Научная статья на тему 'Формирование электронно-коммуникативной компетентности преподавателя в контексте инновационной методологической платформы высшего образования'

Формирование электронно-коммуникативной компетентности преподавателя в контексте инновационной методологической платформы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE INNOVATIVE METHODOLOGICAL PLATFORM OF THE HIGHER EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ЭЛЕКТРОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ELECTRONIC COMMUNICATIONS IN THE EDUCATION / МОДЕРАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / THE ELECTRONIC COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER / MODERATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Е.В.

Обосновывается необходимость подготовки преподавателей и учителей к модерации как форме педагогической деятельности и формирования у них соответствующей компетентности на основе инновационной методологической платформы современного высшего образования в условиях массового вхождения в жизнь человека мировой информационной сети Интернет. Впервые сформулировано понятие «электронно-коммуникативная компетентность преподавателя», выявлены отличительные особенности деятельности модератора в вузовском обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the electronic communicative competence of the teacher in a context of the higher education innovative methodological platform

This article is devoted to the necessity of teacher preparation to moderating as a form of the pedagogical activity and formation of the corresponding competence on the basis of the innovative methodological platform of the modern higher education during the period of the Internet global development. The author formulates the idea «the electronic communicative competence of the teacher» and underlines distinctive features of the moderator activity of in the high school.

Текст научной работы на тему «Формирование электронно-коммуникативной компетентности преподавателя в контексте инновационной методологической платформы высшего образования»

ISNN 1029-3338

Библиографический список

1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) [Текст] / К.А. Абульханова. М.-Воронеж, 1999. 224 с.

2. Берулава, Г.А. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве [Текст] / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Психолог. наука и образование. 2012. № 1. С. 5-18.

3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. М., 1991.

4. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. М., 1996. С. 14, 42-43, 66.

5. Митина, Л.И. Формирование профессионального самосознания учителя [Текст] / Л.И. Митина // Вопр. психол. 1990. № 3. С. 58-64.

6. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. М. : Изд. Центр «Академия» ; Высш. школа, 2001. 512 с.

7. Психология самосознания : хрестоматия [Текст] / сост. Д.Я. Райгородский. Самара : Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2003. 672 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. СПб. : ЗАО «Издательство “Питер”», 1999. 720 с.

Беляева Е.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1

Глобальные изменения личностного, поведенческого и когнитивного развития современной молодёжи, произошедшие под влиянием масс-медиа и электронной сети Интернет, требуют разработки принципиально нового методологического подхода к содержанию новых форм и методов обучения и воспитания, в том числе и в высшей школе.

Роль электронных информационно-коммуникационных технологий сегодня становится для развития молодежи приоритетной. Однако целенаправленного системного перехода к современным технологиям обучения, которые бы учитывали данные изменения, сегодня не происходит. Не учитываются такие преимущества виртуального образовательного пространства, как: инициативность получения информации субъектом и, соответственно, её высокая мотивированность к усвоению; психологический комфорт в получении информации, не связанный с отрицательными моментами коммуникационного взаимодействия в реальном образовательном пространстве; полу-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 12-06-00316).— Примеч. ред.

30

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012

чение информации в соответствии с доминирующими у субъекта когнитивными, коммуникационными и аффективными стилями и стратегиями.

Развитие личности будет тем успешнее, чем в большей степени оно будет упираться на зоны актуального и ближайшего развития личности. «Зона актуального развития отражает систему умений и навыков, которыми ребенок уже овладел и на основе которых он в состоянии самостоятельно решать познавательные и другие задачи. Уровень актуального развития обуславливает зону ближайшего, т. е. круг умений и навыков, которыми ребенок сможет овладеть сам (спонтанно) или при содействии старших в процессе обучения. Зона ближайшего развития — это завтрашний день ребенка. При стечении благоприятных обстоятельств он раньше или позже самостоятельно войдет в свой завтрашний день. В условиях специально организованного, целенаправленного педагогического процесса это произойдет только в том случае, если обучение опережает актуальный уровень и приводит в движение силы, находящиеся в зоне ближайшего развития» [1]. Следовательно, системе образования сегодня необходимо широко и активно использовать преимущества Интернета в учебном и воспитательном процессах и опираться на тот опыт, который получают молодые люди в процессе общения посредством него.

Очевидно, что в процессе обучения и воспитания современной молодежи необходимо учитывать глобальные изменения в культурном контексте современного общества, определяемом новой информационной революцией, обусловленной массовым вхождением в жизнь человека мировой информационной сети.

Традиционные образовательные технологии делают ставку лишь на сферу рацио, однако психика человека активна и за счет сферы бессознательного. Именно эта сфера продуцирует всевозможные стереотипы общения, мышления, эмоционального реагирования, двигательной активности. Ускорение темпа жизни, клиповость в подаче информации приводит человека к необходимости использования оперативных, унифицированных, упрощенных схем мышления, которые, в значительной степени, базируются на сфере бессознательного. Тенденции развития современной цивилизации говорят о том, что в ближайшем будущем будет иметь место переход к интегративным, динамическим и эволюционирующим моделям знания, соответственно, это знаменуется переходом к сетевой образовательной стратегии, обеспечивающей формирование человека, живущего в условиях высокой социокультурной динамики [1, 2].

В настоящих условиях существования информационного общества в современном вузе, учитывающем массовое вхождение в жизнь молодого человека Интернет-сети, необходимо расширять сферу учебной и воспитательной коммуникации за пределы аудитории. В традиционном образовательном пространстве коммуникационные навыки молодого человека достаточно ограничены и его коммуникационный потенциал часто остаётся невостребованным. В то же время молодой личности возможность презентовать себя в коммуникационном плане очень важна.

Проблема влияния Интернета на развитие личности в последнее время привлекает особенно пристальное внимание педагогов и психологов в связи с его феноменальной ролью в развитии всего общества. Сегодня Интернет во многом психологически заменяет, прежде всего, для молодых людей, реальную деятельность, способность реализовать себя в жизни — на активность в виртуальном мире. Человек, системно «пропускаемый» через информационную среду рискует потерять свои творческие способности и, в частности, способность к порождению нового знания. Специалисты отмечают, что привычка к языковым играм и скоростным информационным потокам способна вызвать

31

ISNN 1029-3338

непоправимые искажения в мышлении: хаотизм, клиповость, неспособность удерживать в сознании какой-то один идеальный объект, разрушает способности к идеали-зационной работе. Все это в дальнейшем может сделать человека неспособным к аналитической мыслительной деятельности и в целом к теоретическому мышлению.

Важнейшим положительным моментом обучения в сети является его индивидуализация, которая каждому пользователю обеспечивает возможность работать в генетически заданном темпе; возможность индивидуально опосредованной обратной связи, когда студент имеет возможность задавать вопросы в режиме реального времени; возможность использовать игровые технологии.

Также в процессе работы за компьютером студент является не пассивным объектом обучения, а активным. Что очень важно, т. к. только самостоятельная работа активизирует познавательную деятельность человека, обеспечивает ему возможность мыслить самостоятельно в противоположность традиционному обучению, делающему акцент на механическом запоминании.

Постоянная работа в Интернете может способствовать ослаблению интереса и способности студента к самостоятельным открытиям, замедлению развития оригинальности мышления, поскольку молодые люди, многие из которых еще являются подростками, попадают в мир, где уже все известно и где нужно просто найти Соответственно, у них может быть ослаблено воображение, рефлексия, понимание, креативность, не формируется на необходимом уровне способность к общению с другими людьми. Молодые люди перестают понимать, для чего нужен педагог (преподаватель), поскольку компьютер, в отличие от него, помнит и «знает» всё.

Очевидно, что обучает и воспитывает не только содержание материала, но и субъектность педагога, проявляющаяся в его личностном отношении к излагаемому материалу. Именно в общении с преподавателем студент учится излагать мысли, дискутировать, обучается проблемной постановке вопросов, креативному отношению к действительности, нестандартным решениям профессиональных и личных задач. Обучает всё — стиль общения преподавателя, его комментарии, невербальные формы поведения, не имеющие прямого отношения к излагаемому материалу, его эмпатический потенциал, умение психологически грамотно презентовать эмоции и чувства. Этих источником формирования профессиональной компетентности и личностной сферы студента лишён компьютер и не может заменить педагога.

Сфера взаимодействия преподавателя и студента, наряду с применением традиционных образовательных технологий, нуждается в переносе и в сферу виртуального пространства Интернета, создающую высокую степень мотивации студентов к инициации механизмов саморазвития; где участники образовательного процесса должны совместно решать поставленные существующие в обществе проблемы, а также те проблемы, инициатором поднятия и декларирования которых является сам студент.

Одним из основных способов организации педагогической деятельности посредством виртуального пространства является модерация. В любой сфере, связанной с взаимодействием людей, выбором целей, стратегий и образа действий, использование модерации значительно повышает эффективность работы, заинтересованность участников коммуникационного процесса в достижении поставленных целей. Изучение вопросов модерации педагогической деятельности особенно актуально в контексте обеспечения высокого качества подготовки специалистов и оказания квалифицированной помощи в решении проблемных ситуаций, возникающих у студента.

32

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о том, что подготовка преподавателей к модерации как форме педагогической деятельности и формирование у них соответствующей компетентности является актуальной проблемой педагогической науки и практики.

В условиях огромного влияния Интернета на развитие личности, жизни в эпоху сетевого интеллекта, учителю (преподавателю) для успешного и полного выполнения своего предназначения необходима новая компетентность. Автор статьи называет её электронно-коммуникативной компетентностью, под которой понимает владение преподавателем методами использования Интернет-сети в учебных и воспитательных целях; совокупность знаний, умений и навыков преподавателя, позволяющих успешно общаться в учебно-воспитательных целях с обучаемым через Интернет-сеть.

Многие авторы пришли к необходимости разведения понятий «компетентность» и «компетенция». Они определяют компетенцию как полномочия, а компетентность как характеристику носителя этих полномочий, и приходят к выводу, что люди могут быть наделены компетенцией, но при этом не обладать компетентностью.

Так, многие учителя в школах и преподаватели вузов знают о существовании Интернет-сети и её основных функциях, но не учитывают или учитывают не полностью возможности этой виртуальной системы для обучения и воспитания.

Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание» [5, с. 56]. Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего интернет-конференции. В Ватикане модератор был лицом, который указывал на самые существенные положения в речах папы.

В современном значении под модерацией понимают один из видов сопровождения различных видов помогающей деятельности в социальной сфере, наряду с консультированием и профессиональными тренингами. Модерация направлена на раскрытие внутреннего потенциала личности, что имеет значение в любом виде социального взаимодействия, и особенно важно в процессе обучения.

В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Целью процесса педагогической модерации является установление устойчивой диалоговой связи между участниками педагогического взаимодействия, обеспечивающей процесс помощи в обучении и воспитании. Важнейшим условием обеспечения диалога и выстраивания партнерских отношений является организация интерактивного взаимодействия. Компетенция профессионального модератора предполагает умение организовать интерактивное взаимодействие между его участниками.

Функция модератора в вузовском обучении — помочь будущему специалисту «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Модерация имеет следующие характеристики: сосредоточена на конкретной проблеме; ориентирована не на конкуренцию, а на кооперацию; исключает формальный контроль и оценку; содержит способы деятельности, указывающие пути решения проблемы для группы; создает психологически комфортные условия для субъектов коммуникационного процесса.

Содержание деятельности модератора напоминает собой некую свернутую модель наставника в процессе овладения участниками способами групповой работы. Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Ситуация модерации не предполагает традиционных явлений классно-урочной системы: «подиума» (учительский стол и доска), «монолога» учителя, реципиентов (ученики —

33

ISNN 1029-3338

слушатели) и т. п. В ходе модерации групповой работы происходит совместное развитие и обучение и участников, и самого модератора. Авторитет к модератору приходит в ходе подтверждения обоснованного прогноза групповой работы, применения обдуманных технологий решения групповой задачи, постановки и решения аргументированных вопросов в демократической обстановке.

Модератор должен иметь знания в области модерации той или иной проблемы, но совсем не обязательно, чтобы он был высококвалифицированным специалистом, у которого заранее готово решение. Модератор — организатор процесса, а не содержания. Поэтому он должен обладать высоким уровнем социальной компетенции: он должен легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать групповую динамику, управлять процессом межличностного взаимодействия. Модератор поддерживает группу, организуя разумное целенаправленное поведение в ней. Участники группы должны четко представлять себе цель совместной деятельности — это позволит им избежать ложного представления о том, что их поведением манипулируют. При организации работы группы модератор играет роль своеобразного «катализатора» общественного мнения.

Таким образом, внедрение новых образовательных технологий на основе инновационной методологической платформы современного высшего образования связано с глобальным переходом к сетевым механизмам познания окружающей действительности. А сформированная электронно-коммуникативная компетентность преподавателя будет способствовать расширению сферы социальной ответственности преподавателя и студента, а также существенному обогащению коммуникационного опыта студента и его умения формулировать и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, электронно-коммуникативная компетентность педагога позволяет установить стабильные и гармоничные межличностные отношения в сфере образовательного пространства.

Библиографический список

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. Минск, 1990.

2. Берулава, Г.А. Методология современной психологии : моногр. / Г.А. Берулава. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2009.

3. Берулава, Г.А. Роль поведенческих стереотипов в развитии личности : моногр. [Текст] / Г.А. Берулава. Сочи : ИОТ РАО, 2010.

4. Берулава, Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования [Текст] / Г.А. Берулава // Вестн. практ. психол. 2010. № 4. С. 6-14.

5. Беляева, Е.В. Новый подход к воспитанию толерантности у молодежи в условиях новой техносреды [Текст] / Е.В. Беляева // Гуманизация образования. 2012. № 3. С. 18-23.

6. Беляева, Е.В. Модерация как вид педагогической деятельности [Текст] / Е.В. Беляева // Российское высшее профессиональное образование : возможности реализации жизненных и личностных проектов : материалы 3-й науч. симпозиума АРНЦ ФГУ «ПКО» РАО (ДГТУ). Ростов-на-Дону, 30 мая 2012 г. Ростов н/Д. : Изд. центр ДГТУ, 2012. С. 21-26.

7. Леонтьев, А.Н. Образ мира [Текст] : избр. психол. произв. В 2 т. Т. 2 / А.Н. Леонтьев. М. : Педагогика, 1983.

8. Таратута, Е.Е. Философия виртуальной реальности : моногр. / Е.Е. Таратута. СПб., 2007.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.