Научная статья на тему 'Тернистый путь монетаризма: к столетию Милтона Фридмана'

Тернистый путь монетаризма: к столетию Милтона Фридмана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4891
746
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИЛТОН ФРИДМАН / МОНЕТАРИЗМ / КЕЙНСИАНСТВО / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА / MILTON FRIEDMAN / MONETARISM / KEYNESIANISM / ROLE OF GOVERNMENT IN THE ECONOMY / ECONOMIC FREEDOM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Югай Татьяна Александровна

Милтон Фридман (1912-2006 гг.) получил Нобелевскую премию по экономическим наукам (1976 г) за достижения в области анализа потребления, монетарной истории и теории, а также обоснование комплексного характера стабилизационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THORNY WAY OF THE MONETARISM: ON THE OCCASION OF THE CENTENARY OF MILTON FRIEDMAN

Milton Friedman (1912-2006) is a Nobel Prize laureate in Economic Sciences (1976) for his achievements in the fields of consumption analysis, monetary history and theory, and for his demonstration of the complexity of stabilization policy.

Текст научной работы на тему «Тернистый путь монетаризма: к столетию Милтона Фридмана»

ТЕРНИСТЫМ ПУТЬ МОНЕТАРИЗМА: К СТОЛЕТИЮ МИЛТОНА ФРИДМАНА

УДК 330

Татьяна Александровна Югай,

Д.э.н., профессор кафедры налогов и налогообложения МЭСИ, Эл. почта:

Милтон Фридман (1912-2006 гг.) получил Нобелевскую премию по экономическим наукам (1976 г) за достижения в области анализа потребления, монетарной истории и теории, а также обоснование комплексного характера стабилизационной политики.

Ключевые слова: Милтон Фридман, монетаризм, кейнсианство, роль государства в экономике, экономическая свобода

TatianaA. Yugay,

PhD in Economics, Professor, the Department of Tax and Taxation,

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), E-maii: [email protected]

THORNY WAY OF THE MONETARISM: ON THE OCCASION OF THE CENTENARY OF MILTON FRIEDMAN

Milton Friedman {1912-2006) is a Nobel Prize laureate in Economic Sciences {1976) for his achievements in the fields of consumption analysis, monetary history and theory, and for his demonstration of the complexity of stabilization policy.

Keywords: Milton Friedman, monetarism, Keynesianism, role of government in the economy, economic freedom.

1. Введение

В этом году Нобелевском}' лауреату по экономике Милтону Фридману исполнилось бы 100 лет. Он родился 31 июля 1912 года в Бруклине (Нью-Йорк) в семье эмигрантов, прибывших из Восточной Европы в 90-х годах XIX века. Патриарх монетаризма Милтон Фридман}' прожил очень долгую жизнь; он умер в 2007 г., не дожив всего несколько месяцев до своего 95-летия.

2. Жизнь и труды

Становление Фридмана-экономиста проходило в интеллект}'альной атмосфере Чикагского университета. Как пишет Фридман в своей автобиографии, «хотя мой первый год в Чикаго в 1932-1933 годах был самым трудным в финансовом отношении, в интеллектуальном смысле он открыл мне новые миры. Дж.Винер, Ф.Найт, Г.Шульц, Л.Минц и Г.Саймоне, и что не менее важно блестящая группа аспирантов со всего мира, приобщили меня к космополитической и живой атмосфере, о существовании которой я не мог и мечтать».

Свою карьеру Фридман начал в 1935 году в Вашингтоне, на заре Нового курса президента Франклина Рузвельта. Летом того же года Фридман принял участие в крупномасштабном проекте исследования потребительских бюджетов, проводимого Комитетом по национальным ресурсам (National Resources Committee). Эта работа явилась одним из двух главных компонентов его будущей теории функции потребления. Другим компонентом стала его последующая работа в Национальном бюро экономических исследований (NBER), куда он поступил осенью 1937 года в качестве помощника Саймона Кузнеца, основоположника Системы национальных счетов, который в то время занимался исследованием профессиональных доходов. Конечным результатом явилась их совместная публикация «Доходы от независимой частной практики» (Incomes fr от Independent Professional Practice), которая легла в основ}' докторской диссертации, которую Фридман защитил в Колумбийском университете в 1946 году.

В конце 1930-х годов Фридман начал собирать и анализировать статистические данные о распределении и размерах доходов, что впоследствии выкристаллизовалось в одну из его лучших работ «А Theory of the Consumption Function». В этой книге, опубликованной в 1957 год}', он впервые выдвинул свою знаменитую гипотезу перманентного дохода как альтернативу кейнсианской стабильной предсказуемой функции потребления. В своей работе Фридман применил методологию, которая легла в основу его статьи «О методологии позитивной экономической теории» (Оп the Methodology of Positive Economics, 1953^, которая и по сей день остается одной из наиболее цитируемых и дискуссионных в истории экономической науки.

В 1946 год}' Фридман получил предложение преподавать экономическую теорию в Alma Mater - Чикагском университете, который с тех пор становится его «интеллектуальным домом». Примерно в это же время А.Бернс, который в то время был директором по научным исследованиям Национального бюро экономических исследований, убедил его возобновить работу в бюро и возглавить исследования роли денег в деловом цикле.

Совмещение работы в Чикагском университете и Национальном бюро экономических исследований оказалось очень продуктивным. В университете Фридман создал семинар по проблемам денег и банков, который объединил проводившиеся в то время монетарные исследования. В Бюро Фридман работал вместе с Анной Шварц. Их совместная работа по монетарной истории США и статистике обогащалась и дополнялась как эмпирическими исследованиями, так и теоретическими достижениями Чикагского семинара.

С начала 1960 года Фридман все больше вовлекается в политическую деятельность. Его политическим дебютом явилось участие в президентских выборах в качестве экономического советника кандидата в президенты губернатора Б.Гол-дуотера (1964 г.). В 1968 год}' во время предвыборной кампании он входил в группу экономических советников Р.Никсона. Наиболее активную роль Фридман играл при президенте Р.Рейгане в начале 1980-х годов, будучи членом ряда президентских комиссий, в том числе учрежденного в 1981 году Рейганом Президентского совета по экономической политике, состоявшего из независимых экспертов.

№3, 2012 102

Многие политические идеи и события того времени несут на себе печать Фридмана: контрактная военная служба, негативный подоходный налог, плавающие валютные курсы, процедура продажи государственных ценных бумаг на «голландском аукционе», образовательные ваучеры, а также негативное отношение к контролю над заработной платой и ценами.

В1976 году Фридману была присуждена Нобелевская премия по экономике за достижения в области анализа потребления, монетарной истории и теории, а также обоснование комплексного характера стабилизационной политики

Нобелевский комитет отметил заслуги Фридмана в следующих областях:

1. «Имя Милтона Фридмана ассоциируется, главным образом, с возрождением внимания к роли денег в инфляции и логически вытекающим из этого обновленным пониманием инструментов монетарной политики. Ему принадлежат выражения «деньги имеют значение» или даже «только деньги имеют значение»... Широкие дискуссии вокруг теорий Фридмана привели к пересмотру монетарной политики, проводимой центральными банками, в первую очередь в США. Редкий экономист может оказывать подобное влияние, как прямое, так и косвенное не только на научные исследования, но и на реальную политику... Его оригинальные эмпирические исследования взаимосвязи между ростом предложения денег и соответствующими изменениями в доходах и ценах положили основу новой формулировки теория спроса на деньги или ликвидность».

2. «Первостепенную важность имеет его ревизия теории потребления на основе гипотезы «постоянного дохода» и вывод о том, что ежегодно получаемый доход выступает детерминирующим фактором при оценке совокупных потребительских расходов. Он ввел исключительно ценное различие между временными и более постоянными доходами домашних хозяйств, продемонстрировав, что сберегается гораздо большая доля временных доходов, чем постоянных».

3. «Еще одним важным вкладом является изучение «лагов», имеющих место во всех сферах экономической политики. Именно Фридман ввел в научный оборот такие понятия как «лаг наблюдения», «лаг принятия решения» и «лаг воздействия» для обозначения фун-

даментальной проолемы, которая ранее упускалась из виду. Речь идет о верном выборе времени для принятия стабилизационных мер в процессе экономического цикла. Он делает вывод, что цель монетарной политики должна заключаться в обеспечении долгосрочных стабильных темпов роста предложения денег. Эта позиция была взята на вооружение рядом ведущих центральных банков».

4. «Фридман первым показал, что общепринятая альтернатива между безработицей и уровнем инфляции является чисто временным явлением; в более длительном периоде (свыше 5 лет) такой альтернативы не существует... Современное понимание факторов, детерминирующих структуру заработной платы, во многом базируется на гипотезе Фридмана о важности инфляционных ожиданий».

5. «В начале 1950-х годов Фридман одним из первых призывал к реорганизации мировой валютной системы на основе свободных валютных курсов. Он проводил не только теоретические, но и эмпирические исследования с целью разработки практических рекомендаций по внедрению подобной системы. Он также показал, почему Бреттонвуд-ская система с относительно фиксированными валютными курсами была обречена рано или поздно потерпеть крах».

Самым значительным достижением Фридмана Нобелевский комитет признал его главный труд A Monetary History of the United States, «монументальную научную работу, которая еще долго будет стимулировать пересмотр хода событий той эпохи».

Присуждение нобелевской премии подвело своего рода итог многогранной деятельности Фридмана. В 1977 год}' Фридман завершил активную преподавательскую деятельность в Чикагском университете, сохранив научные связи с экономическим факультетом. Фридман переехал в Сан-Франциско, где он продолжил научную деятельность в качестве старшего научного сотрудника Гуверовского института при Стэнфордском университете.

Уходя в отставку, Фридман не собирался почивать на нобелевских лаврах. На 65-м год}' жизни он резко меняет траекторию своей жизни и целиком посвящает все свое время, интеллект и личные средства реализации собственных общественных проектов. Он становится «политическим или публичным

интеллект}'алом». Конечно, эта перемена готовилась исподволь. Фридман всегда активно участвовал в политической жизни США, принимал участие в избирательных кампаниях в качестве экономического советника. На протяжении 15 лет, предшествовавших его отставке, он по собственному признанию «вел двойную жизнь». «С одной стороны, я был академическим ученым, экономистом. С другой стороны, я являлся так называемым публичным интеллектуалом». Как публичный интеллектуал он был, с одной стороны, экономическим советником не только в Белом доме, но и в Западной Европе, Латинской Америке, Азии и Восточной Европе. С другой стороны - автором злободневных произведений, в которых он напрямую обращался к широкой общественности в своей стране и за рубежом.

Строгие научные выводы и открытия Фридман талантливо транслировал в свои ставшие бестселлерами публицистические произведения. Лейтмотивом этих страстных, полемически заостренных работ является мысль о настоятельной необходимости сохранения и расширения экономической, политической и индивидуальной свобод. Три книги, написанные им в соавторстве с Розой Фридман, представляют собой страстную и аргументированную защиту экономической, индивидуальной и политической свобод. Книга «Capitalism and Freedom» (1962 г.) выступала в защиту рыночного либерализма в то время, когда почти все считали, что государство всеобщего благосостояния и регулирующая роль правительства находятся вне критики. Книга «Free to Choose» (1980 г.) стала бестселлером среди документальных книг в США в 1980 году, и была переведена на многие языки. Она базировалась на цикле из 10 телепередач под тем же названием и, наконец, Tyranny of the Status Quo (1984 г.) была также дополнена циклом из трех телепередач, в которых Мил-тон Фридман обсуждал широкий круг вопросов с семью студентами университетов, высказывавшими совершенно разные точки зрения. В этом же ряду стоит сборник «BrightPromises, Dismal Performance» (1983), составленный из статей Милтона Фридмана, опубликованных в журнале Newsweek в 1966-1983 годах.

Э. От кейнеианства к монетаризму

В своей автобиографической книге Two Lucky People М. Фридман делает неожиданное признание: «Я совершен-

Экономика, Статистика и Информатика 103 №3, 2012

но забыл, каким кейнсианцем я был когда-то». Во время Второй мировой войны Фридман по заданию Министерства финансов США подготовил предложения по борьбе с инфляцией. Он предложил ряд мер, которые были сформулированы в духе кейнсианской идеологии; сокращение государственных расходов, увеличение налогов, введение контроля над ценами. При этом он ни разу не упомянул монетарную политику или контроль над предложением денег, которые впоследствии стали его «визитной карточкой». Как представитель Министерства финансов США, в 1942 г. он отстаивал кейнсианс-кую политик}' налогообложения и участвовал во введении системы удержания налога на заработную плату, которая была введена в 1943 году.

В автобиографии Фридман пишет, что «излечился» от кейнсианского мышления «сразу после войны», но не уточняет как. Его разочарование в учении Кейнса произошло, когда он, поступив на работу в Чикагский университет, начал исследовать проблему взаимосвязи денег с экономическим циклом. В ходе исследования он столкнулся с фактами, которые противоречили кейнсианской теории. Ключевым вопросом его анализа являлось выявление основного фактора, детерминирзтоще-ш развитие экономики в краткосрочном периоде. В соответствии с гипотезой Кейнса наиболее важным фактором являются инвестиции. Инвестиционные решения принимаются в частном секторе; правительство может оказывать влияние на потоки инвестиций, изменяя налоги и государственные расходы. Эта идея нашла свое воплощение в знаменитом «кейнсианском кресте». Отсюда кейнсианцы делают вывод о том, что основным способом воздействия на экономику является фискальная политика, т.е. манипулирование налогами и государственными расходами.

Монетаристы считают, что детерминирующим фактором является количество денег в экономике. Предложение денег регулируется правительством, которое проводит монетарную политику. В ходе эмпирического анализа Фридман делает важный вывод о том, что в те периоды, когда фискальная и монетарная политики были разнонаправленными, монетарная политика детерминировала ход вещей, т.е. самым важным фактором являлся денежный поток, а не расходы правительства. При этом могут одновременно иметь место стаг-

нация экономики и рост безработицы, что является невозможным с точки зрения Кейнса. Здесь Фридман вплотную подошел к формулировке своих самых важных научных гипотез.

В послевоенный период Фридман предпринял серию исследований, которые подорвали ряд основных гипотез Кейнса. В конце 1940-х гг. он бросил вызов положению Кейнса о том, что дискреционная политика правительства является основным способом обеспечения полной занятости. Фридман убедительно показал, что творцы макроэкономической политики никогда не будут иметь достаточно информации об меняющихся рыночных условиях для того, чтобы успешно и своевременно манипулировать инструментами фискальной и монетарной политики. Наоборот, правительство сможет проводить разумную политику в долгосрочной перспективе, если будет следовать нескольким предсказуемым политическим правилам. В 1948 году в работе A Monetary and Fiscal Framework for Economic Stability он рекомендовал правительству осуществлять антициклическую бюджетную политику, посредством монетизации дефицита и демонетизации профицита бюджета в ходе экономического цикла.

Вначале 1950-х гг. Фридман начинает вплотную заниматься монетарной тематикой, которая с тех пор становится одной из главных тем его научной деятельности. Он проводит эмпирические исследования взаимосвязи денег, цен и дохода на разных стадиях бизнес-цикла. Статистический анализ подтверждает правоту количественной теории денег, показав, что все случаи продолжительного и устойчивого повышения общего зфовня цен были вызваны увеличением предложения денег. Фридман формулирует ставший крылатым вывод: «Инфляция всегда и везде является монетарным феноменом». На основании проделанной работы он усиливает критику кейнсианской теории и разрабатывает позитивную программу монетарной реформы.

Результаты эмпирического исследования были обобщены в вышедшей в 1956 г. книге Studies in the Quantity Theory of Money, в которой были сформулированы принципы современной количественной теории денег, утверждающей, что уровень цен зависит от предложения денег. Фридман показал, что в долгосрочном периоде увеличение предложения денег ведет к росту

цен, но почти не оказывает влияния на выпуск. В краткосрочном периоде увеличение предложения денег приводит к росту занятости и выпуска. Сокращение предложения денег имеет противоположный эффект.

Сегодня взаимосвязь между количеством денег и уровнем цен кажется аксиомой, не требующей доказательств. Между тем одним из отправных пунктов теории Кейнса является отрицание того факта, что увеличение количества денег приводит к инфляции. В противном случае придется признать, что стимулирование совокупного спроса посредством увеличения государственных расходов неминуемо запускает механизм инфляции.

В 1963 г. Милтон Фридман в соавторстве Анной Шварц опубликовали фундаментальный труд A Monetary History of the United States. Они собрали и обобщили обширный статистический материал по истории денежного обращения, начиная с периода Американской революции, и на этой основе документально доказали решающее воздействие денежной массы на инфляционные процессы. В книге была убедительно показана тесная корреляция между монетарной политикой и экономической активностью. По мнению авторов, манипуляции правительства с предложением денег являлись основным фактором, вызывавшим циклы бумов и провалов в первой половине XX в. На этом основании был сделан революционный вывод о том, что некомпетентность Федеральной резервной системы, которая в начале 1930-х привела к совращению денежной массы на треть, явилась причиной Великой депрессии, а не пороки капитализма, основанного на свободном предпринимательстве.

После Великой депрессии Кейнс пришел к убеждению, что центральные банки в одиночку не могут спасти и стабилизировать рыночную экономику. По его мнению, нужны были более мощные и решительные стратегические интервенции с целью прямого стимулирования или сдерживания спроса.

Таким образом, исходя из одного и того же бесспорного исторического факта о негативной роли Федеральной резервной системы (ФРС) в Великой депрессии, Фридман и Кейнс пришли к диаметрально противоположным выводам. Фридман и Шварц выступали за ограничение полномочий ФРС, а в более широком плане - и правительства -

№3, 2012 104

в регулировании экономики. Кейнс, наоборот, предлагал «подкрепить» монетарную политику центральных банков фискальной политикой правительства, т.е. усилить вмешательство последнего в экономику. Концепция Кейнса, сформулированная им в начале 1930-х гг., стала господствующей экономической доктриной. Экономическая политика США, Великобритании и других развитых стран на протяжении нескольких десятилетий опиралась на идеи Кейнса. После краха колониальной системы кей-нсианство стало активно транслироваться на развивающиеся страны Латинской Америки и Азии экономическими советниками из развитых стран, а также местными выпускниками западных университетов. В СССР учение Кейнса также принималось довольно благосклонно, поскольку по своему духу оно было очень близко идеям социализма. Его книга была среди немногих трудов зарубежных экономистов, которые издавались и переиздавались в СССР

Выводы Кейнса о Великой депрессии не подвергались сомнению в течение трех десятилетий до публикации А Monetary History of the United States. Фридман и Шварц убедительно показали, что, полагаясь на вмешательство правительства, Кейнс неверно интерпретировал уроки Великой депрессии. По их мнению, правительство должно было предпринять относительно ограниченные, но решительные интервенции для стабилизации макроэкономики, т.е. сохранения равновесия производства, занятости и цен. Вместе с тем они считали, что можно было достаточно быстро смягчить последствия Депрессии.

Милтон Фридман и Анна Шварц совершили практически невозможное - радикально изменили политику самой Федеральной резервной системы. Ее многолетний председатель, легендарный Алан Гринспен руководствовался в своей деятельности рекомендациями Фридмана. Его преемник на этом пост}' Бен Бернанке также является последователем Фридмана.

В выступлении на конференции, посвященной девяностолетию Милто-на Фридмана, Бен Бернанке отметил, что юбиляр не имеет себе равных среди ученых-экономистов. Признание научных и общественных заслуг Мил-тона Фридмана, прозвучавшее из уст будущего председателя Федеральной резервной системы США Бернанке,

дорогого стоит. За все годы существования у ФРС не было более сурового и страстного критика, чем Фридман. Не случайно булыпую часть своей юбилейной речи Бен Бернанке посвятил именно книге A Monetary History of the United States и завершил свое выступление на очень эмоциональной и человеческой ноте: «Позвольте мне заключить свою речь признанием, которое в некоторой степени оскорбит мой статус официального представителя Федерального резерва. Я хотел бы сказать Милтону и Анне по поводу Великой депрессии. Вы правы, мы сделали это. Мы очень сожалеем. Но благодаря вам, мы не повторим этого снова».

Вывод о причастности ФРС к перерастанию обычной, пусть и тяжелой рецессии в Великую депрессию послужил основой для формулирования знаменитого «денежного правила» Фридмана, в соответствии с которым надо лишить монетарные власти каких бы то ни было дискреционных полномочий в сфере предложения денег. Функции ФРС должны быть сведены к увеличению предложения денег, при этом темпы годового прироста должны быть фиксированными и составлять приблизительно 3%. Это обусловит высокую степень предсказуемости монетарной политики и обеспечит относительно стабильный уровень цен в условиях экономического роста. В своих публицистических выступлениях Фридман пошел гораздо дальше. В одном из интервью он полушутя-полусерьезно заявил: «Нам не нужна ФРС. Я многие годы предлагал заменить ФРС компьютером, который каждый год печатал бы определенное количество денег, чтобы увеличить предложение денег. Одно и то же количество месяц за месяцем, год за годом».

ХотяА Monetary History of the United States положила начало «контрреволюции» в экономической науке, т.е. отходу' от кейнсианской позиции, отдающей предпочтение государству благосостояния и сильному правительству, борьба с кейнсианством продолжалась еще долгие годы. Фридман продолжал непреклонно и последовательно подвергать беспощадному анализу одно за другим основополагающие принципы Кейнса.

Следующим объектом атаки явился поистине краеугольный камень кейн-сианства - характер взаимосвязи безработицы и инфляции. Отнюдь не случайно основной труд Кейнса носит на-

звание «Общая теория занятости, процента и денег». Сам порядок слов говорит о том, что главная забота Кейнса -обеспечение полной занятости на основе манипулирования процентными ставками (инвестициями). Деньги стоят в конце списка, как некая техническая переменная. Он считал, что «деньги являются прежде всего хитроумным средством связи между прошлым и будущим».

Кейнс, а вслед за ним и вся экономическая элита были убеждены в том, что политика правительства может мудро находить компромисс между темпами роста инфляции и безработицы. Это положение нашло свое воплощение в кривой Филлипса, которая, казалось бы, давала этому эмпирическое обоснование. Последователи Кейнса в 1950-1960 гг. считали, что правительство может постоянно снижать уровень безработицы, манипулируя темпами инфляции. М.Фридман совместно с Эдмундом Фелпсом, нобелевским лауреатом 2006 года, нанесли этом}' постулату сокрушительный удар, когда убедительно показал, что не сами по себе темпы роста инфляции ведут к снижению безработицы, а тот факт, что инфляция превышает ожидания. Другими словами, даже высокие темпы роста инфляции не приведут к снижению безработицы в долгосрочном периоде, если инфляционные меры становятся ожидаемыми.

Впервые Фридман озвучил свое понимание характера взаимосвязи безработицы и инфляции в 1967 г. в знаменитой речи по случаю избрания его Президентом Американской экономической ассоциации. Однако наиболее развернутое и отшлифованное обоснование своей позиции М.Фридман дает в нобелевской лекции.

Лекция начинается с многообещающей фразы: «В экономике и других общественных науках... не существует раз и навсегда установленных истин, а только попытки построения теорий (гипотез), которые не могут быть «доказаны», однако в какой-то момент могут быть опровергнуты экспериментом». И далее Фридман опровергает, казалось бы, незыблемую истин}' - функциональную зависимость между инфляцией и безработицей, воплощенную в знаменитой кривой Филлипса, убедительно показав, что она является лишь частным случаем данной взаимосвязи. Поскольку опыт ряда стран не всегда подтверждал существование подобной связи, Фридман предложил «альтерна-

Экономика, Статистика и Информатика 105 №3, 2012

тивную гипотезу», в соответствии с которой следует различать краткосрочные и долгосрочные эффекты, к которым приводят неожиданные скачки («сюрпризы») спроса на общее количество денег. Безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидае-мой инфляцией; только ускоряющаяся (неожидаемая) инфляция в состоянии поддерживать безработицу ниже естественного уровня, определяемого адаптационной способностью рынка труда к изменению условий... Долгосрочная кривая Филипса становится, таким образом, вертикалью: постоянный уровень инфляции не увеличивает занятость.

Тема соотношения инфляции и безработицы приобретает дальнейшее развитие в книге «Свобода выбирать». В главе «Лекарство от инфляции» он пишет;

«Пять простых истин воплощают в себе большую часть того, что нам известно об инфляции:

1. Инфляция является монетарным феноменом, возникающим в результате быстрого увеличения количества денег по сравнению с выпуском (при этом причины увеличения количества денег могут быть различными).

2. В современном мире правительство регулирует, или может регулировать количество денег.

3. Есть только одно лекарство от инфляции - замедление темпов роста количества денег.

4. Требуются годы, а не месяцы для развития инфляции; и точно так же требуется время для излечения от нее.

5. Неблагоприятные побочные эффекты лечения неизбежны».

Пол Кругман, сотрудник Принстон-ского университета и постоянный автор газеты New York Times, пишет, что одним из наиболее значительных достижений послевоенной экономической науки явилось предсказание Фридмана о беспрецедентной комбинации роста безработицы и роста инфляции. Это явление впоследствии получило название стагфляция. «Стагфляция» 1970-х гг., которая характеризовалась двузначными темпами инфляции и одновременно двузначным уровнем безработицы, подтвердили правоту Фридмана и нанесла смертельный удар по кейн-сианству. В 2006-2008 гг. также наблюдается феномен стагфляции в развитых странах.

Фридман продолжал атаковать кей-нсианство и с более широких позиций.

В конце 1960-х на основе анализа эмпирических и статистических данных он показал, что кейнсианская политика правительства приводила к постоянному увеличению предложения денег, а, следовательно, и к серьезной инфляции. Он также предупреждал, что если позволить правительству регулировать экономику, то нельзя гарантировать, что оно не наложит руки на индивидуальные свободы.

Противоборство монетаризма и кейнсианства ни в коей мере не носит чисто академический характер, его нельзя трактовать лишь как борьбу двух научных школ. Оно выходит далеко за рамки гуманитарной науки и экономической полигики. В более широком контексте в течение многих десятилетий Милтон Фридман вел каждодневную борьбу за экономическую свободу общества в целом и каждого индивида в отдельности.

Лейтмотивом его ставших уже классическими произведений являлось отстаивание экономической свободы. Развенчивая кейнсианство, он сражался с всесилием государства, которое подавляет экономическую, а следовательно, и индивидуальную свободу своих граждан.

4. Максималист свободы

Являясь страстным борцом против кейнсианства, Фридман, однако, не доходит в своем радикализме до полного отрицания роли государства, но относится к нему с большим недоверием. Его настороженное отношение к государству наглядно отражается в одной емкой фразе. «Государство необходимо для сохранения нашей свободы, и оно же является инструментом, посредством которого мы можем пользоваться этой свободой, но, тем не менее, когда власть концентрируется в руках политиков, она превращается в угрозу нашей свободе». В пылу полемики с кейнсианством он оставлял правительству в лице ФРС только одну функцию, которую с легкостью мог бы выполнять компьютер, а именно, ежегодное увеличение денежной массы на 3%.

В книге «Капитализм и свобода» он более детально характеризует «главные роли, которые государство играет в свободном обществе». Во-первых, «роль государства, состоит в том, чтобы делать вещи, которые рынок не в состоянии сделать сам для себя, а именно определять правила игры, выносить по ним третейские решения и обеспечивать их выполнение». Во-вторых, мож-

но прибегнуть к помощи государства в случаях, «когда строго добровольный взаимообмен либо чреват огромными издержками, либо практически невозможен. Такие случаи делятся на два общих класса: (а) монополия и другие подобные издержки рынка и (б) «внешние эффекты». В-третьих, «деятельность, осуществляемая государством на патерналистских основаниях. Свободы имеет смысл добиваться лишь для людей, которые могут за себя ответить. Мы не верим в свободу для безумцев и детей».

В заключении главы с таким характерным названием «Роль государства в свободном обществе», Фридман резюмирует: «Государство, которое поддерживает закон и порядок, определяет права собственности, служит нам средством модификации прав собственности и других правил экономической игры, выносит третейские решения по поводу разных толшваний этих правил, обеспечивает соблюдение контрактов, благоприятствует конкуренции, обеспечивает кредитно-денежную систему, противодействует техническим монополиям и преодолевает «внешние эффекты»,.. выступает в качестве дополнительной силы по отношению к частной благотворительности и семье в деле защиты недееспособных...- такое государство, несомненно, выполняет важные функции». Обрисовав функции идеального государства, Фридман замечает: «Но очевидно также, что такое государство будет иметь четко ограниченные функции и воздержится от многих видов деятельности, которыми занимаются сегодня федеральное правительство и правительства штатов в Америке, а также правительства других западных стран».

Сформулировав основные функции государства, Фридман подвергает тщательной ревизии деятельность правительства США. В частности, он приводит список, состоящий из 14 мероприятий, «которые проводит в настоящий момент правительство США и которые.. . нельзя оправдать в свете вышеозначенных принципов». 45 лет спустя Нобелевский лауреат Г.Беккер подводя итоги выполнения «списка Фридмана», отметил, что все его предложения постепенно выполнялись или не потеряли свою актуальность. К ним относятся образовательные ваучеры приватизация системы социальной защиты, единая ставка налога 20%, гибкие обменные курсы, добровольная армия и не-

обходимость экономической свободы для завоевания политической свободы.

В книге «Капитализм и свобода» Фридман детально анализирует деятельность правительства в таких сферах, как внутренняя кредитно-денежная политика, международная кредитно-денежная структура и бюджетная политика

Глубоко символичен тот факт, что, уступив правительству, право определять правила игры, Фридман в то же время хочет ограничить правилами само правительство. В первый раз он обратился к разработке правил для мак-роэкономической политики в работе А Program for Monetary Stability, опубликованной в 1960 году. Однако в книге «Капитализм и свобода» он впервые выносит эти предложения в концентрированном виде на суд широкой общественности. В главе «Контроль над деньгами» он озаглавил параграф «Правила вместо властных органов». Фридман задает риторический вопрос: «как ... можно организовать кредитно-денежную систему, чтобы она была стабильна и в то же время ограждена от безответственного государственного вмешательства, систем}', которая обеспечит общество свободного предпринимательства необходимой монетарной структурой и в то же время не сможет быть использована как источник власти, угрожающей экономической и политической свободе?». Его ответ таков: «Надо попытаться учредить власть законов, а не людей путем законодательного установления правил, регулирующих кредитно-денежную политику; эти правила позволят обществу контролировать кредитно-денежную политику при помощи политических властей и в то же самое время не допустят, чтобы эта политика была подвержена случайным прихотям политической власти».

Далее Фридман формулирует ставшее хрестоматийным «денежное правило». «В данный момент я остановился бы на законодательно установленном правиле, предписывающем кредитно-денежному орган}' обеспечивать некие конкретные темпы роста денежной массы. Для этого я определил бы денежную массу как сумму денег, находящихся вне коммерческих банков и вкладов в этих банках. Я вменил бы Резервной системе в обязанность следить за тем, чтобы общий денежный запас, определяемый вышеуказанным образом, рос месяц за месяцем (а если возможно, и день за днем) на X процентов

в год, где X есть число между тремя и пятью.... Такое правило представляется мне единственным доступным ныне способом сделать кредитно-денежную политик столпом свободного общества, а не угрозой его основам».

В главе «Международные финансовые и торговые отношения» Фридман напрямую связывает валютно-кредит-ную политику с экономической свободой. Он считает, что «наиболее серьезную ближайшую угроз}' экономической свободе в США (не считая, конечно, Третьей мировой войны) представляло бы сегодня введение мер контроля над экономикой с тем, чтобы «разрешить» проблемы платежного баланса». Далее он поясняет свое утверждение: «Богатый опыт показывает, что наиболее эффективный способ превращения рыночной экономики в авторитарную — это, для начала, введение прямого контроля над обменом валюты. Один этот шаг неизбежно ведет к нормированию импорта, к контролю над промышленностью, использующей импортные товары или производящей товары вместо импортных, и так далее, по нескончаемой спирали».

Рекомендацией Фридмана в сфере международных кредитных отношений является переход к системе «свободно колеблющихся, плавающих обменных курсов, которые устанавливаются на рынке посредством операций между частными лицами без государственного вмешательства. Это достойный сво-бодно-рыночный аналог монетарного правила... Если мы не возьмем его на вооружение, мы никогда не сможем расширить сферу свободной торговли и рано или поздно будем вынуждены ввести всеобъемлющий прямой контроль над торговлей».

«В сфере бюджетной политики подходящим аналогом кредитно-денежного правила было бы такое: планировать программы ассигнований исключительно с точки зрения того, что люди хотят осуществить при помощи государства, а не частным образом, и вне всякого касательства к ежегодным проблемам экономической стабильности; планировать ставки налогообложения так, чтобы поступлений хватало для покрытия запланированных расходов в средне взятом году; и точно так же вне всякого касательства к ежегодным изменениям экономической стабильности; избегать беспорядочных изменений, как в государственных расходах, так и в налогах».

В главе «Монополия и социальная ответственность труда и капитала» он показывает, что монополии ограничивают конкуренцию, а значит, ущемляют экономическую свободу. Однако, оставаясь до конца верным самому себе, Фридман заявляет, что призывы к социальной ответственности бизнеса противоречат принципам свободы. Фридман убежден, что в свободной «экономике у бизнеса имеется одна и только одна социальная ответственность: использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, рассчитанной на увеличение своих прибылей, соблюдая при этом правила игры, то есть, участвуя в открытой и свободной конкуренции без обмана и мошенничества».

В последующих главах Фридман рассматривает различные аспекты деятельности правительства, которые подрывают экономическую свободу. Наиболее важными проблемами, которые выносятся им на повестку дня, являются: роль государства в сфере образования; государственное вмешательство в распределение доходов; лицензирование профессий; социальное обеспечение и борьба с бедностью. В противовес неэффективному вмешательству правительства предлагаются такие радикальные меры, как использование образовательных ваучеров и внедрение негативного подоходного налога. Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в его книге «Свобода выбирать» и поэтому будут более подробно рассмотрены ниже.

Главный вывод Фридмана таков: Меры правительства, обеспечивающие индивидуальное равенство или равенство возможностей, увеличивают свободу; меры, направленные на обеспечение «справедливых долей для всех», уменьшают свободу.

5. Заключение

Милтон Фридман умер в преддверии экономического кризиса 2008 года, который сравнивают по глубине и продолжительности с Великой Депрессией. Финансовые власти США, Европы, Японии и России предприняли экстренные меры по спасению национальных, региональных и мировой финансовых систем. Эти меры имели беспрецедентный характер. Во-первых, центральные банки Старого и Нового света одновременно понизили ставку рефинансирования. Во-вторых, в целях преодоления кризиса ликвидности правительства США, европейских стран и России осуществили мощные вливания денег в эко-

Экономика, Статистика и Информатика 107 №3, 2012

ном ту. В-третьих, в США и ряде европейских стран фактически произошла национализация крупнейших банков, находившихся на грани банкротства. Таким образом, произошел резкий поворот к усилению вмешательства правительств большинства стран в экономику.

При всей своей драматичности нынешняя ситуация является очередной экспериментальной проверкой на прочность теории Милтона Фридмана. Казалось бы, правы сторонники сильной руки правительства: стихийная игра рыночных сил привела к жестокому кризису мирового фондового рынка и теперь только вмешательство правительства может спасти ситуацию. Однако это только самый поверхностный срез проблемы.

Как и в случае Великой депрессии, к нынешнему кризису привела не невидимая рука рынка, а видимая рука правительства США. «Военный кейнсиа-низм» все более усугублял хронический дефицит государстве иного бюд жета. Постоянный рост государственного долга финансировался за счет выпуска государственных ценных бумаг, которые приобретались государственными и частными структурами по всему миру. Политика ФРС по поддержанию крайне низкой учетной ставки, способствовала кредитной и ипотечной эйфории. Кроме того, финансовые власти США никак не реагировали на массовый выпуск ипотечных дерривативов, благодаря которым ипотечный вирус распространился по всему миру. Таким образом, правильнее говорить не о провале рынка, а о провале экономической политики США. Неумолимые законы рынка привели к коллапсу гигантских финансовых пузырей, санации мировой финансовой системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Инфляция и безработица: горизонты новой политики. Тезисы нобелевской лекции. //М.Фридмен. Если бы деньги заговорили... М.: Дело, 1999.

2. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег //Классика экономической мысли. М.: ЭКСМО-пресс, 2000.

3. Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2005.

4. Фридман М. Количественная теория денег //Классика экономической мысли. М.: ЭКСМО-пресс, 2000.

5. Фридман М., Фридман Р. Свобода выбирать; Наша позиция. М.; Новое издательство, 2007.

6. EbelingR.and Richman Sh. Slayer of Keynesianism. http://www.fee.org/ in_brieiMefault.asp?id=929

7. Friedman M. A Program for Monetary Stability. 1960. New York; Fordham University Press. Hetzel R. The Contributions of Milton Friedman to Economics. Economic Quarterly, Volume 93. Number 1 .Winter 2007.

8. Krugman Paul. Who Was Milton Friedman? http://www.nybooks.com/ articles/19857

9. Murdock D. Milton and Rose Friedman Offer Radical Ideas for the 21 st Century, December 8, 1999 www.CATO.org

10. Noble H. Milton Friedman, Free Markets Theorist, Dies at 94 November 16,2006 // http ://www.nytimes.com/2006/ 1 l/17/business/17friedman.html? _r=l&oref=slogin

11. Remarks by Governor Ben S. Bernanke. At the Conference to Honor Milton Friedman, University of Chicago, Chicago, Illinois. November 8, 2002. On Milton Friedman's Ninetieth Birthday // ww w.federalreserve. gov

12. Strong M. A Modern Galileo Milton Friedman, www.realclearpolitics.com/ articles/author/michael_strong/

13. Wall Street Journal, 2006, November 17

14. http://www.chicagogsb.edu/news/ 2006-1 l-30_friedman.aspx www.econlib.org

15. wvw.friedmanfoundation.org

16. www.mskousen.com/Books/ Articles/exkeynes.htm#Notes

17. http://msnbc.msn.com/id/3072791/

18. http://nobelprize.org/nobel foundation/publications/lesprix.html

19. www.pbs.org/wgbh/command heights/share/mintextlo/int_milton friedman.html#4

20. http://www.salon.com/news/ feature/2006/1 l/17/milton_friedman

References

1. Friedman M. "Nobel Lecture: Inflation and Unemployment." Journal of Political Economy 85,1977.

2. Keynes J. M. The General Theory of Employment, Interest and Money. NY: Penguin Books, 1980.

3. Friedman M. Studies in the Quantity Theory of Money. Chicago: University of Chicago Press, 1956.

4. Friedman M., Friedman R. Free to Choose. A Personal Statement. NY: Penguin Books, 1979.

5. Friedman M. Capitalism and Freedom. Chicago: The University of Chicago Press, 1982.

6. EbelingR.and Richman Sh. Slayer of Keynesianism. http://www.fee.org/ in_briefdefault.asp?id=929

7. FriedmanM AProgramfor Monetary Stability. 1960. NewYork: Fordham University Press. Hetzel R. The Contributions of Milton Friedman to Economics. Economic Quarterly, Volume 93. Number 1. Winter 2007.

8. Krugman Paul. Who Was Milton Friedman? http://www.nybooks.com/ articles/19857

9. Murdock D. Milton and Rose Friedman Offer Radical Ideas for the 21st Century, December 8,1999 www.CATO.org

10. Noble H. Milton Friedman, Free Markets Theorist, Dies at 94 November 16, 2006 // http://www.nytimes.eom/2006/l 1/ 17/business/17friedman.html? _r=l&oref=slogm

11. Remarks by Governor Ben S. Bernanke. At the Conference to Honor Milton Friedman, University of Chicago, Chicago, Illinois. November 8, 2002. On Milton Friedman's Ninetieth Birthday // www.federalreserve.gov

12. Strong M AModern Galileo Milton Friedman, www.realclearpolitics.com/ articles/author/michael_strong/

13. Wall Street Journal, 2006, November

17

14. http://www.chicagogsb.edu/news/ 2006-11-30_firiedman.aspx wwv.econiib.org

15. www.friedmanfoundation.org

16. www.mskousen.com/Books/ Articles/exkeynes. htm#Notes

17. http://msnbc.msn.com/id/3072791/

18. http://nobelprize.org/nobel foundation/publications/lesprix. html

19. www.pbs.org/wgbh/command heights/share/mintextlo/int_milton friedman.html#4

20. http://www.salon.com/news/ feature/2006/1 l/17/milton_friedman

№3, 2012 108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.