жизненного и силового индексов.
2. Уровень развития скоростно-силовых способностей, выносливости, силы, владения приемами рукопашного боя сотрудников оперативной службы не в полной мере отвечает современным требованиям профессиональной деятельности, что нуждается в научно обоснованном подходе к разработке методики специальной физической подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://news.kremlin.ru. - [01.10.2010]
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.01:159.9
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАВЕРШАЮЩИХ СПОРТИВНУЮ КАРЬЕРУ, НА ИХ АДАПТИРОВАННОСТЬ
К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ
Сулейман Нажмутдинович Шихвердиев, кандидат педагогических наук, доцент,
Российская Правовая Академия Министерства Юстиции РФ (РПА МЮ РФ),
Санкт- Петербург
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов исследования, посвященного установлению взаимосвязей характеристик психологической адаптации и адаптированности к условиям жизни «вне спорта» спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру.
Ключевые слова: завершение спортивной карьеры, психологическая адаптация, адапти-рованность.
INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE ATHLETES FINISHING THE SPORTS CAREER ON THEIR ADAPTABILITY TO LIVING
CONDITIONS
Suleiman Nazhmutdinovich Schikhverdiev, the candidate of pedagogical sciences,
senior lecturer,
The Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation,
St.-Petersburg
Annotation
The article is purposed on the analysis of results of the research devoted to establishment of correlations of characteristics of psychological adaptation and adaptability to living conditions «out of sports» among the athletes finishing the sports career.
Keywords: end of sports career, psychological adaptation, adaptability.
ВВЕДЕНИЕ
Как показали наши многолетние исследования, на этапе завершения спортивной карьеры происходит дестабилизация характеристик психологической адаптации спортсменов [3,7]. Это, в свою очередь, может оказывать весьма негативное влияние, «тормозя» процесс их адаптации к новой жизненной ситуации. Такая точка зрения не раз высказывалась в научной литературе [1,2]. Но эмпирических исследований, подтверждающих или опровергающих ее, нам обнаружить не удалось.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью проверки гипотезы проводилось исследование взаимосвязей характеристик психологической адаптации спортсменов на всех ее уровнях (психофизиологическом, личностном, социально-психологическом) с показателями их адаптированно -сти к условиям жизни, в качестве которых рассматривались: адаптированность к учеб-
ной и профессиональной деятельности и удовлетворенность условиями жизни. Взаимосвязи устанавливались посредством корреляционного анализа. В исследовании применялся пакет широко известных психодиагностических методик. Количество испытуемых - 228 человек, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Корреляционный анализ показателей психологической адаптации и адаптиро-ванности спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры, к условиям обычной жизни, показал их тесную взаимосвязь. Остановимся на обсуждении наиболее значимых из них (р>0,50 при р<0,05).
Таблица 1
Матрица достоверных связей характеристик психологической адаптации
и адаптированности к жизни у спортсменов, завершающих карьеру (п=228)
1 2 3 4 5 6 7 8
9 -0,53
10 -0,51
11 -0,52 -0,64 -0,55 -0,52 -0,51
12 -0,52
13 0,50
14 0,54
15 0,58 0,50 0,59 0,62 0,53
16 0,51 0,50
17 0,52 0,51
18 0,55 0,52 0,53 0,56 0,52
19 0,53
20 -0,50 -0,50
21 0,58 0,51 0,55
22 -0,53 -0,52 -0,50 -0,62 -0,53
23 -0,51 -0,50
24 -0,52
25 -0,52
26 0,50 0,52 0,51
27 0,52 0,50 0,58
28 0,54
29 0,54 0,51 0,52 0,57 0,52 0,51
30 0,50 0,52 0,50 0,53 0,50
31 -0,50 -0,55
32 -0,51 -0,55
33 -0,53
34 -0,50 -0,52 -0,50
35 -0,55 -0,50
Условные обозначения:
Показатели адаптированности к жизни: 1 - профессиональная успешность, 2 - профессиональная удовлетворенность, 3 - профессиональная адаптированность, 4 - учебная успешность, 5 - удовлетворенность учебой, 6 - учебная адаптированность, 7 - удовлетворенность условиями жизни, 8 - интегральный показатель адаптированности к жизни.
Показатели психофизиологической адаптации: 9 - физиологические, 10 - психологические, 11 - поведенческие симптомы стресса, 12 - интегральный показатель стресса, 13 - самочувствие, 14 - активность, 15 - настроение, 16 - интегральный показатель функционального состояния.
Показатели личностной адаптации: 17 - самоуверенность, 18 - самоуважение, 19 - аутосимпатия, 20 - самоуничижение, 21 - мотивация достижения успеха, 22 - фрустрация, 23 - тревожность, 24 - агрессия, 25 - ригидность, 26 - интернальность личности.
Показатели социально-психологической адаптации: 27 - общительность, 28 - самоконтроль в общении, 29 - решение о выборе профессии, 30 - профессиональное самоопределение, 31 - недисциплинированность, халатность по отношению к делу; 32 - равнодушие к окружаю-
щему, 33 - девиантность поведения, 34 - склонность к алкогольной зависимости, 35 - аддиктив-ность личности.
Рассмотрим более подробно влияние различных уровней психологической адаптации на адаптированность спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры, к условиям жизни.
1. Взаимосвязи психофизиологической адаптации спортсменов. Обнаружено 17 связей показателей психофизиологической адаптации и адаптированности к жизни у спортсменов, завершающих карьеру в спорте. Следовательно, они в довольно значительной степени взаимно обуславливают друг друга.
Наибольшее количество связей с характеристиками адаптированности к жизни обнаружили показатели: поведенческая симптоматика стресса и настроение спортсменов (по 4 связи). Они же оказались связанными с интегральным показателем адапти-рованности данной категории спортсменов к жизни вне спорта. То есть, поведенческие проявления стресса затрудняют адаптацию спортсменов. Нарушения адаптированно-сти, в свою очередь, способствуют ухудшению их настроения.
Наибольшее количество связей с психофизиологической адаптацией (4) среди показателей адаптированности зафиксировано у успешности спортсменов в учебной деятельности. В числе прочих, обнаружены связи учебной успешности с функциональным состоянием и уровнем стресса. Это объясняется тем, что учебная деятельность для многих спортсменов, завершающих спортивную карьеру, становится ведущей. Именно на нее переключается активность спортсменов и характеристики психофизиологической адаптации «реагируют» на это.
Характеристики стресса, переживаемого спортсменами на этапе завершения спортивной карьеры, обнаружили следующие связи с показателями адаптированности к условиям жизни (все связи имеют отрицательный характер):
• физиологическая симптоматика стресса связана с оценкой удовлетворенности условиями жизни;
• психологические симптомы стресса снижают удовлетворенность профессиональной деятельностью;
• поведенческие проявления стресса спортсменов, завершающих карьеру, влияют на профессиональную, учебную успешность, общую адаптированность к учебе и удовлетворенность условиями жизни;
• общий уровень стресса, переживаемого спортсменами на данном отрезке их жизни, негативно сказывается на уровне их успеваемости в учебе.
Функциональное состояние спортсменов, завершающих карьеру, взаимосвязано с характеристиками адаптированности к условиям жизни следующим образом:
• самочувствие связано с учебной успешностью спортсменов;
• активность - с профессиональной удовлетворенностью;
• настроение - с профессиональной успешностью, адаптированностью, удовлетворенностью учебой, условиями жизни и общей адаптированностью к жизни вне спорта;
• интегральный показатель функционального состояния связан с профессиональной и учебной успешностью спортсменов, завершающих занятия спортом.
Из полученных данных следует, что, повышая степень адаптированности спортсменов к жизни «вне спорта», следует корректировать в первую очередь уровень их настроения и снижать поведенческие проявления стресса.
2. Взаимосвязи личностной адаптации спортсменов. Обнаружено 25 связей показателей личностной адаптации и социальной адаптированности спортсменов, что означает, что они тесно интегрированы.
Наиболее важными с точки зрения адаптированности спортсменов являются показатели самоуважения и фрустрации (по 5 связей, включая интегральный показатель). В высокой степени подверженным влиянию характеристик личностной адапта-
ции показателем адаптированности спортсменов является показатель их профессиональной успешности спортсменов (5 связей).
Самоотношение спортсменов достаточно сильно определяет особенности их адаптированности к жизни:
• самоуверенность спортсменов влияет на оценку им собственной профессиональной успешности и удовлетворенность учебой;
• самоуважение связано с профессиональной успешностью, удовлетворенностью профессиональной деятельностью, профессиональной адаптированностью, удовлетворенностью условиями жизни и общей адаптированностью спортсменов к жизни;
• аутосимпатия повышает удовлетворенность спортсменов осуществляемой им профессиональной деятельностью;
• склонность к самоуничижению снижает удовлетворенность спортсменов профессиональной и учебной деятельностью.
Мотивация достижения успеха спортсменов, завершающих карьеру, способствует повышению их профессиональной успешности (и адаптированности в целом) и учебной успешности.
Эмоциональные состояния спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры, оказывают влияние на показатели адаптированности к жизни:
• состояние фрустрации спортсменов способствует снижению их профессиональной успешности, удовлетворенности учебой, учебной адаптированности, удовлетворенности условиями жизни и общей адаптированности к жизни;
• тревожность спортсменов способствует снижению учебной успешности и удовлетворенности условиями жизни;
• агрессия снижает успех спортсменов в учебной деятельности;
• ригидность блокирует профессиональную успешность спортсменов.
Интернальность личности спортсменов, находящихся на заключительном этапе
карьеры, благоприятствует повышению всех характеристик адаптированности к учебной деятельности.
Таким образом, характеристики личностной адаптации спортсменов в значительной степени определяют адаптированность спортсменов, завершающих свою карьеру в спорте, к условиям обычной жизни.
3. Взаимосвязи социально-психологической адаптации спортсменов. В результате корреляционного анализа выявлено 25 взаимосвязей с адаптированностью к обычной жизни.
Из показателей социально-психологической адаптации в наибольшей степени на адаптированность к жизни оказывают влияние характеристики профессионального самоопределения, что вполне закономерно. Следовательно, принятие решения о выборе будущей профессии и высокая степень профессионального самоопределения в целом способствуют улучшению качества адаптации спортсменов к жизни вне спорта (судя по связям с интегральным показателем социальной адаптированности).
Наиболее зависимым от социально-психологической адаптации показателем адаптированности завершающих карьеру спортсменов является оценка ими своей профессиональной успешности (6 связей).
Перечислим полученные связи частных показателей социальнопсихологической адаптации и адаптированности спортсменов к жизни вне спорта.
Коммуникативные характеристики спортсменов оказывают следующее влияние на их адаптацию к жизни:
• общительность спортсменов повышает их профессиональную и учебную успешность;
• коммуникативный самоконтроль способствует более высокой оценке удовлетворенности условиями жизни.
Принятие решения о профессиональном выборе (как и профессиональное само-
определение в целом, учитывая одинаковый характер взаимосвязей) связано со всеми показателями профессиональной адаптированности, учебной успешностью и общей адаптированностью к жизни у спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры.
Характеристики девиантного поведения спортсменов, завершающих карьеру, оказывают негативное влияние на их адаптацию к условиям жизни:
• недисциплинированность и халатность спортсменов в деятельности способствуют снижению их профессиональной и учебной успешности;
• равнодушие по отношению к окружающему снижает возможность достижения спортсменами профессионального успеха;
• общая девиантность личности оказывает негативное влияние на учебную успеваемость спортсменов.
Аддиктивные характеристики следующим образом взаимосвязаны с адаптиро-ванностью спортсменов, завершающих спортивную карьеру, к условиям жизни:
• склонность к алкогольной зависимости снижает все показатели профессиональной адаптированности спортсменов;
• общая аддиктивность как склонность к различным зависимостям препятствует удовлетворенности спортсменов осуществляемой ими профессиональной деятельностью и условиями жизни.
Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует, что одинаково сильное влияние на адаптированность спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры, к обычной жизни, оказывают характеристики личностной и социальнопсихологической адаптации. Следовательно, в целях повышения степени адаптиро-ванности спортсменов к условиям жизни необходимо стремится к повышению их настроения, самоуважения, профессионального самоопределения и снижения уровня фрустрированности в процессе их психологического сопровождения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давлеткалиев, Д.К. Особенности социальной адаптации спортсменов-
профессионалов после ухода из большого спорта : монография / Д.К. Давлеткалиев. -М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002. - 100 с.
2. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры : учеб. пособие / Н.Б.
Стамбулова. - СПб. : Изд-во «Центр карьеры», 1999. - 368 с.
3. Шихвердиев, С. Н. К вопросу об оптимизации процесса социально-
психологической адаптации спортсменов высокой квалификации, завершающих спортивную карьеру / С. Н. Шихвердиев // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 32-й научной конференции кафедры психологии СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2005. - С. 47-57.
4. Шихвердиев, С. Н. Психологическая адаптация спортсменов, завершающих карьеру / С. Н. Шихвердиев, Ф. И. Собянин // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 6 (25). - С. 55-59.
5. Шихвердиев, С.Н. Задачи психологического сопровождения спортсменов, завершающих спортивную карьеру и эффекты его реализации / С. Н. Шихвердиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 113-116.
6. Шихвердиев, С.Н. Особенности взаимосвязей адаптированности к спортивной деятельности и условиям жизни у спортсменов, завершающих спортивную карьеру / С. Н. Шихвердиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4(62). - С. 125-129.
7. Шихвердиев, С.Н. Профессиональное самоопределение спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры / С. Н. Шихвердиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 129-133.
Контактная информация: [email protected]