Научная статья на тему 'Терминология таможенного права и ее значение в таможенном деле'

Терминология таможенного права и ее значение в таможенном деле Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
424
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенное право / таможенное дело / понятие / терминология / customs law / customs / concept / terminology

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.В. Витюк

Исследуются методологические аспекты обновления понятийного аппарата и терминологии таможенного права ЕАЭС в условиях совершенствования таможенного законодательства. Оценивается современный уровень и состояние таможенной терминологии, формулируются правила соотношения понятий с учетом их многоотраслевой и национальной правовой принадлежности, определяется значение терминологии для регулирования таможенного дела. Подчеркивается необходимость дальнейшего изучения проблемных вопросов терминологии таможенного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terminology of Customs Law and Its Importance in Customs

The methodological aspects of updating the conceptual apparatus and terminology of the customs law of the EAEU in the context of improving customs legislation are investigated. The current level and state of customs terminology is assessed, the rules for the correlation of concepts are formulated taking into account their diversified and national legal affiliation, the meaning of terminology for the regulation of customs affairs is determined. The necessity of further study of problematic issues of customs law terminology is emphasized.

Текст научной работы на тему «Терминология таможенного права и ее значение в таможенном деле»

УДК 339.543:342.98

DOI 10.24412/1815-0683-2023-1-71-85

В. В. ВИТЮК*

Терминология таможенного права и ее значение в таможенном деле

Исследуются методологические аспекты обновления понятийного аппарата и терминологии таможенного права ЕАЭС в условиях совершенствования таможенного законодательства. Оценивается современный уровень и состояние таможенной терминологии, формулируются правила соотношения понятий с учетом их многоотраслевой и национальной правовой принадлежности, определяется значение терминологии для регулирования таможенного дела. Подчеркивается необходимость дальнейшего изучения проблемных вопросов терминологии таможенного права.

Ключевые слова: таможенное право, таможенное дело, понятие, терминология.

ВИТЮК Владимир Васильевич -доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного дела; доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. VityukV. V@yandex.ru.

VITYUK V. V. - Docent, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Customs; Associate Professor at the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics.

V.V. VITYUK

Terminology of Customs Law

and Its Importance in Customs

The methodological aspects of updating the conceptual apparatus and terminology of the customs law of the EAEU in the context of improving customs legislation are investigated. The current level and state of customs terminology is assessed, the rules for the correlation of concepts are formulated taking into account their diversified and national legal affiliation, the meaning of terminology for the regulation of customs affairs is determined. The necessity of further study of problematic issues of customs law terminology is emphasized.

Keywords: customs law, customs, concept, terminology.

* Сибирский государственный университет путей сообщения. 630049, Новосибирск, ул. Д. Ко-вальчук, 191; Новосибирский государственный аграрный университет. 630039, Новосибирск, ул. Добролюбова, 160.

Siberian State University of Railway Transport. 191, D. Kovalchuk Str., Novosibirsk, 630049; Novosibirsk State Agrarian University. 160, Dobrolyubova Str., Novosibirsk, 630039.

Заключение Договора о ЕАЭС от 29.05.20141 (Договор) и Договора о ТК ЕАЭС от 11.04.20 1 72 и введение их в действие (вступление в юридическую силу) сформировало новое право - право ЕАЭС (Союза), которое последовательно, в развитие предшествовавшего права ЕврАзЭС, продолжило осуществлять концепцию поднятия таможенного регулирования на наднациональный уровень, т. е. на уровень регионального международного права государств - членов ЕАЭС и Единого экономического пространства (ЕЭП). Именно ТК ЕАЭС окончательно завершил системное формирование таможенного права ЕАЭС, в отношении которого применяется единое таможенное регулирование (подп. 4 п. 1 ст. 25, ст. 32 Договора о ЕАЭС), по сути, реализация единой таможенной политики внешней торговли государств - членов ЕАЭС товарами с третьими странами, придав ему «статус наднационального, регионального, международного, межгосударственного» [1, с. 86] в рамках Союза. В результате таможенное законодательство ЕАЭС приобрело следующие черты (признаки):

а) суженного предмета таможенного регулирования, отнесенного к компетенции (уровню) национальных законодательств государств - членов ЕАЭС;

б) законодательства, подвергнутого внутренней систематизации в виде:

- кодификации, выражающейся в принятии ряда новых сводных правовых актов или соглашений, нормы которых актуализированы, систематизированы и комплексно регулируют сферу или какую-либо часть ее (область) таможенных правоотношений (к примеру, Договор о ЕАЭС, ТК ЕАЭС);

- инкорпорации, выражающейся в объединении действующих правовых актов или соглашений без изменения их содержания путем размещения в систематизированном виде по определенным признакам в каких-либо источниках (к примеру, в сборниках, альманахах, официальных источниках публикации, Интернет-сайтах, поисково-справочных системах и др.);

- консолидации, выражающейся в сведении ряда действующих правовых актов или соглашений без изменения их содержания в единый акт (соглашение), в котором они утрачивают свое индивидуальное правовое значение, приобретая статус того акта (соглашения), в который(ое) они включены (к примеру, все приложения к Договору о ЕАЭС имеют статус протоколов, т. е. самостоятельных правовых соглашений, и если бы им не был придан статус приложений к Договору о ЕАЭС, то они могли бы существовать как самостоятельные документы).

В связи с неодновременным введением в действие Договора о ЕАЭС (с 01.01.2015) и ТК ЕАЭС (с 01.01.2018) возникли вопросы, связанные с соотношением по юридической силе их норм и действием норм прежнего таможенного законодательства ЕврАзЭС (в первую очередь, ТК Таможенного союза (ТС, Союз), а также ряда международных договоров, заключенных на этапе формирования и функционирования ЕврАзЭС, а также решений органов управления, принятых

1 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: commision.org, 05.06.2014.

2 Официальный сайт ЕАЭС. URL: http://www.eaeunion.org, 12.04.2017.

http://www.eurasian

в этот же период), ответом на которые были установлены достаточно четкие правовые приоритеты:

а) высшей юридической силой в праве Союза обладает Договор о ЕАЭС, о чем сказано в п. 3 ст. 6 Договора, что в случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и Договором о ЕАЭС приоритет имеет Договор о ЕАЭС;

б) ТК ЕАЭС является по статусу международным договором в рамках Союза, поскольку в указанном качестве принят Договором от 11.04.2017. О его юридической силе указано в ч. 2 ст. 6 Договора о ТК ЕАЭС, согласно чему он имеет преимущественную силу над иными международными договорами, регулирующими таможенные правоотношения и входящими в право ЕАЭС (п. 4 ст. 1 ТК ЕАЭС), за исключением Договора о ЕАЭС. Тем самым в иерархии соглашений международного уровня вторым по значимости после Договора о ЕАЭС и первым среди остальных названных соглашений (договоров) является ТК ЕАЭС (Договор о ТК ЕАЭС).

Согласно Договору о ТК ЕАЭС от 11.04.2017 (как было и в Договоре о ЕАЭС; см. приложение № 33 к нему) с момента введения его в действие:

- прекратили действие (по терминологии Договора - временное применение) международные договоры, входящие в право ЕАЭС, по списку приложения № 2 (15 шт.) и международные договоры, которые прекратят действие после принятия соответствующего решения ЕЭК (5 шт.);

- утратили силу отдельные положения международных договоров, входящих в право ЕАЭС, по перечню приложения № 3 (5 шт.) и которые утратят силу после принятия соответствующего решения ЕЭК (2 шт.).

Все упоминаемые выше международные договоры, как и приведенные в приложении № 33 к Договору о ЕАЭС, это международные договоры, заключенные на этапе формирования Таможенного союза и ЕЭП, начиная, примерно, с октября 2007 г. и выполнившие к моментам введения в действие Договора о ЕАЭС и ТК ЕАЭС предназначавшуюся им роль.

Обстоятельства, связанные с существованием к моментам введения в действие Договора о ЕАЭС и Договора о ТК ЕАЭС законодательства ЕврАзЭС о таможенном деле, не подлежащего отмене, урегулированы ст. 99 Договора и ст. 444 ТК ЕАЭС. Так, в п. 1, 2 ст. 99 Договора указано, что международные договоры государств - членов Союза, заключенные на этапе формирования договорно-правовой базы ТС и ЕЭП, а также решения органов ЕАЭС, осуществлявших деятельность в указанный период, действующие на дату вступления в силу Договора о ЕАЭС, сохраняют силу и применяются в части, не противоречащей Договору о ЕАЭС. А кроме того, продолжают функционировать договоры, указанные в приложении № 31 к Договору (1 шт.3) (п. 4 ст. 99 Договора).

3 Договор от 19.05.2011 о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы.

Аналогично, подобное предусмотрено и в п. 3 ст. 444 ТК ЕАЭС в отношении решений ЕЭК, принятых до даты вступления в силу ТК ЕАЭС, которые сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей ТК ЕАЭС.

Как традиционно бывает во всех случаях введения в действие нового правового акта, для ТК ЕАЭС были установлены правила применения, рассчитанные на переходный период и учитывающие, что правоотношения «живут» (т. е. возникают, существуют, изменяются и прекращаются) с различной степенью автономности от законодательства, но вне зависимости от этого, им надо дать возможность завершиться в рамках закона. Соответственно в п. 1 ст. 444 ТК ЕАЭС было предусмотрено, что Кодекс применяется:

- к отношениям в сфере таможенного дела (таможенного регулирования), возникшим со дня вступления его в силу (т. е. с 01.01.2018);

- к отношениям, возникшим до указанного момента, ТК ЕАЭС применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, но с учетом переходных положений, предусмотренных ст. 448-465 ТК ЕАЭС, учитывающих особенности конкретных видов правоотношений.

Таким образом, таможенное право ЕАЭС, на современном этапе состоящее из договоров (соглашений) и актов, являющихся его элементами, можно представить в следующем виде:

- Договор о ЕАЭС от 29.05.2014;

- ТК ЕАЭС, принятый Договором от 11.04.2017;

- международные договоры в рамках Союза, заключенные между его членами;

- международные договоры Союза с третьей стороной;

- решения и распоряжения органов ЕАЭС4;

- международные договоры государств - членов Союза, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы ТС ЕврАзЭС и ЕЭП (в части, не противоречащей Договору о ЕАЭС) (п. 1 ст. 99 Договора);

- решения органов ЕАЭС5, принятые на этапе до вступления в силу Договора о ЕАЭС, которые сохраняют силу и применяются в части, не противоречащей Договору о ЕАЭС (п. 2 ст. 99 Договора);

- международные договоры государств - членов Союза, приведенные в приложении № 31 к Договору о ЕАЭС (п. 4 ст. 99 Договора);

- решения ЕЭК, которые сохраняют силу и применяются в части, не противоречащей ТК ЕАЭС (п. 3 ст. 444 ТК ЕАЭС).

Для компенсации ряда правовых актов, утрачивающих силу по причине их несоответствия обновленной концепции таможенного регулирования, закрепленной Договором о ЕАЭС и ТК ЕАЭС, введение в действие ТК ЕАЭС должно было

4 Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, ЕЭК.

5 Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств, Высший Евразийский экономический совет на уровне глав правительств, ЕЭК.

сопровождаться введением в правой оборот 25 решений ЕЭК, что и было соблюдено.

Тем не менее существуют мнения, что ТК ЕАЭС, как и ТК ТС, содержит большое количество норм, отсылающих к законодательству государств - членов ЕАЭС, закрепив указанное общим правилом, что законодательством государств - членов ЕАЭС таможенные правоотношения регулируются, пока они не урегулированы таможенным законодательством (международными договорами и актами) ЕАЭС (п. 5 ст. 1 ТК ЕАЭС). Подобное имеет место, но концептуально следует отметить, что подобное правило все же касается в большинстве случаев не существенных, а частных вопросов таможенного дела, особенности регулирования которых было решено учесть в национальных законодательствах государств - членов Союза, с учетом национальной правовой специфики, которая может присутствовать в содержании таможенных и смежных с ними правоотношений.

Обновляя таможенное законодательство на фоне происходящих общеисторических и общеполитических процессов, связанных с дальнейшим совершенствованием экономических интеграционных проектов на постсоветском пространстве, в данном случае - преобразовании Евразийского экономического сообщества в Евразийский экономический союз, Договор о ЕАЭС и ТК ЕАЭС обновили и таможенную терминологию, посвятив используемым в таможенном законодательстве понятиям одноименные и с одинаковой нумерацией (ст. 2) статьи «Определения» и в Договоре, и в ТК ЕАЭС. Терминология и основанный на ней понятийный аппарат являются краеугольным элементом методологии любой отрасли (подотрасли) права (или правового института), в том числе и таможенного. Понятия и их словесные обозначения (символы) - термины - пронизывают всю систему общественных отношений, в первую очередь, человеческого мышления и речевого оборота, представляя собой значимый элемент указанных отношений6. Обновление таможенной терминологии осуществлялось следующими способами:

1) изложение существующих понятий в новой редакции их определений;

2) исключение понятий из понятийного аппарата таможенного права;

3) введение новых понятий путем нормативного закрепления для них определений в таможенном праве;

4) иные варианты модификации понятий (разъединение, объединение и др.).

6 Соотношение значений «понятие» и «термин» состоит в следующем. Понятие, являясь формой логического мышления, приводит к познанию человеком различных исследуемых объектов действительности (т. е. явлений, служащими объектами познания) в виде выявления их свойств, связей, характеристик и их закреплению в различных формах доступными человечеству способами (документированию), в частности, в виде выработки определений познанных понятий об объектах действительности. Многообразие характеристик, свойств, связей и т. п. познанного объекта исследования приводит к необходимости замены понятия каким-то более кратким обозначением (символом), которое может выражаться в виде слова, схемы, звука, жеста и др. Термин - это словесный символ, т. е. слово/словосочетание (обозначение) понятия. Совокупность понятий определенной сферы отношений образует понятийный аппарат, совокупность терминов - терминологию.

Так, первый способ обновления применен в отношении таких понятий, как:

- выпуск товаров;

- международные почтовые отправления;

- таможенные операции;

- незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза;

- запреты и ограничения;

- меры нетарифного регулирования и др.

Исключение из понятийного аппарата коснулось следующих понятий (или их определений):

- страна происхождения товаров;

- Комиссия таможенного союза и др.

Для ряда существующих понятий, не имеющих легально установленной правовой характеристики (определения), она была введена в понятийный аппарат, к примеру:

- денежные инструменты;

- искусственные острова;

- меры защиты внутреннего рынка;

- меры таможенно-тарифного регулирования;

- сооружения, установки и др.

Примером иных вариантов обновления понятий (и их определений) как чего-то промежуточного между вышеприведенными способами могут служить следующие ситуации правовых модификаций дефиниций:

- понятие «административные правонарушения и преступления» было разделено на два самостоятельных понятия «административные правонарушения» и «преступления»;

- понятие «товары Союза» в сравнении с понятием «товары таможенного союза» дополнено новым, ранее отсутствовавшим признаком - к товарам Союза стали относиться и товары, вывезенные с таможенной территории ЕАЭС, но сохранившие статус товаров Союза;

- понятие «заинтересованное лицо», наоборот, утратило в своем определении ряд признаков, определяющих существо заинтересованности лица по отношению к товару, с которым таможенным органом совершаются определенные действия или в отношении которого им принимаются какие-либо решения, т. е. речь идет о признаках непосредственности и индивидуальности [2, с. 68-70].

Понятийный аппарат, присутствующий в таможенном праве, достаточно многообразен. Так, в таможенном деле используются следующие понятия:

а) собственно таможенные (ст. 2 ТК ЕАЭС, ст. 2, 25 Договора о ЕАЭС, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»7 и др.);

7 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.parvo.gov.ru, 04.08.2018; Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5082.

б) определенные гражданским законодательством каждого из государств -членов ЕАЭС (п. 6 ст. 2 ТК ЕАЭС, ч. 3 ст. 5 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ);

в) определенные другими отраслями законодательства каждого из государств - членов ЕАЭС (п. 6 ст. 2 ТК ЕАЭС, ч. 3 ст. 5 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ). В приведенной норме федерального закона в качестве таковых названы:

- законодательство РФ о налогах и сборах (налоговое законодательство);

- законодательство РФ об административных правонарушениях;

- иное законодательство Российской Федерации.

Рассмотрим их более подробно.

Собственно таможенные понятия сконцентрированы не только в статьях -сборниках понятий (ст. 2, 25 Договора о ЕАЭС, ст. 2 ТК ЕАЭС, ст. 5 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ и др.); в них содержатся основные понятия, наиболее общие и часто употребляемые в качестве таможенной терминологии, к примеру:

- товар, товары Союза, иностранные товары;

- таможенное декларирование, выпуск товаров;

- декларант, перевозчик, таможенные органы и др.

В то же время, возможно, большая часть понятий содержится:

а) по тексту ТК ЕАЭС и федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ;

б) в иных международных договорах и актах ЕАЭС, национальных нормативно-правовых актах.

В тексте ТК ЕАЭС расположены:

а) понятия таможенной территории и таможенной границы ЕАЭС (ст. 5);

б) понятия, используемые в методике определения таможенной стоимости (гл. 5, ст. 37), такие как:

- взаимосвязанные лица;

- идентичные товары, однородные товары;

- товары того же класса или вида;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- общепринятые принципы бухгалтерского учета;

в) понятия, используемые в методологии системы управления рисками (гл. 50, ст. 376), к примеру:

- анализ риска, идентификация риска, индикатор риска;

- область риска, оценка риска, профиль риска;

- таможенный риск, управление рисками и др.;

г) понятия, используемые в методике назначения и проведения таможенной экспертизы (гл. 53, ст. 388), как то:

- образец, проба;

- таможенная экспертиза;

- таможенный эксперт;

- заключение таможенного эксперта и др.

В тексте федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ расположены следующие понятия:

а) таможенное регулирование в РФ, таможенное дело в РФ (ч. 2 ст. 2);

б) информационный оператор (ст. 283);

в) личный кабинет (ст. 284).

В иных международных договорах и актах ЕАЭС, национальных нормативных актах расположены следующие понятия:

а) в Соглашении от 20.11.2009 между Правительствами РФ, РБ, РК «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств»:

- страна происхождения товара;

- кумулятивный принцип;

- материал, продукт (продукция), товар и др.

б) в Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденных Решением Совета ЕЭК от 14.06.2018 № 60:

- верификация, верифицирующий орган;

- происходящие/непроисходящие товары/материалы;

- документ о происхождении товара;

в) в Законе РФ от 21.05.1993 «О таможенном тарифе»:

- таможенная пошлина;

- специфическая, адвалорная, комбинированная ставки таможенной пошлины.

Из всей совокупности понятий всегда можно выделить основные, которые имеют наибольшее значение для регулируемой сферы отношений. Применительно к сфере таможенного дела, основные понятия, используемые в таможенном деле - это понятия, лежащие в основе правового регулирования таможенных правоотношений и имеющие существенное значение для объективного, правильного и единообразного применения таможенно-правовых норм.

Понятия, определенные гражданским законодательством Российской Федерации. Исходя из употребленных в ТК ЕАЭС (п. 6 ст. 2) и федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ч. 3 ст. 5) терминов8' 9, в таможенном деле используются понятия (термины), определенные не только Гражданским кодексом РФ (как федеральным законом), но и иными нормативно-правовыми актами, принятыми в сфере гражданского законодательства, - федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и др. В то же время в ГК РФ отсутствует статья, глава, содержащая в суммированном виде понятийный аппарат гражданского законодательства. По аналогии с ТК ЕАЭС, понятия гражданско-правового характера распределены по всему тексту ГК РФ применительно к конкретным институтам гражданского права.

8 «Понятия гражданского законодательства ...».

9 «... иные термины, используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных ... гражданским законодательством ...».

К понятиям гражданско-правового характера, применяемым в сфере таможенного дела, можно отнести следующие:

- юридическое лицо (ст. 48 ГК РФ);

- залог, поручительство, банковская гарантия (ст. 340, 361, 368 ГК РФ);

- договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ);

- договор хранения (ст. 886 ГК РФ) и др.

Понятия, определенные налоговым законодательством Российской Федерации. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 351 ТК ЕАЭС, ч. 2 ст. 254 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, таможенные органы осуществляют в качестве возложенной на них функции взимание таможенных платежей, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию.

К таможенным платежам согласно п. 1 ст. 46 ТК ЕАЭС относятся:

- ввозная и вывозная таможенные пошлины;

- НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

- акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

- таможенные сборы.

Из указанных платежей НДС и акциз являются налогами, и их статус, а также элементы системы налогообложения по их взиманию, определяются в России налоговым законодательством (НК РФ). В силу этого, в соответствии со ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.

К понятиям налогово-правового характера, применяемым в сфере таможенного дела, можно отнести следующие:

- недоимка (ст. 11 НК РФ);

- федеральные налоги (ст. 12 НК РФ);

- НДС, акциз(ы);

- объект налогообложения, налогооблагаемая база, налогоплательщик (п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 53 НК РФ) и др.

Понятия, определенные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 351, п. 3 ст. 354 ТК ЕАЭС, ч. 2 ст. 254 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, таможенные органы осуществляют в качестве возложенной на них функции предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений, ведя по ним административный процесс (производство) и привлечение лиц к административной ответственности. В связи с этим в таможенном праве используются понятия административно-правового характера, относимые к этому виду деятельности таможенных органов, к примеру:

- административное правонарушение (АП) (ст. 2.1 КоАП РФ);

- умышленное/неосторожное совершение АП (ст. 2.2 КоАП РФ);

- крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);

- виды административных наказаний: предупреждение, штраф, конфискация предметов АП (ст. 3.4, 3.5, 3.7 КоАП РФ);

- административное наказание (ст. 3.1 КоАП РФ);

- административная ответственность юридических/должностных лиц (ст. 2.1, 2.4 КоАП РФ) и др.

Естественно, что названными понятиями таможенное законодательство не ограничивается; они появляются вновь и вновь и вводятся в оборот таможенного права и таможенного дела по мере их применения.

Понятия, определенные иным законодательством Российской Федерации. Из таких законодательств можно назвать:

- уголовное;

- уголовно-процессуальное;

- об оперативно-розыскной деятельности;

- об исполнительном производстве;

- о Государственной границе РФ;

- о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

- о внешнеэкономической деятельности и внешней торговле;

- о валютном регулировании и валютном контроле;

- о техническом регулировании и техническом контроле;

- об экспортном регулировании и экспортном контроле;

- об авторских и смежных с ними правах;

- о правах на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятия;

- о патентном праве и других, понятия и термины из которых используются (применяются) в таможенном деле.

Размещение понятий в различных по юридической силе видах нормативно-правовых актов, в различных отраслях и уровнях законодательств (ЕАЭС/госу-дарств-членов) вызывает необходимость определить иерархию их применения, другими словами, правила.

Правила соотношения понятий.

1. Соотношение таможенных понятий, содержащихся в ст. 2 и других статьях ТК ЕАЭС: понятия, используемые в ТК ЕАЭС, помимо приведенных в ст. 2, применяются в значениях, определенных соответствующими статьями ТК ЕАЭС и Договора о ЕАЭС (п. 5 ст. 2 ТК ЕАЭС). Другими словами, понятия, содержащиеся в иных статьях ТК ЕАЭС, помимо ст. 2, имеют равную юридическую силу с понятиями, приведенными в ст. 2 ТК ЕАЭС, и равную им сферу (т. е. область таможенного дела) и территорию (т. е. территорию ЕАЭС) применения.

2. Соотношение таможенных понятий таможенных законодательств ЕАЭС и государств - членов ЕАЭС (на примере РФ): термины, используемые в федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ, применяются в значениях, определенных международными договорами и актами в сфере таможенного дела (таможенным законодательством ЕАЭС), а также федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ч. 2 ст. 5). Поскольку федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ является нормативно-правовым актом национального законодательства, соответственно, термины, им определенные, имея сферой применения область таможенного дела,

используются только на территории РФ; в равной мере на территории РФ как государства - члена ЕАЭС применяются таможенные понятия (термины) таможенного законодательства ЕАЭС.

3. Соотношение таможенных понятий, содержащихся в ТК ЕАЭС, Договоре о ЕАЭС и иных международных договорах и актах ЕАЭС в сфере таможенного дела: термины, используемые в иных международных договорах и актах ЕАЭС в сфере таможенного дела, применяются в значениях, ими определенных10. Тем самым, понятия (термины), определенные международными договорами и актами ЕАЭС в сфере таможенного дела (помимо ТК ЕАЭС и Договора о ЕАЭС), имеют областью применения правоотношения в сфере таможенного дела, урегулированные этими международными договорами и актами ЕАЭС; другими словами, их юридическая сила ограничена рамками международных договоров и актов ЕАЭС, которыми они определены. Чаще всего подобные ограничения правоприменения понятий (терминов) находят нормативное закрепление в таких международных договорах и актах ЕАЭС11.

4. Соотношение понятий таможенных законодательств ЕАЭС, государств - членов ЕАЭС и понятий иных отраслей законодательств государств - членов ЕАЭС, применяемых в таможенных законодательствах ЕАЭС и государств -членов ЕАЭС (на примере РФ): понятия (термины) иных отраслей законодательств государств - членов ЕАЭС, используемые в таможенных законодательствах ЕАЭС и государств - членов ЕАЭС, применяются в значениях, определенных соответствующими отраслями законодательств государств - членов ЕАЭС (гражданским, налоговым, об административных правонарушениях, другими) (п. 6 ст. 2 ТК ЕАЭС, ч. 3 ст. 5 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ). Другими словами, хождение (использование) понятий (терминов) иной отраслевой принадлежности не ограничивается государственными границами государств - членов ЕАЭС и рамками их таможенных законодательств, но распространяется и на таможенное законодательство ЕАЭС при условии, что оно ими оперирует. Но если в первом случае в рамках национальной системы права это может привести лишь к коллизии или конкуренции норм-дефиниций только в рамках национального законодательства, то во втором случае использование их таможенным законодательством ЕАЭС порождает легальную многозначность смысловых значений одних и тех же понятий (терминов), что необходимо учитывать при нормотворческой деятельности в области таможенного законодательства в рамках ЕАЭС12.

10 В настоящее время указанное правило не имеет своего правового закрепления, но ранее было закреплено в ТК ТС (п. 2 ст. 4); соответственно оно может рассматриваться как доктринальное правило.

11 К примеру, в Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденных Решением Совета ЕЭК от 14.06.2018 № 60, указано: «Для целей настоящих Правил используются понятия, которые означают следующее: ...» (п. 2).

12 К примеру, оперируя понятием «юридические лица», необходимо помнить об их различных организационно-правовых формах, предусмотренных гражданскими законодательствами разных государств - членов ЕАЭС.

Массив понятий велик, их можно группировать (классифицировать) по различным основаниям (признакам), варианты которых могут быть следующими. Понятия, определяющие объекты таможенных правоотношений:

- товары (российские, Союза, иностранные);

- товары, находящиеся под таможенным контролем;

- товары для личного пользования;

- транспортные средства, транспортные средства международной перевозки.

Понятия, определяющие статус чего-либо:

- товаров;

- таможенных процедур;

- видов (форм) таможенного контроля; мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

- таможенных органов и пр.

Понятия, определяющие таможенную деятельность:

а) при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС:

- перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС;

- незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС;

- ввоз/вывоз товаров на/с таможенную территорию ЕАЭС и др.

б) при таможенном оформлении товаров:

- таможенные операции, таможенные процедуры;

- выпуск товаров; приостановление выпуска товаров;

- таможенная декларация и пр.

Понятия, определяющие субъектов таможенных правоотношений:

- лица (российские, государств - членов Союза, иностранные);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- декларант, перевозчик, заинтересованное лицо;

- лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела (владельцы СВХ, таможенных, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, таможенные перевозчики, таможенные представители);

- уполномоченный экономический оператор;

- таможенные органы и др.

Понятия, определяющие различные виды документов:

- транспортные (перевозочные) документы;

- коммерческие документы;

- документы, оформляющие обеспечение уплаты таможенных платежей;

- таможенные документы (таможенная декларация и ее виды; декларация таможенной стоимости и ее виды - ДТС-1, ДТС-2) и др.

Понятия, определяющие таможенные и иные платежи:

- таможенные платежи;

- таможенные пошлины (ввозные/вывозные);

- налоги (НДС, акциз), уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

- таможенные сборы;

- специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

Приведенный перечень вариантов группировки не исчерпывающий и служит лишь примером. Более того, это первоначальный этап для подобной систематизации, более высоким уровнем которой должна стать типология понятий, которая в отличие от описания понятий как объектов исследования, что характерно для классификации, должна преследовать цель - объяснения понятий, в первую очередь, с точки зрения примененных к ним определений, несовершенство многих из которых в современном понятийном аппарате таможенного права очевидно.

Значение таможенной терминологии в регулировании отношений в области таможенного дела. Перечислим наиболее существенные обстоятельства, определяющие значимость таможенной терминологии в сфере таможенного дела.

Наличие разработанного и утвержденного (принятого) на уровне закона (в РФ), ТК ЕАЭС и Договора о ЕАЭС, международных договоров и актов ЕАЭС (в Союзе) понятийного аппарата таможенного законодательства свидетельствует о высоком уровне юридической техники, что позволяет излагать нормы таможенного права с высокой степенью использования обобщенных формулировок - понятий (их словесных символов - терминов).

Разработка основных понятий и их нормативное закрепление обеспечивает такие признаки таможенного права, как демократизм и законность, и реализацию принципа транспарентности таможенного законодательства, требования о котором закреплены в ч. 1, 4, 5 ст. 8 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, что является проявлением соблюдения другого принципа - в деятельности таможенной службы и ее должностных лиц - обеспечения равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод (п. 2 ч. 1 ст. 254 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ)13.

Владение должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности, декларантами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, имеющимся понятийным аппаратом упрощает для последних соблюдение их прав и обязанностей, а для таможенных органов - осуществление таможенной деятельности и выполнение возложенных на них функций в области таможенного дела;

Повышает качество подготовки кадров как для таможенных органов, так и для ВЭД, поскольку средством обучения (передачи знаний) является речь или письмо, которые должны быть основаны на словарном составе, относящемся к специальному тематическому разделу - таможенному, фундамент которого и составляет понятийный аппарат данной области знаний (и деятельности).

13 Указанный принцип деятельности таможенных органов является модифицированным вариантом принципа деятельности гражданской службы - о приоритете прав и свобод человека и гражданина, закрепленного в ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Подробнее см. [3].

Облегчает толкование таможенного законодательства при возникновении спорных ситуаций с должностными лицами государственных (таможенных) органов, в том числе и при рассмотрении споров в судах, поскольку любое официальное (легальное) толкование (начиная от толкования правовых принципов, понятий и заканчивая частными правовыми случаями/ситуациями) придает решениям должностных лиц и судов большую степень законности и обоснованности, чем частное усмотрение должностных лиц или судей, основанное на их субъективном толковании.

При применении в сфере таможенного дела норм других отраслей права, содержащих свой понятийный аппарат, с использованием методов толкования права устраняется конкуренция норм-дефиниций. Примером, описанным в литературе, может служить несоответствие понятий «объект (налого)обложения» по таможенному законодательству ЕАЭС (п. 1 ст. 51 ТК ЕАЭС) и налоговому законодательству Российской Федерации (п. 1 ст. 38, подп. 4 п. 1 ст. 146, подп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ14, 15) [4, с. 66-67]. Существуют и другие примеры16.

14 Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

15 Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

16 Так, при наличии легальных определений таким понятиям, как «преступление» (ч. 1 ст. 14 УК РФ) и «административное правонарушение» (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ), данным в специальных отраслевых законодательствах (уголовном и об административных правонарушениях), тем не менее, проектанты Таможенного кодекса ЕАЭС включили в понятийный аппарат таможенного законодательства ЕАЭС понятия «административные правонарушения» (подп. 2 п. 1 ст. 2) и «преступления» (подп. 29 п. 1 ст. 2), приведя им соответствующие определения. Одновременно в Договоре об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов Таможенного союза, принятого решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 50 «О международных договорах таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам», также приведены определения понятиям «преступления» и «административные правонарушения» (ст. 1 Договора).

Сравним их на предмет отличия на примере понятия «преступление(я)»:

а) преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ);

б) преступления - это преступления или уголовные правонарушения, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств -членов ЕАЭС (подп. 29 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС);

в) преступления - это нарушения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства сторон Договора, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность законодательством сторон Договора (ст. 1 Договора).

И хотя отличия в определениях очевидны: так, если в первом случае суть определения составляют уголовно-правовые признаки, определяющие деяние преступным, во втором случае - это уголовно-процессуальная компетенция таможенных органов по осуществлению предварительного расследования выявленных преступлений, а в третьем случае - это контрольно-надзорная компетенция таможенных органов как государственных органов по таможенному регулированию сферой таможенного дела [5, с. 110, 116], неискушенному в юридических тонкостях лицу

Рассмотренные в статье вопросы являют собой попытку привлечь к ним внимание, придав им методологический характер, требующий перспективного научного осмысления. На данном этапе представлены подходы к исследованию методологической основы и несовершенства понятийного аппарата таможенного законодательства и таможенной терминологии, о чем в настоящее время достаточно много говорится в научных публикациях.

Список литературы

1. Витюк В. В., Витюк Д. В. Понятие сельскохозяйственных товаров в терминологии таможенного права при изучении студентами специальности «Таможенное дело» // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 2 (95). С. 85-99.

2. Витюк В. В. Правовая модель и механизм правоприменения института обжалования нарушений в сфере таможенных отношений // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 1 (98). С. 66-76.

3. Витюк В. В. Демократизм и законность как принципы таможенного права, обеспечивающие соблюдение приоритета прав и свобод человека и гражданина // Научный альманах «Сибирский международный». 2017. № 19. С. 35-39.

4. Витюк В. В. Таможенная стоимость и ее налоговая функция // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2 (79). С. 58-69.

5. Витюк В. В. Понятие и общая характеристика таможенной преступности в Российской Федерации // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 4 (101). С. 103-121.

© Витюк В. В., 2023 © Уйуик V. V., 2023

Для цитирования:

Витюк В. В. Терминология таможенного права и ее значение в таможенном деле // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 1(102). С. 71-85.

достаточно трудно ориентироваться в обилии определений и разбираться в конкуренции подобных норм-дефиниций. В таких ситуациях, как представляется, не соблюдается продекларированный таможенным законодательством принцип его транспарентности, который не должен быть рассчитан только на участников внешнеэкономической деятельности, имеющих юридическое образование либо юристов в штате, неэффективность реализации которого, что не является секретом, становится причиной сложности судебных споров, связанных с таможенной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.