Научная статья на тему 'Уровень развития макроэкономической среды регионов Китая'

Уровень развития макроэкономической среды регионов Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1467
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Н. В., Марынчак Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень развития макроэкономической среды регионов Китая»

Н. /3. /Кузнецова,

уон^о/г экономических, наук, 2)/ЗТУ £. ^4. ьМа^мнчак, апцдешпка 5 кфса 2)/ЗТУ

НРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЕГИОНОВ КИТАЯ

Экономическая система Китая до сих пор находится в процессе трансформации, и структурные противоречия в экономике тесно связаны с системными ограничениями. Развитие реформ вглубь и вширь высвобождает потенциальную энергию экономического роста. Вместе с тем, любая трансформация предполагает целый ряд этапов.

Главная задача первого этапа экономической трансформации (1978— 1991) состояла в преодолении ограничений традиционного мышления и товарного дефицита. Этап начался с “раскрепощения мышления и реалистического подхода к делу” и решал задачи, связанные с “расширением прав и уступкой части прибыли в пользу предприятий”1.

Все это привело к повышению активности мест, предприятий, рабочих и крестьян, к разрешению новых организационно-хозяйственных образований, таких как крестьянские специализированные и индивидуальные хозяйства, частные и поселково-волостные предприятия, паевые и акционерные общества и совместные предприятия. Доходы населения заметно увеличились, начал уходить в прошлое многолетний товарный дефицит.

Становление рыночной экономической системы социализма стало главной задачей второго этапа экономической трансформации (1992-1997). Он начался с важнейших указаний Дэн Сяопина и Х1У съезда КПК о том, что целью экономических реформ является построение системы социалистической рыночной экономики. С 1994 г. началось рыночное реформирование системы финансов, распределения доходов, внешней торговли, валюты, управления госпредприятиями, товарного обращения, социального обеспечения и т.д. Открытие экономики в значительной мере поддержало быстрый рост народного хозяйства страны. В 1992-1997 гг. среднегодовой рост ВВП достиг 11,53%, превысив этот показатель 1978-1991 гг. на 2,5 %2.

С 1998 г. начался третий этап трансформационного экономического развития. Он характеризуется более высокими требованиями к системной трансформации. Поскольку после 6-летнего быстрого роста экономики дальнейшее ее развитие натолкнулось на системные ограничения, связанные с тем, что функционирующая система оказалась не вполне адекватной, прежде всего требованиям “справедливой конкурентной борьбы” и не обеспечивала необходимого роста инвестиционного и потребительского спроса.

Именно в силу этих причин процесс системной трансформации вступил в новый этап. На предыдущих этапах проблемы и противоречия прежней

системы не были разрешены коренным образом. В результате сохранившиеся элементы старой системы начали серьезно тормозить развитие народного хозяйства и дальнейшие реформы.

Для решения проблем реализации товаров, дефляции, безработицы, обеспечения социальной стабильности, сбалансированности бюджетных доходов и расходов была необходима всесторонняя реструктуризация народного хозяйства и этап “наступательных операций” на все еще прочные старые позиции. Реформы в некоторых областях просто остановились из-за сохранения прежнего, традиционного мышления, традиционных подходов к управлению экономикой3.

Экономика Китая в результате отсутствия системных трансформаций сегодня столкнулась с целым рядом трудностей.

1. Заметно труднее становится найти факторы подъема темпов прироста экономики.

2. В стране с населением 1,3 млрд. человек, где к тому же рабочая сила в сельском хозяйстве избыточна, а в городах, особенно в системе государственной экономики, значительная скрытая безработица, трудно решать проблему занятости.

3. Значительные трудности вызывает несбалансированность бюджетных доходов и расходов. Бюджетный дефицит в последние годы составляет 200 млрд. юаней в год.

4. Банковская система должна поднять свою конкурентоспособность и одновременно разрешать противоречия между предложением финансовых средств и спросом на них. Доля ненадежных активов составляет примерно 30%.

КНР состоит из 31 административного субъекта, для каждого из которых характерна своя экономическая ситуация. Именно на территориальном уровне в наибольшей мере проявляется несбалансированность макроэкономической политики и экономических решений, принимаемых на микроуровне. Развитие рыночной среды, адаптационных возможностей экономики, структурные реформы, развитие инновационного потенциала и другие актуальные направления реформирования китайской экономики не нашли своего отражения на пространстве всей страны, за исключением крупных районов, что не только тормозит развитие экономики, но и создает угрозу экономическому и политическому единству страны.

На основе анализа таких региональных экономических показателей КНР за 2004 г., как ВРП, ВРП на душу населения, среднедушевой располагаемый доход, объем инвестиций в основные фонды предприятий, численность занятых на различных предприятиях и объем внешнеторгового оборота, была проведена оценка экономического состояния регионов и факторов его дифференциации. По этим же статистическим показателям была проведена типологизация территориальных образований КНР.

В итоге типологизации территориальных образований Китая мы получили следующие результаты: среди 31 административного субъекта на территории КНР в 15 субъектах (5 автономных округов, остров Хайнань, северо-восточная провинция Цзилинь, 2 восточные провинции Аньхой и Цзянси, 2 юго-западные провинции Юньнань и Гуйчжоу, 3 северо-западные провинции Шэньси, Ганьсу и Цинхай, а также северная провинция Шанс и)

наблюдается низкий уровень развития экономики, в 11 субъектах (3 города центрального подчинения — Пекин, Тяньцзинь, Чунцин, 2 северо-восточные провинции Хэйлунцзян и Ляонин, северная провинция Хэбэй, 3 центральных провинции Хэнань, Хунань, Хубэй, восточная провинция Фуцзянь и юго-западная провинция Сычуань) - средний уровень экономического развития, и только в 5 субъектах (город центрального подчинения Шанхай, 3 восточных провинции Шаньдун, Цзянсу и Чжэцзян, а также южная провинция Гуандун), наблюдается наиболее благоприятная экономическая ситуация. Результаты были отображены на карте экономического развития административных субъектов КНР (рис. 1).

Хэйлунцзян

Цзилинь

Ляонин

Синьцзян-Уйгурский АР

Пекин

Ганьсу

Шаньсі

Нин(д^ ІХузйский А|

Шаньдун

Цинхай

Шаньси Хэнань >

Іанхай

Тибетский АР

Сычуань

Хунань . Цзянви

Гуйчжоу

Юньнань

Гуанси-

Іжуанский

др Гуандун^ Г

.м3* “ОАР Гонконг ОАР Макао

Территории с наименее благоприятной экономической ситуацией Территории со среднеблагоприятной экономической ситуацией Территории с наиболее благоприятной ситуацией

Рис. 1. Карта экономического развития административных единиц КНР (2004).

Резко выделяется меридиональная зональность: развитый Восточный Китай, среднеразвитый Центральный Китай и слаборазвитый Западный и Внутренний Китай.

С началом в 1978 г. реформ и политики открытости в Китае пересмотру подверглась в первую очередь догматически трактуемая концепция «равномерного размещения производительных сил», место которой заняло признание объективного характера неравномерности экономического развития разных регионов в силу той или иной специфики и общей экономической

H. ./3. Кузнецова, С .Л .иСа/гмтак ----------------------------------

целесообразности. Если раньше благосостояние региона почти целиком зависело от централизованных решений и централизованных вложений, то теперь большое значение стало придаваться мобилизации внутренних возможностей, что благоприятствовало тем регионам, где обстоятельства позволяли добиться наилучших результатов с наименьшими затратами.

Сравнительные преимущества трех основных экономических зон выглядели следующим образом:

- преимущества приморских районов - высокий уровень экономического развития, удобное транспортное положение и наилучшая обеспеченность квалифицированными кадрами и инфраструктурой;

- специфика центральных районов заключается в наличии определенного промышленного потенциала и сравнительно хорошем сырьевом обеспечении, но при значительном отставании от восточных регионов по показателям экономической эффективности;

- западные районы отличает богатство полезных ископаемых и относительно низкие в сравнении с другими районами показатели общего подъема производства, транспортного обеспечения, численности квалифицированных кадров4.

Среди наиболее развитых районов Китая - провинции Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян и Гуандун, которые лидируют по объему ВРП, превышающему в каждой из них 1,1 трлн. юаней. Их доля в ВВП Китая 42,5%. Основу ВРП в этих провинциях составляет промышленность и строительство (около 55%), на сферу услуг приходится от 32% до 36%, на сельское хозяйство - менее 10%. В Шанхае соотношение 1:11:111 секторов составляет

I.3: 50.8: 47.9.

Среди субъектов со средним экономическим развитием наибольший объем ВРП -876 млрд. юаней - наблюдается в провинции Хэбэй, наименьший - 530 млрд. юаней - в провинции Хэйлунцзян. Превалирующим сектором экономики в этих регионах выступает промышленность и строительство (боле 50% ВРП).

ВРП регионов с наименее благоприятной экономической ситуацией составляет менее 360 млрд. юаней. Таким лидером по объему ВРП в данной группе регионов является провинция Цзянси (350 млрд. юаней), а самый низкий показатель в Тибете, который составляет всего лишь 21 млрд. юаней.

Говоря о доли секторов экономики в структуре ВРП на территории Китая, можно выделить явное преобладание вторичного сектора в большинстве районов страны (рис. 2). Наиболее ярко промышленность и строительство представлены в Северном, Северно-Восточном Китае и в большинстве восточных провинций Китая. Так, в северо-восточной провинции Хэйлунцзян и северной провинции Шаньси на долю II сектора приходится почти 60% ВРП.

Важнейшим промышленным центром в этом районе Китая является Бохайский субрегион с такими важными индустриальными гигантами, как Пекин и Тяньцзинь, в которых доминирует капиталоемкое производство.

В дельте Янцзы, которую формируют наиболее развитые в экономическом плане восточные районы Китая, провинции Цзянсу, Чжецзян и крупнейший промышленный и финансовый центр страны Шанхай, представлены все отрасли тяжелой и легкой промышленности, но особенно

Синьцзян Нинься Цинхай Ганьсу Шэньси Тибет Юньнань Г уйчжоу Сычуань Чунцин Хайнань Гуанси Гуандун Хунань Хубэй Хэнань Шаньдун Цзянси Фуцзянь Аньхой Чжецзян Цзянсу Шанхай Хэйлунцзян Цзилинь Ляонин

Внутренняя Монголия Шаньси Хэбэй Тяньцзинь Пекин

II сектор (% ) □ II сектор (%) III сектор {%)

Рис. 2. Доля секторов экономики в ВРП регионов Китая, 2004

год3,

выделяется наукоемкое и высокотехнологичное производство. Важная роль в общекитайском масштабе принадлежит текстильной, швейной, электронной, металлургической, автомобильной, нефтехимической промышленности. В дельте Янцзы быстрей, чем в других регионах, растут такие научно-технические отрасли, как электроника, оптиковолоконная коммуникация, биотехнология, морские сооружения и инновационные материалы. На долю научно'-технических производств в Шанхае в 2002 г. приходилось 23,4% стоимости промышленной продукции, и эта доля из года в год повышается. В дельту Янцзы перемещаются из дельты Чжуцзян иностранные предприятия (включая тайваньские), занятые в этих производствах6.

В провинции Гуандун на долю второго сектора в ВРП приходится 55,4%. Гуандун является кру пнейшим развитым промышленным и торговым центром в дельте Чжуцзян. Здесь преобладают трудоемкие отрасли, работающие преимущественно на экспорт, включая производство одежды, игрушек, бытового электрооборудования. В последние годы быстро происходит прогрессивная модификация структуры производства. Растет производство таких научно-технических продуктов, как интегрированные схемы, микроволновое коммуникационное оборудование, мобильные устройства связи, компьютеры. Удельный вес валовой продукции промышленности северо-западных провинций в среднем составляет 48% ВРП, за исключением Нинься-Хуэйс-кого автономного района, где этот показатель составляет 52% ВРП.

Удельный вес вторичного сектора в ВРП юго-западных провинциях Китая в среднем составляет 44%, за исключением Тибета, на долю промышленности в ВРП которого приходится только 27%. Это объясняется его высокогорным географическим расположением и низкой степенью

освоенности территории. Еще с начала проведения реформ в Китае это был единственный район, который не имел металлургических заводов, современных промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов по разработке новых технологий. В настоящее время здесь сооружены электростанции, предприятия строительных материалов, предприятия по производству шерсти и кожевенные заводы, т. е. развивается сельская промышленность7.

По-прежнему немало регионов на территории Китая, где на долю сельского хозяйства в ВРП приходится более 20% - в основном в западных и центральных районах страны, а также на о-ве Хайнань, где удельный вес первичного сектора в ВРП составляет 37%. Это самый высокий показатель среди всех основных административных единиц страны. На промышленность и сферу услуг приходится 23 и 39% соответственно. Фундаментом экономики острова в целом является туризм, здесь все создано для отдыха

- природа, воздух, море. Именно с помощью туризма Хайнань привлекает иностранный капитал.

Общие критерии модернизации, важный фактор экономического роста обозначены в серии «Докладов о модернизации Китая», подготовленных в 2001- 2005 гг. группой ученых во главе с Хэ Чуаньци, представляющих Академию наук и Академию общественных наук Китая8.

Суть «первой» модернизации заключается в развитии индустриальной экономики. В более широком плане речь идет о переходе от аграрной эпохи к эпохе индустриальной, от экономики аграрной к экономике промышленной. Суть «второй» модернизации, соответственно, заключается в развитии информационной экономики или экономики знаний.

Для оценки хода и результата «первой модернизации» основных стран мира использовались следующие показатели: ВНП (для КНР - ВВП); доли в ВВП добавленной стоимости сельского хозяйства, сферы услуг, промышленности; доли сельской рабочей силы и занятых в промышленности в экономически активном населении; доля городских жителей; средняя ожидаемая продолжительность жизни; выживаемость новорожденных (в возрасте до года); количество врачей на тысячу человек; грамотность населения; степень распространенности высшего образования; соотношение добавленных стоимостей и занятых в сельском хозяйстве и промышленности.

Показатели, используемые для оценки «второй модернизации», отчасти повторяют показатели, применяемые для анализа «первой модернизации». Среди новых показателей доля затрат на НИОКР в ВВП, доля ученых и инженеров в общей численности населения, степень распространения среднего образования, степень доступа в Интернет и некоторые другие.

Главной особенностью модернизации Китая является то, что страна одновременно проводит модернизации обоих типов. Делая ставку на опережающее развитие информационных технологий, КНР одновременно рискует отчасти подменить достижениями «второй модернизации» какие-то логически незавершенные направления «первой модернизации», тем самым вольно или невольно наделяя социально-экономическое развитие страны в целом дополнительными противоречиями и диспропорциями. Видимо, китайские ученые вполне осознали вероятность такого негативного развития событий и ввели новое понятие «комплексной модернизации», соединяющее

«первую» и «вторую» модернизации воедино. В любом случае самостоятельную проблему представляет разрыв в уровне модернизации различных регионов Китая.

Хотя все провинции, автономные районы и города центрального подчинения КНР находятся в стадии осуществления «первой модернизации», они тем не менее пребывают на разных этапах этого процесса. 9 регионов (Тибет, Гуйчжоу, Юньнань, Гуанси, Сычуань, Хэнань, Аньхой, Хайнань, Внутренняя Монголия) находятся на начальном этапе. 15 регионов (Хэйлунцзян, Шэньси, Цзилинь, Хубэй, Фуцзянь, Шаньдун, Шаньси, Чунцин, Синьцзян, Хэбэй, Хунань, Нинся, Цинхай, Цзянси, Ганьсу) - на этапе развития. 4 региона - на этапе зрелости (Ляонин, Цзянсу, Чжэцзян, Гуандун) и 3 региона (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай) - на этапе перехода ко «второй модернизации». Соответственно, для КНР чрезвычайно важна дифференцированная стратегия регионального развития и осуществления модернизации.

Одну из главных движущих сил действующей модели экономического роста составляет межрегиональная конкуренция, точнее говоря, острое соперничество между региональными и местными властями за привлечение капиталов государственных, иностранных и частных национальных инвесторов. Состязание между местными правительствами за привлечение инвестиций ведется путем предоставления льгот и скидок на цену земли. В ряде провинций устанавливаются ежегодные задания по привлечению инвестиций, которые доводятся до низовых властей, вплоть до сельских и уличных комитетов. Не остаются в стороне от этой деятельности и органы гражданской администрации, образования, здравоохранения, молодежные и женские организации. Повсеместно принимаются обязательства по привлечению инвестиций. В конце года подводятся итоги выполнения заданий и обязательств, от чего прямо зависят доходы чиновников. В некоторых местностях это принимает характер политических кампаний. Победители публично и торжественно награждаются знаками отличия и премиями. Главные ответственные лица ведомств, не выполнивших план, получают предупреждение, их переводят на должности, где им придется полностью посвятить себя привлечению инвесторов, а невыполнение заданий в течение двух лет подряд ведет к отставке или иным административным и материальным санкциям9.

Межрегиональная борьба за частные инвестиции острее всего в приморских, развитых районах, причем особенного накала она достигла в дельтах Янцзы и Чжуцзян, поскольку менее развитые регионы получают больше государственных инвестиций.

В дельте Янцзы инвестиции являются основным источником роста. Поскольку этот регион обладает неплохой инфраструктурной, научно-техничес-кой и образовательной базой, он стал центром притяжения инвестиционной активности транснациональных корпораций и частного национального капитала. Так, в 2003 г. объем потока иностранных инвестиций в этом регионе достиг 17,8 млрд. дол. США, что составляет одну треть от общего объема иностранных инвестиций в КНР. За первые шесть месяцев 2004 г. прирост объема иностранных инвестиций в дельте реки Янцзы оказался на 50,6% выше, чем за это же время в 2003 г. Сегодня крупнейшим поставщиком инвестиций является Гонконг, за которым следуют Тайвань, Япония и США10.

Общий объем инвестиций в основные производственные фонды в Шанхае и провинциях Цзянсу и Чжэцзян составил 30,5, 65,5 и 57,8 млрд. юаней соответственно, что в сумме составляет наибольший результат среди всех регионов Китая.

Стремление за счет инвестиций наращивать ВВП максимально высокими темпами чревато, особенно на местах, увеличением масштабов капитального строительства, включая создание дублирующих и демонстрационных объектов далеко не первой необходимости. Наращивание избыточных мощностей ведет к снижению прибыльности предприятий, создает угрозу дефляции, а в социальной сфере - усиливает давление на занятость и обостряет проблему безработицы. При падении спроса на свою продукцию предприятия, если и не увольняют работников, то, во всяком случае, не создают новых рабочих мест. Таким образом, сам экономический рост, ведомый правительственными инвестициями, особенно на региональном уровне, становится фактором увеличения дисбаланса в распределении доходов.

Сегодня в условиях, когда доля накопления уже превысила 40%, дальнейшее повышение удельного веса инвестиций опасно. Главную роль призван играть рост платежеспособного потребительского спроса. Поступательное увеличение воздействия этого фактора на экономический рост в Китае могут обеспечить такие процессы, как ускорение урбанизации, сокращение разрыва доходов между развитыми и отсталыми районами, увеличение занятости, наращивание вложений в человеческий капитал. Важнейшее значение имеет совершенствование системы социального обеспечения, которое позволит стимулировать рост текущих потребительских расходов11.

Неуверенность побуждает сегодня значительную часть населения со средними доходами накапливать деньги на сберегательных счетах в банках. В Китае на индивидуальные сбережения идет до 30% семейных доходов, тогда как в США за вычетом налогов эта доля выражается отрицательной величиной (-0,5%). По данным Мирового банка, сбережения в Китае составляют 25,5% доходов населения, что ставит его по этому показателю на первое место в мире.

Одним из главных понятий в китайской концепции модернизации является категория «сяокан», подразумевающая «малое благоденствие» (1000 американских долларов ВВП на душу населения), «скромный достаток», «зажиточность», уровень общества «малого благоденствия».

Большинство административных единиц на территории Китая уже достигли уровня малого благоденствия. Наибольшее значение этого показателя наблюдается в Шанхае - 5518 дол. США при пересчете по валютному курсу 7,75 юаней за 1 американский доллар. На втором и третьем местах находятся Пекин и Тяньцзинь с ВВП на душу населения 3702 и 3693 дол. США соответственно. В провинциях с наиболее благоприятной экономической ситуацией подушевой ВВП составляет более 2000 ам. дол., в районах со среднеблагоприятной экономической ситуацией - менее 2000 дол. США. Среди всех районов на территории Китая подушевой ВВП - менее 1000 ам. дол. - наблюдается в восточной провинции Аньхой, в Гуанси-Чжуанском автономном районе, в западных провинциях Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань, Шэньси, Ганьсу, а также в Тибете и Нинся.

В Китае наблюдается резкая дифференциация доходов населения по регионам. В 2004 г. самые высокие среднедушевые располагаемые доходы были зафиксированы в Шанхае (16682 юаня), в приморских провинциях Чжэцзян (14546) и Фуцзянь (11175 юаней), в южной провинции Гуандун (13627 юаней) и в городах центрального подчинения -Пекине и Тяньцзине -(15637 юаней) и 11467 соответственно. В трех северо-восточных провинциях располагаемый доход населения в среднем составляет 8000 юаней в год. Самый низкий уровень располагаемых доходов наблюдается в центральных и западных районах. Так, в центральной провинции Хэнань в 2004 г. среднедушевой располагаемый доход составил 7700 юаней, а в северо-западных провинциях Ганьсу и Цинхай - 7376 и 7319 юаней соответственно.

Самый низкий располагаемый доход на душу населения среди всех административных субъектов страны наблюдается в Нинься-Хуэйском автономном районе (7217 юаней), а самый высокий - в крупном промышленном и торговом мегаполисе Шанхае (16682 юаня). Таким образом, среднедушевой располагаемый доход западных и центральных районов в среднем составляет от 45% до 60% среднедушевого располагаемого дохода большинства восточных провинций. Для преодоления такой ощутимой разницы в доходах необходимо создать систему макрорегулирования, обеспечивающую равенство шансов и результатов регионального развития, способствовать становлению и совершенствованию рыночных институтов, скорректировать стратегию регионального развития.

Анализ региональных ресурсов Китая показал, что в стране наблюдается существенное различие экономического развития между регионами. Несбалансированность и разрыв между восточными и западными районами страны особо резко проявляется по уровню доходов населения, объема подушевого ВВП, объема привлечения иностранного капитала и объема внешнеторгового оборота. Поэтому важной проблемой реформирования остается оптимальная интеграция регионов в единое экономическое пространство.

В менее развитых центральных и западных районах стремление максимизировать концентрацию ресурсов на развитие экономики особенно негативно сказывается на развитии социальной сферы. В восточных районах более согласованному развитию экономики и социальной сферы способствует наличие накоплений как в экономике, так и у населения. Увеличение различий в экономическом развитии районов активизирует хаотичное перемещение рабочей силы, особенно крестьян из бедных местностей центральных и западных провинций в крупные приморские города на востоке. Население отсталых регионов ощущает себя обделенным в распределении плодов быстрого экономического развития страны, а население развитых районов всячески сопротивляется перераспределению ресурсов в пользу отсталых регионов. Межрегиональные различия могут стать основой обострения национальных противоречий, особенно в приграничных районах Центрального и Западного Китая, где концентрируются национальные меньшинства, жизненный уровень которых, как правило, в силу разных причин ниже, чем на территориях с ханьским населением. Вкупе с социальными противоречиями это порождает опасность политических волнений и раскола страны.

Накапливание отрицательных проявлений на региональном уровне в Китае негативно влияет на потенциал долговременного, устойчивого развития всего народного хозяйства страны. Поэтому центральное и местное правительство Китая должно играть активную роль в устранении резкой дифференциации регионального развития страны.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Ли Синь. Новый этап экономической трансформации в Китае// Проблемы современной экономики. 2005. №2(6). С. 58.

2 Там же.

3 Макконнелл К. Р., Брю С. JI. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т. 2. Изд. М.: ИНФРА-М, 2001. XV С. 474. Пер. с англ.

4 Кондрашова JI. И., Ма Ваньцзе. КНР: выбор региональных приоритетов // Проблемы Дальнего Востока. 2005. №1. С. 85.

5 Составлено по: Yearly statistics.// http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2005/

indexeh.htm.

6 Бергер Я. Изучение проблем регионального развития в Китае// Проблемы Дальнего Востока. 2006. №2. С. 171.

7 Ян Сюеци. Железная дорога на крыше мира // Китай. 2006. №8 (10). С. 10-11.

8 Портяков В. О перспективах развития Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2004. №3. С. 48.

9 Бергер Я. Итоги 10-й пятилетки и становление новой модели экономического роста в КНР// Проблемы Дальнего Востока. 2006. №4. С. 84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 .2004 - 2005 ^

Ifliv i111 Л'Й f I'., 2005 о - 400 Ж о Доклад о развитии региональной экономики в Китае в 2005-2006 гг.

11 Смирнягин JI. В. Новая экономическая модель Китая//ИИр://\\\\ \\/рroject-syndicate/org/contributor/184.

Jf. V. Kuznetsova € .d .Marynchak

The Level of macro economic development of the China provinces

The article analyses the stages in the transformation ofthe Chinese economy as well as structural contradictions in the economic development. The new system restrains of economical grows of China appears. The article shows that the markets development, structure reforms and some other recent trends to reform the Chinese economy did not find their way in the countryside, they only took place in some big highly developed cities. This all in total is stumbling block for the economy of the country as well as for the political unity of China. The typology analysis of the Chinese provinces was made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.