Научная статья на тему 'Территориальная организация экономики кнр и проблема экономического районирования'

Территориальная организация экономики кнр и проблема экономического районирования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3151
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / КОЭФФИЦИЕНТ ЛОКАЛИЗАЦИИ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УСЛУГИ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Демьяненко Александр Николаевич, Изотов Дмитрий Александрович

В исследовании выявлено, что распространение хозяйственной деятельности в пространстве Китая характеризуется довольно сильной инерционностью, иначе говоря, как до, так и в период рыночных реформ китайская экономика развивается бурными темпами в пределах экономических центров национального масштаба, расположенных в приморских экономических районах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориальная организация экономики кнр и проблема экономического районирования»

Пространственная Экономика 2008. № 1. С. 43-61

УДК 338.26(510)

А. Н. Демьяненко, Д. А. Изотов

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КНР И ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ

В исследовании выявлено, что распространение хозяйственной деятельности в пространстве Китая характеризуется довольно сильной инерционностью, иначе говоря, как до, так и в период рыночных реформ китайская экономика развивается бурными темпами в пределах экономических центров национального масштаба, расположенных в приморских экономических районах.

Экономический район, экономическая зона, территориальная организация экономики, территориальная дифференциация экономики, коэффициент локализации, специализация, сельское хозяйство, промышленность, услуги, Китай.

Успехи, достигнутые Китаем в ходе экономической реформы, общеизвестны. Вместе с тем вопросы, касающиеся значимости изменений в территориальной организации экономики КНР, недостаточно изучены. Существует устоявшаяся точка зрения, что китайские рыночные реформы привели к трансформации территориальной организации экономики Китая [11; 13; 14]. Мы полагаем, что эта точка зрения как минимум не бесспорна.

Административно-территориальное устройство КНР и проблема экономического районирования. В основе административного деления КНР лежит трехступенчатая система, высшим уровнем которой является провинция, которая в свою очередь разделена на уезды, а уезды — на волости. Границы

© Демьяненко А. Н., Изотов Д. А., 2008

Статья подготовлена при поддержке гранта ДВО РАН № 06-ГГ-СО-10-039.

43

А, Н. Демьяненко, Д, А, Изотов

ПЭ1

2008

провинций являются довольно устойчивыми, чему способствуют их определенная географическая целостность, наличие специфических производственных навыков населения, тяготение к собственному, издревле сложившемуся экономическому центру, особенности исторических традиций и уклада жизни, значительные языковые отличия (в устной речи при общности иероглифической письменности) [4].

Помимо 22 провинций верхний уровень административно-территориального устройства формируют 5 автономных районов (АР)1 и 4 города центрального подчинения (ГЦП)1 2. Провинции и автономные районы являются базисными административными единицами, подчиненными центральным органам власти. Каждая имеет свои законодательные органы и правительства, которые располагают довольно широким кругом прав. Сказанное относится также к городам центрального подчинения. Провинции, автономные районы и города центрального подчинения КНР именуются регионами страны3. Таким образом, на сегодня в Китае насчитывается 31 регион4.

В отличие от провинциальных границ границы надпровинциальных образований, которые без большой натяжки можно отождествлять с крупными экономическими районами, менялись на протяжении всей истории КНР достаточно часто. Это связано с тем, что происходили существенные изменения в целевых установках регионального развития Китая. Причем здесь можно выделить два подхода к формированию надпровинциальных образований. Первый подход имел под собой в качестве методологического основания концепцию экономического районирования. Второй подход имел под собой в качестве основания неэкономические факторы5.

Первый из обозначенных выше подходов доминировал с 1950-х гг. до середины 1960-х и с конца 1970-х гг. по настоящее время. Второй — с середины 1960-х до конца 1970-х гг. (после провала «большого скачка» и в период «культурной революции»).

1 АР Внутренняя Монголия, Гуанси-Чжуанский АР, Тибетский АР, Нинся-Хуэйский АР, Синьцзян-Уйгурский АР.

2 ГЦП Китая: Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Чунцин.

3 Согласно Конституции КНР государство при необходимости может учреждать особые административные районы (ОАР), непосредственно подчиняющиеся Центральному правительству. Кроме провинций, АР и ГЦП в конце 1990-х гг. в КНР были образованы ОАР страны — Сянган (Гонконг) и Аомынь (Макао), формально имеющие региональный статус. Вместе с тем на информации в статистических сборниках этот факт никак не отразился: информация по ним приводится отдельно, наряду с Тайванем (который КНР также «формально» считает своей провинцией). Поэтому из дальнейшего рассмотрения они будут исключены.

4 Уточнение: после 1965 г. насчитывалось 29 регионов КНР, а их увеличение связано с выделением из провинции Гуандун острова Хайнань в 1988 г., а в 1997 г. — выделение из провинции Сычуань ГЦП Чунцин.

5 Здесь напрашивается аналогия с Россией, в которой также имело место преобладание то тенденции формирования регионов на принципах экономического районирования, то тенденции к укрупнению (разукрупнению), имевшей административные основания.

44

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КНР

пэ

1

2008

В начале 1950-х гг. развернувшееся широкомасштабное капитальное строительство страны при высокой степени централизации управленческих решений стимулировало в Китае поиски рациональной территориальной организации экономики. Перед руководством страны стояла дилемма: либо создание целостной экономической системы в масштабах страны, либо же создание совокупности региональных экономических систем, которые постепенно будут сливаться в единое целое [см. подробнее: 12; 13;14].

При чисто экономическом подходе представлялось целесообразным сосредоточить ограниченные финансовые и материальные ресурсы государства для освоения тех районов, где капиталовложения дадут наибольший эффект, что повлечет за собой последующее развитие других регионов.

Альтернативная точка зрения, учитывающая в большей мере политические факторы, а также задачи обороноспособности страны, состояла в требовании более равномерного размещения производительных сил, подъема более отсталых внутренних регионов. Эти теоретические расхождения отразились на разрабатываемых схемах экономического районирования [4].

В итоге в конце 1950-х гг. были предложены два проекта экономического районирования Китая. Академия наук КНР предложила проект экономического районирования страны, в котором учитывались особенности природных условий разных регионов, исторически сложившееся «тяготение» одних регионов к другим и характер специализации и кооперации производства в масштабах страны в целом. Предложенная Академией наук КНР в 1954 г. схема экономического районирования включала 10 крупных экономических районов, однако практического значения она не имела [4]. Другой проект районирования страны был предложен Госпланом КНР, который и был в итоге принят. Согласно этому проекту было выделено семь крупных экономических районов, которые получили название районы «кооперирования» [12; 14] (рис. 1).

Это районирование разрабатывалось в связи с выполнением первого пятилетнего плана развития страны. Компоновка районов была во многом осуществлена исходя из принципа создания лишь в отдаленной перспективе «целостных экономических систем», что вылилось в объединение развитых и слаборазвитых регионов. При таком подходе отсутствовало решение вопроса о необходимости пересмотра административных границ регионов (т. е. районы «кооперирования» состояли из определенного набора регионов провинциального уровня). Семь районов «кооперирования» служили задаче более равномерного размещения производства в пространстве страны, подъема отсталых внутренних регионов КНР, для чего в каждом районе «кооперирования» были созданы плановые комиссии, которые располагались в самых крупных городах. Все вышесказанное относительно целей и методов райо-

45

А, Н. Демьяненко, Д, А, Изотов

нирования в этот период очень напоминало ситуацию, которая сложилась в 1920-х гг. в СССР в ходе реформирования административно-территориального устройства на принципах экономического районирования.

Рис. 1. Районы «кооперирования» Китая, 1958 г.

Источник: [12].

После провала «большого скачка» 1958—1960 гг. темпы экономического роста в Китае стали заметно падать, обострились народнохозяйственные, межотраслевые и внутриотраслевые диспропорции. В этих условиях, после принятия постановления Госсовета КНР об усилении централизации в стране, районы «кооперирования» утратили свое первоначальное значение, а плановые комиссии в них прекратили свою деятельность. Однако сама сетка районирования была использована при создании региональных бюро Коммунистической партии Китая в 1961 г. для «удержания политической стабильности на местах». Единственное отличие этой сетки районирования от предыдущей состояло в объединении Центрального и Южного районов «кооперирования» в Центрально-Южный район, в результате чего возникла шестичленная схема вместо семичленной. Данная схема экономического районирования просуществовала до 1965 г.

С 1965 по 1976 г. (в период «культурной революции») предпринимались попытки выделить надпровинциальные образования по военно-политическому принципу, в частности, после ухудшения отношений Китая с СССР, Индией и США. Поэтому неудивительно, что с 1965 по 1976 г. проблема

GT

Северо-Восточный район Северный район

Северо-Западный район Юго-Западный район Центральный район Восточный район Южный район

46

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КНР

пэ

1

2008

размещения производительных сил страны стала рассматриваться в плане создания «линий обороны»1. «Передовыми рубежами обороны» были объявлены все приморские провинции, провинции северо-востока Китая, АР Внутренняя Монголия и Синьцзян-Уйгурский АР. В роли главного «тылового района» выступали провинции юго-запада Китая, провинции Цинхай и Ганьсу.

Взятый с 1978 г. курс на развитие рыночных отношений в КНР оказался совершенно несовместимым с прежними концепциями создания «замкнутых региональных экономических систем». Повороту в сторону развития территориальной специализации способствовало также отступление от прежней стратегии «подготовки к войне».

С начала 1980-х гг. стали разрабатываться схемы экономического зонирования страны. Общий смысл данного мероприятия заключался в поэтапном экономическом развитии этих зон. Приморская зона должна была стимулировать национальный экономический рост, обеспечить включение страны в международное разделение труда, накопить резервы для оказания помощи менее развитым регионам страны. Первая «волна» экономической отдачи от развитой Восточной зоны должна была распространиться на Центральную зону. Западная зона должна была ждать наступления «третьей волны», когда появятся и нужда в ее ресурсах, и возможности их освоения (см. подробнее: [1; 13]).

Если начальный этап реформ (1979—1991 гг.) ознаменовался переходом от административных к экономическим принципам территориальной организации экономики, но при этом сохранялся принцип «единства экономического районирования и административно-территориального устройства», то на современном этапе реформ имеет место отказ от этого принципа. Признается тот факт, что региональные административные границы стали помехой в получении должного экономического эффекта, и можно сказать, что происходит «ломка» административных границ регионов (провинциального уровня) и построение экономических районов на внеадминистративной основе.

Так, в рамках 9-й пятилетки КНР (1996—2000 гг.) предусматривалось создание семи экономических районов (которые существуют и по настоящее время) без жесткой привязки к административному делению страны. Предполагалось, что создание экономических районов при наличии совместных усилий поможет более успешно «проторить» путь на внешние рынки и уси-

1 Интересно, что когда в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. приступили к демонтажу результатов реформы административно-территориального устройства начала 1920-х гг., то проблема территориальной организации экономики также была подчинена задаче построения обороноспособного народнохозяйственного организма. И исходя из этой цели территорию СССР предлагалось разделить на три зоны: зона угрожаемая, тыловая зона и зона максимальной безопасности. Подробнее см.: [3].

47

А, Н. Демьяненко, Д, А, Изотов

ПЭ1

2008

лить межрегиональные хозяйственные связи. При выделении крупных экономических районов в КНР руководствовались учетом закономерностей развития рыночной экономики, существующих хозяйственных связей и особенностей природных условий, т. е. в расчет брались не только административные принципы [6; 10].

В число семи экономических районов вошли: Северо-Восточный район, район Бохайского залива, Северо-Западный район, Юго-Западный и Южный районы, район пяти провинций Центрального Китая, район дельты реки Янцзы и прилегающие районы, Юго-Восточный район (рис. 2).

Источник: [6].

Рис. 2. Экономические районы КНР, 1996 г.

Следует отметить, что провинция Ляонин одновременно является частью двух экономических районов: района Бохайского залива и Северо-Восточного района. Это может свидетельствовать об отказе от принципа единства экономического районирования и административно-территориального деления.

Сравнение результатов хозяйственной деятельности экономических районов КНР. Сравнение результатов хозяйственной деятельности экономических районов Китая в рамках разных сеток на первый взгляд некорректно, т. е. территориальные границы семи районов «кооперирования» 1958 г. по большому счету не совпадают с границами семи экономических районов 1996 г. (см. рис. 1 и 2). Однако факт этих различий не делает невозможным сравнение.

48

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КНР

пэ

1

2008

Во-первых, границы «внутренних»1 и западных1 2 районов примерно совпадают. Во-вторых, несмотря на то, что по приморским3 районам имеет место существенное изменение конфигурации границ, формирующие эти районы экономические ядра остались4.

Конечно, за период 1958—1996 гг. конфигурации границ этих ядер изменились, прежде всего, имело место их территориальное «расширение». Так, к 1996 г. экономическое ядро, центром которого является Пекино-Тяньцзинь-ская агломерация, расширило свои границы за счет морских портов Бохайс-кого залива. Шанхайский район расширил свое влияние на города среднего течения реки Янцзы до Чунцина, тогда как район дельты реки Жемчужной (Чжуцзян) «прирос» специальными экономическими зонами, такими как Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу [см. подробнее: 1; 5; 11; 13].

Границы экономических районов в сетке районирования 1996 г. остаются без изменения и к 2004 г.

Таким образом, представляется возможным соотнести друг с другом следующие пары экономических районов: 1) Северный район (1958 г.) — район Бохайского залива (1996 г.); 2) Восточный район (1958 г.) — район дельты реки Янцзы (1996 г.); 3) Южный район (1958 г.) — Юго-Восточный район (1996 г.); 4) Северо-Восточный район (1958 г.) — Северо-Восточный район (1996 г.); 5) Северо-Западный район (1958 г.) — Северо-Западный район (1996 г.); 6) Юго-Западный район (1958 г.) — Юго-Западный и Южный районы (1996 г.); 7) Центральный район (1958 г.) — район пяти провинций Центрального Китая (1996 г.).

Общую картину территориальной организации экономики КНР можно кратко охарактеризовать следующим образом: по критерию ВРП основная доля сосредоточена в приморских районах, заметно отстают от них так называемые «внутренние» и западные районы. Причем эта ситуация не меняется на протяжении всего рассматриваемого периода (1958—2004 гг.). Более того, несмотря на многочисленные заявления руководства страны о необходимости развития периферийных районов, сокращения территориальной дифференциации в масштабах и результативности экономической деятельности, говорить о радикальных изменениях не приходится. В лучшем случае можно

1 Северо-Восточный район (1958 г.) и Северо-Восточный район (1996 г.); Северо-Западный район (1958 г.) и Северо-Западный район (1996 г.).

2 Юго-Западный район (1958 г.) и Юго-Западный и Южный районы (1996 г.); Центральный район (1958 г.) и район пяти провинций Центрального Китая (1996 г.).

3 Северный район (1958 г.) и район Бохайского залива (1996 г.); Восточный район (1958 г.) и район дельты реки Янцзы (1996 г.); Южный район (1958 г.) и Юго-Восточный район (1996 г.).

4 В Северном районе и в районе Бохайского залива, в Восточном и в дельте реки Янцзы, в Южном и в Юго-Восточном районах расположены экономические центры национального масштаба, соответственно: Пекино-Тяньцзинский, Шанхайский и дельта реки Жемчужной (Чжуцзян), в которых производится более 70% ВРП данных экономических районов (рассчитано по: [8]).

4. Заказ 843

49

А, Н. Демьяненко, Д, А, Изотов

ПЭ1

2008

сказать, что в период реформ начиная с 1996 г. происходит стабилизация той территориальной структуры экономики КНР, которая сложилась в предшествующие периоды ее истории. В пользу этого свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели развития экономических районов КНР

Числен- ВРП на душу, ВРП на 1 тыс.

Экономический район ность ВРП, % среднее значе- км2, среднее

населения, % ние по стране = 100% значение по стране = 100%

Районы «кооперирования», 1958 г.

1. Северо-Восточный район 8 15 188 190

2. Северный район 12 16 133 96

3. Северо-Западный район 6 5 83 19

4. Юго-Западный район 16 10 63 42

5. Центральный район 18 14 78 238

6. Восточный район 31 31 100 375

7. Южный район 9 9 100 153

Всего 100 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономические районы, 1996 г.

1. Северо-Восточный район 9 10 111 83

2. Район Бохайского залива 20 24 120 215

3. Северо-Западный район 8 5 63 14

4. Юго-Западный и Южный районы 18 10 56 43

5. Пять провинций Центрального Китая 14 9 64 206

6. Район дельты реки Янцзы 22 26 118 376

7. Юго-Восточный район 9 16 177 429

Всего 100 100

Экономические районы, 2004 г.

1. Северо-Восточный район 9 9 109 96

2. Район Бохайского залива 21 26 123 304

3. Северо-Западный район 7 5 63 13

4. Юго-Западный и Южный районы 18 10 56 34

5. Пять провинций Центрального Китая 12 8 69 170

6. Район дельты реки Янцзы 23 27 115 343

7. Юго-Восточный район 10 15 154 397

Всего 100 100

Примечание. Численность населения КНР, млн чел.: 1958 г. — 660; 1996 г. — 1224; 2004 г. — 1300. Суммарный ВРП Китая в текущих ценах, млрд юаней: 1958 г. — 130; 1996 г. — 6853; 2004 г. — 16 324.

Источник: рассчитано по: [8].

50

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КНР

пэ

1

2008

В то же время следует отметить изменения в территориальной структуре китайской экономики. В частности, есть группа районов, место которой в территориальной структуре экономики КНР остается практически неизменным. Так, на Северо-Западный экономический район, занимающий около трети территории страны, приходилось около 5% производства суммарного ВРП Китая как в 1958 г., так и в 1996-м, и в 2004 г. То же самое можно сказать и о Юго-Восточном районе. За рассматриваемый период доля данного района в суммарном ВРП страны практически не изменилась (10%).

Особое положение занимают Северо-Восточный и Центральный экономические районы, которые постепенно утрачивают свои позиции как в доле суммарного ВРП страны, так и по относительному показателю — ВРП на душу населения (о причинах этого процесса см. подробнее: [5; 7; 13]).

Наконец, выделяются приморские районы КНР, которые за рассматриваемый период увеличили свою долю в суммарном ВРП страны с 56% в 1958 г. до 66% в 1996 г. и 68% в 2004 г.

Если перейти к порайонному анализу показателя ВРП на душу населения, то можно отметить следующее: Северо-Восточный район, лидировавший в 1958 г., в последующем выпал из «лидирующей группы»; последние места стабильно занимали западные районы с высоким уровнем неханьского населения. При этом первые места по этому показателю оспаривают друг у друга приморские районы, первым среди которых является Юго-Восточный район.

Еще большей динамикой отличается показатель ВРП на 1 тыс. км2, который отчасти может служить измерителем пространственной концентрации экономической деятельности. Ожидаемо, что он оказался самым низким в слабо освоенных (естественно по китайским меркам) западных районах. Но в данном случае интересен тот факт, что значения этого показателя и в Юго-Западном, и Юго-Восточном районах имеют отрицательную динамику (сокращение с 43% от среднего значения по стране в 1996 г. до 34% в 2004 г. по Юго-Западному району и с 429% в 1996 г. до 397% в 2004 г. по Юго-Восточному соответственно). Также отрицательную динамику рассматриваемого показателя демонстрировал и Северо-Восточный район, который в 1958 г. отличался почти двухкратным превышением среднекитайского уровня пространственной концентрации экономической деятельности. И хотя с 1996 г. значения показателя ВРП на 1 тыс. км2 данного района демонстрировали устойчивый рост, тем не менее уровень пространственной концентрации экономической деятельности в этом районе все еще не превышал среднекитайские значения.

Напротив, положительную динамику на протяжении всего рассматриваемого периода демонстрировал Северный район (район Бохайского залива). Что касается двух других приморских районов: Восточного и Юго-Восточно-

4*

51

А, Н. Демьяненко, Д, А, Изотов

ПЭ1

2008

го, то эти районы, оставаясь на протяжении всего рассматриваемого периода районами наибольшей концентрации экономической деятельности, демонстрировали отрицательную динамику показателя ВРП на 1 тыс. км2. Отчасти это можно объяснить высокими темпами процесса усиления концентрации экономической деятельности в районе Бохайского залива.

Для количественной оценки исследуемых явлений был использован традиционный метод измерения районной специализации — коэффициент локализации Гувера [2].

Районная специализация КНР нами оценивалась по трем секторам экономики: сельское хозяйство, промышленное производство и сфера услуг (табл. 2).

Таблица 2

Значения коэффициентов локализации по экономическим районам КНР

Экономический район Сельское Промышлен- Услуги

хозяйство ность

Районы «кооперирования», 1958 г.

1. Северо-Восточный район 0,60 1,55 0,97

2. Северный район 0,83 1,09 1,02

3. Северо-Западный район 1,21 0,62 0,94

4. Юго-Западный район 1,36 0,67 0,75

5. Центральный район 1,20 0,58 0,88

6. Восточный район 0,97 1,05 1,08

7. Южный район 1,28 1,01 1,15

Экономические районы, 1996 г.

1. Северо-Восточный район 1,00 1,07 0,96

2. Район Бохайского залива 0,83 1,04 1,06

3. Северо-Западный район 1,28 0,80 0,91

4. Юго-Западный и Южный районы 1,40 0,80 0,76

5. Пять провинций Центрального Китая 1,36 0,92 0,87

6. Район дельты реки Янцзы 0,91 1,07 1,10

7. Юго-Восточный район 0,80 1,04 1,21

Экономические районы, 2004 г.

1. Северо-Восточный район 1,03 1,02 1,12

2. Район Бохайского залива 0,86 1,06 0,97

3. Северо-Западный район 1,29 0,83 0,89

4. Юго-Западный и Южный районы 1,66 0,78 1,02

5. Пять провинций Центрального Китая 1,48 0,88 0,96

6. Район дельты реки Янцзы 0,86 1,03 0,96

7. Юго-Восточный район 0,70 1,09 1,08

Источник: рассчитано по: [8].

52

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КНР

пэ

1

2008

Расчеты показали, что специализация на производстве сельскохозяйственной продукции на протяжении всего рассматриваемого периода была характерна для «внутренних» и западных районов Китая. Более того, именно эти районы отличаются нарастающим уровнем специализации их региональных экономик в производстве сельскохозяйственной продукции. При этом следует обратить внимание на то, что в начале рассматриваемого периода сельское хозяйство было отраслью специализации и в Южном районе.

Для приморских районов, напротив, наблюдается сокращение уровня специализации их экономик на производстве сельскохозяйственной продукции.

И вновь следует обратить внимание на «особую» динамику поведения значений коэффициента локализации для Северо-Восточного района: в 1958—1996 гг. он вырос с 0,6 до 1,0 и на этом среднекитайском уровне остановился.

В целом же динамика коэффициента локализации показывает, что ЮгоЗападный и Южный, Северо-Западный районы и район пяти провинций Центрального Китая становятся все более и более «сельскохозяйственными», тогда как приморские районы, и прежде всего район дельты реки Янцзы и Юго-Восточный район, характеризуются все меньшей ролью сельскохозяйственного производства.

Напротив, распределение промышленности в разрезе экономических районов становится все более равномерным. Если в 1958 г. Северо-Восточный район явно выделялся индустриальной специализацией среди других крупных экономических районов КНР (коэффициент локализации был равен 1,55), то в дальнейшем ситуация меняется радикально: к 1996 г. коэффициент локализации промышленности данного района снизился до 1,07, а к 2004 г. — до 1,02. Вместе с тем значения коэффициента локализации промышленности приморских районов остались примерно на том же уровне: 1,01—1,09 в 1958 г., 1,04—1,07 в 1996 г. и 1,03—1,09 в 2004 г., т. е. в территориальной структуре место данных районов не изменилось.

Особый интерес представляет анализ порайонной динамики коэффициентов локализации, рассчитанных для сферы услуг. Во-первых, производство услуг — это наиболее равномерно распределенная по территории отрасль; колебания значений коэффициента локализации относительно невелики: в 1958 г. — 0,40, в 1996 г. — 0,47 и в 2004 г. — 0,23. Для сравнения: колебания значений коэффициента локализации сельскохозяйственного производства соответственно — 0,68, 0,60 и 0,96, а для промышленности — 0,97, 0,27 и 0,31. Во-вторых, только один район — Юго-Восточный — на протяжении всего рассматриваемого периода отличался специализацией на производстве услуг (1,15 в 1958 г., 1,21 в 1996 г. и 1,08 в 2004 г.).

53

А, Н. Демьяненко, Д, А, Изотов

ПЭ1

2008

Рассчитанные значения коэффициентов локализации указывают на специализацию в той или иной экономической деятельности в пространстве страны. Однако остается неясным, какими процессами вызвано изменение (или неизменность) специализации того или иного экономического района КНР, т. е. чем это обусловлено: либо количественными, либо качественными характеристиками.

Для выяснения этого необходимо проанализировать характеристики каждого из трех секторов экономики Китая в разрезе экономических районов.

Сельскохозяйственное производство. На долю сельскохозяйственного производства в 2004 г. приходилось более 20% ВРП страны1. В сельской местности проживает большая часть населения Китая (на 2004 г. — 757 млн человек, или около 60% общей численности населения в стране1 2). Поэтому с точки зрения проводимого исследования представляет немалый интерес территориальная структура сельскохозяйственного производства в разрезе экономических районов (табл. 3).

Таблица 3

Показатели сельскохозяйственного производства по экономическим районам КНР

Доля в Доля сель- Обеспечен-

произ- Доля в ского на- ность паш-

Экономический район водстве пахотных селения от нями (га на 1 занятого

с.-х. землях сельского

продукции, % КНР, % населения страны, % в сельской местности)

1 2 3 4 5

Районы «кооперирования», 1958 г.

1. Северо-Восточный район 9 19 7 0,59

2. Северный район 18 16 11 0,31

3. Северо-Западный район 8 11 6 0,34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Юго-Западный район 13 14 20 0,16

5. Центральный район 13 13 24 0,13

6. Восточный район 30 21 20 0,13

7. Южный район 9 6 11 0,12

Всего 100 100 100 0,17

Экономические районы, 1996 г.

1. Северо-Восточный район 10 20 6 0,49

2. Район Бохайского залива 20 22 17 0,16

1 В 1958 г. сельскохозяйственное производство составляло 36% ВРП страны, в 1996 г. — 30% [8].

2 В 1958 г. в сельской местности КНР проживало 552 млн человек (84% от общей численности населения в стране), в 1996 г. — 851 млн человек (70% от общей численности) [8].

54

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КНР

пэ

1

2008

1 2 3 4 5

3. Северо-Западный район 6 13 8 0,22

4. Юго-Западный и Южный районы 16 14 17 0,10

5. Пять провинций Центрального Китая 12 9 16 0,08

6. Район дельты реки Янцзы 24 17 27 0,09

7. Юго-Восточный район 12 4 8 0,06

Всего 100 100 100 0,09

Экономические районы, 2004 г.

1. Северо-Восточный район 10 20 5 0,53

2. Район Бохайского залива 22 22 18 0,18

3. Северо-Западный район 6 12 9 0,19

4. Юго-Западный и Южный районы 16 15 23 0,09

5. Пять провинций Центрального Китая 13 10 14 0,09

6. Район дельты реки Янцзы 23 17 23 0,11

7. Юго-Восточный район 11 4 8 0,08

Всего 100 100 100 0,09

Примечание. Выпуск сельскохозяйственной продукции в КНР, млрд юаней: 1958 г. — 44,4; 1996 г. — 1354; 2004 г. — 1814. Данные по пахотным землям Китая 1958 г. взяты по состоянию на 1991 г. (95 млн га). Площадь пахотных земель 1996 и 2004 гг. составляла 130 млн га (по переписи 1996 г.). В силу отсутствия информации о численности занятых в сельскохозяйственном производстве Китая обеспеченность пашнями была рассчитана с использованием численности занятых в сельской местности.

Источник: рассчитано по: [8].

Первое, на что следует обратить внимание, — это то, что за период с 1958 по 2004 г. лишь два района, причем оба приморских, имели явно выраженную динамику изменения их роли в производстве сельскохозяйственной продукции. Один из них, район Бохайского залива, увеличил удельный вес с 18 до 22%, а другой — район дельты Янцзы, или Восточный, напротив, уменьшил с 30 до 23%. Однако в целом пространственная структура сельского хозяйства Китая мало изменилась. Сельскохозяйственное производство стало лишь несколько более равномерным в пространственном измерении.

Здесь обращает на себя внимание тот факт, что значимые изменения в интенсивности сельскохозяйственного производства имели место в период между 1958 и 1996 гг. В 1996—2004 гг. сколько-нибудь существенных изменений в перечисленных выше параметрах не наблюдалось. Поэтому интенсивность сельского хозяйства в территориальном разрезе сохраняется на протяжении последнего десятилетия: по-прежнему в приморских экономических районах она была выше, чем в остальных. Возьмем для сравнения два экономических района: Юго-Восточный и пять провинций Центрального Китая. Их доля в выпуске продукции сельского хозяйства страны по стоимости при-

55

А, Н. Демьяненко, Д, А, Изотов

ПЭ1

2008

мерно равна и составляет около 12%. Вместе с тем обеспеченность пашнями на одного занятого в сельской местности в Юго-Восточном районе примерно на треть меньше, чем в районе пяти провинций Центрального Китая, а по размерам пашенных земель — меньше более чем в 2 раза.

Район дельты реки Янцзы и Северо-Западный район также существенно различаются по результативности сельскохозяйственного производства. В Северо-Западном районе по сравнению с районом дельты реки Янцзы, с близкими абсолютными значениями обеспеченности пашенными землями (13% и 17% площади пахотных земель страны соответственно), производится в четыре раза меньше по стоимости сельскохозяйственной продукции, и это притом, что обеспеченность пашнями на одного занятого в сельской местности в данном районе является одной из самых высоких в Китае (0,19 га)1.

Исходя из этого, по интенсивности ведения сельского хозяйства в КНР на протяжении 1958—2004 гг. лидируют приморские районы, что связано с необходимостью обеспечения продовольствием растущего городского населения с более высокими доходами, чем в среднем по стране, а также c экспортом сельскохозяйственной продукции. Указанные обстоятельства привели к тому, что интенсивность сельскохозяйственного производства в приморских районах КНР выше, чем в остальных.

Промышленное производство. Промышленное производство КНР на протяжении всего исследуемого периода концентрируется в четырех экономических районах страны: в Северном районе (районе Бохайского залива); Восточном районе (районе дельты реки Янцзы); Южном районе (Юго-Восточном районе) и в Северо-Восточном районе. Причем доля в промышленности КНР Северо-Восточного района за время рыночных реформ значительно сократилась. Это объясняется тем, что как до, так и во время реформ промышленность Китая развивается преимущественно в приморских районах, ориентируясь на экспорт трудоемкой продукции. Доля в промышленном производстве приморских районов КНР в 2004 г. составила 71% по сравнению с 67 и 57% в 1996 г. и в 1958 г. соответственно. Снизилась доля СевероВосточного района в промышленном производстве страны с 24% в 1958 г. до 11% в 1996 г. и до 10% в 2004 г. По остальным экономическим районам этот показатель остался примерно одинаковым в 1996 и 2004 гг. по сравнению с 1958 г. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что рост городского населения во «внутренних» и в западных экономических районах к 2004 г. протекает быстрее, чем в приморских (табл. 4).

1 Притом что обеспеченность пашнями на одного занятого в сельской местности в среднем по КНР в 1958 г. составляла 0,17 га, в 1996 г. — 0,09 га, в 2004 г. — 0,09 га.

56

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КНР

пэ

1

2008

Таблица 4

Показатели промышленного производства в разрезе экономических районов КНР, %

Доля в про- Доля городского Доля

Экономический район мышленнос- населения района городского

ти Китая от городского населения страны населения района

Районы «кооперирования», 1958 г.

1. Северо-Восточный район 24 12 37

2. Северный район 17 9 25

3. Северо-Западный район 4 4 13

4. Юго-Западный район 7 10 14

5. Центральный район 8 8 10

6. Восточный район 33 52 19

7. Южный район 7 5 14

Всего 100 100

Экономические районы, 1996 г.

1. Северо-Восточный район 11 13 60

2. Район Бохайского залива 24 25 41

3. Северо-Западный район 4 7 33

4. Юго-Западный и Южный районы 9 18 31

5. Пять провинций Центрального Китая 8 7 24

6. Район дельты реки Янцзы 28 19 31

7. Юго-Восточный район 15 11 31

Всего 100 100

Экономические районы, 2004 г.

1. Северо-Восточный район 10 13 65

2. Район Бохайского залива 27 26 53

3. Северо-Западный район 4 5 33

4. Юго-Западный и Южный районы 8 11 27

5. Пять провинций Центрального Китая 7 10 34

6. Район дельты реки Янцзы 27 23 42

7. Юго-Восточный район 17 12 53

Всего 100 100

Примечание. Промышленное производство КНР, млрд юаней: 1958 г. — 41,5; 1996 г. — 2908; 2004 г. — 6282. Численность городского населения Китая, млн человек: 1958 г. — 107; 1996 г. — 373; 2004 г. — 543. Доля городского населения в общей численности населения КНР, %: 1958 г. — 10; 1996 г. — 30,5; 2004 г. — 41,8.

Источник: рассчитано по: [8].

В приморских районах во время рыночных реформ была реализована экспортно ориентированная модель экономического развития. Этим районам были предоставлены льготы в налогообложении предприятий, производящих

57

А, Н. Демьяненко, Д, А, Изотов

ПЭ1

2008

экспортную продукцию, даны широкие полномочия в ведении внешнеэкономической деятельности, в них были созданы специальные экономические зоны, ориентированные на иностранный капитал и на экспорт трудоемкой продукции. Это еще одно свидетельство того, что экономические преобразования были сделаны в опоре на ту экономическую базу, которая существовала в данных районах до рыночных реформ.

Сфера услуг1. Наибольший уровень концентрации производства услуг наблюдается также в приморских районах КНР: как в 1958 г., так и в 1996 и в 2004 г. Это подтверждает увеличение масштабов производства в сфере услуг данных районов: их доля в производстве услуг Китая увеличилась с 60% в 1958 г. до 66% в 1996 г. и до 67% в 2004 г. В остальных районах произошло сокращение доли в производстве услуг, за исключением Юго-Западного (ЮгоЗападного и Южного районов) (табл. 5).

Таблица 5

Структура производства услуг по экономическим районам КНР, %

Экономический район Доля в производстве услуг

1 2

Районы «кооперирования», 1958 г.

1. Северо-Восточный район 15

2. Северный район 17

3. Северо-Западный район 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Юго-Западный район 8

5. Центральный район 12

6. Восточный район 34

7. Южный район 9

Всего 100

Экономические районы, 1996 г.

1. Северо-Восточный район 10

2. Район Бохайского залива 24

3. Северо-Западный район 4

4. Юго-Западный и Южный районы 11

5. Пять провинций Центрального Китая 8

6. Район дельты реки Янцзы 25

7. Юго-Восточный район 17

Всего 100

1 Отсутствие статистической информации не позволяет осуществить анализ каких-то качественных изменений в сфере услуг районов КНР, поэтому ограничимся лишь количественной характеристикой процесса.

58

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КНР

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КНР № 1 2008

1 2

Экономические районы, 2004 г.

1. Северо-Восточный район 11

2. Район Бохайского залива 25

3. Северо-Западный район 4

4. Юго-Западный и Южный районы 10

5. Пять провинций Центрального Китая 8

6. Район дельты реки Янцзы 26

7. Юго-Восточный район 16

Всего 100

Примечание. Производство в сфере услуг Китая, млрд юаней: 1958 г. — 38; 1996 г. — 2042; 2004 г. — 4372.

Источник: рассчитано по: [8].

Таким образом, выполненные расчеты свидетельствуют о том, что, несмотря на существенные политические и институциональные изменения в КНР, имевшие место в период с 1958 по 2004 г., территориальная организация экономики не претерпела существенных изменений. Конечно, за рассматриваемый период времени самым существенным образом выросли масштабы экономики; были созданы свободные экономические зоны, открытые города и иные институты, имеющие непосредственное отношение к территориальной организации экономики Китая.

На протяжении всего периода сохранилась и территориальная дифференциация экономик районов, и это несмотря на то, что с 1958 по 2004 г. неоднократно происходило смещение акцентов в государственной региональной политике. Если в дореформенный период незыблемость территориальных границ регионов бралась как аксиома, т. е. административный принцип был главенствующим, то в период рыночных реформ в качестве определяющего принципа районирования возобладал экономический принцип. Как следствие, принцип единства экономического районирования и административно-территориального деления перестал работать. По этой причине возникли такие экономические районы, как район Бохайского залива и район дельты реки Янцзы, границы которых «режут» провинциальные границы. Более того, район дельты реки Янцзы «разрывает» на две части экономический район пяти провинций Центрального Китая. Все вышесказанное свидетельствует о том, что районы эпохи радикальных экономических реформ — это и не районы «кооперирования», но это и не экономические зоны, границы которых обозначались «линиями обороны» времен «культурной революции». Скорее всего, современные экономические районы КНР следует рассматривать как своего рода объекты долговременного (возможно стратегического)

59

А, Н. Демьяненко, Д, А, Изотов

ПЭ1

2008

управления региональным развитием, осуществляемого из центра. Хотя отсутствие организационных структур на уровне районов1 превращает последние в значительной степени в единицы статистического учета.

В рассматриваемый период в Китае выделялось три экономических центра национального масштаба, которые расположены в приморских районах. К ним относятся агломерации, расположенные в устьях трех больших рек КНР: Хуанхэ (Бохайский залив), Янцзы и Жемчужной (Чжуцзян).

Исходя из этого, говорить о радикальных изменениях экономического пространства в результате рыночных реформ не приходится, поскольку территориальная структура экономики на уровне крупных экономических районов Китая характеризуется высокой степенью инерционности. Иначе говоря, китайская экономика как в дореформенный период времени развивалась бурными темпами в пределах экономических центров национального масштаба, расположенных в приморских экономических районах, так развивается и впредь. Экономика «внутренних» и западных экономических районов по сравнению с приморскими гораздо меньше ориентирована на экспорт. КНР выходит на мировой рынок с трудоемкой продукцией, которая производится в рамках экономических центров, расположенных в приморской полосе страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ганшин Г. А., Ушаков И. В. Китай. Экономико-географический очерк. М.: Мысль, 2004.

2. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.

3. Ковалевский Н. А. Размещение производительных сил на территории СССР во второй пятилетке и в Генплане. М.: Гострансиздат, 1932.

4. Кондрашова Л., Корнейчук Н. КНР: реформа и региональная экономическая политика. М.: Институт международных экономических и политических исследований РАН, 1998.

5. Кондрашова Л., Ма Вэнъцзе. КНР: выбор региональных приоритетов // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 1.

1 Наряду с этим в КНР происходит формирование управленческих структур районов, но на национальном уровне. В частности, следует упомянуть об учреждении при Госсовете КНР в конце 2003 г. Канцелярии руководящей группы по регулированию и возрождению старых промышленных баз Северо-Восточного района Китая. В числе задач новой Канцелярии выделяются разработка и реализация стратегии подъема старых промышленных баз, специализированное проектирование, разработка предложений политического и юридического характера по соответствующим вопросам, руководство работой по реализации программ возрождения конкретных регионов, разработка стратегии развития преимущественных отраслей и переориентации направлений развития городов с истощенными ресурсами, выдвижение предложений по промышленному районированию, разработка предложений о дальнейшем углублении реформы старых промышленных баз, расширении открытости, привлечении инвестиций, охране окружающей природной среды.

60

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КНР

пэ

1

2008

6. Крупные исторические изменения в экономическом и социальном развитии Китая за 20 лет политики реформ и открытости. www.wukelan.kiev.ua/mmon/mon_zh/ magazine/1/statti/20let.shtml.

7. Экономическое развитие Китая на современном этапе (аналитический обзор) / Д. А. Изотов, В. Е. Кучерявенко; под ред. Е. И. Деваевой; Рос. акад. наук, Дальневост. отд-ние, Ин-т экон. исследований. Хабаровск: РИОТИП, 2007.

8. China Compendium of Statistics (1949-2004). Beijing: China Statistics Press, 2005.

9. Chu D.K.Y. Rationalizing the Economic Cooperative Regions of China // Pacific Viewpoint. 1981. № 2.

10. Frolic B.M. China’s Second Wave of Development: The Yangtze River Region // Eastern Asia policy papers. 1995. № 5.

11. Li Tein. Gaige kaifan tanso = Исследования проблем экономических реформ и открытости. Beijing: Shehui kexue wenxuan chubanshe, 2000.

12. Paine S. Spatial Aspects of Chinese Development: issues, outcomes and politics 1949-79 // The Journal of Development Studies. 1981. № 2.

13. Wei Y.D. Regional Development in China: States, Globalization and Inequality. L.; N.Y.: Routledge, 2000.

14. Yang Dali. Patterns of China’s Regional Development Strategy // The China Quarterly. 1990. № 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.