Н.А. Милевская, Г.Я. Галимов. Методика обучения игре в хоккей с мячом спортсменов начальной подготовки
УДК 796.355
© Н. А. Милевская, Г. Я. Галимов
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ХОККЕЙ С МЯЧОМ СПОРТСМЕНОВ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается вопрос о популяризации хоккея с мячом (бенди) как в России, так и за рубежом, раскрывается методика тренировочного процесса команды, включающая раскрытие основных приемов тактики и техники ведения игры.
Ключевые слова: хоккей с мячом (бенди), начальная подготовка.
N. A. Milevskaya, G. Ya. Galimov
METHODOLOGY OF TEACHING PLAYING BANDY FOR SPORTSMEN OF INITIAL LEVEL
In the article the issue of bandy promotion is considered both in Russia and abroad, the methodology of training process is revealed including tactical and technical skills of conducting a play.
Keywords: bandy, initial level.
Опыт организации занятий хоккеем в разных странах показывает, что организованное обучение игре можно начинать с 7-8 лет. Хоккей пользуется большой популярностью у детей, и эту заинтересованность можно и нужно правильно использовать, организуя систематические занятия в детских группах. Такие занятия могут быть организованы на любой ледяной площадке: во дворах, на площадках ЖЭК или катка стадиона.
Хоккей с мячом - спортивная зимняя командная игра, проводящаяся на ледяном поле с участием двух команд. Официальным термином в России является «хоккей с мячом», в международной практике принято название «бенди». Бенди официально признан Международным олимпийским комитетом в качестве зимнего вида спорта, до настоящего времени не входит в официальную программу зимних Олимпийских игр. В 2011 году на VII Зимних Азиатских играх хоккей с мячом был включен в программу официально. В Алма-Ате в декабре 2012 г. впервые состоялся чемпионат Азии. Борис Скрынник, президент Федерации хоккея с мячом России (ФХМР) и Международной федерации бенди (FIB), заявил, что хоккей с мячом может быть включен в программу Олимпийских игр 2018 года.
Занятия с детьми необходимо строить на основе широкого использования подвижных и специально разработанных подводящих игр и хоккея по упрощенным правилам. Отличным примером для будущих игроков, возможно, послужит просмотр видеоматериалов, например, XXXIV Чемпионата мира по хоккею с мячом среди мужчин, который состоялся феврале 2014
года в городе Иркутске, где сборная России стала чемпионом мира.
Для девушек, увлекающихся хоккеем, скорее всего, хорошим примером послужит просмотр трансляции VII женского чемпионата мира по хоккею с мячом. Матч состоялся в финском городе Лаппеэнранта в 2014 году между двумя школами женского бенди России и Швеции. Спор за выявление сильнейшего начался ровно 10 лет назад в этом же городе. На протяжении десяти лет сборная России занимала почетное второе место, но только в этом году девушки стали чемпионками мира. Костяк сборной России по хоккею с мячом составляли девушки ДЮСШ «Рекорд» г. Иркутска, а это ни много ни мало 16 человек из 20 игроков.
В городе Иркутске ежегодно проводятся соревнования по хоккею с мячом среди школ, ссу-зов и вузов, среди спортивных площадок по месту жительства, проводятся турниры «Кубок мэра», «Кубок губернатора». Такие мероприятия не только популяризируют данный вид спорта, но и позволяют привлечь новые кадры в спорт.
Активное участие в развитии данного спорта принимают различные города, например, в городе Улан-Удэ третий год подряд проходит турнир по хоккею с мячом на призы депутата Городского совета Сергея Супони. В нем принимают участия хоккеисты школьных площадок. В этом году турнир посвящен открытию зимних Олимпийских игр в Сочи. Главная цель турнира - приобщить школьников всех возрастов к зимним видам спорта и в целом не забывать о здоровом образе жизни.
В последние годы перед тренерским составом и преподавателями физической культуры
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
13/2014
учебных учреждений все чаще возникают трудности, связанные со слабой физической подготовкой ребят. Возможно, это результат популярной в нынешнее время виртуальной реальности. Все чаще подростки проводят свободное время сидя за компьютером в сети Интернет, что никак не способствует физическому развитию, а наоборот, в ряде случаев только ослабляет мышечный тонус и, как следствие, физическое здоровье в целом. Данная проблема с каждым годом становится все актуальнее. На сегодняшний день мы работаем над решением вопроса, применяя индивидуальный подход не только при обучении игре в хоккей, но и при взаимодействии с каждым игроком отдельно.
Основополагающим критерием в совершенствовании мастерства хоккейной команды, вне зависимости от территориального расположения и достижения ею более результативных показателей, званий и титулов, является как тренировочный процесс команды в целом, так и индивидуальная работа с каждым игроком сборной. В том числе на процесс обучения игре в хоккей влияет и учебно-тренировочный комплекс. Тактика обучения должна быть выстроена с учетом занимаемого амплуа, особенно это важно в работе со спортсменами начальной подготовки.
Большое значение на тренировках уделяется умению спортсмена правильно оценить игровую обстановку, с целью дальнейшего принятия решения по выбору игровой позиции. Таким образом, игрок в ходе тренировочного процесса обучается выполнять опеку соперника и самим не быть опекаемым. Такой подход применим и является обязательным в иркутских спортивных школах. Для обучения командным упражнениям начинают с упрощенных условий, постепенно усложняя и увеличивая количество участвующих во взаимодействии, активное и пассивное действие игроков. Обучение взаимодействию в защите начинается с подстраховки игрока. В дальнейшем игроки переходят на переключение.
Примерные упражнения:
1. Передача мяча в парах без смены и со сменой мест игроков, без ведения мяча и с ведением мяча.
2. Упражнение «восьмерка», передача мяча с продвижением вперед в тройках (без сопротивления и с сопротивлением защиты).
3. Выполнение прямого и углового удара (определить функции игроков).
Первый шаг в изучении командных тактических действий в игре необходимо начать с макета или на поле с определенной расстановкой игроков. Следует рассказать, какие есть амплуа
игроков, какое амплуа за что отвечает. Спортсмены начальной подготовки должны усвоить расстановку игроков и порядок их действий на своих позициях, а также взаимодействие звеньев и отдельных игроков. Нужно владеть организованным переходом от защиты к нападению и обратно. Обучение командным действиям в нападении начинают с разъяснения функций игроков при быстром прорыве и позиционном нападении.
Обучение ведению мяча начинают с основного способа перекладывания мяча. Необходимо обратить внимание при ведении мяча на следующее: перекладывая мяч с одной стороны крюка на другую, следует накрывать мяч крюком клюшки, чтобы между крюком и льдом образовался необходимый угол. С первых же занятий нужно обучить занимающихся выполнению ведения мяча без зрительного контроля.
Примерные упражнения:
1) ведение мяча по прямой с изменением направления и скорости;
2) ведение мяча с последующей передачей мяча партнеру;
3) ведение мяча с обводкой фишек, с последующим ударом в ворота.
Обучение другим способам ведения мяча ведется в той же последовательности. Изучение отбора мяча осуществляют в парах и групповых упражнениях одновременно с совершенствованием обманных движений. Перехвату мяча уделяют большое внимание, умению определить передачу и выбрать место, своевременно и быстро выходить на мяч. Вначале изучают перехват при поперечных передачах мяча, затем перехват мяча с выходом из-за опекаемого игрока.
Примерные упражнения:
1. Игрок выполняет ведение мяча, другой игрок, сближаясь с ним, пытается отобрать или выбрать мяч клюшкой.
2. Два игрока выполняют передачу мяча, за одним из них игрок, отбирающий мяч. Во время передачи отбирающий мяч. Во время передачи отбирающий старается выйти из-за принимающего и перехватить передачу.
3. Игрок выполняет удар по воротам, защитник старается выбрать мяч в момент замаха клюшкой.
4. Игрок выполняет ведение мяча вдоль борта, защитник пристраивается к нему, выбирая момент для того, чтобы выбить мяч.
5. Игра в квадрат с двумя водящими.
Практика иркутских спортивных школ показала, что при обучении игре в хоккей следует учитывать и психологические особенности де-
Б.Н. Найданов, А.Г. Галимова., Б.C. Жигжитов. Инновационные подходы к системе физического воспитания школьников
тей, занимающихся спортом, в первую очередь стремление быстрее овладеть техникой, не обращая должного внимания на детали и особенности движения, связанные с игрой без мяча.
Таким образом, на эффективность результата обучения, скорее всего, влияет кропотливая работа тренера, тщательный подбор упражнений, правильная последовательность, а также создание у занимающихся устойчивого интереса к занятиям.
Литература
1. Теплых В.В. Мы хотим всем «Рекордам» наши звонкие дать имена! - Иркутск, 2012. - 101 с.
2. Соснин В.И., Щеглов М.И., Юрин В.Л. Хоккей с мячом: энциклопедия. - М.: Новые технологии, 2009. - 808 с.
3. Синяевский В.А. Хоккей с мячом - народная игра: сборник. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1986. - 144 с.
Милевская Наталия Алексеевна, учитель физической культуры в МБОУ СОШ № 35 г. Иркутска. E-mail: milevskayanat@mail.ru
Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики. Тел. 8(3012)269146. E-mail: bsu@bsu.ru
Milevskaya Natalya Alekseevna, a teacher of physical culture, secondary school № 35 Irkutsk,. E-mail: milevskayanat@mail.ru
Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogy. Те! 8(3012)269146. E-mail: bsu@bsu.ru
УДК 796
© Б. Н. Найданов, А. Г. Галимова, Б. C. Жигжитов
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формирования физической культуры школьника.
Ключевые слова: образование, физическое воспитание, целевые ориентиры, концептуальные подходы, физические нагрузки, мини-волейбол (волейбол по-японски).
B. N. Naidanov, A. G. Galimova, B. S. Zhigzhitov
INNOVATIVE APPROACHES TO THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN
The most characteristic feature in modern concept of physical education is a shift of emphasis towards the increase of the role of educational focus as a determining condition of successfulness in formation physical culture of schoolchildren.
Keywords: education, physical education, targets, conceptual approaches, physical loads, mini-volleybal (the Japanese volleyball).
Несмотря на очевидную важность образовательной направленности, интеллектуализации учебного процесса, одной из самых актуальных является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. По данным Министерства здравоохранения РФ, с каждым годом увеличивается количество детей, которые приходят в общеобразовательную школу, уже имея проблемы со здоровьем. Учащиеся начальной школы в большинстве своем ведут малоподвижный образ жизни (компьютеры, телевидение), представляющий большую угрозу для организма. Гиподинамия становится дамокловым мечом, так как
выражается это в нарушении функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. Подтверждают эти выводы публикации В.К. Бальсевича, М.Я. Ви-ленского, Н.А. Карпушко, Л.И. Лубышевой, В.И. Ляха, В.Н. Шаулина и др. По данным Министерства здравоохранения РФ, полноценное здоровье в начальной школе имеют 10-12 % детей; в основной - 8 %; в средней - 5 % числа обучающихся.
Исследователи данной проблемы отмечают, что одна из главных причин кроется в самих ис-