УДК 373
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О. В. Титова, Т. Л. Развозжаева
Муниципальное казенное дошкольное образователъноеучреждение «детский сад № 30», г. Еманжелинск
В статье систематизировано терминологическое пространство феномена «взаимодействие педагогов и родителей по формированию позитивных социальных компетенций у детей дошкольного возраста» и в этой связи проведен анализ контентов категорий: «взаимодействие педагогов и родителей», «формирование», «позитивные, социальные компетенции», «дети дошкольного возраста».
Ключевые слова: воздействие, взаимодействие педагогов и родителей, формирование, позитивные социальные компетенции, дошкольный возраст.
Родители и Закон РФ «Об образовании...»
В Законе РФ «Об образовании...» (статья 44) утверждается, что родители являются для ребенка первыми педагогами, т. е. лицами, оказывающими первое в жизни ребенка соци-ализационное воздействие1. «Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Помочь родителям делать это правильно и адекватно - сложная и важная задача деятельности педагога по повышению родительской компетентности в части владения способами обучения и воспитания в семье» [13].
Взаимоотношения педагогического персонала дошкольной образовательной организации2 и родителей на актуальном этапе модернизации всей подсистемы дошкольного образования можно квалифицировать как один из приоритетов, на котором должны сосредоточиться профессиональные усилия педагогических работников дошкольного образования. Известно, что существуют различные взгляды и педагогов, и родителей на организацию и содержание сотрудничества двух социальных институтов - ДОО и семьи.
Для того чтобы основательнее разобраться в проблеме нашего исследования, целесообразно провести контентный анализ понятий, использованных нами для формулирования и определения проблематики и, конкретно, темы исследования.
Воздействие, взаимодействие и педагог
Начнем с категориального анализа феномена взаимодействие педагогов и родителей. В словаре С. И. Ожегова дается следующее определение: «взаимодействие - 1. Взаимная связь двух явлений. 2. Взаимная поддержка...» [8. С. 74].
В психологии исследователи определяют взаимодействие как «...процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь» [9. С. 65].
Для нашего исследования представляет интерес и такое философское понимание взаимодействия: это «.. .всеобщая форма связи предметов и явлений действительности и отражение взаимосвязей действительности в сознании человека; взаимодействие вызывает изменение взаимодействующих объектов, лежит в основе движения материи» [2. С. 54].
'Термин введен в научный обиход проф. С. Г. Молчановым.
2В дальнейшем - ДОО.
В социологических исследования наиболее распространенная точка зрения на феномен взаимодействия выражается в следующей формулировке: «.. .взаимодействие социальное - взаимодействие индивидов и воздействие социальных общностей друг на друга в процессе реализации их интересов» [2. С. 55].
И, конечно же, все эти определения можно рассмотреть относительно профессиональной деятельности работника дошкольного образования, поскольку он осуществляет и воздействие, и взаимодействие с различными субъектами, прежде всего родителями, заинтересованными в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. И вот одна, из не слишком удачных, но тем не менее, попыток определить, что же такое феномен педагогический работник. «Педагогическийработник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности» [13]. Не сказано ни слова ни о воздействии, ни о взаимодействии с семьей, с родителями, с другими субъектами образования и социализации.
Обратимся и к истории, поскольку термин педагог пришел к нам из глубины веков, из Древней Греции. «Педагог в Древней Греции (от древнегреч. naiöayrnyög, ведущий ребёнка) - раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. На обязанности педагога лежала охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу - и элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под его строжайшей ответственностью.
В педагоги избирали обыкновенно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому. Обыкновенно это были иноземцы -фракийцы или азиаты, нередко дурно говорившие по-гречески. В конце существования греческих республик обычай держать в семье педагога перешёл к римлянам, особенно для обучения греческому языку. Обязанности свои педагог нёс до вступления воспитанника в возраст зрелости, когда он надевал тогу, которая символизировала гражданство. Были также педагоги-женщины, учительницы греческого языка при маленьких детях. Во времена империи педагогами назывались также рабы, учившие молодых купленных или доморощенных рабов всем обязанностям и приёмам рабской службы. Такие ученики-рабы (capillati) жили вместе в помещении, которое называлось paedagogium, под начальством педагога - учителей, субпедагогов и деканов; они назывались также pueripedagogiani или paedagogia (отсюда франц. слово page, т. е. паж, т. е. мальчик благородного происхождения, не достигший совершеннолетия, находящийся на службе в благородной, дворянской семье)» [10].
Постепенно термин педагог, с течением времени, наполняется новыми смыслами. И вот уже «педагог (от греч. paidagogos - воспитатель) - лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи и имеющее специальную подготовку в этой области» [11]. В настоящее время педагог - «.. .человек, профессионально занимающийся преподавательской деятельностью и воспитательной работой» [10]. Считается также, что первыми педагогами для ребенка являются его родители: «.. .отец и мать по отношению к своим детям» [8. С. 467], конечно же, педагоги.
Таким образом, воздействие и взаимодействие понимаются в нашем исследовании, как способы профессионально-педагогической деятельности.
Феномен формирования
Слово формирование {от англ. и лат. shaping - формирование, придание формы). В оперантном научении - подкрепление поведения, все более и более похожего на желательное» [9. С. 521]. Приведем несколько определений из различных источников, которые помогают понять педагогические смыслы этого феномена.
«Формирование - процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности» [7. С. 413].
«Формирование - процесс придания формы чему-нибудь; в широком смысле под формированием понимают любой процесс, в котором чему-либо придаётся устойчивость, законченность, определенный тип или что-то создают, организовывают, составляют, соединяют» [10].
«Формирование - целенаправленное воздействие на ребенка с целью создания условий для возникновения у него новых психологических образований, качеств» [1. С. 397].
Таким образом, формирование можно определить, в нашем исследовании, как целенаправленное, специально организованное воздействие (взаимодействие) на образованность и социализованность ребенка, на освоение им образовательных и социальных компетенций,3
Феномены «позитивность» и «социальность»
Рассматривая понятия позитивный и социальный, мы опираемся на следующие их трактовки. Так феномен позитивность восходит к латыни: «позитивный (от лат. positivus - положительный, утвердительный) - положительный, хороший» [10]. Из латыни пришел к нам и термин социальный, что означает, «...общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе» [10].
Таким образом, термин позитивный в нашем исследовании понимается, как положительный, т. е. социально значимый, социально одобряемый, обеспечивающий развитие человека и человечества. А термин социальный понимается как все то, что связано с отношениями между людьми.
Феномен «компетенция»
И конечно обсуждая терминологическое пространство проблемы, мы должны зафиксировать наполнение контента феномена компетенции. Интересный и странный факт, о котором нам рассказал проф. Молчанов: в феврале 2017 года в ЮУрГГПУ в рамках семинара, проведенного экспертами ВАК РФ, было заявлено, что не следует употреблять термин компетенция в исследованиях, поскольку, якобы, это явление уже достаточно и изучено, и представлено в исследованиях.
И все-таки! Что же такое компетенция? На этот счет существуют различные и подходы, и определения, и трактовки. Можно сказать, что точного определения на данный момент не существует. Или скорее согласованного и общепринятого. Или принятого и разделяемого большинством исследователей.
Рассмотрим существующие трактовки данного понятия. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова рассматривается понятие компетенция как «...круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; круг полномочий, прав органа, должностного лица; знания, опыт в той или иной области» [8. С. 561].
В Толковом словаре под редакцией Д. И. Ушакова компетенция - это «.. .круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий» [12]. В современных педагогических исследованиях, во многих случаях, исследователи и (или) переводчики используют слово компетенция для обозначения мотивированных способностей и свойств личности и проч.
С. Г. Молчанов в своих работах очень подробно разбирает смысл слова компетенция и пишет: «...компетенция - это нечто, охватывающее все три сферы личности. Давайте вспомним старое, редко употребляемое выражение: "он в этом деле петрит (не петрит)". Оно означает - компетентен (не компетентен)» [6. С. 145]. С. Г. Молчанов, далее, обращает внимание на корень слова - «петр». И становится понятно, почему?
3 Из лекций проф. Молчанова С.Г. в 2016-17 годах.
«...слово компетенция {от лат. "competare"), причем "сот-" - это приставка, означающая "вместе". А вот с кем? С "petar"? А за этим корнем спряталось имя Петр. Но не просто Петр, а Апостол Петр. И получается, что быть "вместе с Петром" означает "быть вместе с истиной"... следовательно, быть компетентным означает быть с истиной, правильно поступать и т.п....» [6. С. 145].
С. Г. Молчанов задает вопрос «Что же понимать под социальной компетенцией?» [6. С. 146] и формулирует свой ответ как гипотезу: «Социальная компетенция состоит из трех компонентов:
Первый компонент - теоретические представления о социальной компетенции (качестве личности)» [6. С. 146].
В качестве обоснования С. Г. Молчанов ссылается на Диогена Лаэртского, который пишет: «Диокл Магнесийский в своем «Обзоре философии» говорит дословно так: «... представление, как таковое, есть критерий, которым распознается истинность вещей, и потому без представления нельзя составить понятие о признании, о постижении и о мышлении... вначале бывает представление, а уже за ним - мысль, способная выговорится, и она выражает в слове то, что испытывается в представлении» [4. С. 315]. Таким образом. С. Г. Молчанов подчеркивает, что «.. .представление - это «отпечаток» в сознании человека реального объекта или явления (в виде знака: слова, схемы, образа). Этим «отпечатком» он пользуется впоследствии и как критерием истинности, правильности, целесообразности, позитивности своего вновь возникающего представления, поступка, действия, способа поведения» [6. С. 146].
«Второй компонент - теоретические представления о возможных способах поведения, т. е. реализации (проявления) социальной компетенции...» [6. С. 146]. Также ссылаясь на древних философов доказывает, что: «...представления о возможных способах поведения - это описания действий и их оценивание, т. е. отнесение к группе позитивных, негативных или нейтральных» [6. С. 146].
«Третий компонент - практические способы поведения, в которых реализуется социальная компетенция (качество).. .Способы поведения - это действия, операции, приемы деятельности, которые создают некие объекты и явления, которые несут на себе «печать» наличной компетенции, являются ее продуктом, "следом", который может быть оценен с позиции ее наличия и выраженности» [6. С. 146].
«Таким образом, социальная компетенция - это теоретические представления о социальной норме, ценности; теоретические представления о возможных способах ее реализации в поведении; реализуемые нормативно-закрепленные, социально-позитивные способыповедения» [6. С. 146].
Феномен «дошкольный возраст»
И наконец, категория дошкольный возраст. Это «...этап психологического развития, в отечественной периодизации соответствует возрасту от 3 до 6-7 лет. Ведущей деятельностью в этот период развития является игра, создающая условия для развития познавательных процессов, социально-психологических качеств личности, произвольности регуляции поведения, соподчинения мотивов, познавательной активности. Дошкольный возраст - это период овладения нормами нравственности, социальными ролями и моделями поведения. В дошкольный период происходит развитие специфических форм восприятия и мышления, памяти, воображения, активное формирование речи. Дети восприимчивы к обучению, способны к усвоению начальных знаний из различных научных областей. Наглядно - образные формы мышления при этом выступают как основные и являются базовыми для умственного воспитания дошкольника. В этом возрасте уже оформляется характер, формируется эмоционально-волевая сфера, мотивы, интересы, складывается самооценка и представление о себе. На развитие личности дошкольника заметное вли-
яние оказывают взрослые через оценивание его поведения и достижений. На базе основных новообразований дошкольного возраста формируется готовность к школьному обучению» [3. С. 228].
Выводы
Очертив терминологическое пространство проблемы формирования позитивных социальных компетенций у детей дошкольного возраста, мы определили суть проблемы - это процесс целенаправленного и специально организованного воздействия (взаимодействия) со стороны педагогов и родителей по освоению детьми дошкольного возраста, по преимуществу в игровой форме, позитивными образовательными и социальными компетенциями, выраженными в социально одобряемой, положительной форме общественными, связанными с жизнью людей знаниями, способами поведения.
Методика С. Г. Молчанова отбора содержания социализации и оценивания социа-лизованности, на наш взгляд, способна помочь нам, педагогическим работникам, «... ответить на вопрос "Что формировать? (Что воспитывать?)" и обеспечить формирование и формулирование социального заказа (от имени самих воспитанников и их родителей, которые и выступают в качестве "заказчика"), в виде перечня позитивных социальных компетенций; учет принципа гендерности; индивидуализацию содержания и организации социализационного (воспитательного) воздействия» [5. С. 2]. Методика оценивания социализованности поможет педагогическому работнику и родителям ответить на вопрос «Какова? Социализованность воспитанника (-ицы), его (ее) социальная компетентность, выраженность каждой социальной компетенции! И обеспечит: оценивание выраженности каждой компетенции у каждого мальчика (юноши), девочки (девушки) [воспитанника (-ицы)]; учет принципа гендерности...» [5. С. 2].
Таким образом, реальное взаимодействие педагога и родителя может быть выстроена только на основе обмена информацией о социальных компетенциях ребенка. И для это должен использоваться стандартизированный инструментарий.
И уже отталкиваясь от этой информации можно определить способы воздействия, обеспечивающие позитивную динамику социально одобряемых компетенций ребенка,
Такова гипотеза нашего исследования, вытекающая из анализа терминологического пространства проблемы формирования позитивных социальных компетенций у детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] /М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. -512 с.
2. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М. И. Ени-кеев. - М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2006. - 560 с.
3. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -352 с.
4. Лаэртский, Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский. -М.: Мысль, 1986. - 571 с.
5. Молчанов. С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС) и оценивания социализованности мальчиков (юношей) и (или) девочек (девушек) (ОС): Пособие для педагогических работников специальных коррекционных образовательных учреждений [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 48 с.
6. Молчанов. С. Г. Дети-билингвы - новый феномен российского образования: обучение и воспитание [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко // Челябинский гуманитарий. - 2015. -№2,- С. 136-150.
7. Морозов, А. В. Краткий словарь психологических терминов [Текст] / А. В. Морозов. - СПб.: Издательство Союз, 2000, - 576 с.
8. Ожегов. С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Рус.Яз., 1970. -900 с.
9. Копорулина, В. Н. Психологический словарь [Текст] / В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. -640 с.
10. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https:// ru.wikipedia.org.
11. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - URL: http://dic. academic.ru.
12. Словарь Ушакова [Электронный ресурс]. - URL: http:// ushakovdictionary.ru.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] II Официальный интернет портал правовой информации. -URL: http://www/http://www.pravo.gov.ru.
TERMINOLOGICAL SPACE OF THE PROBLEM OF FORMING POSITIVE SOCIAL COMPETENCIES IN PRESCHOOL CHILDREN
O. V. Titova, T. L. Razvozzhaeva
Municipal state-ownedpre-school educational institution «Kindergarten № 30», Emanzhelinsk, [email protected]
The terminological space of the phenomenon «interaction of teachers and parents in the formation of positive social competencies in pre-school children» is systematized in the article, and in this connection an analysis of content categories: «interaction of teachers and parents», «formation», «positive social competencies», «children Preschool age».
Keywords: influence, interaction of teachers and parents, formation, positive social competencies, preschool age.
References
1. Gamezo, M. V., Petrova, E. A. and Orlova, L. M. (2003) Vozrastnaya ipedagogicheskaya psihologiya [=Age and Pedagogical Psychology], Moscow, Pedagogicheskoe obschestvo Ros-sii, 512 p. (In Russ.).
2. Enikeev, M. I. (2006) Psihologicheskiy entsiklopedicheskiy slovar [=Psychological encyclopedic dictionary], Moscow, TK Velbi, Izd-vo prospekt, 560 p. (In Russ.).
3. Zagvyazinskiy, V. I., Zakirova, A. F. and Strokova, T. A. (2008) Pedagogicheskiy slovar [=Pedagogical Dictionary], Moscow, Izdatelskiy tsentr «Akademiya», 352 p. (In Russ.).
4. Laertskiy, Diogen. (1986) O zhizni, ucheniyah i izrecheniyah znamenityihfilosofov [=On the life, teachings and sayings of famous philosophers], Moscow, Myisl, 571 p. (In Russ.).
5. Molchanov. S. G. (2012)Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS) i otsenivani-ya sotsializovannosti malchikov (yunoshey) i (Hi) devochek (devushek) (OS) [=Methods for selecting the content of socialization (OSS) and assessing the socialization of boys (boys) and (or) girls (girls) (OS)], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 48 p. (In Russ.).
6. Molchanov. S. G. and Voynilenko, N. V. (2015) Deti-bilingvyi - novyiy fenomen ros-siyskogo obrazovaniya: obuchenie i vospitanie [=Children-bilinguals - a new phenomenon of Russian education: education and upbringing], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Chelyabinsk Humanitarian], No. 2, pp. 136-150. (InRuss.).
7. Morozov, A. V. (2000) Kratkiy slovar psihologicheskih terminov [=Short Dictionary of Psychological Terms], SPb., Izdatelstvo Soyuz, 576 p. (InRuss.).
8. Ozhegov. S. I. (1970) Slovar russkogo yazyika [=Dictionary of the Russian language], Moscow, Rus.Yaz., 900 p. (In Russ.).
9. Koporulina, V. N., Smirnova, M. N., Gordeeva, N. O. and Balabanova, L. M. (2003) Psihologicheskih slovar [=Psychological Dictionary], Rostov-na-Donu, Feniks, 640 p. (In Russ.).
10. Vikipediya - svobodnaya entsiklopediya [=Wikipedia - the free encyclopedia], available at: https://ru.wikipedia.org, accessed 13.03.2017. (InRuss.).
11. Slovari i entsiklopedii na Akademike [=Dictionaries and encyclopedias on the Academician], available at: http://dic.academic.ru, accessed 13.03.2017. (InRuss.).
12. Slovar Ushakova [=Ushakov's dictionary], available at: http:// ushakovdictionary.ru, accessed 13.03.2017. (InRuss.).
13. Federalnyiy zakon ot 29.12.2012 # 273-FZ (red. Ot 21.07.2014) «Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii» [=Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on July 21, 2014) "On Education in the Russian Federation"], in: Ofitsialnyiy internet portal pravovoy in-formatsii [=Official Internet Portal of Legal Information], available at: http://www/http://www. pravo.gov.ru, accessed 13.03.2017. (InRuss.).
Титова Ольга Викторовна - воспитатель, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30» г. Еманжелинска. [email protected]
Развозжаева Татьяна Леонидовна - методист, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30» г. Еманжелинска. [email protected]