ПУБЛИКАЦИИ ЧЛЕНОВ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Берулава Г.А., Берулава М.Н.
ТЕОРИЯ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАК НОВАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1
Высшее образование XXI в. предполагает опору на новые методологические основания и инновационные образовательные технологии, обеспечивающие соответствие реалиям информационного общества. Те принципиальные изменения, которые произошли в личностном, поведенческом и когнитивном развитии современной молодежи под влиянием электронных средств информации, требуют принципиально другого подхода к разработке содержания и технологий обучения и, соответственно, к выработке новых критериев оценки качества обучения как в школе, так и в вузе.
Наиболее актуальной потребностью современной системы образования является использование инновационных технологий обучения, разрабатываемых с современных методологических позиций. Если сегодня продекларирован подход, во главе угла которого организация обучения на основе разработки индивидуальных образовательных траекторий, то ему должна соответствовать технологическая проработка психологопедагогического сопровождения образовательного процесса, означающая, что предлагаемые технологии обучения должны быть максимально индивидуализированы.
Установлено, что сегодня в системе образования используется множество техник, разработанных с совершенно различных, часто противоречащих друг другу, методологических позиций. Методологически не проработанной является проблема формирования компетентности. Она реализуется в теоретико-прикладном аспекте без выявления ее психологического содержания. Показано, что психологическая традиция основывается на том, что компетентность предполагает сформированность, прежде всего, такого вида мышления, как практическое. В сфере социальных взаимоотношений практический интеллект выступает в форме социального, предполагающего способность понимать намерения, чувства и настроения других людей, мотивацию их поступков, а также свое собственное поведение. Однако в действительности при декларации данной позиции в образовательных учреждениях диагностируется и оценивается лишь сформированность теоретического мышления. Соответственно, учебный процесс и в школе и в вузе ориентирован на актуализацию абстрактно-логического мышления и простое запоминание определенной информации.
Одной из важнейших причин отсутствия каких-либо позитивных изменений в современной практике обучения является несоответствие между когнитивным стилем учащегося и стилем изложения учебной информации в учебнике или учителем. Стиль мышления молодежи сегодня за счет постоянного общения с масс-медиа — * 8
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 12-06-00316).— Примеч. ред.
8
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
преимущественно образно-эмоциональный. Мышление студентов все меньше тяготеет к абстрактным построениям. При этом усваивается, прежде всего, то, что имеет значимый эмоциональный градус. Все это идет вразрез с вербальным, декларативным стилем изложения учебной информации, что приводит к явлению когнитивного диссонанса.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что технологии предъявления учебной информации сегодня не соответствуют стилю мышления современной молодежи, тенденция развития которого все более противоречит вербальным, дизъюнктивным, формально-логическим построениям учебника и педагога.
Вступление в эпоху информационного общества разрушает сложившуюся эволюцию человеческого мышления. Массированное воздействие средств массовой информации фактически закрывает человеку фазу размышления — важнейшую фазу формирования мыслительных структур. В то же время современная молодежь в своей жизнедеятельности опирается не только на ту информацию, которую она получает в сфере образования, но, прежде всего, на информацию, получаемую в сфере общения с электронными средствами, которые оказывают на ее восприятие гораздо большее влияние, поскольку опосредованы более высоким уровнем мотивации (информация выбирается самостоятельно), более значимым эмоциональным фоном, наличием образной составляющей. Именно эта сфера в значительной степени формирует у молодых людей когнитивные, коммуникативные и эмоциональные паттерны, определяющие продуктивность решения практических проблем.
Еще одним методологическим противоречием в сфере высшего образования является то, что традиционные образовательные технологии делают ставку лишь на сферу рационального сознания, лежащего в основе целенаправленной деятельности. Однако психика человека активна и за счет сферы бессознательного, являющейся регулятором поведения субъекта. Именно эта сфера продуцирует всевозможные стереотипы общения, мышления, эмоционального реагирования, двигательной активности. Ускорение темпа жизни, клиповость в подаче информации приводит человека к необходимости использования оперативных, унифицированных, упрощенных схем мышления, которые в значительной степени базируются на сфере бессознательного. Эти схемы, с одной стороны, обусловлены воздействием технологий подачи информации в информационном обществе, а с другой стороны,— опосредованы индивидуальными особенностями личности. В действительности автоматическое, стереотипное поведение у людей превалирует. Несмотря на то, что существует неопределенное число возможных паттернов психической активности, каждая индивидуальность использует в типичных ситуациях жизнедеятельности индивидуальный устойчивый набор таких персонифицированных схем.
В связи с этим современные технологии обучения должны апеллировать к фор-мированиюпродуктивныхкогнитивныхстереотипов—когнитивныхфеноменов,актуали-зирующихся бессознательно. Когнитивные стереотипы — устойчивые когнитивные алгоритмы, опирающиеся, прежде всего, на неявные знания, в которых априори присутствует стратегия решения проблемы. Таким образом, стереотипы формируются в рамках решения практических проблем и, соответственно, связаны с такой формой, как практическое мышление. Если формально-логическое мышление есть мышление конвергентное, опирающееся на максимальное количество возможных логических связей, то мышление практическое есть мышление дивергентное, предполагающее образование значительного количества разнообразных альтернатив, логически связанных с предъявляемой информацией. Если формально-логическое мышление, 9
9
ISNN 1029-3338
которое формируется и презентуется в процессе организованного обучения, использует в основном символическую информацию, то практическое мышление опирается в большей степени на образную информацию. Способность решать относительно новые задачи и способность автоматически обрабатывать информацию — взаимосвязаны, что свидетельствует о важности изучения и формирования в учебном процессе продуктивных когнитивных стереотипов, паттернов мыслительной деятельности. Стереотипы могут носить как продуктивный, так и иррациональный характер, мешающий эффективному удовлетворению потребностей.
Методологической ошибкой современной системы обучения является то, что она делает акцент лишь на формировании абстрактно-логического мышления, при этом стиль изложения учебника и педагога также ориентированы на данную когнитивную стратегию. Однако при решении практических, жизненных проблем, а также многих проблем профессиональной деятельности, например, управленческих, значительно в большей степени востребован практический интеллект, важнейшей составляющей которого являются неявные (имплицитные) знания, получаемые в процессе повседневной жизнедеятельности.
Таким образом, современные технологии обучения должны апеллировать к формированию продуктивных когнитивных стереотипов — когнитивных феноменов, актуализирующихся бессознательно. Когнитивные стереотипы — устойчивые когнитивные схемы, в определенной степени коррелирующие с понятиями установки, неявных знаний. В неявных знаниях априори присутствует стратегия решения проблемы. Соответственно, стереотипы формируются в рамках решения практических проблем и связаны с такой формой мышления, как практическое мышление, в отличие от такой его формы, как формально-логическое. Поэтому они оказывают решающее влияние на разные формы компетентности, прежде всего, социальную компетентность.
Установлено, что знание и понимание человеком своих когнитивных, коммуникативных и эмоциональных стратегий психической активности обеспечивает возможность их коррекции и учета в значимой сфере взаимоотношений. Отсутствие рефлексии по поводу сложившихся стереотипов поведения не позволяет сделать любой вид психической активности достаточно эффективным. Следовательно, имеет место методологическое противоречие между механизмами психической активности субъекта и существующими технологиями обучения, апеллирующими лишь к сфере рационального сознания и игнорирующими возможности формирования продуктивного поведения, опирающегося на устойчивые паттерны психической активности.
Современная система образования не учитывает, что внедрение новых информационных технологий поставило общество перед фактом глобального перехода к сетевым механизмам познания окружающей действительности, приходящим на смену системному подходу вооружения знаниями. Для сетевого образования характерны эклектичность, неоднородность, отсутствие иерархии в получаемой информации, логика восприятия, которая определяется, прежде всего, мотивацией обучаемого, опосредованной его смысложизненными ориентациями.
С учетом выделенных методологических противоречий в развитии современной образовательной системы нами разработаны методологические основы новой образовательной парадигмы, названной нами «сетевой».
Новая парадигма основывается на идеалах постнеклассической научной картины мира, исходными положениями которой являются: исследовательское поле психологической науки включает в себя не только познание закономерного, общего, 10
10
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
универсального, повторяющегося, но и случайного, отдельного, неповторяющегося, индивидуально-событийного; трансформационные процессы интерпретируются как открытые и самоорганизующиеся, что означает отказ от принудительной каузальности, рассмотрения случайности в качестве только внешней по отношению к исследуемому процессу помехи, которой можно пренебречь, и придания ей статуса фундаментального фактора в механизме детерминации трансформирующихся систем. Развитие носит нелинейный, многомерный характер, оно многовариантно, альтернативно как в перспективном, так и ретроспективном плане, его темп и направленность не заданы однозначно и не сводимы к простой поэтапной поступательности; новый, нелинейный тип детерминизма исключает возможность любого однозначного описания и вероятностного прогнозирования будущего состояния трансформирующихся систем; управление сложноорганизованными системами, в частности, человеком, должно предполагать осознанный учет сущностных особенностей нелинейной динамики — неравновесность, неустойчивость, незапрограммированность и альтернативность в процессах развития и, соответственно, допускать возможность существования сфер и ситуаций, не подвластных контролю и поэтому непредсказуемых. Синергетика и постмодернизм рассматриваются в качестве методологической основы концептуального моделирования нелинейных динамик (в данном случае — развития личности).
Современность характеризуется сближением восточного и западного стилей мышления, образа и дискурса, действия и созерцания, человека и природы. Современная методология познания основывается на идеях эволюции, историзма, вероятностного развития, бифуркации, в ее рамках различные типы рациональности не отрицают, а дополняют друг друга. Направление перехода к новому научному мировоззрению видится как переход к неклассической картине мира и, соответственно, образу мира исследователей, предполагающему переход от объектов к отношениям между ними, от детерминации к неопределенности и неоднозначности, от единственности к множественности интерпретаций, от тотальности к самоорганизации, толерантности, системному плюрализму. Новая научная парадигма основана на синтезе гуманитарного и естественно-научного типов мышления, рационального научного познания и культурного контекста.
Необходимо подчеркнуть, что название предложенной авторами теории носит достаточно условный характер и его не надо путать с сетевым подходом, сетевой парадигмой с позиций философского дискурса [В.А. Шенцева, 2012]. Авторы совершенно справедливо отмечают, что сегодня очень широко используются представителями разных научных областей понятия «сеть», «сетевая теория», «сетевой подход», «сетевая методология» и т. д., при этом, используя их в качестве синонимов, многие исследователи вкладывают в них только специфику взаимодействия людей в Интернете.
Специалисты особо обращают внимание на формирование новой структуры мира, принципиально нового стиля мышления (Т. Адорно, Р. Хойелинг, М. Кастельс, И.Е. Москалев, А.В. Назарчук, Р. Роуз, М. Фасслер, В.В. Крюков). Презентованы новые идеи, связанные с пониманием процесса коммуникации в виртуальном мире, в частности, то, что идеи и сами мыслители формируются в процессе общения. Принципиальным является и то, что «сеть» начинает трактоваться и как способ бытия человека, и как способ самопорождения человека и на ментальном и на духовном уровнях, а само понятие «сеть» обретает методологическое звучание вне связи с информационно-технологическими процессами. Существенно, что данный подход исключает возможность объяснения сетевых эффектов только информационно-технологическим характером 11
11
ISNN 1029-3338
изменений в обществе. При этом сетевой подход позиционируется уже как метатеория (Хойслинг, 2003). Идеи нашего методологического подхода, реализованные, прежде всего, при разработке новой методологии развития личности согласуются с сетевой парадигмой в том плане, что теория сетевого развития личности ассимилирует в себя множество теоретических положений других теоретических концепций в аспекте их согласованности с парадигмой гуманизации развития личности, в т. ч. и через систему образования [Берулава Г.А., 2003, 2009]. Действительно, например, с точки зрения Р. Хойслинга, теория может быть определена как сетевая, если предметом исследования становится некая сетевая структура, и если сама теория выстраивается по принципу сетевого взаимодействия (т. е. ряд теорий, концепций некоторым образом синхронизируются для построения нового теоретического здания).
О необходимости наличия такой метатеории длительное время говорят многие авторы: действительно, современные феномены не могут быть исследованы достаточно удовлетворительно в рамках какой-либо одной теории или одной научной дисциплины. Необходимо отметить, что в рамках сетевого подхода особый интерес представляют не объекты и явления, а отношения между ними. Подчеркивается релевантность сетевого подхода философской проблематики как претендующего на новые мировоззренческие и эпистемологические перспективы.
Отличительной особенностью нового образовательного подхода является обучение наосновесинтезаобъективногомираивиртуальнойреальностипосредствомактивизации, в равной степени как сферы рационального сознания, так и сферы бессознательного. Это означает, что в центре образовательного процесса должно быть не только развитие различных видов деятельности, опосредованных рационально поставленной целью, но формирование продуктивного и гуманного поведения и, прежде всего, поведенческих стереотипов, которые предполагают устойчивое поведение человека в стандартных ситуациях жизнедеятельности.
Сетевая образовательная стратегии исходит из того, что появление новых информационных технологий расширяет когнитивный диапазон человека и количество используемых им когнитивных паттернов. Такое взаимодействие обучаемого и компьютера характеризуется как интеллектуальное партнерство, презентующее так называемый «распределенный интеллект».
Стратегия построена на учете преимуществ виртуального образовательного пространства: инициативность получения информации субъектом и, соответственно, ее высокая мотивированность к усвоению; психологический комфорт в получении информации, не связанный с отрицательными моментами коммуникационного взаимодействия в реальном образовательном пространстве; получение информации в соответствии с доминирующими у субъекта когнитивными, коммуникационными и аффективными стилями и стратегиями. Например, коммуникативные стратегии в виртуальной реальности студентов направлены на удовлетворение потребностей, которые не реализуются в необходимой степени в процессе реального общения: в интересующей в данный момент информации (как временного, так и длительного пользования), в профессиональной компетентности (потребность в компенсации дефицита общения по конкретным профессиональным темам), в повышении своей компетентности в реальной жизнедеятельности, не связанной с профессиональной; в компенсации отсутствия симпатии и любви со стороны других людей, в компенсации отсутствия возможностей для творческой самореализации, потребности в повышении своего социального статуса, в самопрезентации, в более широкой коммуникации, в игровой деятельности и др.
12
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
Сетевая стратегия учитывает возможности виртуальной информационной сети — если раньше она использовалась в большей степени как источник информации, то теперь все более используется для авторского наполнения: пользователи все более активно вносят личный вклад в увеличение пространства сетевой информации. Сеть используется не только для расширения коммуникации, получения информации, но и для сотрудничества, получения опыта профессиональной деятельности. Соответственно, установлено, что необходимо вести речь об обучении как процессе создания студентами совместного сетевого контента, где активно должны использоваться Вики-технологии. В современной системе образования технология ВикиВики должна использоваться как среда сетевого соучастия и организации совместной деятельности обучаемых.
Характерно, что сетевое пространство характеризуется как вторая виртуальная реальность жизнедеятельности личности достаточно условно, поскольку для все большего количества людей она становится первым и основным пространством жизнедеятельности, где молодые люди чувствуют себя наиболее комфортно и где они проводят большую часть своей жизни. Здесь происходят браки и разводы, завязываются всевозможные профессиональные отношения, здесь обустраивают свое жилище, ходят в магазины, одеваются, играют, выстраивают личностные отношения самого разнообразного уровня, открывают вузы, научные институты и фирмы, проводят совместные научные исследования. Причиной этого является психологический комфорт, который испытывают пользователи сети, общаясь в ней в соответствии со своими индивидуальными когнитивными, коммуникативными и эмоциональными стратегиями, на основе своих личностных особенностей, индивидуальных потребностей и мотивации. Таким образом, виртуальная среда общения позволяет компенсировать личности отсутствие возможностей для удовлетворения ее потребностей (в удовлетворяющей самооценке, в самореализации, в комфортных межличностных отношениях, в творчестве и т. д.) в среде традиционного образовательного взаимодействия как с преподавателями, так и со сверстниками.
Новая методологическая платформа основывается на том, что объем информации, накопленной человечеством, глобально превосходит тот объем знаний, который может быть усвоен отдельным человеком. Современная система образования ориентирована на выработку принципов выделения ядра имеющейся информации, которая должна быть усвоена. Но при современной динамике появления нового знания проблема является практически неразрешимой, особенно для гуманитарных наук, где кумулятивный эффект не снижает роль более раннего культурного слоя. В то же время акцент на изучении «архива информации», ее различной кластеризации и систематизации не делает готовым выпускника вуза к профессиональной деятельности, в которой доминирующим фактором является разработка новых идей и технологий. Для того, чтобы специалист был действительно эффективным, ему необходимо уметь генерировать новые знания и технологии, и именно на этом должен делаться основной акцент в определении готовности выпускника к профессиональной деятельности. Соответственно, новая образовательная стратегия ориентирована не на систематизацию знаний и усвоение очередного основного ядра информации, содержание которого всегда является дискуссионным, а на развитие способностей и мотивации к генерированию собственных научных идей. Таким образом, обучение должно осуществляться в процессе собственных научных исследований. Современная образовательная парадигма должна быть ориентирована на стимуляцию студента к созданию нового знания.
Сетевая образовательная парадигма базируется на том, что современная картина мира не может быть описана в рационалистических традициях, опираясь лишь на
13
ISNN 1029-3338
абстрактную логику и дискретные понятия. Попытки наук на пути создания точного и однозначного языка, устраняющего из науки все неопределенности, также не увенчались успехом. Чем более точен язык, тем менее полно описывается научное явление, и, наоборот, чем он менее точен, тем полнее описывает предмет теория. Соответственно, содержание образования не должно иметь тенденцию к универсальности, опоре на монополизм определенных теорий и учебных пособий, не должно фетишизировать понятийный аппарат и алгоритмическое построение дихотомических заключений и выводов. Налицо еще одно методологическое противоречие между унификацией понятийного аппарата в образовательных учреждениях и отсутствием технологий, позволяющее развивать недизъюнктивное мышление.
Одной из основных задач высшего образования является развитие творческих способностей студентов. Однако усиление познавательной активности студентов не стало доминантой модернизации высшей школы. В то же время логика предлагаемого подхода предполагает, что основная задача высшего образования — научить человека решению проблем в различных сферах жизнедеятельности. Однако творческая личность может быть воспитана лишь на основании наблюдения за стилем мышления других творческих людей, приобщения к этому стилю мышления, его имитации. Поэтому технологии, связанные с электронной визуализацией подачи информации, сегодня являются приоритетными. Именно с помощью этих технологий могут быть сегодня проиллюстрированы реальные образцы творческого решения проблем, научного поиска. Соответственно, в настоящее время имеет место методологическое противоречие между потребностью развития творческого потенциала личности и отсутствием образовательных визуализированных технологий, обеспеченных электронными носителями информации и позволяющих формировать паттерны творческой активности на основе наблюдения за образцами творческого мышления и их имитацией.
Методологическая платформа сетевой образовательной стратегии базируется на том, что виртуальная реальность, как образ искусственно сконструированного иллюзорного мира, есть отражение психикой процессов, происходящих в самой же психике. Новая методология основывается на эмансипации функций знака, утверждении его способности представлять самого себя, а не реальность, что фактически порождает эру тотальной симуляции как в экзистенциональной, так и социальной среде. Данное обстоятельство не может не учитываться при разработке системы компетенций, которыми должен владеть выпускник вуза. В связи с этим необходимо изучение культурных схем современных молодых людей, являющихся бессознательным средством интерпретации событий в соответствии с индивидуальным социально-культурным опытом и охватывающих любые виды телесного и ментального опыта. Культурная схема личности должна учитываться при организации индивидуальной образовательной траектории. Существенно, что только став эталонами для бессознательного подражания, культурные схемы становятся устойчивыми опорами опыта.
В условиях информационного общества соотношение между познанием и социальным взаимодействием должно быть отражено в термине «распределенное познание». Особенностью такой образовательной сети является обеспечение психологического комфорта в социальных взаимоотношениях в рамках виртуального пространства, поскольку такие отношения всегда являются инициативными со стороны обучаемого, а значит, высоко мотивированными. Важным фактором является также то, что такая сеть является саморазвивающейся за счет возможности каждого обучающегося создавать свои информационные ресурсы.
14
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
Выявлена отличительная особенность образовательного пространства в рамках новой образовательной стратегии — это требование обучения в кооперации и сотрудничестве посредством конструирования знаний путем взаимного скэфолдинга, обмена мнениями с другими обучаемыми и педагогом на пути коллаборативных усилий к общей цели, что предполагает наличие различных точек зрения на научные факты или теоретические концепции.
В качестве основного ядра каждой науки при этом должна стать ее методологическая платформа, обеспечивающая понимание спектра основных идей, на которых базируется наука и которые появляются в настоящее время.
Данное требование предполагает принципиальное изменение образовательных технологий. В то же время доминирующая институциональная модель университета остается неизменной около 200 лет. Однако сегодня меняется цель, средства и агенты социализации. Новая информационная революция привела к появлению так называемого сетевого обшества, в условиях которого важна не столько адаптивность человека к существующим социальным и материальным условиям, сколько способность человека к преобразованию общества, его материальной сферы, природы. Должно быть учтено, что более комфортная сфера коммуникации смещается в электронные сети, где человек не должен выступать в качестве объекта манипулирования, но должен быть автором, способным программировать сетевое общение и взаимодействие. Соответственно, в плане формирования механизмов мышления гораздо большее внимание должно быть уделено развитию такого свойства мышления как его критичность. В этом случае сети превращаются из агента вторичной социализации в поле первичной социализации, вытесняя на периферию коммуникацию во всех других сферах.
Выдвинут и обосновывается принцип обучения в кооперации и сотрудничестве в решении учебных и профессиональных проблем. Причем такое сотрудничество должно осуществляться не только в процессе обучения в условиях вузовской учебной среды на аудиторных занятиях, но и в условиях взаимодействия в сети. Таким образом, сфера взаимодействия обучаемых в значительной степени должна быть смещена в сферу виртуального пространства Интернета, где они должны совместно решать поставленные перед ними проблемы, а также те проблемы, которые они формулируют самостоятельно. Взаимодействие в виртуальной среде во многом снимает проблемы субъективно-психологического характера, мешающие решению поставленных задач, что в условиях реального общения часто выдвигается на передний план.
В современном информационном обществе информационные сети перестали быть только техническим средством, но приобрели статус новой культуры, обладающей собственной семиосферой. Тексты, презентируемые электронными носителями информации, выступают сегодня как сенсорные и перцептивные эталоны, а представляемые сетью возможности достижения целей и удовлетворения потребностей — как нормы поведения и социального взаимодействия. Особенностью современной культурной ситуации является то, что знаки теперь симулируют наличие связи «знак — референт», и эти симулякры функционируют как самореферентные знаки. В процессе обучения основам наук сегодня нельзя не учитывать, что наука также виртуализируется. Имеют место различия в понимании основной ценности научного познания: классическая парадигма апеллирует к абсолютной истине, неклассическая — к относительной истине, постнеклассическая — только к обоснованной гипотезе. Современное образование требует «постформального мышления». Его основными чертами являются не воспроизводство знаний, а «производство своих собственных знаний»; открытие в себе
15
ISNN 1029-3338
новых возможностей, самореализация своего потенциала (инсайт); метаморфическое познание — возможность видеть связь между противоположными вещами; видение общего и частного в их взаимодействии; понимание контекста; нелинейное понимание причинности; рассмотрение мира как текста; признание обучаемого как «интерпретирующего», а не объясняющего.
С точки зрения новой методологической платформы процесс развития личности в высшей школе должен осуществляться в контексте учета таких психологических факторов влияния семиотического пространства интернета, как интерактивность, гипер-текстовость и гипермедийность, нелинейность, дегитальность, модульность, мульти-медийность, демассификация, асинхронность, антипространственность, конвергенция, авто-матизированность, совмещение коммуникации и автокоммуникации, интенсивное развитие самосознания в процессе дискуссионной практики, анонимность, стирание различий на уровне «свой — чужой», развитие множественных идентичностей в процессе интернетдеятельности, возможность культурного перекодирования, контекстность, полилогизм.
В рамках сетевой парадигмы развития личности функционирование системы высшего образования должно осуществляться на основе замены позитивистского подхода к развитию личности на гуманистический. Если этот переход в значительной степени осуществляется во всей гуманитарной науке, то в образовательной практике он только декларируется, при этом ее технологическое обеспечение в действительности функционирует чаще всего с противоположных теоретических позиций. Гуманистическая модель развития личности должна быть ориентирована на неклассическое мироощущение, на неклассический мир, события, в котором не ограничиваются причинно-следственными связями, но могут быть рассмотрены через связи смысловые, синхронистичные, энергетические, структурные. Соответственно, важная тенденция в исследовании развития личности должна состоять не только в познании закономерного, общего, универсального, повторяющегося, но и случайного, отдельного, неповторяющегося, индивидуально-событийного; трансформационные процессы должны интерпретироваться как открытые и самоорганизующиеся, что означает отказ от принудительной каузальности, отказ от рассмотрения случайности в качестве только внешней по отношению к исследуемому процессу помехи, которой можно пренебречь, и придания ей статуса фундаментального фактора в механизме развития личности. Система высшего образования должна строиться на понимании того, что развитие личности носит нелинейный, многомерный характер; оно многовариантно, альтернативно, его темп и направленность не заданы однозначно и не сводимы к простой поэтапной поступательности; новый, нелинейный, тип детерминизма исключает возможность любого однозначного описания и вероятностного прогнозирования будущего состояния трансформирующихся систем; управление сложноорганизованными системами, в частности, человеком должно предполагать осознанный учет сущностных особенностей нелинейной динамики — неустойчивость, незапрограммированность и альтернативность в процессах развития и, соответственно, допускать возможность существования сфер и ситуаций, не подвластных контролю и непредсказуемых.
Сетевая образовательная парадигма должна быть ориентирована на целостное развитие личности, а не только на развитие ее когнитивной сферы, причем без апелляции к какому-либо её универсальному профилю. Но это может быть достигнуто лишь при условии перехода от построения среднестатистических схем и универсальных рекомендаций к пониманию того, что успешным может быть студент с любым профилем личности при условии обеспечения ему максимальной степени свободы в выборе
16
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
индивидуальных когнитивных стратегий и создания высокой степени мотивации к инициации механизмов саморазвития.
Итак, новая образовательная парадигма основывается на принципе обучения в кооперации и сотрудничестве в решении учебных и профессиональных проблем не только на аудиторных занятиях, но и в условиях взаимодействия в сети. Таким образом, сфера взаимодействия обучаемых в значительной степени должна быть смещена в сферу виртуального пространства Интернета, где они должны совместно решать поставленные перед ними проблемы, а также те проблемы, которые они формулируют самостоятельно.
Новая методологическая платформа исходит из необходимости развития вербальнологического мышления, но в не меньшей степени практического, социального и образного мышления, которые являются основой компетентности, развития творческого потенциала и социальной эффективности. В настоящее время в учебном процессе диагностируется и, соответственно, акцентуируется лишь сформированность вербальнотеоретического мышления.
Новая образовательная парадигма должна быть переориентирована с фетишизации роли понятийного аппарата и готовой, утвержденной и единственно верной информации на понимание смыслов, их критический анализ, систематизацию, обобщение, что предполагает развитие соответствующих механизмов мышления, которые не могут быть развиты в рамках традиционных лекционных и семинарских занятий, а могут быть сформированы лишь в условиях систематического перехода к дискуссии в режиме круглых столов и коллективной поисковой деятельности.
Платформа сетевого образования должна быть ориентирована на целостное развитие личности, а не только на развитие ее когнитивной сферы, причем без апелляции к какому-либо ее универсальному профилю, что может быть достигнуто лишь при условии перехода от построения среднестатистических схем и универсальных рекомендаций к пониманию того, что успешным может быть студент с любым профилем личности при условии обеспечения ему максимальной степени свободы в выборе индивидуальных когнитивных, поведенческих, коммуникативных и эмоциональных стратегий и создания высокой степени мотивации к инициации механизмов саморазвития.
В связи с вышеизложенным совершенно новые требования должны предъявляться к современному преподавателю, который сам должен быть вооружен вышеуказанными компетенциями, должен быть сам презентатором творческого стиля мышления, поскольку данные творческие способности формируются в соответствии с известными психологическими механизмами в основном на основании имитации. Это означает, что принципы отбора преподавателей должны быть совершенно другими и быть ориентированными на научный, творческий потенциал преподавателя, который и должен быть поставлен во главу угла.
Общие методологические изменения в сфере образования должны исходить из наличия тренда к смещению сферы образовательного взаимодействия в сферу электронного информационного пространства, которая для многих молодых людей выступает как параллельная и часто первая, а не вторая реальность, и ее значимость в перспективе будет лишь все время увеличиваться.
Таким образом, впервые в отечественной психологии и педагогике разработаны методологические основы теории сетевого образования. Сформулированы принципы обучения в рамках новой методологической платформы:
— системное развитие практического и социального, а не только вербальнологического мышления в условиях учебного процесса и их регулярная диагностика;
17
ISNN 1029-3338
— обучение через собственные научные исследования, решение конкретных научно-практических проблем;
— обучение на основе интеграции традиционного и виртуального образовательного пространства;
— развитие личности в интеграционном образовательном пространстве на основе максимального удовлетворения ее индивидуальных потребностей;
— развитие личности не только через сферу рацио, но и через сферу бессознательного, формируя у нее коммуникативные, поведенческие и эмоциональные стереотипы психической активности, обеспечивающие продуктивную самореализацию личности;
— переход в развитии когнитивной сферы от «передачи знаний» и акцентуации понятийного аппарата, на основе перманентного поиска универсального ядра информационной базы предмета, к развитию универсальных механизмов мышления и способности к генерированию новых научных и технологических идей;
— обучение на основе авторского наполнения студентами образовательного пространства сети Интернет (взаимообучения в сети);
— обучение, исходя из приоритета развития гуманистических качеств личности перед когнитивными;
— переход от системного подхода в обучении — к обучению на основе решения конкретных проблем, что предполагает самостоятельное получение информации за счет ее более высокой мотивационной обеспеченности;
— переход к контекстному подходу в обучении, постулирующему обучение через актуализацию всей сферы жизнедеятельности личности.
Принципиальным отличием теории сетевого обучения от существовавших теоретических конструкций является переход от исследования постфактум процессов становления личности к моделированию и проектированию ее заданного развития.
Подчеркнем еще раз, что в качестве основного ядра каждой науки, в том числе, психолого-педагогической, должна стать ее методологическая платформа, обеспечивающая понимание спектра основных идей, на которых базируется наука и которые появляются в настоящее время.
Библиографический список
Берулава, М.Н. Теоретические основы современного образования [Текст] / М. Н. Берулава. М. : Гуманитар. наука, 2011.
Берулава, Г.А. Новая сетевая теория развития личности в инфоромационном образовательном пространстве [Текст] / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Психолог, наука и образование. 2012. № 1. С. 5-18.
Она же. Методологические основы деятельности практического психолога [Текст] / Г.А. Берулава. М. : Высш. школа, 2003.
Она же. Психология развития личности [Текст] / Г.А. Берулава. М. : Изд-во УРАО, 2009. Она же. Методология современной психологии [Текст] / Г.А. Берулава. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2009.
Она же. Роль стереотипов психической активности в развитии личности [Текст] / Г.А. Берулава. М. :: Гуманитар. наука, 2010.
Она же. Стиль индивидуальности : теория и практика [Текст] / Г.А. Берулава. М. : Пед. о-во России, 2001.
18
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. М., 1997.
Варела, Ф. Автономность и аутопоэз [Электронный ресурс] / Ф. Варела. — Режим доступа : (http://autopoiesis. narod.ru/papers/Var001.doc). — Загл. с экрана.
Варела, Ф. Аутопоэз как способ организации живых систем ; его характеристика и моделирование [Электронный ресурс] / Ф. Варела, У. Матурана, Р. Уриб. — Режим доступа : (http://autopoiesis. narod.ru/papers/Maturana002.doc). — Загл. с экрана.
Кастельс, М. Информационная эпоха : экономика, общество и культура [Электронный ресурс] / М. Кастельс. — Режим доступа : (http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kasteI/ intro.php). — Загл. с экрана.
Коллинз, Р. Социология философии : глобальная теория интеллектуального изменения / Р. Коллинз. Новосибирск, 2002.
Крюков, В.В. Общение как континуум существования личности [Текст] / В.В. Крюков. Идеи и идеалы. Т. 1-2. № 2 (2). Новосибирск, 2009.
Назарчук, А.В. Сетевое общество и его философское осмысление [Текст] / А.В. Назарчук // Вопр. филос. 2008. № 7.
Ромм, Т.А. Социальное воспитание : эволюция теоретических образов [Текст] / Т.А. Ромм. Новосибирск, 2007.
Сергеев, К.В. «Периферийное знание» в дискурсе креативности : социальные сети интересного [Текст] / К.В. Сергеев // Полис. 2003. № 1.
Фасслер, М. Действительность компьютеризованных сетей // Философско-антропологические исследования [Текст] / М. Фасслер. Курск, 2006.
Хойслинг, Р. Социальные процессы как сетевые игры. Социологические эссе по основным аспектам сетевой теории [Текст] / Р. Хойслинг. М., 2003.
Хоружий, С.С. Человек и три его дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта [Текст] / С.С. Хоружий // Вопр. филос. 2003. № 1.
Шенцева, В.А. Сетевой подход в контексте философского дискурса [Текст] / В.А. Шенцева // Вопр. филос. 2012. № 8.
Berulava, C. Psychology in Practice [ТехЬ] / C. Berulava. Seattle, 2008.