Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (1989-2010 ГГ.)'

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (1989-2010 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР / ТАМОЖЕННЫЙ ПОСРЕДНИК / ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ДОГОВОРА / ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / ИНСТИТУТ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сальков В. А.

В статье рассматривается процесс формирования и развития института представительства в сфере таможенного дела, начавшийся в период перестройки и продолжавшийся во времена значимых преобразований в политической, экономической и социальной сферах жизни общества. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, связанные с темой исследования. Приведены оценки исследователей о роли данного института в процессе таможенного оформления. Показано количество таможенных представителей (брокеров) в различные периоды развития исследуемого института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF REPRESENTATION IN THE SPHERE OF CUSTOMS AFFAIRS IN THE LEGISLATION OF THE USSR AND THE RUSSIAN FEDERATION (1989-2010)

The article examines the process of formation and development of the institute of representation in the sphere of customs affairs, which began in the period of perestroika and continued during significant transformations in the political, economic and social spheres of life of society. The main regulatory acts related to the topic of the research are analyzed. The paper presents the researchers’ assessments of the role of this institution in the process of customs clearance. The author provides the data on the number of customs representatives (brokers) in different periods of the development of the institution under study.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (1989-2010 ГГ.)»

Историко-правовой анализ формирования и развития в законодательстве СССР и Российской Федерации института представительства в сфере таможенного дела (1989-2010 гг.)

Сальков Вячеслав Алексеевич, Сибирский государственный университет путей сообщения (Новосибирск, Российская Федерация)

студент 5-го курса факультета мировой экономики и права, кафедра таможенного дела; e-mail: salkowv@gmail.com.

Научный руководитель:

Витюк Владимир Васильевич, Сибирский государственный университет путей сообщения (Новосибирск, Российская Федерация)

доцент кафедры таможенного дела факультета мировой экономики и права, кандидат юридических наук, доцент; e-mail: td@sgups.stu.ru.

Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования и развития института представительства в сфере таможенного дела, начавшийся в период перестройки и продолжавшийся во времена значимых преобразований в политической, экономической и социальной сферах жизни общества. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, связанные с темой исследования. Приведены оценки исследователей о роли данного института в процессе таможенного оформления. Показано количество таможенных представителей (брокеров) в различные периоды развития исследуемого института.

Ключевые слова: таможенный брокер, таможенный посредник, таможенное декларирование, декларирование на основе договора, таможенный представитель, институт таможенных представителей, деятельность в сфере таможенного дела.

Historical and Legal Analysis of Formation and Development of the Institute of Representation in the Sphere of Customs Affairs in the Legislation of the USSR and the Russian Federation (1989-2010)

Vyacheslav A. Salkov, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

Siberian State Transport University (Novosibirsk, Russian Federation)

BA of the Faculty of International Economy and Law; e-mail: salkowv@gmail.com.

Academic Supervisor:

Vladimir V. Vityuk, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Siberian State Transport University (Novosibirsk, Russian Federation) Associate Professor at the Department of Custom; Associate Professor at the Department of Criminal Law, PhD in Jurisprudence, Associate Professor, e-mail: td@sgups.stu.ru.

Abstract

The article examines the process of formation and development of the institute of representation in the sphere of customs affairs, which began in the period of perestroika and continued during significant transformations in the political, economic and social spheres of life of society. The main regulatory acts related to the topic of the research are analyzed. The paper presents the researchers' assessments of the role of this institution in

the process of customs clearance. The author provides the data on the number of customs representatives (brokers) in different periods of the development of the institution under study.

Keywords: customs broker, customs agent, customs declaration, declaration on the basis of the contract, customs representative, institute of customs representatives, activity in the sphere of customs affairs.

На сегодняшний день деятельность таможенных представителей как одна из форм посредничества в сфере таможенного дела является весьма актуальной и широко востребованной среди участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По состоянию на 01.01.2022 на территории России функционировало 653 организации1, занимающиеся таможенным представительством, и их количество возрастало в течение предшествующих лет (в 2017 г. — 419, в 2018-м — 489, в 2019-м — 529, в 2020 г. — 586)2. Столь значительное количество субъектов данной деятельности сформировалось не сразу и было обусловлено определенными историко-правовыми условиями создания и последующего совершенствования института таможенных представителей (брокеров) еще в период существования СССР и Российской Федерации (после распада СССР) доинтеграционного периода на постсоветском пространстве. Необходимость появления данного субъекта деятельности в сфере таможенного дела объясняется изменением форм и содержания общественных отношений во внешнеэкономической сфере, основанием чему послужили устранение монополии государства на внешнюю торговлю и введение свободы на занятие ВЭД.

Так как современное положение таможенного представителя отличается от его первоначального статуса, актуальным является исследование историко-правовых аспектов формирования данного правового института в законодательстве обозначенного периода, поскольку, как указывалось в литературе: «Знание истории правового вопроса в некоторых случаях не менее важно и интересно, чем знание современного состояния этого правового вопроса» [4, с. 106].

Точкой отсчета в истории деятельности таможенных представителей можно считать постановление СМ СССР от 07.03.1989 № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»3, согласно п. 4 которого с 1 апреля 1989 г. товары, перемещаемые через государственную границу СССР, подлежали обязательному декларированию путем представления таможенным органам СССР грузовой таможенной декларации. Декларирование должно было производиться участниками ВЭД самостоятельно или на основе договора с организациями, определяемыми таможенными органами СССР.

Таким образом, это установление можно считать первым правовым положением, определяющим, что декларирование товаров может производиться не самим участником ВЭД, а сторонней организацией на основании договора [6, с. 155].

Во исполнение данного постановления Главное управление государственного таможенного контроля при Кабинете министров СССР (ГУ ГТК СССР) издало приказ

1 Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 27.02.2022).

2 Там же.

3 О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности : постановление Совмина СССР от 07.03.1989 № 203 // СП СССР, 1989. № 16. Ст. 50.

от 18.08.1989 № 13 74, раздел 7 которого регламентировал порядок декларирования товаров на договорной основе. Устанавливалось, что представлять интересы участника ВЭД могла только советская организация, признанная таможней в качестве декларанта. Признание указанного статуса подтверждалось свидетельством, для получения которого организация должна была обратиться в таможню, в зоне деятельности которой она располагалась.

Следующим этапом в процессе становления института таможенного представительства стало введение в действие 1 июля 1991 г. последнего Таможенного кодекса СССР, принятого постановлением ВС СССР от 26.03.1991 № 2053-15. В части, касающейся декларирования на договорной основе, ТК СССР во многом перенял положения, установленные ранее упомянутым приказом. Так, ч. 1 ст. 56 ТК СССР устанавливала, что декларирование товаров может осуществляться как лицами, перемещающими такие товары через таможенную границу СССР, так и на основании договора иными предприятиями и организациями, допущенными таможней к декларированию.

При этом, в соответствии со ст. 57, такое допущение все так же производилось путем выдачи свидетельства о признании в качестве декларанта. Механизм получения свидетельств в точности повторял порядок, установленный приказом ГУ ГТК СССР от 18.08.1989 № 137.

Российский исследователь А. В. Чигак, профессионально занимавшийся исследованием института таможенных представителей данного периода, отмечает, что с 1989 по 1991 г. было выдано 62 свидетельства о признании в качестве декларанта. По его данным, около пяти организаций-декларантов на договорной основе функционировало в те годы при каждой российской таможне [8, с. 157].

В связи с распадом СССР и становлением России как суверенного государства произошла модификация законодательства в сфере таможенного дела — в частности, вместо ТК СССР в 1993 г. был принят первый Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ), введенный в действие с 01.07.1993 [3, с. 8].

Однако применительно к исследуемому институту нормы ТК РФ начали действовать не сразу, так как постановлением ВС РФ от 18.06.1993 № 5223-I6 был установлен переходный период в 6 месяцев, в течение которого продолжали действие правоположения ТК СССР и приказа ГУ ГТК СССР от 18.08.1989 № 137, касающиеся декларантов на договорной основе. За это время должны были прекратить действие ранее выданные им свидетельства. По данным исследователей, с 1992 по 1994 г. ГТК России выдал 384 свидетельства о признании в качестве декларанта [9, с. 34].

Именно в ТК РФ 1993 г.7 впервые был употреблен термин «таможенный брокер». ТК РФ содержал отдельную главу, посвященную его деятельности (гл. 24). В соответствии со ст. 157, таможенным брокером (посредником) признавалось созданное в соответствии с законодательством РФ предприятие с правами юридического лица, получившее лицензию ГТК РФ на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

4 О правовом регулировании пропуска и декларирования товаров и имущества, перемещаемых через государственную границу СССР : приказ ГУ ГТК СССР от 18.08.1989 № 137 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. № 1, 1990. Ст. 9.

5 Таможенный кодекс СССР (утв. ВС СССР 26.03.1991 № 2052-1) // Ведомости Верховного Совета СССР № 17, 1991. Ст. 484.

6 О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации : постановление ВС РФ от 18 июня 1993 г. № 5223-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 5 августа 1993 г. № 31. Ст. 1226.

7 Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 № 5221-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1993 г. № 31. Ст. 1224.

ТК РФ 1993 г. также впервые устанавливал условия для получения права на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Для этого, в соответствии со ст. 158, необходимо было иметь:

1) штатного специалиста по таможенному оформлению, получившего квалификационный аттестат;

Л \ о и и и

2) заключенный договор страхования своей деятельности со страховой суммой не менее 10 000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда;

3) материально-техническое оснащение, достаточное для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера;

4) условия, обеспечивающие ведение учета и отчетности, достоверно отражающих операции с товарами, подлежащими таможенному контролю.

Также ТК РФ 1993 г. определял права и обязанности таможенного брокера, которые были скомпонованы в рамках ст. 159 и включали:

— совершение посреднических функций в области таможенного дела от собственного имени, но за счет и по поручению представляемого лица;

— выполнение всех обязанностей и несение ответственности при осуществлении таможенного оформления и контроля, как если бы таможенный брокер самостоятельно перемещал товары через таможенную границу;

— недопустимость ограничений прав и обязанностей таможенного брокера по отношению к таможенным органам договором с представляемым лицом.

Стоит отдельно остановиться на новом на тот момент механизме допуска лиц к осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера. ТК РФ 1993 г. ознаменовал переход таможенной службы РФ к использованию лицензий в качестве документов, дающих право на осуществление представительской деятельности в области таможенного дела (до вступления в силу ТК РФ 1993 г. таким документом являлось свидетельство о признании в качестве декларанта). Другими словами, таможенное представительство стало лицензируемым видом деятельности.

Также гл. 24 ТК РФ 1993 г. рассматривались случаи, когда лицензия могла быть аннулирована, отозвана либо приостановлена.

Еще одной особенностью ТК РФ 1993 г. по отношению к институту таможенного представительства стало требование о нотариальном удостоверении договора таможенного брокера с представляемым лицом. Стоит отметить, что такое условие образовывало дополнительные финансовые издержки на оплату нотариальных услуг, а также приводило к излишней бюрократизации процесса оформления договора, в то время как подобные договоры по гражданскому законодательству нотариального удостоверения не требовали.

Несмотря на указанные новеллы таможенного законодательства, вступление в силу ТК РФ 1993 г. не привело к одномоментному внедрению института таможенного представительства в практику таможенного дела. Причины этому крылись в правоположениях самого ТК РФ 1993 г. Так, например, ч. 2 ст. 157 ТК РФ устанавливала, что таможенному брокеру следовало руководствоваться в своей деятельности положением о таможенном брокере, утверждаемым Правительством РФ. А порядок выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера должен был в последующем определить ГТК РФ (ч. 2 ст. 158 ТК РФ). Указанные нормативно-правовые акты на момент вступления в силу ТК РФ 1993 г. еще не были разработаны, что привело к продлению переходного периода, в ходе которого продолжали действовать правоположения ТК СССР и приказа ГУ ГТК СССР от 18.08.1989 № 137. Как отмечается исследователями, за период с середины 1994 г. по конец 1995 г. в России ежеквартально в среднем 105 организаций получали статус декларантов, а в 1996 г. на рынке функционировало около 1200 таких организаций [9, с. 34].

Нормативно-правовые акты, призванные урегулировать определенные вопросы в деятельности таможенных брокеров, разрабатывались довольно медленно. Лишь 17 июля 1996 г. Правительство РФ утвердило Положение о таможенном брокере (постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 873)8. В нем были уточнены общие правила деятельности таможенного брокера. К примеру:

1) устанавливалось, что казенное предприятие не могло быть таможенным брокером (п. 1);

2) таможенному брокеру давалась возможность ограничить сферу своей деятельности определенными категориями товаров (в соответствии с ТН ВЭД) и видами транспорта, на которых товары перемещались (п. 3);

3) модифицирована система условий получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (п. 4). Кроме того, добавлено требование к таможенному брокеру обеспечить выполнение своих обязательств перед таможенными органами РФ (пп. «в» п. 4). Однако определение видов обеспечения и условий его принятия таможенными органами РФ отнесено Правительством к компетенции ГТК РФ;

4) статус договора таможенного брокера с представляемым лицом определялся как публичный, то есть таможенный брокер обязан был заключить договор с любым обратившимся к нему лицом, за исключением случаев, предусмотренных Положением (п. 10, 11);

5) из требования о нотариальном удостоверении договора сделаны исключения (п. 12).

Положение о таможенном брокере, так же как и ТК РФ 1993 г., было наполнено отсылочными нормами, что не позволило и на этом историческом этапе реформировать институт таможенных брокеров и ввести его в действие.

Таким образом, еще к концу 1996 г. сохранялась ситуация, когда на рынке таможенных услуг действовали декларанты на основе договора. Более того, существует мнение, что указанный декларант являлся на этом рынке ключевой фигурой. Тем не менее некоторые авторы считают, что «декларант на основе договора по многим параметрам перестал отвечать требованиям дня и стал тормозом в развитии и совершенствовании не только таможенной службы, но и внешнеэкономической деятельности России» [9, с. 43].

В целях реализации вышеуказанного Положения о таможенном брокере ГТК России принял два приказа:

— от 09.12.1997 № 719 «Об утверждении Положения о деятельности таможенного брокера»9;

— от 15.06.1998 № 392 «Об утверждении Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов»10.

Нормы положения и порядка, утвержденные данными приказами ГТК РФ, во многом повторяли правовые основы Положения о таможенном брокере и регулировали порядок деятельности таможенного брокера, его взаимодействия с таможенными органами

8 Об утверждении Положения о таможенном брокере : постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 873 // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г. № 31. Ст. 3737.

9 Об утверждении Положения о деятельности таможенного брокера : приказ ГТК России от 09.12.97 № 719 // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901716868?section=text (дата обращения: 07.03.2022).

10 Об утверждении Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов : приказ ГТК РФ от 15.06.1998 № 392 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 1998 г. № 17.

и представляемыми лицами, порядок лицензирования его деятельности, виды и условия обеспечения его обязательств перед таможенными органами, а также порядок прекращения деятельности таможенного брокера.

Вышеназванные нормативные акты позволили в результате урегулировать ключевые вопросы в организации деятельности таможенного брокера и его взаимодействия с участниками ВЭД и таможенными органами. Правовое оформление деятельности таможенных брокеров привело к появлению первых брокерских организаций в том виде, в котором они были предусмотрены ТК РФ 1993 г. [6, с. 159].

Логическим продолжением всех разработанных законодательных изменений стал приказ ГТК РФ от 02.09.1998 № 600 «О мерах по введению в действие института таможенных брокеров»11. Он ознаменовал окончательный переход от понятия «декларант на договорной основе» к понятию «таможенный брокер», а также институционализировал данный вид деятельности. В приказе отмечалось, что формирование цивилизованной инфраструктуры организаций, оказывающих услуги по таможенному оформлению товаров, являлось обязательным условием для внедрения в практику передовых форм таможенного оформления и контроля, повышения гарантии поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, исключения злоупотреблений должностными лицами своими служебными обязанностями.

Другими словами, вышеупомянутый приказ обозначил понимание государством востребованности формирования и дальнейшего развития института таможенных брокеров в России как условия успешного взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов.

Необходимо подчеркнуть, что сведения о количестве зарегистрированных таможенных брокеров в период с 1993 по 2000 гг. в официальных источниках таможенных органов России не публиковались, несмотря на то что обязанность по ведению государственного реестра таможенных брокеров была закреплена за ГТК России еще в ТК РФ 1993 г. (ст. 160), а также в других подзаконных актах.

Впервые государственный реестр таможенных брокеров был опубликован в бюллетене таможенной информации «Таможенные ведомости»12 лишь в 2000 г. и представлял из себя список из 338 организаций, обладавших лицензией таможенного брокера во втором полугодии 1999 г.

К концу сентября 2003 г., по данным статс-секретаря — заместителя председателя ГТК РФ Ю. Ф. Азарова, количество выданных лицензий увеличилось до 54113.

В таком состоянии институт таможенных брокеров просуществовал до 2004 г., когда вступил в силу новый Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ТК РФ 2003 г.) (введен в действие с 01.01.2004)14.

В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 11 ТК РФ 2003 г. таможенным брокером (представителем) стал называться посредник, совершавший таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого была возложена обязанность или которому было предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ.

11 О мерах по введению в действие института таможенных брокеров : приказ ГТК РФ от 02.09.1998 № 600 // «Таможенные ведомости», 1998. № 12.

12 Государственный реестр таможенных брокеров (II полугодие 1999 г.) // Бюллетень таможенной информации. Таможенные ведомости, 2000. № 3. С. 159.

13 Интернет-конференция статс-секретаря — заместителя председателя ГТК РФ Азарова Юрия Федоровича // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/ document/15476 (дата обращения: 15.03.2022).

14 Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2003 г. № 22. Ст. 2066.

Сравнивая правоположения ТК РФ 1993 г. и ТК РФ 2003 г., в качестве положительного изменения в новой версии ТК следует отметить разделение законодателем понятий «таможенный брокер (представитель)» и «декларант», так как указанные лица отличаются по ряду существенных признаков и не должны находиться в рамках одного определения.

Так, в соответствии с п. 10 ст. 18 ТК РФ 1993 г., декларант — лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени.

В ТК РФ 2003 г. декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

В целом в ТК РФ 2003 г. был совершен переход к новому статусу таможенного брокера. Если ТК РФ 1993 г. под таможенным брокером понимал посредника, совершающего операции по таможенному оформлению от своего имени, то ТК РФ 2003 г. под таможенным брокером стал понимать представителя, совершающего таможенные операции от имени и по поручению декларанта. Указанная новелла в правовом статусе таможенного брокера превратила его в самостоятельного субъекта как по отношению к таможенным органам, так и в отношениях с участниками ВЭД, несмотря на то что обязанности его в рамках таможенных отношений особых изменений не претерпели.

Существует мнение, что «данное изменение статуса таможенных брокеров было обусловлено попыткой законодателя исключить практику таможенного оформления товаров "черными брокерами", которые заполняли таможенные декларации, но действовали за печатью лиц, перемещающих товары, и, как следствие, не несли ответственности за уплату таможенных платежей, в отличие от таможенного брокера, совершавшего таможенные операции от собственного имени» [1, с. 52].

Стоит отметить, что за исследуемый период лицо, осуществляющее представительскую деятельность в сфере таможенного дела, дважды меняло свое наименование в законодательстве, однако это не сказывалось на экономико-правовой сути данного вида деятельности, которая, по мнению подполковника таможенной службы в отставке А. В. Табакова [7, с. 45], заключалась в «профессиональном посредничестве между таможенными органами как субъектами государственной власти и участниками ВЭД в та-моженно-правовых отношениях, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».

Одной из основных отличительных черт двух таможенных кодексов с точки зрения регламентации основ деятельности таможенных брокеров являлось то, что с момента вступления в силу ТК РФ 2003 г. допуск к ведению такой деятельности осуществлялся не вследствие получения лицензии ГТК РФ, а путем включения в реестр таможенных брокеров (представителей). Данное изменение было обусловлено принятием Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»15, согласно которому подобная деятельность лицензированию не подлежала, что и было учтено ТК РФ 2003 г.

Таким образом, если до 2004 г. документом, разрешающим осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, являлась лицензия, то с момента вступления в силу ТК РФ 2003 г. таковым стало свидетельство о включении в реестр таможенных брокеров (представителей).

Еще одной новеллой ТК РФ 2003 г. можно считать возможность таможенного брокера (представителя) ограничить сферу своей деятельности не только совершением

15 О лицензировании отдельных видов деятельности : Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 33 (ч. I), 13.08.2001. Ст. 3430.

таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД или видов транспорта, на которых товары перемещались, но и совершением отдельных таможенных операций или регионом своей деятельности (п. 3 ст. 139).

Также важным нововведением в ТК РФ 2003 г. стала отмена требования о нотариальном заверении договора таможенного брокера (представителем) с декларантом.

Изменились и условия допуска лиц к осуществлению таможенного представительства. Согласно ст. 140 условиями включения в реестр таможенных брокеров (представителей) являлось наличие:

1) в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имевших квалификационный аттестат (ранее говорилось о наличии как минимум одного специалиста);

2) полностью сформированного первоначального уставного капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

3) обеспечения уплаты таможенных платежей в размере не менее 50 млн руб.;

4) договора страхования риска своей гражданской ответственности, со страховой суммой не менее 20 млн руб.

Более детально разбирая условия допуска к деятельности таможенного представителя того времени, казалось бы, с таким значительным послаблением, как отмена лицензирования, вести речь о существенной либерализации законодательства в сфере таможенного представительства не стоит, так как требования к лицам, претендовавшим на получение статуса таможенного брокера, в некоторой степени даже ужесточились. Так, наиболее существенным из условий включения организации в реестр таможенных брокеров являлось требование об обеспечении уплаты таможенных платежей на сумму не менее 50 млн руб., что, по экономическим соображениям, для компаний малого и среднего уровня не всегда было одинаково возможно. Это в результате повлекло сокращение рынка услуг по таможенному оформлению вследствие отказа субъектов малого и среднего предпринимательства от осуществления ими представительской деятельности [2, с. 168].

Так, по словам руководителя ФТС России А. Е. Жерихова16, на 01.01.2004 брокерскую деятельность осуществляли около 250 организаций, то есть на момент введения в действие ТК РФ 2003 г. количество таможенных брокеров сократилось более чем на 50% по сравнению с данными на конец сентября предшествующего года17.

Как отмечает один из отечественных исследователей института таможенного представительства К. В. Вергуш, «такие события привели к повышению качества осуществляемых таможенными брокерами (представителями) услуг. Соблюдение достаточно жестких условий законодательства неизбежно привело к потребности в профессионалах более высокого уровня» [2, с. 168].

Ситуация на рынке таможенных брокеров (представителей) начала нормализоваться к началу 2005 г., когда в реестре таможенных брокеров (представителей) стало насчитываться порядка 350 организаций, а к ноябрю 2005-го — более 400 таможенных брокеров18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Выступление руководителя ФТС России А. Е. Жерихова на первой Всероссийской конференции таможенных брокеров 17 ноября 2005 г. // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: https:// customs.gov.ru/press/aktual-no/document/19502 (дата обращения: 24.03.2022).

17 Интернет-конференция статс-секретаря — заместителя председателя ГТК РФ Азарова Юрия Федоровича // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/ document/15476 (дата обращения: 25.03.2022).

18 Выступление руководителя ФТС России А. Е. Жерихова на первой Всероссийской конференции таможенных брокеров 17 ноября 2005 г. // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: https:// customs.gov.ru/press/aktual-no/document/19502 (дата обращения: 24.03.2022).

В 2006 г. А. Б. Новиков — российский теоретик в области таможенных правоотношений — охарактеризовал значимость деятельности таможенных брокеров в их новом правовом статусе следующим образом: «Современный таможенный брокер явно вышел в своей позитивной деятельности за пределы понятия общественно-полезной организации, переживая эволюцию в организацию общественно-необходимую» [5, с. 47].

Увеличение роли таможенных брокеров (представителей) в ВЭД российских компаний отражается и в статистических показателях. Так, 01.01.2008 реестр таможенных брокеров (представителей) насчитывал уже 450 организаций19.

Таким образом, в период с 1989 до 2010 г. институт представительства в сфере таможенного дела пережил свое формирование и первоначальное развитие. Среди положительных изменений правового статуса данного лица особо выделяются:

1) изменение его наименования с акцентом на указание деятельности в качестве таможенного представителя, а не посредника;

2) переход от лицензирования деятельности таможенных брокеров (представителей) к процедуре их включения в соответствующий реестр как условие допуска к осуществлению представительской деятельности;

3) отмена требования о нотариальном удостоверении договоров таможенных брокеров (представителей) с представляемым лицом.

Последующие изменения исследуемого института представительства в области таможенного дела произошли в 2010 г. и были связаны с кардинальным реформированием системы таможенного регулирования по причине образования Таможенного союза ЕврАзЭС и, как следствие, принятием и вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, действие которого продолжалось вплоть до 01.01.2018, когда начал применяться Таможенный кодекс ЕАЭС.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что введение в действие института таможенных представителей было крупномасштабным процессом, начавшимся еще в перестроечный период и длившимся до 2010-х гг., что позволило именно за счет профессионализма таможенных брокеров поднять правовой уровень и профессионализм участников ВЭД в отношениях с таможенными органами, значительно уменьшив для них за счет своей посреднической деятельности риски неблагоприятных последствий. Тем самым поэтапный механизм интеграции создаваемых таможенных представителей в общую систему регулирования таможенного дела и ВЭД дал импульс к их дальнейшему развитию, но уже на этапе интеграции России в составе ЕврАзЭС и ЕАЭС.

Литература

1. Брикса К. О. Этапы развития института таможенных представителей // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии, 2019. № 1 (42). С. 51-54.

2. Вергуш К. В. Генезис института таможенного представителя в современной России (1993-2010-е гг.) // Власть закона, 2016. № 1 (25). С. 162-170.

3. Витюк В. В. Историографический очерк эволюции понятия страны происхождения товаров в таможенном законодательстве постсоветского периода // Проблемы антикризисного управления и экономического регулирования (ПАУЭР-2018): материалы IV Национальной научно-практической конференции (Новосибирск, 22-23 мая 2018 г.). Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2018. С. 8-15.

19 ФТС России совершенствует работу с Реестрами таможенных брокеров, владельцев таможенных складов и складов временного хранения // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: https:// customs.gov.ru/press/federal/document/14474 (дата обращения:01.04.2022).

4. Витюк В. В., Киприянова Д. В. Историография формирования в таможенном законодательстве постсоветского периода методологии определения таможенной стоимости товаров // Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 27 октября 2016 г.). Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2016. С. 106-109.

5. Новиков А. Б. Специальный административно-правовой статус таможенного брокера // Законодательство и экономика, 2006. № 3. С. 40-48.

6. Сальков В. А., Витюк В. В. История первоначального становления института таможенных представителей в законодательстве СССР и Российской Федерации // Актуальные проблемы развития таможенного дела на современном этапе: материалы III Межвузовской студенческой научно-практической конференции (Новосибирск, 24.11.2021 г.). Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2022. С. 154-160.

7. Табаков А. В. Чьи интересы представляет таможенный представитель? Опыт изучения неформальных отношений в таможенной сфере // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. № 2 (54). С. 43-58.

8. Чигак А. В., Смирнов А. В. Институт таможенных брокеров: состояние и перспективы // Бюллетень таможенной информации «Таможенные ведомости», 1997. № 7. С. 155-162.

9. Чигак А. В. Таможенный брокер как субъект внешнеэкономической деятельности России : дис. ... к. э. н. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.