Научная статья на тему 'Эволюция института таможенного представительства в период интеграционных процессов Российской Федерации на евразийском пространстве'

Эволюция института таможенного представительства в период интеграционных процессов Российской Федерации на евразийском пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенное право / таможенный представитель / деятельность в сфере таможенного дела / customs law / customs representative / activities in the customs field

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.В. Витюк

Анализируются правовые аспекты реформирования института таможенного представительства в период интеграционных процессов, происходящих на евразийском пространстве с участием Российской Федерации. Дается его характеристика, правовой статус и описывается механизм правоприменения в исследуемый период. Приводятся количественные данные о таможенных представителях. Предложены направления совершенствования деятельности таможенных представителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В.В. Витюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the Institute of Customs Representation During the Integration Processes of the Russian Federation in Eurasia

The article analyzes the legal aspects of reforming the institution of customs representation during the integration processes taking place in the Eurasian space with the participation of the Russian Federation. Its characteristics and legal status are given and the mechanism of law enforcement in the studied period is described. Quantity of customs representatives is given. The directions of improving the activities of customs representatives are proposed.

Текст научной работы на тему «Эволюция института таможенного представительства в период интеграционных процессов Российской Федерации на евразийском пространстве»

УДК 339.543:342.98

DOI 10.24412/1815-0683-2022-3-90-108

В. В. ВИТЮК*

Эволюция института таможенного представительства в период интеграционных процессов Российской Федерации на евразийском пространстве

Анализируются правовые аспекты реформирования института таможенного представительства в период интеграционных процессов, происходящих на евразийском пространстве с участием Российской Федерации. Дается его характеристика, правовой статус и описывается механизм правоприменения в исследуемый период. Приводятся количественные данные о таможенных представителях. Предложены направления совершенствования деятельности таможенных представителей.

Ключевые слова: таможенное право, таможенный представитель, деятельность в сфере таможенного дела.

ВИТЮК Владимир Васильевич -доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного дела; доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. VityukV. V@yandex.ru.

VITYUK V. V. - Docent, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Customs; Associate Professor at the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics.

V.V. VITYUK

Evolution of the Institute of Customs Representation During the Integration Processes of the Russian Federation in Eurasia

The article analyzes the legal aspects of reforming the institution of customs representation during the integration processes taking place in the Eurasian space with the participation of the Russian Federation. Its characteristics and legal status are given and the mechanism of law enforcement in the studied period is described. Quantity of customs representatives is given. The directions of improving the activities of customs representatives are proposed.

Keywords: customs law, customs representative, activities in the customs field.

* Сибирский государственный университет путей сообщения. 630049, Новосибирск, ул. Д. Ко-вальчук, 191; Новосибирский государственный аграрный университет. 630039, Новосибирск, ул. Добролюбова, 160.

Siberian State University of Railway Transport. 191, D. Kovalchuk Str., Novosibirsk, 630049; Novosibirsk State Agrarian University. 160, Dobrolyubova Str., Novosibirsk, 630039.

Формирование на постсоветском пространстве новых интеграционных объединений с участием России, альтернативных Содружеству Независимых Государств (СНГ), вызванное рядом внешних геополитических факторов [5, с. 95-97; 6, с. 80-82] и внутренних геоисторических детерминантов [4, с. 38], привело к функционированию Евразийского экономического сообщества (с 01.07.2010), а совсем через непродолжительное время - ЕАЭС (с 01.01.2015) в составе России, Беларуси и Казахстана (с последующим присоединением Армении и Кыргызстана). С этого момента «...таможенное законодательство на указанном этапе вышло за рамки национального и будучи унифицированным в своей основе Таможенным кодексом ТС, обрело уровень и статус наднационального, регионального, международного, межгосударственного (в рамках ЕврАзЭС). Таможенное регулирование же в рамках Российской Федерации было переформатировано на правовой акт со статусом Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации"»1 [3].

Реструктуризация межгосударственных отношений в рамках указанных объединений и таможенного законодательства, их регулирующего, видоизменили институт таможенного представительства, исследованию которого и посвящена данная статья, являющаяся продолжением ранее опубликованных работ о функционировании указанного института доинтеграционного периода [3; 14]. Таможенное законодательство периода ЕврАзЭС, так же как и в доинте-грационный период, на международном уровне представлено Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.1973, в редакции Протокола от 26.06.1999, Брюссель)2, Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) и на национальном уровне Российской Федерации - федеральным законом № 311-ФЗ.

Среди большого количества исследований по интересующей нас теме, с освещением правовой основы, содержания статуса института таможенного представительства, его характеристики в период действия законодательства ЕврАзЭС (2010-2017 гг.), можно выделить работы К. В. Вергуш [2], А. А. Селезнева и А. Д. Самарца [15], А. В. Табакова [17], В. Ю. Шерстобитова [19], а периода действия законодательства ЕАЭС (2018-2022 гг.) - К. О. Бриксы [1], Э. В. Дриголы [9], Е. Ю. Романовой [13], других авторов.

Приведем краткий ретроспективный историко-правовой экскурс во времена функционирования указанного института периода ЕврАзЭС и его последующего преобразования в ЕАЭС.

В ТК ТС в сравнении с ТК РФ 2003 г. произошло изменение внутренней архитектоники (структуры). Деятельность лиц в сфере таможенного дела, нормы для всех субъектов такой деятельности (таможенных перевозчиках,

1 Собрание законодательства РФ (СЗ РФ). 2010. № 48. Ст. 6252.

2 СЗ РФ. 2011. № 32. Ст. 4910.

владельцах таможенных складов, складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли и др.), и в том числе таможенных представителей, стали регулироваться отдельной главой 3 «Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела» (ст. 12-42), структурно вошедшей в раздел 1 «Основные положения» ТК ТС; на уровне национального законодательства РФ - главой 5 «Деятельность в сфере таможенного дела» (ст. 54-84) раздела I «Общие положения» федерального закона № 311-ФЗ.

Из наиболее общих и радикальных изменений (новелл), появившихся в ТК ТС, отметим следующие:

1) изменился термин (став неологизмом), обозначающий лицо, осуществляющее посредническую деятельность между декларантами и иными заинтересованными лицами и таможенными органами; такое лицо стало именоваться таможенным представителем. Определения понятию таможенного представителя законодатель не выработал, ограничившись указанием ряда признаков, которыми тот должен обладать, что позволяет утверждать об аналогичности статуса таможенного представителя статусу таможенного брокера по ТК РФ 2003 г.;

2) порядок допуска лиц к деятельности в сфере таможенного дела, в том числе и в качестве таможенного представителя, сохранился в виде включения лиц в соответствующий реестр, который ведут таможенные органы государств - членов ТС (ЕврАзЭС), с формированием Комиссией ТС общего реестра таможенных представителей всех стран - членов ТС;

3) отношения таможенных представителей с декларантами или иными лицами строятся, как и ранее, на основе договора, который имеет статус публичного, но, как и по ТК РФ 2003 г., нотариального удостоверения не требует. Таможенные операции с участием таможенных представителей осуществлялись ими от имени и по поручению представляемых ими лиц;

4) закреплен ряд положений, определяющих статус таможенного представителя, условия его приобретения и утраты, в частности: условия включения в реестр, основания исключения, права и обязанности.

Часть вопросов, учитывая двухуровневый характер таможенного законодательства, была передана в компетенцию государств - членов ТС. В РФ таким правовым актом стал федеральный закон № 311-ФЗ, который был принят и введен в действие на полгода позже, чем ТК ТС.

Условия, определяющие возможность включения лиц в реестры таможенных представителей, стали следующими:

а) наличие в штате заявителя не менее двух работников, имеющих документы, подтверждающие их квалификацию;

б) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности за возможность причинения вреда имуществу представляемых лиц или вследствие нарушения договора. По законодательству РФ страховая сумма

должна была составлять не менее 20 млн руб. (ст. 140 ТК РФ, п. 2 ст. 61 федерального закона № 311-Ф3);

в) наличие обеспечения по уплате таможенных платежей на сумму не менее чем 1 млн евро по курсу валют на день предоставления обеспечения;

г) соответствие иным требованиям и условиям (дополнительным), установленным таможенными законодательствами ТС или государств - членов ТС, к которым федеральным законом отнесены следующие (п. 3 ст. 61):

- работники в штате заявителя, имеющие подтверждающие их квалификацию документы, в количестве не менее одного должны быть в каждом структурном подразделении таможенного представителя, через которые предполагается осуществлять деятельность в указанном качестве;

- заявитель не должен являться казенным предприятием;

- отсутствие долга по таможенным платежам в 500 тыс. руб. и более;

- отсутствие фактов неоднократного (два и более раза) привлечения заявителя к административной ответственности за нарушения таможенных правил по ст. 16.1-16.3, 16.15, 16.22 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ в течение срока, когда юридическое лицо считается административно наказанным, с наложенными суммами штрафов 250 тыс. руб. и более.

Основаниями для исключения юридического лица из реестра таможенных представителей ТК ТС (ст. 14) были установлены:

а) несоблюдение представителем условий включения в реестр;

б) заявление таможенного представителя об исключении из реестра;

в) ликвидация юридического лица;

г) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов ТС, к примеру, реорганизация в форме преобразования3 юридического лица.

Кроме того, федеральным законом № 311-ФЗ конкретизировано, что таможенным представителем может быть только российское юридическое лицо (п. 1 ст. 60), а также подтвержден солидарный характер его ответственности с декларантами и иными представляемыми им лицами по уплате таможенных платежей вне зависимости от условий заключенных между ними договоров (п. 6 ст. 60).

Дальнейшее совершенствование интеграционных отношений на постсоветском пространстве привело к смене интеграционного объединения на Евразийский экономический союз, что в очередной раз повлекло необходимость изменений таможенного законодательства. Начавший функционировать с 01.01.2015 ЕАЭС в качестве правовой основы создания имел Договор о ЕАЭС

3 Преобразование - это изменение организационно-правовой формы юридического лица и переход из юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида, с переходом к последнему прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

от 29.05.20144, а в качестве таможенного законодательства - ТК ТС (ЕврАзЭС) и иные международные договоры государств - членов ЕАЭС, заключенные еще в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза ЕврАзЭС и Единого экономического пространства в части, не противоречащей Договору о ЕАЭС (пп. 1, 4 ст. 99 Договора), а также вновь заключаемые государствами - членами ЕАЭС международные договоры в рамках ЕАЭС и международные договоры Союза с третьей стороной. Адаптированный к новым реалиям таможенно-правовых отношений государств - членов ЕАЭС Таможенный кодекс ЕАЭС5 был принят указанными государствами в виде Договора о ТК ЕАЭС от 11.04.2017 и введен в действие с 01.01.2018.

России также пришлось произвести замену национального таможенного законодательства, в связи с чем вместо федерального закона № 311-ФЗ был принят и с 04.09.2018 стал применяться Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»6. Соответственно, современное таможенное законодательство ЕАЭС пришло на смену таможенному законодательству ЕврАзЭС по истечении трех лет функционирования Союза, а замена законодательства РФ произошла еще позднее - в сентябре 2018 г.

Отметим новеллы таможенного законодательства ЕАЭС и РФ в части института таможенных представителей, детерминированные новым условием и содержанием интеграционных отношений, оценив до этого структурное положение данного института в основных правовых актах ЕАЭС и РФ. Так, нормы правового института таможенных представителей, сохранив правовую автономию в ТК ЕАЭС, сохранили и ее уровень - глава 55 «Таможенный представитель» (ст. 401-405) раздела VIII «Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор».

В федеральном законе № 289-ФЗ аналогичный институт размещен также в конце закона в главе 60 «Таможенный представитель» (ст. 342-349) раздела VIII «Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор» (ст. 337-389).

Структурно-правовая перестройка ТК ЕАЭС и федерального закона приводит к выводу о перемещении законодателем института таможенных представителей, как и всей деятельности в сфере таможенного дела, на второй план среди других вопросов таможенного регулирования и определенном принижении их роли и значения.

В качестве лиц, правомочных заниматься деятельностью в сфере таможенного дела, ТК ЕАЭС называет юридических лиц, созданных в соответствии

4 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancom mision.org.

5 Официальный сайт ЕАЭС. URL: http://www.eaeunion.org.

6 СЗ РФ. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5082.

с законодательством государств - членов ЕАЭС7 (п. 2 ст. 397), соответственно, иностранные лица8 таким видом деятельности в ЕАЭС (государствах - его членах) заниматься не вправе. Федеральный закон № 289-ФЗ применительно к таможенному представителю уточняет, что таким лицом может являться только российское юридическое лицо (ч. 1 ст. 346).

В качестве единственного условия, дающего право лицам заниматься деятельностью в сфере ТД, является их включение в соответствующие реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела9, которые ведут таможенные органы. Виды реестров соответствуют количеству и видам субъектов деятельности в сфере таможенного дела.

Соответственно, занятие данным видом деятельности, в том числе в качестве таможенного представителя, - это специальная правосубъектность10 лиц, которую могут иметь только юридические лица государств - членов ЕАЭС. Таможенный представитель, кроме того, вправе осуществлять такую деятельность только на территории того государства - члена ЕАЭС, юридическим лицом и резидентом которого он является и таможенными органами которого включен в реестр.

ТК ЕАЭС разграничил компетенцию ЕАЭС и государств - членов ЕАЭС применительно к процедуре включения в реестры лиц, занимающихся деятельностью в сфере таможенного дела, ее приостановления и возобновления, исключения лиц из названных реестров. Так, к компетенции ЕАЭС было отнесено право регламентации (определения) (п. 3 ст. 397 ТК ЕАЭС):

а) условий включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

б) оснований исключения из реестров.

В компетенцию же государств - членов ЕАЭС были переданы полномочия по регламентации (определению) (п. 4 ст. 397 ТК ЕАЭС):

а) порядка включения лиц, претендующих на занятие деятельностью в сфере таможенного дела, в реестры;

б) порядка внесения изменений в такие реестры;

в) порядка исключения из реестров;

7 Лицо государства - члена Союза - юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительство в государстве - члене ЕАЭС, а также индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС (подп. 17 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

8 Иностранное лицо - лицо, не являющееся лицом государства - члена ЕАЭС (подп. 11 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

9 Реестровый порядок допуска лиц к деятельности в сфере таможенного дела появился только в ТК РФ 2003 г. До его принятия согласно ТК РФ 1993 г. деятельность в сфере таможенного дела лицензировалась.

10 Правосубъектность - это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица быть участником правоотношений.

г) оснований приостановления и возобновления деятельности лиц;

д) порядка приостановления и возобновления деятельности таких лиц;

е) случаев, когда указанные в ТК ЕАЭС отдельные основания для исключения лиц из соответствующих реестров, могут служить основанием для приостановления деятельности таких лиц, с одновременным определением обстоятельств, после наступления которых лица подлежат исключению из реестров лиц по основаниям, послужившим основанием для приостановления деятельности таких лиц.

В новом таможенном законодательстве у понятия таможенного представителя появилось несколько легальных определений. Так, согласно подп. 44 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, таможенный представитель - это юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица. Пункт 1 ст. 401 ТК ЕАЭС дополняет его характеристику, указывая, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства - члена ЕАЭС, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. А ч. 1 ст. 346 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ уточняет, что таможенным представителем является только российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей.

Приведем несколько фундаментальных правоположений, определяющих правовой статус таможенного представителя в системе отношений в сфере таможенного дела, участником которых он является.

Первое. Отношения таможенного представителя с декларантами, иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе (п. 2 ст. 401 ТК ЕАЭС; ч. 3 ст. 346 федерального закона).

Второе. Таможенный представитель вправе ограничить сферу своей деятельности таможенными операциями, совершаемыми (ч. 2 ст. 346 федерального закона): а) в отношении отдельных категорий товаров; б) в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемыми под таможенную процедуру экспорта; в) в отдельном регионе деятельности таможенного органа.

Третье. Таможенный представитель при совершении таможенных операций от имени декларанта несет с ним солидарную обязанность11 по уплате

11 Солидарная обязанность - это обязанность нескольких должников, в силу которой кредитор вправе требовать ее исполнения как от всех должников совместно, так и от любого от из них в отдельности, как полностью, так и в части долга. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (п. 2 ст. 322, ст. 323 ГК РФ). Солидарная обязанность - это такое обязательство, в силу которого управомоченное лицо (кредитор) вправе требовать от обязанных лиц (содолжников) полного исполнения обязанности любым

" 12 " таможенных платежей, пошлин по защите внутреннего рынка12, пеней, процентов, таможенных сборов в полном размере (п. 4 ст. 405 ТК ЕАЭС; ч. 4 ст. 346 федерального закона)13.

Четвертое14. Таможенным представителем в РФ не могут являться казенные и государственные унитарные предприятия или организации, а также юридические лица, участником (членом) которых прямо или косвенно являются государственные унитарные предприятия или организации.

На основе указанных юридических признаков можно сконструировать доктринальное определение вышеуказанного понятия. Итак, таможенный представитель - это юридическое лицо государства - члена ЕАЭС (для РФ -российское, исключая казенные и государственные унитарные предприятия или организации, а также юридических лиц, участником которых прямо или косвенно являются государственные унитарные предприятия или организации), допущенное таможенными органами путем включения в реестр таможенных представителей к осуществлению посреднической деятельности в области таможенного дела в указанном качестве, связанной с совершением в соответствии с законодательством, регулирующим таможенное дело в ЕАЭС, от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенных операций на территории того государства - члена ЕАЭС (к примеру, Российской Федерации), резидентом которого оно является, с объемом прав, обязанностей, а также ответственностью, предусмотренными таможенным законодательством.

из них (Советское гражданское право / под ред. проф. О. А. Красавчикова. М.: Высш. шк., 1968. Т. 1. С. 434).

12 Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины (гл. 12 ТК ЕАЭС).

13 Исключение составляют случаи, когда такая обязанность возникла по причине (п. 5 ст. 405 ТК ЕАЭС):

а) несоблюдения декларантом условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую они помещены;

б) изменения сроков уплаты таможенных платежей (приведены в п. 1 ст. 46 ТК ЕАЭС), в связи с предоставленной декларанту отсрочкой или рассрочкой по их уплате;

в) совершения действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей (приведены в п. 1 ст. 49 ТК ЕАЭС) или ограничений по пользованию и/или распоряжению товарами в связи с применением таких льгот;

г) использования при подаче таможенной декларации на товары недействительных документов, при условии, что таможенный представитель докажет, что он не знал и не должен быть знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, что будет установлено решением суда или таможенного органа. (Данное основание предусмотрено ч. 7 ст. 346 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, в соответствии с компетенцией, предоставленной п. 6 ст. 405 ТК ЕАЭС государствам - членам ЕАЭС предусматривать иные случаи, освобождающие таможенного представителя от солидарной обязанности с декларантом по уплате таможенных и иных платежей). Примечание: Недействительные документы - это поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, не имеющие юридической силы (примечание 2 к ст. 16.1 КоАП РФ).

14 Дополнительное условие включения юридического лица в реестр таможенных представителей, предусмотренное п. 1 ч. 4 ст. 347 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

Важным в организации механизма функционирования таможенных представителей, осуществляющих посреднические функции между представляемыми ими лицами и таможенными органами, является вопрос об условиях включения этих лиц в одноименный реестр, т. е. об условиях их допуска к этой деятельности. Чтобы быть включенным в реестр, лица должны отвечать определенным требованиям, именуемым законодателем условиями, которые представляют собой целую систему.

Как выше отмечалось, право определять основные условия включения лиц в реестры таможенных представителей Союз оставил за собой (п. 3 ст. 397 ТК ЕАЭС), а полномочия установления дополнительных условий передал в компетенцию государств - членов ЕАЭС. Российская Федерация такое право использовала, дополнив в федеральном законе № 289-ФЗ основные условия по ТК ЕАЭС.

К основным условиям для таможенных представителей относятся:

а) наличие денежного обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя: в сумме 500 тыс. евро15, а при ограничении сферы деятельности таможенными операциями в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, - 5 млн руб.16;

б) наличие у таможенного представителя договора страхования своей гражданской ответственности на сумму не менее 20 млн руб.17;

в) отсутствие на день обращения с заявлением о включении в реестр не исполненной в срок обязанности по уплате таможенных платежей, пошлин по защите внутреннего рынка, пеней, процентов;

г) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, установленных законодательством государств - членов ЕАЭС.

К дополнительным условиям российским законодательством отнесены:

а) запрет иметь лицам такие виды организационно-правовых форм, как: казенное предприятие, государственное унитарное предприятие/организация, а также организации, среди учредителей которой были бы (прямо или косвенно) государственное унитарное предприятие/организация;

б) отсутствие неисполненной обязанности по уплате административных штрафов по одному и более вступившим в законную силу постановлениям по привлечению лиц к ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ;

в) наличие регистрации заявителя в личном кабинете.

Процедура включения лиц в реестр таможенных представителей может быть разделена на два этапа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Решение Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 64 «О размере обеспечения исполнения обязанностей таможенных представителей». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01415017/cncd_18102 017_64.

16 Часть 3 ст. 347 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

17 Часть 2 ст. 347 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

1-й этап: подача таможенному органу заявления18 в электронном виде19 или на бумажном носителе (в исключительных случаях) о включении заявителя в реестр таможенных представителей с приложением:

а) договора страхования риска гражданской ответственности;

б) документа, обеспечивающего исполнение обязанностей таможенным

20

представителем20.

2-й этап: рассмотрение таможенными органами заявлений. Сроки:

- 15 рабочих дней при подаче заявления в электронном виде;

- 20 рабочих дней при подаче заявления на бумажном носителе.

При соблюдении условий (кроме обеспечения исполнения обязанностей) принимается предварительное решение о включении в реестр, о чем уведомляют заявителя в срок 3 рабочих дня со дня его принятия.

В течение 10 рабочих дней заявитель должен предоставить недостающее обеспечение. При предоставлении его в указанный срок лицо включают в реестр таможенных представителей, при непредоставлении - отказывают, принимая решения об этом в срок 5 рабочих дней с момента предоставления обеспечения, либо с момента истечения срока на это. Срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на 30 дней, если для проверки заявленных сведений таможенный орган производит запрос документов у государственных органов и третьих лиц.

Информация о включении лица в реестр таможенных представителей вносится в единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) таможенных органов, о чем заявителю в срок 3 рабочих дня направляется уведомление.

Основаниями для принятия решения об отказе во включении заявителя в реестр таможенных представителей являются: несоблюдение условий для включения в него; недостоверность заявленных сведений; наличие в составе учредителей (участников) или руководителей заявителя лиц, являвшихся или являющихся участниками или руководителями иных юридических лиц, имеющих задолженность по уплате таможенных платежей, пошлин по защите внутреннего рынка и других платежей. Устранение причин, послуживших основанием для отказа во включении в реестр, позволяет повторно обращаться с заявлением.

При изменении сведений, указанных в реестре, на таможенном представителе (его правопреемнике) лежит обязанность поставить в известность

18 Содержание и перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении, регламентированы ст. 349 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

19 Форма, формат и структура заявления в электронном виде определяется федеральным органом власти, уполномоченным в области таможенного дела (ч. 5 ст. 342 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ).

20 Одновременно с подачей заявления допускается предоставление только договора страхования (ч. 2 ст. 342 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ).

об этом таможенные органы. Этапы процедуры аналогичны этапам подачи заявления о включении в реестр, кроме отведенных сроков.

На 1-м этапе срок, установленный заявителю для такого уведомления, составляет 5 рабочих дней, исчисляемый: а) со дня наступления события, повлекшего изменение сведений, содержащихся в реестре; б) со дня, когда лицу стало известно об их наступлении.

Заявление о внесении изменений в реестр подается в электронном виде21, а в исключительных случаях - на бумажном носителе с приложением оригиналов либо заверенных копий документов, в которые изменения внесены либо которыми подтверждается изменение сведений. При необходимости таможенный орган вправе запрашивать у государственных органов и третьих лиц необходимую информацию и/или документы.

На 2-м этапе сроки рассмотрения заявлений составляют: а) 15 рабочих дней, если оно в электронном виде (со дня получения); б) 20 рабочих дней, если заявление на бумажном носителе (со следующего дня после получения). При запросах сроки рассмотрения заявлений продляются до 30 рабочих дней.

По результатам рассмотрения заявления принимаются решения:

а) о внесении изменений в реестр путем занесения новой информации в ЕАИС таможенных органов, с сообщением заявителю в срок 3 рабочих дня;

б) об отказе во внесении изменений по основаниям: несоблюдение заявителем условий для его включения в него; недостоверность заявленных сведений.

Как отмечалось, полномочия по регулированию оснований и порядка приостановления и возобновления деятельности лиц в сфере таможенного дела законодательством ЕАЭС были переданы в компетенцию законодательств государств - членов ЕАЭС. Применительно к таможенному представителю Российской Федерацией такое право не реализовано22.

Также отмечалось, что право определять основания исключения таможенных представителей из реестра указанных лиц Союз оставил за собой (п. 3 ст. 397 ТК ЕАЭС), а вот полномочия по установлению дополнительных оснований исключения передал в компетенцию государств - членов ЕАЭС. Однако как и в случае с приостановлением и возобновлением деятельности таможенных представителей Российская Федерация такое право не использовала. В связи с чем основаниями исключения таможенных представителей

21 Формат и структура заявления в электронном виде определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ч. 4 ст. 343 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ).

22 К примеру, федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ допускал подобное ограничение как в отношении таможенного представителя, так и иных лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, исключая таможенного перевозчика (ст. 56).

из реестра названных лиц, предусмотренными исключительно ТК ЕАЭС (ст. 403), являются следующие:

1) неисполнение отдельных обязанностей, связанных с соблюдением условий включения лиц в реестр таможенных представителей, а именно:

а) наличие у таможенного представителя договора страхования своей гражданской ответственности на сумму в установленном размере;

б) наличие денежного обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя на сумму в установленном размере;

в) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, установленных законодательством государств - членов ЕАЭС;

2) неисполнение установленных ТК ЕАЭС обязанностей, связанных с функционированием (деятельностью) таможенных представителей, а именно:

а) по представлению таможенным органам отчетности с использованием информационных технологий (в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС);

б) по уплате таможенных платежей, пошлин по защите внутреннего рынка, при наличии солидарной обязанности по их уплате совместно с декларантом, в сроки, установленные в уведомлении таможенного органа;

3) заявление таможенного представителя о его исключении из реестра;

4) ликвидация юридического лица;

5) реорганизация юридического лица, за исключением реорганизации в форме преобразования, а также иных видов реорганизации, не влекущих прекращения деятельности юридического лица.

В то же время исключение из реестра не освобождает таможенного представителя от совершения действий, обязанность по исполнению которых возникла до исключения его из реестра.

Процедура исключения таможенного представителя из реестра достаточно проста, регламентирована ст. 344 федерального закона № 289-ФЗ и состоит в следующем. При желании быть исключенным из реестра таможенный представитель должен подать заявление в виде электронного документа, подписанного им усиленной квалифицированной подписью, через личный кабинет либо с использованием информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», либо на бумажном носителе, при технической невозможности подать его в электронном виде. При наличии задолженности по уплате таможенных и иных платежей ему будет отказано в исключении из реестра по собственному желанию.

Решение об исключении из реестра принимается путем внесения соответствующей информации в ЕАИС таможенных органов; лицу же направляется уведомление о принятом решении либо в виде электронного документа по тем же каналам связи, либо на бумажном носителе в течение 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Таможенный орган принимает решение об исключении из реестра в следующие сроки - 1-3 рабочих дня в зависимости от основания исключения.

Решение об исключении из реестра может быть отменено:

- в течение 7 рабочих дней со дня принятия (по основанию отсутствия договора страхования риска гражданской ответственности);

- в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем принятия (по основанию отсутствия обеспечения исполнения обязанности), при устранении лицом в данные сроки оснований его исключения из реестра.

Таможенный представитель обязан известить лиц, по поручению которых он совершает таможенные операции, о подаче им заявления об исключении из реестра за 15 рабочих дней до дня его подачи. С этого момента заключение им договоров с декларантами, иными заинтересованными лицами - не допускается.

При исключении таможенного представителя из реестра по иным основаниям он обязан известить об этом лиц, по поручению которых он совершает таможенные операции, не позднее 5 рабочих дней со дня направления ему уведомления об исключении его из реестра. Во всех случаях за ним сохраняется обязанность полного завершения действий, которая возникла до исключения его из реестра.

Характеристика таможенного представителя будет не полна без оценки его правового статуса, основа которого состоит из прав и обязанностей лица. Так, ТК ЕАЭС (ч. 1-3 ст. 404) предоставил и закрепил за таможенным представителем следующие права:

1) те же, что и за лицами, уполномочивающими его представлять их интересы во взаимоотношениях с таможенными органами (к примеру, если таким лицом является декларант, то его права приведены в ст. 84 ТК ЕАЭС);

2) требовать от представляемых им лиц документы и сведения (в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую, иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию) в объеме и сроки, необходимые для совершения таможенных операций и обеспечивающие соблюдение требований, установленных ТК ЕАЭС;

3) законодательством государств - членов ЕАЭС может устанавливаться право таможенного представителя ограничивать сферу своей деятельности таможенными операциями, совершаемыми: а) в отношении отдельных категорий товаров; б) в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемыми под таможенную процедуру экспорта; в) в отдельном регионе деятельности таможенного органа23.

Одновременно законодатель запретил предоставление таможенным представителям исключительных (эксклюзивных) прав и иных преимуществ,

23 В Российской Федерации это право закреплено в ч. 2 ст. 346 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

носящих индивидуальный характер (ч. 4 ст. 404 ТК ЕАЭС). Указанный запрет относится как к правоположениям законодательств государств - членов ЕАЭС, так и к контрольной деятельности со стороны таможенных органов за функционированием таможенных представителей.

В то же время таможенному представителю вменены и определенные обязанности, установленные:

- таможенным законодательством ЕАЭС;

- законодательством РФ.

Итак, обязанности таможенного представителя, установленные таможенным законодательством ЕАЭС (ст. 405 ТК ЕАЭС), следующие:

1) исполнение обязанностей, связанных с соблюдением условий включения в реестры:

а) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, с установленным размером страховой суммы;

б) наличие установленного размера обеспечения исполнения обязанностей, связанных с деятельностью таможенного представителя;

в) исполнение иных обязанностей по законодательству РФ;

2) исполнение обязанностей, связанных с функционированием в качестве таможенного представителя:

а) представление таможенным органам отчетности с использованием информационных технологий;

б) уплата таможенных и иных платежей, при наличии солидарной обязанности их уплаты совместно с декларантом в установленные сроки;

в) соблюдение запрета на неразглашение и неиспользование в собственных целях, а также непередача иным лицам полученной от представляемых лиц информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую, иную охраняемую законом тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию;

г) информирование таможенного органа об изменении сведений, заявленных при включении в реестр, и представлении документов, их подтверждающих, в течение 5 рабочих дней;

д) исполнение иных обязанностей, установленных ТК ЕАЭС и/или законодательством РФ.

Обязанности таможенного представителя, установленные законодательством РФ (ст. 348 федерального закона № 289-ФЗ):

1) опубликование на своем официальном сайте в сети Интернет актуальной информации о стоимости своих услуг в сфере таможенного дела;

2) представление таможенным органам отчетности о публикации стоимости оказываемых услуг в сфере таможенного дела;

3) соблюдение объявленных ограничений сферы деятельности.

В целом, в Российской Федерации как члене ЕврАзЭС, а ныне ЕАЭС, наблюдается достаточно стабильный рост числа таможенных представителей [18]:

2011 г........ 398 2012 г........474 2013 г........520

2014 г........ 517 2015 г........464 2016 г........409

2017 г........419 2018 г........489 2019 г........529

2020 г........586 2021 г........653

В литературе приводятся различные оценки роли и значения института таможенных представителей в зависимости от подходов, методов и критериев оценки, а также представлений самих исследователей о значимости института в сфере таможенного дела. Выделим некоторые, относящиеся к перспективам развития данного института в Российской Федерации.

Так, приводится 8'ШОТ-анализ, необходимый для построения концептуальной модели развития таможенного представителя [8, с. 20]. При этом в качестве сильных сторон функционирования института таможенных представителей отмечаются: а) предоставление при оказании представительских услуг наиболее прозрачного таможенного администрирования; б) способствование быстрому и эффективному перемещению грузов; в) участие в законотворческой деятельности в целях стимулирования и упрощения международной торговли; г) доступ к административным ресурсам.

В качестве слабых сторон: а) риски незаконного осуществления деятельности в указанном качестве; б) неэффективность деятельности некоторых организаций - таможенных представителей.

Также указываются благоприятные возможности (факторы) развития института, к которым отнесены: 1) возможности упрощения таможенных операций, а также применения эффективной системы таможенного контроля и таможенного администрирования при осуществлении посреднической деятельности; 2) ускорение процесса совершения таможенных операций и оптимизация расходов по перемещению товаров (их ввозу/вывозу); 3) конструктивное сотрудничество с таможенными органами в области профессиональной деятельности таможенного представителя, подготовки кадров, укреплении режима законности в сфере таможенного дела; 4) развитие конкурентоспособной сферы услуг в таможенном деле.

Неблагоприятные факторы следующие: 1) снижение спроса на услуги таможенных представителей по причине их самостоятельного осуществления декларантами; 2) возможность монополизации рынка услуг.

В качестве ценностных критериев для государства и бизнеса услуг, оказываемых таможенными представителями, названы следующие [8, с. 21]:

а) компетентность представителей в области оказываемых услуг;

б) использование для оказания услуг современных технологий, в том числе применяемых таможенной службой в сфере таможенного дела;

в) оперативность реагирования на новые стандарты регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела;

г) солидарный характер ответственности с декларантом.

При этом если к 8'ШОТ-анализу можно относиться с долей некоторого скепсиса, поскольку объективного обоснования и подтверждения указанных факторов не приведено, то ценностные критерии оказываемых таможенными представителями услуг в своей основе определены достаточно верно.

Одним из перспективных направлений развития, по мнению ряда аналитиков и самих таможенных представителей, видится введение применительно к таможенному представительству института их саморегулирования (саморегулируемой организации/СРО). Одни авторы, пропагандирующие саморегулируемость, видят в этом потенциал для обеспечения законности в деятельности таможенных представителей, другие - возможности для развития гражданского общества [16, с. 42-43]. В настоящее время в среде таможенных представителей функционируют инициативно созданные аналоги СРО, к примеру, Национальное объединение таможенных представителей (НОТП), которое практически с момента своего образования выдвигает идею принятия закона об обязательном членстве в СРО таможенных представителей (брокеров). Однако такой законопроект не спешат продвигать, в первую очередь, государственные структуры. По-видимому, СРО в целом не проявили себя достойно на рынке оказываемых услуг, в связи с чем в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.12.2015 № 2776-р24, дан критический анализ указанной деятельности. Так, была отмечена неэффективность деятельности ранее созданных СРО, высокая затратность вступления и поддержания членства в них, низкая исполняемость возложенных на них законодательством функций, отсутствие практического применения механизма имущественной ответственности в отношении членов СРО, низкая информированность потребителей и невостребованность ими возможностей и преимуществ СРО. СРО как посредники между его членами и государством представительства на должном уровне не осуществляют, что по сути свело их деятельность на уровень эксперимента, и, видимо, в ближайшее время внедрения указанного института в деятельность таможенных представителей по причине его неперспективности ожидать не следует.

Другое предложение совершенствования института таможенных представителей еще в 2013 г. высказывал А. В. Табаков, отмечая, что ограничение деятельности таможенных представителей территориями национальных государств - это системное противоречие интеграционным процессам, происходящим на евразийском пространстве, от которого следует отказаться [17, с. 48].

24 СЗ РФ. 2016. № 2 (часть II). Ст. 458.

Дискуссии продолжаются и вокруг солидарного характера обязанности таможенных представителей уплачивать совместно с декларантами предъявленные к взысканию таможенные и иные платежи, которая рассматривается либо как финансово обременительная для представителей, либо как необоснованное для него административно-правовое бремя. Однако внимания по этому вопросу заслуживает точка зрения Г. В. Матвиенко, отметившего, что солидарный характер указанной обязанности, предусмотренный таможенным законодательством, - это не абсолютное правило для гражданско-правовой ответственности, и возникает указанная ответственность исключительно из содержания действий представителя, наличии ущерба у какой-либо из сторон и причинно-следственной связи на основе распределения обязанностей сторон в гражданско-правовом договоре декларанта и его представителя. В связи с чем солидарная обязанность - это правовой инструментарий обеспечения принудительного характера взыскания недоимок в сфере таможенных правоотношений [11, с. 29-30].

Характеризуя надежность и эффективность деятельности института таможенных представителей в предназначенном им статусе, необходимо отметить, что в последнее десятилетие в РФ количество поданных представителями таможенных деклараций остается стабильно высоким в их общем массиве: в 2013 г. - 45 % [10, с. 111], в 2017 г. - 46 %, с долей уплаченных представителями в этот период таможенных платежей 74,4 % [12, с. 555]. При этом также наблюдается, что в настоящее время 60 % внешнеторговых сделок проходит под мониторингом таможенных представителей, а административных правонарушений в сфере таможенного дела ими совершается в 7 раз меньше, чем декларантами [7, с. 26]. Этот же автор отмечает, что доля деклараций, оформляемых профессиональными операторами в странах с рыночной экономикой, составляет 60-80 % [8, с. 19], а в США - 99 % [20, с. 230].

Таким образом, можно констатировать, что институт таможенных представителей в современных условиях с предназначением справляется. Но следует помнить, что его надлежащее функционирование в немалой степени обеспечено контролем, осуществляемым со стороны таможенных органов25, поэтому любые предложения по реформированию или модификации этого института должны быть подвергнуты объективной экспертизе и оценке на предмет положительного влияния нововведений на деятельность представителей, соблюдения баланса публичных и частных интересов, без бездумного копирования образцов аналогичных институтов других стран26, поскольку условия функционирования таможенных представителей в разных странах различны.

25 Особенностью этого контроля является то, что контролю подвержен весь механизм функционирования таких лиц, содержание которого, в свою очередь, также регламентировано таможенным законодательством.

26 К примеру США, где таможенными представителями могут являться и физические лица, в силу чего количество представителей доходит до 14 000 [7, с. 22-23].

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Брикса К. О. Этапы развития института таможенных представителей // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2019. № 1 (42). С. 51-54.

2. Вергуш К. В. Таможенный представитель: особенности правового положения // Вопросы экономики и права. 2015. № 82. С. 11-15.

3. Витюк В. В. Геоисторические и правовые аспекты формирования института таможенного представительства в период позднего СССР и Российской Федерации доинтеграционного периода // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 2 (99). С. 66-76.

4. Витюк В. В. Историко-правовые аспекты некоторых вопросов таможенного права, преподаваемого в вузах // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1 (94). С. 35-49.

5. Витюк В. В. СНГ: рынок свободной торговли и продовольственная безопасность Российской Федерации // Инновации и продовольственная безопасность. 2021. № 4 (34). С. 94-111.

6. Витюк В. В. Тарифно-преференциальный режим свободной торговли стран СНГ: характеристика, история становления, современный характер отношений и стратегия развития // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 3 (96). С. 79-98.

7. Денисова Н. А., Кононов А. А. Международный опыт развития института таможенного представителя // Бюллетень инновационных технологий. 2020. Т. 4, № 1 (13). С. 21-29.

8. Денисова Н. А. Роль и перспективы развития института таможенного представителя в современной таможенной системе Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 18-22.

9. Дригола Э. В. Правовой статус таможенного представителя как лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы VI всерос. науч.-практ. конф. 2019. С. 293-303.

10. Зимин С. В. Теневой рынок таможенных представителей в современных экономических условиях // Экономика, право и образование в условиях риска и неопределенности: тенденции и перспективы развития: материалы междунар. науч-практ. конф. 2016. С. 109-113.

11. Матвиенко Г. В. О брокере «бедном замолвите слово»: обзор практики применения пункта 4 статьи 405 Таможенного кодекса ЕАЭС // Вопросы экономики и права. 2021. № 8 (158). С. 27-34.

12. Мирошниченко К. К., Маркарьян Ю. А., Шевченко Е. И. Российский рынок таможенных представителей, его проблемы и перспективы // Аллея науки. 2017. Т. 4, № 16. С. 553-557.

13. Романова Е. Ю. Анализ распределения таможенных представителей и таможенных перевозчиков по территории Российской Федерации // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 11 (28). С. 940-945.

14. Сальков В. А., Витюк В. В. История первоначального становления института таможенных представителей в законодательстве СССР и Российской Федерации // Актуальные проблемы развития таможенного дела на современном этапе: материалы III Межвуз. студ. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 24 ноября 2021 г.). Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2022. С. 154-160.

15. Селезнев А. А., Самарец А. Д. Институт таможенных представителей в таможенном союзе // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2011. № 1 (38). С. 76-87.

16. Соколова Л. Я. К вопросу о роли саморегулирования в сфере таможенных правоотношений // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 42-44.

17. Табаков А. В. Территориальные пределы деятельности таможенных представителей в таможенном союзе Евразийского экономического сообщества // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2013. № 1 (45). С. 45-57.

18. Таможенная служба Российской Федерации: ежегодные сборники (за 2011-2021 гг.) / Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/ activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 22.05.2022).

19. Шерстобитов В. Ю. Анализ изменения условий включения юридического лица в реестр таможенных представителей // Вестник РТА. 2014. № 1. С. 93-98.

20. Шуклина З. Н. Совершенствование деятельности таможенного представителя на рынке таможенных услуг // Символ науки. 2016. № 1 (13). С. 229-235.

© Витюк В. В., 2022 © Vityuk V. V., 2022

Для цитирования:

Витюк В. В. Эволюция института таможенного представительства в период интеграционных процессов Российской Федерации на евразийском пространстве // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 3(100). С. 90-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.