Научная статья на тему 'Тернистый путь поправок в основной отраслевой закон'

Тернистый путь поправок в основной отраслевой закон Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О. Д. Парагульгов, В. А. Цыганков

В статье обсуждается законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции», рассматриваются предложения о совершенствовании законодательства в об1 ласти производства спирта из пищевого и непищевого сырья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — О. Д. Парагульгов, В. А. Цыганков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thorny road of amendments to main industry law

In the article discussed is law project «On insertion of changes and amendments in Federal law «On state regulation of manufacture and turnover of ethanol, alcoholic and spirits containing products», reviewed are proposals on perfection of legislation in the field of manufacture of spirits from food and non1 food raw materials.

Текст научной работы на тему «Тернистый путь поправок в основной отраслевой закон»

Ч|ОБСУЖДАЕМ ЗАКОНОПРОЕКТ

ТЕМА НОМЕРА

Тернистым путь поправок в основной отраслевой закон

В Думе готовится законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции»

На заседании Подкомитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртсодержащей и алкогольной продукции 16 сентября 2004 г. Леонид Ретинский, президент Группы компаний «Рудо», высказал справедливое замечание о том, что результаты работы Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции при Комитете Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму над поправками в основной отраслевой закон известны только узкому кругу специалистов и недоступны работникам предприятий и организаций. Попробуем исправить этот недостаток и о том, что произошло в последнее время, расскажем по порядку.

Профильный Комитет Государственной Думы поправки ко второму чтению законопроекта (№ 153828-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции»), подготовленные созданной им рабочей группой, направил в Правовое управление Государственной Думы и в Правительство Российской Федерации.

В рабочую группу Комитет Госдумы включил 16 человек - представителей Государственной Думы, различных министерств, а от бизнеса - председателя Экспертного совета, руководителя Национальной алкогольной ассоциации. По своей инициативе в заседаниях рабочей группы принимали участие ряд членов Экспертного совета, в том числе представители Координационного совета некоммерческих организаций-участников российского алкогольного рынка (Национального союза участников алкогольного рынка, Союза виноградарей и виноделов России, Московской лиги виноделов, Ко-

митета производителей алкогольной продукции Европейского делового клуба в РФ), Ассоциации «Деналко» и других организаций, что придало обсуждениям более сбалансированный характер.

Заключение Правового управления было следующим: в целом законопроект требует существенной доработки до его представления на второе чтение.

Аппарат Правительства своим письмом (от 9 июля 2004 г. №П9-14491) отправил наработанные поправки в заинтересованные министерства и ведомства, поручив Минсельхозу России обобщить их замечания и предложения. К глубокому сожалению, замечания и предложения Минюста России, Минэкономразвития России и Минфина России также свелись к одному -рассматриваемый законопроект не может быть поддержан и рекомендован к рассмотрению во втором чтении, а в связи с отсутствием финансово-экономического обоснования и аргументации необходимости предлагаемых изменений требует доработки.

Видимо, поэтому на заседании Правительства Российской Федерации 9 сентября текущего года было дано поручение Минсельхозу России, Минфину России с участием заинтересованных органов исполнительной власти подготовить предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртсо-держащей и алкогольной продукции и представить их до 20 декабря 2004 г. в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

Так о каких же конкретно предложениях идет речь? Сделаем попытку разобраться в этом.

Поскольку часто самое главное кроется в деталях, попытаемся быть максимально близкими к тексту законопроекта, как ни тяжело это для восприятия. Но, чтобы легче ориентироваться в многообразии предложений, распределим их по группам.

Первая группа - это поправки, которые просто необходимо принять в осеннюю сессию, чтобы не допустить возникновения правовых неопределенностей с 1 января 2005 г.

Прежде всего, летом этого года с учетом проведенных обсуждений поправок в Федеральный закон от 07.01.1999 № 18-ФЗ приняты изменения в главу 22 Налогового кодекса, выводящие с 1 января 2005 г. вина натуральные из-под режима налогового склада. Поэтому законодателям следует ввести в вышеуказанный основной отраслевой закон соответствующие изменения, подготовленные рабочей группой Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму.

Справедливости ради надо отметить, что вывод натуральных вин из акцизных складов и уравнивание их в конкурентной борьбе на рынке с импортными винами стал возможен благодаря новому концептуальному подходу Г.А.Томчина - председателя Комитета Государственной Думы предыдущего созыва по экономической политике и предпринимательству. Суть его нового подхода заключалась в том, что государственный контроль в рамках рассматриваемого закона нужно осуществлять только по отношению к алкогольной и спиртсодержащей продукции, в которую добавлен этиловый спирт.

И еще одна проблема. В плане осенней сессии находится принятие в третьем чтении главы 26 «Государственная пошлина» Налогового кодекса, которая устанавливает размеры государственной пошлины за регистрацию наименований продукции и технологического оборудования. После принятия этого законопроекта надо будет исключить из отраслевого закона установление размеров этих платежей.

Вторая группа поправок направлена на решение проблемы алкогольных суррогатов. К ним можно отнести предложения, распространяющие ряд мер государственного регулирования и на спиртсодержащую непищевую

продукцию, в том числе парфюмерно-косметическую.

Во-первых, предлагается ввести лицензирование оптового оборота (закупка, хранение и поставки) непищевой спиртсодержащей продукции.

Во-вторых, ввести декларирование производства и оборота спиртсодержащей непищевой продукции с объемным содержанием этилового спирта более 25 % (за исключением денатурированной).

В-третьих, наделить субъекты Российской Федерации правом проводить аккредитацию организаций, осуществляющих поставки спиртсодержа-щей непищевой продукции с объемным содержанием этилового спирта более 25 % (за исключением денатурированной) для розничной продажи на своей территории.

И последнее, но, по сути, самое важное предложение - ужесточить требования к производству и обороту этилового спирта денатурированного и спиртсодержащей непищевой продукции:

проводить денатурацию только под контролем налоговых органов;

запретить осуществление любых технологических процессов и операций по переработке этилового спирта денатурированного или спиртсодержащей денатурированной продукции с целью удаления денатурирующих веществ в готовой продукции;

установить, что спиртсодержащая денатурированная продукция, предназначенная для розничной продажи, должна быть расфасована в потребительскую тару с обязательным указанием на этикетке информации о недопустимости ее использования в пищевых целях (для бесцветных жидкостей). Данная информация должна быть расположена на лицевой стороне этикетки и занимать не менее 10 % ее площади. Вместо слов «этиловый спирт» на потребительской таре должно использоваться слово «денатурат». Не допускается указание на этикетке информации об ароматических и (или) вкусовых качествах продукции;

запретить розничную продажу парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт, в емкости объемом более 270 мл;

определить, что для осуществления денатурации этилового спирта и спиртсодержащей непищевой продукции по выбору организации-производителя применяется перечень только из пяти денатурирующих веществ, включающий: керосин или бензин (в концентрации не менее 0,5 % объема этилового спирта); денатониум бензо-ат (битрекс) (в концентрации не менее 0,0015 % от массы этилового спирта);

этилацетат (в концентрации не менее 5,0 % объема этилового спирта); кро-тоновый альдегид (в концентрации не менее 0,2 % объема этилового спирта); уксусный альдегид (в концентрации не менее 0,5 % объема этилового спирта).

Последняя поправка поставит пресловутый диэтилфталат вне закона. Однако следует заметить, что продукты брожения (и этилацетат, и уксусный альдегид) летучи и легко отделяются. Для них будет сложно обеспечить выполнение соответствующего запрета.

Третья группа поправок направлена на легализацию алкогольного рынка.

Для того чтобы оградить рынок от недобросовестных производителей, предлагается установить, что: основное технологическое оборудование, применяемое для производства этилового спирта, алкогольной и спиртсо-держащей продукции, должно находиться в собственности (либо в хозяйственном ведении или оперативном управлении) той организации, которая производит данную продукцию; производство этилового спирта, технология производства которого предусматривает получение барды, допускается только при условии полной переработки и (или) утилизации барды на очистных сооружениях; для производства водки предусматривается отдельная лицензия (предполагается установить ее более высокую стоимость, например 1,5 млн руб. и внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 5-ФЗ); для получения лицензии на производство и оборот (за исключением розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 % объема готовой продукции) организация должна иметь оплаченный уставный капитал (уставный фонд) размером не менее 5 млн руб.

Минюст России считает, что последнее положение не может быть предметом рассмотрения данного законопроекта, поскольку вопросы формирования уставного капитала, размеры уставного капитала для организаций различных организационно-правовых форм регламентированы Гражданским кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами. С учетом того, что при обсуждении поправок в Торгово-промышленной палате Российской Федерации в июле прошлого года это предложение также не нашло поддержки многих участников совместного совещания представителей бизнеса и органов законодательной и исполнительной власти, представляется весьма сомнительной

целесообразность принятия этой поправки.

На легализацию алкогольного рынка направлены также предложения по расширению и уточнению оснований для приостановления действия лицензий и их аннулирования.

Так, предлагается установить, что действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и натурального вина может быть приостановлено в ряде новых случаев: при наличии задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней в течение 30 банковских дней; при несоблюдении требований по маркировке алкогольной продукции, в том числе при маркировке продукции региональной специальной маркой без штрих-кода; при нанесении штрих-кода с нарушением установленных правил, препятствующим считыванию его соответствующими приборами; при маркировке продукции марками, приобретенными в органах, не уполномоченных Правительством Российской Федерации; при введении в отношении организации процедуры конкурсного производства в соответствии с законодательством о банкротстве организаций; при сообщении недостоверных сведений в декларациях об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртсо-держащей продукции и натурального вина, а также непредставлении указанных деклараций в лицензирующий орган; при непредставлении в установленные сроки или представлении заведомо недостоверной (искаженной) отчетности в органы государственной статистики; при производстве этилового спирта, алкогольной и спиртсодер-жащей продукции на арендованном технологическом оборудовании; при нарушении установленных настоящим Федеральным законом ограничений розничной продажи алкогольной продукции и натурального вина; при поставке алкогольной и спиртсодержа-щей продукции и натурального вина организациям и индивидуальным предпринимателем, осуществляющим розничную продажу, не аккредитованными организациями, а также при закупке такой продукции у организаций, не имеющих соответствующей аккредитации; при производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и натурального вина по адресу, не указанному в соответствующей лицензии; при обороте спиртсодержащей денатурированной продукции в потребительской таре без указания на ней адреса производителя и наименования денатурирующего вещества.

Ч|ОБСУЖДАЕМ ЗАКОНОПРОЕКТ

ТЕМА НОМЕРА

Предложено расширить перечень оснований для аннулирования лицензии и добавить следующие: невыполнение решения суда о приостановлении действия лицензии; производство продукции, не соответствующей установленным требованиям; отсутствие на балансе организации основного технологического оборудования; передача специальных марок другим хозяйствующим субъектам; закупка этилового спирта, спиртсодержащей продукции организациями, не имеющими предусмотренных настоящим Федеральным законом лицензий и квот; продажа этилового спирта организациям, не имеющим соответствующих лицензий, квот на его закупку или уведомлений, либо продажа этилового спирта сверх указанных квот; использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, этилового спирта денатурированного и спиртсодержащей непищевой продукции для производства алкогольной и спиртсодержащей пищевой продукции; розничная продажа этилового спирта; повторное в течение одного года выявление фактов оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсо-держащей продукции и натурального вина без сопроводительной документации, предусмотренной законом; передача основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и натурального вина организацией, имеющей задолженность по уплате налогов и сборов, в уставный капитал другой организации; осуществление любых технологических процессов и операций по переработке этилового спирта денатурированного или спиртсодержащей денатурированной продукции с целью удаления денатурирующих веществ в готовой продукции; производство и оборот этилового спирта денатурированного и спиртсодержащей денатурированной продукции, состав и содержание денатурирующих веществ в которых не соответствует требованиям закона.

Введение этих новых положений требует также дополнить перечень ограничений, установленных законом. Однако Правовое управление Государственной Думы отмечает, что вопрос о необходимости наличия в Законе специальной статьи, касающейся ограничений или запретов (новая редакция статьи 26), нуждается в дополнительном обсуждении.

С одной стороны, и в действующей редакции, и в проекте изменений к ней некоторые из изложенных в этой статье запретов непосредственно упоминаются также и в других стать-

ях Закона или обусловлены содержанием императивных (регулятивных) норм Закона, а с другой - не все из указанных (прямо или косвенно) в этом Законе запретов включены в эту статью. Более того, некоторые запреты, содержащиеся в новой редакции статьи 26 Закона, не упоминаются в других положениях проекта. Таким образом, неясно, какими именно положениями Закона следует руководствоваться при выявлении соответствующих запретов, т. е. установленными только статьей 26 Закона, другими его нормами или в целом всего Закона. Между тем все это очень важно для установления той или иной ответственности за нарушение требований Закона.

Правовое управление отмечает также, что новая редакция статьи 26 Закона не предусматривает административной ответственности юридических лиц за правонарушения в указанной сфере, которая предусмотрена действующим КоАП РФ. Кроме того, предлагается положения статьи 26 Закона согласовать (в части ответственности) и с соответствующими статьями УК РФ (см., например, статьи 1711, 228, 3271). Все это свидетельствует о том, что статья 26 нуждается в более тщательной проработке. Представляется целесообразным в данной статье указать только те ограничения, которые не упоминаются непосредственно в других статьях закона или обусловлены содержанием его регулятивных норм.

Поскольку весь объем нелегального алкоголя и значительная часть алкогольных суррогатов проходят через розничную торговлю, которую проконтролировать очень трудно из-за многочисленности торговых точек, предлагается ввести декларирование розничной торговли и установить, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, натурального вина, спиртсодер-жащей пищевой продукции, а также спиртсодержащей непищевой продукции с объемным содержанием этилового спирта более 25 % (за исключением денатурированной и разлитой в потребительскую тару), обязаны представлять декларации об объеме их оборота.

При этом, чтобы повысить эффективность института декларирования, орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, должен осуществлять сбор, анализ и ежеквартальный свод деклараций для представления Правительству Российской Федерации государственного баланса по этиловому спирту, алкогольной и спирт-

содержащей продукции и натуральному вину.

Шесть лет назад, в 1998 г. было принято решение о создании в стране единой межведомственной системы учета производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Надо признать, что разработка и внедрение в субъектах Российской Федерации программно-информационного комплекса «Единая система учета движения алкогольной продукции» - это важный этап в решении поставленной задачи. Следующим шагом должен стать охват системой автоматизированного учета оборота алкогольной продукции розничной торговли. Вот почему предлагается установить, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 % объема готовой продукции, должны иметь контрольно-кассовые аппараты с электронной защитной лентой.

На усиление борьбы с нелегальным производством и оборотом алкогольной продукции направлены также прямые запреты: на продажу этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, в том числе домашней выработки, лицами, не соответствующими требованиям закона; на реализацию продукции с поддельными марками, а также приобретение марок у неуполномоченных органов.

Последняя, но не по значимости, группа поправок направлена на снятие необоснованных административных и других барьеров развития отрасли.

С этой целью, прежде всего, проведено уточнение терминов и определений как основы совершенствования всей нормативной правовой базы.

Чтобы способствовать изменению структуры потребления алкоголя в стране, закон не распространяется на деятельность по производству и обороту натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6 % объема готовой продукции, изготовленных из натуральных материалов без добавления этилового спирта, искусственных ароматических добавок и красителей, а вина натуральные освобождаются от маркировки региональными специальными марками.

Все линии розлива алкогольной продукции, за исключением водки, освобождаются от необходимости установки счетчиков, определяющих концентрацию и объем безводного этилового спирта в готовой продукции. На них должны остаться только автоматические средства измерения объема готовой продукции.

Далее для сокращения огромного бумажного потока проект устанавливает, что оборот этилового спирта, спиртсодержащей непищевой и пищевой продукции, алкогольной продукции и вина натурального осуществляется при наличии определенного Законом перечня сопроводительной документации, удостоверяющей легальность его производства и оборота.

Существенно улучшается и становится менее обременительным такой механизм государственного регулирования, как аккредитации организаций. Поставщики отечественной алкогольной продукции освобождаются от аккредитации, а для импортеров и поставщиков спиртсодержащей продукции она приобретает заявительный характер.

Проект устанавливает, что в целях контроля объема поступающей в розничную продажу импортированной алкогольной продукции, натурального вина, спиртсодержащей пищевой продукции, а также спиртсодержащей непищевой продукции с объемным содержанием этилового спирта более 25 % (за исключением денатурированной) субъекты Российской Федерации проводят аккредитацию организаций, осуществляющих поставки указанной продукции для розничной продажи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для получения аккредитации (аттестата аккредитации) организация должна представить в орган исполнительной власти, уполномоченный соответствующим субъектом Российской Федерации (орган по аккредитации), следующие документы: заявку на получение аккредитации; копии учредительных документов; копию свидетельства о государственной регистрации организации; копию соответствующей лицензии на поставки алкогольной, спиртсодержащей продукции и натурального вина.

Требовать от организации документы, не предусмотренные настоящей статьей, запрещается.

Менее обременительным и более простым предлагается сделать регистрацию наименований продукции. Она также должна стать заявительной. Для получения удостоверения о государственной регистрации наименования продукции в орган, осуществляющий регистрацию, представляются следующие документы: заявление о государственной регистрации наименования продукции с указанием национального или другого стандарта; копии платежного документа, подтверждающего уплату сбора за государственную регистрацию продукции.

Требовать от организации документы, не предусмотренные пунктом 2, не допускается.

Чтобы исключить возможность постоянного внесения изменений в лицензию по требованию налоговых органов, установлено, что в лицензии указываются только полное и сокращенное наименование организации, юридический адрес организации и адрес места фактического осуществления деятельности (производства, хранения, розничной продажи), в том числе территориально обособленных структурных подразделений, лицензируемый вид деятельности и срок действия лицензии.

Предложено исключить лицензионные требования, носящие неопределенный характер, такие как предоставление документа о согласовании выдачи федеральных лицензий органами власти субъектов Российской Федерации без четкого изложения предъявляемых ими при этом требований, а также заключения органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы об оснащенности организации и (или) структурных подразделений, осуществляющих производство и (или) хранение этилового спирта, алкогольной или спиртсодержащей продукции, средствами охранной сигнализации и охранно-пожарной сигнализации.

Кроме того, чтобы решить известные проблемы кондитерских и других предприятий, использующих этиловый спирт, алкогольную и спиртсодержа-щую продукцию в качестве сырья и вспомогательных материалов, заводов вторичного виноделия, предложено исключить лицензирование: закупки этилового спирта, алкогольной, спиртсодержащей продукции и натурального вина в целях использования их в качестве сырья или вспомогательных материалов при производстве алкогольной, спиртсодержащей продукции и натурального вина, пищевой или непищевой продукции, не являющейся спиртсодержащей, а также для технических или иных целей, не связанных с производством этилового спирта, алкогольной или спиртсодержащей продукции и натурального вина; импорта спиртсодержащей пищевой продукции в целях использования в качестве сырья или вспомогательного материала в собственном производстве алкогольной, безалкогольной и иной пищевой продукции и натурального вина.

С целью уменьшения количества видов лицензируемой деятельности и стимулирования экспорта предлагается установить, что: лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной, спиртсодержащей продукции и нату-

рального вина предоставляют организации право на осуществление деятельности по оказанию услуг хранения указанного вида продукции по договорам хранения; лицензии на производство, хранение и поставки произведенной продукции позволяют осуществлять экспорт произведенной продукции.

Предлагается увеличить до 5 лет срок, на который выдаются лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсодержа-щей продукции и натурального вина, и упростить процедуру продления лицензии. Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе заявителя на основании представляемых в лицензирующий орган письменного заявления и справки об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, в том числе пеней и налоговых санкций. Такая лицензия по просьбе заявителя может быть продлена и на срок менее чем пять лет. Лицензирующий орган рассматривает заявление о продлении срока действия лицензии в течение 15 дней и в трехдневный срок после принятия решения сообщает заявителю в письменной форме о своем решении, а в случае отрицательного решения - и о его причинах.

Важным нововведением является положение о том, что действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсо-держащей продукции и натурального вина может быть приостановлено только по решению суда.

Существенно снижает произвол лицензирующих органов предложение, чтобы приостановление действия лицензии не распространялось на операции непрерывного технологического процесса, в том числе по работе с ви-номатериалами, дистиллятами и иным скоропортящимся сырьем.

На ускорение прохождения продукции через акцизные склады и недопущение выстраивания межрегиональных барьеров направлены предложения о том, что проверка соответствия алкогольной продукции требованиям технических регламентов и национальных стандартов должна проводиться в течение не более чем трех рабочих дней; не допускается принятие нормативных правовых актов (за исключением федеральных законов), ограничивающих свободное перемещение этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и натурального вина на территории Российской Федерации.

На снижение необоснованного административного давления направлено предложение о недопущении осуществления государственного контро-

Ч|ОБСУЖДАЕМ ЗАКОНОПРОЕКТ

ТЕМА НОМЕРА

ля за счет средств проверяемых организаций.

На существенное повышение гласности в работе органов исполнительной власти направлено предложение сделать перечни организаций, содержащиеся во всех реестрах, поименованных в Законе, открытыми для ознакомления с ними всех лиц, на которых распространяется действие Закона.

И рабочая группа Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, и Правовое управление Государственной Думы единодушны во мнении, что ограничениям на рекламу алкогольной продукции не место в отраслевом Законе. Однако предложение рабочей группы - исключить из Закона эти ограничения с отложенным вводом в действие до принятия соответствующих поправок в Закон «О рекламе» -почему-то оспаривается Правовым управлением. Оно считает более правильным пока сохранить действующую редакцию статьи 17 и отменить ее в одном Законе, которым будут изменены в этой части положения о рекламе алкогольной продукции Федерального закона «О рекламе». Возражение Правового управления, что в противном случае может произойти распространение рекламы алкогольной продукции, критики не выдерживает.

Законопроект учел обязательства Российской стороны на переговорах по вступлению в ВТО, в части устранения количественных и иных ограничений импорта и экспорта. Согласовано переходное положение об отмене лицензирования импорта в момент вступления в ВТО.

К достоинствам законопроекта следует отнести большое количество норм прямого действия (порядок аккредитации, лицензирования, перечни документации, требований, денатурирующих добавок и т. д.). Вместе с тем, как заметил Минюст России, Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразного понимания, создает возможность злоупотребления исполнительной властью своими полномочиями, порождает противоречивую правоприменительную практику (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 06.04.2004 № 7-П). В этой связи представляется весьма спорным введение проектом такого общего запрета, как производство продукции, не соответствующей установленным требованиям, и ряда других неконкретных норм.

Серьезным недостатком, отмеченным Правовым управлением и Минюстом, является слабое согласование

законопроекта с Законом «О техническом регулировании». Правовое управление считает, что положения, касающиеся технического регулирования, нецелесообразно включать на данном этапе в законопроект.

Слабостью законопроекта можно считать и то, что его принятие потребует разработки ряда нормативных правовых документов Правительства Российской Федерации и уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти, определяющих: форму и порядок заполнения справки к грузовой таможенной декларации, а также справки к товарно-транспортной накладной; порядок представления деклараций об объеме производства и оборота организациями, осуществляющими производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции, натурального вина, спиртсодержащей пищевой продукции, спиртсодержащей непищевой продукции с объемным содержанием этилового спирта более 25 % (за исключением денатурированной), организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, натурального вина, спиртсо-держащей пищевой продукции, спирт-содержащей непищевой продукции с объемным содержанием этилового спирта более 25 % (за исключением денатурированной и разлитой в потребительскую тару); порядок проведения обследования организации; порядок осуществления контроля налоговыми органами за процессом денатурации этилового спирта и спиртсодержащей непищевой продукции, содержанием денатурирующих веществ.

Сохранение нормы закона, определяющей, что изъятие этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а их хранение осуществляется в местах, определенных решением органов, которыми произведено изъятие, оставляет данную проблему так и нерешенной.

На предложение исключить из Закона декларативную статью о государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции Минфин России ответил требованием сохранить редакцию действующей статьи закона в части возможного введения государством монополии на производство и оборот только спирта этилового. Однако эта статья пока сохранена целиком.

Очевидно, что совершенствованием административных мер государствен-

ного регулирования нельзя решить тех проблем алкогольного рынка, которые имеют экономическую природу. И проблема алкогольных суррогатов, и проблема нелегального производства и оборота, и проблема регионального сепаратизма порождены экономическими интересами. Люди не будут пить суррогаты, если они не будут на порядок дешевле водки. Пока можно не платить акцизы, будет существовать желание их не платить. И как обвинять губернатора в региональном сепаратизме, если он на ввозимой продукции теряет 20 или 35 % акцизов и при этом задерживает зарплату учителям? Вот почему, чтобы просто сделать попытку решить эти острые проблемы алкогольного рынка, следует двигаться дальше и готовить необходимые изменения в Налоговый, Таможенный, Бюджетный кодексы Российской Федерации и другие федеральные законы, касающиеся отрасли. И готовить их надо не спонтанно, а осознанно и последовательно.

Национальный союз участников алкогольного рынка подготовил и 16 апреля 2004 г. направил в заинтересованные органы государственной власти и бизнес-сообществу проект концепции регулирования российского алкогольного рынка, в котором предлагается комплекс взаимоувязанных решений, выходящих за рамки основного отраслевого Закона. 23 сентября на встрече крупнейших производителей ликероводочной продукции с министром сельского хозяйства РФ А.В.Гордеевым в Мин-сельхозе России ее участники пришли к единодушному мнению, что для нормализации рынка необходимо вернуться к ситуации, действовавшей до середины 2001 г., когда все 100 % акцизов платили производители, а получателем их выступал федеральный, а не региональный бюджет. Таким образом, одно из основных положений проекта концепции, предложенного НО «СУАР», получило серьезную поддержку.

Наработанные в течение нескольких лет поправки в Федеральный закон №18-ФЗ, на наш взгляд, безусловно, надо принимать. Однако основная работа по решению всего комплекса проблем на алкогольном рынке еще впереди.

О.Д.ПАРАГУЛЬГОВ, президент Некоммерческой организации «Национальный союз участников алкогольного рынка» (НО «СУАР»)

В.А.Цыганков, вице-президент НО «СУАР»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.