать первым полицейским формированием в мире вообще. Миссия Службы столичной полиции выражается следующими словами: «Работать сообща, чтобы сделать Лондон самой безопасной столицей в мире».
Полиция Лондона «является таким же имперским учреждением, как армия или флот. За управление ею отвечает перед Парламентом министерство внутренних дел...» [7, с. 32].
В полномочия Службы столичной полиции входит предотвращение преступлений и терроризма; присутствие полицейских на избирательных участках Лондона; разоблачение действий криминальных группировок, которые наносят ущерб городу; обеспечение безопасности транспорта и Олимпийских игр; информирование сотрудников полиции, партнёров и населения в случае необходимости; улучшение квалификации и качества обучения сотрудников в области лидерства. Столичная полиция получает дополнительные ассигнования от казначейства, поскольку на неё возлагаются дополнительные функции, связанные с охраной королевской семьи, министров, почётных гостей и т. п. [8, с. 35].
Служба столичной полиции Англии ставит перед собой много задач, вопрос состоит лишь в том, исполняются ли они в полной мере. Изучив статистические данные, можно прийти к выводу, что за последние 10 лет общее количество преступлений, совершённых в Лондоне, упало до рекордно низкой отметки: в 2009 г. жертвами преступлений стали на 20 тыс. человек меньше, чем в 2008 г.; самое заметное снижение - от 1,3% до 7,9% к уровню 2008 г. - в 2009 г. наблюдалось по таким статьям, как ограбления людей в общественных местах, насилие среди молодёжных групп, бытовые убийства и домашнее насилие, а также преступления с использованием холодного оружия, против которых в Великобритании развёрнута масштабная общественная кампания.
«В целом количество преступлений продолжает падать, что является хорошей новостью для Лондона. Однако столичная полиция не успокаивается на этом. Мы осознаём, что в нашей работе остаются проблемные области, и мы будем прилагать все усилия, чтобы справиться с этими вызовами», - заявила представитель Скотланд-Ярда Максин де Браннер, комментируя показатели лондонской преступности за 2009 г. [9].
Таким образом, судя по приведённым выше статистическим данным, можно быть уверенным в эффективности деятельности лондонской полиции.
Важным органом полиции является Агентство по борьбе с особо опасной организованной преступностью, образованное в апреле 2006 г. для снижения воздействия особо опасных преступлений, совершаемых организованными преступными группами, на жителей Объединенного Королевства. Финансирование Агентства осуществляется Министерством внутренних дел, несмотря на то, что оно является операционно независимым от Министерства.
Агентство по борьбе с особо опасной организованной преступностью объединяет функции Национального отдела по борьбе с преступностью, Национальной разведывательной службы, Ведомства доходов и таможенных пошлин Королевского двора (в расследовании незаконного оборота наркотических средств и связанных с этим денежных доходов), а также некоторые функции Службы иммиграции Соединённого Королевства, связанные с организованной преступностью в области иммиграции. Его основные задачи таковы:
- повышение уровня осведомлённости об особо опасной организованной преступности, о вреде, который она приносит и эффективности способов борьбы с нею;
- увеличение доли возвращённых средств, полученных незаконным путём, и количества раскрытых уголовных дел;
- повышение угрозы для деятельности особо опасных организованных криминальных групп в Соединённом Королевстве через отработанные следственные приёмы и внедрение новых способов борьбы;
- сотрудничество с партнёрами в Соединённом Королевстве и за рубежом для усиления деятельности по снижению ущерба;
- определение уровней высокоэффективной помощи партнёрам Агентства по борьбе с особо опасной организованной преступностью и, в случае необходимости, получение взаимной поддержки.
Агентство по борьбе с особо опасной организованной преступностью - вневедомственный общественный институт, руководимый Правлением, большинство членов которого не участвуют в его повседневном управлении. Правление следит за исполнением Агентством своих уставных обязанностей и поручений министра внутренних дел.
Глава Агентства по борьбе с особо опасной организованной преступностью (назначается министром внутренних дел Великобритании) отвечает за выработку общих подходов и страте-
гии деятельности Агентства, за сотрудничество с министрами и правительством и совместно с неисполнительными директорами контролирует эффективность оперативной работы Агентства.
Региональная полиция в Великобритании отвечает за обеспечение эффективной полицейской деятельности на местном уровне в пределах территорий полицейских зон Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
В ходе реформирования системы местного самоуправления Великобритании было образовано восемь полицейских районов (шесть в Англии и два в Уэльсе, включая столичный полицейский округ) [8, с. 36].
Полицейская служба Соединённого Королевства состоит из оперативно независимых полицейских единиц, на которые возложены обязанности решения разнообразных задач на региональном уровне: от полицейской деятельности на местах до корпоративного развития; от ведения криминальной статистики до предотвращения бытового насилия; от борьбы с вымогательством до защиты прав человека; от организации работы дорожной полиции до проведения розыскных и спасательных мероприятий.
Так, в Англии и Уэльсе насчитывается 43 полицейских службы, в Северной Ирландии всего одна, а в Шотландии существует восемь отдельных полицейских формирований, в том числе и Агентство по борьбе с нелегальным оборотом наркотических средств.
Британская транспортная полиция -национальное формирование для работы на железной дороге. Транспортная полиция оказывает свои услуги операторам железной дороги, сотрудникам и пассажирам, передвигающимся по территории Англии, Уэльса и Шотландии. Она также организует полицейскую охрану лондонского метро. В памяти англичан до сих пор живо воспоминание о серии взрывов лондонского метро в июле 2005 г. В целях борьбы с терроризмом британская полиция не только раскрывает подобные преступления, но и тщательно исследует их причины с целью дальнейшего предотвращения.
Британская транспортная полиция осуществляет полицейскую деятельность в целях обеспечения безопасности на железной дороге и окружении, превращения её в зону, свободную от преступных посягательств.
Эти функции выполняются, по данным на конец 2011 г., силами приблизительно 2 280 полицейских сотрудников и 700 единиц вспомогательного персонала [10].
Законодательством Великобритании установлены полномочия полицейских по поиску, аресту и задержанию преступников [11]. Такая де-
ятельность является традиционной. Вместе с тем полиция совершенствует методы своей работы, появляются новые полномочия, не существовавшие ранее. Так, в 1998 г. в Великобритании был образован отряд по борьбе с коррупцией. В него вошли 150 специально отобранных детективов, которые выработали стратегию профилактики коррупции. Она «включает высокоэффективную систему сбора оперативной информации, функционирующий повсеместно в полиции, а также возможность проведения негласных и уголовных расследований... осуществляется комплексный анализ жалоб населения на предмет коррупционных действий сотрудников полиции. Исследуются причины и условия, порождающие коррупцию в полиции» [12, с. 82].
В каждом государстве существует особая система органов полиции, и Великобритания здесь не является исключением. При этом основной её особенностью, в отличие от российской модели построения полицейской системы, является децентрализация. Это означает, что органы британской полиции подчинены органам местного самоуправления. Полагаю, что это и служит фактором эффективной деятельности полиции Великобритании, так как она максимально приближена к местному населению.
Таким образом, система органов полиции Великобритании включает в себя: Службу столичной полиции, Агентство по борьбе с особо опасной организованной преступностью, Региональную полицию и Британскую транспортную полицию. Каждый из органов выполняет свои определённые функции и имеет собственные полномочия, но их совместная работа и сотрудничество являются главными критериями на пути к эффективной деятельности английской полиции и её совершенствованию.
Библиографический список
1. Быков А. В. Особенности полицейского строительства в Великобритании [Текст] // Военно-юридический журнал. - 2008. - № 1. -ISSN 2070-2108.
2. Васильчиков А. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений [Текст]. - СПб., 1869.
3. Chandler J. A. Local Government Today. Politics today. Third ed. [Текст]. - UK : Manchester & New York. Manchester University press, 2001. - ISBN
0719076951.
4. Хижняк С. П. Полиция в Англии и в США [Текст] : учеб. пособие по англ. языку для студентов юрид. специальностей. - Саратов : изд-во СЮИ, 1994.
5. Think and Translate. The History of the Police in Great Вг^т^умай и переводи. История
Информационная безопасность регионов. 2012. № 1(10)
полиции в Великобритании [Текст] : учеб.-метод. пособие / [сост. Т. А. Александрова, Н. В. Лазовская]. - Саратов : изд-во СГАП, 2010.
- ISBN 978-5-7924-0814-2.
6. Официальный сайт Столичной полиции Великобритании [Электронный ресурс]. - URL: http://content.met.police.uk/ (дата обращения: 18.11.2011).
7. Поррит Э. Современная Англия. Права и обязанности её граждан [Текст]. - М., 1897.
8. Ежевский Д. О. Муниципальная полиция: опыт Великобритании [Текст] // Административное и муниципальное право. - 2008.
- № 1. - ISSN 1999-2807.
9. Официальный сайт РИА Новости [Электронный ресурс] - URL: http://www.rian.ru/
world/20i00i2i/20568i585.html (дата обращения: 15.09.2011).
10. Policing OnLine Information System [Электронный ресурс]. - URL: http://polis.osce.org/ countries/details.php?item_id=73&lang=ru (дата обращения: 22.12.2011).
11. Police and Criminal Evidence Act 1984 (PACE) and accompanying codes of practice.
12. Макаров А. А. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран [Текст] / А. А. Макаров, В. М. Чупров // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 3. - ISSN 1999-2807.
Материалы поступили в редакцию 17.01.2012 г.
УДК 330.101.52
обеспечение устоичивоcти и безопасности развития социально-экономической системы
© Гусаров Юрий Валериевич
доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, заведующий кафедрой маркетинга и рекламного менеджмента, Саратовский государственный социально-экономический университет.
© Гусарова Любовь Фёдоровна
доктор экономических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры институциональной экономики, Саратовский государственный социально-экономический университет.
В статье рассматривается принципы преодоления кризисных явлений, условия успешного управления в рамках обеспечения устойчивого и безопасного развития социально-экономической системы, основные зада чи управления в современной инновационной экономике.
Ключевые слова: устойчивое и безопасное развитие социально-экономической системы, циклические колебания, антициклическое регулирование, структуры управления, динамические процессы.
Пр
проблема обеспечения устойчивого . и безопасного развития социально-экономической системы в настоящее время
приобретает большое значение, о чём свидетельствует её широкое обсуждение в научных кругах и среди специалистов в области управления.