Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности таможенного представителя на рынке таможенных услуг'

Совершенствование деятельности таможенного представителя на рынке таможенных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7245
806
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА / РЫНОК УСЛУГ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуклина Зинаида Николаевна

Повышение значимости и роли таможенного представителя связано с развитием рынка таможенных услуг, спросом на качественные услуги, влиянием таможенной стоимости груза на рентабельности всего бизнеса, необходимостью инновационно-информационного и инфраструктурного обеспечения этой сферы. Совершенствование деятельности таможенного представителя связано с повышением уровня профессионализма, развитием института таможенного представительства, строгого следования нормам и законам, применением концепции саморегулирования, оптимизацией таможенных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности таможенного представителя на рынке таможенных услуг»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

Существует множество нотаций, применяемых для моделирования бизнес-процессов. Самыми распространёнными являются [2, с. 156]:

• BPMN — функциональная последовательность работ. Спецификация ВРМК описывает условные обозначения для отображения бизнес-процессов в виде диаграмм бизнес-процессов. Для этого язык использует базовый набор интуитивно понятных элементов, которые позволяют определять сложные семантические конструкции.

Основная цель ВРМК — создание стандартного набора условных обозначений, понятных всем пользователям.

• ARIS eEPC — событийная последовательность работ. В данной методологии предприятия будет рассматриваться как сложная система, а она в свою очередь будет состоять из четырех главных групп моделей: моделей организационной структуры, моделей функций, моделей данных и объединяющих эти три группы моделей бизнес-процессов.

• Нотации семейства IDEF — логическая последовательность работ. Это, пожалуй, лучшая методология, с помощью которой можно описывать не только бизнес-процессы, но и функциональные блоки, всевозможные объекты в компании и действия над ними. В добавок к этому, можно описывать также состояние и динамику развития бизнес-единиц компании и компании в целом.

После описания бизнес-процессов с помощью данных нотаций фиксируются все спорные места. В результате, за короткое время и с минимальными затратами получают диаграммы «как есть» предприятия и в дальнейшем выявляют наиболее выгодные области процессов для совершенствования и автоматизации информационных систем предприятия. Что позволит разработать диаграмму «как должно быть» и приступить к совершенствованию информационного обеспечения управления.

Список использованных источников

1. Олейник П.П. Корпоративные информационные системы: Учебное пособие /П.П. Олейник. / Издательский дом "Питер» - 2012 - 174 с.

2. Павлюк А. К. Применение реинжиниринга бизнес-процессов на предприятиях / А. К. Павлюк, Н. И. Меркушева // Молодой ученый. - 2015. - №1. - 405 с.

© А.Ф. Шигапова, А.Г. Файзуллина, 2016

УДК 331.422

Шуклина Зинаида Николаевна, д. э. н.,

профессор кафедры таможенного дела и маркетинга БГУ, Брянский Государственный Университет,

Россия, г. Брянск zn-shuklina@yandex.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НА РЫНКЕ

ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Аннотация

Повышение значимости и роли таможенного представителя связано с развитием рынка таможенных услуг, спросом на качественные услуги, влиянием таможенной стоимости груза на рентабельности всего бизнеса, необходимостью инновационно-информационного и инфраструктурного обеспечения этой сферы. Совершенствование деятельности таможенного представителя связано с повышением уровня профессионализма, развитием института таможенного представительства, строгого следования нормам и законам, применением концепции саморегулирования, оптимизацией таможенных операций.

Ключевые слова

таможенный представитель, таможенная услуга, рынок услуг, таможенный контроль

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

В условиях развития мирового рынка таможенное представительство является значимым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности России. С принятием Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) была произведена замена понятия «таможенный брокер» на «таможенный представитель». Услуги, предоставляемые таможенными представителями, востребованы и необходимы во внешнеэкономической деятельности. Во многом потребность в профессиональном подходе к таможенному оформлению вызвана объективными факторами, сложностью и неоднозначностью трактовки таможенного законодательства, непрозрачностью таможенного администрирования и рядом других факторов.

Таможенные услуги - это вид бизнеса для бизнеса, осуществляемый специализированными компаниями, выступающими в качестве подрядчиков по выполнению вспомогательных бизнес-процессов. ТК ТС включил статью о таможенном представителе в главу под названием «Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела», акцентируя участие таможенного представителя в правоотношениях «таможенный представитель - таможенные органы», а затем в отношениях «таможенный представитель -участник ВЭД». Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей. Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.

Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.[1,с.32-33]

По характеру услуг эксперты разделяют рынок на самостоятельные сегменты: рынок таможенных брокеров, рынок грузоперевозок, складов, консультационных и юридических услуг. [3, с.65-67] На рынке государственных услуг таможенная служба в настоящее время практически остается монополистом в институциональной, инфраструктурной и процедурно-технологической формах. Современная философия таможенного дела определяет новое фундаментальное направление развития сектора таможенных услуг -содействие торговле, участникам ВЭД, при этом обозначает и подчеркивает качественно новую для таможенной системы проблему формирования и применения маркетинга в коммерческом секторе таможенных услуг. В составе предоставляемых брокерских услуг: оформление внешнеэкономических контрактов и паспортов сделок; подбор кодов ТН ВЭД, расчет и начисление таможенных платежей; получение сертификатов соответствия, происхождения, фитосанитарных, радиационных и ветеринарных свидетельств; оценка таможенной стоимости отправляемых и принимаемых товаров; получение лицензий Министерства экономического развития и торговли, разрешений Москомприроды, регистрационных удостоверений Министерства здравоохранения и социального развития, заключений Минобороны; таможенное оформление экспортно-импортных грузов.[4, с.87-88]

За февраль 2015 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 393,7 млрд рублей. За два первых месяца текущего года в государственную казну было перечислено таможенных платежей на сумму в 700 млрд. рублей, что на 30% меньше показателя, достигнутого за аналогичный период прошлого года, когда в государственную казну поступило 1,045 трлн рублей. Однако некоторые источники сообщали, что за два месяца таможенники перечислили 840,1 млрд рублей. По состоянию на середину 2013 года доля деклараций оформляемых таможенными представителями составляет 46%, для сравнения в 2008 году эта доля составляла 65%, а в США этот показатель превышает 99%.[2,с. 90-91]

Компания ООО ТП «Руста-Брокер», предоставляя услуги таможенного представителя на территории Российской Федерации, направляет все свои профессиональные усилия на оказание высококачественного обслуживания клиентов. Свидетельство о включении в реестр таможенных представителей № 0392/00 от 03.10.2011 г. Москва. К 2015 году компания открыла филиалы в 23 городах, в том числе в г.Брянске. За 2014

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

год компанией было выпущено более 24тыс. таможенных деклараций, по итогам года ООО ТП "Руста-Брокер" заняла 10 место в рейтинге крупнейших таможенных представителей (в 2013 году 7-е место).

Компания ООО ТП «Руста-Брокер» наряду с полным комплексом услуг по перевозке грузов, предоставляет своим клиентам все виды услуг таможенного представителя, из которых наиболее востребованным на сегодняшний день является таможенный консалтинг. Потенциальные клиенты таможенных операторов - российские и зарубежные компании, рост клиенткой базы составляет 12%. Доля дохода от этой услуги составляет около 24%. Таможенный консалтинг - сфера услуг, в компетенцию которой входит консультирование клиентов по анализу и пониманию процедур, процессов и других актов, происходящих на практике в таможенной сфере, а также их интерпретации согласно букве закона и др. Иногда заинтересованное лицо при общении с сотрудниками таможенной службы может толковать действующие положения закона по одному, а сотрудник таможни по-другому. В таких случаях все может закончиться для компании увеличением таможенной стоимости груза, что отразится на рентабельности всего бизнеса.

Критические ошибки первого уровня встречаются в каждой второй декларации. Аудиторы отмечают, что в ходе проведенного специалистами контрольного мероприятия были выявлены значительные различия в стоимости, заявленной при декларировании автопогрузчиков и сельхозтехники, и стоимости, приведенной в нейтральных источниках ценовой информации (справочниках цен). Допускаются ошибки по заполнению форм корректировки таможенной стоимости: в графе 43 не указываются методы определения таможенной стоимости, не заполняется графа 46 статистическая стоимость, не заполняется графа 44-не указываются источники ценовой информации. [3, с 76-77]

Эксперты обращают внимание на отличия в характере запросов со стороны западных клиентов по сравнению с российскими. Ценовой фактор значим для всех клиентов, большинство российских клиентов нацелено на то, чтобы сэкономить на услугах, а крупные западные компании заинтересованы в получении качественных услуг.

Таблица 1

Направления деятельности таможенного представителя

Направления Содержание Условия

Совершение таможенных операций соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза На основе договора выступает посредником между заказчиком услуги (владельцем товаров) и таможенной службой, представляя интересы клиента

Предо ставление таможенному органу ТС документов и сведений каждые 6 месяцев не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом электронную форму отчета за выбранный отчетный период. Отправьте готовый отчет в электронном виде в ФТС России, заверив его усиленной квалифицированной ЭП.

Предъявление декларируемых товаров и транспортных средств несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора Электронное декларирование товаров и транс портных средств , предварительное и упрощенное

Обеспечение уплаты таможенных и иных платежей таможенная пошлина таможенная декларация ДТ указывает реквизиты своих платёжек Декларант обязан в течение 3 (трех) дней с момента получения счета возместить в полном объеме все расходы Таможенного представителя в связи с исполнением таких обязательств.

Совершение иных действий, необходимых для оформления и таможенного контроля За уплату таможенных платежей, взимаемых таможенными органами РФ при таможенном оформлении, брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающим товары и транспортные средства Аудит, оценка рисков

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Зарубежные операторы обращают особое внимание на юридическую проработку проектов, способны привлекать наиболее квалифицированных специалистов. К преимуществам западных компаний эксперты также отнесли более выгодные условия доступа к факторам производства в таможенном бизнесе: квалифицированная рабочая сила (20%), более легкий выход на зарубежных клиентов (25%), лучший доступ к кредитам для привлечения инвестиций в развитие бизнеса (18%), включая совершенствование и наращивание инфраструктурных мощностей - складов, грузоперевозок и прочего. [5, с.120-122 ]

Российские компании не имеют сильных, известных брендов. В результате средний уровень цен среди российских операторов заметно ниже среднего уровня цен в "западном" сегменте ( 54%). В то же время, по мнению экспертов, они оказывают или способны оказывать те же услуги, что их зарубежные конкуренты. Это объясняется тем, что услуги на рынке, как правило, стандартизированные и подход к их выполнению идентичен (67%). В компаниях и с российским и с иностранным капиталом на основных позициях работают российские специалисты, знающие особенности деятельности и бывшие работники таможенных органов.[4,с.89-90]

Цены варьируют от 9 тысяч рублей за 1 декларацию на товары или транспортное средство в зависимости от договоренности. Стоимость размещения машины ВЗТК (СВХ) в Брянске составляет 1500 руб., в Смоленске, Белгороде, Таганроге — 6 тыс. руб., Москва от 10 до 15 тыс. руб. за 1 транспортное средство. В большинстве случаев издержки, которые несет бизнес при таможенном администрировании, зависят от времени нахождения товаров под таможенным контролем. Тенденции монополизации рынка сопровождаются усилением конкурентной борьбы за клиентуру. В условиях, когда клиенты уже поделены между участниками рынка, распространена практика переманивания и "перетягивания" клиентов за счет ценовой и неценовой конкуренции, что также усиливает конфликтный потенциал взаимоотношений между участниками рынка. Один из самых актуальных вопросов, который невозможно обойти — это динамика стоимости за услуги по таможенному оформлению. Средняя стоимость услуг по России имеет тенденцию к снижению. Если 2 года назад средняя ставка за таможенное оформление была в пределах 900-1000 долларов США, то на сегодняшний момент эти ставки уже не актуальны. Многие таможенные представители сознательно идут на снижение цен не только ради привлечения новых клиентов, но и для сохранения базы существующих клиентов. [4, с.46-47]

Выбор направлений совершенствования деятельности таможенного представителя связан с оптимизацией качества и количества услуг, новыми приемами организации труда, гармоничным использованием информации и инноваций, точного следования таможенному законодательству и саморегулированием деятельности. Организационно-управленческие и маркетинговые инновации позволят повысить эффективность услуг на 35%. Введение саморегулирования повысит авторитет таможенных представителей в таможне, улучшит работу их по отстаиванию интересов своих клиентов, создаст за этот счет экономические преимущества перед «серыми брокерами». Рост эффективности на 15-25%. В случае принятия новых правил регулирования в России будет не менее 7 СРО с последующим их увеличением до 10-15. Повышение качества своих услуг и повышение своей защищенности перед таможенными органами позволит более эффективно удовлетворять потребности субъектов международной торговли. Это в свою очередь повысит инвестиционную привлекательность российской экономики, поскольку сложность и непрозрачность таможенного администрирования традиционно является объектом критики участников ВЭД. Совершенствование организации труда и качества выполнения услуг позволит повысить эффективность компании в 2015г. На 15%.[2,с.86-87]

К тенденциям развития и инновациям на рынке таможенных услуг большинство экспертов относит повышение требований к участникам рынка и размеров обеспечения брокерской деятельности. Технические, правовые и организационные инновации взаимосвязаны и образуют единую систему информационной безопасности таможенной деятельности. Подтверждением этого является тот факт, что, несмотря на уменьшение членов реестра таможенных представителей ФТС, с 450 до 380, с рынка реально ушли единицы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Каждый таможенный представитель в рамках саморегулирования сможет сэкономить на поддержание статуса таможенного представителя в среднем 5,6 миллиона рублей за первые 5 лет по сравнению с действующей процедурой. Распространение через стандарты и правила СРО передового опыта наиболее успешных представителей этого рынка позволит остальным членам СРО не только повысить качество предоставляемых услуг, но и повысить собственную эффективность, что позволит еще больше снизить собственные издержки. Все эти факторы приведут к прогнозируемому, по экспертным оценкам, снижению среднего уровня цен на 30-40 %. [2,с.90-91]

Квалифицированный и профессиональный таможенный брокер способен предоставить своему клиенту все необходимые консультации в области ВЭД, помочь правильно определить код того или иного груза и товара, а также предоставить самую актуальную информацию, касающуюся действующих ограничений и запретов. Повышение уровня профессионализма ведет к улучшению имиджа и репутации компании, к увеличению количества договоров и клиентской базы на 25%. Совершенствование организации и качества услуг таможенного представителя позволит ООО «Руста-Брокер» повысить эффективность на 24%. При этом ошибки оформления сократятся на 15%, цены на услуги снизятся на 20%.

Доступ заинтересованного лица к работе в качестве таможенного представителя осуществляет Федеральная таможенная служба России через включение его в соответствующий реестр. Условием включения компании в реестр таможенных представителей являются выполнение ею следующих требований: иметь в штате аттестованных специалистов по таможенному оформлению, не иметь задолженностей по уплате таможенных платежей, заключить договор страхования гражданской ответственности перед своими клиентами на 20 млн. рублей и, самое главное, предоставить в ФТС финансовые гарантии уплаты таможенных платежей на сумму 1 миллион евро. Указанная сумма, либо в натуральном виде, либо в виде банковской гарантии, является входным билетом в этот бизнес. Концептуальной основой Конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» является признание прав и интересов международной торговли и гармонизация их соблюдения при реализации прав и интересов таможенной службы.

Введение саморегулирования повысит авторитет таможенных представителей в таможне, улучшит работу их по отстаиванию интересов своих клиентов, создаст за этот счет экономические преимущества перед «серыми брокерами». В случае принятия новых правил регулирования в России будет не менее 7 СРО с последующим их увеличением количества до 10-15 единиц. Повышение качества своих услуг и повышение своей защищенности перед таможенными органами позволит более эффективно удовлетворять потребности субъектов международной торговли. Это в свою очередь повысит инвестиционную привлекательность российской экономики, поскольку сложность и непрозрачность таможенного администрирования традиционно является объектом критики участников ВЭД.[5,с.66-67]

Тенденции монополизации рынка сопровождаются усилением конкурентной борьбы за клиентуру. Как говорят эксперты, в современных условиях, когда клиенты уже поделены между участниками рынка, распространена практика переманивания и "перетягивания" клиентов за счет ценовой и неценовой конкуренции, что также усиливает конфликтный потенциал взаимоотношений между участниками рынка. [2, с.76-78]

Причина построения коррупционных схем в сфере таможенного администрирования напрямую связана с проблемой взаимоотношений таможенных органов и таможенных представителей. Сущность отношений и проблемность связей носит многогранный и специфический характер, сформированный под влиянием основных причин:

1. Зависимость института таможенных представителей от ФТС.

2. Непрозрачность деятельности ФТС со стороны бизнеса вообще и во взаимоотношениях с таможенными представителями в частности.

3. Отсутствие реальных механизмов легальной защиты интересов таможенных представителей

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

перед таможенными органами.[5,с.89-90]

Экономическая основа «серого брокерства» связана с извлечением сверхнормативной прибыли из недостоверного декларирования. Следствием этого является выплата из полученной прибыли достаточно большой коррупционной ренты, которая доходит до 50% от прибыли. В настоящих время размер коррупционной ренты в себестоимости услуг легального таможенного представителя составляет примерно 20%. Создание условий, исключающих прямую организационную зависимость от ФТС, появление механизма защиты условиях рост интересов таможенного представителя, усиление конкуренции, снижение издержек будут способствовать развитию рынка таможенных услуг, повышению качества и легализации участия в процессе таможенного оформления. [3,с.56-57]

В большинстве случаев издержки, которые несет бизнес при таможенном администрировании, зависят от времени нахождения товаров под таможенным контролем. Чем быстрее выпускается товар, тем меньше затрачивается ресурсов. По результатам проведенного анализа за 10 месяцев 2012 года средние сроки выпуска вывозимых товаров (то есть экспорт) в таможне составляют от 1,15 до 1,50 часов при установленной законом максимальной планке в 24 часа. Только по сравнению с первым кварталом 2012 года сроки сократились на 15 часов. Технологическая карта межведомственного взаимодействия при предоставлении государственной услуги ведения реестра таможенных представителей, направленная на оптимизацию процесса предоставления государственной услуги по ведению реестра таможенных представителей. [3,с.45-46]

На сегодняшний день Реестр УЭО ведется с нарушением заявленных временных параметров, а объем декларирования операторами в России оценивается цифрой в один неполный процент. Брокерский процент пока выглядит более внушительно — 43%. «Серый» сегмент услуг по таможенному оформлению будет стремительно разрастаться, на рынке вновь начнет доминировать технология выпуска за печатью клиента. В таком процессе есть три основные техники ухода «в тень»: радикальная, взвешенная и оптимизирующая затраты. Это означает, что «неподъемное» обеспечение деятельности таможенного представителя в 1 млн. евро теперь стало обходиться почти в два раза дороже. Вторая причина связана со значительным сокращением поступления импорта и трендом на дальнейшее снижение. Эту проблему можно решить путем оптимизации процессов внутри самого таможенного представителя, причем без необходимости выхода из Реестра. [4,с.76-77]

Итак, основной функцией таможенного представителя является надежная защита интересов его клиента в процессе работы с таможенными органами. Если клиент выбирает опытного и квалифицированного представителя, то это позволит ему пройти все требуемые процедуры в соответствии с действующим законодательством максимально быстро, исключить риски, минимизировать затраты. Совершенствование работы таможенного представителя предполагает повышение профессионализма, компетентности и качества, полного правового и документального сопровождения, самостоятельности и оптимальной цены.

Список использованной литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

2. Андрейчук Е.Л. , В.Ю. Дианова, Смирнов В.П. Экономика таможенного дела. Учебник, Спб.: Интермедия, 2014.-446с.

3. Волков В.Ф. Управление таможенной деятельностью Спб.: Интермедия, 2015.-440с.

4. Демичев А.А., Логинова А.С. Основы таможенного дела Учебник Спб.: Интермедия, 2014.-342с.

5. http://notp.ru

© Шуклина З.Н.,2016

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 330

Ягудаева Карина Ильинична

ст. 1 курса магистратуры, РГСУ, г. Москва, РФ E-mail: kyagudaeva@mail.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: РАСХОДЫ ИЛИ ИНВЕСТИЦИИ?

Аннотация

В статье рассмотрена проблема подхода к затратам на социальное обеспечение граждан, как к долгосрочным инвестиционным вложениям и возможность с их помощью разрешения многих насущных социально-экономических вопросов государства.

Ключевые слова

Социальная политика. Социальные расходы. Социальное государство. Повышение рождаемости.

Реформирование пенсионной системы. Инвестиции в здравоохранение и образование.

Без проведения социальной политики невозможно существование ни одного развитого общества. По сути, любое современное государство может условно считать себя социальным: так или иначе, оно вынуждено помогать собственным гражданам. Например, такие либеральные страны как США, Австралия и Зеландия юридически не признаны «социальными», однако, в них реализуется большое число программ, занимающихся непосредственно проблемами общества. Российская Федерация таковой провозглашена по Конституции [1, ст.7]. В связи с этим, правительство нашей страны обязано заботиться о создании благоприятных условий для проживания, развития личности, охране труда и здоровья, поддержке семей, инвалидов и пожилых лиц, то есть предоставлять социальную защиту. В кризисы, как политические, так и экономические, необходимо уделять ещё более пристальное внимание социальной поддержке граждан, особенно тщательно рассчитывать бюджетные расходы по таким статьям как пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и другим. Если в эпоху индустриального мира экономические приоритеты были первичны, то сегодня, при переходе к постиндустриальному обществу, приходит осознание, что население и социальные факторы - это не рычаги, а основные ресурсы, предопределяющие политическую и экономическую ситуацию.

Фактически вложения в социальную политику являются расходными статьями бюджета, и материально оценить отдачу не представляется возможным. Но стоит ли утверждать об отрицательной однозначности данных вложений для государства? Социальные расходы - это, прежде всего, инвестиции в человеческий капитал, наиважнейший и наиценнейший ресурс современного мира, способствующий созданию новых источников дохода. Расходы, казалось бы, не имеющие инвестиционного характера, скажем такие как «поддержка инвалидов», способны повлиять на самочувствие и сплоченность всего общества. Безусловно, социальные расходы могут иметь характер более или менее эффективных, однако, в широком понимании слова их можно считать инвестициями в развитие общества. Большая часть социальных инвестиций имеет, в основном, внешние эффекты - общественные блага. Стоит учитывать, что государственный бюджет не способен в полной мере обеспечивать всеми необходимыми вложениями социальную сферу. Именно поэтому одной из задач экономической политики является интернализация данных эффектов, то есть создание таких механизмов, которые позволили бы частному инвестору вкладывать средства в социальные блага, с получением выгоды в последствии. Примером подобных успешных вложений являются образовательные кредиты. Во многих странах, в том числе и в России, предпринимаются попытки перевести на рыночную основу две важнейшие социальные отрасли -образование и здравоохранение, через систему платного образования и систему медицинского страхования соответственно.

Первыми результатами инвестиций в социальную политику можно назвать повышение уровня рождаемости в России. Программа «материнского капитала», запущенная в 2007 году стала одним из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.