Научная статья на тему 'Терминальные ценности спортсменов, завершающих свою карьеру в спорте'

Терминальные ценности спортсменов, завершающих свою карьеру в спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СПОРТСМЕНЫ / ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ / VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL VALUES / ATHLETES / FINAL STAGE OF SPORTS CAREER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович, Джалилов Сослан Асланович

Проблема ценностных ориентаций спортсменов на заключительном этапе спортивной карьеры практически не изучена, тогда как в этот сложный период жизни они должны «переориентироваться» на другие жизненные приоритеты. Были изучены терминальные ценности профессиональных спортсменов, отражающие их жизненные цели и приоритеты. Для этого использовалась методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича. Испытуемые оценивали значимости 18 ценностей и возможность их реализации в данный момент времени. В исследовании приняли участие 428 профессиональных спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру. Полученные данные свидетельствуют, что наиболее значимыми жизненными целями для спортсменов, завершающих свою карьеру, являются «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь», «продуктивная жизнь», «общественное признание» и «уверенность в себе». Оценка возможности реализации большинства целей является достаточно низкой. К числу наиболее дефицитарных (труднодостижимых) ценностей относятся: «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «общественное признание», «уверенность в себе», «интересная работа». Это показывает, что процесс трансформации системы ценностных ориентаций спортсменов претерпевает значительные трудности и нуждается в специально организованном психологическом сопровождении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович, Джалилов Сослан Асланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terminal values of athletes completing their career in sports

The problem of value orientations of athletes at the final stage of their sports career has not been studied, whereas in this difficult period of life they must "reorient" to other life priorities. We studied the terminal values of professional athletes that reflect their life goals and priorities. For this purpose, the method of diagnostics of value orientations of M. Rokich was used. The subjects evaluated the significance of 18 values and the possibility of their implementation at a given time. The study involved 428 professional athletes completing their sports careers. The data obtained show that the most important life goals for athletes who are completing their careers are "health", "financially secure life", "happy family life", "productive life", "public recognition" and "self-confidence". The assessment of the possibility of achieving most of the goals is quite low. Among the most scarce (hard-to-reach) values are: "health", "financially secure life", "public recognition", "self-confidence", "interesting work". This shows that the process of transforming the system of value orientations of athletes undergoes significant difficulties and needs specially organized psychological support.

Текст научной работы на тему «Терминальные ценности спортсменов, завершающих свою карьеру в спорте»

4. Котова, Г.Н. Социально-гигиенический мониторинг влияния стрессогенных факторов на распространенность учебных стрессов в молодежной среде / Г.Н. Котова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 7-4. - С. 728-731.

5. Синченко, Т.Ю. Стиль мышления как фактор совладающего со стрессом поведения у студентов вуза / Т.Ю. Синченко, М.И. Черникова // Психология обучения. - 2019. - № 1. - С. 56-64.

6. Урусова, А.М. Психологическое сопровождение развития студента-психолога как субъекта профессионализации / А.М. Урусова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-2. - С. 315-318.

7. Чербиева, С.В. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов / С.В. Черби-ева, С.Н. Бостанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 446-448.

8. Щербатых, Ю. В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы / Ю.В. Щербатых // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 118-122.

REFERENCES

1. Bostanova, L.Sh., Bogatyreva, A.S. and Akbaev, D.D. (2019), "Psychological features of posttraumatic stress disorders", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11, Vol.177, pp. 494-499.

2. Gusev, A.V. (2014), "The manifestation of stress and personality characteristics in students", World of science, culture, education, No. 1 (44), pp. 262-264.

3. Dolgikh, N.P. (2018), "Features of the structure of personal resources of students with different levels of stress", Problems of Higher Education, No. 1, pp. 249-253.

4. Kotova, G.N. (2014), "Social and hygienic monitoring of the influence of stress factors on the prevalence of educational stress in the youth environment", Fundamental research, No. 7-4, pp. 728-731.

5. Sinchenko, T.Yu. and Chernikova, M.I. (2019), "Style of thinking as a factor coping with stress behavior in university students", Psychology of Education, No. 1, pp. 56-64.

6. Urusova, A.M. (2018), "Psychological support for the development of a student psychologist as a subject of professionalization", Problems of modern pedagogical education, No. 61-2, pp. 315-318.

7. Cherbieva, S.V. and Bostanova, S.N. (2019), "An empirical study of educational stress in students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (178), pp. 446-448.

8. Shcherbatykh, Yu.V. (2002), "Connection of personality characteristics of medical students with the activity of the autonomic nervous system", Psychological journal, No. 1, pp. 118-122.

Контактная информация: bostanova14@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2020

УДК 159.923.35

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАВЕРШАЮЩИХ СВОЮ

КАРЬЕРУ В СПОРТЕ

Сулейман Нажмутдинович Шихвердиев, кандидат педагогических наук, доцент, Сослан Асланович Джалилов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийского государственного университета

юстиции

Аннотация

Проблема ценностных ориентаций спортсменов на заключительном этапе спортивной карьеры практически не изучена, тогда как в этот сложный период жизни они должны «переориентироваться» на другие жизненные приоритеты. Были изучены терминальные ценности профессиональных спортсменов, отражающие их жизненные цели и приоритеты. Для этого использовалась методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича. Испытуемые оценивали значимости 18 ценностей и возможность их реализации в данный момент времени. В исследовании приняли участие 428 профессиональных спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру. Полученные данные свидетельствуют, что наиболее значимыми жизненными целями для спортсменов, завершающих свою карьеру, являются «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь», «продуктивная жизнь», «общественное признание» и «уверенность в себе». Оценка возможности реализации большинства целей является достаточно низкой. К числу наиболее дефицитарных

(труднодостижимых) ценностей относятся: «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «общественное признание», «уверенность в себе», «интересная работа». Это показывает, что процесс трансформации системы ценностных ориентаций спортсменов претерпевает значительные трудности и нуждается в специально организованном психологическом сопровождении.

Ключевые слова: ценностные ориентации, терминальные ценности, спортсмены, заключительный этап спортивной карьеры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p533-536

TERMINAL VALUES OF ATHLETES COMPLETING THEIR CAREER IN SPORTS

Suleyman Nazhmutdinovich Shihverdiev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Soslan Aslanovich Dzhalilov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.

Petersburg Institute (branch) of All-Russian State University of Justice

Abstract

The problem of value orientations of athletes at the final stage of their sports career has not been studied, whereas in this difficult period of life they must "reorient" to other life priorities. We studied the terminal values of professional athletes that reflect their life goals and priorities. For this purpose, the method of diagnostics of value orientations of M. Rokich was used. The subjects evaluated the significance of 18 values and the possibility of their implementation at a given time. The study involved 428 professional athletes completing their sports careers. The data obtained show that the most important life goals for athletes who are completing their careers are "health", "financially secure life", "happy family life", "productive life", "public recognition" and "self-confidence". The assessment of the possibility of achieving most of the goals is quite low. Among the most scarce (hard-to-reach) values are: "health", "financially secure life", "public recognition", "self-confidence", "interesting work". This shows that the process of transforming the system of value orientations of athletes undergoes significant difficulties and needs specially organized psychological support.

Keywords: value orientations, terminal values, athletes, final stage of sports career.

ВВЕДЕНИЕ

Ценностные ориентации выражают отношение человека к миру и самому себе, наполняют жизнь смыслом, являются основным элементом мировоззрения личности [3]. В советское время ценностные ориентации личности исследовались довольно активно. В последнее время было осуществлено лишь несколько исследований ценностных ориентаций спортсменов [2; 3; 4]. Большая их часть представляет ценности студентов-спортсменов, которые продемонстрировали довольно типичный для студенческой молодежи набор ценностей - карьера, достижения, личные отношения [2; 3]. В то же время, очевидно, что профессиональные спортсмены могут представлять собой весьма специфичную группу, т.к. спортивная субкультура в значительной степени влияет на становление личности, в частности - на процесс формирования ценностных ориентаций [3].

Большой научный и практический интерес представляет проблема ценностных ори-ентаций спортсменов, завершающих свою карьеру в спорте.

Они находятся в весьма сложной жизненной ситуации, связанной с необходимостью изменения образа жизни и мировоззрения, сформированных в процессе спортивной карьеры [1; 5].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования является получение эмпирических данных о терминальных ценностях, отражающих основные жизненные цели, у спортсменов, завершающих свою карьеру в профессиональном спорте. При этом крайне информативной является не только значимость тех или иных ценностей для спортсменов, но и оценка возможности их реализации. Это позволит оптимизировать процесс психологического сопровождения данной категории спортсменов, направленный на обеспечение наиболее эффективной адаптации к

новой для них социальной реальности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для диагностики спортсменов использовалась широко известная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича - перечень терминальных ценностей: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту), здоровье (физическое и психическое), интересная работа, красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем), наличие хороших и верных друзей, общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), счастливая семейная жизнь, счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), творчество (возможность заниматься творчеством), уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Спортсменам предлагалось по 10-балльной шкале оценить значимость предложенных ценностей, а затем - степень реалистичности их достижения на данном жизненном этапе.

Контингент испытуемых составили 428 спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры (разного пола, возраста, занимающихся различными видами спорта) высокого уровня спортивной квалификации (не ниже мастера спорта). Полученные данные были обработаны посредством методов математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные данные свидетельствуют, что в первую «пятерку» наиболее значимых ценностей, отражающих жизненные цели спортсменов, входят: «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь», «продуктивная жизнь», «общественное признание» и «уверенность в себе». Уровень выраженности данных ценностных ори-ентаций является высоким.

Таблица 1 - Терминальные ценности спортсменов, завершающих спортивную карьеру

№ п/п Терминальные ценности Значимость Возможность реализации

XX ±о X ±о

Активная деятельная жизнь 7,5±1,2 6,9±1,0

Жизненная мудрость 3,1±0,8 4,0±0,9

Здоровье 9,5±0,5 5,2±0,9

Интересная работа 7,2±1,2 4,6±0,9

Красота природы и искусства 2,8±0,6 6,3±1,0

Любовь 7,0±1,0 6,3±1,1

Материально обеспеченная жизнь 9,3±0,7 5,5±0,8

Наличие хороших и верных друзей 7,1±1,1 6,4±0,9

Общественное признание 8,5±1,4 6,1±0,9

Познание 4,2±0,8 3,4±0,6

Продуктивная жизнь 8,8±1,2 6,0±1,1

Развитие 4,0±0,6 2,3±0,6

Свобода 6,4±0,8 5,2±0,8

Счастливая семейная жизнь 9,1±0,9 7,9±1,3

Счастье других 2,5±0,5 5,4±0,9

Творчество 3,5±0,8 3,9±0,7

Уверенность в себе 8,2±1,1 5,6±0,9

Удовольствия 6,1±1,0 4,8±0,9

Наименее значимы для спортсменов этапе завершения спортивной карьеры ценности - это «познание», развитие, творчество, жизненная мудрость, красота природы и искусства, счастье других, о чем свидетельствует низкий уровень их выраженности. Значимость остальных ценностей находятся в среднем диапазоне.

Как и следовало ожидать, оценка спортсменами возможности реализации большинства жизненных ценностей значительно отстает от оценки их значимости. С помощью критерия t-Стьюдента получено довольно много достоверных различий. Следует отметить, что наибольший уровень рассогласования касается именно наиболее значимых для спортсменов ценностей. Так, на 99% уровне достоверности выявлено существенное расхождение в отношении таких ценностей, как «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «общественное признание», «уверенность в себе», «интересная работа» (р<0,01); на 95% уровне достоверности - «удовольствия», «продуктивная жизнь», «свобода» и «развитие» (р<0,05).

ВЫВОДЫ

Результаты эмпирического исследования показали, что спортсмены, находящиеся на заключительном этапе спортивной карьеры, ориентированы на ценности, образующие базовый уровень социального и физического благополучия. Также большое значение для них имеют сохранение тех аспектов (ощущение «полноты жизни» и собственной успешности), которые привлекали их в спорте. Однако, по оценкам спортсменам, возможность реализации этих целей на данном этапе их жизни - крайне низка, что вызывает довольно сильную фрустрацию. Следовательно, спортсмены нуждаются в определённой психологической помощи, направленной на переосмысление жизненных целей и ценностей в связи с изменением их социального статуса и образа жизни в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 351 с.

2. Кузьмин, А.М. Изучение ценностных ориентаций студентов-спортсменов / А.М. Кузьмин, И.В. Тарасевич // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - Т.2. - № 1 (2). - С. 66-72.

3. Лубышева, Л.И. «Спорт в моей жизни»: ценностные ориентации студентов-спортсменов в аспекте социологического анализа // Л.И. Лубышева В.П. Моченов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 4. - С. 5-7.

4. Лубышева, Л.И. Ценностные ориентации и стиль жизни юных спортсменов в аспекте социологического анализа / Л.И. Лубышева, Е.П. Максачук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. - № 6. - С. 2-6.

5. Шихвердиев, С.Н. Социально-психологическая адаптация спортсменов, завершающих спортивную карьеру : монография / С.Н. Шихвердиев. - СПб. : Скифия-принт», 2017. - 308 с.

REFERENCES

1. Ilyin, E.P. (2012), Sports Psychology, Peter, St. Petersburg.

2. Kuzmin, A.M. and Tarasevich, I.V. (2014), "Studying the Value Orientations of Student Athletes", Science and Sports: Current Trends, Vol. 2, No. 1 (2), pp. 66-72.

3. Lubysheva, L.I. and Mochenov, V.P. (2016), "Sport in my life: value orientations of student-athletes in the aspect of sociological analysis", Physical culture: education, training, training, No. 4, pp. 5-7.

4. Lubysheva, L.I. and Maksachuk, E.P. (2012), "Value orientations and lifestyle of young athletes in the aspect of sociological analysis", Physical culture: education, training, training, No. 6, pp. 2-6.

5. Shihverdiev, S.N. (2017), Socio-psychological adaptation of athletes completing a sports career: monograph, Scythia-print, St. Petersburg.

Контактная информация: sos-1975@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.