Научная статья на тему 'Роль государственного регулирования туристско-рекреационных ресурсов регионов'

Роль государственного регулирования туристско-рекреационных ресурсов регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
782
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST AND RECREATIONAL ACTIVITIES / РЫНОК РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ / THE MARKET FOR RECREATIONAL SERVICES / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / RECREATIONAL POTENTIAL / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / РЕСУРСЫ / RESOURCES / ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ / PROSPECTS / САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ СФЕРА / SANATORIUM SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демьяненко А.Е., Карамян И.Р.

Государственное регулирование в сфере управления туристско-рекреационными ресурсами рассматривается авторами в аспекте обеспечения их планового развития, охраны природных ресурсов, исторических и культурных ценностей региона, активизации и расширения в туристско-рекреационной сфере научно-исследовательской, инвестиционной, рекламной и маркетинговой деятельности, оснащенности кадрами. В настоящее время в экономике не сформирована единая концепция функционирования рынка рекреационных услуг. Туристско-рекреационная сфера обладает значительным потенциалом роста и при значительных размерах отрасли, обслуживая практически все население страны, оказывает ему лечебно-оздоровительные услуги, в том числе и по предупреждению заболеваний. Реализация потенциальных возможностей обусловлена в первую очередь дальнейшим всесторонним развитием маркетинговых служб и внедрением новых технологий. Обеспечивая условия жизнедеятельности населения и социальные потребности трудовых ресурсов, турист^о-рекреационная сфера оказывает влияние и на другие отрасли экономики, формирует новые подходы к управлению. Авторы приводят результаты институционального анализа рынка рекреационных услуг в региональном аспекте оснащенности санаторно-лечебными учреждениями; основных показателей здравоохранения; основных показателей, характеризующих воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы; соотношения инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Определены факторы перспективности региона с точки зрения развития туристско-рекреационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GOVERNMENT REGULATION OF TOURIST AND RECREATIONAL RESOURCES OF REGIONS

The article discusses the importance of state regulation of tourist and recreational resources of the region. Effective social and economic development of regions involves the development of tourism and recreation sector. State regulation in the sphere of tourist and recreational resources is considered in the article in terms of ensuring planned development of tourist and recreational resources, protection of natural resources, historical and cultural values of the region; it also promotes research activities, the expansion of investment activities in the tourism and recreation sector, enhances advertising and marketing activities, equipment frames. Currently, the economy hasn’t formed a unified concept of the functioning of the market of recreational services of tourist and recreational regions. Tourist and recreational sphere has a significant growth potential with considerable scale of industry, serving virtually the entire population of the country, providing medical and health services in diseases, as well as carrying out measures for the prevention of diseases. Realization of the potentials is conditioned by a further development of a comprehensive marketing services and introduction of new technologies. By providing the living conditions of the population and social needs of the workforce, tourist and recreational sphere has an effect on other sectors of the economy. New approaches to management of tourist and recreation areas are being developed. Providing the living conditions of the population and social needs of the labor resources of tourist and recreational sector has an impact on other sectors of the economy. All these factors condition an institutional analysis of the market of recreational services in the regional aspect. The article focuses on the set of natural and socio-economic systems forming tourist and recreational resources that make up the base of tourism potential. There is an analysis of federal districts’ equipment with sanatorium hospitals, basic health indicators which characterize an impact of economic activities on the environment and natural resources, a ratio of fixed capital investments aimed at environmental protection and rational use of natural resources. The article defines the factors of the region’s perspectives in terms of tourism and recreational sector. The analysis of tourist and recreational activities of the regions is an actual scientific and practical task.

Текст научной работы на тему «Роль государственного регулирования туристско-рекреационных ресурсов регионов»

А.Е. Демьяненко, канд. экон. наук, профессор, И.Р. Карамян, канд. экон. наук, доцент, кафедра менеджмента, Северо-Кавказский филиал Московского гуманитарно-экономического института, г. Минеральные Воды, Россия, deanev4@gmail.com inara5555@yandex.ru

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНОВ

Государственное регулирование в сфере управления туристско-рекреационными ресурсами рассматривается авторами в аспекте обеспечения их планового развития, охраны природных ресурсов, исторических и культурных ценностей региона, активизации и расширения в турист-ско-рекреационной сфере научно-исследовательской, инвестиционной, рекламной и маркетинговой деятельности, оснащенности кадрами. В настоящее время в экономике не сформирована единая концепция функционирования рынка рекреационных услуг. Туристско-рекреационная сфера обладает значительным потенциалом роста и при значительных размерах отрасли, обслуживая практически все население страны, оказывает ему лечебно-оздоровительные услуги, в том числе и по предупреждению заболеваний. Реализация потенциальных возможностей обусловлена в первую очередь дальнейшим всесторонним развитием маркетинговых служб и внедрением новых технологий. Обеспечивая условия жизнедеятельности населения и социальные потребности трудовых ресурсов, туристско-рекреационная сфера оказывает влияние и на другие отрасли экономики, формирует новые подходы к управлению. Авторы приводят результаты институционального анализа рынка рекреационных услуг в региональном аспекте — оснащенности санаторно-лечебными учреждениями; основных показателей здравоохранения; основных показателей, характеризующих воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы; соотношения инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Определены факторы перспективности региона с точки зрения развития туристско-рекреационной сферы. Ключевые слова: регион, туристско-рекреационная деятельность, рынок рекреационных услуг, рекреационный потенциал, социально-экономическое развитие, эффективность, ресурсы, перспективность, санаторно-курортная сфера.

Международная практика показывает, что туристская индустрия обеспечивает весомую долю мирового валового национального продукта. Российская Федерация на своем обширном пространстве имеет разнообразные природно-климатические условия, что дает возможность разностороннего развития туристско-рекреационной деятельности. Туристско-рекреационная сфера многогранна и требует комплексного анализа, основанного на системном подходе с учетом особенностей каждого региона.

Эффективное социально-экономическое развитие регионов подразумевает

обязательное развитие и туристско-рекре-ационной сферы. В условиях глобализации укрепляются связи межфункциональной, межотраслевой, межсекторальной направленности. Формируются новые подходы к управлению в туристско-рекреационной сфере. Стратегическое управление основывается на функциях программирования, планирования, регулирования, организации учета, анализа, контроля, с опорой на инструменты индикативного подхода. Формируемые стратегии управления хозяйствующими субъектами могут быть обоснованы экономическими, социальными, инноваци-

онными, финансовыми, организационными, медико-оздоровительными, межрегиональными и маркетинговыми комплексами мер.

Туристско-рекреационная область деятельности выведена из государственного сектора экономики и испытывает влияние меняющихся межрегиональных и внешнеэкономических взаимоотношений. Ту-ристско-рекреационные возможности используются не в полном объеме, и в области повышения эффективности использования туристско-рекреационных ресурсов просто необходимо государственное регулирование. На уровне регионов и органов местного самоуправления необходимо разработать и утвердить целевые программы, сформировать внебюджетные фонды для развития туризма, организовать координацию деятельности органов управления и контроля в сфере туризма.

Необходимо отметить, что в условиях экономического кризиса у населения проблемы лечения и отдыха уходят, как правило, на второй план, что при хозяйственной самостоятельности предприятий ведет к резкому сокращению одного из источников финансирования — фонда потребления.

Но есть и другая сторона вопроса: при отсутствии дотаций и централизованного распределения путевок в санаторно-курортные учреждения хозяйственная самостоятельность рекреацион- = ных предприятий и привела к созданию данного рынка услуг. Тем самым рынок туристско-ре-креационных услуг (как сегмент рынка медицинских услуг) находится в стадии относительного роста.

Государственное регулирование в сфере управления туристско-рекреационными ресурсами (как значимой составляющей хозяйственной и экономической системы региона) должно обеспечить плановое развитие туристско-рекреацион-

В условиях экономического кризиса у населения проблемы

лечения и отдыха уходят, как правило, на второй план, что при хозяйственной самостоятельности предприятий ведет к резкому сокращению одного из источников финансирования -фонда потребления.

Туристско-рекреационная сфера, включая и санаторно-курортный комплекс, обладает большим потенциалом роста при значительных размерах отрасли, обслуживая практически все население страны, оказывая лечебно-оздоровительные услуги, в том числе и по предупреждению заболеваний.

ных ресурсов (в виде разработки концепций и адаптивных стратегий развития отрасли туризма), охрану природных ресурсов, а также исторических и культурных ценностей = региона (в виде долгосрочной целевой программы), активизацию и расширение в турист-ско-рекреационной сфере научно-исследовательской, инвестиционной, рекламной и маркетинговой деятельности, оснащенность кадрами на должном уровне. = Управление в ту-ристско-рекреационной сфере инкорпорирует ряд инструментов: контрактация — координирует действия и интересы государства и хозяйствующих субъектов на микроуровне; нормирование — определяет систему норм и требований обязательного и рекомендательного характера с целью сбалансировать материальные и финансовые потоки, использование ресурсов и т. д.; бюджетирование — усиливает роль влияния бюджета на темпы экономического роста в зависимости от государственных расходов; экономический инжиниринг — определяет направления институционально-новационных трансформаций экономических систем; инвестиционное проектирование — обеспечивает благоприятный инвестиционный климат.

Туристско-рекреационная сфера, включая и санаторно-курортный комплекс, обладает большим потенциалом роста при значительных размерах отрасли, обслуживая практически все население страны, оказывая лечебно-оздоровительные услуги, в том числе и по предупреждению заболеваний (что непосредственно связано с уровнем численности населения). Реализация потенциальных возможностей обусловлена, в первую очередь, дальнейшим всесторонним развитием маркетинговых служб, внедрением новых технологий и т. д. Обеспечивая условия жизнедеятельности населения

и социальные потребности трудовых ресурсов, туристско-рекреационная сфера оказывает влияние и на другие отрасли и сферы экономики.

Государственное регулирование в аспекте оптимизации использования туристско-рекреационных ресурсов есть процесс, обеспечивающий благоприятные условия для функционирования рыночного механизма. В условиях реорганизации и проведения реформ туристско-рекреационного комплекса действует рынок услуг: туристско-экскурсионных, медицинских, санитарно-курортное оздоровление и др. Рыночные отношения здесь характеризуются многообразием форм собственности и видов деятельности, неограниченностью числа участников конкуренции, относительной свобод-ностью доступа как к выходу на рынок, так и к имеющимся ресурсам.

Функционирование туристско-рекреа-ционной сферы и ее развитие зачастую происходят разрозненно, без должной взаимосвязи ее составных элементов, и как следствие — неэффективно. Такое положение дел обусловлено, в частности, разобщенностью основных участников туристско-ре-креационной деятельности, ее заинтересованных сторон, в роли которых выступают органы власти, общественные организации, представители бизнеса и другие структуры.

Деятельность в туристско-рекреацион-ной сфере требует согласованности в действиях всех участников, особенно с точки зрения использования природных турист-ско-рекреационных ресурсов.

Совокупность природных и социально-экономических систем, основывающих ту-ристско-рекреационные ресурсы, составляет базу туристско-рекре-ационного потенциала и включают в себя компоненты экологической составляющей (сохранение самовоспроизводимой природной среды); биологической составляющей (чистый воздух, чистая вода и т. д.); эсте- =

тические (сохранность эстетической ценности природных ландшафтов). Социально-экономические туристско-рекреационные

Государственное регулирование в аспекте оптимизации использования туриагко-рекреационных ресурсов есть процесс, обеспечивающий благоприятные условия для функционирования рыночного механизма.

ненты: биологические (соблюдение режима, сбалансированное питание и т. д.); физические (отдых; сохранение, восстановление, укрепление здоровья); духовно-эстетические (культурно-исторические объекты, интеллектуально-творческое развитие и т. д.).

Туристско-рекреационный потенциал по сферам деятельности включает в себя: лечебно-оздоровительные объекты и курорта: — в сфере лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения; национальные и ландшафтные парки, природные зоны — в сфере экологического туризма; ботанические сады, дендрологические парки, лесопарки — в сфере организации мест массового отдыха; развитую транспортную инфраструктуру — как основу для организации туристско-рекреационных хозяйственных комплексов. Этнотуризм как сфера деятельности характеризуется такими показателями туристско-рекреационного потенциала, как объекты, размещенные в сельской местности, этнокультурные мероприятия, народные промыслы и ремесла; активный туризм — природным потенциалом. Сфера рекультивации почв характеризуется в первую очередь таким ключевым показателем, как земельные угодья (в аспекте строительства туристско-рекреационной инфраструктуры).

Если говорить о развитии депрессивных территорий в аспекте туристско-рекре-ационной деятельности, то здесь приоритетными сферами деятельности могут стать агротуризм (становящийся все более популярным в последнее время), охота, рыбалка, этнотуризм и другие виды деятельности — со своими основополагающими характеристиками потенциала.

Стартовым толчком для вывода депрес-сионных территорий (характеризующихся низким уровнем инвестирования, незначительным оборотом розничной торговли, высоким уровнем безработицы) из состояния стагнации может послужить реализация = инвестиционного проекта по развитию туристско-рекреационной деятельности.

Туристско-рекреационный потенци-

ресурсы включают в себя следующие компо- ал региона определяется рядом факторов.

Экономические факторы характеризуются необходимостью воспроизводства главной производительной силы (туристско-рекреа-ционный потенциал региона является базовым элементом для организации рекреационного хозяйства). Естественные факторы характеризуются биологическим разнообразием региона, эмерджентностью, взаимосвязями элементов ту-ристско-рекреационно-го потенциала региона. Факторы реализации ту-ристско-рекреационного потенциала имеют такие особенности, как «привязанность» к территории и перманентность удовлетворения потребностей. Антропогенные факторы характеризуются возможностью изменения туристско-рекреационного потенциала региона, а также качественных свойств природных объектов вследствие деятельности человека и влияния созданной инфраструктуры.

Значимую роль играет поддержание туристско-рекреационного потенциала региона за счет законодательной базы мотивирования рационального и бережного его использования, поддержания рекреационных зон (методами налогообложения и финансирования), расширения количества особо охраняемых природных территорий, амплификации экологических аспектов деятельности человека.

Климатические, биологические, почвенные и гидроресурсы, ресурсы недр, территории с особым природоохранным режимом, туристско-рекреационная инфраструктура, культурно-исторические и этнографические объекты, окультуренные земли, леса — всё это составляющие природного и техногенного туристско-рекреацион-ного потенциала регионов.

Наличие природных ресурсов является первым условием для размещения производительных сил на территории региона. Количество, качество и сочетание ресурсов определяют природный ресурсный потенциал территории, который является важным фактором, определяющим размещение населения и хозяйственной

деятельности. Природный ресурсный потенциал сферы туристско-рекреационных услуг оказывает влияние на ее рыночную специализацию и место в территориальном разделении труда1.

В аспекте рыночной специализации и места в территориальном разделении труда нельзя не отметить такой фактор, как техническая оснащенность региона, одним из наиболее значимых показателей которого для рекреационных территорий является количество санаторно-курортных организаций и организаций отдыха.

Исходя из данных федеральной статистики, их число в 1992 году составляло 6 931 (с содержанием мест — 1 084 тыс., при этом было обслужено 13 348 тыс. человек); в 2000 году этот показатель составлял уже 4 876 организаций (с 754 тыс. мест, и было обслужено — 8 873 тыс. чел.). Далее этот показатель продолжал подать, и в 2013 году составлял 3 634 организаций (с содержанием в них 635 тыс. мест, и было обслужено — 9 739 тыс. человек), но начиная с 2009 года возрастает число микропредприятий данной направленности и к 2013 году их количество достигает уровня — 4 716, с числом мест в них — 711 тысяч.

Число детских оздоровительных учреждений в 1990 году составляло 46,1 тыс., с численностью отдохнувших в них детей — 7 239,3 тыс. чел.; в 2000 году — 49,2 тыс. с численностью отдохнувших — 6 170,6 тыс. чел.; в 2010 — 50,2 тыс. учреждений, при 4 893,9 тыс. чел. отдохнувших; в 2014 году — 46,2 тыс. учреждений, с числом отдохнувших — 4 829,4 тыс. чел. Таким образом, прослеживается стабильное снижение данных показателей, за исключением 2012 года с некоторым ростом, по показателю численности отдохнувших (на 1,34% по сравнению с предыдущим годом).

Относительный показатель численности санаториев для взрослых, пансионатов с лечением и детских санаториев, а также санаториев-профилакториев к численности населения федеральных округов (рис. 1),

Климатические, биологические, почвенные и гидроресурсы, ресурсы недр, территории с особым

природоохранным режимом, туристско-рекреационная инфраструктура, культурно-исторические и этнографические объекты, окультуренные земли, леса - всё

это составляющие природного и техногенного туристско-рекреа-ционного потенциала регионов.

ЦФО

СЗФО

ЮФО

СКФО

ПФО

УФО

СФО

ДФО

2005

2010

2011

2012

Рис.1. Компаративная оценка оснащенности федеральных округов РФ санаторно-лечебными учреждениями

наглядно демонстрирует динамику оснащенности федеральных округов Российской Федерации санаторно-лечебными учреждениями.

По представленному графику (рис. 1) прослеживается общая тенденция снижения показателя оснащенности (в нормализованных, то есть сопоставимых единицах), за исключением Северо-Кавказского и Приволжского федеральных округов. Федеральные округа, кривые оснащенности которых находятся в верхней части графика, в значительной степени нацелены на привлечение в санаторно-лечебные учреждения приезжего контингента.

Число государственных природных заповедников в 1992 году составляло 79, с общей суммарной площадью 20,4 млн. га, к 2000 году их число увеличилось до 100, а к 2014 году — до 103 (с общей площадью 33,8 млн. га). Число национальных парков в 1992

году составляло 22, в 2000 году — 35, в 2005 году также 35, в 2010 году — 40, в 2014 году — 47. Общая площадь национальных парков за период с 1992 года по 2014 год, возросла с 4,0 млн. га до 12,8 млн. То есть при увеличении количества национальных парков примерно в 2,14 раза их площадь возросла в 3,2 раза.

Одним из основных показателей здравоохранения является численность врачей и среднего медицинского персонала, приходящихся на 10 000 человек населения, а также общая заболеваемость (см. таблицу)2.

Социальное обеспечение граждан — это одна из важнейших задач нашего общества. Санаторно-курортное обслуживание, являясь самостоятельным видом социального обеспечения, включает в себя как лечение граждан, перенесших определенные заболевания, так и комплекс оздоровительных мероприятий, предупреждающих заболевания.

Основные показатели здравоохранения

—_____ Годы Показатель —------ 2000 2005 2010 2011 2012 2013

Численность врачей на 10 тыс. чел. 46,8 48,2 50,1 50,2 49,1 48,9

Численность среднего медицинского персонала на 10 тыс. чел. 108 107 106 107 106 106

Общая заболеваемость населения тыс. чел. 106 328 105 886 111 428 113922 113 688 114 721

Нормализованные значения показателей, баллы

Численность врачей 95,75 98,61 102,50 102,70 100,45 100,04

Численность среднего медицинского персонала 101,25 100,31 99,37 100,31 99,37 99,37

Общая заболеваемость населения 95,80 95,40 100,39 102,64 102,43 103,36

Общественный характер благ предусматривает равнозначную доступность пользователей к предоставляемым услугам, что влечет за собой позитивный эффект не только для отдельных граждан, но и для общества в целом. Но система государственного регулирования в данном аспекте имеет множество погрешностей, и инструментом нивелирования здесь может служить нормирование.

Нормирование является одним из основополагающих направлений регулирования туристско-рекреационной деятельности. Нормативная база должна включать в себя количественные показатели по общей потребности населения в медицинских услугах, обоснованные реальными значениями уровня потребностей (частота обращения за различными видами медицинских услуг, уровень здоровья и демографический состав населения, условия труда и быта, экологическая обстановка и т. д.); нормативы ресурсного обеспечения на основе показателей уровня потребностей (страховые взносы, количество медицинского и фармацевтического персонала, относительные показатели численности населения, фондооснащености учреждений, финансирование, число койко-мест по видам учреждений и т. д.); технологические нормативы, основывающиеся на нормах затрат труда персонала.

Современный региональный турист-ско-рекреационный комплекс трансформируется в своеобразную экономическую и социокультурную матрицу не только региональной, но и российской индустрии отдыха и оздоровления, что по-новому ставит проблему совершенствования управления иностранными инвестициями, направляе-

мыми на производство новых туристско-ре-креационных продуктов, развитие брендов, повышение имиджа, то есть на производство новых потребительских ценностей3.

Эффективность природоохранной деятельности общества следует рассматривать как составную часть эффективности всей экономики4.

Рассматривая основные показатели, характеризующие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы, можно наблюдать следующую картину: по забору воды из природных водных объектов для использования (по данным Росводресурсов) прослеживается тенденция снижения данного показателя с минимальными значениями 64,7 и 64,0 млрд. м3 соответственно в 2009 и 2012 годах, при максимальных показателях 99,6 и 75,9 соответственно в 1992 и 2000 годах; по сбросу загрязненных сточных вод (по данным Росводресурсов) объемы снизились с 27,1 млрд. м3 в 1992 году до 20,3 в 2000 году и далее до 15,7 в 2012 году; по показателям выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников также прослеживается общая тенденция снижения их объемов от 28,2 до 18,4 млн. т за период с 1992 по 2013 год (с учетом индивидуальных предпринимателей); а вот объем образования отходов производства и потребления за последние 14 лет сильно возрос — от 128 до 5 153 млн. т (по данным Ростехнадзора и Росприроднадзора)5.

Соотношение инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (по годам, в процентах к общему объему инвестиций), представлено на рис. 2.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

I Всего

На охрану атмосферного воздуха

На охрану водных ресурсов

На охрану земель

1992 2000 2005 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 2. Соотношение видов инвестиций в охрану окружающей среды

По представленной гистограмме наглядно прослеживается приоритет инвестиционных вложений на охрану водных ресурсов6.

Государственная экологическая политика в целом и соответственно экологическая политика каждого региона в отдельности (в соответствии с концепцией устойчивого развития и принципом «сильной устойчивости») должна иметь основную цель — сохранение природного капитала для будущих поколений, обеспечивающее приращение основного капитала в динамике7.

При оценке социально-экономического положения региона ресурсный потенциал становится одной из важнейших характеристик. И именно адекватная его оценка является одним из наиболее значимых условий эффективного развития региона. Всесторонняя, комплексная оценка потенциала развития региона в аспекте эффективного использования территориальных ресурсов (с учетом их многообразия) — задача довольно сложная. Не существует уникальной технологии оптимального использования потенциала региона.

Перспективность региона с точки зрения развития туристско-рекреационной сферы определяется целым рядом факторов:

— географическим положением;

— безопасностью территории (политической и социально-экономической стабильностью, экологическим благополучием);

— природным, историческим и культурным наследием;

— транспортной оснащенностью (наличием разного вида транспорта, его доступностью, удобством пользования);

— уровнем развитости инфраструктуры;

— наличием объектов, привлекательных для рекреантов;

— разнообразием природного комплекса;

— уровнем инвестиционной привлекательности;

— уровнем благоустройства (состоянием дорог, парков и т. д.);

— степенью известности на внутреннем и мировом рынке;

— возможностью проведения спортивных, культурных и развлекательных мероприятий всероссийского и международного уровня и их частотой.

Говоря о последнем из перечисленных факторов, следует отметить, что не самая благоприятная ситуация складывается с учреждениями культурного досуга. Так, при возрастании общего числа профессиональных театров с 421 в 1992-м до 643 в 2012 году, с незначительным снижением в общей динамике роста в 2008 году (586 театров), численность зрителей значительно упала: с 44,2 млн. человек в 1992-м, до 33,9 млн. в 2012 году, с минимальным пиком в 2005 году (28,0 млн. человек). Что касается музеев, то здесь ситуация гораздо оптимистичней: к 2012 году

число музеев выросло до 2 687, по сравнению с 2 047 — в 2000-м; число посещений музеев стабильно растет (73,2 млн. человек в 2000 году, и 90,1 млн. в 2012-м) при определенном спаде этого показателя в 2009 году под влиянием кризиса до 78,9 млн. человек.

Число учреждений культурно-досугового типа стабильно уменьшается, особенно сильна эта тенденция в сельской местности. Но самым удручающим образом обстоит дело с общедоступными библиотеками — здесь прослежива- = ется устойчивый спад по всем показателям. Число санаторно-курортных учреждений также имеет общую негативную тенденцию к снижению. Здесь необходимо обратить внимание на уровень износа основных фондов рассматриваемых объектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, степень износа основных фондов по такому виду экономической деятельности, как здравоохранение и предоставление социальных услуг, имеет определенную колеблемость данного показателя (от 0,6 до 4,8%), в пределах 50%, (по годам, за период 2005-2013 гг.).

Необходимо отметить аспект контроля Министерством здравоохранения Российской Федерации через свои подведомственные структуры в субъектах Федерации за санаторно-курортной деятельностью. Прослеживается острая необходимость координации деятельности учреждений в курортной сфере, в обеспечении надлежащего контроля за качеством оказываемых услуг. Зачастую санатории самостоятельно принимают решения о сокращении объема проводимых процедур либо же совсем отказываются от предоставления обязательных услуг.

Расширение диапазона частных услуг открывает более широкие возможности для дальнейшего развития рыночных отношений в туристско-рекреационной сфере. Важное значение имеет здесь и степень соотношения общих и частных услуг.

Разнообразие и многоплановость специфических особенностей рынка и турист-

Значительная часть потребителей

рекреационно-туристских услуг отечественных предприятий сферы туризма отмечают низкий уровень сервиса при высоких ценах на услуги. Одной из основных причин сложившейся ситуации является недостаточная эффективность государственного участия в развитии рекреа-ционно-туристских услуг.

перспективы роста с использованием информационной базы, обеспечивая функциональную эффективность социальной, медицинской и экономической составляющих туристско-рекреацион-ной деятельности.

Возможность роста данной отрасли и ее рынка обусловлена степенью влияния на каждую из этих составляющих факторов с различной значимостью.

Социальная эффективность будет зависеть в первую очередь от совершенствования методов государственного регулирования туристско-рекреаци-онной сферы; медицинская - от развития научных исследований и внедрения новой техники и технологий; экономическая -определяется превышением результативного показателя над затратами.

Финансовая сторона туристско-рекре-ационной деятельности также имеет свои особенности (как в области формирования денежных средств, так и их использования). Наличие разных источников финансирования (доходы от платных медицинских услуг, средства обязательного медицинского страхования, а также бюджетные средства) влечет за собой дисбаланс конкурентных возможностей вследствие того, что часть лечебно-профилактических учреждений ограничены и в установлении цены на оказываемые услуги, и в использовании доходов от своей деятельности.

С учетом вышесказанного, понятно, что необходимо принятие мер сглаживающего характера, выравнивающих сложившийся перекос в конкурентных возможностях участников рынка (ценообразование, льготное налогообложение и т. д.).

Значительная часть потребителей ре-креационно-туристских услуг отечественных предприятий сферы туризма отмечают низкий уровень сервиса при высоких ценах на услуги. Одной из основных причин сложившейся ситуации является недостаточная эффективность государственного участия в развитии рекреационно-туристских услуг,

ско-рекреационной сферы определяют реализуемого отдельными муниципальны-

ми образованиями территорий, где эти услуги традиционно составляют весомую долю в региональном бизнесе8.

Санаторно-курортная сфера не объединена единой структурой и распределена между разными министерствами, ведомствами, акционерными обществами, общественными организациями, вследствие чего удовлетворение потребностей населения в оздоровлении и санаторно-курортном лечении ограничено интересами владельцев санаторно-курортных комплексов.

Остро стоит вопрос об усилении государственного контроля за нерациональным использованием рекреационного потенциала и негативными последствиями деятельности человека в этой сфере.

Реализация природно-ресурсного потенциала разноаспектной рекреационной направленности регионов требует существенных инвестиционных вложений.

Государственная поддержка туристско-рекреационной сферы должна носить планомерный, системный характер и должна включать в себя широкомасштабный комплекс мер, реализуемых на федеральном, региональном и местном уровнях. ^

Литература

1. Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы. М.: ИНФРА-М, 2009. 246 с.

2. Здравоохранение в России. 2013: стат. сб. / Рос-стат. М., 2013. 380 с.

3. Ишханян А. С. Управление иностранными инвестиционными вложениями в основной капитал регионального туристско-рекреационного комплекса: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2014. 24 с.

4. Петрова Е.Е. Модель анализа рентабельности инвестиций: природоохранный аспект // Общество. Среда. Развитие. (TERRA HUMANA). 2011. № 1. С. 32-37.

5. Россия в цифрах. 2014: крат. стат. сб. / Росстат. M., 2014. 558 с.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. / Росстат. М., 2014. 900 с.

7. Демьяненко А.Е. Оценка влияния экологического фактора на социально-экономическое развитие региона / Современные тенденции развития науки и технологий. Белгород, 2015. № 6. Ч. VIII. C. 34-40.

8. Баженова С. А. Управление иностранными инвестиционными вложениями в основной капитал регионального туристско-рекреационного комплекса: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2010. 26 с.

THE ROLE OF GOVERNMENT REGULATION OF TOURIST AND RECREATIONAL RESOURCES OF REGIONS

А.Е. Demyanenko, Candidate of Economics, Professor, I.R. Karamyan, Candidate of Economics, Docent, The department of management, North-Caucasus branch of Moscow Humanitarian — Economical Institute, Mineralnye Vbdy, Russia, deanev4@gmail.com, inara5555@yandex.ru

The article discusses the importance of state regulation of tourist and recreational resources of the region. Effective social and economic development of regions involves the development of tourism and recreation sector. State regulation in the sphere of tourist and recreational resources is considered in the article in terms of ensuring planned development of tourist and recreational resources, protection of natural resources, historical and cultural values of the region; it also promotes research activities, the expansion of investment activities in the tourism and recreation sector, enhances advertising and marketing activities, equipment frames. Currently, the economy hasn't formed a unified concept of the functioning of the market of recreational services of tourist and recreational regions. Tourist and recreational sphere has a significant growth potential with considerable scale of industry, serving virtually the entire population of the country, providing medical and health services in diseases, as well as carrying out measures for the prevention of diseases. Realization of the potentials is conditioned by a further development of a comprehensive marketing services and introduction of new technologies. By providing the living conditions of the population and social needs of the workforce, tourist and recreational sphere has an effect on other sectors of the economy. New approaches to management of tourist and recreation areas are being developed. Providing the living conditions of the population and social needs of the labor resources of tourist and recreational sector has an impact on other sectors of the economy. All these factors condition an institutional analysis of the market of recreational services in the regional aspect. The article focuses on the set of natural and socio-economic systems forming tourist and recreational resources that make

up the base of tourism potential. There is an analysis of federal districts' equipment with sanatorium hospitals, basic health indicators which characterize an impact of economic activities on the environment and natural resources, a ratio of fixed capital investments aimed at environmental protection and rational use of natural resources. The article defines the factors of the region's perspectives in terms of tourism and recreational sector. The analysis of tourist and recreational activities of the regions is an actual scientific and practical task. Key words: region, tourist and recreational activities, the market for recreational services, recreational potential, socio-economic development, efficiency, resources, prospects, sanatorium sphere.

References

1. Ovcharov A.O. Turisticheskii kompleks Rossii: tendentsii, riski, perspektivy [Tourist complex of Russia: tendencies, risks, prospects]. Moscow, INFRA-M Publ., 2009. 246 p.

2. Zdravookhranenie v Rossii. 2013: stat. sb. [Health care in Russia. 2013: stat. sat.]. Moscow, 2013. 380 p.

3. Ishkhanian A.S. Upravlenie inostrannymi inves-titsionnymi vlozheniiami v osnovnoi kapital regio-nal'nogo turistsko-rekreatsionnogo kompleksa: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Management of foreign investments into fixed capital of the regional tourist-recreational complex. Abstracts of candidate of economy sci. diss.]. Krasnodar, 2014. 24 p.

4. Petrova E.E. Model' analiza rentabel'nosti investitsii: prirodookhrannyi aspekt [Model of analysis of profitability of investments: the environmental aspect]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie. (TERRA HUMANA) -Society. Wednesday. Development. (TERRA HUMANA), 2011, no. 1, pp. 32-37.

5. Rossiia v tsifrakh. 2014: krat. stat. sb. [Russia in figures. 2014: times. stat. sat.]. Moscow, 2014. 558 p.

6. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2014: stat. sb. [The Regions Of Russia. Socio-economic indicators. 2014: stat. sat.]. Moscow, 2014. 900 p.

7. Dem'ianenko A.E. Otsenka vliianiia ekologicheskogo faktora na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regiona [Evaluation of the influence of environmental factors on socio-economic development of the region]. Sovremennye tendentsii razvitiia nauki i tekhnologii [Modern trends in the development of science and technology] Belgorod, 2015, no. 6, part VIII, pp. 34—40.

8. Bazhenova S.A. Upravlenie inostrannymi investitsionnymi vlozheniiami v osnovnoi kapital regional'nogo turistsko-rekreatsionnogo kompleksa: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Management of foreign investments into fixed capital of the regional tourist-recreational complex. Abstracts of candidate of economy sci. diss.]. Moscow, 2010. 26 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.