ISNN 1029-3338
Библиографический список
1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) [Текст] / К.А. Абульханова. М.-Воронеж, 1999. 224 с.
2. Берулава, Г.А. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве [Текст] / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Психолог. наука и образование. 2012. № 1. С. 5-18.
3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. М., 1991.
4. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. М., 1996. С. 14, 42-43, 66.
5. Митина, Л.И. Формирование профессионального самосознания учителя [Текст] / Л.И. Митина // Вопр. психол. 1990. № 3. С. 58-64.
6. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. М. : Изд. Центр «Академия» ; Высш. школа, 2001. 512 с.
7. Психология самосознания : хрестоматия [Текст] / сост. Д.Я. Райгородский. Самара : Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2003. 672 с.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. СПб. : ЗАО «Издательство “Питер”», 1999. 720 с.
Беляева Е.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1
Глобальные изменения личностного, поведенческого и когнитивного развития современной молодёжи, произошедшие под влиянием масс-медиа и электронной сети Интернет, требуют разработки принципиально нового методологического подхода к содержанию новых форм и методов обучения и воспитания, в том числе и в высшей школе.
Роль электронных информационно-коммуникационных технологий сегодня становится для развития молодежи приоритетной. Однако целенаправленного системного перехода к современным технологиям обучения, которые бы учитывали данные изменения, сегодня не происходит. Не учитываются такие преимущества виртуального образовательного пространства, как: инициативность получения информации субъектом и, соответственно, её высокая мотивированность к усвоению; психологический комфорт в получении информации, не связанный с отрицательными моментами коммуникационного взаимодействия в реальном образовательном пространстве; полу-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 12-06-00316).— Примеч. ред.
30
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
чение информации в соответствии с доминирующими у субъекта когнитивными, коммуникационными и аффективными стилями и стратегиями.
Развитие личности будет тем успешнее, чем в большей степени оно будет упираться на зоны актуального и ближайшего развития личности. «Зона актуального развития отражает систему умений и навыков, которыми ребенок уже овладел и на основе которых он в состоянии самостоятельно решать познавательные и другие задачи. Уровень актуального развития обуславливает зону ближайшего, т. е. круг умений и навыков, которыми ребенок сможет овладеть сам (спонтанно) или при содействии старших в процессе обучения. Зона ближайшего развития — это завтрашний день ребенка. При стечении благоприятных обстоятельств он раньше или позже самостоятельно войдет в свой завтрашний день. В условиях специально организованного, целенаправленного педагогического процесса это произойдет только в том случае, если обучение опережает актуальный уровень и приводит в движение силы, находящиеся в зоне ближайшего развития» [1]. Следовательно, системе образования сегодня необходимо широко и активно использовать преимущества Интернета в учебном и воспитательном процессах и опираться на тот опыт, который получают молодые люди в процессе общения посредством него.
Очевидно, что в процессе обучения и воспитания современной молодежи необходимо учитывать глобальные изменения в культурном контексте современного общества, определяемом новой информационной революцией, обусловленной массовым вхождением в жизнь человека мировой информационной сети.
Традиционные образовательные технологии делают ставку лишь на сферу рацио, однако психика человека активна и за счет сферы бессознательного. Именно эта сфера продуцирует всевозможные стереотипы общения, мышления, эмоционального реагирования, двигательной активности. Ускорение темпа жизни, клиповость в подаче информации приводит человека к необходимости использования оперативных, унифицированных, упрощенных схем мышления, которые, в значительной степени, базируются на сфере бессознательного. Тенденции развития современной цивилизации говорят о том, что в ближайшем будущем будет иметь место переход к интегративным, динамическим и эволюционирующим моделям знания, соответственно, это знаменуется переходом к сетевой образовательной стратегии, обеспечивающей формирование человека, живущего в условиях высокой социокультурной динамики [1, 2].
В настоящих условиях существования информационного общества в современном вузе, учитывающем массовое вхождение в жизнь молодого человека Интернет-сети, необходимо расширять сферу учебной и воспитательной коммуникации за пределы аудитории. В традиционном образовательном пространстве коммуникационные навыки молодого человека достаточно ограничены и его коммуникационный потенциал часто остаётся невостребованным. В то же время молодой личности возможность презентовать себя в коммуникационном плане очень важна.
Проблема влияния Интернета на развитие личности в последнее время привлекает особенно пристальное внимание педагогов и психологов в связи с его феноменальной ролью в развитии всего общества. Сегодня Интернет во многом психологически заменяет, прежде всего, для молодых людей, реальную деятельность, способность реализовать себя в жизни — на активность в виртуальном мире. Человек, системно «пропускаемый» через информационную среду рискует потерять свои творческие способности и, в частности, способность к порождению нового знания. Специалисты отмечают, что привычка к языковым играм и скоростным информационным потокам способна вызвать
31
ISNN 1029-3338
непоправимые искажения в мышлении: хаотизм, клиповость, неспособность удерживать в сознании какой-то один идеальный объект, разрушает способности к идеали-зационной работе. Все это в дальнейшем может сделать человека неспособным к аналитической мыслительной деятельности и в целом к теоретическому мышлению.
Важнейшим положительным моментом обучения в сети является его индивидуализация, которая каждому пользователю обеспечивает возможность работать в генетически заданном темпе; возможность индивидуально опосредованной обратной связи, когда студент имеет возможность задавать вопросы в режиме реального времени; возможность использовать игровые технологии.
Также в процессе работы за компьютером студент является не пассивным объектом обучения, а активным. Что очень важно, т. к. только самостоятельная работа активизирует познавательную деятельность человека, обеспечивает ему возможность мыслить самостоятельно в противоположность традиционному обучению, делающему акцент на механическом запоминании.
Постоянная работа в Интернете может способствовать ослаблению интереса и способности студента к самостоятельным открытиям, замедлению развития оригинальности мышления, поскольку молодые люди, многие из которых еще являются подростками, попадают в мир, где уже все известно и где нужно просто найти Соответственно, у них может быть ослаблено воображение, рефлексия, понимание, креативность, не формируется на необходимом уровне способность к общению с другими людьми. Молодые люди перестают понимать, для чего нужен педагог (преподаватель), поскольку компьютер, в отличие от него, помнит и «знает» всё.
Очевидно, что обучает и воспитывает не только содержание материала, но и субъектность педагога, проявляющаяся в его личностном отношении к излагаемому материалу. Именно в общении с преподавателем студент учится излагать мысли, дискутировать, обучается проблемной постановке вопросов, креативному отношению к действительности, нестандартным решениям профессиональных и личных задач. Обучает всё — стиль общения преподавателя, его комментарии, невербальные формы поведения, не имеющие прямого отношения к излагаемому материалу, его эмпатический потенциал, умение психологически грамотно презентовать эмоции и чувства. Этих источником формирования профессиональной компетентности и личностной сферы студента лишён компьютер и не может заменить педагога.
Сфера взаимодействия преподавателя и студента, наряду с применением традиционных образовательных технологий, нуждается в переносе и в сферу виртуального пространства Интернета, создающую высокую степень мотивации студентов к инициации механизмов саморазвития; где участники образовательного процесса должны совместно решать поставленные существующие в обществе проблемы, а также те проблемы, инициатором поднятия и декларирования которых является сам студент.
Одним из основных способов организации педагогической деятельности посредством виртуального пространства является модерация. В любой сфере, связанной с взаимодействием людей, выбором целей, стратегий и образа действий, использование модерации значительно повышает эффективность работы, заинтересованность участников коммуникационного процесса в достижении поставленных целей. Изучение вопросов модерации педагогической деятельности особенно актуально в контексте обеспечения высокого качества подготовки специалистов и оказания квалифицированной помощи в решении проблемных ситуаций, возникающих у студента.
32
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о том, что подготовка преподавателей к модерации как форме педагогической деятельности и формирование у них соответствующей компетентности является актуальной проблемой педагогической науки и практики.
В условиях огромного влияния Интернета на развитие личности, жизни в эпоху сетевого интеллекта, учителю (преподавателю) для успешного и полного выполнения своего предназначения необходима новая компетентность. Автор статьи называет её электронно-коммуникативной компетентностью, под которой понимает владение преподавателем методами использования Интернет-сети в учебных и воспитательных целях; совокупность знаний, умений и навыков преподавателя, позволяющих успешно общаться в учебно-воспитательных целях с обучаемым через Интернет-сеть.
Многие авторы пришли к необходимости разведения понятий «компетентность» и «компетенция». Они определяют компетенцию как полномочия, а компетентность как характеристику носителя этих полномочий, и приходят к выводу, что люди могут быть наделены компетенцией, но при этом не обладать компетентностью.
Так, многие учителя в школах и преподаватели вузов знают о существовании Интернет-сети и её основных функциях, но не учитывают или учитывают не полностью возможности этой виртуальной системы для обучения и воспитания.
Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание» [5, с. 56]. Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего интернет-конференции. В Ватикане модератор был лицом, который указывал на самые существенные положения в речах папы.
В современном значении под модерацией понимают один из видов сопровождения различных видов помогающей деятельности в социальной сфере, наряду с консультированием и профессиональными тренингами. Модерация направлена на раскрытие внутреннего потенциала личности, что имеет значение в любом виде социального взаимодействия, и особенно важно в процессе обучения.
В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.
Целью процесса педагогической модерации является установление устойчивой диалоговой связи между участниками педагогического взаимодействия, обеспечивающей процесс помощи в обучении и воспитании. Важнейшим условием обеспечения диалога и выстраивания партнерских отношений является организация интерактивного взаимодействия. Компетенция профессионального модератора предполагает умение организовать интерактивное взаимодействие между его участниками.
Функция модератора в вузовском обучении — помочь будущему специалисту «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Модерация имеет следующие характеристики: сосредоточена на конкретной проблеме; ориентирована не на конкуренцию, а на кооперацию; исключает формальный контроль и оценку; содержит способы деятельности, указывающие пути решения проблемы для группы; создает психологически комфортные условия для субъектов коммуникационного процесса.
Содержание деятельности модератора напоминает собой некую свернутую модель наставника в процессе овладения участниками способами групповой работы. Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Ситуация модерации не предполагает традиционных явлений классно-урочной системы: «подиума» (учительский стол и доска), «монолога» учителя, реципиентов (ученики —
33
ISNN 1029-3338
слушатели) и т. п. В ходе модерации групповой работы происходит совместное развитие и обучение и участников, и самого модератора. Авторитет к модератору приходит в ходе подтверждения обоснованного прогноза групповой работы, применения обдуманных технологий решения групповой задачи, постановки и решения аргументированных вопросов в демократической обстановке.
Модератор должен иметь знания в области модерации той или иной проблемы, но совсем не обязательно, чтобы он был высококвалифицированным специалистом, у которого заранее готово решение. Модератор — организатор процесса, а не содержания. Поэтому он должен обладать высоким уровнем социальной компетенции: он должен легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать групповую динамику, управлять процессом межличностного взаимодействия. Модератор поддерживает группу, организуя разумное целенаправленное поведение в ней. Участники группы должны четко представлять себе цель совместной деятельности — это позволит им избежать ложного представления о том, что их поведением манипулируют. При организации работы группы модератор играет роль своеобразного «катализатора» общественного мнения.
Таким образом, внедрение новых образовательных технологий на основе инновационной методологической платформы современного высшего образования связано с глобальным переходом к сетевым механизмам познания окружающей действительности. А сформированная электронно-коммуникативная компетентность преподавателя будет способствовать расширению сферы социальной ответственности преподавателя и студента, а также существенному обогащению коммуникационного опыта студента и его умения формулировать и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, электронно-коммуникативная компетентность педагога позволяет установить стабильные и гармоничные межличностные отношения в сфере образовательного пространства.
Библиографический список
1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. Минск, 1990.
2. Берулава, Г.А. Методология современной психологии : моногр. / Г.А. Берулава. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2009.
3. Берулава, Г.А. Роль поведенческих стереотипов в развитии личности : моногр. [Текст] / Г.А. Берулава. Сочи : ИОТ РАО, 2010.
4. Берулава, Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования [Текст] / Г.А. Берулава // Вестн. практ. психол. 2010. № 4. С. 6-14.
5. Беляева, Е.В. Новый подход к воспитанию толерантности у молодежи в условиях новой техносреды [Текст] / Е.В. Беляева // Гуманизация образования. 2012. № 3. С. 18-23.
6. Беляева, Е.В. Модерация как вид педагогической деятельности [Текст] / Е.В. Беляева // Российское высшее профессиональное образование : возможности реализации жизненных и личностных проектов : материалы 3-й науч. симпозиума АРНЦ ФГУ «ПКО» РАО (ДГТУ). Ростов-на-Дону, 30 мая 2012 г. Ростов н/Д. : Изд. центр ДГТУ, 2012. С. 21-26.
7. Леонтьев, А.Н. Образ мира [Текст] : избр. психол. произв. В 2 т. Т. 2 / А.Н. Леонтьев. М. : Педагогика, 1983.
8. Таратута, Е.Е. Философия виртуальной реальности : моногр. / Е.Е. Таратута. СПб., 2007.
34