Научная статья на тему 'Технологии социальной работы с «Особыми» детьми: одаренность и леворукость как факторы риска'

Технологии социальной работы с «Особыми» детьми: одаренность и леворукость как факторы риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1070
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ледяева Е. В.

В статье рассматриваются основные технологии социальной работы с одаренными и леворукими детьми, доказывается необходимость особого подхода к таким детям и отнесение их к категории детей «группы риска». Одаренные и леворукие выступают как объект деятельности социального работника, формы и методы работы которого с данной категорией детей и раскрываются автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии социальной работы с «Особыми» детьми: одаренность и леворукость как факторы риска»

ОАО Г 1Ё !_ДЁЁ N I ОЁАЁ0 Г I Ё ВАА I Ои N « I N I Аи1 Ё» ААОи 1 Ё:

I ААвА Г Г И^ОО Ё ЁАА I ВСЁ I N00 ЁАЁ ОАЁО I Ви ВЁNЁА

А. А. Ёаауааа

А поаоиа ЭаппТаоЭеаа^опу ТпТТаТйа оаоПёТаёё пюёаёиПё ЭааТой п ТааЭапшё ё ёааТЭоёёТё ааошё, аТёадйаааопу ТаТаоТаё! Тпои ТпТаТаТ 'паоТаа ё оаёё! ааоу! ё ТоТапаТёа ёо ё ёаоааТЭёё ааоаё «аЭо'ий Эёпёа». ТааЭамйа ё ёааТЭоёёа айпооГа^о ёаё Таиаёо аауоаёиТТпоё пТоёаёиТТаТ ЭааТоТёёа, оТЭ1й ё ТаоТай ЭааТой ёТоТЭТаТ п ааТТТё ёаоааТЭёаё ааоаё ё ЭапёЭйаа^опу ааоТЭТ!.

Социальная работа с одаренными детьми является относительно новым и перспективным направлением, так как долгое время одаренность не рассматривалась как фактор риска, а наоборот, воспринималась как положительное явление и одаренные дети не были объектом деятельности социального работника, не нуждались в помощи взрослых, особом внимании и руководстве. В настоящее время ситуация изменилась и одаренные дети являются одной из категорий детей «группы риска». Проблемы одаренных детей становятся все более актуальными. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной и творческой личности. Нередко оригинальное и нестандартное мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм и девиация. Сложность и специфика технологий социальной работы с этой категорией детей требуют привлечения к ее осуществлению различных специалистов — педагогов, психологов, деятелей образования, культуры и спорта. Одаренность бывает различной, поэтому одаренные дети не являются однородной группой и применяемые к ним технологии могут варьироваться. Есть одаренность социальная, ее еще называют лидерской, есть художественная (музыкальная, изобразительная, сценическая, хореографическая), интеллектуальная, творческая, спортивная. Одаренный ребенок в семье — это ее гордость и одновременно трудность. Дети часто «страдают» из-за своей одаренности, так же как и их родители.

В настоящее время основы социальной работы с одаренными детьми заложены подпрограммой «Одаренные дети», целью которой является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в самых разных областях. Основными задачами этой подпрог-

раммы определяются технологии социальной работы с одаренными детьми, применяемые на практике. Социальному работнику необходимо убедиться в одаренности ребенка: для этого нужно провести ряд тестов, побеседовать с самим ребенком, с его окружением и родителями — это можно назвать диагностическим этапом. Выявление и развитие детской одаренности, поддержка одаренных детей в компетенции социального работника, работающего в школе или с семьей.

Социальная диагностика — важнейший компонент деятельности практического социального работника с одаренными детьми. Среди методов социальной диагностики, применяемых с данной категорией детей, следует выделить: наблюдение, беседу, социометрию, тестирование, биографический метод. Социальный работник также должен провести работу с родителями, проконсультировать их о проблемах и возможных трудностях, которые уже имеются или могут появиться у одаренных детей. Эффективно применение и контактного, и дистантного социального консультирования.

В обязанностях социального работника проинформировать родителей о специальных школах для одаренных детей, федеральных и региональных программах их поддержки. Социальному работнику следует также помнить, что талант ребенка ослепляет родителей либо, наоборот, родители недовольны и напуганы особым даром своего ребенка. Задача социального работника на этом этапе объяснить нетерпеливым родителям, что не нужно переделывать ребенка и делать его таким «как все» либо, наоборот, чрезмерно давить на ребенка и «вымучивать» талант, истощая его силы и здоровье. Следующая важная задача социального работника наладить сотрудничество с другими специалистами, а также учителями.

© А. А. Ёаауааа, 2010

Йабёу «ЙТбёТёТаё-^пеёа Гаоеё»

125

Таким образом, социальный работник реализует в своей практической деятельности и технологию социального посредничества, отстаивая интересы и потребности одаренного ребенка перед лицом учителей, директора школы, родителей. Налаживает взаимоотношения с общественными организациями, учреждениями образования, культуры, спорта, где ребенок может реализовать свой потенциал и гармонично развиваться с учетом своих особенностей и потребностей.

Итак, первые технологии, применяемые социальным работником к таким детям, должны быть диагностика (сбор первичной, как можно более полной информации о ребенке и ее анализ с определением приоритетности проблем) и консультирование (предоставление полной и объективной информации родителям, учителям). Следующая технология, применяемая в работе с одаренными детьми, — это социальная адаптация, под которой понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям. Одаренный ребенок вынужден приспосабливаться к существующей системе образования, к сложившимся социальным нормам и стандартам. Адаптация одаренного ребенка может быть облегчена включением его в «среду себе подобных», то есть в специальные школы или классы, или хотя бы индивидуализацией программ обучения. Социальному работнику, работающему с одаренными детьми, следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить и воспитывать, чтобы избежать угрозы его дезадаптации. Важно научить ребенка уважению к старшим и к его ровесникам, приучить его усидчивости, самостоятельности, сформировать навыки общения и бесконфликтного поведения. Социальный работник помогает успешной адаптации одаренного ребенка посредством организации интересной и творческой деятельности и досуга с учетом его интересов, то есть проводит досуговую адаптацию. Также наиболее эффективной технологией социальной работы в этом направлении может стать социальная терапия, а в частности, следующие ее виды: музыкотерапия, ритмотерапия, игротерапия, арттерапия, библиотерапия, имаготерапия. Выбор данных технологий и их применение социальным работником зависят от возраста ребенка и вида его одаренности. Именно игровые технологии, применяемые по отношению к таким детям, дают им возможность позитивного личностного развития, учат детей решать проблемные ситуации. Возможно и результативное применение с данной категорией детей песочной терапии, так как главная особен-

ность таких детей — творческая ориентированность их личности. Также особое внимание следует обратить на использование социальным работником с одаренными детьми сказкотерапии. По отношению к данным детям библиотерапию можно применять прежде всего для формирования позитивной мотивационной базы, для опосредованного повышения самооценки. В категорию одаренных детей часто попадают леворукие дети, которые, по мнению ученых, отличаются особыми талантами и способностями, и также нуждаются в поддержке со стороны социального работника. То, что левши труднее приспосабливаются к условиям нашей жизни и нуждаются в помощи и защите, подтверждается опытом социально-педагогической реабилитации детей и подростков. Когда рождается ребенок-левша, многие родители беспомощны, не знают, что делать: с одной стороны, не болезнь, вроде бы, но с другой — ребенка в мире вещей ждут дискомфорт и множество неудобств и трудностей. Долгое время в нашей стране левшей переучивали, вызывая нервно-психические расстройства и нарушая естественное развитие человека. До сих пор полностью проблема переучивания левшей и их адаптации к миру полностью не решена.

Так, в Мюнхене открыта консультация для левшей и «переученных» левшей, где работают опытные терапевты. Они помогают этим детям справляться с их проблемами. Доктор Йохана Барбара Саттлер детям с правополушарной ориентацией прописывает эрго- и мототерапию. Это означает, что опытные специалисты во время занятий рисованием, лепкой, ручной работой внимательно смотрят, какой рукой действует ребенок. Эти наблюдения определяют тренировку мозговых центров моторики путем специальных упражнений по равновесию (например, стояние на одной ноге, совершение перекрестных движений и другие). Лечение эрготерапией стимулирует развитие доминантной половины мозга. Тем самым врачи пытаются ликвидировать у ребенка задержку в развитии [1, с. 113]. Родителям леворуких детей следует знать, как обращаться с ними, чего следует избегать и к чему стремиться, чтобы процесс социализации их необычных детей прошел успешно — в этом им может и должен помочь социальный работник.

Чтобы социальная помощь левше была эффективной, нужно создать атмосферу взаимного доверия и понимания между ним и родителями или социальным работником. Для этого необходимо постоянное повышенное внимание к ребенку, искренняя заинтере-

сованность его настроением, самочувствием, переживаниями, так как одаренные дети и дети-левши очень ранимы, впечатлительны и отличаются хрупким внутренним миром. Неподдельное внимание и готовность к совместной деятельности со стороны значимого взрослого (родитель, учитель), значительно улучшат их эмоциональное состояние. В работе с леворукими и одаренными детьми нужно своевременно обеспечить гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников. Этого можно добиться путем постепенного перехода от индивидуальных форм игротерапии к индивидуально-групповым и затем к групповым. Скорость такого перехода во многом зависит от степени сформиро-ванности у конкретного ребенка социальной потребности в общении. Существуют несколько видов игротерапии: игротерапия в психоанализе; игротерапия, центрированная на клиенте; игротерапия построения отношений и другие виды. Наиболее интересна игровая терапия, центрированная на клиенте, как метод коррекционного воздействия на человека с доминированием правого полушария, независимо ребенок это или взрослый человек.

Цели такой терапии: не переделывать человека, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Эти цели могут быть конкретизированы в виде следующих, стоящих перед социальным работником, задач:

— расширение репертуара форм самовыражения взрослого или ребенка;

— оптимизация коммуникаций в системе отношений ребенок — взрослый;

— повышение уровня социальной компетентности ребенка в его взаимодействии со сверстниками и взаимоотношений взрослого с его ребенком;

— развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижение эмоциональной устойчивости за счет осознания человека с доминированием правого полушария головного мозга своих эмоций, чувств, переживаний;

— оптимизация развития «Я -концепции»;

— повышение степени самопринятия и формирования чувства «Я».

На практике это выглядит примерно так: социальный работник создает безоценоч-ную, непринужденную атмосферу. Такая атмосфера способствует установлению коммуникативного контакта, дает возможность последнему полностью самореализоваться, удовлетворить посредством игры те или иные потребности. Взаимодействуя с такими деть-

ми, социальному работнику важно демонстрировать свою искреннюю заинтересованность и одобрять действия человека, который при таких отношениях начинает осознавать свою индивидуальность, неповторимость своей личности. Эта терапия рассчитана примерно на 15 единовременных сеансов. Основные критерии ее эффективности таковы: позитивная динамика эмоционального развития человека, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я», выступающая в преобладании позитивных самооценок; сближение «Я» реального и «Я» идеального; повышение степени самопринятия и уверенности в себе и своих возможностях.

Хорошие результаты в работе с одаренными и леворукими детьми дает метод, который называется «пополнение эмоционального резервуара ребенка». Данный метод рекомендуется применять ко всем детям, а по отношению к левшам тем более, так как они в силу своих психогенетических особенностей более подвержены эмоциональной разбалансиров-ке и истощению. На практике этот метод осуществляется посредством использования различных вербальных и невербальных средств влияния. Перечислим важнейшие из них: контакт глаз (теплый взгляд социального работника); открытая поза социального работника; пантомимические и мимические средства; спокойный, уверенный тон голоса; плавность, неторопливость движений; физический контакт (поглаживание, «прогревание» руками).

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:

а) моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в игровых условиях, следование им ребенком;

б) изменение позиции человека в направлении преодоления личностного эгоцентризма, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению конфликтных ситуаций;

в) формирование (наряду с игровыми отношениями) реальных отношений как равноправного партнерского сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;

г) организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки в проблемных ситуациях;

д) формирование способности человека к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение конкретной роли.

Йабёу «ЙТоёТёТаё-^пеёа Гаоеё»

127

Основные задачи, стоящие перед социальным работником, ведущим игровые занятия: создание атмосферы принятия ребенка или взрослого; эмоциональное сопереживание; отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной форме; обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживания ребенком или взрослым чувства достижения собственного достоинства и самоуважения [2, с. 34—35].

Методика «проективного рисунка» также хорошо подходит для работы с одаренными и леворукими детьми, так как способствует раскрытию их творческого потенциала. Выполняя рисунок на заданную тему, такие дети как бы вербализуют свои переживания, чувства, трудно осознаваемые проблемы и отражают их на листе бумаги. Это помогает социальному работнику правильно определить проблемы ребенка и оказать ему своевременную помощь [2, с. 36]. Особенно эффективна эта методика при коррекции различных детских страхов, с которыми достаточно часто сталкивается социальный работник, занимающийся с одаренными и леворукими детьми. Необходима семейная терапия. Под семейной терапией принято понимать комплекс психологических методов и приемов, направленных на психологическую коррекцию индивидуума в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений. Эффективно применение метода семейной генограммы, так как одаренность и леворукость могут быть генетически детерминированными.

Технологии связи с общественностью могут быть использованы социальным работником при занятиях с такими детьми: с одной стороны, для привлечения внимания к проблемам одаренных и леворуких детей, а с другой — в целях информирования общества о талантах, феноменальных способностях этих детей. Благодаря СМИ возможно оповещение одаренных и леворуких детей и их родителей о различных смотрах, конкурсах,

олимпиадах, которые могут представлять интерес для таких детей и где они смогут проявить себя. Социальный работник может помочь организовать встречу одаренного ребенка с журналистами.

Итак, социальная помощь при одаренности и леворукости — это цепь или, точнее, совокупность взаимосвязанных комплексных и системных мероприятий, которые должны осуществлять и согласовывать между собой воспитатели, учителя, медицинские и социальные работники и, конечно же, родители. Оказание помощи одаренным детям и левшам — это задача и обязанность общества, чтобы обеспечить гармоничное и всестороннее развитие каждого ребенка. Подводя итог технологиям социальной работы с одаренными детьми, следует подчеркнуть, что они, по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. В условиях развития современного российского общества требует решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социальных и экономических реалиях, поэтому крайне важно и необходимо осуществлять эффективную и результативную социальную работу с одаренными детьми, применяя различные адресные технологии, содействующие выявлению и развитию природных задатков этих детей на всех ступенях воспитания и образования.

Социальная помощь одаренным детям и левшам приобрела статус самостоятельной научно-практической проблемы лишь в последние годы, хотя необходимость особого психологического, педагогического и социального подхода к таким детям осознана достаточно давно. Необходимо создание условий для наиболее полного раскрытия их способностей и минимизации проблем, связанных с одаренностью и леворукостью, оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Видра Д. Знания спасают от скуки / Д. Видра // Дошкол. воспитание. — 2003. — № 10. — С. 113—120.

2. Юдин Н. Психокоррекционная работа с леворукими детьми / Н. Юдин // Воспитание школьников. — 2003. — № 2. — С. 34—36.

Поступила 01.04.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.