ностные качества обучающихся в условиях двигательной активности;
3. Общедидактические технологии дают возможность построить целостный образовательный процесс при помощи особой организации учебного процесса, которая будет эффективна для развития всех основных видов двигательных способностей;
4. Современные развивающие частнопред-метные технологии основываются на избранном целевом способе деятельности педагога для реализации конкретного содержания обучения в рамках одного вида двигательных действий, например, как это было выполнено и рассмотрено в данной статье - прыжках в длину с разбега.
Литература
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
2. Кудрявцев М.Д. Педагогическая технология организации личностно-ориентированной физкультурно-образовательной деятельности учащихся начальной школы: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во АПК и ПРО АКАДЕМИЯ, 2005. 208 с.
3. Лернер И.Я. Состав содержания общего образования и его системообразующие факторы // Теория содержания общего среднего образовательного физкультурного компонента и пути ее построения. М., 1979. С. 49.
4. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997. № 6. С. 10-15.
Плотникова Ирина Ивановна, старший преподаватель, Иркутский государственный университет, г. Иркутск. Тел. 200846.
Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ. Тел. 8(3012)216989.
Кудрявцев Михаил Дмитриевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой валеологии Торгово-экономического института, Сибирский федеральный университет. Тел. 8(9048)987547. E-mail: [email protected].
Михалева Елена Алексеевна, учитель физической культуры, МОУ СОШ №14, г. Красноярск. Тел. 8(3912)018791. E-mail: [email protected].
PlotnikovaIrinaIvanovna, senior lecturer, Irkutsk State University, Irkutsk. Ph.: 200846.
Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of theoretical foundation of physical education, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, master of sport in skiing. Ph.: 216989.
Kudryavtsev Mikhail Dmitrievich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University, Ph.: 8 904 898 7547. E-mail: [email protected].
Mikhaleva Elena Alekseevna, a teacher of physical culture, secondary school №14, Krasnoyarsk. Ph.: 83912018791. E-mail: [email protected].
УДК 372.8:796
© И.И. Плотникова, Г.Я. Галимов, М.Д. Кудрявцев, Е.А. Михалева, Т.М. Бортникова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В ФУТБОЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается создание возможностей для применения развивающего обучения в теории и практике преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях.
Ключевые слова: развивающее обучение, физическая культура, образовательный процесс, теория учебной деятельности, обучение игре в футбол.
I.I. Plotnikova, G. Ya. Galimov, M.D. Kudryavtsev, E.A. Mikhaleva, T.M. Bortnikova
DEVELOPING EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN TO PLAY FOOTBALL AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE
The article considers the arrangement opportunities for application of development training in the theory and practice of teaching physical education in the comprehensive educational institutions.
Keywords: developing education, physical culture, educational process, theory of learning activities, teaching to play football.
Актуальность. Футбол в настоящее время, без сомнения, одна из самых популярных спортивных игр в современном мире. В первом разделе комплексной программы В.И. Ляха,
А.А. Зданевича (2010 г.), определяющем содержание основных форм физической культуры в начальных классах, в программном материале по подвижным играм, наряду с перечнем игр,
входят простейшие задания по развитию техники футбола (удары по воротам), а также предложены варианты игр [5].
При развивающем обучении футболу очень важно учитывать комплекс индивидуальных свойств личности, морфофункциональные особенности учащихся, уровень развития физических качеств (преимущественно скоростно-силовых), координационные способности, способность к оперативному решению двигательных задач и тактическому мышлению.
При традиционном обучении в школе игре в футбол основным методом является разучивание двигательного действия по частям: сначала отдельные элементы игры, а затем - их применение в игре. Дети первоначально усваивают предложенные им в готовом виде частные эмпирические знания и умения и лишь затем переходят к их обобщению (действия в игре). Если традиционное обучение пользуется путем перехода от частного к общему, то обучение на основе теории учебной деятельности построено путем перехода от общего к частному [3].
Данная методика обучения игре в футбол базируется на положениях современной психолого-педагогической теории учебной деятельности Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова, создающей возможность личностно-ориентированной подготовки учащихся в физкультурно-образователь-ном пространстве, отвечающей принципам здо-ровьесберегающей педагогики при использовании метода постановки и решения школьниками учебных задач [2].
Анализ основных положений теории учебной деятельности показал, что в случае практического применения экспериментальной методики развивающего обучения игре в футбол школьников можно достичь хороших результатов педагогической деятельности.
Экспериментальная методика включает в себя три этапа.
Первый этап обучения - это формирование учебно-познавательных мотивов. От того, как и насколько будут сформированы учебно-познавательные мотивы, зависит качество обучения.
В наши дни популярность футбола по-прежнему огромна, но у современных ребят интерес к футболу все больше зрительский. Потому необходимо уже в начальной школе прививать школьникам интерес к данной игре. На первом этапе уместно дать ученикам возможность поиграть в мини-футбол, объяснив им самые простые правила.
Ученики сравнивали свою игру с игрой старших ребят, которые были приглашены на урок, и отмечали, что в футболе необходимо уметь быстро бегать, иметь хорошую координацию, меткость, надо развивать командные действия. Так были сделаны выводы о том, что игре в футбол необходимо учиться.
На втором этапе проводилось обучение двигательным действиям через учебные действия и операции, посредством которых решается учебная задача. На последующих занятиях в дискуссии ученики решали первую задачу - с чего надо начинать учиться? Ребята, опираясь на свой опыт, вспоминали, что у многих после удара по мячу он вылетал за границы поля. Они выделяли главные двигательные действия - ведение мяча и удар по мячу. Таким образом, необходимо было сначала научиться взаимодействию стопы с мячом. С этой целью ученики с помощью модели человека с двигающимися руками и ногами моделировали различные моменты контакта мяча и стопы.
Работая в группах, ребята решили, что удар по мячу можно нанести носком, внутренней частью стопы и внешней стороной стопы. Разбирались, как же надо ударять по мячу, чтобы не было травм? С помощью учителя ученики пришли к выводу о том, что при ударе носком надо выполнять следующие движения: отвести ногу назад (замах); направить ногу носком вперед, в сторону мяча; опорная нога находится чуть сзади мяча; бьющая нога резко выпрямляется; носок бьющей ноги должен попасть в середину мяча.
Перед ударом и в момент удара нога должна быть напряжена в коленном и голеностопном суставах, пальцы в бутце приподняты кверху и напряжены, пятка опущена.
В эстафетах ученики выполняли удары с места по неподвижному мячу в стенку, а также с разбега по неподвижному мячу в стенку.
Разбирались ошибки: опорная нога в момент удара находится далеко от мяча, и бьющая нога едва дотягивается до мяча; носок опорной ноги развернут наружу или внутрь. Носок бьющей ноги не попал в середину мяча.
Умение «почувствовать» мяч ученики отрабатывали в эстафетах и игровых упражнениях. Так, ребята, становясь на небольшом расстоянии друг от друга в свободном порядке, выполняли на большой ровной площадке ведение мяча перед собой и несильные удары по мячу. Это упражнение они выполняли по свистку в игре «Слушай сигнал». По свистку нужно бегать по полю и просто бить по мячу ногой, что-
бы привыкнуть к этому ощущению. По второму свистку ученики останавливались (в это время одни ученики могли поговорить с учителем о возникших проблемах, другие - просто отдохнуть). Главная задача - не сталкиваться с другими игроками.
Игра «Контролируй удар!». Ученики выстраивались на линии старта. У каждого был мяч. По свистку они начинали движение к противоположной линии поля и гнали перед собой мяч. В игре ставилась задача: мяч нужно толкать легко, чтобы он не «убегал» далеко и чтобы его можно было контролировать. Побеждал тот, кто быстрее добегал до противоположной стороны площадки.
В играх ученики определяли зависимость работы мышц и силы удара. В дискуссиях определяли, что на силу удара влияет замах ногой, а также умение сочетать скорость движения и силу мышц ног. В игре «Кто дальше» ученики отрабатывали силу удара по мячу. Играющие выстраивались на линии старта. По свистку нужно было ударить как можно сильнее. Судья отмечает, чей мяч улетел дальше всех.
На занятиях ученики на модели и на практике разбирали технику удара внутренней стороной стопы («щечкой»). Выполнив в эстафетах ведение различными способами, ученики поняли, что этот удар применяется главным образом как точная передача на небольшое расстояние. Но когда игрок оказывается в непосредственной близости от ворот, можно точно пробить по воротам. С помощью учителя разбирались движения при ударе внутренней стороной стопы: опорная нога должна быть сбоку - сзади; колено опорной ноги чуть согнуто; стопа бьющей ноги разворачивается так, чтобы быть к мячу внутренней стороной; в момент удара можно наклонить туловище над мячом.
Игровое упражнение «Маятник» помогало отработать данный удар. Играющий кладет мяч между ступнями ног. По свистку он начинает несильно бить по мячу боковой частью ступни, толкая мяч от правой ноги к левой и обратно. Задача - продержать мяч как можно дольше в таком состоянии, чтобы он не выкатился за пределы возможного удара [1].
Во время занятий для отработки удара «щечкой» применялись игровые упражнения.
1. «Мяч в паре». Проведение: игроки делятся на пары и становятся на небольшом расстоянии друг от друга. Первоначально расстояние не должно превышать один метр. У каждой пары мяч. Нужно пасовать мяч друг другу, ударяя по нему «щечкой» ноги. Задача играющих - уда-
рить не сильно, а так, чтобы партнер сумел перехватить мяч - тоже «щечкой» ноги. После тренировочных упражнений можно устроить небольшое состязание между парами игроков: какая пара дольше продержит мяч, отдавая пас друг другу [1].
2. «Отдай мяч водящему». Дети (пять-шесть человек) выстраиваются в линию, лицом к водящему. Водящий бьет по мячу «щечкой» в сторону стоящих на линии так, чтобы он долетел до одного из игроков. Тот отбивает мяч обратно. Каждый играющий получает мяч по очереди. Лучше, если на первых порах роль водящего будет выполнять взрослый. Когда дети освоятся с упражнением, можно давать пас мячом не по порядку - от первого ребенка к последнему, - а «в разбивку», в случайном порядке. В этом случае от детей, отбивающих мяч, требуется повышенное внимание [1].
Для совершенствования координации и сыгранности игроков на занятиях применялось игровое упражнение «Мяч в кругу». Оно заключается в следующем. Все играющие встают в круг так, чтобы расстояние между ними было небольшим. Один из игроков - в центре круга. Расстояние от него до игроков в кругу - не больше метра. Центральный игрок бьет «щечкой» ноги по мячу, посылая его одному из игроков. Каждый игрок так же отбивает мяч. После этого мяч посылается его соседу. И так дальше по кругу. Бить по мячу нужно несильно, стараясь точно послать его другому игроку. Лучше начинать с небольших расстояний и совсем слабых ударов. Главное - добиваться точного паса. Когда дети освоятся с этим упражнением, можно провести командные состязания: чья команда дольше не позволит мячу вылететь за границы круга.
Большая часть времени отводилась воспитанию умения попадать в ворота. Роль ворот могут выполнять кегли. Две кегли ставятся на некотором расстоянии от линии удара. Игрок, выходящий на старт, бьет по мячу, стараясь попасть в импровизированные ворота. Ширину ворот и их удаленность от линии подачи мяча нужно варьировать в зависимости от возможностей детей. После того как дети научатся справляться с этим заданием, можно разделить их на две команды и считать количество удачных попаданий. Чья команда забьет больше голов, та и победила. На первых порах в упражнениях, не требующих сильных ударов, можно использовать обычные резиновые мячи.
На третьем этапе формировалось умение переходить от ориентации к получению правильного результата, при решении конкретной
задачи - к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий. Ученики обобщали приобретенные двигательные умения и пробовали перенести их на другие виды двигательных действий, то есть после того как ученики, выполняя игровые упражнения, эстафеты освоили ведение мяча, основные удары по мячу, они могли применить эти действия в различных вариантах игры в футбол. На первых порах обучения ученики с удовольствием играют большим (для фитнеса) мячом. В игре «Футбол в парах» ребята учатся взаимодействию, разбившись на пары, играют, держась за руки. В игре «Два мяча», в которой участники играют двумя мячами, развивается координация, умение видеть площадку и игроков (боковое зрение).
Если в начальной школе в учебную программу входят обучение ударам по воротам, игры с элементами футбола, то, начиная с 5-го по 11-е классы, в программе расписаны конкретные элементы техники игры в футбол. С 5-го класса необходимо стремиться научить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без него) в нападении и защите.
В процессе занятий необходимо чаще использовать индивидуальные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами при развитии тех или иных двигательных способностей.
Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, используя упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей и на совершенствование основных приемов [4].
В старших классах увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.
Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тогда, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодействиями в нападении и защите.
При изучении использовался групповой метод, когда совместно работающие дети, общаясь, дискутируя, находят общий способ решения какой-либо задачи
Заключение. Обучение футболу на основе теории учебной деятельности помогает детям освоить закономерности владения мячом, благодаря чему они овладевают более сложной тех-
никой футбола в среднем и старшем звене быстрее и легче. А это повышает в целом результативность обучения, прочность приобретенных навыков.
Полученные в ходе практического исследования результаты позволяют сделать следующие выводы.
1. Развивающее обучение в системе физического воспитания младших школьников - это процесс самообучения, условия для которого создаются педагогами.
2. Положительный эффект применения теории учебной деятельности при обучении младших школьников двигательным действиям (например, метание мяча) очевиден. Создаются условия для развития личности при получении знаний и приобретении умений, что в свою очередь благоприятствует улучшению состояния физического и психического здоровья учеников.
3. В соответствии с теорией учебной деятельности освоенное ими умение выполнять учебную задачу путем знания механизма достижения конечного результата будет способствовать более самостоятельному освоению других видов спортивных игр и исправлению своих ошибок.
4. Обучение футболу на основе теории учебной деятельности помогает детям освоить закономерности владения мячом, благодаря чему они осваивают более сложную технику футбола в среднем и старшем звене быстрее и легче, что повышает результативность обучения, прочность приобретенных навыков.
5. Разработанный авторами подход к лично-стно-ориентированной подготовке младших школьников в физкультурном образовании обеспечивает объединение и органичное взаимодействие всех этапов представленной технологии.
6. В процессе исследовательской работы экспериментально доказана доступность разработанного нами содержания данной технологии, ее обоснованность и эффективность.
Литература
1. Баландин Г.А., Назарова Н.Н., Казакова П.А. Урок физкультуры в современной школе: метод. рекомендации. Вып. 2. Футбол. М.: Советский спорт, 2003.
2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
3. Кудрявцев М.Д. Физкультурное образовательное пространство как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся. М.: АПКиПРО, 2002. 185 с.
4. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //
К.В. Равковский. Пути оптимизации тренировочного процесса тяжелоатлетов первого года подготовки в вузе
Физическая культура: воспитание, образование, трениров- 5. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа
ка. 1996. №1. С. 11-17. физического воспитания. М., 2010.
Плотникова Ирина Ивановна, старший преподаватель, Иркутский государственный университет, г. Иркутск. Тел. 200846.
Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ. Тел. 8(3012)216989.
Кудрявцев Михаил Дмитриевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой валеологии Торгово-экономического института, Сибирский федеральный университет. Тел. 8(9048)987547, 8(3912)652763. E-mail: [email protected]
Михалева Елена Алексеевна, учитель физической культуры, МОУ СОШ №14. E-mail: [email protected]. Тел. 83912018791.
Бортникова Татьяна Моисеевна, учитель физической культуры МБОУ СОШ №13, г. Красноярск. Тел. 8(3912)64-9447.
PlotnikovaIrinaIvanovna, senior lecturer, Irkutsk State University, Irkutsk. Ph.: 200846.
Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of theoretical foundation of physical education, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, master of sport in skiing. Ph.: 216989.
Kudryavtsev Mikhail Dmitrievich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University, Ph.: 8 904 898 7547. E-mail: [email protected].
Mikhaleva Elena Alekseevna, a teacher of physical culture, secondary school №14, Krasnoyarsk. Ph.: 83912018791. E-mail: [email protected].
Bortnikova TatyanaMoiseevna, a teacher of physical culture, secondary school №13, Krasnoyarsk. Ph.: 8 391264-94-47
УДК 796.88
© К.В. Равковский
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ ПЕРВОГО ГОДА ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
В статье изложен анализ экспериментального исследования, направленного на оптимизацию тренировочного процесса тяжелоатлетов первого года подготовки в вузе.
Ключевые слова: оптимизация тренировочного процесса тяжелоатлетов, совершенствование техники толчка штанги и развитие мышц ног, относительный объем упражнений.
K. V. Ravkovsky
THE WAYS OF OPTIMIZATION OF WEIGHT-LIFTERS' TRAINING PROCESS IN THEIR FIRST YEAR AT THE UNIVERSITY
The article describes the analysis of the experimental studies aimed at optimization of the weight-lifters training process in their first year at the university.
Keywords: optimization of weight-lifters training process, improvement of the technique of weight jerk and development of leg muscles, relative volume of exercises.
Тяжелая атлетика - олимпийский вид спорта, имеющий большой научно-педагогический опыт начальной подготовки спортсменов 12-17 лет. Методических разработок по первому году подготовки тяжелоатлетов в вузе очень мало. Несомненно, школьники и студенты находятся на разных ступенях физической и функциональной зрелости и обладают разными уровнями адаптации к тренировочным нагрузкам. В примерной программе спортивной подготовки по тяжелой атлетике для ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, УОР (2005) рекомендовано принимать в группы начальной подготовки подростков и юношей 1217 лет, там же приводятся методические указа-
ния по обучению начинающих тяжелоатлетов за первые 3 месяца и содержание основной части занятий в первый год тренировок. В методических рекомендациях используется унифицированный подход: воспитанникам 12-17 лет предлагаются одинаковые тяжелоатлетические нагрузки. С этим нельзя согласиться. Для юных спортсменов разных возрастов тренировочные воздействия могут оказаться или завышенными (в 12 лет), или заниженными (в 17 лет), что не способствует оптимизации тренировочного процесса.
Мнения специалистов о сроках первоначального усвоения техники классических упражне-