REFERENCES
1. Abramishvili, G.A., Karpov, V. Yu., Dobezhin, A.V. and Ovsyannikova, I.N. (2012), "Differentiated physical education of pupils of junior grades on the basis of their typological peculiarities", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp.7-14.
2. Alifirov, A.I. and Karpov, V. Yu. (2015), "Formation of the system of physical education of the Don Cossacks in the cadet educational institutions", Physical culture: education, education, training, No. 3, pp. 66-69.
3. Arendachuk, I.V. (2017), "Self-assessment and Self construction as factors interpersonal teenagers' relationships", News of Saratov University. New series. Akmeology of education series. Psychology of development, Vol. 4, pp. 356-359.
4. Gaponova, S.A. and Romanova, E.N. (2012), "Developing "Self-construction" at teenagers", World of science, culture, education, No. 2(33), pp.10-12.
5. Gorbunova, L.G. (2014), "Pre-vocational training of cadets in the field of high risk and civil liability", Yaroslavl pedagogical bulletin, Vol.2, No.1, pp.150-156.
6. Dolgova, V.I. and Kosheleva, A.A. (2016), "The teenagers "Self-construction" phenomena", Chelyabinsk State Pedagogical University bulletin, No. 7, pp. 139-143.
7. Karpov, V.Yu. and Abramishvili, G.A. (2011), "Needs-motivational characteristic of the physical culture of new types of educational institution's junior schoolers", Sochi state university of tourism and resort bulletin, No. 2 (16), pp. 141-143.
8. Nezdayminova, E.A. (2015), "Study of the influence of cadet educational institution on the teenager's personal development", Science vector. Series: Pedagogy, Psychology, No. 2(21), pp. 171-173.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.11.2018
УДК 159.9
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАВЕРШАЮЩИХ КАРЬЕРУ В СПОРТЕ
Сулейман Нажмутдинович Шихвердиев, кандидат педагогических наук, доцент, Сослан Асланович Джалилов, кандидат педагогических наук, доцент,
Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)
Аннотация
На основании проведенного исследования установлено, что спортсмены, находящиеся на заключительном этапе своей спортивной карьеры, претерпевают структурные изменения параметров социально-психологической адаптации. На данном этапе жизни происходит дезинтеграция структуры социально-психологической адаптации личности, сформированной в процессе многолетних занятий спортом. Для спортсменов, завершающих спортивную карьеру, характерна специфичная структура социально-психологической адаптации, «стрежневыми» составляющими которой являются особенности коммуникации и профессионального самоопределения.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, спортсмены, заключительный этап спортивной карьеры.
STRUCTURE OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE ATHLETES FINISHING CAREER IN SPORT
Suleyman Nazhmutdinovich Shikhverdiyev, the candidate of pedagogical sciences,
senior lecturer,
Soslan Aslanovich Jalilov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg institute (branch) All-Russian State University ofjustice (RPA of the Ministry of
Justice of the Russian Federation)
Annotation
On the basis of the conducted research it is established that the athletes who are at the final stage of the sports career undergo structural changes of parameters of the social and psychological
adaptation. At this stage of life there is a disintegration of structure of the social and psychological adaptation of the personality created in the course of long-term sports activities. The specific structure of the social and psychological adaptation, which "strezhnevy" components are features of communication and professional self-determination is characteristic of the athletes finishing sports career.
Keywords: social and psychological adaptation, athletes, final stage of sports career.
ВВЕДЕНИЕ
Спортсмены, находящиеся на заключительном этапе своей спортивной карьеры, находятся в весьма сложной жизненной ситуации, связанной с необходимостью изменения образа жизни, сформированного в течение многих лет, преимущественно в детском и подростковом возрасте. Их проблемы сопоставимы с проблемами людей, попадающих в разряд «безработных» [1; 2; 3; 4]. Для оказания наиболее эффективной психологической помощи данному контингенту необходимы исследования, которые позволяю определить «стратегические задачи» этой помощи. Последние, в свою очередь, могут быть определены посредством применения структурного подхода.
МЕТОДИКА
Характеристики психологической адаптации спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры, определялись посредством опроса. Для изучения характеристик социально-психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру, использовалась батарея тестов: тест «Общительность» В.Ф. Ряховского, тест «Уровень коммуникативного контроля в общении» М. Шнайдера, методика, определяющая «Склонность к поведенческим девиациям» В. А. Худика и «Методика диагностики склонности к аддикциям» Г.В. Лозовой, авторская анкета для изучения признаков профессионального самоопределения.
Контингент испытуемых составили 428 спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры (разного пола, возраста, занимающихся различными видами спорта). Полученные данные были обработаны посредством корреляционного анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Структура социально-психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру, определялась посредством выявления взаимосвязей ее 38 показателей.
При анализе взаимосвязей достаточно информативным является критерий степени интеграции показателей (количества и степени достоверности связей).
В таблице 1 представлены сравнительные данные интеграции показателей социально-психологической адаптации, полученные на выборках спортсменов, завершающих спортивную карьеру, спортсменов на предыдущих этапах спортивной карьеры и людей, не занимающихся спортом.
Результаты сравнительного анализа количества и качества полученных взаимосвязей в различных выборках свидетельствует, что для лиц, не занимающихся спортом, характерен средний уровень интеграции характеристик социально-психологической адаптации. Занятия спортом способствуют его значительному повышению. Так, даже начинающие спортсмены характеризуются более высоким уровнем интеграции социально-психологической адаптации, чем лица, не занимающиеся спортом. У спортсменов, находящихся на этапе «кульминации» спортивной карьеры, обнаружено максимальное количество связей (причем количество связей с высоким уровнем достоверности существенно возросло). У спортсменов же, находящихся на этапе завершения карьеры в спорте, количественно-качественные характеристики связей социально-психологической адаптации являются самыми низкими. Следовательно, «кризис завершения спортивной карьеры» способствует
дезинтеграции структуры социально-психологической адаптации личности, разрушению
всех сформировавшихся течении многолетних занятий спортом взаимосвязей.
Таблица 1 - Степень интеграции показателей социально-психологической адаптации в раз-
Выборки испытуемых р <0,05 р <0,01 Всего
Спортсмены на начальном этапе спортивной карьеры (п = 69) 39 23 52
Спортсмены на этапе «кульминации» спортивной карьеры (п = 77) 44 32 74
Спортсмены, завершающие спортивную карьеру (п = 85) 25 13 38
Лица, не занимающиеся спортом (п = 67) 30 16 46
Далее рассмотрим особенности структуры социально-психологической адаптации спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру. Сравнительный анализ структур других выборок испытуемых не приводится в тексте, так как в каждой выборке получена своя, ярко-специфичная структура, в то время как описание структурных особенностей социально-психологической адаптации других категорий испытуемых не входит в задачи данной работы.
Для определения структуры социально-психологической адаптации спортсменов, находящихся на заключительном этапе спортивной карьеры, анализировались только связи с высоким уровнем достоверности (рисунок 1).
3 ] 0,69 4 13
0,64 0,67
0,74 II 0,68 1 0,62 9 0,65 10 0,82 14
0,54 0,66
5 ] 0,60 7 11 15 I
0,61 0,63
6 1 8 12
Рисунок 1. Структура социально-психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру
Пояснения:
- - положительная связь
......... - отрицательная связь
Условные обозначения:
1 - коммуникабельность, 2 - коммуникативный самоконтроль, 3 - издевательство, насилие над другими людьми, 4 - равнодушие к окружающему, 5 - употребление нецензурных выражений, 6 - грубость по отношению к сверстникам и младшим, 7 - склонность к алкогольной зависимости, 8 - склонность к наркотической зависимости, 9 - недисциплинированность, халатность по отношению к делу, 10 - принятие решения о выборе профессии, 11 - профессиональная целенаправленность, 12 - привлекательность профессионального будущего, 13 - информированность о профессиях, 14 - удовлетворенность выбранной профессией, 15 - активность в освоении профессии.
Судя по количеству связей с остальными показателями, «системообразующими» критериями социально-психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру, являются: коммуникабельность, коммуникативный самоконтроль (по 4 связи) и принятие решения о профессиональном самоопределении (5 связей). Выше отмечалось, что данные показатели у спортсменов данной категории характеризуются достаточно низкой выраженностью. В структуре социально-психологической адаптации спортсменов выделилось два «блока»: в первом представлены связи коммуникативных характеристик с показателями поведенческих девиаций и аддикций, во втором - показатели профессионального самоопределения, роль которого, как было установлено, в процессе социально-психологической адаптации спортсменов, завершающих карьеру в спорте, является определяющей. Следует также отметить, что оба эти блока связаны между собой посредством показателя добросовестности отношения к деятельности, что является крайне важным фактором в процессе социальной реадаптации спортсменов. Следовательно, в процессе социально-психологического сопровождения спортсменов, находящихся на заключительном
этапе карьеры в спорте, необходимо целенаправленное совершенствование коммуникации и профессионального самоопределения.
Далее перечислим полученные связи (поскольку все они вполне логичны и закономерны, в дополнительных объяснениях они не нуждаются).
Первый блок (социальных характеристик спортсменов) включает в себя следующие связи. Высокий уровень коммуникабельности спортсменов, завершающих свою карьеру, положительно взаимосвязанный с коммуникативным самоконтролем, способствует снижению степени равнодушия по отношению к окружающему, склонности к алкоголизации и недисциплинированному, халатному отношению к деятельности. Коммуникативный самоконтроль способствует преодолению деструктивных побуждений по отношению к окружающим (как в вербальной, так и невербальной форме). Склонность спортсменов, завершающих свою спортивную деятельность, к употреблению алкоголя связана со склонностью к наркотизации.
Второй блок (профессиональной направленности) представлен следующими связями. Принятие решения о выборе профессии является следствием высокой информированности о мире профессий, способствует формированию профессиональной целенаправленности, активности в освоении профессии и удовлетворенности ее выбором. Также принятие спортсменом решения о выборе новой профессии снижает степень халатности по отношению к деятельности, который, в свою очередь, способствует снижению профессиональной целенаправленности, которая тесно связана с оценкой степени привлекательности профессионального будущего.
Таким образом, результаты структурного анализа феномена социально-психологической адаптации спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры в спорте свидетельствуют о наличии негативных тенденций, заключающихся в том, что на данном этапе жизни происходит дезинтеграция структуры социально-психологической адаптации личности, сформированной в процессе многолетних занятий спортом. Для спортсменов, завершающих спортивную карьеру, характерна специфичная структура социально-психологической адаптации, «стрежневыми» составляющими которой являются особенности коммуникации и профессионального самоопределения, что необходимо учитывать в процессе создания системы их социально-психологического сопровождения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давлеткалиев, Д.К. Особенности социальной адаптации спортсменов-профессионалов после ухода из большого спорта : монография / Д.К. Давлеткалиев. - М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002. - 100 с.
2. Иванов, И Б. Психологическое консультирование как средство помощи спортсменам, завершающим и завершившим спортивную карьеру : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Иванов И.Б. - СПб., 2009. - 22 с.
3. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Стамбулова Н.Б. - СПб., 1999. - 40 с.
4. Шихвердиев, С.Н. Особенности психологической адаптации спортсменов разного возраста, стажа и квалификации на этапе завершения спортивной карьеры / С.Н. Шихвердиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57). - С. 122-126.
REFERENCES
1. Davletkaliyev, D.K. (2002), Features of social adaptation ofprofessional athletes after withdrawal from big-time sports: monograph, Information and implementation center "Marketing", Moscow.
2. Ivanov, I.B. (2009), Psychological consultation as means of the help to the athletes who are finishing and finished sports career, dissertation, St. Petersburg.
3. Stambulova, N.B. (1999), Psychology of sports career, dissertation, St. Petersburg.
4. Shikhverdiyev, S.N. (2009), "Features of psychological adaptation of athletes of different age, an experience and qualification at a stage of end of sports career", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 57, No. 11, pp. 122-126.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.12.2018
УДК 159.923.2
ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ РУССКОГО И ХАКАССКОГО ЭТНОСОВ
Ольга Георгиевна Япарова, кандидат психологических наук, доцент, Юлия Сергеевна Бухарина, магистрант, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (ХГУ им. Н.Ф. Катанова),
г. Абакан
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей самоотношения и жизнестойкости у подростков русского и хакасского этносов. Обращается внимание на то, что проблема жизнестойкости в настоящее время является социально значимой в силу слабой устойчивости подростков к жизненным стрессам. В работе ставится цель - изучить и выявить особенности самоотношения и жизнестойкости у подростков русского и хакасского этносов. Объектом исследования стало самоотношение как эмоционально-ценностный компонент самосознания. Выявлено, что существуют особенности в самоотношении и жизнестойкости у подростков русского и хакасского этносов.
Ключевые слова: самоотношение, жизнестойкость, подростки, хакасский этнос, русский
этнос.
PECULIARITIES OF SELF-RELATION AND HARDINESS IN TEENAGERS OF RUSSIAN AND KHAKAS ETHNOS'S Olga Georgievna Yaparova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Yuliya Sergeevna Bukharina, the master's student, N.F. Katanov Khakas State University, Institute of continuous pedagogical education, Abakan
Annotation
The article is devoted to the study of the characteristics of self-attitude and hardiness in adolescents of the Russian and Khakas ethnic groups. Attention is drawn to the fact that the problem of hardiness is currently socially significant because of the weak resistance of adolescents to life stress. The aim of the research is to study and identify the features of self-attitude and hardiness in adolescents of the Russian and Khakis ethnic groups. The object of the study was self-attitude as an emotional-value component of self-awareness. It is revealed that there are features in self-relation and hardiness in adolescents of the Russian and Khakas ethnic groups.
Keywords: self-relation, hardiness, adolescents, Khakas ethnos, Russian ethnos.
ВВЕДЕНИЕ
Универсальность проблемы самоотношения, несмотря на ее разработанность в психологии, обусловлена в первую очередь тем, что она относится к разряду экзистенциальных проблем. Роль самоотношения в структуре личности является значимым вопросом для психологии, поскольку самоотношение влияет на развитие и саморазвитие личности.
В зарубежной психологии феномен самоотношения рассматривался в работах У. Джеймса, К. Роджерса, Э. Эриксона и др. через понятие «Я-концепции», в структуре кото -рого выделяются когнитивный, оценочный и поведенческий компонент.
В отечественной психологии феномен самоотношения рассматривается с позиции «отношение» (концепция В. Н. Мясищева), через понятие «установки» [8, 2], как эмоционально-ценностное отношение к себе [5, 6].
В нашем исследовании мы опирались на положение С.Р. Пантилеева о самоотношении как эмоционально-ценностном компоненте самосознания, выражающим степень