М.Н. Оробей, Г.Я. Галимов. Мини-футбол в комплексном развитии школьников младших классов
УДК 376.3
© М. Н. Оробей, Г. Я. Галимов МИНИ-ФУТБОЛ В КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
В статье рассматриваются аспекты внедрения мини-футбола на уроках физической культуры как фактор развивающего обучения в начальной школе, который является оптимальным средством в комплексном развитии младших школьников.
Ключевые слова: личностное ориентирование, развивающее обучение, мини-футбол.
M. N. Orobey, G. Ya. Galimov MINI-SOCCER IN INTEGRATED DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN
In the article the aspects of mini-soccer implementation at the lessons ofphysical culture are considered as a factor of developing training at elementary school which is the optimum means in the integrated development of younger school students.
Keywords: focus on personality, developing training, mini-soccer.
Физическая культура является одним из важных направлений, оказывающих влияние на формирование гармоничной личности человека. Ее роль уникальна в плане комплексного развития, особенно у подрастающего поколения, в ней проявляются и совершенствуются физические, нравственные и социальные, личностно ориентированные качества конкурентоспособной личности [1, 8].
На данном этапе включение мини-футбола в учебный процесс начальной школы влечет за собой ряд проблем:
- мини-футбол очень интересная игра для школьников, но мы не знаем, как он воздействует на развитие физических качеств, психику, внимание, мышление, память и умственное развитие учащихся;
- внедрение мини-футбола в школьную программу потребует большего количества часов для изучения этого вида, а их недостаточно;
- ФГОС для начальной школы содержит материал по спортивным играм, но на освоение технических элементов и приемов игры в футбол отводится очень небольшой объем времени;
- со стороны школы недостаточно внимания уделяется формированию интереса к двигательным действиям на основе игровой и соревновательной деятельности мини-футбола;
- игровые виды спорта - это командная игра, но мы не знаем, как будет проявляться коллективизм, среди учащихся начальных классов.
Вышеизложенные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске путей реализации развивающего обучения двигательным умениям и навыкам в игровой деятельности, а следовательно, повышении эффективности физического воспитания в началь-
ной школе, и определили тему наших исследований - «Мини-футбол в комплексном развитии школьников младших классов».
Анализ учебно-методической литературы по вопросам воспитания учащихся общеобразовательной школы показал, что психическим показателям и тем более «социальному интеллекту» отводилась существенно меньшая роль, в связи с тем, что ранее акцент делался на развитии физической сферы школьника. На данный момент положение изменилось, и воспитание детей, способных быстро обучаться, легко усваивать в больших количествах новую информацию, перерабатывать и трансформировать полученные знания, умения и навыки в соответствии с быстро меняющейся ситуацией, стало объективной необходимостью. Если раньше школьники заучивали готовые «образцы» движений, то теперь им предстоит решать «двигательные» задачи в различных нестандартных ситуациях, творчески переосмысливая и дополняя их в соответствии со своими индивидуальными особенностями. На основе анализа опубликованной литературы очевидно, что эту деятельность невозможно усвоить на базе традиционной системы физического воспитания в связи с тем, что весь этот набор личностных качеств сам по себе не возникает даже у одаренных детей. Он развивается и формируется только в ходе специально организованного учебно-педагогического процесса у детей начальных классов.
На современном этапе развития общества недостаточно внимания уделяется содержанию развивающего обучения в теории и методике физического воспитания, не в полной мере реализована возможность содействовать естественному физическому развитию и его опережению
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
13/2014
в физическом воспитании школьников. Между тем именно в системе развивающего обучения возможна значительная активизация умственного воспитания и личностного роста, основанного на взаимном развитии ученика и учителя [2, 3,
4].
Формирование мотивации к дальнейшему обучению, уровню здоровья детей начальных классов в процессе уроков физической культуры возможно посредством увеличения целенаправленной двигательной активности, деятельност-ного подхода, через игровую мотивацию на основе подвижных видов спорта, в том числе футбола, мини-футбола [5].
Проведенные обследования свидетельствуют, что лишь 15 % школьников могут быть признаны здоровыми, 50 % учащихся имеют отклонения в здоровье, а 35 % страдают хроническими заболеваниями. Вследствие этих обстоятельств уроки физкультуры сегодня посещают лишь 75 % школьников, а в спортивных секциях занимается лишь один ученик из десяти. В то же время растет число подростков, злоупотребляющих курением и алкоголем, а также попавших в наркотическую зависимость, проявляющих асоциальное поведение. Естественно, в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся особую актуальность приобретает необходимость эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в школе, особенно во внеурочное время. К числу наиболее эффективных средств такой работы, безусловно, относится мини-футбол - любимая игра детей и подростков. Игра, отличающаяся простотой, доступностью и высокой эмоциональностью, как нельзя лучше соответствует процессу развития личности в школе [7].
Сегодня в нашей стране во многих регионах создаются благоприятные условия для массовых занятий мини-футболом, утвержденные Российским футбольным союзом и Ассоциацией мини-футбола России как общероссийского проекта «Мини-футбол - в школу» [6].
Нами проведено анкетирование 125 школьников младших классов в возрасте 8-9 лет в общеобразовательной школе г. Иркутска. По результатам анкетирования установили, что более 90% опрошенных, как среди мальчиков, так и девочек, с удовольствием занимаются на уроках физической культуры. Однако среди учащихся
2-х классов, где мини-футбол используют в комплексном развитии, интерес к занятиям значимо выше и составляет 87,5 % по сравнению с классами, целенаправленно не пропагандирующие игровые виды - 44,5% (р > 0,01). Также в этих классах 59 % школьников затруднились определить интересующий игровой вид спорта.
Считаем, что в комплексном развитии школьников младших классов мини-футбол может совершенствовать функциональную деятельность организма, обеспечивать правильное физическое развитие, формировать положительные навыки и черты характера, стремление к достижению высокого результата. А также являться оптимальным средством развития у детей начальной школы: мышления, внимания, развитие памяти, координации, чувства коллективизма. Особенно он может повлиять на решение кардинальной проблемы двигательной активности и здоровья подрастающего поколения в сложных климатических условиях Восточной Сибири.
Литература
1. Любецкий Н.П., Князев А.А. Социальное здоровье, массовый спорт как факторы социализации российской молодежи: учеб. пособие. - Ростов н/Д, 2005. - 264 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с нем. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. - 296 с.
3. Абакумова Л.В. Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005. - 18 с.
4. Фролов C.B., Фролов С.С. Особенности опережающего подхода в физической подготовке школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 2. - С. 13-18.
5. Лубышева Л.И. Спортизация общеобразовательных школ России: новые векторы развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 63-65
6. Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол - игра для всех. - М.: Советский спорт, 2007. - 264 с.
7. Общероссийский проект «Мини-футбол в школу» / Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. - URL: www.bmsi.ru
8. Ситаров В.А. Дидактика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2008. - 347 с.
Оробей Максим Николаевич, аспирант кафедры теории физической культуры Бурятского государственного университета, старший преподаватель кафедры физической культуры НИ ИрГТУ. Тел. 664074, е-таП: [email protected]
А.Е. Павлов, В.Б. Гармаев. Совершенствование системы управления подготовкой юных спортсменов в единоборствах
Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета, чл.-кор. РАЕ, тел. 269146, e-mail: [email protected]
Nikolayevich Orobey Maxim, postgraduate student, department of theory of physical culture, Buryat State University, senior lecturer, department of physical education, Irkutsk State Technical University. Те! 664074. E-mail: [email protected]
Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University, corresponding member of Russian Academy of Natural Sciences, , tel. 269146, e-mail: [email protected]
УДК 796.8
© А. Е. Павлов, В. Б. Гармаев
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ЕДИНОБОРСТВАХ
В статье представлен понятийный аппарат системы управления подготовкой спортсменов в единоборствах. Приведены результаты исследований по влиянию психофизиологического типа человека на оценку состояния здоровья на контингенте студентов-спортсменов. Показана необходимость учета врожденных индивидуальных особенностей организма человека при диагностике функционального состояния.
Ключевые слова: управление, система подготовки спортсменов, спортивный резерв, технико-тактическая подготовка, психофизиологический тип, функциональное состояние.
A. E. Pavlov, V. B. Garmaev
IMPROVEMENT THE CONTROL SYSTEM FOR PREPARATION OF YOUNG SPORTSMEN IN MARTIAL ARTS
The article presents a conceptual apparatus of the control system for preparation of sportsmen in martial arts. The results of the research in the influence of human psycho-physiological type on the evaluation of health status are submitted on the example of students-sportsmen. The necessity of taking into account the innate individual features of a human body at the diagnosis of fanctional status is revealed.
Keywords: control, system for preparation of sportsmen, sports reserve, technical and tactical training, psycho-physiological type, functional status.
Подготовка спортивных резервов в единоборствах - очень сложная и неоднозначная системная проблема. Рост достижений в международном спорте требует неустанного поиска новых, более эффективных средств, методов и организационных форм подготовки спортивного резерва. В связи с этим ведутся целенаправленные научные исследования по дальнейшему совершенствованию и научному обоснованию системы подготовки спортсменов в детско-юношеских спортивных школах, училищах олимпийского резерва и школах высшего спортивного мастерства. Их задачами являются подготовка дальнего и ближнего резерва сборных команд России, укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие, поскольку в детском и юношеском возрасте закладывается фундамент высоких и стабильных спортивных достижений.
Сложность подготовки борца заключается в иерархичности подсистем и элементов; наличии нескольких качественных уровней; большем числе объектов: технико-тактические действия, скоростно-силовые упражнения, средства пси-
хической коррекции и т.д., для описания которых требуются специфические методы исследования, методы моделирования и структурно-функционального анализа.
В современном спорте конкуренция постоянно усиливается, поэтому ведущее значение приобретают вопросы научного обоснования и совершенствования системы управления подготовкой спортсменов (Миндиашвили Д.Г., 1996; Новиков А.А., 2000).
Управление системой подготовки квалифицированных спортсменов является одной из наиболее актуальных проблем спортивной науки. Как и любая другая система, она может рассматриваться в следующих аспектах: 1) системно-компонентный, раскрывающий содержание входящих в нее элементов; 2) системно-структурный, выявляющий взаимосвязи и взаимозависимости этих элементов; 3) системно-функциональный, исследующий закономерности функционирования системы; 4) системно-интегративный, объясняющий механизмы сохранения системы как таковой; 5) системно-