Научная статья на тему 'Методика оценки социально-экономической эффективности туристско-рекреационного комплекса региона'

Методика оценки социально-экономической эффективности туристско-рекреационного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / САНАТОРИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ / СФЕРА УСЛУГ / РЕКРЕАНТЫ / РЕКРЕАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX / TOURISM / RECREATION / SANATORIUMS / SOCIAL EFFECT / ECONOMIC EFFECT / MANAGEMENT / SERVICE SECTOR / RECREATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Айдаева Сакина Агавердиевна, Хаметова Зухра-Ханум Тагировна, Абакарова Джаннет Калсыновна, Аджиева Эльмира Багаудиновна

Определены экономический и социальный результаты капитальных вложений, направляемых в турист-ско-рекреационный комплекс. Предложена методика оценки социально-экономической эффективности капиталовложений, направленных в данный комплекс, предназначенных для укрепления и профилактики здоровья рекреантов. Обусловлена необходимость соизмерения социального и экономического эффекта с капитальными вложениями в туристско-рекреационный комплекс и показателями эксплуатационных затрат, а также определения показателей социального эффекта в стоимостном выражении. Для оценки сопутствующего экономического эффекта предложено проанализировать показатели снижения временной нетрудоспособности и повышения производительности труда работников, проходящих курс лечения и отдыха на предприятиях туристско-рекреационного комплекса в условиях неизменности других факторов. На основе ретроспективного метода приведено определение непосредственных результатов, характеризующих изменения в состоянии потребителей услуг, наступившие в санаторно-курортном учреждении к концу курса лечения или отдыха, и отдаленных результатов, показывающих, в какой степени и как долго сохраняется лечебный эффект после окончания лечения. Обоснована необходимость соизмерения дополнительных затрат на строительство объектов туристско-рекреационного комплекса с дополнительным национальным доходом, полученным в результате снижения заболеваемости и повышения производительности труда. Рассмотрены особенности рекреационного обслуживания как процесса создания нового продукта, отличающегося по своей специфической потребительной стоимости и удовлетворяющего особый род потребностей, а также разнообразные формы и средства обслуживания рекреантов. Изучены этапы процесса предоставления основных услуг в санаторно-курортных и туристских предприятиях и проблемы управления качеством рекреационного обслуживания как главного фактора повышения социальной и экономической эффективности рекреационного хозяйства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Айдаева Сакина Агавердиевна, Хаметова Зухра-Ханум Тагировна, Абакарова Джаннет Калсыновна, Аджиева Эльмира Багаудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF SOCIAL AND ECONOMIC EFFECTIVENESS ESTIMATION OF THE TOURIST-RECREATIONAL COMPLEX OF THE REGION

The economic and social results of capital investments directed to the tourist and recreational complex are determined. A methodology is proposed for assessing the social and economic efficiency of investments directed to the tourist and recreational complex, designed to strengthen and prevent the health of recreants. Due to the necessity the social and economic effect with capital investments in the tourist and recreation complex and indicators of operating costs was measured, as well as the indicators of social effect in value terms were determined. To assess the collateral economic effect, it is proposed to analyze the indicators of reducing temporary disability and increasing the productivity of workers who receive treatment and rest at the TRC enterprises in the conditions of other factors' invariability. It is proposed to determine, on the basis of the retrospective method, immediate results characterizing the changes in the state of consumers of services that occurred at the sanatorium-resort institution by the end of the course of treatment or rest and the long-term results showing the duration of the therapeutic effect after the end of treatment. Due to the necessity the additional costs for the construction of TRC facilities with the additional national income, resulting from the reduction of morbidity and increase in labor productivity, were commensurated. The peculiarities of recreational services as a process of creating a new product differing in its specific use value and satisfying a particular kind of needs are considered, as well as various forms and means of serving recreants. The stages of the process of providing basic services in sanatorium and resort and tourist enterprises and the problems of managing the quality of recreational services as the main factor for improving the social and economic efficiency of recreational facilities were studied

Текст научной работы на тему «Методика оценки социально-экономической эффективности туристско-рекреационного комплекса региона»

УДК 338

DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-10-120-127

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

METHODOLOGY OF SOCIAL AND ECONOMIC EFFECTIVENESS ESTIMATION OF THE TOURIST-RECREATIONAL COMPLEX OF THE REGION

Х. 3. Халимбеков,

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала h-murad@yandex.ru

Kh. Khalimbekov,

Dagestan State Technical University, Makhachkala

С. А. Айдаева, 3. -X. Т. Хаметова,

Дагестанский государственный Дагестанский государственный

технический университет, г. Махачкала aysa_73@mail.ru

S. Aydaeva,

Dagestan State Technical University, Makhachkala

технический университет, г. Махачкала xametovaz@mail.ru

Z. -Kh. Khametova,

Dagestan State Technical University, Makhachkala

Д. К. Абакарова,

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала

D. Abakarova,

Dagestan State Technical University, Makhachkala

Э. Б. Аджиева,

Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова, г. Махачкала

E. Adzhieva,

Dagestan State Agricultural

University named after M.M. Dzhambulatov, Makhachkala

Определены экономический и социальный результаты капитальных вложений, направляемых в турист-ско-рекреационный комплекс. Предложена методика оценки социально-экономической эффективности капиталовложений, направленных в данный комплекс, предназначенных для укрепления и профилактики здоровья рекреантов. Обусловлена необходимость соизмерения социального и экономического эффекта с капитальными вложениями в туристско-рекреационный комплекс и показателями эксплуатационных затрат, а также определения показателей социального эффекта в стоимостном выражении. Для оценки сопутствующего экономического эффекта предложено проанализировать показатели снижения временной нетрудоспособности и повышения производительности труда работников, проходящих курс лечения и отдыха на предприятиях туристско-рекреационного комплекса в условиях неизменности других факторов. На основе ретроспективного метода приведено определение непосредственных результатов, характеризующих изменения в состоянии потребителей услуг, наступившие в санаторно-курортном учреждении к концу курса лечения или отдыха, и отдаленных результатов, показывающих, в какой степени и как долго сохраняется лечебный эффект после окончания лечения. Обоснована необходимость соизмерения дополнительных затрат на строительство объектов туристско-рекреационного комплекса с дополнительным национальным

© X. 3. Халимбеков, С. А. Айдаева, 3.-Х. Т. Хаметова, 120 Д. К. Абакарова, Э. Б. Аджиева, 2017

доходом, полученным в результате снижения заболеваемости и повышения производительности труда. Рассмотрены особенности рекреационного обслуживания как процесса создания нового продукта, отличающегося по своей специфической потребительной стоимости и удовлетворяющего особый род потребностей, а также разнообразные формы и средства обслуживания рекреантов. Изучены этапы процесса предоставления основных услуг в санаторно-курортных и туристских предприятиях и проблемы управления качеством рекреационного обслуживания как главного фактора повышения социальной и экономической эффективности рекреационного хозяйства

Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс; туризм; рекреация; санатории; социальный эффект; экономический эффект; управление; сфера услуг; рекреанты; рекреационное обслуживание

The economic and social results of capital investments directed to the tourist and recreational complex are determined. A methodology is proposed for assessing the social and economic efficiency of investments directed to the tourist and recreational complex, designed to strengthen and prevent the health of recreants. Due to the necessity the social and economic effect with capital investments in the tourist and recreation complex and indicators of operating costs was measured, as well as the indicators of social effect in value terms were determined. To assess the collateral economic effect, it is proposed to analyze the indicators of reducing temporary disability and increasing the productivity of workers who receive treatment and rest at the TRC enterprises in the conditions of other factors' invariability. It is proposed to determine, on the basis of the retrospective method, immediate results characterizing the changes in the state of consumers of services that occurred at the sanatorium-resort institution by the end of the course of treatment or rest and the long-term results showing the duration of the therapeutic effect after the end of treatment. Due to the necessity the additional costs for the construction of TRC facilities with the additional national income, resulting from the reduction of morbidity and increase in labor productivity, were commensurated. The peculiarities of recreational services as a process of creating a new product differing in its specific use value and satisfying a particular kind of needs are considered, as well as various forms and means of serving recreants. The stages of the process of providing basic services in sanatorium and resort and tourist enterprises and the problems of managing the quality of recreational services as the main factor for improving the social and economic efficiency of recreational facilities were studied

Key words: tourist and recreational complex; tourism; recreation; sanatoriums; social effect; economic effect; management; service sector; recreation; recreational services

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы определения социально-экономической эффективности капиталовложений, направленных на строительство и реконструкцию объектов тури-стско-рекреационного комплекса (далее — ТРК), предназначенных для укрепления и профилактики здоровья рекреантов.

Применяемые для оценки проектных решений технико-экономические показатели не всегда учитывают социально-экономический эффект, обеспечивающий комплексность оценки.

Непосредственным экономическим результатом капитальных вложений, направляемых в строительство объектов ТРК, является возможная прибыль от реализации основных и дополнительных услуг хозяйственной деятельности учреждений ТРК. Основным социальным результатом капитальных вложений в строительство объек-

тов ТРК следует рассматривать укрепление здоровья трудящихся благодаря курсу лечения и отдыха, который они получили в санаторно-курортных учреждениях. Улучшение и сохранение здоровья трудящихся способствуют снижению временной нетрудоспособности, повышению трудоспособности человека, что можно рассматривать как сопутствующий экономический эффект [3].

Существующие методики предусматривают определение сопутствующих экономических результатов за пределами непроизводственной сферы.

Для возможности соизмерения социально-экономического эффекта с капитальными вложениями в строительство объектов ТРК и показателями эксплуатационных затрат все показатели социального эффекта необходимо определить в стоимостном выражении.

Вместе с тем весьма затруднительно произвести стоимостную оценку социально-экономического эффекта, т. к. снижение заболеваемости и улучшение трудоспособности трудящихся, помимо лечения и отдыха, зависят еще от других факторов (например, улучшения жилищно-бытовых условий с созданием соответствующего комфорта, улучшения организации и создания благоприятных условий труда и производственной санитарии, механизации ручного руда, регулярных занятий физкультурой и спортом, улучшения профилактического медицинского обслуживания, правильной организации труда и отдыха, повышения культурного уровня жизни трудящихся и

др.) [4].

На наш взгляд, для выявления и стоимостной оценки социально-экономического эффекта санаторно-курортного лечения и отдыха (сопутствующий экономический эффект) необходимо проанализировать показатели снижения временной нетрудоспособности и повышения производительности труда работников, проходящих курс лечения и отдыха на курорте, при том условии, что все другие факторы остаются неизменными.

В научной литературе широко представлены материалы как непосредственных результатов, характеризующих изменения в состоянии рекреантов, наступившие в санаторно-курортном учреждении к концу курса лечения или отдыха, так и отдаленных результатов, показывающих, в какой степени и как долго сохраняется лечебный эффект после окончания лечения и возвращения рекреантов в обычные для них условия труда и быта [1; 10]. На основе данного исследования определяется непосредственно полученный эффект.

Так, средние показатели санаторного лечения больных по отдельным медицинским профилям находятся в пределах от 96,6 % (болезни органов дыхания) до 97,7 % (сердечно-сосудистые заболевания) [2].

Для изучения отдаленных результатов наиболее удобным методом, на наш взгляд, является так называемый ретроспективный метод. При данном методе получен-

ные результаты лечения определяются не путем переписки с больными или их врачами, а обследованием через медучреждения предприятий, сотрудники которых лечились в санаторно-курортном учреждении (срок «отдаления» принимается от 1...2 до 3...4 лет).

Наряду с другими сведениями выявляются количество больных, сохранивших положительные результаты лечения, количество дней нетрудоспособности за одинаковые периоды времени до и после курортного лечения, период устойчивых положительных результатов и др.

Результаты обследований разделяются на две группы:

1) больные, сохранившие положительный эффект в течение всего времени после окончания лечения;

2) больные, не сохранившие положительный эффект ко времени обследования, но имеющие хорошее самочувствие в течение более или менее продолжительного времени.

Показатель социально-экономического эффекта санаторно-курортного лечения может быть определен по формуле (1):

Эсз:: = (05 - Зср - 5ПусК>:С) - г, (1)

где Эеоц — социально-экономический эффект санаторно-курортного лечения на 1 койку, р/место;

Об — оплата бюллетеня по временной нетрудоспособности, р/дн.;

Зср — средняя дневная зарплата рабочих и служащих в данном году, р/дн.;

ДПж — дополнительный прибавочный продукт от выпуска дополнительной продукции в сфере материального производства на 1 р. зарплаты в среднем по стране, р.;

Кж — коэффициент, учитывающий число трудящихся в сфере материального производства;

t — сокращение числа рабочих дней временной нетрудоспособности в расчете на 1 койку санаторно-курортного учреждения, дн.

Оплата бюллетеня по временной нетрудоспособности может быть определена по формуле (2):

Об = 3:р - Ног.":,

(2)

где Попл — средний процент оплаты по больничному листу.

На наш взгляд, дополнительные затраты на строительство курортно-рекреа-ционных учреждений следует соизмерять с дополнительным национальным доходом, полученным в результате снижения заболеваемости и повышения производительности труда.

Показатели социально-экономического эффекта не могут быть непосредственно размещены в формулу приведенных затрат и в формулу определения срока окупаемости капитальных вложений, в связи с тем что данный эффект проявляется по народному хозяйству в целом, в то время как эффект по приведенным затратам имеет отраслевое значение. В то же время показатель социально-экономической эффективности следует учитывать при определении народнохозяйственной эффективности курортно-рекреационного строительства.

Народнохозяйственная социально-экономическая эффективность может быть определена по формуле (3):

,

(3)

где Эсоц нр — народнохозяйственная социально-экономическая эффективность;

В — вместимость учреждения или комплекса учреждений, мест.

Показатели социально-экономической эффективности должны учитываться при определении абсолютной (общей) эффективности капитальных вложений в строительство объектов ТРК [6].

С этой точки зрения представляется целесообразным проверить обоснованность нормативов отраслевой эффективности, приведенных в трудах разных специалистов, согласно которым срок окупаемости капитальных вложений для санаторных учреждений, учреждений отдыха «повышенной категории» составляет 15 лет, «высшей» группы — 10 лет, что соответствует нормативу рентабельности 0,067 и 0,05 [5; 8].

Важным фактором повышения социальной и экономической эффективности ТРК является качество предоставляемых услуг.

Проблема качества обслуживания отдыхающих является самой актуальной в этой отрасли хозяйственного комплекса региона. Качество обслуживания в значительной степени обеспечивает победу в конкурентной борьбе, способствуя повышению экономической эффективности деятельности предприятий ТРК.

Рекреанты, удовлетворенные обслуживанием в гостиницах, санаториях, туристских комплексах, становятся их активными пользователями и пропагандистами. Они неоднократно возвращаются в эти места, способствуя увеличению потоков и создавая высокую репутацию понравившимся им регионам.

Установление единого показателя оценки качества обслуживания отдыхающих — сложная задача, что обусловлено комплексным и многоплановым характером рекреационной деятельности.

В подобных условиях нам представляется возможным применение всеохватывающего критерия оценки, который объединил бы в себе общее, специфическое и единичное процесса рекреационного обслуживания.

На наш взгляд, многостороннее проявление качества обслуживания и трудности его измерения предполагает использование методики балльной оценки качества. Однако отмеченная методика имеет следующие недостатки:

- существуют значительные различия в рекреационных предприятиях;

- существуют условия для проявления субъективизма при оценке;

- различаются подготовка и личные качества обслуживающего персонала и т. д.

Вместе с тем специалистами признано, что в современных условиях балльная оценка управления качеством рекреационного обслуживания является самой подходящей [7; 9].

Анализ различных аспектов категории качества не охватывает и не раскрывает

полностью различные стороны качества рекреационного продукта.

В ТРК создаются товары и услуги, которые удовлетворяют как материальные, так и духовные потребности. Для большинства продуктов рекреационного потребления характерно совпадение двух крайних фаз воспроизводства — производства и потребления. С точки зрения хозяйственной деятельности рекреационных предприятий этот процесс является производством, с точки зрения отдыхающих — потреблением. На практике подобное единство достигается в ходе рекреационного обслуживания.

В рекреационном хозяйстве производство и потребление происходят с вовлечением природно-климатических, культурно-исторических и других ресурсов. В данном процессе возникают и удовлетворяются и эмоционально-психологические потребности. Следовательно, качество рекреационного обслуживания формируется и под воздействием психологических факторов, через которые расширяется и обогащается понятие качества рекреационного обслуживания.

В то же время эмоционально-психологический аспект привносит субъективизм в требования и оценку качества обслуживания, вследствие чего достигается исключительно большой диапазон критериев определения качества рекреационного обслуживания.

Под рекреационным обслуживанием понимается совокупность деятельности, обеспечивающая рекреантам различные удобства при покупке и потреблении услуг и товаров во время путешествия и пребывания вне постоянного места жительства.

Рекреационное обслуживание представляет собой сложный, комплексный, продолжительный и различный по времени и месту процесс производства, предложения и продажи различных услуг и товаров. Это многоплановый процесс, в котором создается новый продукт, отличающийся по своей специфической потребительной стоимости и удовлетворяющий особый род потребностей.

В рекреационном хозяйстве применяются разнообразные формы и средства обслуживания.

Процесс предоставления основных услуг в предприятиях ТРК можно разделить на несколько этапов: информирование об услугах, резервирование мест, реализация услуг, организация встреч и проводов, обслуживание во время пребывания.

Один из важных этапов — предоставление информации. Различают централизованную, децентрализованную и комбинированную систему предоставления информации.

Централизованная информация преследует две цели:

1) возможно полнее удовлетворить интересы рекреантов, т. е. обслужить их на высоком уровне;

2) достичь максимальной продажи услуг.

На этапе предоставления информации об услугах задача состоит в привлечении внимания, возбуждении интереса, усилении желания приобрести услугу. Успешно реализованная информация — это та информация, которая стимулирует рекреанта принять решение и приобрести услугу определенного рекреационного предприятия, т. е. сделать выбор санатория, базы отдыха, отеля и др.

Информирование не всегда способно привести к приобретению услуги. Клиент может собрать информацию, выяснить перечень услуг, условия проживания, цены и сравнить различные предложения. Поэтому информационную деятельность как этап предоставления основных услуг в рекреационных учреждениях следует проводить с большим тактом, вниманием, вежливо сообщать о положительных сторонах, подчеркивать преимущества. В случае, когда за информацией не следует реализация услуги, необходимо создать у клиента заинтересованность воспользоваться ею позже. Соблюдение данного требования повышает качество основных услуг в рекреационном хозяйстве.

В последние годы значительная часть рекреантов предварительно резервирует

места в санаториях, гостиницах, кемпингах, частных квартирах. В предварительном резервировании (или бронировании) мест заинтересованы как рекреанты, так и рекреационные предприятия, т. к. это позволяет отдыхающим полноценнее использовать время отдыха, а персоналу — лучше подготовиться к обслуживанию отдыхающих.

Резервирование номеров рекреанты производят как через посредническое звено (предприятия ТРК), так и непосредственно.

В современных рекреационных предприятиях применяются самые разнообразные формы резервирования мест — устная, письменная, телефонная, электронная и др. Резервирование номеров — важный этап подготовки к встрече и проводам отдыхающих. Для его эффективного использования необходима безупречная работа администрации санаториев, гостиниц, кемпингов и т. п.

Резервирование номера включает две группы операций. В первую входят: запрос на бронирование со стороны туристической фирмы или рекреанта, содержащий такие традиционные сведения, как имя клиента, вид услуги, время пребывания. Вторая группа операций охватывает обработку материалов по резервированию.

Основные услуги санаториев, пансионатов, гостиниц, мотелей, кемпингов и частных квартир реализуются в самих средствах размещения, в специализированных бюро и службах туристских фирм. Реализация услуг может быть централизованной, децентрализованной и комбинированной.

Централизованная продажа услуг осуществляется без участия рекреационного предприятия. На основе предварительно заключенного соглашения реализация основных услуг производится туристической фирмой. В этом случае среди большого числа разнообразных по видам и категориям учреждений отдыха рекреанты могут выбрать те из них, которые им наиболее подходят. В связи с этим туристические фирмы обычно реализуют основные услуги нескольких рекреационных предприятий, находящихся в различных регионах. Приведенная форма продажи услуг не создает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

возможностей для удовлетворения индивидуальных предпочтений отдельных туристов. Однако централизация продажи позволяет достигать наибольшей занятости средств массового размещения людей.

Децентрализованная продажа — это такая реализация услуг, которая осуществляется персоналом рекреационного предприятия. Услуги продаются в этом случае без посредников в виде туристических агентств.

Реализация услуг самими средствами размещения создает условия для лучшего удовлетворения индивидуальных требований рекреантов. При децентрализованной продаже услуги реализуются по более высоким ценам и, следовательно, увеличиваются доходы рекреационного предприятия. В то же время при такой форме продажи наблюдаются меньшая занятость мест и увеличение расходов на рекламу и обслуживающий персонал.

В комбинированных продажах услуг участвуют рекреационные предприятия и туристические агентства. Целесообразное использование комбинированной формы продажи рекреационных услуг позволяет сочетать преимущества и преодолевать недостатки централизованной и децентрализованной продажи, что означает, что при комбинированных продажах могут быть одновременно достигнуты следующие показатели: лучшее удовлетворение потребностей рекреантов, более высокая средняя цена на основные услуги, большая занятость мест в учреждениях отдыха, меньшие расходы на живой и овеществленный труд. Другими словами, комбинированная форма продажи обеспечивает более высокое качество обслуживания и большую эффективность рекреационной деятельности.

Довольно часто формой признания высокого качества обслуживания для предприятий ТРК является наличие постоянных клиентов и увеличение туристского потока.

Таким образом, комплексный учет всех указанных факторов позволит значительно повысить социальную и экономическую эффективность рекреационного хозяйства в регионе.

Список литературы_

1. Агалаков Н. М. Рекреационный бизнес и основные факторы обеспечения его конкурентоспособности (на примере туризма) [Электронный ресурс] // Материалы конференции «Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности государства, бизнеса и образования в современных экономических условиях». Режим доступа: http://www.confcontact.com/node/368 (дата обращения: 10.10.2017).

2. Андрушко И. О. Создание системы качества услуг в санаторно-курортном хозяйстве // Культура народов Причерноморья. 2011. № 161. С. 11 — 12.

3. Данилов А. А., Бондаренко М. В., Данилова В. А. Туристско-рекреационные системы и их роль в региональном социально-экономическом развитии [Электронный ресурс] // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 11. Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru/article/n/turistsko-rekreatsionnye-sistemy-i-ih-rol-v-regionalnom-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii (дата обращения: 10.10.2017).

4. Лазовская С. В. Развитие ресурсного потенциала сферы туристско-рекреационных услуг [Электронный ресурс] / / Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5. Экономика. 2010. № 4. Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru/article/n/turistsko-rekreatsionnye-sistemy-i-ih-rol-v-regionalnom-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii (дата обращения: 10.10.2017).

5. Лукашин Ю. В. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 3. С. 21—25.

6. Малышев Е. А., Малышева Т. Е. Оценка развития региона с использованием модели трансграничной инновационной диффузии // Управление экономическими системами: стратегическое планирование развития региона. 2015. С. 140—148.

7. Федоров Г. Ф., Яковлева Е. А. Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов: опыт, проблемы // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2005. № 4. С. 48-52.

8. Asheim B., Gertler, M. The Geography of Innovation: Regional Innovation Systems // Oxford University Press. 2006. № 2. P. 291-317.

9. Ketels Ch. Recent research on competitiveness and clusters: what are the implications for regional policy? [Электронный ресурс] / / Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2013. № 5. Режим доступа: http://www.clustermapping.us/sites/default/files/files/resource/Recent_research_on_competitiveness_and_ clusters-_what_are_the_implications_for_regional_policy.pdf (дата обращения: 10.10.2017).

10. Yessengabylova A., Bekbulatova A., Suraganova S., Bissekov A., Zhumanova B. Recreational potential of Kazakhstan and prospects of medical health tourism in this country // International journal of environmental & science education. 2016. Vol. 11. P. 49-69.

References_

1. Agalakov N. M. Materialy konferentsii «Aktualnye voprosy povysheniya konkurentosposobnosti gosudarstva, biznesa i obrazovaniya v sovremennyh ekonomicheskih usloviyah> (Conference materials "Topical issues of increasing competitiveness of the state, business and education in the current economic conditions"). Available at: http://www.confcontact.com/node/368 (Date of access: 10.10.2017).

2. Andrushko I. O. Kultura narodovPrichernomoriya (Culture of the peoples of the Black Sea), 2011, no. 161, pp. 11-12.

3. Danilov A. A., Bondarenko M. V., Danilova V. A. Servis v Rossii i za rubezhom (Service in Russia and abroad), 2012, no. 11. Available at: http://www.cyberleninka.ru/article/n/turistsko-rekreatsionnye-sistemy-i-ih-rol-v-regionalnom-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii (Date of access: 10.10.2017).

4. Lazovskaya S. V. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of Adyghe State University), 2010, no. 4. Available at: http://www.cyberleninka.ru/article/n/turistsko-rekreatsionnye-sistemy-i-ih-rol-v-regionalnom-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii (Date of access: 10.10.2017).

5. Lukashin Yu. V. Mirovayaekonomikaimezhdunarodnyeotnosheniya (World Economy and International Relations), 2011, no. 3, pp. 21-25.

6. Malyshev E. A., Malysheva T. E. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: strategicheskoe planirovanie razvitiya regiona (Management of economic systems: strategic planning for the development of the region), 2015, pp. 140-148.

7. Fedorov G.F., Yakovleva E.A. Federativnye otnosheniya i regionalnaya sotsialno-ekonomicheskaya politika (Federal relations and regional socio-economic policy), 2005, no. 4, pp. 48-52.

8. Asheim B., Gertler, M. Oxford University Press (Oxford University Press), 2006, no. 2, pp. 291-317.

9. Ketels Ch. Cambridge Journal of Regions, Economy and Society (Cambridge Journal of Regions, Economy and Society), 2013, no. 5. Available at: http://www.clustermapping.us/sites/default/files/files/

resource/Recent_research_on_competitiveness_and_clusters-_what_are_the_implications_for_regional_ policy.pdf (Date of access: 10.10.2017).

10. Yessengabylova A., Bekbulatova A., Suraganova S., Bissekov A., Zhumanova B. International journal of environmental & science education (International journal of environmental & science education), 2016, vol. 11, p. 49-69.

Коротко об авторах_

Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Таможенное дело», Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Россия, Область научных интересов: региональная экономика, система управления, туризм, строительство h-murad@yandex.ru

Айдаева Сакина Агавердиевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, система управления, туризм aysa_7 3@mail.ru

Хаметова Зухра-Ханум Тагировна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Таможенное дело», Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Россия. Область научных интересов: внешнеэкономическая деятельность, рекреационное хозяйство, экономика предприятий, региональная экономика xametovaz@mail.ru

Абакарова Джаннет Калсыновна, канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры «Право и политология», Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Россия. Область научных интересов: управление, сфера услуг, предпринимательство spooortsmen@mail.ru

Аджиева Эльмира Багаудиновна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы, налоги и налогообложение», Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова, г. Махачкала, Россия. Область научных интересов: финансы, аграрный сектор, промышленность

Briefly about the authors_

Khadzhimurad Khalimbekov, doctor of economic sciences, professor, Customs department, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, management system, tourism, construction

Sakina Aydaeva, сandidate of economic sciences, associate professor, State and Municipal Management department, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, management system, tourism

Zukhra-Khanum Khametova, candidate of economic sciences, assistant professor, Customs department, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia. Sphere of scientific interests: foreign economic activity, recreational sector, regional economy

Dzhannet Abakarova, сandidate of economic sciences, senior teacher, Law and Political Science department, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia. Sphere of scientific interests: management, service sector, entrepreneurship

Elmira Adzhieva, candidate of economic sciences, associate professor, Finance, Taxes and Taxation department, Dagestan State Agricultural University named after M.M. Dzhambulatov, Makhachkala, Russia. Sphere of scientific interests: finance, agricultural sector, industry

Образец цитирования _

Халимбеков X. 3., Айдаева С. А., Хаметова З.-Х. Т., Абакарова Д. К., Аджиева Э. Б. Методика оценки социально-экономической эффективности туристско-рекреационного комплекса региона // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 10. С. 120-127. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-10-120-127.

Khalimbekov Kh., Aydaeva S., Khametova Z.-Kh., Abakarova D., Adzhieva E. Methodology of social and economic effectiveness estimation of the tourist-recreational complex of the region // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 10, pp.120-127. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-10-120-127.

Дата поступления статьи: 16.10.2017 г. Дата опубликования статьи: 31.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.