Научная статья на тему 'Совершенствование территориальной организации рекреационного хозяйства в республике Дагестан'

Совершенствование территориальной организации рекреационного хозяйства в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / РЕКРЕАЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО / RECREATIONAL ECONOMY / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / TERRITORIAL ORGANISATION / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PROGRAMMNO-GOALS MANAGEMENT / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СИСТЕМА / TERRITORIALLY-RECREATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаметова Зухра-Ханум Тагировна

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности рекреационного хозяйства путем совершенствования его территориальной организации и формирования территориально-рекреационной системы. Много внимания уделено вопросам программно-целевого управления формированием территориально-рекреационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF THE TERRITORIAL ORGANIZATION OF THE RECREATIONAL FACILITIES IN REPUBLIC DAGESTAN

In article the basic directions of increase of efficiency of a recreational facilities are considered by perfection of its territorial organization and formation of territorially recreational system. A lot of attention is given questions of a programmno-goals management by formation of territorially-recreational system.

Текст научной работы на тему «Совершенствование территориальной организации рекреационного хозяйства в республике Дагестан»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

ХАМЕТОВА 3-Х. Т.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности рекреационного хозяйства путем совершенствования его территориальной организации и формирования территориально-рекреационной системы. Много внимания уделено вопросам программно-целевого управления формированием территориально-рекреационной системы.

СНАМЕТОУА 2-СН. Т.

PERFECTION OF THE TERRITORIAL ORGANIZATION OF THE RECREATIONAL FACILITIES IN REPUBLIC DAGESTAN

In article the basic directions of increase of efficiency of a recreational facilities are considered by perfection of its territorial organization and formation of territorially recreational system. A lot of attention is given questions of a programmno-goals management by formation of territorially-recreational system.

Ключевые слова: эффективность, рекреационное хозяйство, территориальная организация, программно-целевое управление, территориально-рекреационная система.

Keywords: efficiency, recreational economy, the territorial organisation, pro-grammno-goals management, territorially-recreational system.

Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, значительно обострили проблему повышения эффективности функционирования и развития отраслей, определяющих территориальную специализацию регионов. Особенно остро эта проблема стоит в тех регионах, которые располагают запасами природных ресурсов, но, в силу тех или иных причин, не имеют возможности эффективного их использования. К таким регионам относится Республика Дагестан, располагающая значительным потенциалом рекреационных ресурсов и характеризующаяся низким уровнем социального и экономического развития.

В настоящее время Дагестан является единственной территорией Российской Федерации (помимо узкой полосы Черноморского побережья Краснодарского края и предгорной части Ставропольского края), располагающей рекреационными ресурсами, дающими возможность создания рекреационной зоны всероссийского значения и способной в значительной степени удовлетворить спрос на рекреационные услуги. Этим и обусловлена актуальность проблем совершенствования территориальной организации рекреационного хозяйства.

Рекреационное хозяйство характеризуется высокой социальной и экономической эффективностью. Однако у нас в республике эта отрасль не столь эффективна. Она не рассматривается как самостоятельная отрасль хозяйственного комплекса республики. Это, безусловно, препятствует решению проблем ее функционирования и повышения эффективности.

По типу формирования все экономические регионы могут быть разделены на три группы. Первая группа включает регионы, сформировавшиеся на базе одного или нескольких ресурсов или традиционных производств, в течение достаточно длительного времени оформившиеся в межотраслевые хозяйственные комплексы, характеризуемые относительно высоким уровнем жизни, развитой инфраструктурой производственного и социального характера.

Во вторую входят регионы, формирование которых происходит сравнительно быстро на базе преимущественно дефицитных природных ресурсов. Это, как правило, регионы восточной части страны. Здесь формирование хозяйственной структуры нацелено на решение основной задачи: получение необходимого сырья в данном регионе.

Третья группа включает регионы, которые обладают богатым ресурсным потенциалом, но по тем или иным причинам не получили достаточного развития, а их ресурсы остались невостребованными. К этой группе, на наш взгляд, можно отнести Республику Дагестан, которая располагает богатыми и практически не используемыми рекреационными ресурсами.

Общим для всех типов регионов является то, что их развитие связано с каким-то (какими-то) преобладающим видом ресурса, играющим важную роль в воспроизводстве. Так, формирование хозяйственной структуры Центрального региона было вызвано текстильным производством, корни которого уходят в повсеместное развитие в прошлом в этом регионе ремесла, опирающегося на главную культуру- лен. Аналогично и развитие восточных регионов страны. Оно обусловлено в первую очередь их природными ресурсами.

Территории с комфортными природными условиями могут специализироваться на удовлетворении рекреационных потребностей населения страны. При этом решающим фактором, определяющим специализацию территории на удовлетворении рекреационных потребностей, выступает природный фактор (географическое положение, природные условия, ресурсы территории).

Специализация территории на удовлетворении рекреационных потребностей в значительной степени обусловлена концентрацией на ней рекреационного хозяйства, которая выступает в двух видах: 1) территориальная концентрация; 2) отраслевая концентрация. Территориальная концентрация - это сосредоточение рекреационных предприятий на ограниченной территории, которые размещаются на основе использования единых природных ресурсов, производственной и непроизводственной инфраструктуры и установления рациональных, экономически обусловленных взаимосвязей.

В научной литературе выделяют несколько форм проявления процесса территориальной концентрации: 1) формирование сгустков рекреационных предприятий; 2) формирование сгустков рекреационных предприятий общей рекреационной инфраструктуры (общекурортных лечебных заведений, общих парков и т.д.); 3) формирование группы, системы связанных между собой поселков, городов, создающих рекреационную агломерацию [1].

Отраслевая концентрация проявляется в увеличении средней емкости рекреационных предприятий, в создании в пределах курортных образований отдельных предприятий с емкостью 500-2000 человек, комплексов и городков на 3-8 тыс. человек.

Становясь отраслью специализации территории, рекреационное хозяйство, в силу высокого современного уровня общественного разделения труда, не может развиваться обособленно, в рамках отдельной отрасли. Оно неизбежно привлекает для реализации своей основной функции другие отрасли. В результате укрепляются и развиваются производственные и экономические связи между рекреационной отраслью и отраслями производственной и непроизводственной сфер территории, которые вовлекаются в процесс удовлетворения потребностей рекреантов. На определенной ступени своего развития вся совокупность отраслей, объединенных одной функциональной задачей (удовлетворение потребностей рекреантов), вступает между собой в настолько тесные связи, что образует определенную экономическую целостность, т.е. формируется территориально-рекреационная система (ТРС).

Территориально-рекреационная система - это сочетание рекреационных учреждений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными производственными связями, географическим положением, природными и экономическими ресурсами территории, занимаемой системой, объединенных единой задачей - удовлетворением рекреационных потребностей населения и обеспечением высокого социального и экономического эффекта от рекреационной деятельности.

Территориально-рекреационные системы формируются, с одной стороны, в результате территориальной специализации регионов, а с другой - в результате целенаправленной деятельности общества. Основной, центральной, функцией ТРС является максимальное удовлетворение народнохозяйственных потребностей в отдыхе, оздоровлении, лечении, духовном и физическом развитии населения страны. Наряду с основной функцией, ТРС выполняет и ряд других: обеспечение высокой социальной и экономической эффективности рекреационного хозяйства, оптимальное использование трудовых и природных ресурсов, повышение общего уровня социально- экономического развития территории.

На наш взгляд, в республике Дагестан давно назрела необходимость формирования территориально- рекреационной системы.

Формирование ТРС призвано обеспечить пропорциональное и сбалансированное развитие экономики региона, достижение более полного удовлетворения общественных потребностей в рекреационных услугах, усиление комплексного подхода к решению научно-технических, экономических и со-

циальных проблем. Все это в значительной степени обеспечивается путем применения программно-целевых методов управления и планирования.

В настоящее время нет единой точки зрения на сущность программно-целевого метода планирования. Некоторые исследователи считают, что программно-целевой метод - это метод принятия и реализации комплексных планово-управленческих решений, основанный на системно-организованных процедурах их разработки и порядке исполнения; он исходит из комплекса целей социально-экономической системы и ранжирования их с точки зрения распределения ресурсов.

Другие, характеризуя черты программно-целевого метода, подчеркивают, что он используется для решения межотраслевых, межрегиональных проблем, эффективная реализация которых невозможна при использовании существующих форм и методов управления и планирования.

Мы склоняемся к точке зрения, что программно-целевой метод - это метод, направленный на усиление целевой стадии планирования и управления, связи между целями и ресурсами на их реализацию. Такая точка зрения широко распространена в литературе.

В настоящее время в исследованиях по проблемам программного планирования и управления отсутствует единство в понимании свойств и особенностей программ. Это вызывает серьезные затруднения при применении программного метода в практике планирования и управления. Так, в большинстве работ, посвященных вопросам программного планирования и управления, с теми или иными модификациями приводится определение программы как взаимоувязанного комплекса мероприятий различного характера, направленных на достижение одной или нескольких целей плана. Необходимо отметить, что это определение хотя и отражает комплексность и целенаправленность программы, но не дает возможности выделить особенности программы, отличие ее от плана.

Чтобы подчеркнуть различия между таким образом понимаемой программой и планом, некоторые авторы указывают на одноцелевую направленность программ и многоцелевой характер плана, ориентированного на ведомства или организации, деятельность которых состоит в решении множества задач. Другие, напротив, в качестве одной из основных особенностей комплексных программ, требующей системного подхода к их разработке и осуществлению, отмечают их многоцелевую ориентацию и направленность на решение широкого круга задач. Существует точка зрения, согласно которой разработка программы связана с переходом от отраслей к многоцелевым комплексам, задачи которых являются объектом для разработки программ.

Попытки уточнения понятия программы, раскрывающего возможности использования этого инструмента для совершенствования управления и дающего основания для разработки соответствующих методов, предпринимались в ряде других работ.

Так, Е.Д.Новиков и Ю.М.Самохин [2] определяют программу как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам завершения комплекс планируемых мероприятий, осуществление которых обеспечивает своевременную

реализацию поставленной цели (или комплекса целей), и связано это с резким изменением сложившихся пропорций, структуры и темпов развития затрагиваемых сфер народного хозяйства. При этом подчеркивается, что указанные цели обладают тем свойством, что, если исходить из анализа экстра-поляционных прогнозов развития отраслей и их комплексов, они не могут быть достигнуты без специально организованных структурных изменений в программно планируемом объекте, в ряде случаев - без дополнительных капитальных вложений и специальных организационно-управленческих мероприятий, необходимых для преодоления инерции связей и пропорций закрепленных сложившейся организационной структурой управления. В приведенном выше определении авторы справедливо подчеркивают, что разработка и реализация программы требуют проведения специальных организационно-управленческих мероприятий. Однако необходимо отметить, что определение не дает возможности в полной мере выявить специфику программ ввиду отсутствия в нем характеристики указанных мероприятий из-за узкой трактовки содержания программно-реализуемых проблем.

Одним из наиболее сложных методологических вопросов применения программного метода является определение особенностей социально-экономических проблем, решение которых целесообразно осуществлять на его основе. Они во многом характеризуют результаты практического использования программного метода, границы его применения, а также эффективность функционирования органов управления, осуществляющих разработку и реализацию программ.

Можно выделить два подхода к определению проблем для программного решения. Первый предполагает выявление проблем на основе ряда признаков. В основе второго лежит анализ сложных ситуаций, которые могут возникнуть в системе управления проблемным объектом на различных стадиях решения рассматриваемой проблемы.

В экономической литературе описаны различные группы признаков программных проблем, которые сформулированы в разных терминах. Часть из них с точки зрения содержания, условий решения, отношения к социально-экономической системе характеризуют сами проблемы. Другие отражают особенности мероприятий, необходимых для выполнения соответствующих задач. Так, например, к признакам, отражающим содержание проблем для программного решения, относят комплексность - наличие подпроблем различного типа: социального, экономического, научно-технического; локали-зуемость - ограниченность во времени проблемы и охват его части существующей системой.

К признакам, описывающим условия решения проблемы, одни исследователи относят реализуемость, т.е. существование научно-технического и производственного заделов, а также ресурсного потенциала; вторые -отсутствие органа, отвечающего за решение проблемы в целом; третьи- отсутствие методов и средств эффективного решения проблемы в заданные сроки при сложившейся системе распределения ресурсов.

К числу признаков, которые обусловливают необходимость программного решения проблемы формирования ТРС, на наш взгляд, можно отнести следующие:

❖ существующие методы управления и планирования не могут в полной мере решить сложные и многоаспектные проблемы, возникающие в процессе формирования ТРС. Действительно, в условиях переходного периода существующие методы управления и планирования не дают возможности в полной мере объединить действующие в ТРС предприятия и организации, обеспечить увязку во времени и пространстве на длительную перспективу разнообразные производственные и другие связи. В этих условиях наиболее эффективным способом комплексного решения проблемы формирования и развития ТРС является разработка программы формирования ТРС, объединяющей деятельность и ресурсы многих предприятий и организаций на достижение единой цели;

❖ решение проблемы формирования ТРС требует значительного периода времени. Поэтому важно рассмотреть эту проблему в длительном, перспективном периоде и выделить важнейшие этапы ее решения, что и позволяет сделать комплексная программа формирования ТРС;

❖ отсутствуют необходимые полномочия по решению вопросов формирования ТРС у существующих органов отраслевого и территориального управления;

❖ формирование ТРС делает необходимым целевое распределение существенных для всего хозяйственного комплекса региона ресурсов. Рассматривая территориально-рекреационную систему как объект программно-целевого управления и планирования, во-первых, необходимо исходить из того, что это сложный комплекс взаимосвязанных отраслей, подотраслей и видов деятельности. Как система, ТРС включает совокупность (множество) связанных, упорядоченных элементов, совместная деятельность которых направлена на достижение общей цели. Иными словами, ТРС представляет собой систему с разветвленной структурой и значительным количеством взаимосвязанных хозяйственных единиц. Ни один из элементов системы не может быть изменен без того, чтобы это не вызвало изменений в других элементах системы.

Вторым аргументом в пользу применения программно-целевого метода является то, что ТРС не является замкнутым формированием. Она открыта для связей с охватывающими ее системами и другими территориальными формированиями. В качестве охватывающих систем выступают: а) общественная суперсистема (народное хозяйство); б) территориально-рекреационная система более высокого ранга.

С охватывающими системами ТРС связана множеством прямых и обратных связей. Так, например, из общественной суперсистемы (хозяйственный комплекс страны) в ТРС поступают желающие отдохнуть и укрепить свое здоровье рекреанты, необходимые материальные и технические ресурсы. ТРС, в свою очередь, передает в охватывающую систему уже отдохнув-

ших, оздоровленных, физически окрепших и духовно обогащенных рекреан-тов, т.е. воспроизведенный трудовой потенциал.

ТРС находится в тесной связи с другими одноранговыми системами территории. Эта связь вызывает в них определенные изменения. Так, например, в АПК она вызывает изменение структуры сельского хозяйства в сторону развития отраслей, удовлетворяющих потребности рекреантов.

Таким образом, можно утверждать, что ТРС является типичным системным образованием с четко выраженной структурой, связями, функциями и характерными признаками. Следовательно, системный подход к планированию и управлению формированием ТРС, обеспечиваемый программно-целевым методом, означает учет всех взаимосвязей составляющих ее элементов.

Еще одним аргументом в пользу применения программно-целевого метода при решении проблемы управления формированием ТРС является то, что он позволяет ответить на вопросы: где и какие объекты системы можно и целесообразно разместить, исходя из специфики местных условий; каким образом можно рационально использовать территорию, занимаемую системой, для оптимизации ее развития и определения рационального соотношения между входящими в нее отраслями; как обеспечить рациональное использование ресурсов, своевременный ввод в действие как рекреационных объектов, так и объектов сопутствующих и обслуживающих отраслей.

Программно-целевой метод способствует также повышению эффективности организации управления и планирования формирования системы в соответствии со стратегией экономического развития региона и совершенствования отраслевой структуры ТРС на основе мероприятий, намеченных в целевой комплексной программе. Такие мероприятия позволяют постоянно поддерживать оптимальное соотношение между уровнем развития рекреационных отраслей и отраслей сферы хозяйственного обеспечения.

Основное значение разработки программы формирования и развития ТРС состоит в том, что она придает целевой характер процессу формирования и развития ТРС. Программно-целевое планирование и управление в значительной степени позволяют преодолеть недостатки узковедомственного подхода к созданию системы, обеспечивают возможность перехода от разрозненных планов формирования и развития элементов системы к комплексному программному планированию и управлению, объединяющему материально-технические, финансовые и трудовые ресурсы предприятий и организаций, действующих в ТРС. Программа обеспечивает комплексный подход к анализу и решению экономических, научно-технических и социальных проблем, возникающих в ходе формирования ТРС, что увеличивает обоснованность и эффективность принимаемых решений.

Таким образом, сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что применение программно-целевого метода к управлению и планированию формированием ТРС способствует оптимизации развития системы на основе учета существующих факторов и условий, выявлению узких мест в процессе

ее формирования, рационализации внутренних и внешних связей, преодолению ведомственности в процессе решения возникающих задач.

_Литература_

1. География рекреационных систем. -М.: Наука,1980. - С. 208.

2. Новиков Е.Д., Самохин Ю.М. Комплексные народнохозяйственные программы. -М.: Наука,1976г. - С.163.

3. Туризм как вид деятельности: Учебник для вузов. Под ред. Зорина И.В., Каверина Т.П. - М.: Изд- во «Финансы и статистика»,2001г. - С. 287.

4. Кононенко П.А. Стратегическое программно- целевое управление производственно-хозяйственной системой. Изд.-во Дашков и Ко, - М. 2003г. -С.272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.