Научная статья на тему 'Территориально-рекреационная система в контексте социально-экономического развития депрессивного региона'

Территориально-рекреационная система в контексте социально-экономического развития депрессивного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕКРЕАЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / TERRITORIAL AND RECREATIONAL SYSTEM / RECREATIONAL ECONOMY / ECONOMIC AND SOCIAL EFFICIENCY / TERRITORIAL PRINCIPLES OF MANAGEMENT / PROGRAM-TARGETED MANAGEMENT / SOURCES OF FINANCING / FREE ECONOMIC ZONE / MANAGEMENT OF TERRITORIAL DEVELOPMENT / DEPRESSED REGION / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Хаметова Зухра-Ханум Тагировна

Дан анализ современного состояния рекреационного хозяйства республики Дагестан. Выявлены причины неэффективного использования рекреационных ресурсов. Рассмотрены основные направления повышения социальной и экономической эффективности рекреационного хозяйства республики. Авторы обращают внимание на проблемы совершенствования организации управления рекреационным хозяйством, применения программно-целевого метода управления, территориальных принципов управления рекреационным хозяйством. Обоснована необходимость формирования Дагестанской территориально-рекреационной системы, показана ее роль в повышении социально-экономической эффективности развития рекреационного хозяйства и всего хозяйственного комплекса республики. Предложены источники финансирования программы формирования Дагестанской территориально-рекреационной системы. Для решения проблемы финансирования программы формирования территориально-рекреационной системы предложено привлечь собственные средства предприятий и организаций как республики, так и крупных промышленных регионов; средства населения республики; кредиты коммерческих банков; иностранные инвестиции. В качестве одного из важнейших источников привлечения иностранного капитала для финансирования программы формирования Дагестанской территориально-рекреационной системы рассмотрено создание в республике свободной экономической зоны (СЭЗ). Отмечено, что использование в СЭЗ многообразных льгот (экспортно-импортные привилегии, таможенные, налоговые и т.п.) дает возможность фирмам извлекать большие доходы. С помощью СЭЗ происходит стремительное и интенсивное включение региона в систему международных взаимосвязей. Регион получает сильный толчок для формирования коммуникационной, деловой и иной инфраструктуры. Таким образом, формирование СЭЗ представляет собой мощнейший инструмент регионального развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Хаметова Зухра-Ханум Тагировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL RECREATION SYSTEM IN THE CONTEXT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE DEPRESSED REGION

The analysis of the modern state of recreational economy of the Republic of Daghestan is given. The reasons of its ineffective use of recreational resources are revealed. The main directions of increasing social and economic effectiveness of recreational economy of the Republic are considered. The authors pay the attention to the problems of management organization perfection of recreational economy, use of program-targeted method of management, territorial principles of recreational economy management. The need to formation of the Daghestan territorial recreational system is proved; its role in increasing the social and economic effectiveness of recreational economy development is shown as well as the whole economic complex of the Republic. The sources of program financing the Daghestan territorial and recreational system are suggested. To solve the problem of program financing the Daghestan territorial and recreational system, it was suggested to attract the own resources of enterprises and organizations as in the Republic and in the largest industrial regions; the resources of the Republic population; the credits of commercial banks; foreign investments. As one of the main sources of foreign capital investment for financing the program of the Daghestan territorial and recreational system, the creation of a free economic zone (FEZ) in the Republic was offered. It is mentioned that the use of various benefits (export and import, custom, tax and other privileges) in a free economic zone gives an opportunity to the firms to absorb high profits. With the help of the free economic zone, a violent and intensive inclusion of the region into the system of international relations is taken place. The region receives a strong push to formation of communicative, business and other infrastructures. Thus, the creation of a free economic zone is a powerful mechanism of the regional development

Текст научной работы на тему «Территориально-рекреационная система в контексте социально-экономического развития депрессивного региона»

УДК 338

DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-6-115-123

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СИСТЕМА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА

TERRITORIAL RECREATION SYSTEM IN THE CONTEXT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE DEPRESSED REGION

3. -X. Т. Хаметова,

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала xametovaz@mail.ru

s. Z. -KIi. Kliametova,

е Dagestan State Technical ( niversity, Makhachkala

Дан анализ современного состояния рекреационного хозяйства республики Дагестан. Выявлены причины неэффективного использования рекреационных ресурсов. Рассмотрены основные направления повышения социальной и экономической эффективности рекреационного хозяйства республики.

Авторы обращают внимание на проблемы совершенствования организации управления рекреационным хозяйством, применения программно-целевого метода управления, территориальных принципов управления рекреационным хозяйством.

Обоснована необходимость формирования Дагестанской территориально-рекреационной системы, показана ее роль в повышении социально-экономической эффективности развития рекреационного хозяйства и всего хозяйственного комплекса республики. Предложены источники финансирования программы формирования Дагестанской территориально-рекреационной системы. Для решения проблемы финансирования программы формирования территориально-рекреационной системы предложено привлечь собственные средства предприятий и организаций как республики, так и крупных промышленных регионов; средства населения республики; кредиты коммерческих банков; иностранные инвестиции.

В качестве одного из важнейших источников привлечения иностранного капитала для финансирования программы формирования Дагестанской территориально-рекреационной системы рассмотрено создание в республике свободной экономической зоны (СЭЗ). Отмечено, что использование в СЭЗ многообразных льгот (экспортно-импортные привилегии, таможенные, налоговые и т.п.) дает возможность фирмам извлекать большие доходы. С помощью СЭЗ происходит стремительное и интенсивное включение региона в систему международных взаимосвязей. Регион получает сильный толчок для формирования коммуникационной, деловой и иной инфраструктуры. Таким образом, формирование СЭЗ представляет собой мощнейший инструмент регионального развития

Ключевые слова: территориально-рекреационная система; рекреационное хозяйство; экономическая и социальная эффективность; территориальные принципы управления; программно-целевой метод управления; источники финансирования; свободная экономическая зона; управление территориальным развитием; депрессивный регион; региональная экономика

The analysis of the modern state of recreational economy of the Republic of Daghestan is given. The reasons of its ineffective use of recreational resources are revealed. The main directions of increasing social and economic effectiveness of recreational economy of the Republic are considered.

The authors pay the attention to the problems of management organization perfection of recreational economy, use of program-targeted method of management, territorial principles of recreational economy management.

The need to formation of the Daghestan territorial recreational system is proved; its role in increasing the social and economic effectiveness of recreational economy development is shown as well as the whole economic complex of the Republic. The sources of program financing the Daghestan territorial and recreational system are

X.3. Халимбеков,

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала h-murad@yandex.ru

Kh. Khalimbekov,

Dagestan State Technical University, Makhachkala

suggested. To solve the problem of program financing the Daghestan territorial and recreational system, it was suggested to attract the own resources of enterprises and organizations as in the Republic and in the largest industrial regions; the resources of the Republic population; the credits of commercial banks; foreign investments.

As one of the main sources of foreign capital investment for financing the program of the Daghestan territorial and recreational system, the creation of a free economic zone (FEZ) in the Republic was offered. It is mentioned that the use of various benefits (export and import, custom, tax and other privileges) in a free economic zone gives an opportunity to the firms to absorb high profits. With the help of the free economic zone, a violent and intensive inclusion of the region into the system of international relations is taken place. The region receives a strong push to formation of communicative, business and other infrastructures. Thus, the creation of a free economic zone is a powerful mechanism of the regional development

Key words: territorial and recreational system; recreational economy; economic and social efficiency; territorial principles of management; program-targeted management; sources of financing; free economic zone; management of territorial development; depressed region; regional economy

Обеспечение высокой экономической и

социальной эффективности функционирования рекреационного хозяйства Республики Дагестан требует решения целого комплекса проблем, важнейшими из которых являются сезонный характер работы индустрии, транспортно-логистическое обеспечение отрасли, состояние мест размещения, уровень обслуживания и др.

Одной из значимых проблем функционирования рекреационного хозяйства вообще и в Республике Дагестан в частности, является ярко выраженный сезонный характер деятельности. Основной поток рекреантов в республику наблюдается в летний период, что объясняется тем, что туристы посещают республику с целью отдыха на море в летнее время, совмещая его с познавательными и спортивно-оздоровительными путешествиями, а также тем, что существующая материально-техническая база рекреационного хозяйства может эксплуатироваться только в летний период.

Следующей проблемой является недостаточная развитость сферы непроизводственного обслуживания рекреантов. Сеть предприятий общественного питания, обслуживающая отдыхающих, также носит сезонный характер. Основная доля этих предприятий приходится на столовые и кафе самообслуживания. В то же время с появлением предприятий различных форм

собственности численность предприятий общественного питания значительно возросла, однако большая часть из них сконцентрирована в городах и крупных населенных пунктах, тогда как в районах, богатых рекреационными ресурсами, их значительно меньше [2].

К числу факторов, существенно влияющих на развитие территориально-рекреационного комплекса республики, относится отсутствие в республике транспортных предприятий, оказывающих соответствующие услуги рекреантам (кроме автобазы при ОАО «Туриндустрия» и ряда других предприятий ).

Предприятия дополнительного обслуживания в настоящее время не получили должного развития. Слабо развиты предприятия по производству и реализации сувениров, низок уровень культурно-зрелищного обслуживания рекреантов.

В республике только формируется система подготовки кадров для рекреационного хозяйства, которым занимаются Дагестанский ГТУ и филиал РГУТСа в РД. Административный и управленческий персонал принимается на работу в основном путем свободного набора с последующей подготовкой и переподготовкой в системе обучения соответствующего вуза, что приводит к дополнительным затратам организаций, снижению качества обслуживания и

экономической эффективности рекреационного хозяйства региона в целом.

Препятствуют развитию рекреационного хозяйства и экологические проблемы:

— низкое санитарно-гигиеническое состояние природной среды. Так, в морской воде прибрежных районов Махачкалы, Избербаша и Дербента содержание различных загрязнителей превышает нормы по многим показателям;

— уничтожение лесов, которое в последние годы приобрело угрожающие масштабы и ведущее к дестабилизации не только рекреационной, но и всей окружающей среды;

— отсутствие на побережье береговых лесонасаждений, создающих комфортный микроклимат, также препятствует развитию рекреации;

— размыв, затопление и заболачивание песчаных пляжей и припляжных территорий. Этому способствует как подъем уровня моря, так и осуществляемые в последние годы в Дагестане широкие мероприятия по зарегулированию рек, интенсивная разработка пляжных и дюнных песков для строительных нужд.

Кроме того, к числу неблагоприятных геоэкологических факторов рекреационного освоения Дагестана можно отнести высокую сейсмическую, паводковую, лавинную и селевую опасность его территории, неустойчивость, а временами и экстремальность климатических условий.

Современное состояние рекреационного хозяйства республики характеризуется тем, что рекреационные территории практически являются бесхозными. Предприятия рекреационного хозяйства разбросаны по многим ведомствам и организациям, у которых нет достаточных средств для их содержания. Юридические хозяева этих земель (исполнительные органы районных, городских администраций) не имеют достаточно властных функций. Например, на территории Карабудахкентского района (курортная зона Манасское взморье) расположено более 60 учреждений отдыха общей вместимостью около 7 тыс. мест. Все они принадлежат нескольким десяткам

различных ведомств и организаций республики и страны, которые и управляют ими. Аналогичная картина наблюдается и на других рекреационных территориях республики. Процессами комплексного освоения рекреационных ресурсов и развития рекреационного хозяйства в республике долгое время никто не занимался. Все это, безусловно, препятствует развитию отрасли, снижает ее социальную и экономическую эффективность, способствует распылению средств, малоэффективному использованию рекреационных ресурсов.

Надежда на комплексное развитие ту-ристко-рекреационного комплекса региона появилась с образованием Министерства по туризму и народным промыслам Республики Дагестан. Преодоление указанных недостатков видится в обеспечении скоординированного, согласованного функционирования всех элементов туристко-рек-реационной системы региона, выработке согласованной политики и подходов к развитию отрасли и формировании дискуссионной площадки для обсуждения проблем и разработки рекомендаций для субъектов отрасли в форме предложенного министерством Общественного и Консультативного советов при Минтуризма и народных промыслов РД.

Развитие рекреационного хозяйства в республике, сопровождающееся стихийным формированием отдельных локальных рекреационных комплексов и всей территориально-рекреационной системы в целом, требует совершенствования процесса управления их формированием и развитием. На наш взгляд, это обусловлено:

— отсутствием разработанной и утвержденной системы плановых документов, обязательных для всех предприятий и организаций, связанных с рекреационным хозяйством;

— отсутствием организационно-правового оформления и официального определения статуса территориально-рекреационной системы как формы территориальной организации рекреационного хозяйства;

— отсутствием единых органов управления, ответственных за организацию пла-

нирования и осуществления планов формирования и развития ТРС;

— значительными объемами капитальных вложений в рекреационное хозяйство и вспомогательные отрасли и необходимостью их эффективного использования;

— обострением проблем охраны окружающей среды, перегрузкой рекреационных территорий и связанной с нею деградацией природных рекреационных ресурсов, возникновением конфликтных ситуаций, связанных с использованием ресурсов и требующих учета не только территориальных, но и народнохозяйственных интересов при их разрешении;

— необходимостью установления оптимальных внутренних и внешних взаимосвязей региональной ТРС [6].

Важнейшим преимуществом ТРС как новой формы территориальной организации рекреационного хозяйства является комплексность.

Комплексный подход к формированию региональной ТРС позволяет получить ряд преимуществ:

— появляется возможность применения программно-целевого метода управления и планирования;

— преодолеваются внутритерритори-альные противоречия между рекреационным хозяйством и другими отраслями территории;

— эффективно решаются экологические проблемы;

— появляется возможность формирования оптимальной структуры системы в тесной взаимосвязи и соответствии с общетерриториальными интересами;

— обеспечивается максимальный социальный и экономический эффект от рекреационного хозяйства [3].

Развитие рекреационного хозяйства, как самостоятельной высокоэффективной отрасли хозяйственного комплекса Республики Дагестан, вносящего солидный вклад в бюджет республики, требует несколько иного подхода к организации управления рекреационным хозяйством.

Во многих странах мира, где развито рекреационное хозяйство и где доходы

от рекреационной деятельности занимают значительную долю в бюджете (Испания, Италия, Египет, Турция, Таиланд и др.), созданы Министерства туризма, которым переданы значительные властные полномочия по координации деятельности министерств и ведомств в направлении развития отрасли, контроля и управления рекреационным хозяйством в целом [ 1].

В условиях рыночной экономики процесс развития рекреационного хозяйства и формирования ТРС ставит и такие проблемы, которые не возникали в условиях административно-командной системы. Так, сравнительно недавно в республике возник вопрос об определении доли государственной собственности в сфере туризма и курортного обслуживания и, в частности, собственности на землю.

Вопрос о собственности на землю, особенно рекреационных территорий, является вопросом принципиальной важности для обеспечения эффективности функционирования рекреационного хозяйства. Известно, что рекреационные учреждения размещаются, как правило, в пределах наиболее ценных в природном и культурно-историческом отношении территорий и в этой связи не вызывает сомнения то, что такие территории должны быть отнесены к разряду приоритетных или «Национального достояния Республики Дагестан». Поэтому, по нашему мнению, необходимо провести инвентаризацию природно-культурных ландшафтов республики и утвердить список территорий, являющихся национальным достоянием республики. Решение этой проблемы позволит предотвратить стихийную и малоэффективную застройку рекреационных территорий и привлечь инвесторов в сферу туризма и рекреации.

Одной из главных проблем, в значительной степени влияющей на темпы и масштабы развития рекреационного хозяйства в республике и формирования ТРС, является проблема изыскания источников финансирования. Известно, что в силу объективных причин возможности республики по мобилизации внутренних источников инвестирования весьма ограничены.

Поэтому, учитывая значимость реализации программы формирования ТРС как для России, так и для Республики Дагестан, в качестве источников финансирования должны выступать как федеральный, так и республиканский бюджеты. Кроме этого, необходимо проработать механизм привлечения средств предприятий и организаций как нашей республики, соседних регионов, крупных промышленных центров России, населения республики, российских и зарубежных финансово-промышленных групп.

Привлечение иностранного капитала является одним из важнейших источников привлечения финансовых средств для развития регионального рекреационного хозяйства. Однако в связи с политической ситуацией и экономической нестабильностью в стране и регионе приток иностранного капитала невелик, что связано с высоким уровнем инвестиционного риска в нашей стране. Вместе с тем, следует отметить, что по мере стабилизации в экономике инвестиции в ТРС региона могут стать достаточно привлекательными для иностранных инвесторов [7].

Одним из действенных механизмов привлечения иностранных инвестиций, на наш взгляд, является создание свободной экономической зоны (СЭЗ), или территории опережающего развития. Такие зоны, или территории функционируют во многих странах мира и с каждым годом укрепляют свое место в мировом хозяйстве.

Существует множество разновидностей СЭЗ: свободная таможенная территория («консигнационные склады»); свободная торговая зона; производственно-экспортная зона; зоны предприятий; научно-техническая зона («технопарки» и «технополисы»); районы технико-экономического развития городов; открытый город; открытые экономические районы; зоны, в основе которых лежат концессионные соглашения, предпринимательские зоны и др.

Каким образом создание СЭЗ в Республике Дагестан может способствовать решению проблемы развития рекреационного хозяйства и формирования ТРС? Обратим-

ся к имеющемуся опыту развития этих зон в различных странах мира и России.

Среди большого числа разновидностей СЭЗ особая роль отводится так называемым оффшорным зонам. Первоначально они были ориентированы на развитие туризма и предоставляли хозяйствующим субъектам целый ряд преимуществ:

— налоговые привилегии;

— существенную финансовую независимость;

— фактическое отсутствие финансового контроля;

— возможность выполнения сделок с резидентами в любой зарубежной денежной единице;

— списание расходов на месте;

— приватность финансовых процедур

[9].

Использование в СЭЗ разнообразных льгот (экспортно-импортные привилегии, таможенные, налоговые и т.п.) дает возможность фирмам получать значительную долю прибыли. Норма прибыли в СЭЗ обычно составляет 35 % в год, а в азиатских СЭЗ транснациональные компании зарабатывают в среднем 40 %. Сроки окупаемости капитальных инвестиций уменьшаются в 2...3 раза [10]. Все это делает хозяйствование в СЭЗ крайне соблазнительной сферой использования финансовых средств и привлечение трейдеров с ближнего и дальнего зарубежья.

С помощью СЭЗ происходит стремительное и интенсивное включение территории в систему хозяйственных взаимосвязей. Регион получает сильный толчок для формирования коммуникационной, деловой и иной инфраструктуры, представляя собой мощнейший инструмент регионального развития, позволяющий разрешить почти все общественные и экономические проблемы.

Развитие экономических зон демонстрирует, что логика их функционирования и отбор направлений деятельности чаще всего не сводятся к классическому анализу «затраты-результаты» в терминологии кратковременной и среднесрочной производительности. Выигрыш при их формиро-

вании и успешном развитии, как правило, долговременен и заключается в наиболее эффективной диффузии новейших технологий, основательных рыночных институциональных преображениях, наилучшем формировании объектов производственной, автотранспортной и общественной инфраструктуры, преодолении отсталости в формировании единичных ареалов. При этом главная финансовая нагрузка падает на государство: в среднем приблизительно 60 % средств при формировании объектов автотранспортной, общественной и бизнес-инфраструктуры [5].

Мировая практика показывает, что во множестве государств формирование СЭЗ применялось в качестве крайне продуктивного направления развития экономики отдельных территорий, в основном нацеленного на формирование производственного потенциала и сферы услуг, способных результативно экспортировать собственную продукцию. Именно в надежде на высокоприбыльный экспорт в свободные экономические зоны устремляются иностранные инвестиции.

При большом разнообразии функционирующих на сегодняшний день СЭЗ представляется необходимым выделить единые для абсолютно всех зон аспекты. Это, во-первых, ограниченность территорий. Во-вторых, действие в данной местности особенного юридического и финансово-экономического порядка, более поощрительного по сравнению с критериями, действующими за границами СЭЗ. Для зон свойственна существенная степень автономности по отношению к хозяйственным условиям и законодательству, имеющимся в государстве. Зачастую правом законодательного установления в большом диапазоне экономических проблем наделена районная администрация. Наравне с этим деятельность субъектов СЭЗ основывается на многосторонней государственной помощи и гарантиях. В-третьих, существование конкретной ориентации в области экономической деятельности [8].

Цели, преследуемые при формировании СЭЗ, могут быть разными в зависимо-

сти от степени экономического развития региона, социально-экономической ситуации, географических и культурных особенностей и т.п.

В отдельных публикациях отечественных авторов предпринимались попытки обобщения мирового опыта эволюции СЭЗ с позиций его адаптации к российским условиям. Однако специально не ставилась и не решалась проблема выявления общих черт и принципов формирования зон в странах, переходящих к рыночной экономике, в которых этот процесс, несомненно, имеет свои специфические черты.

Вместе с тем, необходимо помнить о теоретико-методологических основах формирования СЭЗ или ТОР в странах, переходящих к рыночной экономике, в которых этот процесс, несомненно, имеет свои специфические черты, к которым можно отнести следующие:

— следует отличать классические СЭЗ, формируемые в индустриально развитых и развивающихся государствах, и зоны в странах, где на протяжении десятков лет доминировала планово-централизованная система хозяйствования и формировались основы интернациональной социалистической экономической интеграции. Данный фактор — главный в определении целей, задач и механизма создания и работы СЭЗ;

— при формировании свободных экономических зон в разных регионах следует принимать во внимание общественно-экономическое и общественно-политическое положение регионов, масштабы их территории, количество жителей, объем и вид внешнеэкономических взаимосвязей, географическое положение. При этом важно придерживаться следующих принципов: четкое выявление целей и задач каждой зоны; небольшие размеры их территории; доступ к автотранспортным и коммуникационным узлам и артериям; недостаточность сроков действия режима налоговых и других преференций;

— невозможно наделять функциями управления СЭЗ местные органы власти. Следует сформировать особый аппарат, который может грамотно и незамедлительно

координировать и осуществлять контроль работы хозяйствующих субъектов в границах зоны, а также гарантировать результативное взаимодействие последней с другими регионами государства и иностранными партнерами;

— успех в организации и формирование СЭЗ неосуществимы в отсутствии принятия надлежащей системы законов и нормативных актов, отчетливо регулирующими основные цели, задачи, принципы их формирования, полномочия и обязанность абсолютно всех причастных сторон, совокупность преференций, процедуру создания и ликвидации СЭЗ.

Мировой опыт свидетельствует, что создание и формирование СЭЗ ориентировано на решение приоритетных экономических задач региона, реализацию стратегических программ и планов, комплексного формирования экономики территории на базе использования новейшей техники и технологий, применения элементов государственно-частного партнерства при финансировании проектов, формирования на современном уровне деловой, коммунально-хозяйственной, правовой и экономической инфраструктуры. При этом система льгот, устанавливаемых в СЭЗ в достаточной степени, неповторима и плот-

Список литературы

но сопряжена с реализуемыми в её территории проектами и планами [4].

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что в Республике Дагестан основной целью развития свободной экономической зоны может являться активизация совместной инвестиционной деятельности с иностранным капиталом в целях изучения богатых рекреационных ресурсов и развития ТРС, привлечение прогрессивных иностранных технологий и управленческого опыта в народное хозяйство, совершенствование отраслевой структуры экономики территории, апробация на местном уровне различных альтернатив внедрения новейших форм хозяйствования, адаптированных к условиям мирового рынка, снижение уровня безработицы, на основании формирования на территории республики более льготных по сравнению с иными регионами условий внешнеэкономической деятельности.

Эффективное решение данных проблем возможно в случае разработки комплексной программы развития рекреационного хозяйства территории, формирования эффективной ТРС региона, а создание свободной экономической зоны в Дагестане придаст работе мощный дополнительный импульс.

1. Агалаков Н.М. Рекреационный бизнес и основные факторы обеспечения его конкурентоспособности (на примере туризма) / / Материалы конф. « Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.confcontact.com/node/368 (дата обращения: 23.04.2016).

2. Андрушко И.О. Создание системы качества услуг в санаторно-курортном хозяйстве // Культура народов Причерноморья. 2011. № 161. С. 11 — 12.

3. Данилов А.А., Бондаренко М.В., Данилова В.А. Туристско-рекреационные системы и их роль в региональном социально-экономическом развитии // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberlemnka.m/article/n/turistsko-rekreatsionnye-sistemy-i-ih-rol-v-regionalnom-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii (дата обращения: 23.04.2016).

4. Ковырнева Л.В. Региональный туризм. Хабаровск: ДВГУПС, 2012. 111 с.

5. Кононенко П.А. Стратегическое программно-целевое управление производственно-хозяйственной системой. М.: Дашков и Ко, 2013. 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Лазовская С.В. Развитие ресурсного потенциала сферы туристско-рекреационных услуг / / Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2010. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/turistsko-rekreatsionnye-sistemy-i-ih-rol-v-regionalnom-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii (дата обращения: 23.04.2016).

7. Лукашин Ю.П., Рахлина Л.И. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 3. С. 87—94.

8. Федорова Г.Ф., Яковлева Е.А. Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов: опыт, проблемы // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2005. № 4. С. 33-38.

9. Asheim B., Gertler M. The Geography of Innovation: Regional Innovation Systems / / OxfordUniversity Press. 2006. No. 2. P. 291-317.

10. Ketels Ch. Recent research on competitiveness and clusters: what are the implications for regional policy? / / Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2013. No. 5 Available at: http://www.clustermap-ping. us / sites/default /files / files/resource/Recent_research_on_competitiveness_and_clusters-_what_are_the_ implications_for_regional_policy.pdf (accessed 24.04.2016).

List of literature -

1. Agalakov N.M. Materialy konferentsii « Aktualnye voprosy povysheniya konkurentosposobnosti gosu-darstva, biznesa i obrazovaniya v sovremennyh ekonomicheskih usloviyah» (Materials of the conf. «Actual issues of improving the state of competitiveness in the current economic conditions, business and education») Available at: http://www.confcontact.com/node/368 (accessed 23.04.2016).

2. Andrushko I.O. Kultura narodov Prichernomoriya (Culture of the peoples of the Black Sea), 2011, no. 161, pp. 11-12.

3. Danilov A.A., Bondarenko M.V., Danilov V.A. Servis v Rossii i za rubezhom (Services in Russia and abroad), 2012, no. 11 Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/turistsko-rekreatsionnye-sistemy-i-ih-rol-v-regionalnom-sotsialno-ekonomicheskom -razvitii (accessed 23.04.2016).

4. Kovyrneva L.V. Regionalny turizm [Regional tourism]. Khabarovsk: FESTU, 2012. 111 p.

5. Kononenko P.A. Strategicheskoe programmno- tselevoe upravlenie proizvodstvenno-hozyaystvennoy sistemoy [Strategic program-targeted management of industrial and economic system]. Moscow: Dashkov and Co., 2013. 272 p.

6. Lazovskaya S.V. VestnikAdygeyskogogosudarstvennogouniversitetaSeriya5:Ekonomika (Herald of the Adygeya State University. Ser. 5: Economy), 2010, no. 4 Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/turistsko-rekreatsionnye-sistemy-i-ih-rol-v-regionalnom-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii (accessed 23.04.2016).

7. Lukashin Yu.P., Rahlina L.I. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (World Economy and International Relations), 2016, no. 3, pp. 87-94.

8. Fedorovа G.F., Yakovlev E.A. Federativnye otnosheniya i regionalnaya sotsialno-ekonomicheskaya politika (Federal relations and regional socio-economic policies), 2005, no. 4. P. 33-38.

9. Asheim B., Gertler M. OxfordUniversity Press (Oxford University Press), 2006, no. 2, pp. 291-317.

10. Ketels Ch. Cambridge Journal of Regions, Economy and Society (Cambridge Journal of Regions, Economy and Society), 2013, no. 5 Available at: http://www.clustermapping.us/sites/default/files/files/ resource/Recent_research_on_competitiveness_and_clusters-_what_are_the_implications_for_regional_ policy.pdf (accessed 24.04.2016).

Коротко об авторах_

Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Таможенное дело», Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, система управления, туризм, строительство h-murad@yandex.ru

Хаметова Зухра-Ханум Тагировна, канд. экон. наук, ст. преподаватель, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Россия. Область научных интересов: внешнеэкономическая деятельность, рекреационное хозяйство, экономика предприятий, региональная экономика xametovaz@mail.ru

Briefly about the authors _

Khadzhimurad Khalimbekov, doctor of economic sciences, professor, head of Customs department, Daghestan State Technical University, Makhachkala, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, management system, tourism, construction

Zuhra-Khanum Khametova, candidate of economic sciences, senior teacher, Daghestan State Technical University, Makhachkala, Russia. Sphere of scientific interests: foreign economic activity, recreational sector, business economics, regional economy

Образец цитирования _

Халимбеков Х.З., Хаметова З.-Х. Т. Территориально-рекреационная система в контексте социально-экономического развития депрессивного региона // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 6. С. 115-123.

DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-6-115-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.