Научная статья на тему 'Геоисторические и правовые аспекты формирования института таможенного представительства в период позднего СССР и Российской Федерации доинтеграционного периода'

Геоисторические и правовые аспекты формирования института таможенного представительства в период позднего СССР и Российской Федерации доинтеграционного периода Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Таможенное право / таможенный представитель (брокер) / деятельность в сфере таможенного дела. / Customs law / customs representative (broker) / activity in the field of customs.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Витюк Владимир Васильевич

Анализируются геоисторические и правовые аспекты формирования института таможенного представительства в сфере таможенного дела в период позднего СССР, его совершенствование в Российской Федерации доинтеграционного периода; приводится характеристика названного института, его правовой статус и механизм правоприменения в исследуемый период; оценивается значение института в сфере таможенного дела, отмечается положительное в нем и несовершенство; приводятся количественные данные таможенных представителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geohistorical and Legal Aspects of Formation of Customs Representation Institution in the Period of the Late USSR and the Russian Federation of Pre-integration Period

The geohistorical and legal aspects of the formation of the customs representation institution in the field of customs during the late USSR, its improvement in the Russian Federation of pre-integration period are analyzed; the characteristics of this institution, its legal status and the mechanism of law enforcement in the studied period are given; the importance of this institution in the field of customs is assessed, positive moments and imperfection are noted; quantitative data of customs representatives are given.

Текст научной работы на тему «Геоисторические и правовые аспекты формирования института таможенного представительства в период позднего СССР и Российской Федерации доинтеграционного периода»

УДК 339.543:342.98

DOI 10.24412/1815-0683-2022-2-83-98

В. В. ВИТЮК*

Геоисторические и правовые аспекты формирования института таможенного представительства в период позднего СССР и Российской Федерации доинтеграционного периода

Анализируются геоисторические и правовые аспекты формирования института таможенного представительства в сфере таможенного дела в период позднего СССР, его совершенствование в Российской Федерации доинтеграционного периода; приводится характеристика названного института, его правовой статус и механизм правоприменения в исследуемый период; оценивается значение института в сфере таможенного дела, отмечается положительное в нем и несовершенство; приводятся количественные данные таможенных представителей.

Ключевые слова: таможенное право, таможенный представитель (брокер), деятельность в сфере таможенного дела.

ВИТЮК Владимир Васильевич -доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного дела; доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. VityukV. V@yandex.ru.

VITYUK V. V. - Docent, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Customs; Associate Professor at the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics.

V.V. VITYUK

Geohistorical and Legal Aspects of Formation of Customs Representation Institution in the Period of the Late USSR and the Russian Federation of Pre-integration Period

The geohistorical and legal aspects of the formation of the customs representation institution in the field of customs during the late USSR, its improvement in the Russian Federation of pre-integration period are analyzed; the characteristics of this institution, its legal status and the mechanism of law enforcement in the studied period are given; the importance of this institution in the field of customs is

* Сибирский государственный университет путей сообщения. 630049, Новосибирск, ул. Д. Ко-вальчук, 191; Новосибирский государственный аграрный университет. 630039, Новосибирск, ул. Добролюбова, 160.

Siberian State University of Railway Transport. 191, D. Kovalchuk Str., Novosibirsk, 630049; Novosibirsk State Agrarian University. 160 Dobrolyubova Str., Novosibirsk, 630039.

assessed, positive moments and imperfection are noted; quantitative data of customs representatives are given.

Keywords: customs law, customs representative (broker), activity in the field of customs.

Современная правовая основа формирования в национальных законодательствах в таможенной сфере института представительства (представления интересов) заинтересованных лиц во взаимоотношениях с таможенными органами иными лицами - их представителями, заложена Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.1973), действующей в настоящее время в редакции Протокола от 26.06.1999 (Брюссель) «О внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур»1' 2. Так, в гл. 8 Генерального приложения к Конвенции закреплено, что заинтересованные лица осуществляют взаимоотношения с таможенной службой по своему выбору - либо лично, либо через уполномоченное третье лицо3, действующее от имени заинтересованного лица (стандартное правило4 8.1). При этом определен ряд правоположений, закрепляющих содержание правового статуса заинтересованных и третьих лиц (представителей) и правовой режим их взаимоотношений с таможенными органами, а именно:

а) равный (одинаковый) правовой характер взаимоотношений таможенной службы и заинтересованных лиц при совершении последними таможенных операций как от собственного имени, так и при посредничестве в этом третьих лиц (стандартное правило 8.3);

б) равный (одинаковый) объем правомочий как заинтересованных лиц, так и уполномоченных ими третьих лиц (их представителей) во взаимоотношениях с таможенной службой (стандартное правило 8.4);

в) право таможенной службы определять условия, при которых третье лицо не допускается к участию в таможенных операциях (стандартное правило 8.6), и обязанность письменного уведомления ею третьих лиц, когда тем отказано в участии в таможенных операциях (стандартное правило 8.7),

1 СЗ РФ. 2011. № 32. Ст. 4910.

2 В сфере международного права Конвенция вступила в силу 25.09.1974. В Российской Федерации Конвенция введена в действие с 04.07.2011 и применяется на основании Федерального закона от 03.11.2010 № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» // СЗ РФ. 2010. № 45. Ст. 5744.

3 Третье лицо - любое лицо, непосредственно взаимодействующее с таможенной службой в интересах другого лица по вопросам ввоза, вывоза, перевозки или хранения товаров (п. Е27/ Б26 гл. 2 Генерального приложения к Конвенции).

4 Стандартное правило - положение, применение которого признается необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных правил и процедур (п. «а» ст. 1 Конвенции).

остальные вопросы, в части:

- определения условий, при соблюдении которых третье лицо может действовать от имени и по поручению заинтересованного лица во взаимоотношениях с таможенной службой;

- определения ответственности третьего лица перед таможенной службой за уплату пошлин и налогов, а также иные нарушения,

отнесены к прерогативе национальных законодательств5 и в системе каждого из них, на практике в каждой из стран, реализовывались в соответствии с компетенцией ее национальных органов государственной власти и управления.

Более позднее по времени присоединение Российской Федерации, чем других стран мира, к Конвенции и ее ратификация не означает, что в указанной части положения Конвенции игнорировались или не применялись в СССР и/или в Российской Федерации. Фактически приведенные правопо-ложения Конвенции учитывались и использовались еще в законодательстве СССР, а в последующем в законодательстве Российской Федерации и таможенных законодательствах Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), последним из которых и сформирована современная правовая модель функционирующего в настоящее время института таможенных представителей в государствах - членах ЕАЭС.

Приведем краткий ретроспективный историко-правовой экскурс становления указанного института в период позднего СССР (1989-1991 гг.) и его правового совершенствования в Российской Федерации до периода начала евразийской интеграции (1992-2010 гг.). Указанные периоды времени представляют особенный интерес, обусловленный тем, что именно на этом этапе в непростых геоисторических условиях были заложены правовые основы функционирования института таможенного представительства, совершенствование которого в законодательном плане в результате практической апробации было продолжено, в результате чего на постсоветском пространстве была сформирована определенная правовая модель, ставшая в последующем основой данного института в таможенном законодательстве периода евразийской интеграции.

Исследований, посвященных изучению института таможенного представительства в контексте геоисторических событий в СССР и Российской Федерации с освещением правовой основы и содержания его статуса и характеристики на данном этапе (1989-2010 гг.), немного. Из относящихся к исследуемому вопросу отметим работы К. О. Бриксы [1], К. В. Вергуш [2], В. А. Салькова

5 Национальное законодательство - законодательные, нормативные правовые и иные акты компетентных органов Договаривающейся Стороны, подлежащие применению на территории этой Договаривающейся Стороны, включая вступившие в силу для этой Стороны международные договоры (п. «г» ст. 1 Конвенции).

и В. В. Витюка [8], А. В. Чигака и А. В. Смирнова [9], а также диссертационное исследование А. В. Чигака периода деятельности таможенного брокера (представителя) до 2000 г. [10].

Процесс перестройки различных сфер общественной жизни в СССР, связанный с именем первого и последнего его президента М. С. Горбачева, в 1986 г. затронул и внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Политико-экономической основой изменения механизма государственного управления в данной сфере отношений послужил процесс демократизации ВЭД, основанный на устранении государственной монополии на внешнюю торговлю и введении свободы на занятие ВЭД [5, с. 8]. Правовую базу обеспечил ряд последовательно принятых правительственных и партийных решений [5, с. 8]:

- постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 19.08.1986 № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями»;

- постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 17.09.1987 № 1074 «О дополнительных мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования»;

- постановление СМ СССР от 02.12.1988 № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций»;

- постановление СМ СССР от 07.03.1989 № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности».

Последний из перечисленных документов явился поистине судьбоносным для появления в законодательстве СССР института представительства в сфере таможенного дела, поскольку именно в нем закреплялась обязанность участников ВЭД осуществлять декларированиие товаров, перемещаемых через Государственную границу СССР, которое они должны были производить самостоятельно или на основе заключаемых договоров через Всесоюзное внешнеэкономическое объединение (ВВО) «Союзвнештранс» Министерства внешних экономических связей СССР либо другие организации, перечень которых определялся таможенной службой СССР (п. 4). Иными словами, впервые устанавливалось, что декларированиие товаров может производиться не самим участником ВЭД, а сторонней организацией на основании гражданско-правового договора [8, с. 155]. Ранее потребность в подобных мерах не возникала, поскольку ВЭД имели право заниматься исключительно государственные предприятия и организации, которые сами же и выступали декларантами ввозимых/вывозимых товаров.

В последующем процесс правового регулирования института таможенных представителей из общегосударственной сферы и правительственного уровня переместился в сферу таможенного законодательства на уровень ведомственного таможенного регулирования, поскольку в развитие постановления СМ СССР от 07.03.1989 № 203 Главным управлением государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) СССР 18.08.1989 был издан приказ № 137

«О правовом регулировании пропуска и декларирования товаров и имущества, перемещаемых через Государственную границу СССР»6, которым были утверждены Положение о порядке пропуска и декларирования товаров и имущества, перемещаемых через Государственную границу СССР (Положение) и Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, устанавливающие процедуру и условия пропуска товаров через государственную границу страны, правила заполнения таможенной декларации и механизм декларирования товаров таможенным органам. Разделом 7 Положения определялась процедура декларирования товаров, если их таможенное оформление осуществлялось на основе договора, заключаемого участником ВЭД с лицом, представляющим его интересы в отношениях с таможенными органами. В этом случае представителем участника ВЭД могла выступать советская организация, признанная таможенным органом в качестве организации, допущенной к декларированию на основании договора (декларанта), подтверждением чему служило свидетельство, выдаваемое таможней. Для признания за организацией права на ведение указанной деятельности (получения свидетельства) она должна была обращаться в таможню, к зоне деятельности которой она относилась. Таможенные органы осуществляли учет таких организаций и обеспечивали публикацию их списка для всеобщей информации.

Значительным вкладом в сферу правового регулирования таможенных правоотношений и института таможенных представителей явилось принятие в последний год существования СССР постановлением Верховного Совета (ВС) СССР от 26.03.1991 № 2053-1 Таможенного кодекса СССР (ТК СССР)7, введенного в действие с 01.07.1991 и заменившего морально и юридически устаревший ТК СССР 1964 г. В части декларирования товаров на основе договора ст. 57 ТК СССР предусматривалось такое право за предприятиями и организациями, получившими свидетельство о признании их допущенными к декларированию на основании договора (декларантами). Выдача свидетельств производилась на платной основе. Механизм их получения был аналогичен порядку, установленному приказом ГУ ГТК СССР от 18.08.1989 № 137, и в большей степени носил информационно-разрешительный характер: организация обязана была сообщить в заявлении, кем и когда она была создана, содержание осуществляемой ею деятельности, юридической адрес, номера банковских счетов и банковские учреждения, в которых они открыты, подтверждение известности прав и обязанностей декларанта, а также обязательство их выполнять, представив в подтверждение этих сведений учредительные документы (выписки), предусматривающие право осуществления данного вида деятельности, подтверждение банка о платежеспособности заявителя, а таможенный орган по результатам рассмотрения заявления должен был

6 В первоначальной редакции не публиковался.

7 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 17.

принять решение о признании заявителя декларантом и, соответственно, о разрешении заниматься ему данным видом деятельности или об отказе в этом; также предусматривались основания для отмены выданных свидетельств. Закреплялось условие о необязательности для таможенных органов результатов таможенных оформлений, произведенных декларантами на основании договоров (ст. 56). Более того, за таможенными органами устанавливалось право при наличии обоснованных сомнений в добросовестности осуществления представителями (работниками) декларантов своих обязанностей перед таможенной службой предлагать декларантам отменять полномочия своим представителям (ст. 58).

В литературе встречаются данные, что за период с 1989 по 1991 г. таможенными органами было выдано 62 свидетельства [9, с. 157].

В законодательном регулировании вопросов таможенного дела в связи с распадом СССР и появлением новообразованных государств - бывших союзных республик Союза ССР, а в Евразии - Содружества Независимых Государств (СНГ), и необходимостью формирования нового законодательства, в том числе таможенного, наступил переходный период, начавшийся с декабря 1991 г. и продолжавшийся до середины 1993 г. Таможенное право Российской Федерации того времени состояло, в первую очередь, из Таможенного кодекса СССР, применявшегося в части, не противоречащей новому российскому таможенному законодательству. Принятие в 1993 г. Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ)8 в основном завершило переходный период, хотя до конца 1993 г. на основании п. 4 постановления ВС РФ от 18.06.1993 № 5223-1 «О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации» разрешалось применение ряда статей ТК СССР, в том числе упомянутой выше ст. 57, еще в течение 6 месяцев с момента опубликования ТК РФ [4, с. 36]. Соответственно, в отношении правового института таможенных представителей был установлен переходный период, в течение которого должны были прекратить действие ранее выданные свидетельства декларантов на договорной основе и начата выдача лицензий на осуществление деятельности в качестве таможенных брокеров. По оценкам А. В. Чигака, за период с 1992 по 1994 г. таможенными органами было выдано 384 свидетельства [10, с. 34].

Одной из особенностей ТК РФ 1993 г. в отличие от ТК СССР явилось формирование нового понятийно-терминологического аппарата для института представительства в области таможенного дела. Так, понятиями, определяющими субъектов внешнеэкономической деятельности и их представителей перед таможенными органами, стали следующие:

- лица, перемещающие товары - т. е. являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве,

8 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 31. Ст. 1224; Российская газета. 1993. 21 июля. № 138.

достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товарами действий, предусмотренных ТК РФ, от собственного имени (п. 9 ст. 18 ТК РФ);

- таможенный брокер - российское юридическое лицо, допущенное таможенными органами путем выдачи лицензии к осуществлению посреднической деятельности в области таможенного дела в указанном качестве, заключающейся в совершении от собственного имени любых операций по таможенному оформлению и при осуществлении таможенного контроля и выполнению других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемых им лиц с объемом прав, обязанностей и ответственностью, как если бы он самостоятельно перемещал товары через таможенную границу9;

- декларант - лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени (п. 10 ст. 18 ТК РФ).

Таким образом, понятие декларанта не ограничивалось только собственно участниками ВЭД (продавцы, покупатели, собственники, лизингополучатели, арендаторы и другие правовладельцы товаров), т. е. лицами, перемещающими товары, а дополнялось еще и субъектами - их посредниками (представителями) в отношениях с таможенными органами. Подобная правовая конструкция сформирована законодателем для создания солидарной ответственности в сфере таможенного дела обоих указанных лиц в качестве гарантии обеспечения соблюдения законодательства как при перемещении товаров, так и на этапе их таможенного оформления и осуществления таможенного контроля, вплоть до момента завершения всех таможенных процедур.

Второй особенностью ТК РФ 1993 г. являлась более конкретная и жесткая в правовом плане формализация условий допуска лиц к деятельности в качестве таможенных брокеров и условий ее осуществления. Так, для получения права на ведение деятельности в статусе таможенного брокера заявитель, согласно ч. 1 ст. 158 ТК РФ, должен был иметь:

а) штатного специалиста по таможенному оформлению, квалификация которого подтверждена одноименным аттестатом;

б) договор страхования деятельности со страховой суммой не менее 10 000-кратного размера ММОТ;

в) материально-техническое оснащение, достаточное для осуществления деятельности в статусе таможенного брокера10;

9 Авторский вариант определения, основанный на правоположениях ч. 1 ст. 157, ч. 1 и 2 ст. 159 ТК РФ.

10 В последующем перечень предметов материально-технического оснащения определен п. 6.1 Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов, утвержденного приказом ГТК России от 15.06.1998 № 392, к которым отнесены: а) автоматизированные средства обработки информации; б) программные продукты; в) множительная техника; г) средства связи, достаточные для надлежащего выполнения обязанностей таможенного брокера.

г) условия, обеспечивающие ведение учета и отчетности, достоверно отражающие таможенные операции, совершаемые с товарами, находящимися под таможенным контролем11.

Прекращение деятельности лиц в качестве таможенных брокеров могло наступить в случаях:

- неоднократного невыполнения обязанностей таможенного брокера;

- неоднократного совершения правонарушений, за которые законодательством предусмотрена ответственность;

- неправомерного причинения представляемым лицам существенного ущерба, что установлено судом;

- признания таможенного брокера несостоятельным (банкротом) либо объявление им об этом самостоятельно;

- пользования услугами специалиста, не имеющего либо лишенного квалификационного аттестата, либо аттестат которого недействителен (подложен, аннулирован, отозван, с истекшим сроком действия), а также приостановлен;

- нарушения налогового законодательства Российской Федерации.

Третьей особенностью ТК РФ 1993 г. являлся переход таможенной службы Российской Федерации к использованию лицензий в качестве документов, подтверждающих признание лица таможенным представителем (брокером) и дающих право на осуществление этого вида деятельности, выдаваемых таможенными органами от имени ГТК России. Процедура лицензирования была платной. Размер сбора составлял 500-кратный размер ММОТ, а за возобновление деятельности лицензии после ее приостановления - 1 000-кратный размер ММОТ12. При этом при досрочном прекращении деятельности таможенного брокера ни при каких условиях сбор не возвращался. Лицензия могла быть отозвана ГТК России по вышеуказанным основаниям, что влекло прекращение деятельности лиц в качестве брокеров, а также аннулирована ГТК России, если она была выдана в нарушение установленного порядка

11 В последующем система учета, порядок и объем отчетности о деятельности, осуществляемой брокером в сфере таможенного дела, определены разд. 7 Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов, утвержденного приказом ГТК России от 15.06.1998 № 392. Так, систему учета составляли: а) книга учета операций с товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, оформленными таможенным брокером; б) книга реестра заключенных договоров с представляемыми лицами; в) бухгалтерский учет первичных документов и ведение бухгалтерского баланса. Отчетность состояла в представлении брокером в таможенный орган ежеквартального отчета обо всех операциях за отчетный период и выписку из книги реестра заключенных и действовавших в отчетный период договоров, а по окончании календарного года - годовую бухгалтерскую отчетность и годовой отчет о расчетах брокера с таможенными органами.

12 Подпункты 6 и 7 п. 3 постановления ВС РФ от 18.06.1993 № 5223-1 «О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации». Ставки сборов определены из расчета действия лицензии сроком на три года.

или приостановлена на срок до трех месяцев, если установлено, что брокер злоупотреблял своими правами.

Четвертой особенностью ТК РФ 1993 г. было то, что взаимоотношения таможенного брокера с представляемым лицом должны были оформляться нотариально удостоверенным договором, что не практиковалось российским гражданским правом в отношении договоров подобного вида, но ему не противоречило (ст. 163 ГК РФ).

В то же время, определив многие аспекты, касающиеся правового статуса таможенного брокера и условий лицензирования его деятельности, а также условий функционирования брокера в указанном качестве, законодатель все же не до конца урегулировал данные вопросы, отнеся их, к примеру, к дальнейшей компетенции Правительства РФ - в части утверждения им положения о таможенном брокере (ч. 3 ст. 157 ТК РФ), и к полномочиям ГТК России -в части определения порядка выдачи лицензии для осуществления деятельности таможенного брокера (ч. 2 ст. 158 ТК РФ). Подобное законодательное проектирование правоположений института таможенного представительства (брокерства) на несколько лет отодвинуло его внедрение и реальное применение в практике таможенного дела. Только через три года, в 1996 г. постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 № 873 было утверждено Положение о таможенном брокере13, которым были уточнены некоторые аспекты статуса брокера, его деятельности в названном качестве, условия получения лицензии. Так, к примеру:

а) запрещалось занятие данным видом деятельности казенным предприятиям (п. 1);

б) сфера деятельности брокера могла быть им добровольно ограничена определенными категориями товаров и/или видами транспорта, на которых они перемещались14 (п. 3);

в) статус договоров, заключаемых таможенными брокерами с представляемыми ими лицами, квалифицировался как публичный15 (п. 10);

13 СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3737.

14 Фактически к варианту самоограничения сферы деятельности брокера можно относить и определение им региона своей деятельности: а) в пределах региона деятельности одной таможни; б) в пределах региона деятельности нескольких таможен, подчиненных одному РТУ; в) в регионе деятельности нескольких РТУ или на всей территории РФ, от чего зависело, какой таможенный орган будет выдавать лицензию, а соответственно, рассматривать заявление о ее выдаче. Регион деятельности брокера указывался в лицензии.

15 Публичность данного вида договора законодателем усматривалась в обязательности таможенного брокера заключить такой договор с любым лицом, которое к нему обратится, за исключением случаев, когда имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие такого лица являются противоправными и влекущими уголовную или административную ответственность, а также в иных случаях, предусмотренных Положением о таможенном брокере (п. 11 Положения). Квалификация договора как публичного предоставляла Правительству РФ право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении таких договоров (п. 4 ст. 426 ГК РФ).

г) к требованию о нотариальном удостоверении договора были сделаны исключения16 (п. 12);

д) вводилось определение понятию таможенного брокера17 (п. 1);

е) усовершенствовались условия получения лицензии на осуществление деятельности таможенного брокера, в частности (п. 4):

- уточнены условия наличия в штате таможенного брокера одной единицы специалиста по таможенному оформлению и случаи их наличия в количестве более чем один специалист18;

- установлено в качестве условия получения лицензии - наличие обеспечения выполнения обязательств перед таможенными органами РФ19;

- установлено в качестве условия получения лицензии - наличие полностью оплаченного уставного капитала в размере, обеспечивающем возмещение убытков представляемых лиц и уплату задолженности по

16 Нотариальное удостоверение договора не требовалось в случаях, когда:

а) его предметом являлось разовое совершение таможенным брокером операций по таможенному оформлению одной партии товаров, стоимость которой не превышает предела, устанавливаемого ГТК России;

б) его предметом являлись действия при осуществлении предварительных операций;

в) имеют место иные случаи, определяемые ГТК России.

17 Под таможенным брокером понималась коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Следует отметить отсутствие принципиального отличия данного определения от признаков характеристики понятия, приведенных в ч. 1 ст. 157 ТК РФ.

18 Отнесено Положением к полномочиям ГТК России. В последующем установлены пунктом 1.16 Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов, утвержденного приказом ГТК России от 15.06.1998 № 392. Так, если таможенный брокер планирует осуществлять деятельность в регионе деятельности нескольких таможен, подчиненных одному региональному таможенному управлению (РТУ), в регионах деятельности нескольких РТУ или на всей территории Российской Федерации, то специалист I категории должен присутствовать в каждом обособленном структурном подразделении брокера; в остальных случаях возможно наличие одного специалиста соответствующей категории (I или II).

19 Отнесено Положением к полномочиям ГТК России. В последующем определено пунктами 5.6 и 5.7 Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов, утвержденного приказом ГТК России от 15.06.1998 № 392. Так, сумму первоначального обеспечения обязательств таможенного брокера для получения им лицензии, а также на период первого года его деятельности, брокер рассчитывает самостоятельно, исходя из ее размера, равного не менее 50 % среднеквартальной суммы таможенных платежей и процентов за отсрочку, рассрочку их уплаты, начисленных в отношении товаров, которые брокер предполагает декларировать, но не менее 2500-кратного размера МРОТ. В последующем ежегодно решается вопрос о необходимости перерасчета суммы обеспечения, но уже из расчета среднемесячной суммы таможенных платежей, процентов за отсрочку, рассрочку их уплаты, начисленных в отношении товаров, продекларированных таможенным брокером в истекшем году. Видами обеспечения могли служить: а) банковская гарантия; б) поручительство третьего лица; в) залог товаров и транспортных средств; г) внесение денежных средств на депозит таможенного органа (п. 5.2 Порядка).

таможенным платежам, штрафам, иным видам платежей в сфере таможенного дела20;

- введена плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности таможенного брокера21.

Поскольку в Положении о таможенном брокере, как и в ТК РФ, имели место нормы, отсылающие для целей их дальнейшей детализации к полномочиям ГТК России, то и на этом этапе институт таможенных брокеров в полной мере функционировать не начал.

В развитие норм ТК РФ и Положения о таможенном брокере ГТК России приказом от 15.06.1998 № 392 утвердил Порядок лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов, что явилось завершающим этапом правового оформления института таможенного брокерства.

Однако с введением в обычную практику таможенного дела достаточно сложного в правовом плане и обременительного в финансовом отношении института таможенного представительства возникли непредвиденные проблемы, что вызвало необходимость принятия ГТК России приказа от 02.09.1998 № 600 «О мерах по введению в действие института таможенных брокеров», которым предусматривался ряд организационных мер по интенсификации его применения. Одновременно до 01.01.1999 был продлен срок, когда в качестве декларантов товаров и транспортных средств других лиц могли выступать организации, получившие свидетельство на право декларирования в порядке, установленном приказом ГУ ГТК СССР от 18.08.1989 № 137 (разд. 7)22, в силу чего переходный период применения данного приказа (после утраты юридической силы ст. 57 ТК СССР) растянулся почти на пять лет.

Достоверные статистические данные о количестве выданных лицензий таможенных брокеров за период действия ТК РФ 1993 г. не приводятся, а опубликованные сведения официального характера отсутствуют. Доступным официальным источником является только интернет-конференция, проведенная 30.09.2003 статс-секретарем - заместителем председателя ГТК России Ю. Ф. Азаровым, во время которой было сказано о 541 лицензии таможенного брокера [7].

20 Отнесено Положением к полномочиям ГТК России по согласованию с Министерством экономики РФ.

21 Отнесено Положением к полномочиям ГТК России. В последующем размер платы определен п. 2.4 Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов, утвержденного приказом ГТК России от 15.06.1998 № 392, в размере 100-кратного размера МРОТ. Плата при выдаче лицензии засчитывалась в счет сбора за ее выдачу, при отказе в выдаче лицензии - не возвращалась.

22 Окончательно утратил силу в указанной части согласно приказу ГТК России от 22.09.2000 № 863 «О неприменении некоторых ведомственных нормативных актов Союза ССР по таможенным вопросам».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спустя десятилетие после принятия ТК РФ 1993 г. вновь потребовалась модернизация таможенного законодательства, причинами послужили произошедшие изменения в социальной, политической, экономической и правовой сферах. Синтезированный вариант изложения указанных причин, интегрированных геоисторическими факторами, приведен в другой работе автора и дублирования не требует [4, с. 36-37]. Прежнее таможенное законодательство устаревало, отставая от современных реалий общественных отношений, и требовало адаптации к обновленному в 1993-2002 гг. национальному законодательству. Оказывали влияние и внешние факторы: так, стремление вступления России в мировое экономическое сообщество в качестве равноправного члена, в первую очередь в ВТО, требовало учета действующего международного права, в том числе в сфере таможенного дела. Требования обновления также вытекали и из необходимости унификации таможенного и иных законодательств со странами, заключившими соглашение о создании таможенного союза, а также со странами СНГ, связанными между собой рядом межгосударственных экономических отношений, в том числе в таможенной сфере.

Поскольку ТК РФ 1993 г. был рассчитан на продекларированную государством политику либерализации ВЭД в условиях практического отсутствия как законодательных, так и организационных механизмов эффективного регулирования рыночных, в том числе внешнеэкономических отношений, на потребности оперативного правового реагирования на порядок импорта товаров в Российскую Федерацию и экспорта товаров из нее, на что широкие полномочия были предоставлены Правительству Российской Федерации и таможенной службе (ГТК/ФТС) России, к началу 2000-х гг. он морально устарел и стал утрачивать регулирующее воздействие. В связи с этим в 2003 г. был принят новый Таможенный кодекс РФ23, а также Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», которые разрешили большинство накопившихся вопросов в указанных сферах отношений, и тем самым:

а) обновили правовую основу таможенной деятельности;

б) учли процесс экономической интеграции России в мировое экономическое сообщество;

в) провозгласили новую идеологию регулирования таможенного дела.

В новом ТК РФ 2003 г. местоположение гл. 15 «Таможенный брокер (представитель)» (статьи 139-148) не изменилось, она, как и гл. 24 «Таможенный брокер», входившая в разд. IV «Таможенное оформление» ТК РФ 1993 г., относилась к аналогичной части Кодекса (подразделу 1 «Таможенное оформление» разд. II «Таможенные процедуры»), в которой вперемежку с таможенными процедурами24 содержались и нормы в отношении отдельных субъектов

23 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

24 Такими как прибытие и убытие товаров на/с таможенную территорию, внутренний таможенный транзит, временное хранение, декларирование товаров и их выпуск.

деятельности в области таможенного дела25, в том числе и таможенного брокера. Помимо гл. 15 в ТК РФ 2003 г. была предусмотрена еще и гл. 3 «Деятельность в области таможенного дела» (статьи 18-22) раздела I «Общие положения», которая содержала нормы, общие для всех субъектов, осуществляющих указанный вид деятельности.

При этом правоположения ТК РФ 2003 г. вновь значительно видоизменились как в целом, так и в части института таможенного брокера (представителя). Во-первых, был существенно модифицирован понятийно-терминологический аппарат института таможенного представительства:

- понятие «лица, перемещающие товары» было исключено из ТК РФ. Его содержание по смыслу синонимировали с современным понятием декларанта;

- изменено содержание понятия «таможенный брокер»; оставаясь по статусу посредником, он таможенные операции в сфере таможенного дела стал осуществлять не от собственного имени, а от имени представляемых им лиц (декларанта или иных лиц, управомоченных или обязанных совершать определенные таможенные операции) (п/п 17 п. 1 ст. 11)26;

- изменено содержание понятия «декларант»; оно сужено за счет исключения из него понятия таможенного брокера. Соответственно, таможенный брокер перестал признаваться декларантом, под которым ТК РФ в новом варианте стал понимать лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п/п 15 п. 1 ст. 11).

Во-вторых, был дополнен перечень оснований для добровольного ограничения таможенным брокером своей деятельности: а) таможенными операциями в отношении определенных видов товаров; б) таможенными операциями в отношении товаров, перемещаемых отдельными видами транспорта; в) отдельными видами таможенных операций; г) регионом деятельности (одного или нескольких) таможенных органов.

В-третьих, сохранив публичный характер, договор таможенного брокера с декларантами и другими заинтересованными лицами перестал иметь обязательность быть нотариально удостоверенным.

В-четвертых, произошел отказ от лицензионного порядка27 допуска лиц к деятельности в качестве таможенных брокеров и введен порядок включения

25 Таких как таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, таможенного брокера (представителя).

26 Соответственно, таможенный брокер (представитель) оставаясь формально посредником, по сути прекратив совершение юридических значимых действий для представляемых лиц от собственного имени, и будучи теперь обязанным их совершать от имени декларанта или других заинтересованных лиц, сменил свой статус на представителя.

27 Основанием названному послужило принятие федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в перечень которых деятельность в сфере таможенного дела не была включена.

их в соответствующий реестр таможенных брокеров (представителей). Плата за включение в реестр не предусматривалась. Подтверждением включения лица в реестр служило свидетельство.

В-пятых, солидарный характер ответственности таможенного брокера и декларанта за уплату таможенных платежей нашел закрепление в Кодексе.

В-шестых, видоизменились условия включения лиц в реестр таможенных брокеров и, соответственно, их допуска к деятельности в указанном качестве. Так, согласно ст. 140 ТК РФ такими условиями стали:

а) наличие в штате не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих соответствующий квалификационный аттестат;

б) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда или паевых взносов;

в) наличие обеспечения уплаты таможенных платежей в сумме не менее 50 млн руб.;

г) наличие договора страхования риска гражданской ответственности таможенного брокера перед представляемыми им лицами на сумму не менее 20 млн руб.

Прекращение деятельности лиц в качестве таможенных брокеров осуществлялось путем отзыва свидетельства о включении лиц в реестр таможенных брокеров (представителей) по следующим основаниям:

- несоблюдение брокером любого из условий его включения в реестр;

- неоднократное привлечение брокера к административной ответственности за нарушения таможенных правил, квалифицируемых статьями 16.116.3, 16.15, 16.22 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, на основе отдельных признаков характеристики брокера, приведенных в п/п 15 п. 1 ст. 11 и ст. 139 ТК РФ, его доктри-нальное определение того периода могло бы быть следующим: таможенный брокер (представитель) - российское юридическое лицо, исключая казенное предприятие, допущенное таможенными органами путем включения в реестр таможенных брокеров (представителей) к осуществлению посреднической деятельности в области таможенного дела в указанном качестве, заключающейся в совершении от имени декларантов или других заинтересованных лиц28 по их поручению таможенных операций, с объемом прав, обязанностей, а также ответственностью, предусмотренными таможенным законодательством.

Достоверных данных о количестве свидетельств таможенного брокера, выданных лицам, внесенным в одноименный реестр, за период действия ТК РФ 2003 г. немного. Информацию можно почерпнуть только из опубликованного

28 Заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров и/или транспортных средств непосредственно и индивидуально, если из правоположений Кодекса не вытекает иное (п/п 18 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

на официальном сайте выступления руководителя ФТС России А. Е. Жери-хова 17.11.2005 на первой Всероссийской конференции таможенных брокеров, в котором говорится, что на 01.01.2004 брокерскую деятельность осуществляли около 250 таможенных брокеров, на 01.01.2005 - около 350, а на ноябрь 2005 г. - более 400 [6]. В справочных данных ФТС России, также опубликованных на официальном сайте, приводится количество таможенных брокеров по состоянию на 01.01.2008 - 450 [11].

Дальнейшая модификация общественного уклада, социальных и экономических отношений, реформирование государственного аппарата и системы государственного управления обусловили необходимость совершенствования таможенного законодательства, адаптированного к реалиям общественных и государственных явлений, содержанию интеграционных процессов, осуществляемых на постсоветском пространстве (государственный союз РФ и Беларуси, СНГ, ЕврАзЭС, таможенный союз и др.), стремлению России к членству в ВТО [3, с. 86; 4, с. 38]. С 01.07.2010 был введен в действие новый Таможенный кодекс таможенного союза (ТК ТС, 2009 г.)29, учитывающий, в первую очередь, требования международного права, а также специфику созданной региональной экономической интеграции в статусе Евразийского экономического сообщества (2000 г.) в составе Российской Федерации, республик Беларуси и Казахстана и образование в его рамках таможенного союза (2007 г.)30.

Именно на фоне общеисторических и общеполитических процессов, повлиявших на содержание как таможенного права в целом, так и его отдельных институтов, в том числе и института таможенного представительства, произошло изменение законодательства о внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности и таможенного законодательства. Таможенное законодательство вышло за рамки национального и будучи унифицированным в своей основе ТК ТС обрело уровень и статус наднационального, регионального, международного, межгосударственного (в рамках ЕврАзЭС). В рамках Российской Федерации основным правовым актом в данной сфере стал федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»31, очередной правовой модификации подвергся и институт таможенного представительства.

Список литературы

1. Брикса К. О. Этапы развития института таможенных представителей // Вестник С-Петербургской юридической академии. 2019. № 1 (42). С. 51-54.

29 СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

30 В скобках приведены даты заключения соответствующих договоров и соглашений.

31 Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252; Российская газета. 2010. 29 ноября. № 269.

2. Вергуш К. В. Генезис института таможенных представителей в современной России (1993-2010 годы) // Власть Закона. 2016. № 1 (25). С. 162-170.

3. Витюк В. В., Витюк Д. В. Понятие сельскохозяйственных товаров в терминологии таможенного права при изучении студентами специальности «Таможенное дело» // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 2 (95). С. 85-99.

4. Витюк В. В. Историко-правовые аспекты некоторых вопросов таможенного права, преподаваемого в вузах // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1 (94). С. 35-49.

5. Витюк В. В. Историографический очерк эволюции понятия страны происхождения товаров в таможенном законодательстве постсоветского периода // Проблемы антикризисного управления и экономического регулирования (ПАУЭР-2018): материалы IV национальной науч.-практ. конф. (Новосибирск, 22-23.05.2018). Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2018. С. 8-15.

6. Выступление руководителя ФТС России Жерихова А. Е. на первой Всероссийской конференции таможенных брокеров 17.11.2005. URL: https://customs. gov.ru/press/actual-no/document/19502?print=1 (дата обращения: 06.05.2022).

7. Интернет-конференция статс-секретаря - заместителя председателя ГТК России Азарова Ю. Ф. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/154 76?print=1 (дата обращения: 06.05.2022).

8. Сальков В. А., Витюк В. В. История первоначального становления института таможенных представителей в законодательстве СССР и Российской Федерации // Актуальные проблемы развития таможенного дела на современном этапе: материалы III межвуз. студ. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 24.11.2021). Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2022. С. 154-160.

9. Чигак А. В., Смирнов А. В. Институт таможенных брокеров: состояние и перспективы // Таможенные ведомости. 1997. № 7. С. 155-162.

10. Чигак А. В. Таможенный брокер как субъект внешнеэкономической деятельности России: дисс. ... канд. эк. наук: 08.00.14. М., 2000. 175 с.

11. ФТС России совершенствует работу с Реестрами таможенных брокеров, владельцев таможенных складов и складов временного хранения. 10.01.2008. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/14474?print=1 (дата обращения: 06.05.2022).

© Витюк В. В., 2022 © Vityuk V. V., 2022

Для цитирования:

Витюк В. В. Геоисторические и правовые аспекты формирования института таможенного представительства в период позднего СССР и Российской Федерации до-интеграционного периода // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 2(99). С. 83-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.