Научная статья на тему 'Теория развивающего обучения в физическом воспитании школьников'

Теория развивающего обучения в физическом воспитании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕОРИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИКЛИЧЕСКИЕ ЛОКОМОЦИИ / PHYSICAL EDUCATION / THEORY OF EDUCATIONAL ACTIVITY / MOVEMENT COORDINATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / CYCLIC LOCOMOTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найданов Баир Намдакович, Плотникова Ирина Ивановна

В данной статье мы попытались отразить возможные пути и способы решения важнейших задач, стоящих перед физическим воспитанием в современной общеобразовательной школе. К этим задачам, на наш взгляд, относятся: обучение учащихся жизненно важным умениям и навыкам; обучение учащихся умению самостоятельно заниматься доступными им физическими упражнениями; обеспечение необходимого развития личности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найданов Баир Намдакович, Плотникова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF DEVELOPMENTAL EDUCATION IN THE COURSE OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

In this article we have tried to highlight the possible means and ways of solving important goals in the sphere of physical education in modern comprehensive school. In our opinion, these goals include: teaching important knowledge and skills to students; teaching students to do physical exercises by themselves; providing self-development of student’s personality.

Текст научной работы на тему «Теория развивающего обучения в физическом воспитании школьников»

Галимова Алена Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физической и огневой подготовки ВосточноСибирского института МВД России. г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. Тел.: 8(3012)269146.

Жигжитов Бадмадоржо Содномбалович, аспирант Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]

Naidanov Bair Namdakovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of sports management and tourism, Buryat State University, Ulan-Ude.Tel. 89835310677 e-mail: [email protected]

Galimova Alena Gennadevna, senior lecturer, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs. Irkursk, Lermontova str. 110. Tel. 8(3012)269146.

Zhigzhitov Badmadorzho Sodnombalovich, postgraduate student, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolina str. 24a. E-mail: [email protected]

УДК 836

© Б. Н. Найданов, И. И. Плотникова ТЕОРИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье мы попытались отразить возможные пути и способы решения важнейших задач, стоящих перед физическим воспитанием в современной общеобразовательной школе. К этим задачам, на наш взгляд, относятся: обучение учащихся жизненно важным умениям и навыкам; обучение учащихся умению самостоятельно заниматься доступными им физическими упражнениями; обеспечение необходимого развития личности школьников.

Ключевые слова: физическое воспитание, теория учебной деятельности, координация движений, учебная деятельность, циклические локомоции.

B. N. Naidanov, I. I. Plotnikova

THEORY OF DEVELOPMENTAL EDUCATION IN THE COURSE OF PHYSICAL EDUCATION

OF SCHOOLCHILDREN

In this article we have tried to highlight the possible means and ways of solving important goals in the sphere of physical education in modern comprehensive school. In our opinion, these goals include: teaching important knowledge and skills to students; teaching students to do physical exercises by themselves; providing self-development of student's personality.

Keywords: physical education, theory of educational activity, movement coordination, educational activity, cyclic locomotions.

До недавнего времени физическое воспитание в школе сводилось в основном к физической подготовленности и обучению учащихся двигательным умениям и навыкам. В методических пособиях и учебных программах лишь декларировалась задача обучения учащихся умениям самостоятельно заниматься физической культурой, мало внимания уделялось развитию личности [2].

Для решения указанных выше актуальных задач была выбрана психолого-педагогическая теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), которая, как показывает опыт работы по другим предметам, дает возможность учителю решать целый комплекс сложных задач в обучении. В физическом воспитании, помимо решения основных двигательных задач, занятия, построенные на основе теории учебной деятельности, оказывают влияние и на развитие личности. В связи с этим мы усматриваем возмож-

ность говорить о личностно ориентированном развивающем обучении в рамках концепции Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [3].

Исследований по использованию теории учебной деятельности в физическом воспитании крайне мало. Впервые попытку применить эту теорию предпринял М.М. Абызов. Однако задачи его исследования ограничились только обучением координации движений и не были связаны с обучением двигательным действиям, чему было посвящено наше исследование.

М.М. Абызов, исследуя психологические особенности учебных задач и учебных действий по обучению детей 10-11 лет координации движений на занятиях по физическому воспитанию, пришел к выводу, что обучение детей координации движений может осуществляться в форме особых учебных задач. Такое обучение позволяет сформировать у них общий способ выполне-

ния упражнений, связанных с изменением направления движений.

Мы частично принимаем такие выводы, лишь хотим отметить, что в нашем случае изучалась возможность построения целостной учебной деятельности на занятиях по физическому воспитанию. Мы использовали компоненты теории учебной деятельности при решении более широкой проблемы: обучение целому блоку двигательных действий - локомоциям, причем также на основе нахождения общего способа выполнения локомоторных движений в ходьбе, беге, ходьбе на лыжах. Выделенные и освоенные детьми общие закономерности локомоций позволили им найти еще в начале обучения то общее, характерное, присущее всем циклическим локомоциям, что дало возможность им в дальнейшем более успешно осваивать названные двигательные действия, их технику. М.М. Абы-зов рассмотрел возможности применения теории учебной деятельности в более узком смысле: при обучении координации движений. Он также пришел к выводу о том, что использование теории учебной деятельности создает благоприятные условия для успешного последующего выполнения упражнений, связанных с координацией, что способствует в целом более быстрому овладению соответствующими разделами программы физического воспитания в школе.

Попытку применить психолого-педагогическую теорию учебной деятельности при обучении основам самостоятельной игровой деятельности (на примере подвижных игр) осуществила Т.Ю. Торочкова. Высказанные в этой работе выводы о более успешном усвоении на основе теории учебной деятельности самостоятельной игровой деятельности, необходимых умений и навыков, освоении способов обобщения полученных знаний согласуются с результатами нашего исследования.

На основе вышеназванных задач была разработана методика, которая включала учебную деятельность, связанную с умением анализировать изучаемый предмет, выделять основные и второстепенные элементы и их взаимосвязь, контролировать выполняемые действия, оценивать полученные результаты и способы их достижения.

В педагогическом эксперименте была проверена эффективность разработанного подхода к обучению локомоциям на основе теории учебной деятельности. Также было проверено влияние экспериментальной методики на развитие умений управлять своими движениями: на формирование мотивации к занятиям физической

культурой в школе и вне школы; на физическую подготовленность учеников. Было выявлено, что новое содержание и примененная нами методика проведения уроков физической культуры в экспериментальной группе положительно сказались на изменении показателей двигательной подготовленности, в частности, на результатах выполнения тестов и контрольных упражнений, требующих развития мышечной силы, общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также способности к быстроте реагирования и перестроению движений.

В результате проведенного исследования было выявлено, что учащиеся начальной школы способны овладевать основными элементами учебной деятельности, осваивать на их основе технику локомоций, способы самостоятельных занятий и постепенно вырабатывать у себя привычку к использованию физической культуры в целях самосовершенствования.

Из всего арсенала двигательных действий нами были выбраны циклические локомоции. С одной стороны, учащиеся уже владели естественными умениями в таких локомоторных действиях, как ходьба и бег. С другой стороны, перед нами ставилась задача проследить, как эмпирически освоенные двигательные действия после их глубокого изучения на основе теории учебной деятельности становятся элементами подлинной культуры движений, т.е. каким образом дети учатся управлять ими, изменять темп, овладевать правильной техникой локомоций. Кроме того, нам представилась возможность проследить пути освоения неизвестных ранее детям двигательных действий, а именно: передвижения на лыжах.

Таким образом, нами обоснованы особенности методики обучения двигательным действиям на примере циклических локомоций с преимущественным использованием психолого-педагогической теории учебной деятельности. При этом мы опирались на основные положения теории построения движения Н.А. Бернштейна, в частности, на его доказательства того, что для выполнения движения важна коррекция движения в ходе его выполнения [1].

Технология разработки обучения локомоци-ям на основе теории учебной деятельности и принципов личностно ориентированного обучения является определенным шагом в продвижении к решению задач обучения двигательным действиям и в обозначении проблем в теории и методике физического воспитания школьников. Результаты нашей исследовательской деятельности свидетельствуют о статистически досто-

верном уровне значимости и эффективности применения методики обучения локомоциям на основе теории учебной деятельности в процессе познания и освоения двигательных действий, подтверждают существование принципиальной возможности организовать процесс обучения двигательным действиям на основе названной теории и предполагают возможность и необходимость дальнейших исследований в этой области.

В результате лонгитюдного исследования необходимы следующие рекомендации.

1. Цели и ценности современной общеобразовательной школы - это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Основная задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться и устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Однако содержание образования по-прежнему выполняет скорее «знаниевую» (как приоритетную), чем развивающую функцию. Для личностно ориентированной парадигмы образования более существенной является ориентация на ценности, чем на конечные цели.

Важным в личностно ориентированном образовании является понимание того, что овладение научной системой знаний (познание) является не целью, а средством развития, а ученик изначально является субъектом познания.

2. Любое обучение является развивающим, но не всякое развивающее обучение является личностно ориентированным. Мы усматриваем прямую взаимосвязь в направлении целей, содержания, форм и методов обучения между личностноориентированным обучением и развивающим обучением концепции Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, поскольку оба обеспечивают развитие уникальности, неповторимости и видят в ученике субъекта собственной деятельности по самоизменению и саморазвитию.

3. Субъектом собственной деятельности ученик может стать, выполняя в ходе обучения полноценную учебную деятельность и усваивая в ходе нее теоретические знания. Опираясь на психологическую теорию учебной деятельности Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, мы видим возможность личностно ориентированной подготовки учащихся в физкультурно-образователь-ном пространстве при использовании метода постановки и решения школьниками учебных задач. Развитие субъекта учебной деятельности происходит тогда, когда младший школьник постепенно превращается в учащегося, изменяющегося и совершенствующего самого себя в

процессе осуществления учебной деятельности. Чтобы изменять и совершенствовать самого себя, ребенок должен, во-первых, знать о своих ограниченных возможностях в чем-либо; стремиться и уметь преодолевать свою собственную ограниченность. Это означает, что ребенку следует рассматривать основания своих собственных действий и знаний, т.е. рефлексировать. Рефлексия же является одним из компонентов теоретического мышления, формирующегося в учебной деятельности, а также важнейшим значимым качеством личностного становления. Способность рефлексировать формируется на базе субъектного опыта ученика, при этом учет, реализация, а также «окультуривание» опыта предполагаются в личностно ориентированном обучении.

4. Первоначально младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно, т.е. поддерживают друг друга в принятии и решении учебной задачи, проводят диалоги и развернутые дискуссии по вопросам выбора лучших действий, лучшего пути решения, т.е. на первых порах формирования учебной деятельности она выполняется коллективным субъектом. Но постепенно эту деятельность начинает самостоятельно осуществлять каждый ребенок, становящийся индивидуальным ее субъектом (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукер-ман и др.). Формирование индивидуального субъекта учебной деятельности является ближайшей и прямой предпосылкой воспитания личности младшего школьника.

5. Личностно ориентированная развивающая парадигма образования на основе теории учебной деятельности требует кардинального пересмотра и преобразования дидактических принципов, форм и методов обучения младших школьников физкультурно-образовательному компоненту.

Согласно теории учебной деятельности, принцип сознательности должен быть преобразован в принцип деятельности, принцип наглядности - в принцип предметности, принцип доступности целесообразно преобразовать в принцип развивающего обучения.

Основной формой обучения при правильной организации учебной деятельности учащихся следует считать учебное сотрудничество ребенка и взрослого. Необходимо обучать детей сотрудничеству и со сверстниками, и с самим собой, т.е. учебное сотрудничество надо рассматривать по трем линиям: сотрудничество «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок», «я - я».

Основной формой уроков в системе личност-но ориентированного развивающего обучения, на которых строится совместная учебная деятельность класса, является дискуссия, направленная на то, чтобы обнаружить разные точки зрения на обсуждаемую проблему, выявить их логические основания, скоординировать разные мнения участников совместного действия так, чтобы общее действие оказалось возможным.

Универсальным методом обучения (учения) становится метод решения учебных задач, реализуемый посредством различных приемов.

Реализация метода решения учебных задач возможна через разворачивание учебного диалога между учителем и детьми, между самими детьми. Существуют различные виды учебного диалога, но сложность организации любого очевидна. Важно в первую очередь осознать необходимость смены профессиональной позиции педагога, которая связывается с умением вместе с детьми выстраивать научно-теоретическое знание. Педагогическая деятельность диалогического типа требует от педагога такого исходного качества, как выраженность у него самого личностного начала. Кроме того, овладение новой педагогической технологией на основе идей личностно ориентированного развивающего обучения и теории учебной деятельности требует от учителя физической культуры достаточно знаний психологии ребенка, знаний личностных особенностей детей и недоступности жесткого давления на них в процессе усвоения социального опыта. Новая технология вы-

водит учителя физической культуры на позиции, обеспечивающие развитие чувства успешности каждого участника педагогического процесса, формирует у ребенка желание учиться и познать мир.

6. Выдвигаются новые требования к уроку физической культуры и особенностям его проведения на основе грамотного применения форм, методов обучения, на основе диалогического стиля деятельности педагога с учащимися.

Правильно организованное личностно ориентированное развивающее обучение на основе теории учебной деятельности в области физической культуры обеспечивает формирование практических умений и навыков на уровне, не уступающем тому, который отмечается в лучших классах, обучающихся по традиционной системе.

7. Работа педагога по организации личностно ориентированной физкультурно-образова-

тельной деятельности учащихся с привлечением дискуссионной формы обучения строится с учетом следующего содержания:

- поддержка со стороны учителя сложившейся у детей потребности к взаимодействию со взрослыми и сверстниками и «выращивания» мотивации продуктивного учебного сотрудничества в условиях организации физкультурной деятельности, а также самостоятельности и инициативности в собственной двигательной деятельности;

- опора педагога в работе на субъективный двигательный опыт учащихся;

- усвоение учащимися теоретических знаний по физкультурно-образовательному компоненту путем постановки и решения (под руководством учителя, а затем самостоятельно) учебных задач;

- формирование у учащихся умений и навыков ведения дискуссии при открытии ими теоретических знаний в области физкультурно- образовательного компонента;

- обучения учащихся саморефлексии.

Литература

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: ФиС, 1991. -288 с.

2. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Зависимость развития мышления младших школьников от характера обучения // Вопросы психологии. - 1973. - № 5. - С. 68-75.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

Найданов Баир Намдакович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивного менеджмента и туризма Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 89835310677.

Плотникова Ирина Ивановна, старший преподаватель Иркутского государственного университета. г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1. Тел. 89501263045.

Naidanov Bair Namdakovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of sports management and tourism, Buryat State University.Tel. 89835310677

Plotnikova Irina Ivanovna, senior lecturer, department of physical culture, Irkutsk State University. Tel. Irkutsk, Karl Marx str. 1. Tel. 89501263045

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.