Научная статья на тему 'Полицейские органы Великобритании'

Полицейские органы Великобритании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7648
821
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПОЛИЦЕЙСКИЕ АССОЦИАЦИИ / TERRITORIAL POLICE / SPECIAL POLICE / ORGANIZED CRIME / POLICE ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клеймёнов Иван Михайлович

Характеризуется современная структура полицейских органов Великобритании. Формулируется вывод, что такие полицейские подразделения, как Агентство по борьбе с серьёзной организованной преступностью, Ассоциация начальников полиции, целесообразно создать в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLICE FORCES IN GREAT BRITAIN

The paper describe the modern structure of police organs in Great Britain. The author comes to conclusion, that in Russia should be create police organs, such as Serious Organized Crime Agency, Association of Chief Police Officers.

Текст научной работы на тему «Полицейские органы Великобритании»

УДК 343

ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

THE POLICE FORCES IN GREAT BRITAIN И. М. КЛЕЙМЁНОВ (I. M. KLEYMYONOV)

Характеризуется современная структура полицейских органов Великобритании. Формулируется вывод, что такие полицейские подразделения, как Агентство по борьбе с серьёзной организованной преступностью, Ассоциация начальников полиции, целесообразно создать в России.

Ключевые слова: территориальная полиция, специальная полиция, организованная преступность, полицейские ассоциации.

The paper describe the modern structure of police organs in Great Britain. The author comes to conclusion, that in Russia should be create police organs, such as Serious Organized Crime Agency, Association of Chief Police Officers.

Key words: territorial police, special police, organized crime, police associations.

Одной из задач сравнительного правоведения является изучение структуры зарубежных правоохранительных органов с тем, чтобы использовать полученную информацию для совершенствования отечественной правовой системы. Такая задача представляется наиболее актуальной в настоящее время, когда в России происходит реформирование органов полиции.

Особый интерес вызывает структура органов полиции Великобритании. Это обусловлено, во-первых, высокой степенью доверия, которое традиционно испытывает население Объединенного Королевства по отношению к полиции. Не последнюю роль в этом занимает умелая организация полицейской работы. Во-вторых, важно обратить внимание на полицейские органы, которые созданы в ответ на вызовы современной криминологической ситуации, и постараться ответить на вопрос о целесообразности их создания в России. В-третьих, следует отметить факт развития правоохранительных органов Великобритании в последние годы, что не получило отражения в предыдущих публикациях по этому вопросу.

Полиция Великобритании включает в свой состав, во-первых, органы территориальной полиции, которая выполняет основ-

ной объём полицейской работы. Такая полиция обслуживает определённые территории («полицейские районы»), действуя на основании Полицейского Акта 1996 г. (Англия и Уэльс), Полицейского Акта 1967 г. (Шотландия) и Полицейского Акта 2000 г. (Северная Ирландия). В этих актах сформулированы цели, организация, юрисдикция и ответственность органов территориальной полиции. В Англии и Уэльсе выделены 43 полицейских района, в Шотландии - 8, в Северной Ирландии - 1.

В Лондоне действуют два территориальных полицейских формирования: Городская полиция (The City of London Police) в центре Лондона и Скотлэнд-Ярд

(Metropolitan Police Service).

Во-вторых, самостоятельное место занимают силы специальной полиции. К ним относятся Британская транспортная полиция, полиция Министерства обороны, Военная полиция, Полиция по мирному атому, Агентство по борьбе с серьёзной организованной преступностью. Последняя служба действует на основании Полицейского Акта о серьёзной организованной преступности 2005 г.

В-третьих, к полицейским относятся службы, не имеющие отношения к полиции, чьи сотрудники защищают закон.

© Клеймёнов И. М., 2011

В-четвёртых, в структуру полицейских органов включены разнородные формирования, основанные на старом законодательстве или обычном праве. Они контролируют определённую небольшую территорию (порты, парки) или мероприятие.

Главный отряд полиции Великобритании - констебли. Они имеют право на арест и обыск подозреваемого. Большая их часть служит в территориальной полиции. Также они в массовом порядке они представлены в специальных подразделениях: Транспортной полиции, Военной полиции и Полиции по мирному атому.

Многие нормативные правовые акты разрешают нанимать констеблей для специфических целей. Так появляется полиция по охране портов и доков, туннелей и лесов.

Если уголовными правонарушениями небольшой тяжести занимаются рядовые констебли, то раскрытием и расследованием серьёзных преступлений занимаются детективы - сотрудники департамента уголовных расследований (Criminal Investigation Department - СГО). CID - подразделение территориального полицейского формирования, члены которого имеют приставку «детектив» перед званием. Офицеры CID расследуют такие тяжкие деяния, как изнасилование, убийство, берглэри, мошенничество и другие преступления, требующие комплексного расследования. Детективы должны анализировать полученные доказательства, строить на их основе версии и проводить все необходимые действия от ареста до обвинения подозреваемого. Кроме расследования и обвинения, к полномочиям CID относится защита свидетелей [1].

Борьба с организованной, экономической преступностью относится к компетенции специальной полиции - Агентства по борьбе с серьёзной организованной преступностью (Serious Organized Crime Agency -SOCA). Оно является самостоятельной (организационно независимой) силовой структурой Соединенного Королевства, которая формально отнесена к Министерству внутренних дел.

С образованием SOCA в апреле 2006 г. ей были переданы функции таких служб, как Национальная антикриминальная бригада (National Crime Squad), Национальная служба

криминальной разведки (National Criminal Intelligence Service), Национальное объединение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (National Hi-Tech Crime Unit), секция по раскрытию и расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков Королевской акцизной и таможенной службы (HM Revenue & Customs), Пограничная служба - в части компетенции противодействия организованной преступности в сфере миграции. Следовательно, SOCA решает задачи борьбы с отмыванием денег и торговлей людьми, наркобизнесом и организованной преступностью мигрантов, вооруженной и компьютерной преступностью.

Сотрудники SOCA обладают совокупностью полномочий констебля, офицера таможенной и миграционной службы в их различных комбинациях. Они не носят униформы и не подлежат проверке со стороны констеблей территориальной полиции в бытовых ситуациях (на дорогах, улице и пр.).

Штат SOCA около 4 200 сотрудников, в том числе 400 из них занимаются непосредственно управленческий деятельностью.

Высший рабочий орган - коллегия из 11 членов. Из числа тех, кто занят непосредственно в сфере борьбы с преступностью, половина занимается криминальными расследованиями, а другая половина фокусирует своё внимание на анализе и разведке. Главный офис Агентства (всего оно располагает 40 офисами по всему Соединенному Королевству) имеет расположение в Виктории, недалеко от Скотлэнд-Ярда. Другой лондонский офис Агентства расположен в Южном Лондоне рядом с Вестминстерcким дворцом и Секретной разведывательной службой (MI-6). Уже из этой дислокации видно, какое важное значение придаётся работе SOCA.

40 % усилий SOCA приходится на борьбу с наркотрафиком, 25 % - с организованной преступностью мигрантов, 10 % - с мошенничеством, 15 % - с другими видами организованной преступности и 10 % - на оказание помощи другим силовым структурам, в том числе за рубежом.

SOCA поддерживает контакты с Интерполом, Европолом и Шенгенской информационной системой.

В Шотландии существует собственная силовая структура с аналогичными функ-

циями - Агентство по борьбе с преступностью и наркотиками (The Scottish Crime and Drug Enforcement Agency-SCDEA). Эта специальная полицейская служба отвечает за предотвращение и пресечение деятельности опасных организованных групп, включая конфискацию прибыли, полученной в результате совершения преступлений. Агентство обладает необходимой степенью автономности. В то время как органы территориальной полиции подчиняются Правительству Шотландии через систему полицейской власти, Директор SCDEA несёт прямую ответственность перед Правительством и Парламентом Шотландии.

В Северной Ирландии выполнение задач по борьбе с организованной преступностью возложено на самостоятельное подразделение (The Organised Crime Task Force -OCTF). Оно создано в сентябре 2000 г. для стратегического управления и координации в сфере борьбы с преступностью на территории Северной Ирландии деятельностью целого ряда партнёрских субъектов: Полицейской службы Северной Ирландии, Королевской таможенной службы, SOCA, Коммерческой палаты Северной Ирландии, Федерации малого бизнеса, системы криминальной юстиции Северной Ирландии и др.

Специальной полицейской структурой является Британская транспортная полиция (British Transport Police - BTI), которая создана (в 1826 г.) для обеспечения безопасности на железнодорожных магистралях. В настоящее время она действует на основе Акта о железнодорожной и транспортной безопасности 2003 г.

В штате BTI около 3 тыс. полицейских офицеров, в сфере внимания которых сеть национальных и локальных железных дорог, а также лондонское метро. Это 10 000 миль железнодорожных путей и около 3000 станций и депо. Возглавляет BTI Главный констебль.

Полиция Министерства обороны (The Ministry of Defence Police - MDР) образована в 1971 г. путём слияния трёх управлений полицейских сил: военно-воздушных, сухопутных и военно-морских. Её функции связаны с обеспечением безопасности военных объектов, работой среди аттестованного и гражданского персонала Министерства обороны.

Полномочия сотрудников МБР широки и включают все права офицеров подразделений территориальной и специальной полиции. Полицию Министерства обороны не следует смешивать с Королевской военной полицией (Royal Military Police - RMP), которая является самостоятельной структурой.

Ключевыми направлениями работы МБР выступают:

- обеспечение армейской безопасности и контртеррористическая деятельность;

- расследование уголовных дел;

- сокращение преступности;

- международные контакты в сфере своей компетенции;

- обучение кадров.

МБР обеспечивает безопасность в 120 городах, в которых расположены важные объекты Министерства обороны (например, Королевский арсенал) и военной промышленности (в частности, по производству атомного оружия) [2].

Королевская военная полиция выполняет задачу обеспечения правопорядка среди военнослужащих. Она отвечает за расследование воинских преступлений, предупреждение массовых инцидентов в войсках, патрулирование гарнизонов, поддержание порядка на военных базах. Она ведет свою историю с 1241 г. Сотрудников RMP часто называют «красными беретами»[3].

К специальным полицейским структурам относится Полиция мирного атома (Civil Nuclear Constabulary - CNC), на которую возложена ответственность за безопасность атомных станций и охрану транспортируемых атомных материалов для обеспечения производственного цикла и утилизации отходов [4].

Мощную поддержку работе полиции оказывает Национальное агентство по улучшению полицейской работы (The National Policing Improvement Agency - NPIA). В его задачи входит развитие (создание и внедрение в практику работы) новых информационных технологий и оказание помощи в подготовке кадров для органов полиции.

NPIA функционирует с 2007 г. Агентство объединяет деятельность ряда подразделений, включая Полицейскую информационно-технологическую организацию (The Police Information Technology Organisation - PITO) и

Центрекс (в том числе Национальный центр полицейского мастерства). PITO в настоящее время занимается внедрением технологии биометрической идентификации (в будущем она будет связана с создаваемым Национальным идентификационным регистром).

NPIA создано по рекомендации Ассоциации начальников полиции (Association of Chief Police Officers - ACPO) - в рамках реализации зеленой карты (green paper) «Совместное обеспечение общественной безопасности» [5]. Агентство реализует следующие функции на государственном уровне:

- развитие информационных систем, таких как «Полицейский компьютер», «Идент-1», «Отпечатки пальцев и ладоней», «Базы ДНК»;

- обучение специалистов по расследованию преступлений в сфере высоких технологий;

- поиск и идентификацию коммуникационных сигналов через коммуникационные сети;

- вооружение сотрудников полиции рекомендациями по раскрытию по горячим следам таких преступлений, как убийство, массовые беспорядки и др.;

- разработку программ по смене поколений на всех уровнях полицейской службы;

- осуществление исследований, подготовка аналитических отчётов.

Последняя функция выполняется информационно-аналитическим подразделением NPIA, которое имеет собственную аббревиатуру - RAI (Research, Analysis and Information Unit). Его деятельность нацелена на снижение рисков сотрудников полиции, сохранение времени и денег и оптимизацию работы. RAI содержит и пополняет Национальную полицейскую библиотеку.

В составе NPIA состоит Бюро без вести пропавших. Оно разыскивает без вести пропавших лиц и индентифицирует неопознанные трупы. Бюро работает в контакте с полицией и другими организациями, помогая сделать работу по розыску без вести пропавших более эффективной.

Секция по анализу серьёзных преступлений NPIA (Serious Crime Analysis Section -SCAS) занимается изучением преступлений с использованием специальных критериев. Главное внимание уделяется анализу изнаси-

лований и других видов сексуального насилия, безмотивных и серийных убийств на сексуальной почве. SCAS получает файлы уголовных дел уже на ранних стадиях их расследования от всех силовых структур Соединенного Королевства (включая Шотландию и Северную Ирландию) и через информационные сети оказывает интеллектуальную помощь в их раскрытии. В целях выполнения этой ответственной и сложной задачи вся информация кодируется и размещается в информационной базе ViCLAS (Violent Crime Linkage Analysis System). Это - постоянный процесс, который имеет большое значение для эффективной деятельности SCAS.

В направлении оказания помощи силам полиции по расследованию преступлений работает также подразделение Операциональной поддержки (Crime Operational Support), которое имеет целый штат специа-листов-консультантов по различным направлениям, включая семейных социологов, сле-дователей-психологов и др. В целях расследования насильственных преступлений, связанных с оружием, активно используется национальная информационная база травм (The National Injuries Database - NID). Она содержит более 20 тыс. изображений ран, нанесенных жертвам убийств и сексуального насилия. Другая информационная база ViSOR (Dangerous Persons Database) содержит сведения о лицах, представляющих общественную опасностью [6].

Большую роль в улучшении работы полицейских сил играет вышеназванная Ассоциация начальников полиции (Association of Chief Police Officers - ACPO). В особенности её усилия заметны в области разработки стандартов полицейской деятельности, внедрения их в систему подготовки служащих полиции. Другое важное направление деятельности ACPO - разработка критериев эффективности работы полицейских органов. Здесь в последние годы произошло важное изменение - отказ от самооценки и признание главным критерием - оценки тех общин, которые обслуживают силы полиции [7].

Сказанное позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Формирование в полицейских органах Великобритании специальных подразделений по борьбе с организованной преступно-

стью - это ответ на вызовы современной криминологической ситуации. Целесообразно воссоздать такие подразделения в России, используя, в частности, организационный опыт зарубежных стран.

2. В подготовке полицейских кадров в России следует большее внимание уделить формированию информационно-аналитических навыков. Важно восполнить дефицит специалистов в области криминальной разведки, которые успешно работают в британских полицейских структурах.

3. Необходимо способствовать созданию авторитетных общественных организаций в реформируемой российской полиции. Деятельность Ассоциации начальников полиции Великобритании является здесь явным примером для подражания.

1. The Serious Organised Crime Agency. - URL: http://www.soca.gov.uk (дата обращения:

14.04.2011).

2. The Ministry of Defence Police. - URL: http://www.mod.police.uk (дата обращения:

17.04.2011).

3. URL: The Royal Military Police // British Army Website (дата обращения: 17.04.2011).

4. What's the Role of the Civil Nuclear Constabulary Where Do They Work? - Civil Nuclear Constabulary. - URL: http://www.Cnc.police.uk. 2009-03-25 (дата обращения: 17.04.2011).

5. Зеленая карта здесь понимается как предварительный документ, в котором намечены законодательные инициативы, первый шаг к изменению законодательства.

6. The National Policing Improvement Agency. -URL: http://www.npia.police.uk (дата обращения: 17.04. 2011).

7. Профессиональная этика английской полиции // Борьба с преступностью за рубежом. -М. : ВИНИТИ, 2010. - № 12. - С. 26-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.