Научная статья на тему 'Теория социальной работы: состояние и перспективы развития в условиях глобализации'

Теория социальной работы: состояние и перспективы развития в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1660
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павленок П. Д.

В статье рассматриваются социальная работа как наука, учебная и практическая деятельность. Анализируются состояние и перспективы ее развития в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория социальной работы: состояние и перспективы развития в условиях глобализации»

ОА I ВЁВ N I ОЁАЁи Г I Ё DAA I 0U: N INO 1ВГ ЁА Ё IАDNІАЁ0ЁAUDAgAЁ0ЁB А СЙЁ I АЁВО АЁ^АЁЁдАОЁЁ

I. А. IааёаГiе

A noaoua ЭаппТаоЭеаа^опу пТоеаёиТау ЭааТоа ёаё Таоёа, о+ааТау ё ГЭаёоё+апёау аау-оаёиТТпои. АтаёёдёЭо^опу пТпоТуТёа ё ГаЭт'аёоёай аа Эадаёоёу а ОпёТаёуо аёТааёё-даоёё.

Теория — это система основных идей в той или иной отрасли знания, форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях (законах), существенных связях действительности. Поэтому в самой теории можно выделить такой уровень, как методология. Важно понимание методологии как системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе [2]. При таком подходе мы видим сближение, а в некоторых аспектах и совпадение сути парадигмы и методологии, т. е. общего понимания, общего подхода, содержания и структуры теоретической интерпретации такого феномена, каким является социальная работа.

В связи с этим данную тему можно рассмотреть не только в историческом плане появления, развития и сосуществования различных парадигм (концепций) социальной работы (что является преобладающим в существующей научной и учебной литературе) но и в теоретикометодологическом аспекте.

Теория социальной работы, или, иначе, социальная работа как наука — это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности: специфической социальной деятельности, практической социальной работе как деятельности государственных, общественных и частных организаций, специалистов и добровольцев, направленной на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе, их защиту, поддержку и помощь.

Как теория, однозначная науке, социальная работа сложилась лишь в первой половине XX столетия в отдельных странах, во второй половине прошедшего века — в большинстве стран. Это — важный рубеж в ее становлении и развитии. Поэтому на современном этапе при характеристике социальной работы в нее включают все три неразрывно связанных между собой компонента: социальную работу как науку, учебный процесс и практическую деятельность

по оказанию социальной помощи, поддержки, защиты людей.

Социальная работа как наука характеризуется всеми признаками научных дисциплин, а именно наличием собственных кафедр и организаций, научных журналов и учебных пособий. Достаточно сказать, что в России ныне функционируют более 130 вузов, ведущих подготовку социальных работников. В их числе вузы, имеющие не только кафедры общего характера, но и специализированные кафедры по различным направлениям социальной работы.

Среди организаций следует назвать: Общественную академию проблем социальной работы, Международную ассоциацию работников социальных служб, Ассоциацию социальных работников, фонд «Московский дом милосердия», благотворительный фонд «Сопричастность», консорциум «Социальное здоровье России», общественный благотворительный фонд «Молодежь России», Фонд социального страхования РФ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.

Стали достижением общественности многие научные и научно-популярные периодические издания в области социальной работы: «Российский (ныне — Отечественный) журнал социальной работы», «Вестник благотворительности», «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы», «Вестник социальной работы» (ныне издается под названием «Социальная работа: теория, технология, образование»), «Деньги и благотворительность», «Молодежная политика», «Молодежь России», «Охрана труда и социальное страхование», «Работник социальной службы», «Русский инвалид», «Социальная защита», «Социальная работа», «Социальное обеспечение», «Семья в России», «Сервис plus», «Теоретические и прикладные проблемы сервиса» и др. К этому нужно добавить те издания по философии, социологии, педагогике, психологии, медицине и другим научным и учебным дисциплинам, которые имеют отношение к социальной работе.

Помимо переводных заграничных изданий

© I. А. I ааёаТТё, 2010

в России в 90-е гг. XX в. и начале XXI в. вышло немало книг, хорошо известных ныне и преподавателям, и студентам, и практическим социальным работникам (учебники, учебные пособия, энциклопедии и др. справочники). Некоторые из них переведены на иностранные языки.

Пожалуй, можно считать общепризнанным понимание закономерностей социальной работы как существенных, устойчивых и повторяющихся связей, которые проявляются при взаимодействии объекта и субъекта социальной работы и обусловливают характер и направленность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов, отношений, связанных с решением социальных проблем клиентов (личностей, семей, групп, слоев). Эта общая интерпретация закономерности социальной работы конкретизируется выявлением более частных, таких как:

— взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

— обусловленность содержания форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;

— решение социальных проблем через личностные проблемы и интересы клиентов;

— зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества [1].

Исходя из того что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука органично связана с целым комплексом других наук, выделяют несколько групп основных принципов теории социальной работы: общефилософские (детерминизма, отражения, развития); общих принципов социальных (общественных) наук (историзма, социальной обусловленности, социальной защищенности); специфических принципов социальной работы (гуманизма, справедливости, альтруизма, гармонизации общественных, групповых и личных интересов, самообеспечения и др.). Понятийно-категориальный аппарат социальной работы вбирает в себя как понятия, выработанные в процессе развития данной науки, так и понятия других (близких) научных дисциплин: социологии, психологии, педагогики, социальной медицины и др.

Теория социальной работы определяет содержание основных компонентов социальной работы: объекта, субъекта, содержания, функций, средств, целей и управления. Ее основными функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, управленче-

ская (перечень этих функций может быть разным у разных авторов).

С позиций теории определяются сущность и группы объектов социальной работы. Основная группа — отдельные личности, семьи, слои, общности людей.

Особо выделяются группы людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Их можно классифицировать по ряду оснований:

— состояние здоровья;

— служба и труд в экстремальных социальных условиях;

— пожилой возраст;

— девиантное поведение в его различных формах и видах;

— трудное, неблагополучное положение различных категорий семей;

— особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т. д.);

— бездомность;

— предродовое и послеродовое состояние;

— правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

В качестве объектов социальной работы можно также рассматривать сферы жизнедеятельности. Среди них важнейшими являются: сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры; городские и сельские, а также промежуточные формы расселения: сфера здравоохранения; сфера образования; сфера культуры; культурно-досуговая сфера; силовые структуры общества; пенитенциарная система; социально-этническая среда; сфера бытового обслуживания.

В каждой из этих сфер с учетом их специфики решаются вопросы по созданию нормальных условий труда и отдыха, оказания помощи, поддержки, социальной защиты работающих в этих сферах людей, а также всех групп и слоев населения, связанных прямо или косвенно с этими сферами.

С учетом связи компонентов социальной работы (науки, учебной, практической деятельности) определяются субъекты социальной работы:

1. Организации, учреждения, социальные институты: государство со своими структурами, различные социальные службы; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т. д. и их подразделения.

2. Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения.

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.

4. Преподаватели социальных учебных заведений и их подразделений.

Йа5ёу«ЙТ6ёТёТаёч-апеёй Гаоеё»

43

5. Научные работники (исследователи).

Разделение на объекты и субъекты социальной работы нужно рассматривать диалектически, поскольку в различных условиях они могут выступать в той или иной роли, особенно объекты.

Одной из проблем теории социальной работы является определение ее места в системе научных дисциплин. Ныне усилиями ученых решены в этой области следующие задачи: а) выявлен универсальный, междисциплинарный характер социальной работы; б) социальная работа определена как преимущественно общественная научная дисциплина; в) установлено, что она является социальной наукой, занимающей важное место в социальном образовании; г) выявлена тесная связь социальной работы с философией и социологией, выступающими ее методологической основой; д) выявлено общее и особенное между социальной работой, с одной стороны, и социологией, педагогикой, антропологией, правоведением, медициной — с другой; установлены тесная связь между ними, их взаимообусловленность.

Сегодня можно констатировать, что на социальную работу как вид деятельности и на теоретические парадигмы социальной работы значительный отпечаток накладывает такое масштабное явление, как глобализация. Отсюда выход в теории социальной работы не только на закономерности так сказать внутреннего характера (в рамках национально-государственных и иных образований), о которых преимущественно речь идет в учебных пособиях, но и закономерности, выходящие за рамки отдельных стран и народов. К их числу, в частности, можно и нужно отнести согласованность действий международных и религиозных организаций, отдельных стран и групп государств и народов (больших и малых) в положительном разрешении глобальных проблем, указанных выше, не за счет других, а в интересах всех. Тем самым в условиях глобализации объективно расширяются как объекты, так и субъекты социальной работы, выходя за рамки национально-государственных образований.

С точки зрения социальной работы следует отметить, что глобализация как процесс интернационализации (со всеми его плюсами и минусами) затрагивает все стороны жизнедеятельности людей. В связи с этим значимым теоретическим вопросом становится содержание социальной сферы как важнейшего объекта социальной работы.

Причины актуализации состояния и развития социальной сферы в современных условиях весьма разнообразны. В их числе можно выделить факторы как глобального, фундаментального, так и частного, можно сказать, страновед-

ческого характера. Что касается отдельных стран, то ситуация в каждой из них обусловливается, с одной стороны, теми проблемами, которые стоят перед человечеством в целом, с другой — условиями, сложившимися в той или иной стране.

Социальная сфера — исключительно важная область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства (государств) путем распределения материальных и духовных благ, обеспечения прогресса всех сторон общественной жизни, улучшения положения человека. Социальная сфера включает систему социальных, социально-экономических, социально-этнических отношений, связи общества и личности, а также совокупность социальных факторов жизнедеятельности общественных, социальных и других групп и личностей, условий их развития. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека — от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социальноклассовых и социально-этнических отношений. Содержанием социальной сферы являются отношения между социальными и другими группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Глобализация в нынешнем ее состоянии, с одной стороны, способствует развитию социальной сферы, с другой — тормозит, препятствует ее развитию и функционированию, особенно в отдельных регионах, представленных слаборазвитыми, развивающимися странами. Достаточно сказать, что в силу не квивалентно-го обмена, «ножниц» цен и других причин разница в доходах на душу населения в индустриальных и развивающихся странах составляет более 10 раз. Три с лишним миллиарда человек живут ниже официально определенного ООН порога нищеты. Такое положение, естественно, бесконечно продолжаться не может.

Рассматривая социальную сферу как объект социальной работы в широком плане, наметим перспективы: в условиях глобализации важное место должен занимать анализ социальной защиты, поддержки и помощи населению применительно не только к отдельным группам (особенно социально уязвимым), на первый план выдвигается внедрение технологий социальной работы в различные сферы жизнедеятельности людей (производства, здравоохранения, образования, культуры, в городских и сельских формах расселения и т. д.). В каждой из этих сфер как конкретных объектах социальной работы (по отношению к социальной сфере в целом) с учетом их специфики должны решаться вопросы создания нормальных условий труда и отдыха, оказания медицинской и другой помощи, поддержки, социальной защиты работающих в

этих сферах людей и всех групп, слоев населения, связанных прямо или косвенно с этими сферами. В конечном счете речь идет о создании (путем осуществления социальных программ) нормальных условий жизнедеятельности, осуществления позитивной социализации общества, различных групп и слоев населения, отдельных личностей.

Представляется, что в будущем (уже сейчас формируется такая тенденция, особенно в «социальных» государствах) все большее воплощение получит реализация социальной работы, понимаемой не в узком, а широком смысле как деятельность по предупреждению, недопущению, по крайней мере, в массовых масштабах, «социальных болезней»: безработицы, наркомании, других форм девиантного поведения, социальной защиты всех людей путем обеспечения энергетическими, продовольственными ресурсами и т. д. То есть социальная работа в принципе должна носить в большей степени опере-

жающий, упреждающий, профилактический характер.

В связи с этим все больше внимания должно обращаться не только на клиентов (индивиды, группы, слои), но, главным образом, на те или иные сферы общественной жизни как объекты социальной работы. В условиях преобладания положительных сторон глобализации социальная работа может приобрести более четкий социальный, гуманитарный характер.

Вероятно, со временем междисциплинарный характер социальной работы будет терять свою значимость за счет более четкого определения своих объектов и предметов. В то же время не исключается процесс обогащения теории социальной работы на базе развития иных, близких ей научных и учебных дисциплин. Не исключается вероятность того, что социальная работа как наука и учебный процесс займут одно из центральных мест в системе социальных дисциплин и социального образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. В поисках истины : материалы методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы / отв. ред.-сост. : В. Г. Попов, Т. Е. Демидова. — М. : Ин-т соц. работы АРСС, 1995. — 318 с.

2. Философский энциклопедический словарь / редкол. : С. С. Аверинцев [и др.]. — 2-е изд. — М. : Сов. энцикл, 1989. — 814 с.

II ГАЕЮюиО I I Аио I I АО ^АО ЕОАIВЁЁN IОЁАЁ0Г I ЁВАЛ IОи А. Ё. ОТёТпоТаа

А поаоиа ЭаппТаоЭеаа^опу ТТайа 'ТаоТай ё ТУЭаааёаТе^ оаТЭёё пТоеаёиТТе ЭааТой ёаё Тао-нТаТ ТаУЭааёаТёу, оёадаТа ТаёаТёаа УаЭпУаёоёатау ё аТпоЭааТааТТау Тай---Тау УЭТаёатаоёёа, УЭаапоааёаТй пТаЗататтоа оаТаатёё а Эадаёоёё пТоёаёиТТё Эа-аТой.

Более чем десятилетний опыт организации высшего профессионального образования и преподавания дисциплин социальной работы в нашей стране, достаточно длительный срок разработки теоретико-концептуальных основ данной отрасли знания и учебной специальности дают возможность взглянуть на важнейшие проблемы уже не только «изнутри» — глазами авторов учебных пособий, преподавателей, но и как бы со стороны, с известной временной дистанции. Ныне можно и необходимо определить, что уже сделано в области методологического

обоснования социально-образовательной деятельности, а также выделить «точки роста», отмечающие перспективные направления пара-дигмального поля социальной работы.

Становление социальной работы в нашей стране обусловлено как общемировыми закономерностями, так и некоторыми факторами сугубо российского происхождения, причем эта двойственная природа с самого начала содержала в себе определенный концептуально-деятельностный конфликт указанных предпосылок: гуманистические основания и демократические

© А. Ё. ОТёТпоТаа, 2010

Йй5ёу«ЙТоёТёТаё^йпеёй Гаоеё»

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.